Заседание № 134
18.07.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90061147-3 "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации" (принят в первом чтении 20 сентября 2000 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2518 по 2575 из 8306
12-й вопрос, проект федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации". Докладывает Светлана Сергеевна Журова. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации", который был внесён в Государственную Думу 13 июля 2000 года Президентом Российской Федерации и принят в первом чтении 20 сентября 2000 года. В настоящее время законопроект во многом утратил свою актуальность, в том числе потому, что российское избирательное законодательство за последнее время претерпело значительные изменения. Так, на момент разработки и внесения законопроекта в Государственную Думу действовал утративший в настоящее время силу федеральный закон номер 124, а в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вносились изменения и дополнения более 90 раз. Учитывая почти восемнадцатилетний период нахождения законопроекта на рассмотрении в Государственной Думе, Комитет по международным делам посчитал возможным уточнить позицию субъекта права законодательной инициативы относительно перспектив дальнейшей работы над данным законопроектом, и в ответ мы получили объяснение, что в принципе законопроект утратил свою актуальность и может быть отклонён, - такую позицию нам высказал полномочный представитель президента. Однако важно уточнить и отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 70 Договора о создании Союзного государства до избрания депутатов Палаты Представителей функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Уважаемые коллеги, собрание в настоящее время работает очень эффективно, собирается дважды в год, выполняет все поставленные перед ним задачи, поэтому Комитет по международным делам считает дальнейшее рассмотрение этого проекта федерального закона нецелесообразным и в соответствии с частью девятой статьи 121 Регламента Государственной Думы рекомендует его к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 33 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 45
20.09.2000
Вопрос:
О проекте федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4221 по 5265 из 6234
Уважаемые депутаты, прошу, присаживайтесь. Мы с вами сейчас начинаем обсуждать пункт 9 повестки дня: проект федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Александра Альбертовича Вешнякова. Пока Александр Альбертович идет на трибуну, давайте мы его поздравим. Сегодня он удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством". (Аплодисменты.) Всё, пожалуйста, присядьте. ВЕШНЯКОВ А. А., официальный представитель Президента Российской Федерации, председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Спасибо за поздравления. Позвольте мне представить вам проект федерального закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Российской Федерации". Проект закона подготовлен на основе общепризнанных принципов и норм международного права в области организации избирательного процесса. Необходимость его принятия обусловлена статьей 64 Договора о создании Союзного государства, ратифицированного федеральным законом Российской Федерации от 2 января 2000 года. В соответствии с законопроектом в качестве основных принципов участия граждан в выборах депутатов Палаты Представителей закрепляется всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Реализация этих принципов, регулирование отдельных правил и процедур в законопроекте по сравнению с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеют свои особенности, обусловленные Договором о создании Союзного государства. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит универсальных норм, которые могли бы применяться на вышеуказанных выборах. Новеллы законопроекта также обусловлены учетом практики проведения федеральных выборов 1999-2000 годов. Согласно законопроекту выборы депутатов Палаты Представителей первого созыва назначаются Президентом Российской Федерации и проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу законодательных актов государств - участников Союзного государства, регулирующих порядок проведения выборов. В выборах депутатов от Российской Федерации участвуют только граждане Российской Федерации. В соответствии с законопроектом выборы депутатов Палаты Представителей проводятся на основе мажоритарной системы относительного большинства по 75 одномандатным округам (один округ - один депутат). Выборы в округе признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее 25 процентов избирателей. Это точно такая же норма, как и на выборах депутатов Государственной Думы. В преобразовании избирательных округов предлагается исходить из средней нормы представительства избирателей на один депутатский мандат с допустимым отклонением от этой нормы не более чем на 50 процентов и недопустимости пересечения границ субъекта Российской Федерации границами избирательных округов. Установление таких отклонений вызвано необходимостью соблюдения границ субъектов Российской Федерации, а также включением в состав одного избирательного округа субъектов, имеющих общие границы, имеющих устойчивые связи, в том числе и транспортные. Законопроектом устанавливается, что активным избирательным правом обладают граждане России, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего избирательного округа, а пассивным избирательным правом - все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года. Не имеют права избирать и быть избранными граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Правом выдвижения кандидатов в депутаты Палаты Представителей обладают избиратель, группа избирателей, избирательные объединения и блоки. Кандидат может быть выдвинут также в порядке самовыдвижения. Каждый избиратель либо каждая группа избирателей, каждое избирательное объединение или избирательный блок могут выдвинуть не более одного кандидата в избирательном округе. При этом избирательное объединение, избирательный блок включают всех выдвинутых ими кандидатов в список кандидатов, который заверяется в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может дать согласие баллотироваться только в одном избирательном округе. В принципе эти правила точно такие же, как на выборах депутатов Государственной Думы. Согласно законопроекту в поддержку кандидата необходимо собрать не менее 1500 подписей, что должно составить в среднем примерно 0,1 процента от общего числа избирателей одномандатного округа. По сравнению с действующими федеральными законами о выборах в законопроекте предусматриваются требования прозрачности процедуры, организации сбора подписей, в соответствии с которыми сбор подписей избирателей может осуществляться только в местах, определенных окружной избирательной комиссией. Поэтому и увеличено их количество на целый порядок по сравнению с тем, что существует в настоящих федеральных законах. Изменен порядок формирования территориальных и участковых избирательных комиссий. При сохранении действующего правила о формировании указанных избирательных комиссий на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, собраний граждан по месту жительства и квоты не менее чем одна треть для лиц, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе, законопроектом одновременно предусматривается их формирование вышестоящими избирательными комиссиями, а не представительными органами местного самоуправления. При проведении выборов депутатов Палаты Представителей не предполагается создание самостоятельных окружных избирательных комиссий. Функции этих комиссий предлагается возлагать на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если на его территории образуется не менее одного избирательного округа) либо на избирательную комиссию одного из субъектов Российской Федерации (если избирательный округ включает в себя два и более субъекта Российской Федерации). Законопроектом закрепляется прозрачный статус кандидата, зарегистрированного кандидата, прежде всего в части, касающейся обязательного доведения до сведения избирателей основных биографических данных, включая наличие гражданства иностранного государства и не снятые или не погашенные судимости, сведений о доходах и имуществе кандидата и его супруга, информации о порядке формирования и расходования кандидатом своего избирательного фонда. При проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации кандидату предоставляется эфирное время как бесплатно, так и за плату. Печатная площадь может быть предоставлена только за плату. С учетом опыта проведения предыдущих агитационных кампаний в законопроекте специально оговариваются условия участия кандидата в информационно-аналитических, развлекательных, спортивных и иных авторских программах. Представляемый проект федерального закона после его вступления в силу станет переходным законодательным актом, так как выборы депутатов в Палату Представителей второго созыва согласно Договору о создании Союзного государства должны проводиться на основе уже союзного закона. В связи с этим одной из целей законопроекта является создание правовой базы для разработки будущего союзного закона. Такой подход обусловил необходимость согласования основных положений законопроекта с проектом закона Республики Беларусь "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства первого созыва от Республики Беларусь". Для проведения выборов депутатов в Палату Представителей потребуются расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В проекте федерального бюджета на 2001 год заложены необходимые денежные средства. Исходя из опыта проведения выборов Президента Российской Федерации в марте 2000 года, фактически расходы на них составили 1,42 миллиарда рублей, расходы на подготовку и проведение выборов депутатов в Палату Представителей с учетом инфляции, роста цен на работы и услуги составят ориентировочно 1,8 миллиарда рублей, что предусмотрено в проекте бюджета на 2001 год. Доклад закончен. Если есть вопросы, готов отвечать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Альбертович. Присаживайтесь, пожалуйста. Мы сейчас послушаем второй доклад, Анатолия Ивановича Лукьянова, а потом зададим вопросы и выступим по данному законопроекту. Пожалуйста, Анатолий Иванович Лукьянов, председатель Комитета по государственному строительству. Уважаемые депутаты, я прошу вас присесть. ЛУКЬЯНОВ А. И. Уважаемые депутаты! Комитет по государственному строительству тщательно обсудил представленный на рассмотрение Государственной Думы проект закона "О выборах депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства...". В обсуждении этого вопроса участвовали представители Центральной избирательной комиссии, Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, наши специалисты и очень активно участвовали наши товарищи, которые занимаются избирательным законодательством. В ходе этого обсуждения мы пришли к единому выводу о том, что представленный Президентом Российской Федерации законопроект по своей концепции полностью соответствует этому этапу строительства Союзного государства двух наших народов, Союзного государства, которое предусмотрено союзным договором, заключенным в январе этого года. Принятие закона несомненно послужит созданию новых государственных институтов, без чего нельзя представить себе законченную конструкцию Союзного государства. В то же время мы хорошо понимали, что внесенный закон - это правовой акт, причем переходного периода, когда каждый из субъектов Союза будет избирать свою часть депутатов Парламента союзного государства на основе своего закона. Что касается парламента второго созыва (я на это хочу обратить внимание), то он будет избираться уже на основе союзного закона, который примет новый союзный парламент. Поэтому рассматриваемый законопроект - это как бы своеобразный шаг к общему избирательному закону, в котором сольются правовые нормы, нормы избирательного законодательства и России, и Белоруссии. И здесь, без сомнения, предстоит немалая работа по учету положений принятого в январе этого года Избирательного кодекса Республики Беларусь, законов о выборах, которые действуют на территории Российской Федерации, практики выборов, которая появится в Белоруссии 15 октября 2000 года, когда будут у них выборы, и накопленного опыта избирательных кампаний на территории Российской Федерации. Комитет пришел к заключению, что представленный проект дает возможность успешного решения этой непростой задачи. Законопроект построен с учетом главных принципов избирательного права Российской Федерации, сформулированных в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав...". В проекте имеется ряд новых норм, которые вытекают из той практики, и положительной, скажем, и отрицательной, которую мы имели в ходе выборов, прошедших на территории Российской Федерации. Многие из этих новых норм можно рассматривать как предпосылку будущих изменений, которые следовало бы ввести в наше российское законодательство о выборах. Но есть, конечно, у комитета и свои соображения по совершенствованию этого законопроекта. При подготовке законопроекта ко второму чтению, как говорится в заключении комитета, предлагается дополнительно обсудить вопрос об установлении допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей при образовании одномандатных округов в размере 50 процентов. Тут надо просто сослаться на то, что в законодательстве Российской Федерации такое отступление допустимо в размере 10-15 процентов, а законодательство Белоруссии вообще не допускает таких отступлений. Еще одно соображение. Оно связано с тем порядком сбора подписей, который предусматривается в статье 53 проекта нового закона. Этот порядок предусматривает право собирать подписи, а значит, и ставить подписи в поддержку выдвижения того или иного кандидата только в специально отведенных для этого местах под контролем общественности и членов избирательных комиссий. Это новое предложение, новая практика предлагается для отечественного избирательного права, и комитет считает, что в этом случае необходимо рассмотреть вопрос о том, насколько предлагаемая правовая норма согласуется с защитой политических и иных прав граждан. Добавлю только, что вот все эти вопросы, несомненно, надо будет очень обстоятельно обсудить именно в процессе рассмотрения проекта во втором чтении. Обращают на себя внимание многочисленные отсылки к законодательству Российской Федерации, к закону о гарантиях избирательных прав, а также использование таких расплывчатых терминов, как "существенное нарушение", которые уже причинили нам немало головной боли в прошлых избирательных кампаниях. Есть в законопроекте ряд юридико-технических погрешностей. Они отмечены в нашим заключении, я не буду их перечислять, тем более что они точно так же отмечены и в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. По проекту закона, уважаемые депутаты, в комитет уже поступили, начали поступать замечания от ряда научных учреждений, специалистов. Так, в частности, предлагается учесть в нашем законе нормы белорусского законодательства о выборах, причем это нормы о выдвижении кандидатов в депутаты трудовыми коллективами, об обязательности публикаций программ претендентов на депутатский пост, об установлении порядка отзыва избирателями депутатов, не оправдавших доверие населения. Все эти замечания и предложения вполне могут быть рассмотрены в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению, а затем и при разработке общего союзного закона о выборах в Парламент Союзного государства. Правительство Российской Федерации представило положительное заключение на проект закона и считает возможным его принятие в первом чтении с последующей доработкой во втором. На наш взгляд, Президент России своевременно внес этот закон на рассмотрение Думы, с тем чтобы он был реализован уже весной этого года в ходе выборов. Тем более, что это все предусмотрено союзным договором и, насколько я знаю, сейчас в Белоруссии ускоряется работа над соответствующим законом. Поэтому реализация этого закона будет иметь очень большое значение. И он должен быть реализован вопреки мрачным прогнозам некоторых наших газет, которые подобно нынешнему номеру газеты "Сегодня" озаглавили свою статью "Похороны вместо выборов". Вот газета, которая практически выступает против Союза, если вы хотите знать. Комитет считает, что Союз России и Белоруссии, Союзное государство, будет жить вопреки всем этим пророчествам и рекомендует Государственной Думе принять представленный проект закона в первом чтении. Он вполне заслуживает поддержки в связи со своей концепцией и последовательным демократизмом, проведенным в этом законодательном акте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Анатолий Иванович? Уважаемые депутаты, я вас попрошу записаться для вопросов как к Александру Альбертовичу, так и к Анатолию Ивановичу. Нет, останьтесь на трибуне. Закон первого чтения. Покажите список. Так, пожалуйста, депутат Гостев. Руслан Георгиевич, говорите, к кому вопрос. ГОСТЕВ Р. Г. Кто ответит - и хорошо будет. Я хотел бы спросить: насколько в данном законопроекте учитывается шикарный в кавычках опыт российского законодательства по возможностям фальсификации итогов выборов и реакция на эти фальсификации Центризбиркома и иже с ним? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Альбертович. ВЕШНЯКОВ А. А. Уважаемый депутат Гостев, если вы считаете, что такой опыт, "шикарный", есть, - пожалуйста, факты в Центральную избирательную комиссию. А что касается конкретно в данном случае норм, которые предусматривают прозрачность подведения итогов голосования и определения их результатов, в этом законе они раскрыты в полном объеме и соблюдение их, безусловно, будет обеспечивать исключение любой фальсификации. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо вам отвечать. Как это, самому себе задавать вопросы? Будет возможность выступить. Лоторев Александр Николаевич. Анатолий Иванович, вы добавьте. ЛОТОРЕВ А. Н. У меня вопрос к Анатолию Ивановичу. Анатолий Иванович, вот скажите, пожалуйста, я... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, простите, пожалуйста, он хотел дополнить ответ Гостеву. ЛУКЬЯНОВ А. И. Я хочу дополнить то, что сказал Александр Альбертович. Конечно, такая фальсификация имела место на выборах, и об этом говорят более 400 дел, которые рассматриваются сейчас в судах по итогам этих выборов, и признание самой Центральной избирательной комиссии, которая посылала представителей для расследования этих вещей и принимала определенные решения. Но речь идет о том, что очень большая часть этих нарушений была связана, как вы знаете, со сбором подписей. И вот такое расплывчатое определение - "существенное нарушение", "несущественное нарушение" - как раз подрывало эти вещи. Вот с моей точки зрения, то, что в законе предлагается проводить сбор подписей в определенных местах под контролем, то есть прозрачно, открыто... уже такой шаг имеется. Что касается остального, то здесь еще придется очень основательно поработать в ходе второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лоторев Александр Николаевич, ваш вопрос. ЛОТОРЕВ А. Н. Анатолий Иванович, в какой-то степени, наверное, немножко вы уже ответили, но меня все-таки интересует следующий момент. Ясно, что закон по сравнению с нашим, скажем, законом о выборах имеет тенденцию к ужесточению. Это, наверное, абсолютно оправданно. И все-таки чем руководствовались, внося данный законопроект, инициаторы этого законопроекта, определяя вот эти две цифры - 1,5 тысячи и 0,1 процента? Вот как-то не совсем понятна логика. Почему, с одной стороны, у нас, скажем, 1 процент и мы набираем кто 4, кто 5, кто 8 тысяч?.. Здесь - 1,5 тысячи голосов и 0,1 процента. Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас ответит Александр Альбертович. ЛУКЬЯНОВ А. И. Вы говорите о подписях прежде всего, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович, пусть Александр Альбертович ответит, потому что он представляет законопроект. ВЕШНЯКОВ А. А. Спасибо за вопрос. В своем кратком докладе я уже сказал по этому поводу. Предлагается (с чем в принципе согласился уже Анатолий Иванович Лукьянов) для того, чтобы избежать фактов криминализации организации сбора подписей, которые мы имеем, и фактически это подтверждает даже уже прокуратура города Москвы, например, представив нам документ относительно разбирательства того явления, которое было на выборах Президента Российской Федерации, когда студенты Тимирязевской академии не собирали подписи, а рисовали их и продавали за деньги... Так вот, для того, чтобы сделать этот процесс открытым, прозрачным, под общественным контролем, мы предлагаем в этом проекте закона проводить сбор подписей в течение месяца (а там даже получается больше, в зависимости от времени назначения) в специально отведенных местах с соответствующей информацией для всех граждан, для всех избирателей округа о том, что выдвинуты такие-то кандидаты, идет сбор подписей инициативными группами, партиями, которые их выдвигали. Пожалуйста, каждый день вы можете приходить и ставить подписи. Это будут уже действительно живые подписи живых избирателей. Здесь подделать будет невозможно, используя подпольные действия, которые иногда совершаются при организации этого процесса. В то же время мы отлично понимаем, что, наверное, при такой работе можно пойти на сокращение числа собираемых подписей: не 1 процент, как сейчас заложено на выборах депутатов Госдумы, а 0,1 процента. Это предложение внесено в законопроекте, предложенном Президентом Российской Федерации. А так как среднее число избирателей в округе (у нас 108 миллионов избирателей и 75 округов) где-то 1,4 миллиона, то получается примерно 0,1 процента. Это обсуждаемая цифра, обсуждаемый порядок, что правильно отметил комитет, который представляет Анатолий Иванович Лукьянов. И мы готовы вместе с вами ко второму чтению искать дополнительно еще страховочные механизмы от ненормальных явлений при организации сбора подписей. Но то, что закрывать глаза на существующие недостатки мы не имеем с вами права и должны их корректировать в нашем федеральном законодательстве, - это факт совершенно очевидный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович, желали бы дополнить? ЛУКЬЯНОВ А. И. Добавлю только, что комитет считает, что цифра, может быть, маловата, надо немножко увеличить ее. Это раз. Второе. Я не сомневаюсь, что многие предложения будут внесены уже тогда, когда придется во втором чтении учитывать не только законодательство России, но и законодательство Белоруссии. Это два. И третье, что тоже чрезвычайно важно. Мне кажется, что те предложения, которые поступили и поступят, сами уже корректируют вот эти нормы. Мы предполагаем провести 16 ноября парламентские слушания по совершенствованию законодательства о выборах с подробным докладом и обсуждением всех проблем, которые возникают. И я знаю, что только что прошла научно-практическая конференция в Пятигорске по этим вопросам. Мы получили материалы, где уже по целому ряду вопросов, которые вы ставите (о нарушениях, о фальсификации выборов и о том, как надо собирать подписи), есть предложения. Их надо будет учитывать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Так, пожалуйста, депутат Шеин Олег Васильевич, ваш вопрос. ШЕИН О. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Вопрос и к разработчикам документа, и к профильному комитету. Предполагается ли вот те новеллы, в частности по сбору подписей, по агитации и так далее, которые есть в этом законопроекте, включить в тот, видимо, новый закон о выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации, который будет принимать настоящий созыв через некоторое время? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Альбертович, ответьте, пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А. Спасибо за вопрос. Я постараюсь на него ответить развернуто, с учетом того, что действительно он очень актуальный. На наш взгляд, действительно нужны комплексные предложения по совершенствованию и развитию избирательного законодательства и по тем позициям, которые как новые уже внесены в законопроект, который мы обсуждаем, и по многим другим вопросам, которые просто в этом законопроекте еще пока не представлены. И Анатолий Иванович уже сказал, что это предложение Центральной избирательной комиссии, поддержанное Комитетом по государственному строительству, Комитетом по законодательству: провести по этим проблемам, проблемам развития и совершенствования избирательного законодательства России, и законодательства о референдуме в том числе, парламентские слушания. Только не 16 ноября. Видимо, Анатолий Иванович, 16 октября, то есть через месяц. Мы подготовили по этому поводу специальный доклад, провели его обсуждение на научно-практической конференции на Северном Кавказе на прошлой неделе. С учетом всех доработок доклад этот будет распространен среди депутатов не позднее 10 октября, чтобы каждый смог подготовиться к этим слушаниям и выработать позицию по этим вопросам. Когда мы выработаем позицию вместе, и правоприменители, в том числе и суд, в том числе и прокуратура, в том числе и представители Правительства и Администрации, и прежде всего депутаты Государственной Думы, согласуем это еще и с Президентом Российской Федерации (есть такое поручение), то внесем конкретные законопроекты по тем направлениям, по которым будет выработана позиция, начнем совершенствовать уже в этом году. И вот этот законопроект является одним из первых в этой работе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Бондарь. А, добавить? Пожалуйста. ЛУКЬЯНОВ А. И. Я еще хочу добавить вот что. Практически целый ряд вопросов, которые будут решаться в этом законе, есть возможность реализовать в нашем российском законодательстве. Речь идет, например, о запросе у банков данных о кандидатах в депутаты. Мы же не имели такой возможности, а теперь можно будет это сделать. Стоит вопрос о создании избирательного кодекса России по примеру Белоруссии. Кстати, надо сказать, что там гораздо более компактный документ и просто применяемый. Поэтому обязательно это надо будет сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Бондарь Вадим Николаевич. БОНДАРЬ В. Н., фракция "Союз Правых Сил". К Александру Альбертовичу вопрос. Скажите, пожалуйста, сколько примерно избирателей будет приходиться на одного депутата - белорусского и российского? ВЕШНЯКОВ А. А. Я понял так ваш вопрос, и он действительно имеет место: цена одного депутатского места, сколько стоит за ним избирателей. В России (я вам назвал цифру) это будет примерно полтора миллиона плюс-минус 50 процентов (такое предлагается отклонение). В Белоруссии это будет намного меньше, но это вопрос не этого закона. Вопрос, сколько депутатских мест будет от России и от Белоруссии, решил договор, который ратифицировала в том числе Государственная Дума. И там определили 28 мест от Белоруссии и 75 мест от России. 28 депутатов... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От Белоруссии? ВЕШНЯКОВ А. А. Примерно в Белоруссии будет сколько? Анатолий Иванович нам подскажет численность избирателей. Порядка, наверное, 30 миллионов? ИЗ ЗАЛА. 5-6 миллионов! ВЕШНЯКОВ А. А. 5-6 миллионов? Значит, так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВЕШНЯКОВ А. А. Вот 7 миллионов, мне подсказывают, в Белоруссии. Тогда считайте: 7 миллионов на 28 округов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну поменьше, но не намного. ВЕШНЯКОВ А. А. Это условие договора, который ратифицирован Россией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, ваш вопрос. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня вопрос и господину Вешнякову, и Анатолию Ивановичу Лукьянову. В проекте закона, в статье 2 "Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе", затерялось понятие Палаты Представителей. На странице 11 в числе прочего идет определение самого главного - кого же мы будем избирать, кто это будут такие? Будут ли это члены органов власти, и если да, то кто наделил Союзный парламент властными полномочиями? В определении сказано, что это одна из палат представительного и законодательного органа. Но это означает, если исходить из этого определения, что Палата и Парламент будут принимать законы, обязательные к исполнению. Однако такая формулировка будет противоречить статье 4 главы 1 Конституции Российской Федерации. Я хотел задать вопрос и господину Вешнякову, и вам, Анатолий Иванович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Скажите, пожалуйста, не считаете ли вы нужным уточнить абзац второй на странице 11 в части определения понятия "Палата Представителей"? И дальше, не считаете ли вы необходимым ввести понятие "депутат Палаты Представителей"? ВЕШНЯКОВ А. А. Николай Николаевич, мы готовы внимательнейшим образом изучить ваш вопрос, но при этом критерием должно быть то, что записано уже в Договоре о создании Союзного государства, в договоре между Россией и Белоруссией. Если у вас есть сомнение, что норма договора противоречит Конституции, есть другая процедура разрешения этих вопросов. Мы согласны с вами вместе внимательнейшим образом посмотреть, есть ли здесь какие-то противоречия, но я вас заверяю, что все, что сделано в этом законе в той части, по которой вы сейчас задаете вопрос, сделано в соответствии с договором, ратифицированным Россией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович, дополните ответ. ЛУКЬЯНОВ А. И. Да, речь идет о том, что Палата Представителей является одной из палат Парламента Союзного государства, который как раз и является законодательным и представительным органом в целом. Одна палата будет избираться населением, другая будет формироваться высшими органами законодательной и представительной власти субъектов. Я хочу только сказать, что вопрос закономерен, надо немного подредактировать эту статью, мы об этом говорили на заседании комитета. Но в принципе это прямо вытекает из Союзного договора. Поскольку я одновременно депутат Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России, скажу, что там вопрос возникал достаточно остро при обсуждении договора. Речь идет о том, нужны ли поправки в конституции Белоруссии и России в связи с принятием договора. Я убежден, что такие поправки нужны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Будажапов Сергей Пурбуевич. Последний вопрос, коллеги, и потом - выступления. БУДАЖАПОВ С. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я хочу обратиться к председателю Центральной избирательной комиссии. Уважаемый Александр Альбертович, наверное, все депутаты Государственной Думы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поближе к микрофону. БУДАЖАПОВ С. П. ...принимали активное участие в выборных кампаниях прошедшего периода. Не являлся исключением и я, участвовал в выборной кампании и депутатов Государственной Думы, и Президента Российской Федерации в Республике Бурятия. Мы к вам обращались дважды, после декабрьских выборов направили вам письмо о нарушениях федерального законодательства, затем в апреле мы направили вам письмо с перечислением конкретных фактов по случаям нарушения закона "О выборах Президента Российской Федерации". Ответа не последовало ни в первом, ни во втором случае. Я далек от мысли, что в республике в массовом порядке нарушались законы, не хочу этого утверждать и сейчас. Но тем не менее, на наш взгляд, те факты, которые мы приводили в своем письме, в своем обращении в ЦИК, достаточно серьезны. Как в данном случае не только применительно к закону, который сегодня обсуждается, а в целом вообще к выборам... Вот недавно у нас было собрание актива, который достаточно серьезно участвовал в выборных кампаниях, и мы приняли решение, что, если будет такое же беззаконие продолжаться и дальше, в частности решающим будет финансовый фактор, денежный кошелек кандидата, независимо от того, куда он баллотируется, и, второе - административный ресурс, тогда вообще нет никакого смысла принимать участие в выборах, которые мы пытаемся сделать демократичными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А. Ну, если говорить по тем жалобам, на которые, как вы считаете, Центризбирком не ответил, давайте разберемся. Я взял себе на заметку специально этот вопрос, если необходимо, давайте встретимся с вами. Но я не понял пока вопроса. А что нужно сделать в этом законе, чтобы не было возможности нарушать, если же кто-то будет нарушать, то привлекать к соответствующей ответственности? Попытка с нашей, как разработчиков, стороны внести дополнительные нормы в этот закон по сравнению с действующими, именно в этом направлении, в том числе нормы, ограничивающие и не дающие возможность использовать административный ресурс, сделана, я могу даже перечислить такие нормы. В том числе, например, о запрете присутствия на избирательных участках должностных лиц, которые не наделены полномочиями наблюдателя, совещательным голосом и так далее. То есть в этом ключе мы готовы с вами работать и решать вопросы. А по жалобе разберемся отдельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, все вопросы заданы. Сейчас будут выступления. Анатолий Иванович, присаживайтесь, пожалуйста. Все, кто записался, задали вопросы. Сейчас я вас прошу, уважаемые депутаты, записаться на выступления. Список покажите, пожалуйста. Пожалуйста, Салий Александр Иванович. САЛИЙ А. И. Уважаемые депутаты, значение данного закона, конечно, переоценить невозможно, потому что мы от времени разбегания, разрушения перешли к этапу формирования Союзного государства. Естественно, обе республики, обе страны прошли этот этап по-разному, и, естественно, в законодательстве есть соответствующие различия, которые, я думаю, будут преодолены непосредственно в следующем союзном законе о выборах. Но мне хотелось бы остановиться именно на нашем, на российском законе. Мне кажется, что, несмотря на то что в данном законе представлено достаточно много новелл, которые действительно должны решить проблему предотвращения фальсификации и всевластия на местах, необходимо и усиливать ответственность за совершенные нарушения, а иногда просто преступления. Я лично поддерживаю принцип формирования избирательных комиссий, потому что то, что творится у нас в некоторых регионах, - это просто-напросто недопустимо! Но я считаю, что в законе должны быть четко определены ответственность избирательных комиссий за принимаемые решения, механизм роспуска этих комиссий и ответственность конкретных председателей, секретарей или даже членов комиссий за совершенные нарушения. Ведь сегодня мы имеем практику, когда комиссия снимает одного из кандидатов, который является фаворитом в соответствующем избирательном округе, его не допускают до выборов. Верховный Суд соглашается, что это было сделано неправильно, потом комиссия опротестовывает, так сказать, решение одного из судов, восстанавливающего права данного кандидата. И представляете, она не распускается, никто не несет ответственности и так далее. Мы имеем массу нарушений, когда комиссии бракуют кандидатов по спискам по различным другим мотивам и так далее. Я думаю, что данный законопроект должен быть усилен именно ответственностью избирательных комиссий. У нас сегодня комиссии избирательные неподсудны и могут творить все, что угодно. Следующий момент (может быть, он тоже во втором чтении будет поправлен или эта норма будет уже в следующем законе) - это разный подход к избирателям, обладающим активным избирательным правом. Вот комиссия по изучению практики применения избирательного законодательства провела анализ соответствия белорусского закона и российского закона. В белорусском четко записано: гражданин, совершивший преступление, не имеет права баллотироваться в этот орган власти. У нас в России такой нормы нет. Как мы здесь будем?.. Приводить в соответствие с белорусскими нормами или все-таки будем отстаивать, я считаю, натянутые, так сказать, положения или выражения о том, что Конституция позволяет участвовать всем? Но, извините, пожалуйста, у нас есть нормы, ограничивающие право военнослужащих принимать те или иные решения, реализовывать те или иные свои права. Они не имеют права поступить куда-то в другой вуз, не по профилю, и так далее. И это защитники Отечества. А преступник у нас, который совершил злостное преступление, имеет право идти во власть. Может быть, мы и решим как раз эту проблему и те проблемы, которые сегодня поднимались до перерыва. Я считаю, что, конечно, в первом чтении этот законопроект надо принимать в обязательном порядке, но при этом создать достаточно хорошую аналитическую группу для его доработки. Потому что, насколько я понял, представители Центризбиркома и председатель Центральной избирательной комиссии считают, что те новеллы, которые будут приняты в этом законе, лягут в основу и будущего избирательного кодекса Российской Федерации. Поэтому я призываю всех депутатов с вниманием отнестись к этому законопроекту и проголосовать за его принятие. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Иванович. Пастухов Борис Николаевич. Включите микрофон, пожалуйста. ПАСТУХОВ Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Отечество - Вся Россия". Я хотел бы сказать, что Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками однозначно высказался за то, чтобы данный законопроект был принят в первом чтении. Наш комитет принимал активное участие в подготовке, в обсуждении данного законопроекта. Мы высказали целый ряд замечаний и предложений, которые Центральная избирательная комиссия учла, когда этот документ проходил стадию разработки. Однако надо сказать, что некоторые наши предложения своего отражения не нашли, а ряд моментов вызывает определенные сомнения. Я не буду перечислять эти позиции. Полагаю, что Анатолий Иванович Лукьянов в своем выступлении очень точно обратил внимание на те слабости, на те позиции, которые требуют дополнительной проработки и дополнительного внимания. Нам представляется, что главное состоит в том, что базой предложенного законопроекта являются и соответствующее законодательство России, и опыт проведения выборов в Государственную Думу, как положительный, так и негативный. И можно вполне обоснованно говорить об определенной преемственности данного законопроекта и федеральных законов России о выборах. Я хотел бы отметить, что параллельно - и это чрезвычайно важно - работа по подготовке соответствующего документа о выборах в Палату Представителей Парламента Союзного государства проходила и в Белоруссии. Работа шла синхронно. Центральные избирательные комиссии контактировали весьма творчески, на наш взгляд. Документ сейчас у белорусов в стадии практической готовности ко внесению его Президентом. И как только пройдут выборы в парламент белорусский (это состоится 15 октября), мы информированы о том, что этот закон пойдет в парламент, для того чтобы стать предметом обсуждения. Я говорю об этом еще и потому, что очень важно не потерять темп в дальнейшей работе над этими важными законодательными актами, которые являются чрезвычайно важной составной частью в формировании всей структуры Союзного государства. Органы исполнительной власти и Центральная избирательная комиссия должны очень внимательно отнестись к тому, что связано с нарезкой избирательных округов. Это вызывает большой интерес у политиков, на местах, большой интерес и в России, и в Белоруссии. Мне кажется, что сегодня, завершив обсуждение в первом чтении, мы должны принять внутреннее какое-то решение о том, что второе чтение пройдет без всяких затяжек, которые, к сожалению, имели место, если говорить о внесении данного законопроекта на обсуждение Государственной Думы. Я хотел бы, чтобы коллеги поддержали предложение о том, чтобы данный законопроект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Николаевич. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, слушаю выступления и невольно думаю, что прав был Галилей, когда говорил: "А все-таки она вертится!" Четыре с половиной года назад, в марте 1996 года, мы с огромным трудом провели здесь денонсацию позорных беловежских соглашений. Какой только потом мы не наслушались "музыки" по всем каналам, со всех страниц печати! Прошло четыре года. Сегодня мы на уровне спокойного делового обсуждения говорим о подведении законодательной базы под проблему интеграции. Естественно, я поддерживаю концепцию закона и думаю, что большинство депутатов ее поддержат. Но о двух-трех моментах не могу не сказать, особенно учитывая присутствие председателя Центральной избирательной комиссии. Первое. Секрета нет в том, что, несмотря на наши попытки сделать законодательство о выборах таким, чтобы денежный мешок или всевластие чиновника не диктовали свою волю, к сожалению, нам это не удается. Один из ярких примеров - выборы 2 июля в Самарской области. Ценой неимоверного давления исполнительная власть загнала учителей, врачей, других бюджетников целыми автобусами, во главе с директорами школ и главными врачами - 65 тысяч человек проголосовало досрочно. Две недели длилась эта история. Это 8 процентов запаса прочности было создано для одного человека! С этой точки зрения большие сомнения у меня по поводу того, насколько совершенны формулировки сбора подписей в специальных помещениях. Над этим надо сильно подумать: не получится ли так, что снова будет какая-то группа лиц, пользуясь служебным положением, и этот механизм использовать для того, чтобы получать свои результаты. Второй вопрос. Я поддерживаю то, что здесь уже звучало: надо нам внимательно посмотреть ко второму чтению степень ответственности всех структур и должностных лиц за нарушение законодательства. Цинизмом было бы уже, выходя на союз с братским белорусским народом, на уровне законодателя недооценить эту опасность. И последнее. Я надеюсь, что принятие закона, вступление его в силу и подготовка к выборам дадут мощный импульс процессам интеграции не только Белоруссии и России, но и других братских народов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Куваев Александр Александрович, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. Снимает выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лоторев Александр Николаевич. ЛОТОРЕВ А. Н. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, я уже сказал, что концептуально, на наш взгляд, данный проект значительно ужесточает нормы и для кандидатов, и для избирателей. И ко второму чтению, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на целый ряд положений. Скажу очень коротко по некоторым из них. Сохранилась абстрактность ряда терминов, которая позволяет толковать их в зависимости от политической установки избиркомов. К сожалению, об этом мы тоже можем говорить. Ну например: агитация есть деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая... Это статья 2. Весьма расширительное понятие. К сожалению, на наш взгляд, расширяется возможность подкупа избирателей. Право благотворительной деятельности по данному законопроекту получают и доверенные лица кандидатов. Это статья 52. Сбор подписей осуществляется только в специально отведенных местах. С одной стороны, это, конечно же, резко снижает возможности очень многих кандидатов к выдвижению. Это статья 53. Вместе с тем есть некий элемент компенсации. Это то, о чем мы говорили, - 0,1 процента. То есть здесь тоже есть определенные вопросы. Значительно расширяется перечень оснований для признания подписи избирателя в подписном листе недостоверной. Например, статья 55 запрещает вносить данные об избирателях третьим лицам, включая родственников избирателей. Настораживает статья 69: в случае, если печатная продукция кандидата в депутаты оказалась расклеенной в неположенном месте, весь тираж подлежит конфискации. Это тоже является основанием для отмены регистрации кандидата согласно статье 104. Ведь откровенная провокация может быть: какие-то из материалов кандидата наклеиваются не в тех местах, где определено местными властями. Наконец, еще один момент. Редакции негосударственных печатных СМИ вправе отказывать одним кандидатам в опубликовании их материалов и предоставлять печатную площадь другим за установленную ими плату. То есть кандидат N., скажем, может заплатить какие-то средства и ежедневно публиковать свои материалы. Вместе с тем остальным кандидатам в этом может быть отказано. Но утешает одно - что это закон переходного периода и срок его действия незначителен. Поэтому все издержки, которые сегодня в выступлениях коллег звучали, могут быть исправлены ко второму чтению. Депутатская группа "Регионы России..." предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гончар Николай Николаевич, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, конечно, исключительно важно определить, что произойдет с тиражом листовок, напечатанных не в соответствии с действующим законом. Но мне представляется, что в данном законе очень важно определить, кто такие депутаты будущего законодательного собрания или парламента. У нас есть статья "Основные понятия...", статья 2. Здесь раскрывается понятие депутата: "гражданин Российской Федерации не моложе 21 года, избранный..." Есть понятие, переписанное из международного договора. Нет нужды: по российской Конституции международный договор имеет статус выше федерального закона. А вот самого главного - что смогут решать, как будут представлять интересы своих избирателей депутаты нового парламента, - здесь нет, и, мне кажется, не случайно. Это орган законодательный. Скажите, каким документом определено, что его законы, не проекты законов, которые потом будут голосоваться в каждом национальном парламенте, а законы (это законодатель)... Какую силу будут иметь эти законы? На основании чего граждане Российской Федерации или граждане Республики Беларусь будут обязаны ( а не могут! ) исполнять эти законы? Каковы полномочия, скажем, в бюджетной сфере нового законодательного органа, органа власти? Или таковым законодательным органом новый парламент не является? Если не является, нужно вносить изменения. Коллеги, повторяю еще раз: конечно, это святая идея, но тем более нельзя заниматься профанацией и болтовней на эту тему. Когда-то Александр Григорьевич Лукашенко довольно резко охарактеризовал деятельность нашу в этом вопросе, назвав это удивительным сочетанием болтовни с топтанием на месте. Он имеет право, как Президент Союзного государства, то есть государства, входящего в Союз, на любые формулировки. Но сейчас мы не вправе принять документ, по которому будет избран орган власти, а затем выяснять, так кто же формирует законодательную базу бюджета Союзного государства, как он формируется, на основании каких налогов... И пошло-поехало. Мы закладываем неизбежный конфликт. Поэтому, соглашаясь или не соглашаясь с Анатолием Ивановичем Лукьяновым по поводу необходимости внесения поправок в Конституцию, тем более считаю, что если этот вопрос ставится, то закон работать не будет и международный договор - тоже, потому что поправок в Конституцию до сих пор нет. Я считаю, что мы должны обязательно во втором чтении серьезно подойти к этим ключевым понятиям и определить не только то, как будут избираться, но и как они будут осуществлять свою законодательную деятельность. В противном случае это будет уже окончательной профанацией очень серьезной идеи. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нигматулин Роберт Искандрович, пожалуйста. НИГМАТУЛИН Р. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В данном законе у меня вызывает серьезные возражения, сомнения ориентация предвыборной деятельности на деньги. Не секрет, что у нас население бедное и жертвовать на проведение той или иной предвыборной кампании оно не может, поэтому все предвыборные фонды субсидируются различного рода коммерческими структурами. Возникает вопрос: почему решение государственной проблемы - выбор того или иного депутата или соответствующего лица - должно серьезно зависеть от коммерческих структур? Я считаю, что государство обязано, если оно решает свою проблему, проблему выбора соответствующих лиц, обеспечивать это в равной мере. То есть определенное количество времени на телевидении, на радио и соответствующие площади на плакатах и в газетах. И вот эта вот ориентация на деньги, на денежные фонды даже в Соединенных Штатах Америки - а именно они были инициаторами ориентации выборов на деньги - сейчас вызывает возражения. Вот, в частности, Гор в своей предвыборной кампании призывал отказаться от предвыборных фондов. Я думаю, что нам нужно серьезно задуматься над этим и покончить с этой нехорошо складывающейся традицией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Надеждин - не сработала у него кнопка - просил тоже дать ему слова. Пожалуйста, Борис Борисович. НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые депутаты, ну, правые, как известно, принципиально против договора в той форме, в какой он был. Отдавая должное героизму Центризбиркома, который силился вписать в федеральное законодательство правила выборов 75 депутатов, должен сказать все-таки следующее. Белоруссия меньше России по разным параметрам - таким, как население, территория, ВВП, - в 10, а то и в десятки раз. Москва и Московская область, вместе взятые, будут побольше Белоруссии. В России есть этносы, скажем татарский или чувашский, которые соизмеримы с белорусским. И в этом смысле объединение, где в нижней палате это еще как-то учитывается, а в верхней, обращаю ваше внимание, просто паритет, по составу депутатов выглядит довольно странно. Здесь уже приводились цифры: от Белоруссии один депутат будет примерно от 250 тысяч, а в России - примерно от 2 миллионов, кое-где даже больше. Поэтому здесь в принципе нужно еще раз хорошо подумать. Форсировать работу точно не нужно. Второе обстоятельство, почему мы считаем принятие этого закона сейчас преждевременным, заключается в том, что в России как таковой конституционный строй не до конца устоялся. У нас большие проблемы с федерализмом внутри России. Мы вот недавно существенно, так, на всякий случай, пересмотрели способ формирования одной из палат Федерального Собрания. И если на это еще наложатся проблемы передачи части суверенитета союзным органам, боюсь, мы запутаемся совсем. И наконец, последний аргумент, почему сейчас вряд ли стоит прямо голосовать за этот закон. Все-таки в Белоруссии будут выборы нового Парламента. Они этот закон даже еще не приняли к рассмотрению. Свой закон о выборах даже не внесен. Я читал проект этого закона, он существенно по ряду вопросов отличается от российского проекта. Там можно много о чем говорить. Вот Салий говорил о возможности участвовать лицам, совершившим преступления. Могу сказать, там другие способы выдвижения кандидатов. Там, например, другой кворум для выборов - 50 процентов, у нас - 25. У нас существенно разные правила, по которым избирается депутат. Надо отдельно разбираться. И вряд ли мы должны здесь, будучи все-таки в положении как бы старшего брата, стараться быть первыми. Поэтому мы не поддерживаем этот закон, считаем, что не нужно форсировать работу по выборам Парламента в том виде, как он сейчас задуман. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все выступили, поэтому я хотел бы спросить: есть ли желание выступить у представителя Президента? Александр Алексеевич, нет? Тогда заключительное слово - Александру Альбертовичу, потом - Анатолий Иванович. Пожалуйста. ВЕШНЯКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Спасибо и за поставленные вопросы, и за выступления по данному проекту закона. Хотел бы кратко некоторые из них прокомментировать и предложить то, как мы видим дальше работу, в том числе с этим законопроектом. Первое. Мы совершенно согласны с тем, что нужно поднимать ответственность всех участников избирательного процесса, в том числе и избирательных комиссий, в том числе с правом расформирования избирательных комиссий, если они не выполняют требования законов, не выполняют решения судов. И в этой части, Александр Иванович Салий, в данном случае мы найдем общий язык с вами и соответствующие нормы, как усовершенствовать то, что уже предложено в этом законопроекте. Мы полагаем, что нужно лишить права избирательные комиссии со статусом окружной комиссии снимать с регистрации кандидатов, оставить это право только за судебными органами и за избирательными органами, которые организуют выборы в целом, в частности за Центральной избирательной комиссией, чтобы тоже застраховаться от тех явлений, которые, к сожалению, иногда имеют место. Мы полагаем, что есть предмет рассмотрения ограничения пассивного избирательного права тех граждан, которые судимы за тяжкие преступления и если судимость эта не снята. Но этот вопрос требует серьезнейшего изучения, и решать его можно будет через внесение соответствующей поправки в Уголовный кодекс, опираясь на статью 55 Конституции Российской Федерации. Есть предмет для разговора, и не только разговора, но и конкретных решений, может быть, в том числе и по этому закону. Кроме этого, мы согласны, что здесь есть ряд позиций, которые требуют серьезнейшего обсуждения, - связанные и с нарезкой округов, и со сбором подписей. И мы готовы к такому диалогу. Что касается досрочного голосования, то практически, если вы внимательно прочитаете этот закон, манипулирование досрочным голосованием на федеральном уровне по этому закону почти исключено. Но в то же время я хотел бы сказать и по ситуации, которая была в Самарской области. Мы полагаем, что вообще неправильно, когда губернатор действующий слагает свои полномочия и тут же идет на выборы. Вот если лицо поступает таким образом, то в выборах, которые досрочно проводятся, он не имеет права участвовать. Но это вопрос регулирования не этого закона, а другого - закона "Об основных гарантиях..." - и тех перспектив, о которых мы с вами говорили. Теперь относительно того, что есть некоторые издержки, в том числе юридико-технические. В этом отношении я бы хотел поддержать то, что уже было сказано председателем Комитета по государственному строительству Анатолием Ивановичем Лукьяновым. Мы готовы все замечания, предложения внимательнейшим образом изучить, вместе работать, работать заинтересованно и в этой работе подготовить то, что необходимо будет внести в законопроект ко второму чтению. А сейчас, с нашей точки зрения, он может быть принят в первом чтении. Отвечу на вопрос Николая Николаевича Гончара. Николай Николаевич, тот вопрос, что вы задали, имеет под собой очень серьезную основу, но, вообще говоря, это не предмет закона "О выборах...", это предмет в данном случае полномочий органа, который будет избран в соответствии с договором, ратифицированным Россией и Белоруссией. Я обращаю в этом отношении ваше внимание на следующее. Статья 62 договора, междунородного договора, предусматривает, что после вступления настоящего договора в силу (а он вступил в силу) и после того, как будет сформирован, избран Парламент Союзного государства, одно из первых его действий - рассмотреть проект конституционного акта, определяющего на основе настоящего договора государственное устройство Союзного государства и его правовую систему. Вот этот акт уже надо сейчас готовить и, может быть, ускорить этот процесс, чтобы, избираясь в орган, люди хорошо представляли, куда они идут, какими полномочиями будут обладать и что их ждет впереди. Надо иметь в виду, что конституционный акт затем принимается на референдуме Российской Федерации, - так записано в договоре. Вот задача, которая должна быть решена соответствующими действиями, как это и предусмотрено международным договором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Иванович Лукьянов. Включите микрофон. ЛУКЬЯНОВ А. И. Уважаемые депутаты, многие из тех предложений, которые были высказаны в ходе обсуждения проекта закона, по-моему, надо очень тщательно рассмотреть, и тогда можно будет их реализовать в законопроекте во втором чтении. Хочу только отметить, что те вопросы, которые касаются фактически полномочий органов Союза должны действительно быть урегулированы в конституционном акте, причем этот акт, насколько я знаю, в значительной степени уже подготовлен, он будет обязательно рассматриваться в ближайшее время. Что касается замечаний Бориса Николаевича Пастухова о том, что надо как можно быстрее провести второе чтение (а рассылается этот законопроект до 20 ноября), то мы здесь учитывали только одно обстоятельство. Речь идет о том, что к этому времени, возможно, появится закон Белоруссии, и вот тогда их придется каким-то образом согласовать, что можно сделать только в процессе второго чтения. В целом же, я считаю, что очень продуктивное было обсуждение и можно было бы принять сегодня в первом чтении этот законопроект с полным основанием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, подробное обсуждение законопроекта состоялось. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять проект закона в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Лапшин Михаил Иванович - за. Кто еще? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 338 чел. 75,1% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел. Результат: принято Законопроект принимается. Спасибо. Сейчас Комитету по законодательству нужно продолжить работу и подготовку ко второму чтению.