Заседание № 329
О проекте федерального закона № 902432-7 "О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 16-го вопроса, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Названным проектом федерального закона предлагается установить административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за нарушение сроков оплаты товаров, выполнение работ, оказание услуг по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства. Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении, замечаний нет, просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 16 нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 26 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 328
О проекте федерального закона № 902432-7 "О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства; принят в первом чтении 14 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.32-3 и 23.83 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К названному законопроекту поступило шесть поправок, пять из них представлены в таблице № 1, на принятие, и одна рекомендована к отклонению, она в таблице № 2. Просьба поддержать таблицы поправок и законопроект во втором чтении. И в случае поддержки, Иван Иванович, просим поставить его на рассмотрение в третьем чтении на завтра, на 9 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 12 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 40 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 03 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Нет возражений по предложению завтра рассмотреть в третьем чтении? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 306
О проекте федерального закона № 902432-7 "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Михаила Яковлевича Евраева. Пожалуйста. ЕВРАЕВ М. Я., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представляемый законопроект направлен на защиту субъектов малого и среднего предпринимательства. Разработан во исполнение национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Законопроектом предусматривается административная ответственность за нарушение заказчиком установленного в законе № 223-ФЗ срока оплаты товаров, работ, услуг по заключаемым договорам с субъектами малого или среднего предпринимательства. На сегодняшний день в соответствии с законом № 223-ФЗ срок оплаты должен составлять не более 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком акта о приёмке. И данная норма будет действовать вне зависимости от того, спецторги это или обычные торги, на которых победил субъект малого или среднего предпринимательства. Санкции предусматривают штраф для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Аналогичная норма у нас с вами существует в отношении закона № 44-ФЗ. В отношении закона № 223-ФЗ данной нормы не было. Соответствующим законопроектом мы её предлагаем. Просим поддержать данный проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Даниила Владимировича Бессарабова. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В силу того что поддержка малого и среднего предпринимательства является важнейшим направлением государственной экономической политики, представляется, что проектируемые санкционные меры позволят дисциплинировать заказчиков в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств. С учётом того что административная ответственность за указанные правонарушения до настоящего времени законодательством не была предусмотрена, полагаем целесообразным поддержать концепцию представленной законодательной инициативы. Вместе с тем хотели бы обратить ваше внимание и внимание разработчиков на то, что текст законопроекта не содержит положений о том, кто именно, какие должностные лица, какие органы вправе составлять протоколы об административном правонарушении по данным нарушениям и, собственно говоря, рассматривать соответствующую категорию дел, но это недостатки устранимые. Комитет доработает законопроект ко второму чтению, а концептуально предлагаем его поддержать. У нашего Правового управления тоже замечаний концептуального характера нет, а рабочие замечания будут комитетом учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осипов Илья Владимирович, пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос представителю правительства. Михаил Яковлевич, рассматривался ли в правительстве или, может быть, в вашем ведомстве вопрос о расширении списка юридических лиц, на которые будет распространяться этот закон, в частности о включении туда фондов капитального ремонта, работающих на сегодняшний день по другим правилам и, к сожалению, заключающих договоры с субъектами малого предпринимательства со сроком оплаты до года, что само по себе, с одной стороны, абсурдно, а с другой стороны, на мой взгляд, является ещё и фактором, создающим коррупционную среду? ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое за вопрос. На самом деле, скажу честно, данный вопрос не рассматривался, но при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении, я думаю, вполне целесообразно к этому вернуться. Субъекты малого и среднего предпринимательства должны находить защиту у государства - как по 223-му закону, так и по другим законам, поэтому я думаю, что мы с комитетом поработаем и ко второму чтению этот вопрос рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бикбаев Ильдар Зинурович. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Михаил Яковлевич, возможно ли во втором чтении дополнение этой нормы, с тем чтобы норма распространялась в том числе и на защиту некоммерческих организаций, которые сегодня являются поставщиками многих социальных услуг? ЕВРАЕВ М. Я. Коллеги, с некоммерческими организациями сложнее. Линия на защиту малого и среднего предпринимательства проходит в части Кодекса об административных правонарушениях по многим позициям. По некоммерческим организациям до сих пор такого специального субъектного состава в сфере действия закона № 44-ФЗ либо № 223-ФЗ мы не выделяли, но, вы знаете, можно подумать. Я думаю, что это вопрос для обсуждения опять-таки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Яковлевич, смотрите, постановлением правительства в 2014 году был определён порядок и этот срок, 15 дней, по малому бизнесу. Понадобилось шесть лет, чтобы мы пришли к ответственности заказчиков по оплате перед субъектами малого и среднего бизнеса, - как вы это оцениваете, почему такой большой срок? Ведь огромное количество нарушений, сломанных судеб и сломанного бизнеса было за это время. И в связи с этим (а там кроме этого достаточно много предложений от субъектов по взаимодействию с заказчиками) вопрос: скажите, пожалуйста, есть ли у вас что-то сейчас в разработке, что вы либо внесли, либо готовите к внесению в первом чтении? Это я спрашиваю, чтобы понять, готовить ли предложения, поправки в данный законопроект ко второму чтению или мы увидим другие ваши инициативы по поддержке малого бизнеса. ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо за вопрос. Что касается нормы, наверное, в первую очередь речь идёт про норму, которая была в 44-м законе, - про срок оплаты по контрактам, которые заключаются по 44-му закону, потому что в законе № 223-ФЗ относительно недавно, несколько лет назад, была введена норма о предельном сроке оплаты для субъектов малого и среднего предпринимательства. Причём изначально данная норма составляла 30 дней, потом она была скорректирована до 15 рабочих дней, вступила в действие с 1 января этого года, то есть обеспечивается большая защита субъектов малого и среднего предпринимательства, имеется динамика определённая в этом направлении. Это первое. Второе, что касается в целом идей по защите малого и среднего предпринимательства по другим направлениям. Могу сказать, что да, конечно, у нас есть, мы предлагаем порядка пяти-шести поправок, будем предлагать со стороны правительства. Понятно, что они должны ещё пройти определённое согласование внутри Правительства Российской Федерации, но мы хотели бы, чтобы административная защита была не только в части оплаты по заключённым контрактам, но и по другим направлениям работы малого и среднего бизнеса по 223-му закону. И также хотел бы сказать, что помимо административной ответственности, коллеги, мы с вами понимаем, у нас есть гражданско-правовая ответственность, если заказчик несвоевременно оплачивает, несвоевременно выполняет свои обязанности по оплате по договорам, вне зависимости от того, это субъект малого предпринимательства или это обычный хозяйствующий субъект. То есть такая гражданско-правовая ответственность также есть в дополнение к административной. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боженов Сергей Андреевич. БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Михаилу Яковлевичу я хотел бы задать вопрос, чтобы он, может быть, уточнил. Прежде всего большое спасибо за то, что эта проблема сегодня решается, она действительно назрела, и она очень долго не решалась, это плохо. Вместе с тем мне кажется, что в ходе её решения мы опять упускаем некоторые моменты в части того, что субъекты малого и среднего предпринимательства сегодня постоянно расширяются. Может быть, этот момент надо учесть, потому что сегодня уже и самозанятые могут участвовать во всех этих мероприятиях, особенно в фермерских делах, особенно в осуществлении питания школьников? И они, получается, не подпадают под это действие - я думаю, что это надо учесть, и не только это, там внимательно всё надо посмотреть. А муниципальные предприятия, которые тоже попадают в эти условия иногда и тоже не могут добиться оплаты? Я думаю, что... Вот как тут быть, Михаил Яковлевич? ЕВРАЕВ М. Я. По самозанятым. Я думаю, вы абсолютно правы, и, конечно, они также должны получать такую же поддержку, как и субъекты малого и среднего предпринимательства. Что касается муниципальных предприятий. Я думаю, что они должны находиться в такой среде, как обычные хозяйствующие субъекты, у нас не должно быть приоритета по видам собственности, как вы знаете, это отражено в Конституции, поэтому вот так я могу ответить на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Михаил Яковлевич, тоже вопрос для уточнения: а сегодня срок исполнения договоров как-то по 223-му закону регулируется или все будут ставить 31 декабря текущего года и тянуть весь год, по большому счёту, с исполнением, чтобы не нарваться на штраф? ЕВРАЕВ М. Я. Конечно, регулируется. Обратите, пожалуйста, внимание, я как раз, когда выступал, специально отметил, что сейчас в законе № 223-ФЗ такой срок установлен - 15 рабочих дней: ранее он был 30 календарных дней, а с 1 января этого года, 2020 года, он был сокращён до 15 рабочих дней. То есть срок по оплате более 15 рабочих дней для субъектов малого и среднего предпринимательства в принципе стоять не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает представленный законопроект, который направлен на обеспечение своевременной оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства. Как уже было сказано, неисполнение заказчиками финансовых обязательств по договорам влечёт негативные социально-экономические последствия, в частности возникновение долгов по оплате труда, по налоговым платежам, а также срыв обязательств перед контрагентами. В целях обеспечения своевременной выплаты по договорам, заключённым субъектами малого и среднего предпринимательства, законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и установить ответственность за нарушение заказчиком срока и порядка оплаты по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства. Предлагается установить штрафы: для должностных лиц - до 50 тысяч рублей, для юридических лиц - до 100 тысяч рублей. Мы считаем, что предлагаемые изменения в первую очередь призваны минимизировать риски поставщика и дисциплинировать заказчика в отношениях, связанных со своевременной оплатой выполненных по договору обязательств, в связи с чем фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как я уже говорил, поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги и Михаил Яковлевич! Мы, фракция ЛДПР, конечно, поддержим данный законопроект. Мы видим, как сегодня тяжело малому бизнесу, и это связано не только с пандемией. К сожалению, тот комплекс проблем и вопросов, которые накопились сегодня во взаимоотношениях по этим законам, 44-му и 223-му, между заказчиком и малым бизнесом, - это очень большой, огромный ком. Я не случайно спросил, почему нам понадобилось шесть лет для того, чтобы принять норму об ответственности заказчика, внести изменения в КоАП, почему до этого не было прописано. То есть мы в 2014 году постановлением правительства это приняли, установили срок 30 дней, 15 дней, но при этом мы совершенно точно знаем, как себя ведут заказчики с субъектом малого бизнеса. Малый бизнес потому и называется малым, что для того, чтобы зайти на конкурс, он должен заложить последнее, взять кредит, и зачастую потом взаимоотношения внутри компании, выплата заработной платы сотрудникам, погашение кредита, оплата налогов - всё это напрямую связано с тем, как рассчитывается заказчик. Вот я же не случайно вам задал вопрос, Михаил Яковлевич: а дальше-то что? Ну не заплатил... Вы представляете, этот чиновник получит штраф 30 тысяч рублей, а предприниматель - уголовную статью. Мы же сколько раз выходили с предложением, предлагали: ну давайте мы симметрично сделаем - не платит заказчик, но вы освободите тогда предпринимателя от уголовной ответственности. У нас ведь что получается: на 50 тысяч или 100 тысяч вы оштрафуете министерство или какую-нибудь гэбэушку, а предприниматели у нас все под уголовными статьями! Я уже не говорю о том, что в конечном итоге, если они не могут рассчитаться по налогам, это банкротство. По отчёту Генеральной прокуратуры (вот они опубликовали в апреле), размер недоплаты составляет 35 миллиардов - это сумма, которую не получил малый бизнес, это то, что они выявили в ходе проверок и заставили заказчиков заплатить: 35 миллиардов для малого бизнеса! А если мы возьмём 2020 год, первые пять месяцев, то 6 процентов всех административных нарушений, которые были оформлены прокуратурой, - это неоплата заказчиков малому бизнесу. То есть это колоссальная проблема. Но я ещё раз говорю, я не случайно задал вам вопрос: а что дальше? Ну мы же с вами встречались, мы же говорили, что когда приезжаешь на территорию, к нам приходят предприниматели, они, скажем так, ну, в таком полушоковом состоянии - они не знают, куда идти, где просить. Они взяли кредит, на последние возможные средства взяли контракт и не могут решить этот вопрос с заказчиком никак. Александр Дмитриевич, минуту добавьте мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. КАТАСОНОВ С. М. Я к вам приходил вот с теми обращениями, которые из Оренбургской области ко мне приходят. Вот кроме того, что они не платят вовремя... С какого момента? Ведь это же специально делается. Вот я думаю, правильно вопросы задавали. Так не 15 дней, это не с момента заключения договора, а с момента подписания формы 2, формы 3. А эту форму как они подписывают? Ну, мы тоже знаем, там невозможно... А как они себя ведут в случае неисполнения сроков? Включают в РНП! У меня по территориям есть статистика: до 50 процентов субъектов малого бизнеса, заходящих на конкурс, направляют в РНП - всё, нет этого предприятия, это конец! И я к вам приходил, и мы пытались разобраться, у меня был вопрос к вам какой? Нужна гарантия. Когда мы прекратим издеваться над малым бизнесом? Заказчик в техническом задании пишет сумасшедшие условия, хотя в Гражданском кодексе есть чёткое определение того, что такое гарантия, и требования. Откуда заказчик придумывает свои собственные условия и потом сразу включает в РНП как уклонившегося от заключения контракта? Это какой-то ужас! И вот вопрос с синхронизацией: если заказчик не оплачивает, то надо как-то освободить предпринимателя от ответственности. Если будете отвечать, хотелось бы услышать, что всё-таки у нас с этой гарантией, что с синхронизацией ответственности, для того чтобы мы поняли, в этом законопроекте нам продвигать или на подходе ваши инициативы, - вы говорили, что у вас есть целый ряд. Если они есть, мы готовы объединиться и дальше в других законопроектах это доработать. Ну, подождём ещё полгода. А этот законопроект поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Докладчик? Пожалуйста. ЕВРАЕВ М. Я. Спасибо большое, коллеги, за поддержку. Сразу хотел бы, может быть, коротко очень обозначить несколько моментов. Есть, конечно, много вопросов по работе 223-го закона, безусловно, и скажу, что это не единственная инициатива по защите малого и среднего предпринимательства - введение соответствующей нормы в Кодекс об административных правонарушениях. Более того, Федеральная антимонопольная служба сейчас изменила практику по включению в реестр недобросовестных поставщиков - мы к таким делам относимся крайне внимательно и никогда не включаем предпринимателей без наличия вины. И также могу сказать, что сейчас Правительство Российской Федерации уже подготовило серьёзный, большой пакет законопроектов, которые готовили Минфин, Федеральная антимонопольная служба и Федеральное казачество, так называемый оптимизационный пакет, по совершенствованию 44-го закона, и многие нормы направлены как раз на защиту малого и среднего предпринимательства. И такие же нормы мы готовим по 223-му закону. Коллеги, думаю, что многие прозвучавшие здесь предложения по доработке ко второму чтению мы, конечно же, обязательно учтём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение сроков оплаты по договорам, заключённым с субъектами малого и среднего предпринимательства", пункт 23. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 37 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2 % Результат: принято Принимается единогласно.