Заседание № 307
О проекте федерального закона № 902756-6 "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания профессиональными образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я много раз начинал свои выступления в этом зале со слов Ньютона: "Гипотез не сочиняю" - и сейчас хочу их повторить. Дело в том, что законопроект - не моя личная инициатива, а инициатива конкретно омского региона, Министерства образования Омской области и Союза директоров средних специальных учебных заведений. Суть законопроекта предельно проста, уважаемые коллеги. В своё время мы принимали специальный закон об инновационных предприятиях, причём из образовательных учреждений дали право создавать такие предприятия только высшим учебным заведениям. Затем этот специальный закон вошёл в виде норм в Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Когда принимали этот закон, мы и другие депутаты предлагали поправки, с тем чтобы распространить право создавать инновационные предприятия не только на высшие, но и на средние специальные учебные заведения, сейчас они называются профессиональными образовательными организациями. Тогда, к сожалению, нам в принятии этих поправок отказали, а теперь, как вы видите, не только омский, но и многие другие регионы поддерживают идею всё таки распространить такое право на средние специальные учебные заведения. Наши аргументы в пользу этого законопроекта состоят в следующем. Первое. Вынужден повторить, ситуация с инновациями, с высокими технологиями в стране неблагополучная - об этом не устаёт говорить Жорес Иванович Алфёров. Данные о сокращении количества инноваций в 5-7 раз по сравнению с советскими временами я вам уже приводил, мог бы привести и другие, все вы понимаете, что мы крайне заинтересованы в развитии современных технологий, связанных с наукой. Повторюсь, не случайно Российский союз промышленников и предпринимателей - не левая политическая оппозиция, а промышленники и предприниматели - говорит: мало импортозамещения, нам нужна новая индустриализация, которая, в частности, предполагает интеграцию науки, образования и производства. Второе. Коллеги, те, кто бывал в современных средних специальных учебных заведениях, наверняка понимают, что это совсем не то же самое, что ФЗУ 40-х годов - это серьёзный производственный и кадровый потенциал. Когда мы вместе с депутатом Шудеговым Виктором Евграфовичем ежегодно вручаем награды лучшим средним специальным учебным заведениям России, то обращаем внимание, что многие из их руководителей - кандидаты и доктора наук. Третье, уважаемые коллеги. Неверно думать, что изобретения, полезные модели и промышленные образцы возможны только в вузах. Я приведу в качестве примера самый знаменитый, пожалуй, советский фильм - "Москва слезам не верит", где известный вам персонаж, Георгий, создавал приборы, на которых защищались кандидатские и докторские диссертации. До сих пор такие люди - я бы сказал, такие мужики, - слава богу, в России не перевелись, они тоже есть. Четвёртое. Отзыв правительства, уважаемые коллеги, к сожалению, отрицательный, но я бы сказал, во-первых, что он неверен юридически, а во-вторых, что он основан на формально бюрократическом аргументе. Что написано в этом отзыве, если по-русски? По-русски там написано следующее: в законе не предусмотрено, что средние специальные учебные заведения обязательно должны заниматься наукой, соответственно, инновационные предприятия - это коммерциализация научных разработок, а раз в законе про ссузы этого не написано, то нечего им такие права и давать, - это в переводе на русский. Но при этом наши уважаемые коллеги из правительства спутали права чиновников и права образовательных организаций. Да, это для чиновников установлен принцип: разрешено только то, что разрешено. Для образовательных и других организаций установлен совсем другой принцип: то, что не запрещено, то, соответственно, разрешено. Многие средние специальные учебные заведения, хотя в законе прямо не написано, что они занимаются наукой, наукой на самом деле занимаются. Пятое, уважаемые коллеги. Нам говорят, что сейчас у средних специальных учебных заведений мало патентов, но, коллеги, до тех пор, пока не будем стимулировать, до тех пор и будет мало патентов. В заключении уважаемого мною Комитета по образованию, родного для меня, написано, что современное законодательство не мешает создавать разного рода предприятия, - не мешает, но и не стимулирует создание этих предприятий. А мы хотим, чтобы, как в случае с вузами, оно их стимулировало. Получается так: если у нас действительно мало патентов и изобретений, которые зарегистрированы на средние специальные заведения, то государство никаких потерь, соответственно, не понесёт; если же их будет много, государство от этого только выиграет, потому что получит инновации. И последний аргумент, уважаемые коллеги, шестой, - это позиция регионов. Я начну с короткого отвлечения от сути дела. Пару лет назад комитет Государственной Думы проводил большое совещание с региональными законодателями. Я долго слушал высказывания коллег из регионов и задал им встречный вопрос: «Коллеги, вот вы сейчас ставите перед нами массу вопросов, а вы помните, что несколько лет назад вам на выбор представлялись официальный проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и наш альтернативный проект - "О народном образовании"? Вы тогда в большинстве, подчиняясь политической дисциплине, высказались за официальный законопроект, а сегодня вы перед нами ставите массу вопросов, которые не решены в официальном законе, но были решены в альтернативном проекте закона "О народном образовании"». Я говорю это к чему, уважаемые коллеги? К тому, что, несмотря на то что у нас довлеет явно политическая дисциплина и регионы принимают решение часто против себя в поддержку законопроектов, которые внесены либо правительством, либо депутатами от правящей фракции, этот законопроект поддерживается в подавляющем большинстве отзывов. Читаю заключение комитета: поступили отзывы от законодательных (представительных) органов государственной власти двадцати семи субъектов Российской Федерации, из них двадцать четыре положительных; отзывы от высших исполнительных органов сорока субъектов Российской Федерации, из них тридцать семь положительных. Коллеги, если вы чувствуете себя представителями регионов Российской Федерации, вообще вам бы следовало поддержать этот законопроект, от него точно будет польза и точно не будет вреда. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко. ШАЙДЕНКО Н. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сначала в двух словах, о чём речь. Дело в том, что по закону "Об образовании..." учреждения высшего образования имеют право создавать хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства как самостоятельные юридические лица. Вот именно за то, чтобы вывести деятельность ссузов за пределы своего образовательного учреждения, и выступают авторы рассматриваемого законопроекта. Почему же Комитет по образованию, полностью поддерживая идею, что средние учебные заведения имеют возможность и должны коммерциализировать свою деятельность, в том числе путём внедрения в практику своих научных разработок, выступает против? Во-первых, потому, что по действующему законодательству имеются все основания для того, чтобы средняя образовательная организация в своей структуре (вы чувствуете, я подчёркиваю разницу: вывести за пределы или в своей структуре?) могла создать любое структурное подразделение, в том числе научно-исследовательские лаборатории, КБ, учебные и учебно-производственные мастерские, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики - и можно продолжать до бесконечности. Ссузы могут создавать и многие из них действительно создают кафедры и другие структурные подразделения, которые отвечают за развитие науки по соответствующим образовательным программам, но в данном случае учёт материальных результатов и доходов осуществляется в рамках образовательной организации, что имеет несомненное преимущество в части прозрачности хозяйственной деятельности организации. Если вдруг средняя образовательная организация переходит в статус автономной организации, то по закону "Об образовании..." автономные организации имеют ещё больше прав для ведения разного вида хозяйственной деятельности, в том числе по результатам своих научных исследований. Одним из аргументов авторов было то, что у нас занимаются наукой в средних профессиональных заведениях. Комитет по образованию обратился в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, и Роспатент официально ответил, что выявлено сорок патентов организаций среднего и профессионального образования на полезные модели и промышленные образцы, по профессиональным лицеям и училищам объектов не выделено. Мы, Комитет по образованию, полагаем, и та же позиция у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что у средних образовательных организаций имеется полная возможность продолжать развивать свою научную деятельность, внедрять её в рамках существующего законодательства, а когда будут достигнуты определённые результаты, может быть, имеет смысл вернуться к рассмотрению данного предложения. Итак, комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагают отклонить данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Анатольевна. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шудегов Виктор Евграфович. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Надежде Анатольевне. Уважаемая Надежда Анатольевна, в своё время Владимир Владимирович Путин дал указание ввести надбавки за учёные степени в ссузах, в техникумах, в колледжах, но, к сожалению, прошло время и все забыли эти прямые указания, это не исполнено, а ведь означало не что иное, как поддержку науки, всевозможные дополнительные надбавки за занятия наукой в ссузах. Вы считаете, что президент был не прав? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежде Анатольевне Шайденко включите микрофон. ШАЙДЕНКО Н. А. Разумеется, президент был прав, но установление или неустановление надбавок за степень и звание не имеет никакого отношения к созданию или несозданию хозяйствующих обществ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Уважаемая Надежда Анатольевна, вы в своём выступлении сказали, что позже можно вернуться к рассмотрению этого вопроса, а какая необходимость откладывать его рассмотрение, когда можно сейчас рассмотреть и поддержать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шайденко включите микрофон. ШАЙДЕНКО Н. А. Потому что мы с вами фактически не видим активной деятельности образовательных организаций по внедрению своих научных исследований в практическую деятельность даже в тех формах, которые они уже имеют по закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Надежда Анатольевна, на практике у нас из 4 тысяч 328 ПТУ осталось менее тысячи, более того, на практике у нас и хозяйствующих субъектов из-за неправильной денежно-кредитной политики значительно уменьшилось. Так почему надо ждать, чтобы когда-то реализовать хорошую идею потом, когда её может уже и не быть? Может быть, всё-таки согласиться и ко второму чтению внести поправки, если есть какие-то замечания, с вашей точки зрения существенные? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежде Анатольевне Шайденко включите микрофон. ШАЙДЕНКО Н. А. Знаете, здесь никакие поправки не помогут, здесь идея одна: выводить ли эту деятельность за пределы финансовой деятельности организации или не выводить? Комитет и фракция считают, что в настоящий момент вся эта деятельность должна осуществляться внутри образовательной организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Виктор Евграфович Шудегов, других желающих нет. Включите микрофон депутату Шудегову. Пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, представленный нашим коллегой Олегом Николаевичем Смолиным. Более того, хочу сказать, что всё-таки это звенья одной цепи: дать им возможность заниматься наукой в системе среднего профессионального образования, чтобы они могли получать учёные степени и надбавки, и при этом, конечно, всячески поддерживать научную деятельность в этих учебных заведениях. Фактически наши чиновники говорят, что раз нет, как говорится, в законе запретов, значит, этим можно заниматься, но это нигде никем не учитывается, это не стимулируется так, как это делается в отношении вузов! Посмотрите, какие огромные деньги иногда выделяются отдельным вузам, для того чтобы они занимались, к примеру, выведением морозоустойчивых обезьян, как об этом было рассказано в сюжете одного из фильмов. В данном случае всё-таки среднее профессиональное образование - это практико-ориентированное образование, и кому как не этой категории заниматься внедрением, я бы сказал, очень многих достижений? Я не говорю обо всех, но есть много таких направлений, которые вполне можно было бы довести до конкретного опытного изделия и в конечном итоге до реализации конкретной продукции. Я напомню, что до сих пор идут споры о том, кто изобрёл радио - наш блестящий учёный, профессор, а в конечном итоге ректор Попов или некто Маркони, который не имел даже школьного среднего образования, но стал лауреатом Нобелевской премии, и Европа именно его признаёт, в общем-то, изобретателем радио, хотя мы все прекрасно знаем, что первую публикацию сделал Попов. По нашим законам тот, кто сделал первую открытую публикацию, и является изобретателем, но очень часто нам не хватает доведения научной идеи до конкретного воплощения в изделие. Если мы на корню всё рубим, откуда у нас что-то может появиться? Я считаю, что принятие данного законопроекта позволило бы в системе среднего профессионального образования заниматься научной деятельностью, и, в общем-то, в качестве одного из показателей их успешной деятельности можно было бы ввести этот критерий. Это вовсе не означает, что сразу все техникумы начнут что-то изобретать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ШУДЕГОВ В. Е. Речь идёт прежде всего о том, что в ряде техникумов появятся хорошие совместные предприятия, хозяйствующие субъекты. Приведу конкретный пример. В городе Ижевске есть автомобильный техникум, который сейчас называется политехническим техникумом, он непосредственно, даже территориально соседствует с автозаводом, и кому, как не этому техникуму, создавать те или иные улучшения, опытные образцы для конкретных автомобилей?! Я считаю, что действительно надо поддержать данный законопроект и не ждать, когда наступят лучшие времена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олегу Николаевичу Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, в связи с выступлением уважаемой Надежды Анатольевны я хотел бы заметить следующее. Первое. Давайте всё-таки будем употреблять термины точно: у нас нет средних образовательных организаций, у нас есть профессиональные образовательные организации, либо - по традиции - организации среднего профессионального образования, или средние специальные учебные заведения. Второе. Неверно, что суть законопроекта и суть дискуссии заключаются в том, как будут создаваться эти организации - как структурные подразделения ссузов или вовне, дело совсем в другом. На самом деле формально по закону у нас многие ссузы действительно имеют возможность заниматься в том числе научно-инновационной деятельностью: возможности, может быть, и есть - стимулов нет! Кстати, у нас опять возникла тема, которая когда-то существовала в последние годы советского периода, - так называемых преступников поневоле: многие директора, опасаясь массы жесточайших бюрократических ограничений, боятся проявлять инициативу. Это имеет место, и это тоже аргумент в пользу закона, о котором я ещё не говорил. Третье. Я хочу спросить: почему для вузов мы создали стимулы в научно-инновационной деятельности, а для средних профессиональных образовательных организаций не создали - чем они хуже? Ведь все признают, что стране нужны рабочие кадры, в том числе высококвалифицированные рабочие, которые будут вовлечены в эту самую инновационную деятельность. Четвёртое и последнее. Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что законопроект не потребует затрат. Вы знаете, что два последних года в реальных деньгах с учётом инфляции расходы на образование постоянно сокращаются, так давайте вспомним хотя бы принцип "не даёте денег - дайте свободу"! Повторю, это региональная инициатива: она поддержана в большинстве отзывов, которые пришли от законодательных и исполнительных органов власти регионов России. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Надежда Анатольевна Шайденко, пожалуйста. Включите микрофон. ШАЙДЕНКО Н. А. Я постараюсь сначала ответить на вопрос, почему вузам дано такое право, а ссузам нет: потому что вузы действительно у нас сегодня обладают серьёзным заделом, серьёзными научными разработками, которые могут быть реально внедрены в практику и внедряются. На вопрос, почему организации среднего профессионального образования не осуществляют такой деятельности, хотя имеют полное право по статьям 27 и 28 закона "Об образовании..." создавать структурные подразделения, отвечу: потому что у них нет таких наработок. Если уважаемых коллег, в частности Виктора Евграфовича, не устраивают нормы статей 27 и 28 о том, что можно создавать различные структурные подразделения, тогда надо пользоваться другими положениями закона. Что касается приведённого примера про ссуз и предприятие, наверное, надо порекомендовать коллегам работать совместно в рамках сетевого взаимодействия, что не исключает также внедрения научных разработок и создания реально действующих промышленных объектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
38-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 37 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 197 чел. Не голосовало 253 чел.56,2 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 306
О проекте федерального закона № 902756-6 "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания профессиональными образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Сначала по ведению: я прошу перенести на пятницу мой законопроект под пунктом 24.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 902756-6 "О внесении изменений в статью 103 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части создания профессиональными образовательными организациями хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Просьба автора: рассмотрение 58-го вопроса перенести на 15 июня.
Депутат Решульский предложил перенести рассмотрение 58-го вопроса. Нет возражений.