Заседание № 260
О проекте федерального закона № 903108-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (в части, касающейся особенностей применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий, 5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Второе чтение законопроекта. Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается подготовленный ко второму чтению проект закона, внесённый Президентом Российской Федерации, об изменении в законодательство о противодействии экстремистской деятельности. Уважаемые коллеги, вы помните, в рамках обсуждения в первом чтении мы детально останавливались на концепции закона, предложенного Президентом Российской Федерации, которая касается прямой защиты священных писаний и невозможности сопряжения их с экстремизмом. На данный момент комитет провёл работу по подготовке ко второму чтению, и должна сказать, что юридико-технических или каких-либо содержательных замечаний по тексту закона не имеется и на рассмотрение палаты предлагается единственная таблица поправок, рекомендуемых к отклонению. Также, уважаемые коллеги, в качестве ремарки хотела бы отметить, что вчера состоялось очень важное событие - Всемирный русский народный собор, в работе которого принимали участие представители всех традиционных конфессий Российской Федерации и на котором обсуждалась тема исторического наследия князя Владимира, и чрезвычайно отрадным является тот факт, что Россия демонстрирует такое уникальное межконфессиональное, межнациональное сотрудничество. Инициатива президента по защите священных писаний и невозможности сопряжения их с экстремизмом получила глубокий отклик и понимание в условиях той реальной действительности, в которой сегодня взаимодействуют наши народы, опираясь на традиции и веру, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в соответствии с законом "О свободе совести...". Комитет всецело поддерживает данный законопроект и во втором, и в третьем чтении и ставит перед палатой на голосование единственную таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 21 мин. 24 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел.31,1 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. По третьему чтению, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Исходя из того что текст проработан и полностью готов для рассмотрения и во втором, и в третьем чтении, просим в "час голосования" принять законопроект во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 09 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 35 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 903108-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (в части, касающейся особенностей применения законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в отношении религиозных текстов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Докладывает Гарри Владимирович Минх. Пока Гарри Владимирович идёт к трибуне, уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у нас сегодня очень большая программа, да вы, наверное, это и сами почувствовали. В связи с этим Совет Госдумы предложил сегодня большой перерыв сократить до одного часа, но, даже несмотря на это, нам придётся непросто. Я это вам говорю для того, чтобы вы это имели в виду при обсуждении рассматриваемых вопросов. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президент Российской Федерации внёс на ваше рассмотрение очень короткий проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Тема эта исключительно важная. Мы с вами знаем, что Россия - это многонациональная, многоконфессиональная страна и очень большое количество наших граждан - это люди, которые реализуют или индивидуально, или совместно своё конституционное право на свободу совести, на свободу вероисповедания. И конечно, вопрос о том, на каких принципиальных основах, мировоззренческих основах построены традиционные российские конфессии, традиционные религии, - это вопрос, по сути дела, философский, мировоззренческий, но он, к сожалению, имеет и довольно серьёзное практическое значение. Вы знаете, что есть недобросовестные люди, которые зачастую используют тексты священных писаний, чтобы реализовать свои корыстные и, прямо скажу, антиконституционные цели, - как вы знаете, Конституцией Российской Федерации запрещается всякая деятельность, направленная на разжигание различных форм розни, вражды, в том числе на религиозной основе. Безусловно, с учётом серьёзной значимости этой проблемы и с пониманием того, что вопрос о духовных, мировоззренческих, в том числе религиозных основах жизни нашего российского общества - это вопрос, который нуждается в постоянной заботе, внимании, в том числе со стороны государства, Президентом Российской Федерации внесён данный проект федерального закона. Вы знаете, что права и свободы человека и гражданина - это высшая ценность с точки зрения нашей Конституции, а государство обязано признавать эти права и свободы, соблюдать и защищать эти права и свободы. И логика данного законопроекта такова: предусмотрено, что содержание, а также цитаты из священных книг - Библии, Корана, Танаха и Ганджура - не могут анализироваться на предмет противоречия антиэкстремистскому законодательству, таким образом государство создаёт механизмы защиты, в том числе от самого себя, чтобы обеспечить беспрепятственную реализацию этого важнейшего конституционного права. Вот, по сути дела, основной смысл данного законопроекта. Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать инициативу президента и проголосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, в Российской Федерации действуют Основы государственной культурной политики, утверждённые Президентом Российской Федерации в декабре 2014 года. В данном стратегически важном государственном документе есть очень важная позиция - о том, что формирование национально-культурного самосознания, нашей национально-культурной идентичности, безусловно, связано с традиционными религиями, которые имеют особое значение для нашего общества и для нашего государства. В связи с этим нормы Конституции и законодательства, которые обеспечивают свободу совести, несомненно, гарантируют каждому гражданину Российской Федерации свободу совести и вероисповедания, более того, никакими другими нормативными актами не могут умаляться и ущемляться права верующих. Инициатива, которую мы рассматриваем, внесена Президентом Российской Федерации и, безусловно, подтверждает, что священные писания, которые занимают центральное место в жизни верующих и отражают мировоззренческую позицию мировых традиционных религий, религий, имеющих прямое отношение к нашей национальной культуре и государственности, обладают особой общегуманитарной ценностью и будут обеспечены иммунитетом, государственной защитой, что любое сопряжение священных писаний традиционных религий с экстремизмом недопустимо и будет являться противоправным действием. Это важно и с точки зрения того, что именно традиционные религии формировали свод духовно-нравственных ценностей, которые защищают мир от агрессии, обеспечивают безопасность - национальную, государственную, цивилизационную. Россия фактически подаёт миру пример защиты того, что в настоящее время особенно актуально, без преувеличения, для всего человечества, потому что именно защита от экстремизма и терроризма во многом предопределяется защитой государства, общества тех традиционных религий, которые формируют очень миролюбивую, дружественную мировоззренческую позицию. Комитет по безопасности и противодействию коррупции, несомненно, поддерживает инициативу президента, мы полагаем, что внесение конкретной нормы в законодательство антиэкстремистского характера, которая призвана обеспечить защиту интересов общества и государства, защиту от любых проявлений экстремизма, которая будет гарантировать невозможность сопряжения священных писаний с экстремизмом, будет иметь реальное и важное значение для обеспечения безопасности России и будет являться, как я уже сказала, примером для других цивилизованных государств. Мы данную инициативу поддержим и полагаем, что парламент данную инициативу также полностью поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, я думаю, что депутаты дружно поддержат этот законопроект, он абсолютно оправдан, но мой вопрос вот какой. Абсолютно верно, что нельзя внеисторически подходить к текстам великих традиционных религий, но точно так же, с нашей точки зрения, нельзя внеисторически подходить к гуманитарным текстам вообще, как гуманитарий, я берусь это утверждать. Помните, скажем, у Константина Симонова: "Так убей же хоть одного! / Так убей же его скорей! / Сколько раз увидишь его, / Столько раз его и убей!"? С точки зрения современной политкорректности - ужасно, с точки зрения исторической - абсолютно оправданно обращение к советскому солдату с такими словами. Как вы думаете, президент - или вы, как представитель президента, - может поддержать либо поправки, либо законодательные инициативы, направленные на то, чтобы аналогичные нормы были приняты и в отношении вообще гуманитарных, классических гуманитарных текстов? МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Николаевич, я думаю, что в вашем предложении есть определённое смешение жанров, если я могу использовать такой термин. Когда мы ведём речь о мировых религиях и говорим, что одно из основных прав человека и гражданина - свобода совести, свобода вероисповедания, - это одна грань проблемы, которую мы сегодня рассматриваем и в отношении которой внесён президентский законопроект. Когда мы ведём речь о творчестве, о свободе творчества, безусловно, мы не можем анализировать это творчество в отрыве в том числе от исторического, гуманитарного контекста: от той эпохи, от того времени и от тех адресатов, кому были направлены данные послания. Я думаю, любое научно-аналитическое исследование строится в том числе и с использованием таких методов, как исторические методы, сравнительные, ну и так далее. Это достаточно известные, я бы сказал, школьные прописные истины, касающиеся того, что такое предмет и метод, это используется в рамках любой научной дисциплины, в том числе и в отношении того, о чём я сейчас говорю, отвечая на ваш вопрос. Повторю, это разные вещи, и здесь я исходил бы из очень простой логики, которая, на мой взгляд, точно прослеживается в законопроекте. Есть мировые религии, есть мировоззренческие основы, на которых построены и держатся, стоят эти мировые религии, и они прошли многовековую и даже тысячелетнюю проверку временем, поэтому в данном случае президент в русле этой логики предлагает органам власти и другим участникам, тем, кто включён в работу по борьбе с экстремизмом, исходить из того, что содержание данных священных текстов, цитаты из них просто не могут подвергаться в этом плане такому, может быть, не очень качественному анализу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С., фракция КПРФ. Уважаемый Гарри Владимирович, ну, известно выражение "Пастернака не читал, но осуждаю" - здесь у нас немножко в обратном смысле: я думаю, почти никто не читал Танах с Ганджуром, но, безусловно, мы должны барьер провокациям поставить. И вот в заключении профильного комитета, подписанном Ниловым, написано совершенно правильно: "Комитет отмечает, что сегодня религиозный фактор активно задействуется для организации провокаций...". Вот с моей точки зрения, комментарий Кадырова, показанный по телевизору, - это тоже было на грани провокации, потому что вот, так скажем, призыв к миллиарду мусульман, апелляция - это нагнетание на ровном месте, суд вполне мог бы разобраться и эту проблему закрыть. Мы сто лет... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, вопрос сформулируйте. КАШИН Б. С. Вопрос в том, что не надо ли пересмотреть вообще отношение к самому закону и не было ли это ошибкой? А если тем более мы начнём расширять эти списки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Борис Сергеевич, вы ведёте речь о законе, посвящённом свободе совести? КАШИН Б. С. "О противодействии экстремистской деятельности". МИНХ Г. В. Законов, которые регулируют эти отношения, довольно много, но сейчас мы с вами ведём речь об очень конкретной поправке применительно к закону "О противодействии экстремистской деятельности". Я, безусловно, также считаю, что на любые решения органов государственной власти, судебных инстанций, в том числе и на те, с которыми мы не согласны (это, кстати, и к нам с вами относится), надо реагировать исключительно юридически корректными и по форме, и по содержанию ответами. Я не сторонник того, что здесь надо действовать в соответствии с третьим законом Ньютона, согласно которому на каждое действие должно быть противодействие - такое же действие, только противоположного направления. Ваш пример, конечно, нам известен, но всё-таки я исхожу из того, что сейчас мы говорим об очень конкретной проблеме и предлагаем, как мне кажется, очень качественный механизм её решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Гуманитарные ценности - вещь крайне необходимая, и надо ценить это всё. Все страны мира борются с экстремизмом, с терроризмом и так далее - это мы все тоже прекрасно знаем. У меня вопрос к Гарри Владимировичу и к Ирине Анатольевне. Я попытался провести своё исследование по поводу того, есть ли ещё в какой-либо стране мира подобный закон, который бы так определял эти четыре священные книги. Может быть, я работал плохо, но Интернет у всех одинаковый, а я исходил из его возможностей, может, я что-то неправильно просматривал, но я не нашёл ни одной такой страны. Скажите, что, в других странах, помимо нас, нет такой проблемы с этими четырьмя священными книгами? Или у нас действительно, как сказал мой товарищ и друг Борис Сергеевич Кашин, такие извращённые законы?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Сергей Николаевич, я не очень понял вашу последнюю фразу про извращённые законы - всё-таки законотворческая функция в ваших руках, и я не согласен с вашей самокритикой в этом отношении. Что касается зарубежных аналогов, которые точно соответствовали бы тому, что мы сегодня рассматриваем, то я их тоже не знаю. Но надо исходить также из того, что Российская Федерация в этом плане уникальная страна, и это не вопрос извращения законодательства, а вопрос оценки того, насколько необходимо и возможно отреагировать на сложившуюся ситуацию с учётом этнического состава, конфессий, представленных в Российской Федерации, и количества людей, реализующих здесь своё право на свободу вероисповедания. При этом мы также знаем, что недобросовестными людьми предпринимаются попытки использовать тексты священных книг, чтобы совершать действия, которые явно противоречат и антиэкстремистскому законодательству, и Конституции Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мы с вами, к сожалению, знаем примеры девальвации духовно-нравственных ценностей из международного опыта, из международной практики, и в стенах нашего парламента мы не единожды уже принимали решения, которые направлены на защиту духовно-нравственных ценностей и традиций, выработанных нашим народом на протяжении многовековой, тысячелетней истории. Ни вероисповедания, ни национальности не разделяют народы России сегодня и не должны разделять никогда, именно поэтому Россия принимает закон, который вводит прямой императив о невозможности сопряжения с экстремизмом священных писаний. Это означает ровно то, что для нас эти традиции святы и незыблемы, что для нас понятия безопасности и свободы, безусловно, основаны на уважении той культуры, тех традиций, которые выработала наша нация на протяжении этого времени. Таким образом, мы фактически подаём пример - что делали уже не раз - другим цивилизованным странам, если они всерьёз обеспокоены и заинтересованы в том, чтобы глобально человечество было защищено от экстремизма и терроризма. Несомненно, в понимании нашего государства - и президент это подтверждает - очень важно защищать фундаментальные ценности. Я обращаю ваше внимание на то, что вчера на Валдайском форуме наш президент говорил о том, что не приемлет и не поддерживает любые попытки компрометации, например, ислама, потому что террористическая угроза, которая сегодня существует в мире, во многом предопределена именно тем, что искажаются традиционные ценности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Денис Николаевич Вороненков. ВОРОНЕНКОВ Д. Н., фракция КПРФ. Безусловно, культура - это то звено нашей огромной страны, которое сплачивает, объединяет всех граждан. У меня вопрос к Гарри Владимировичу: является ли окончательным предложенный перечень традиционных религиозных текстов и чем был продиктован их выбор? И к Ирине Анатольевне вопрос: вот я не понимаю, что такое моя личная "национально-культурная идентичность"? Идентичность чему или кому и почему я должен быть чему-то идентичен? И ещё: как будут соблюдаться права атеистов в данном законе? Они ведь тоже могут быть экстремистами, то есть как этих людей мы должны ограничивать в рамках этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Денис Николаевич, выбор четырёх мировых традиционных религий обусловлен содержанием закона "О свободе совести...", именно в нём содержится данный перечень: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. Эти четыре мировые традиционные религии закреплены в данном федеральном законе, поэтому здесь мы просто следуем логике российского закона "О свободе совести...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна, вы добавите? ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, Конституция провозгласила основополагающие права граждан Российской Федерации, свобода совести и свобода вероисповедания также являются конституционной гарантией, конституционным правом. И правоотношения в этой области, вы знаете, в Российской Федерации регулирует закон "О свободе совести...". Кроме того, действующее законодательство по борьбе с экстремизмом защищает всех граждан Российской Федерации независимо от национальной принадлежности, от вероисповедания - это уже тоже факт состоявшийся. Новелла, предложенная президентом, фактически означает то, что нормы Конституции и закона "О свободе совести..." получают своё развитие и поддержку и в специальном законодательстве, целью которого является обеспечение безопасности граждан Российской Федерации, их защита от проявлений экстремизма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Вопрос Гарри Владимировичу. Гарри Владимирович, известно, что Русская православная церковь с самого начала опиралась на священные тексты на древнерусском языке, самый существенный раскол церкви произошёл из-за попыток изменить тексты. Какой конкретно текст будет положен в основу канонического текста Библии: тот, который сейчас у Русской православной церкви, или тот, который возникнет потом, потому что сейчас церковь меняет текст (и это очень сложный процесс), или переведённые с латыни библейские тексты, которые нам привозят западные проповедники? И вопрос Ирине Анатольевне Яровой. Ирина Анатольевна, будет ли цитирование Библии в любом контексте являться экстремизмом, если цитирование точное, но в совокупности произнесённое будет, условно говоря, представлять угрозу жизни и здоровью человека? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гарри Владимирович, пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Андреевич, я хотел бы обратить ваше внимание на текст законопроекта (вот сейчас я использую слово "текст" в отношении законопроекта), на формулировку "их содержание и цитаты из них". Речь идёт не о тексте, а о содержании тех книг, которые указаны в законопроекте. Безусловно, существует проблема перевода. Есть переводы на русский язык, которые считаются общепризнанными, общепринятыми, и есть переводы священных писаний, священных книг с библейского иврита, санскрита, древнегреческого и других языков. Здесь речь идёт о содержании, и вопрос в том, каким образом содержание с одного языка перелагается, или конвертируется, на другой язык, и насколько это содержание адекватно - это тоже вопрос оценки. В Русской православной церкви используется синодальный перевод, который был сделан в XIX веке, но, если вы знаете или помните об этом, этот перевод может применяться только для личного, скажем так, потребления, для удовлетворения личных потребностей, а в деятельности религиозной организации - Русской православной церкви используется более древний язык, тот, о котором вы говорили. В общем-то, есть уже устоявшееся понимание того, какой перевод наиболее адекватно воспроизводит содержание оригиналов этих текстов. Проблема перевода существует, но сейчас с точки зрения правоприменения, с точки зрения реализации прав граждан есть устойчивое понимание, какой текст - вот я уже использую тот термин, который вы предложили, - является адекватным, соответствующим содержательно тому тексту, который был на языке оригинала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, именно в целях обеспечения равного уважения ко всем традиционным религиям в законопроекте предложена очень конкретная и не имеющая двойного толкования норма: священные писания - Библия, Коран, Танах и Ганджур (они составляют духовную основу таких традиционных религий, как христианство, ислам, иудаизм и буддизм), - их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Очень лаконичная формулировка и абсолютно исчерпывающая! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Гарри Владимирович, в продолжение мысли Сергея Николаевича Решульского - я всё-таки хотел бы понять, чем вызвано внесение этой поправки в закон "О противодействии экстремистской деятельности"? Что, наша родная государственная власть некорректно себя ведёт или органы внутренних дел, ФСБ, прокуратуры? Кого притеснять стали и кому не нравятся, так скажем, эти основополагающие религии? Кто и какими факторами руководствовался, когда писал и про содержание основных религий, и про цитаты из них? У кого это вызывает какие-то сомнения и кто преследуется? Вот что тут вообще происходит, почему мы принимаем закон? МИНХ Г. В. Уважаемый Николай Фёдорович, есть несколько конкретных дел, которые связаны с тем, что были обращения в адрес прежде всего прокуратуры - первично это вопрос её компетенции, а затем уже прокуратура, если что-то увидит, может обращаться в суд с соответствующим заявлением, - есть такие дела, когда предпринимаются попытки сделать предметом экспертизы в деятельности судебно-прокурорских органов Библию, Коран и другие священные книги, есть реальные примеры. Иногда в таких случаях наши органы государственной власти выносили, к сожалению, не очень качественные решения. Почему? Безусловно, они попадали в логическую ловушку, потому что были определённым образом скомпилированные цитаты, подобранные автором для дальнейшего толкования совсем не в правильных целях. Таким образом, принимались решения, когда в категорию экстремистской литературы или экстремистской деятельности, основанной на этой литературе, попадали и определённым образом подобранные цитаты из этих книг, и соответствующая их интерпретация. Мы здесь исходим из того, что есть содержание, есть цитаты, а есть дальнейшая человеческая деятельность, связанная с их использованием в тех или иных - благих или не очень благих - целях с позитивными или непозитивными намерениями, поэтому такое решение и было принято, с тем чтобы в том числе и органам государственной власти дать чёткий сигнал: там, где первичная основа, где тексты, которые прошли многовековую, тысячелетнюю проверку временем, анализировать не надо, а там, где результат человеческой субъективной деятельности, - пожалуйста, это, естественно, всегда предмет соответствующего анализа. Исходя из такой логики и был внесён данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Коллеги, прежде чем перейти к выступлениям, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что у нас сегодня на гостевом балконе присутствуют победители Первого Всероссийского конкурса "Воспитатели России", - давайте поздравим их с победой и пожелаем им успехов в их большой, ответственной и очень благородной работе! (Аплодисменты.) Спасибо. А теперь перейдём к выступлениям. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна предложила по одному выступлению от фракции. Нет возражений? Есть возражения, Сергей Николаевич? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, ставлю предложение Раисы Васильевны Кармазиной на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 26 мин. 27 сек.) Проголосовало за 243 чел.85,0 % Проголосовало против 43 чел.15,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 0 чел.0,0 % Результат: принято Предложение принимается. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" определилась уже? Александр Георгиевич Тарнавский, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, это на самом деле ёмкая фраза, короткий текст и, с моей точки зрения, это блестящие выступления докладчика и содокладчика, вобравшие в себя из общего массива рассуждений и мыслей на эту тему самое главное. И я говорю это не потому, что хочу лишний раз похвалить докладчика и содокладчика, а потому, что просто хочу объяснить вам - вынужден это сделать, - что за этим кроется на самом деле. Россия, конечно, страна многонациональная, у нас значительное число верующих, исповедующих разные религии, но спусковым крючком к внесению этого проекта - говорю Рябову Николаю Фёдоровичу - послужило решение федерального судьи Натальи Перченко от имени Российской Федерации объявить экстремистской книгу "Мольба (дуа) к Богу: её значение и место в исламе". В результате по факту под запретом оказались суры священной для каждого мусульманина книги - Корана, и это вызвало дискуссию в обществе, и не только среди представителей ислама, но и среди представителей других традиционных конфессий. За последнюю неделю я принял участие в целом ряде встреч (поскольку несколько лет с удовольствием провёл в составе Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций), в которых участвовали представители различных конфессий, и очень важно то, что они сказали, для меня это самое главное: эта ёмкая фраза является тем достигнутым компромиссом, который будет оптимален. Тем, кто не очень в теме, кажется: а что здесь на самом деле обсуждать? А обсуждать есть что. Самое простое - это употребление слова "Библия". Уже говорили коллеги в этом зале, задавали вопрос о том, что такое Библия. Библия - это Священное Писание, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета. Для тех, кто не знает, поясню. Ветхий Завет - это часть христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание, содержащее в себе основы вероучения, книги Ветхого Завета были написаны не позднее I века до нашей эры (частично ещё на арамейском языке) и потом переведены на древнегреческий язык. Новый Завет - это двадцать семь книг: четыре Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна), описывающие жизнь и проповеди Иисуса Христа, книга Деяний апостолов и другие. Как уже говорилось, есть различные переводы - церковнославянские, греческие, древнееврейские, если я не ошибаюсь, протестантские и другие. Более того, и об этом говорилось на встречах, Библия есть не только христианская - есть, извините, "Сатанинская библия", "Библия дьявола", которая была написана много-много столетий тому назад. В связи с этим отмечу, что найти компромисс для нашей страны с учётом всей её уникальности, предложить в одной ёмкой фразе формулировку, которая максимально устраивала бы все конфессии, было делом непростым, но, мне кажется, с этим справились, как справились и докладчик, и председатель комитета, которая делала содоклад, да и комитет-соисполнитель. Что здесь важно понимать? Действительно, мы согласны с тем, что государство должно создать механизм защиты государства от самого себя, о чём сказал Гарри Владимирович. Он полностью прав в этом отношении, потому что эти вопросы поднимаются, может быть не совсем в публичной плоскости, но те, кто работает в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, об этом знают. Действительно, есть люди, которые используют религию как инструмент для достижения своих интересов, для того, чтобы создать рознь, религиозную вражду, и мы в связи с этим тоже должны делать определённые шаги. На мой взгляд, представители всех конфессий выразили мнение, что это хороший, надёжный, уверенный шаг на пути к тому, чтобы улучшить ситуацию, что древняя книга действительно не может рассматриваться вне исторического контекста. Кроме ключевых книг, о которых я немного сказал, есть богословские труды религиозных авторов, и древние книги действительно не всегда политкорректны с точки зрения современного человека. Мне кажется, это та ситуация, когда лучше сделать короткий, но твёрдый шаг, нежели не замечать того, что происходит, ибо, если выпустить процесс из-под контроля, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект, принимая во внимание широкий обмен мнениями, проведённый общественностью, прежде всего религиозной, позиции различных конфессий, позиции представителей разных церквей и разных верований, даже необязательно являющихся их столпами, поскольку... Кстати говоря, в законе, в преамбуле закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" говорится не только о христианстве, исламе, буддизме и иудаизме, но также о других религиях, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Мне кажется, нам кажется, этот законопроект важен; кто более углублённо изучит эту взрывоопасную в определённой степени тему, тот поймёт, что лучше такой документ, чем его отсутствие. И это - я говорю о принятии закона - нам надо сделать быстро, оперативно. Мы однозначно будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Гарри Владимирович! Кто о чём, а гуманитарий о гуманитарном. Гарри Владимирович, я ничто ни с чем не смешиваю, наоборот, скорее пытаюсь размешать, а точнее, обеспечить равенство всех перед законом. Видите ли, судья на Сахалине, принявшая решение об отнесении к экстремистским цитат из Корана, приняла решение на грани идиотизма, но я не исключаю, что формально это решение было правильным. Помните старую шутку? Афганистан, 80-е годы, по дороге идёт Ибрагим, а впереди него - Фатима. Встретился им мулла и стал критиковать Ибрагима за то, что тот нарушает Коран, а Ибрагим ему отвечает: "Дорогой мулла, когда Коран писали, дороги ещё не минировали". Так вот, когда писали Коран, Тору, Евангелие и так далее, не только дороги не минировали - не было современного представления о политкорректности и толерантности, поэтому при желании почти в любом священном тексте вы можете найти цитаты, которые по современным политкорректным меркам можно будет отнести к экстремистским. Например, мне тут процитировали, пока я готовился к выступлению, из Евангелия - говорится о том, что если кто-то что-то попытается добавить к этой книге, то будет проклят на вечные времена, или из Корана - говорится о том, что это последнее откровение, которое отменяет все предыдущие. Понятно, что любой нормальный человек должен подходить к подобным текстам с исторической точки зрения, и в этом смысле законопроект правильный, я с удовольствием за него проголосую. Однако, коллеги, времена меняются, и если, скажем, в советский период мы и правозащитники во многом боролись за права верующих, то теперь надо подумать и об остальных. Кстати, если верить социологическим опросам, то, согласно последним, которые я видел, верующих у нас 56 процентов, остальных - 44 процента, причём верующих у нас значительно больше, чем православных, а некоторые даже говорят, что они православные атеисты. Я это говорю к тому, уважаемые коллеги, что такая ситуация, которая возникает со священными текстами, может возникнуть и с другими гуманитарными текстами. Приведу элементарный пример: Симонова уже цитировал, теперь откройте "Войну и мир" Льва Толстого - там Андрей Болконский говорит, что, по его понятиям, французы все преступники. Понятен исторический контекст? С точки зрения современной политкорректности, наверное, это опять же ужасно, с точки зрения исторической - это абсолютно понятно и справедливо, но какой-нибудь судья тоже может посчитать роман Толстого принадлежащим к экстремистской литературе. Мы полагаем, уважаемый Гарри Владимирович, что при подготовке ко второму чтению нужно сделать следующее: а) ещё раз внимательно посмотреть на перечень тех текстов, которые включены в законопроект, - если мы говорим о мировых религиях, то надо, наверное, учесть, что индуизм тоже одна из мировых религий, и хотя у нас сторонников индуизма довольно мало, но тоже, наверное, нежелательно, чтобы какую-нибудь "Бхагавадгиту" отнесли к экстремистской литературе; б) либо в рамках этого законопроекта, либо в рамках другого законопроекта подумать о том, чтобы такие же положения относились ко всем классическим гуманитарным текстам, в противном случае у нас верующие и неверующие опять окажутся в неравноправном положении. У нас есть закон о защите чувств верующих, а как быть с чувствами и правами неверующих? Мы поддержим законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Фракция ЛДПР тоже поддержит данный законопроект. Я напомню нашу позицию: необходимо из Уголовного кодекса статью 282 вообще убрать, а рассматривать в судах дела на наличие признаков экстремизма надо с просчётом возможных последствий. Ведь очевидно, что внесённый президентом законопроект, который мы рассматриваем, - это реакция на реакцию, последовавшую после того, как судья из города Южно-Сахалинска на основании экспертного заключения, к которому очень много вопросов, после проверки органом федеральной службы безопасности, министерством юстиции вынесла решение запретить цитирование отдельных частей Корана и таким образом поставила всю мусульманскую общественность в непонятное положение, поскольку мусульманин пять раз в день, совершая намаз, произносит то, что судья решила запретить. И очевидной была реакция и верующих, и неверующих, мы слышали самые разные оценки, и появление этого закона - результат волнений, которые в обществе уже начались: появились чудики, которые попросили проверить Библию на соответствие закону о защите информации, которая наносит вред здоровью детей. И вообще, мы сегодня видим, как религиозный фактор используется в политике для провокаций. Каким образом? Можно сталкивать верующих и неверующих, верующих - представителей разных конфессий, можно подогревать так называемые новые религиозные движения (в народе их называют сектами), накачивать их деньгами, чтобы они вели определённую пропагандистскую работу, промывали мозги, а потом в нужное время в нужном месте можно было бы их использовать. Сегодня, когда терроризм - это наша общая боль и она на весь XXI век, мы не должны позволять такими решениями создавать благоприятную почву для вербовки новых адептов, религиозных экстремистов, религиозных радикалов. Ну ведь если верующему, который должен совершать намаз пять раз в день, говорят: посмотрите, что творится в государстве, когда запрещают священную книгу Коран, давайте переходите к нам, мы будем вместе бороться с этим злом и беспределом, - то очевидно, что это определённый механизм пропаганды и воздействия, это создание благоприятной среды для развития религиозного экстремизма. В рамках заседания Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций мы пригласили представителей разных конфессий, там были и православные, и старообрядцы, и протестанты, и иудеи, и буддисты - все однозначно высказались в поддержку этого законопроекта. Надо отметить активную работу и депутатов - членов комитета, и депутатов, которые представляют Чеченскую Республику, потому что на первом заседании комитета в сентябре мы приняли ряд мер, чтобы накал, который появился после этого решения, постепенно сошёл на нет. Мы обратились и в Верховный Суд, чтобы были даны разъяснения в нижестоящие инстанции, как необходимо рассматривать подобные дела, мы внесли проект закона о том, чтобы передать на уровень субъектов Российской Федерации рассмотрение любых дел экстремистской направленности - это касается не только религиозных вопросов, но и вообще всех дел экстремистской направленности. Мы полагаем, что если бы этого решения не было, то всё было бы тихо, спокойно и сегодня этого законопроекта, может быть, и не было бы, потому что это не первая попытка рассмотрения в судебных инстанциях подобных дел, а это решение, конечно, серьёзно всех взбудоражило, особенно верующих мусульман. Фракция ЛДПР поддержит законопроект, мы считаем, что это действенный механизм, который позволяет нашим гражданам реализовывать право на свободу совести и свободу вероисповедания, которое гарантировано Конституцией. Давайте спокойнее, добрее и внимательнее относиться друг к другу, но при этом мы должны понимать, что религиозный вопрос сегодня крайне перегрет, политизирован и очень активно используется как у нас в стране, так и за её пределами для ведения деструктивной внутриполитической, внешнеполитической и геополитической борьбы. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, пожалуйста, вам слово. МИНХ Г. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Большое спасибо за, по сути, единодушную поддержку законопроекта, внесённого президентом. Единственно, я хотел бы, Олег Николаевич, обратить внимание на ваше выступление. Мне кажется, вы несколько суженно понимаете закон: вы его назвали законом о защите чувств верующих - у нас нет такого закона, у нас есть закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". А свобода совести в Конституции толкуется как право исповедовать любую религию либо не исповедовать никакую религию, и в этом плане закон "О свободе совести..." создаёт достойную правовую базу для защиты прав в том числе лиц, которые не являются верующими. Ну, я думаю, эта неточность неумышленно вами допущена. И всё-таки, когда мы говорим о конкретных произведениях конкретных авторов, там и исторический контекст понятен, и текст в единственном экземпляре и абсолютно понятен, а когда мы имеем дело с текстами, с содержанием, которое формировалось тысячелетиями, конечно, как вы понимаете, это священные книги, им приписывается сакральное, сверхъестественное происхождение, поэтому там вопрос об авторе не стоит. Так что здесь разные материи, и всё-таки, мне кажется, вы их немножко смешиваете, хотя пытались размешать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, мы неоднократно говорили о том, что в современном мире приобретают всё большее значение именно такие "гуманитарные интервенции", попытки влияния на сознание человека, девальвация того, что определяет его нравственную сущность, потому что все поступки человека как гражданина, как личности предопределяются набором духовно-нравственных ценностей, которые он считает незыблемыми. Собственно говоря, и формирование права в цивилизованном мире проистекало прежде всего из той традиции, из той религиозной культуры, которая формировала человечество. В связи с этим я хотела бы вам напомнить очень известные слова Солженицына по поводу консерватизма, потому что, несомненно, все традиционные мировые религии консервативны, - это "стремление сохранять и отстаивать лучшие, добрые и разумные традиции, оправдавшие себя во многовековом народном действовании". Несомненно, мы сегодня говорим именно о том, что оправдало себя во многовековом народном действовании. И мы очень хорошо помним, что в рамках Рождественских слушаний, когда в этом зале выступал патриарх и присутствовали представители всех традиционных конфессий России, мы с вами поддержали его выступление, содержащее сущностные для обеспечения безопасности и сохранности России слова - о том, что на протяжении веков наше государство, наш народ выработали общие ценности, такие как вера, державность, справедливость, солидарность и достоинство. Современный период был охарактеризован именно как достоинство, и полагаю, что несомненным, неоспоримым достоинством является тот факт, что сегодня в парламенте Российской Федерации по инициативе Президента Российской Федерации мы рассматриваем решение вопросов в обеспечение защиты духовно-нравственных основ нашего государства и нашего общества, в обеспечение защиты традиционных религий. Что касается вопросов глобальной безопасности, личной безопасности, то мы очень хорошо понимаем, что попытки изменить отношение к тому, что охраняет мир, охраняет дружелюбие, добрососедство, охраняет сердечность, доброту, взаимопонимание и сотрудничество, - это попытки не случайные, они направлены сегодня против всех традиционных религий именно для того, чтобы скомпрометировать и зародить ощущение недоверия и вражды, поэтому решение, которое сегодня будет принимать парламент, имеет важнейшее значение с точки зрения охраны и традиционных религий, и нашего общества, и государства в целом. Мы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", очень благодарим представителей всех традиционных конфессий, которые поддерживают этот закон, которые готовы к взаимодействованию, чтобы вместе охранять то ценное, значимое в историческом действовании нашего народа и нашего государства, что всегда будет ограждать Российскую Федерацию от агрессии, злобы и вражды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 57 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.