Заседание № 84

22.03.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" (в части продления срока перерегистрации общественных объединений; первое чтение; внесен Законодательным Собранием Республики Карелия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6255 по 6521 из 7034
Пункт 32: о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52       
Федерального закона "Об общественных объединениях". Докладчик - представитель   
Законодательного Собрания Республики Карелия Алексей Захарович Андрейко.        
Содокладчик - Анатолий Владимирович Чекис.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Захарович.                                                  
                                                                                
АНДРЕЙКО А. З., представитель Законодательного Собрания Республики Карелия.     
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты, уважаемые присутствующие!    
В соответствии со статьей 52 Федерального закона "Об общественных               
объединениях" предусмотрена перерегистрация всех общественных объединений,      
созданных до вступления данного закона в силу. Законом установлена конечная     
дата перерегистрации - 1 июля 1999 года, но, к сожалению, многие общественные   
организации, а их по России сегодня тысячи, до настоящего времени               
перерегистрацию не прошли.                                                      
                                                                                
Причины здесь разные. Определенная часть организаций прекратила свое            
существование. Многие объединения, особенно регионального, районного и          
местного уровня, не были проинформированы о необходимости перерегистрации, о    
сроках ее начала и окончания. Некоторые просто не имели для этого финансовых    
возможностей. Например, общественная организация "Свободное образование",       
которая занимается организацией кружков, клубов в сельской местности и          
обучает сельское население, находится в сложнейших условиях сегодня. Она        
подпадает под ликвидацию в связи с тем, что в свое время ее руководители не     
обратили внимания на часть третью статьи 52 закона "Об общественных             
объединениях" и своевременно ее не перерегистрировали.                          
                                                                                
Есть еще одна уважительная причина, которая ограничивает информационное         
обеспечение общественных организаций, работающих в провинции и в сельской       
местности, - это резко сократившиеся информационные возможности районных,       
сельских библиотек. Так, к примеру, Сумпосадская сельская библиотека            
Беломорского района получила за весь 2000 год всего 13 книг и выписывает одну   
республиканскую, одну районную газету. Возможность же выхода в Интернет имеют   
лишь только отдельные районные библиотеки.                                      
                                                                                
Таким образом, существующая в настоящее время редакция статьи 52 федерального   
закона привела к неоправданной ликвидации огромного количества общественных     
объединений. К примеру, только в Республике Карелия под ликвидацию попадает     
более 300 общественных организаций, из них самоликвидировались всего 27. В      
числе действующих, не прошедших перерегистрации, насчитывается 14 детских,      
молодежных организаций, 19 - ветеранских, 21 - инвалидная, пять - женских,      
восемь - спортивных организаций. В числе общественных объединений, которые      
подлежат ликвидации: Союз "чернобыльцев" Карелии, Общество детской культуры,    
районные организации инвалидов и многие другие, которые сегодня активно         
работают и востребованы жизнью.                                                 
                                                                                
Процесс ликвидации общественных организаций набирает силу и сопровождается      
последствиями, которые, как показывает практика, будут нарастать. Во-первых,    
это сложность бюрократической процедуры - ликвидация общественных               
объединений, его новая регистрация с нуля. Чтобы ликвидироваться, надо          
собрать для этого массу документов, а затем снова собирать документы, платить   
регистрационный взнос и, значит, снова зарегистрироваться. Это невозможно,      
это проблематично для многих общественных организаций.                          
                                                                                
В связи с этим суть предлагаемого проекта закона - продлить срок                
перерегистрации общественных объединений до 1 июля 2001 года. Но у вас          
возникнет вопрос, что времени осталось мало. Я вот второй раз сюда приезжаю     
(не мог попасть на заседание Думы), полгода прошло. Поэтому я хотел бы          
предложить следующее. Учитывая неоднократные переносы рассмотрения данного      
проекта, Законодательное Собрание Республики Карелия готово ко второму чтению   
внести предложение о продлении срока перерегистрации до 1 января 2002 года.     
Это позволит при хорошей информированности (а этим должно заняться              
Министерство юстиции, и я думаю, что республиканские организации, районные      
займутся этим информированием) на законных основаниях тысячам общественных      
объединений граждан перерегистрироваться в это время. Это освободит             
федеральные суды, перегруженные текущими делами, от рутинной и непродуктивной   
работы и будет способствовать дальнейшему развитию гражданского общества в      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Поэтому я прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать инициативу общественных     
организаций и Законодательного Собрания Республики Карелия и принять данный     
проект закона в первом чтении.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Захарович. Присаживайтесь, пожалуйста.   
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Владимирович Чекис.                                        
                                                                                
ЧЕКИС А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Суть этого        
законопроекта очень простая. Она заключается в переносе срока перерегистрации   
общественных объединений с 1 июля 1999 года на 1 июля 2001 года. Вроде бы и     
никаких затрат, и тут ничего иного нет, но будет большое, видимо,               
недовольство и я знаю, что сегодня выскажут свое мнение и Котенков уважаемый,   
и Правительство наше.                                                           
                                                                                
Надо заметить, что это уже вторая попытка законодательным путем перенести       
срок перерегистрации. Учитывая непрерывный поток писем от общественных          
объединений, не успевших по разным причинам пройти перерегистрацию в            
установленный законом срок, комитет в свое время инициировал принятие           
федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об   
общественных объединениях". И Государственная Дума прошлого созыва 5 ноября     
1999 года его приняла. Однако закон был отклонен Советом Федерации.             
Государственная Дума по своей инициативе подготовила и приняла постановление    
о создании согласительной комиссии, надеясь прийти к какому-то совместному,     
согласованному решению в ходе ее работы, но Совет Федерации своим               
постановлением отклонил и это предложение.                                      
                                                                                
Между тем к настоящему времени сложилась очень серьезная ситуация. Все          
общественные объединения, не прошедшие перерегистрацию (а их насчитывается      
около 25 тысяч, то есть четверть всех общественных объединений), подлежат       
ликвидации в судебном порядке. Речь идет не о политических партиях и            
движениях, которые в большинстве своем перерегистрировались, и не о тех         
объединениях, которые были зарегистрированы до 1995 года и не представляли в    
Минюст Российской Федерации обновленных сведений для внесения в единый          
государственный реестр юридических лиц, как того требует Федеральный закон      
"Об общественных объединениях" (такие объединения фактически давно прекратили   
свое существование), а о реально действующих объединениях, оказывающих весьма   
ощутимую помощь нуждающемуся населению России, в том числе социально            
обездоленным слоям: старикам, детям-сиротам, больным и инвалидам. Именно эти    
объединения и составляют активную созидательную часть гражданского общества.    
Ликвидация подобных объединений по сути подводит черту под существованием       
достаточно значительной части российского гражданского общества, что может      
привести к определенному социальному напряжению.                                
                                                                                
Коллеги, согласно данным органов юстиции, в целом по Российской Федерации в     
суды уже направлено более 1500 исков о ликвидации общественных объединений, и   
их число будет нарастать. При этом нас беспокоит тот факт, что, по              
поступившим к нам сведениям, суды принимают положение статьи 52 Федерального    
закона "Об общественных объединениях" о перерегистрации таким образом, что      
лишь формально утверждают своим решением представление регистрирующих органов   
о ликвидации общественных объединений, не рассматривая по существу аргументы    
противоположной стороны, не учитывают их интересы, что в корне противоречит     
природе суда, как самостоятельного органа государственной власти,               
рассматривающего представленные иски на основе состязательности. В результате   
создается еще угроза обвального роста встречных исков со стороны общественных   
объединений на необоснованность их ликвидации подобными судебными решениями.    
                                                                                
Нам представляется, что сейчас было бы более целесообразно не перегружать       
работой и без того занятые суды и не затруднять работу органов юстиции          
подачей многочисленных исков в суд, а дать возможность общественным             
объединениям нормально функционировать, продлив законодательным путем срок их   
перерегистрации с обязательным разъяснением в прессе правовых последствий       
несоблюдения установленного срока.                                              
                                                                                
Учитывая большую значимость рассматриваемой проблемы, прошу поддержать          
инициативу Законодательного Собрания Республики Карелия и принять               
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо, Анатолий Владимирович. Не уходите.         
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы?                                                      
                                                                                
Депутат Никитин Валентин Иванович, пожалуйста. Вопрос к Алексею Захаровичу      
Андрейко. Можно с того микрофона. В микрофон, пожалуйста.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Не слышно!                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, в микрофон надо говорить.                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Он не работает!                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погромче. Губенко карточка есть? Пожалуйста.              
                                                                                
Проверьте микрофон Валентина Ивановича Никитина.                                
                                                                                
НИКИТИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
национальностей, Агропромышленная депутатская группа.                           
                                                                                
У меня вопрос к докладчикам. Вы называете цифру 25 тысяч организаций, которые   
не прошли перерегистрацию. Но я знаю, что за это время (а прошло уже более      
полутора лет) ликвидировано в связи с этим очень много, более пяти тысяч        
общественных объединений. Как сейчас выйти из этой коллизии? Они                
ликвидированы, а мы продлеваем срок. А далее что делать? Они обращаются в суд   
с иском к Министерству юстиции, другим органам юстиции. Как быть-то здесь?      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, на это лучше ответит Чекис Анатолий              
Владимирович. Пожалуйста.                                                       
                                                                                
ЧЕКИС А. В. Спасибо за вопрос.                                                  
                                                                                
Действительно, это вопрос нормальный, и действительно надо было                 
регистрироваться в тот промежуток времени, который был выделен. Но есть одно    
но. Дело в том, что сегодня средства массовой информации, особенно в            
отдаленных уголках (и сегодня докладчик из Карелии об этом говорил), по сути    
дела, недосягаемы для значительного количества населения. Это во-первых.        
Во-вторых, просто общественные организации это пропустили, возможно, скажем     
так, мимо ушей. Да, виноваты, но сегодня, видя такую ситуацию, все-таки         
считаю необходимым продлить срок, чтобы эти организации не прекратили           
существования, потому что они значимы и нужны для населения. То есть зачем      
из-за вот этой, я так считаю, пустяковой проблемы создавать какую-то            
дополнительную проблему?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев.                                   
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Захарович, вы действительно считаете, что    
в отдаленных деревнях есть какие-то общественные организации? И второе, я не    
верю, что организация, которая не знает базового закона, чем-то может помочь    
гражданскому обществу. Это блеф!                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Захарович.                            
                                                                                
АНДРЕЙКО А. З. Я, собственно говоря, являюсь членом правления общественной      
организации "Свободное образование". У нас в Олонецком районе десять школ       
образования для взрослых и молодежи. Обучаем крестьянским ремеслам,             
оздоровительным методикам, различным народным искусствам, восстанавливаем       
культуру карельскую и так далее. И сейчас возникли очаги образования взрослых   
в разных районах Карелии, возникли женские клубы. Женщины начали оглядываться   
вокруг себя и приводить в порядок те населенные пункты, в которых они           
находятся, порушенные клубы восстанавливают и так далее. Я считаю, что          
сегодня все-таки надо дать возможность, если такая сложная ситуация             
финансовая и мы не можем поддержать село, хотя бы вот дать возможность тем      
людям на селе, которые неравнодушны и объединяются в общественные               
организации, чтобы навести порядок, дать им возможность официально              
существовать.                                                                   
                                                                                
Поэтому я прошу вас поддержать все-таки этот законопроект. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Присаживайтесь, Анатолий Владимирович.              
                                                                                
Есть вопросы? Нет вопросов. Можно ставить на голосование?                       
                                                                                
Логинов, представитель Правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович.            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я бы хотел     
уточнить количественные параметры той коллизии, о которой сейчас говорилось.    
Вопрос был действительно задан справедливо: а как быть с теми общественными     
объединениями, которые уже ликвидированы по решению судебных органов?           
                                                                                
На 1 июля 1999 года, когда должна была в соответствии со статьей 52             
Гражданского кодекса начаться перерегистрация, ей подлежали по требованию       
территориальных органов юстиции 18,5 тысячи общественных объединений, по        
требованию Минюста - 1 тысяча. Что произошло за прошедшее с 1 июля 1999 года    
время? Суды по требованию Минюста ликвидировали 190 общественных организаций    
из этой тысячи, а региональные суды по требованию территориальных органов       
юстиции ликвидировали уже 3261 общественную организацию. О каком доверии к      
власти у общественных организаций (а именно это один из основных, базовых       
принципов построения гражданского общества) можно говорить, когда сегодня мы    
примем решение, в соответствии с которым скажем: уважаемые деятели и            
работники, в общем, члены вот тех общественных организаций, 3261 из которых     
зарегистрирована в территориях и 190 - в Минюсте, пожалуйста, не обращайте      
внимания, Гражданский кодекс - это ерунда, мы решения судебные, которые в       
отношении вас были приняты, ничем не мотивировали, вы абсолютно, полностью      
сейчас равны в правах с теми организациями, до которых просто не дошли руки?    
                                                                                
Еще я хочу один момент отметить: только 100 организаций обратились в Минюст с   
просьбой о перерегистрации после 1 июля. Это говорит о том, что только 10       
процентов из всех общественных объединений, действовавших в стране и            
зарегистрированных в 90-е годы, действительно проявляют интерес к своему        
существованию и к продлению срока своей деятельности.                           
                                                                                
Поэтому Правительство не поддерживает этот законопроект, поскольку он создаст   
серьезнейшую коллизию в деятельности, связанной с обеспечением работы           
общественных объединений.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный            
законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              137 чел.             30,4%                        
Проголосовало против           58 чел.             12,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 73

25.01.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" (в части переноса срока перерегистрации общественных объединений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 989 по 1000 из 7305
ЗОРКАЛЬЦЕВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
общественных объединений и религиозных организаций, фракция Коммунистической    
партии Российской Федерации.                                                    
                                                                                
Геннадий Николаевич, в связи с болезнью докладчика, Алексея Захаровича          
Андрейко, председателя комитета Законодательного Собрания Республики Карелия,   
мы просим вопрос 21 из повестки дня исключить. Документы, факс, у нас есть.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исключить из-за отсутствия докладчика.                    
                                                                                
ЗОРКАЛЬЦЕВ В. И. Да, из-за отсутствия докладчика по болезни.                    
                                                                                

Заседание № 63

06.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "Об общественных объединениях" (в части переноса срока перерегистрации общественных объединений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 500 по 506 из 4979
ЗОРКАЛЬЦЕВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
общественных объединений и религиозных организаций, фракция Коммунистической    
партии Российской Федерации.                                                    
                                                                                
Геннадий Николаевич, в связи с неявкой основного докладчика из Карелии по       
объективным причинам прошу 31-й вопрос снять с повестки дня.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 697 по 700 из 4979
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Зоркальцев предложил пункт 31 сегодня        
исключить из повестки дня в связи с отсутствием докладчика. Я попрошу вас в     
вашей программе на сегодняшний день пункт 31 снять.