Заседание № 55
27.10.2000
Вопрос:
О проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2754 по 2903 из 5160
Пункт 8 повестки дня: о проекте федерального закона "О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения". Доклад представителя Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел Евгения Петровича Гусарова. Пожалуйста, Евгений Петрович, на трибуну. Подготовиться содокладчику - Борису Николаевичу Пастухову. ГУСАРОВ Е. П., представитель Президента Российской Федерации, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится законопроект "О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения", который внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом России в августе этого года. Эта конвенция разрабатывалась в рамках межгосударственной программы совместной борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений. В марте 1997 года в Москве главы государств 11 стран Содружества Независимых Государств, а конкретно: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Украина - подписали упомянутую конвенцию. Этот международно-правовой документ предусматривает возможность передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в отношении которых имеется решение суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера, для прохождения принудительного лечения в то государство, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. Настоящий документ регулирует как раз условия и порядок передачи такого рода лиц, а также процедуру рассмотрения судами дел об отмене и изменении принудительных мер медицинского характера. Эта конвенция уже действует в отношении всех подписавших ее государств, и в этой связи Россия остается тем государством, которое еще не ратифицировало эту конвенцию. Реализация положений конвенции не повлечет дополнительных затрат бюджетных средств, поскольку финансирование из федерального бюджета соответствующих мероприятий будет покрываться за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим министерствам и ведомствам. Вступление в силу конвенции создаст необходимую международно-правовую основу для осуществления государствами - участниками Содружества Независимых Государств эффективного сотрудничества в этой сфере и будет способствовать возвращению лиц, находящихся на принудительном лечении, к нормальной жизни в обществе. В этой связи мы просим вас поддержать законопроект "О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения". Благодарю вас. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович. Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Борису Николаевичу Пастухову. Включите, пожалуйста, микрофон. С места, Борис Николаевич. ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Вся Россия". Хотел бы прежде всего отметить, что, по мнению нашего комитета, данный документ соответствует международно-правовым стандартам в сфере правовой помощи и отвечает российским интересам. Полагаю необходимым, может быть, подчеркнуть два важных, по нашему мнению, момента. Во-первых, шаг этот - высокогуманный по отношению к лицам, которые совершили противоправные действия, потому что этот документ призван способствовать возвращению лиц, находящихся на принудительном лечении, к нормальной жизни в обществе. Во-вторых, видимо, будет правильно отметить, что конвенция подробно регламентирует механизм передачи указанной категории дел, а также взаимные права и обязанности сторон, что должно исключить всякого рода злоупотребления, а также возможности использовать положения конвенции для сведения политических счетов с неугодными. Это рельефно прописано во 2, 3 и 4 статьях конвенции. Общее впечатление, что документ подготовлен добротно. Он не получил отрицательных мнений в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы. Комитеты, которые были назначены соисполнителями при подготовке конвенции к рассмотрению в Государственной Думе, поддерживают так же, как и наш комитет, ее ратификацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Предложения есть? Запишитесь, пожалуйста, на вопросы, кто желает задать их. Есть поднятые руки в зале. Покажите список. Депутат Романов, пожалуйста. К кому вопрос скажите сразу, Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Вопрос к Евгению Петровичу. Евгений Петрович, я понимаю, что подписано и действует. И все же - как маленькая нота сомнения. Не называю государство. Республика, в оппозиции один из министров. Сидит. Если там необъективен, скажем, ход отношений, - в таких случаях не получится ли, что подобная процедура чем-то может ущемлять? Повторяю, это предположительный момент. Но чего мы только не видим на территории СНГ за последние годы! ГУСАРОВ Е. П. В данной ситуации, как обращал внимание Борис Николаевич, специально были выписаны статьи 2, 3, 4, которые касаются правил определения лиц, подлежащих принудительному лечению только через судебные решения. Данный международно-правовой акт не регулирует, разумеется, не может затрагивать вопросы, которые касаются внутреннего судопроизводства: насколько оно объективно, демократично и так далее. Это не входит в компетенцию данного закона. Каких-либо дополнительных инструментов или сферы регулирования, которая могла бы быть использована в упомянутых вами целях, этот международно-правовой документ не создает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Махачев, ваш вопрос. МАХАЧЕВ Г. Н., депутатская группа "Народный депутат". У меня предложение. Уважаемые депутаты, на первый взгляд, слова "принудительное лечение" настораживают. Но это вопрос общественной безопасности, в том числе и депутатской. О чем здесь говорить, если даже в нашей Думе встречаются лица с нарушениями психики. Когда женщину таскают за волосы, когда слышны агрессивные призывы, разжигающие межнациональную рознь, то ясно, что конвенцию срочно надо ратифицировать. Прерывать неадекватные действия можно только принудительно. Предлагаю всем проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Евгений Петрович, а другие страны-участницы этого договора ратифицировали его уже? ГУСАРОВ Е. П. Да, этот договор ратифицирован всеми государствами, которые его подписали, за исключением России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросов больше нет, уважаемые депутаты. Переносим пункт 8 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3063 по 3079 из 5160
Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения". Прошу вас определиться голосованием по принятию данного законопроекта. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 00 сек.) Проголосовало за 404 чел. 89,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел. Результат: принято Принимается.