Заседание № 197
30.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90058914-3 "Об объединениях работодателей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2665 по 2692 из 8102
Так, пункт 4 повестки: проект федерального закона "Об объединениях работодателей". Сергей Иванович Неверов, пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесен группой депутатов 6 июля 2000 года, принят в первом чтении 14 декабря 2000 года, принят во втором чтении 11 октября 2002 года. Дополнительных затрат не требуется. Содержание устанавливает правовой статус, порядок создания и деятельности, реорганизации и ликвидации объединений работодателей, процесс регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства. Законопроект соответствует Конституции Российской Федерации и Гражданскому и Трудовому кодексам Российской Федерации. В статье 33 Трудового кодекса Российской Федерации "Представители работодателей" утверждена отсылочная норма о том, что особенности правового положения объединений работодателей устанавливаются федеральным законом. Указанная норма подтверждает необходимость принятия закона, не предусматривает расходов из бюджета. Замечаний правового, лингвостилистического характера не имеется. Прошу принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к Сергею Ивановичу Неверову? Нет. На "час голосования". Присаживайтесь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2797 по 2813 из 8102
Законопроект под номером 4 - "Об объединениях работодателей". Ставлю на голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 46 сек.) Проголосовало за 286 чел. 63,6% Проголосовало против 91 чел. 20,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел. 16,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 191
11.10.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90058914-3 "Об объединениях работодателей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 593 по 601 из 5887
РЫЖКОВ Н. И., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я вношу предложение снять сегодня с обсуждения пункт 6: о проекте федерального закона "Об объединениях работодателей". Обоснование потом. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1073 по 1146 из 5887
Рыжков Николай Иванович, пожалуйста, ваши мотивы. РЫЖКОВ Н. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В середине сентября несколько депутатов Государственной Думы - Рыжков, Пузановский, Мащенко, Сайкин, Рубежанский, Морозов Олег, Куликов Анатолий Сергеевич - обратились к вам с письмом, чтобы не рассматривать во втором чтении законопроект "Об объединениях работодателей", который идет сегодня под номером 6. Я прошу снять его сегодня с обсуждения. Какие мотивы? Дело в том, что сегодняшние поправки - а их огромнейшее количество, там больше черного, нежели белого текста - практически размывают концепцию, которую мы приняли в первом чтении. Я не буду останавливаться на всех вопросах, но самое главное: вы знаете, что на региональном уровне и на федеральном уровне есть так называемые трехсторонние комиссии. На федеральном уровне - это тридцать человек от Правительства, тридцать - от профсоюзов и тридцать - работодатели. Учитывая, что законом разрешается организовывать огромнейшее, ну, любое число объединений работодателей на региональном и федеральном уровне, не ясно, кто же будет представлять интересы, общие интересы работодателей в этих трехсторонних комиссиях и на региональном, и на федеральном уровне? Есть еще ряд вопросов, которые не решаются, и мы считаем, что этот закон принесет больше вреда, больше сумятицы, нежели пользы. Мы убедительно просим не рассматривать его сегодня, пусть поработает еще раз комитет (мы давали предложения, в письме высказали) и тогда уже рассматривать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Сергей Иванович Неверов. НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, я вынужден не согласиться с той позицией, которую высказал коллега Рыжков, по той причине, что работа проводилась очень тщательная. Прошло одиннадцать заседаний рабочей группы после первого чтения перед вторым. 160 поправок было внесено, 67 учтены. И несмотря на внесение значительного числа предлагаемых поправок в текст проекта, концепция его не изменилась. Проект направлен на реализацию права работодателей на добровольное объединение в целях представления законных интересов членов объединений. Николай Иванович сказал о том, что много вопросов, в том числе и по трехсторонней комиссии. Я вот сейчас хочу вам сказать, что в зале у вас наверняка роздано или будет сейчас роздано заключение Правительства Российской Федерации от 12 сентября, подписанное координатором Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Валентиной Ивановной Матвиенко, где в заключении говорится: учитывая настоятельную необходимость законодательного решения данного вопроса, прошу вас ускорить рассмотрение данного законопроекта. Мы очень тщательно работали, мы очень много работали в комиссии, и все, кто сегодня присутствует здесь, могут выступить по данному законопроекту. Все были приглашены - и Торгово-промышленная палата, и представители товаропроизводителей, и профсоюзы, и отраслевые профсоюзы, и Федерация независимых профсоюзов, и объединения работодателей. Я прошу не снимать сегодня с рассмотрения данный законопроект, рассмотреть его во втором чтении. И я буду просить о том, чтобы принять его сегодня во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. То есть комитет и докладчик против того, чтобы закон сегодня переносить. Ставлю на голосование предложение Николая Ивановича Рыжкова о переносе рассмотрения закона под пунктом 6. Комитет высказался против. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 35 сек.) Проголосовало за 126 чел. 28,0% Проголосовало против 28 чел. 6,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 154 чел. Не голосовало 296 чел. 65,8% Результат: не принято Не принято, закон остается в повестке дня. (Шум в зале.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1806 по 2267 из 5887
Пункт 6: о проекте федерального закона "Об объединениях работодателей", второе чтение. Докладчик - заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Сергей Иванович Неверов. Пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, в процессе работы над проектом закона было внесено 159 поправок. Я сразу начну говорить о работе над самим законопроектом, а потом дам краткую хронологию этой работы. Из 159 поправок комитетом и созданной при комитете рабочей группой, в которой помимо депутатов работали представители объединений работодателей, профсоюзов, рекомендовалось принять 67 поправок. Несмотря на предлагаемое внесение значительного числа поправок в текст проекта после первого чтения, концепция проекта не изменилась и проект по-прежнему направлен на реализацию общепризнанного права работодателей, как и работников, на добровольное объединение в целях представления законных интересов членов объединения. В связи с предложением представителя Правительства в Государственной Думе были проведены дополнительные консультации по проекту и поправкам к нему, в том числе и в Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, с представителями объединений работодателей и профсоюзов. Что касается характера основных поправок, предлагаемых к принятию, предлагается учесть те поправки, которые приводят текст проекта в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации и другими федеральными законами. Одной из важнейших поправок, учитывающих предложения Президента Российской Федерации, ряда других субъектов права законодательной инициативы, является поправка, связанная с определением организационно-правовой формы объединения работодателей как некоммерческой организации. Сегодня ни одна из существующих форм некоммерческой организации не отвечает основному требованию, предъявляемому к объединению работодателей, - ответственности членов объединения за выполнение соглашений, заключенных объединением с профсоюзами и органами исполнительной власти. Поэтому предлагается включить поправку, которая предусматривает, что объединение работодателей - это самостоятельная форма некоммерческой организации. Данная поправка согласуется со статьей 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", которой определяется, что помимо установленных данным законом организационно-правовых форм некоммерческие организации могут создаваться также в других формах, предусмотренных другими федеральными законами. Одновременно предлагается отклонить поступившие поправки об образовании объединений работодателей в форме общественных организаций, в чем, в общем-то, разногласия, о которых сегодня говорил Николай Иванович. Вопрос в том, что общественная организация не отвечает по обязательствам своих членов, что очень важно для участников социального партнерства именно при заключении соглашения. Учтены поступившие поправки об исключении положения (статья 4 проекта), которое фактически регламентирует создание только одного союза, объединения работодателей на общероссийском уровне. В соответствии с поступившими поправками и предложениями Президента и Правительства предлагается дать в проекте определение общероссийского объединения работодателей как объединения, образованного отраслевыми, региональными объединениями работодателей. В новой редакции предлагается изложить понятия общероссийского отраслевого объединения работодателей, регионального, межрегионального, территориального объединений, провести в целом классификацию объединений работодателей в соответствии с видами соглашений, определенными Трудовым кодексом. С учетом поступивших замечаний предлагается также ввести дополнительную статью об ответственности объединения работодателей, его членов, в том числе за ненадлежащее выполнение обязательств по заключенным объединением соглашениям. При рассмотрении поступивших поправок учитывалась необходимость в максимальной степени сохранить правовое поле для деятельности уже сложившихся структур, организаций предпринимателей и работодателей, участвующих в заключении соглашений с профсоюзами, органами исполнительной власти. Поэтому поддержаны поправки об установлении предельного срока после вступления в силу закона - до трех лет - для перерегистрации действующих объединений, внесения в их учредительные документы соответствующих изменений, которые вносятся обычно на съездах, конференциях объединений. При доработке законопроекта учтены также замечания, касающиеся соблюдения правил законодательной техники. О необходимости принятия закона. Трудовой кодекс однозначно определил, что правовое положение объединения работодателей устанавливается федеральным законом. До этого законодательно устанавливались права и обязанности таких объединений, но нигде не было даже такого понятия. Необходимость принятия закона продиктована и тем, что Трудовой кодекс Российской Федерации императивно устанавливает (статья 33), что при заключении соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, представителями работодателей являются их объединения. Раньше в соответствии с законодательством могли быть также и иные представители, уполномоченные работодателями. Сейчас органы исполнительной власти могут участвовать в заключении соглашений от имени работодателей, представляя только государственные и муниципальные предприятия, организации, финансируемые из соответствующих бюджетов. Остальные организации при заключении генерального, отраслевых и иных соглашений могут представлять только соответствующие объединения работодателей. С принятием закона практически будет завершена работа над правовой базой, обеспечивающей дальнейшее развитие системы социального партнерства в стране. Сегодня действуют законы "О коллективных договорах и соглашениях", "О профессиональных союзах...", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и специальный раздел Трудового кодекса о социальном партнерстве. Мы сегодня вступаем в стадию соглашений, принятия соглашений на уровне отраслевом, на уровне общероссийском, на уровне территориальном. У нас сегодня отсутствует одна из сторон, которая в социальном партнерстве определена как "объединение работодателей". Есть профсоюзы, есть вторая сторона, скажем органы исполнительной власти, Правительство, но отсутствует третья сторона. И мы сегодня столкнулись с тем (и профсоюзы обращаются, и многие обращаются в объединения работодателей), что все соглашения, которые мы сегодня можем с вами заключать, будут нелегитимны. И практически мы останемся без отраслевых соглашений, что очень существенно отразится на положении трудящихся, наемных работников, на массе и массе наших предприятий. Я хочу еще раз сказать о том, что работа была на самом деле очень кропотливой. Достаточно отметить, что это пятый вариант закона, внесенный в Государственную Думу, начиная с 1994 года. Но только с принятием Трудового кодекса он обрел те формы, которые сегодня очень важны и необходимы. Закон был внесен в 2000 году. В первом чтении он был принят 14 декабря 2000 года. Было проведено заседание "круглого стола", 67 участников. Законопроект рассмотрен научным экспертным советом. Рассмотрены и учтены замечания и предложения, еще раз говорю, внесенные Президентом. Рассмотрены и учтены замечания и предложения, изложенные в официальных отзывах Правительства за подписью координатора Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений заместителя Председателя Правительства Матвиенко. Большую работу проводили сотрудники нашего Аппарата, в Совете Федерации обсуждался данный законопроект. Правовым управлением были направлены пять заключений с замечаниями, над которыми мы работали, подготовлено поручение Совета Государственной Думы. Проведено 11 заседаний рабочей группы, и уже на заключительном этапе подготовки ко второму чтению было проведено три целевых совещания у председателя комитета Селиванова. Рассмотрены и учтены обращения с просьбой поддержать, ускорить принятие законопроекта Правительства Российской Федерации, Федерации независимых профсоюзов России, ряда отраслевых профсоюзов, руководства Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Минтруда, других организаций. И я убедительно прошу сегодня очень внимательно посмотреть, подумать над этим законом и сейчас вынести на обсуждение те таблицы поправок, которые предлагаются к принятию и к отклонению. Сейчас, я думаю, они уже розданы. И в самом начале заседания была роздана поправка депутата Иванова, которой мы коснемся и обсудим отдельно. Эта поправка исходит из последнего отзыва Правительства, в котором говорится о том, что в целом они считают возможным поддержать законопроект и рекомендовать его к принятию во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Прежде чем будем таблицы рассматривать, по ведению - Николай Иванович Рыжков. РЫЖКОВ Н. И. Да, Артур Николаевич, именно по ведению. Сергей Иванович, вы, когда защищали свою позицию - надо оставить сегодня в повестке дня, - говорили, что очень много работали. Да, я согласен, что работали очень много, но вы не ответили на конкретный вопрос. Я ведь не возражаю против закона, закон крайне необходим. Матвиенко Валентина Ивановна в своем первом заключении говорила, что нужен закон, но она не касалась темы, кто же будет представлять трехсторонние комиссии, потому что это не её проблема, понимаете, не её. Это проблема работодателей. Это первое. Второе. Вы знаете, что есть письмо, оно у вас есть, и хотя бы для приличия вы пригласили бы и сказали: давайте послушаем... Может быть, мы и согласились бы дополнить одним-двумя пунктами этот закон, и всё стало бы нормально. Теперь о вашем докладе. Вы говорите, что будут отраслевые... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, пожалуйста, заканчивайте. РЫЖКОВ Н. И. ...межотраслевые, региональные, на федеральном уровне, - правильно, нет возражений. Но вы скажите: если отраслевых будет 70, 80, 100, кто из них будет представлять Правительство - все 100 или все 70? Или они все-таки должны собраться на какой-то конференции, избрать представителей трехсторонней комиссии - тридцать человек? Вот о чем идет разговор. Этот же пункт у вас абсолютно не прописан в статье 13 "Права объединений работодателей". Вот почему мы настаивали: поработайте еще, дополните и будет неплохой закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, я просил бы очень коротко выступать по ведению. Томчин, по ведению. И приступаем к обсуждению таблиц. Потом по ведению - Сайкин. ТОМЧИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Артур Николаевич, что мы рассматриваем? Во втором чтении должно рассматривать: есть поправки, нет поправок, отклонены... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, есть по ведению просто. ТОМЧИН Г. А. ...они или нет. И вопросы могут быть такие: почему мою поправку не рассмотрели или забыли? А письма, никакие письма во втором чтении не рассматриваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто и не рассматривает. ТОМЧИН Г. А. Давайте пойдем именно по закону и по правилам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сайкин, по ведению, пожалуйста. И приступаем к таблицам, я с вами согласен. САЙКИН В. Т., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к докладчику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вопросы мы сейчас не задаем - второе чтение. По ведению, пожалуйста. САЙКИН В. Т. При трехсторонних соглашениях в течение десяти лет, по существу, упал объем производства и ухудшились социальные условия работающих. Работодатели - это оппоненты профсоюзному правительству. Вот ваша точка зрения: данный законопроект, который имеет размытые понятия о системе работодателей, ухудшит или улучшит работу трехсторонних комиссий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я прошу, Сергей Иванович, давайте приступим к таблицам. Были замечания по ведению, вы в заключительном слове можете об этом сказать. Таблица 1. Есть ли у депутатов таблица 1? Какие есть предложения по этой таблице? По отдельному голосованию есть ли предложения? Нет? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию? (Выкрики из зала.) Иванов пусть узнает, как пользоваться системой. "По ведению" включайте. Остановите голосование. Если вы хотите записаться, включите запись, там есть кнопка. Кто по ведению? (Выкрики из зала.) Ясно. Уважаемые коллеги, я прошу определиться голосованием... Иванов, по ведению, пожалуйста. Иванов Анатолий. ИВАНОВ А. С., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, я прошу включить в рассмотрение, рассмотреть вернее, мои поправки к таблице 1, которые, как я считаю, должны быть приняты. Эти поправки исходят из заключения Правительства, я с ним согласен и поэтому внес. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, еще раз говорю. Уважаемый Анатолий Семёнович, есть порядок рассмотрения. Есть таблица 1, по ней нет замечаний. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять таблицу 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 24 сек.) Проголосовало за 252 чел. 56,0% Проголосовало против 17 чел. 3,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 269 чел. Не голосовало 181 чел. 40,2% Результат: принято Принимается. Кроме того, у нас есть отдельные поправки, я так понимаю? Давайте посмотрим таблицу 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Есть замечания по этой таблице? Нет. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данную таблицу поправок, рекомендованных комитетом к отклонению? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 25 мин. 13 сек.) Проголосовало за 261 чел. 58,0% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. 41,1% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Сергей Иванович. Еще есть у вас на руках поправки Евгения Максимовича Примакова и Иванова. НЕВЕРОВ С. И. Депутат Иванов озвучит сейчас свою поправку, она роздана. В принципе эта поправка находит отражение в официальном заключении Правительства, где говорится, что положения статьи 11 новой редакции законопроекта, согласно которой устав объединения работодателей определяет порядок создания его филиалов и представительств, не в полной мере соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи Правительство предлагает пункты 10 и 11 статьи 11 законопроекта исключить. Аналогичная поправка внесена Анатолием Семёновичем Ивановым. В принципе у рабочей группы нет возражений по этой поправке, мы согласны, мы сегодня с утра еще обговаривали ее и не возражаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость тогда нам депутата Иванова слушать? Нет. Уважаемые коллеги, у вас есть на руках поправка депутата Иванова. Я так понимаю, комитет согласен с ее принятием. Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять поправку депутата Иванова? Прошу включить режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 45 сек.) Проголосовало за 235 чел. 52,2% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел. 47,6% Результат: принято Поправка принимается. Так, еще осталась одна поправка - Евгения Максимовича Примакова. Пожалуйста, мнение комитета. НЕВЕРОВ С. И. Мы тоже очень внимательно поработали с этой поправкой. Евгений Максимович предлагает. В соответствии с Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" торгово-промышленные палаты выполняют функции урегулирования отношений предпринимателей (работодателей) с их социальными партнерами. Те же самые функции в проекте федерального закона "Об объединениях работодателей" возлагаются на систему объединений работодателей. Евгений Максимович предлагает дополнить статью 6 законопроекта новой частью 4 следующего содержания: "Объединения работодателей могут являться членами торгово-промышленных палат. Торгово-промышленные палаты могут являться членами объединений работодателей". Я хочу пояснить по этому вопросу следующее. На самом деле в соответствии с Законом Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах..." торгово-промышленные палаты выступают в качестве социального партнера. Но есть один момент: это общественные организации и они, еще раз повторяю, не отвечают по обязательствам своих членов. Мы сегодня в законопроекте "Об объединениях работодателей" закладываем новую организационно-правовую форму некоммерческой организации, именно как раз закладываем момент, где ставится вопрос об ответственности за принятые обязательства и в соответствии с этим за ненадлежащее исполнение определяются там меры наказания. В пункте 4 говорится: объединения работодателей могут являться членами. Мы говорим, что в пункте 3 у нас полностью этот вопрос оговорен: "Порядок взаимодействия объединений работодателей определяется ими в соответствии с их уставами, решениями органов управления..." К тому же я не случайно говорил сегодня в докладе о том, что мы оставили условно возможность решения этого вопроса для тех организаций, которые на сегодняшний день попадают в подобную ситуацию. То есть мы сказали о том, что были учтены поправки об установлении предельного срока до трех лет после вступления в силу закона для перерегистрации действующих объединений и внесения соответствующих изменений в их учредительные документы. Поэтому комитет и рабочая группа не поддерживают поправку Евгения Максимовича Примакова и предлагают проголосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. От Правительства по данной поправке хотел бы высказать мнение Валерий Андреевич Январёв. ЯНВАРЁВ В. А., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Мы тоже считаем, что включение в качестве объединения работодателей и Торгово-промышленной палаты нецелесообразно. В связи с чем? Дело в том, что объединения работодателей, которые представляют интересы работодателей в трехсторонней комиссии, являются как бы членами этой трехсторонней комиссии и членами объединения. В то же время они являются членами Торгово-промышленной палаты, и мы искусственно общественную организацию включаем как бы членом в состав объединения следующей общественной организации. Это очень сложная структура, и помимо сложных проблем, связанных с выражением интересов, это ничего не создаст. Поэтому мы просим отклонить эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, обмен мнениями состоялся. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поправку депутата Примакова принять? Мнение комитета и Правительства - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 51 сек.) Проголосовало за 9 чел. 2,0% Проголосовало против 13 чел. 2,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 22 чел. Не голосовало 428 чел. 95,1% Результат: не принято Не принимается. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели все поправки, да? Ставлю на голосование: принять закон... (Выкрики из зала.) Николай Иванович Рыжков, по ведению. По мотивам, наверное, да? РЫЖКОВ Н. И. Ну, я понимаю, настрой такой, чтобы этот закон сегодня поддержать. У меня единственный вопрос. Прежде чем голосовать за этот закон, вы скажите, та структура, которая сегодня есть (она, по-моему, КСОР называется, если не ошибаюсь, тридцать человек) и на которую вы, кстати, ссылаетесь, когда будет принят этот закон, она будет расформирована или не будет? Какая будет структура представлять интересы работодателей в Правительстве? Вы не ответили на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И. Николай Иванович, я хочу сказать еще раз, что закон направлен на реализацию права работодателей на добровольное объединение. И те работодатели, которые на добровольной основе объединятся, они и создадут ту структуру, которая будет. Будут они объединяться, например, с КСОР, или будут они объединяться с товаропроизводителями, или с Торгово-промышленной палатой, мы не можем сейчас этого сказать. Этот закон сегодня направлен на то, чтобы они могли это сделать. И как только этот закон будет принят, у нас появится на самом деле третья сторона - объединения работодателей, которые на основе принятого закона образуют все эти свои объединения. Я просто уже как бы в завершение, может быть, этого ответа хочу еще раз сказать о том, что сегодня наступает пора отраслевых соглашений, пора генеральных соглашений, пора территориальных соглашений. У нас сегодня нет третьей стороны, которая может легитимно вести эти переговоры, и мы находимся в очень затруднительном положении. И все трудящиеся, наши трудящиеся на предприятиях, сегодня остаются без защиты - без защиты отраслевых соглашений, без защиты генеральных соглашений, тех соглашений, которые направлены именно на защиту людей наемного труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 28 сек.) Проголосовало за 275 чел. 61,1% Проголосовало против 59 чел. 13,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел. 25,6% Результат: принято Принимается. Спасибо, Сергей Иванович.
Заседание № 176
14.06.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90058914-3 "Об объединениях работодателей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 885 по 908 из 6259
Пожалуйста, представитель Правительства Логинов Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы просили бы перенести пункт 9, это проект федерального закона "Об объединениях работодателей", он идет во втором чтении. Подготовлены таблицы поправок, но есть целый ряд серьезных замечаний и предложений, которые авторы и комитет согласились учесть до второго чтения. Совместно с правовым управлением Президента мы сейчас дорабатываем этот законопроект и просим перенести его пока на неопределенное время. Если успеем в эту сессию, то рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Иванович Неверов, мнение комитета. НЕВЕРОВ С. И., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый Геннадий Николаевич, у нас в принципе всё готово. На самом деле есть некоторые вопросы, которые нам нужно подшлифовать и урегулировать. Я бы просто попросил все-таки в эту сессию данный законопроект рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 27-е у нас есть возможность. Успеете с Правительством согласовать? Переносим пункт 9 на 27-е.
Заседание № 65
14.12.2000
Вопрос:
О проекте федерального закона "Об объединениях работодателей".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3259 по 3518 из 4893
Переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. 11-й вопрос мы перенесли. Пункт 12: о проекте федерального закона "Об объединениях работодателей". Доклад депутата Государственной Думы Петра Борисовича Шелища. Пожалуйста, Пётр Борисович. ШЕЛИЩ П. Б., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект закона "Об объединениях работодателей", который внесен в Государственную Думу депутатами Грачёвым, Аксаковым, Дмитриевой, Томчиным, Тарачёвым, Пискуном, Немцовым, Сапожниковым, Емельяновым, Семигиным (прошу отметить: он может у вас не значиться, присоединился к нам несколько позднее) и Шелищем. Предлагаемый законопроект носит рамочный характер. Речь в нем идет о порядке создания объединений работодателей, их функциях, правах, обязанностях и так далее. Отсутствие в настоящее время такого закона лишает работодателей возможности полноценно участвовать в системе социального партнерства, поскольку нарушается главный принцип, заложенный в основу деятельности трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, - это принцип равенства сторон. Статус трехсторонней комиссии определен, напоминаю, Федеральным законом от 1 мая 1999 года "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Все стороны этой трехсторонней комиссии как ее равноправные участники должны иметь статус, определяемый актами одного уровня. Поскольку правовое положение Правительства и профсоюзов установлено федеральными законами, то и правовое положение объединений работодателей должно, естественно, также определяться федеральным законом. Кроме того, существует резолюция Международной организации труда номер 87, которая предусматривает, что организации работников и организации работодателей должны иметь одинаковое правовое регулирование. Принятие данного закона позволит не только юридическим лицам, работодателям, но и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в том числе, участвовать в объединениях работодателей. На основании действующего законодательства иной возможности устранить неравноправие физических и юридических лиц как работодателей у нас нет. Кто такие работодатели в соответствии с предлагаемым законопроектом? Это юридические или физические лица, заключившие трудовой договор или контракт с работником, кроме органов государственной власти и местного самоуправления. Обращаю ваше внимание: они исключены из-под действия этого закона. Что такое объединения работодателей? Это некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представления интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и государством. На что следует обратить внимание в предлагаемом законопроекте? Прежде всего на то, что объединение работодателей является особой формой некоммерческой организации, основанной на членстве юридических или физических лиц, осуществляющих наем работников. В Гражданском кодексе и в законе "О некоммерческих организациях" не предусмотрено такой организационно-правовой формы, которая позволяла бы объединять в одной организации физические и юридические лица. Поскольку Гражданский кодекс и закон "О некоммерческих организациях" не дают исчерпывающего перечня организационно-правовых форм, предлагается вот такая особая форма. Ну, можно сказать, что и Правительство является особой формой организации. Объединения работодателей создаются на принципах добровольности, равноправия их членов и самоуправления. Работодатели имеют право одновременно являться членами нескольких объединений работодателей. Общероссийский союз работодателей создается не менее чем половиной общероссийских объединений работодателей. И последнее, на что я обратил бы внимание (это принципиально важно), - это то, что соглашения, заключенные объединением работодателей, обязательны для работодателей, состоящих членами этого объединения на момент заключения соглашения. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. И работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением. Это, может быть, одна из самых важных норм этого закона, поскольку невозможно социальное партнерство и трехстороннее сотрудничество в регулировании социально-трудовых отношений, если решения, утвержденные представителями каждой из сторон, теми, кто представлял интересы соответствующей стороны, потом будут оспариваться и не будут считаться обязательными. Мы в такие ситуации попадали неоднократно в период, когда рассматривались шахтерские споры, другие принципиальные конфликты между трудовыми коллективами и работодателями, когда после заключения соглашений в рамках трехсторонней комиссии те, чьи интересы представлялись в этой трехсторонней комиссии - как работодатели, так и трудовые коллективы, - отказывались исполнять принятые их представителями обязательства. Данный закон, если он будет принят, такую практику прекратит. Вот это основное, что есть в данном законопроекте. И повторяю, его принятие позволит обеспечить правовой статус последней из сторон в трехсторонней комиссии, который сегодня на законодательном уровне не обеспечен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Пётр Борисович. С содокладом по данному вопросу выступает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Сергей Иванович Неверов. НЕВЕРОВ С. И. Уважаемые коллеги, как уже отмечалось автором, правовое регулирование создания и деятельности объединений работодателей в настоящее время отсутствует. В связи с этим предлагаемый проект федерального закона "Об объединениях работодателей" определяет основные принципы, порядок создания и деятельности, а также права и обязанности объединения работодателей как некоммерческой организации, представляющей интересы своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в рамках коллективно регулируемых социально-трудовых отношений. Рассматриваемый законопроект пополнит действующий в настоящее время Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", федеральные законы "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в части правовой регламентации участия объединений работодателей в социальном диалоге. Законопроект актуален, его концепция соответствует поставленным целям. В законопроекте имеются неточности содержательного характера, которые могут быть устранены в ходе его подготовки ко второму чтению. В соответствии с решением Совета Государственной Думы проект федерального закона "Об объединениях работодателей" рассылался субъектам права законодательной инициативы для подготовки замечаний и предложений. Комитетом получено 59 отзывов, в том числе 53 - от субъектов права законодательной инициативы, а также шесть отзывов от органов, не являющихся субъектами права законодательной инициативы, в том числе от Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов и комиссий представительных органов субъектов Российской Федерации и профсоюзных организаций. В 44 из полученных 53 отзывов законопроект поддерживается и рекомендуется к принятию в первом чтении, в восьми отзывах - позиция авторов нейтральная, в одном отзыве - Законодательного Собрания Калужской области - законопроект не поддерживается. С учетом изложенного комитет считает целесообразным поддержать принятие настоящего законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Желает ли кто-то выступить по данному законопроекту из депутатов? Депутат Исаев, пожалуйста. ИСАЕВ А. К., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, фракция "Отечество - Вся Россия" поддерживает принятие данного законопроекта, считает его чрезвычайно необходимым для становления системы социального партнерства в Российской Федерации. Вы знаете, что, к сожалению, эта система во многом пробуксовывает из-за безответственности работодателей. К сожалению, подписи ныне существующих объединений работодателей под коллективными договорами и соглашениями часто ничего не значат и многими руководителями предприятий, которые входят в эти объединения работодателей, фактически игнорируются. Мы надеемся, что данный закон поможет повысить ответственность работодателей за свою подпись и обеспечить нормальное функционирование данного гражданского института. Мы считаем, что есть ряд замечаний к содержанию законопроекта, но он вполне приемлем для того, чтобы быть принятым в первом чтении. Фракция "Отечество - Вся Россия", еще раз подчеркиваю, поддерживает его принятие в первом чтении и призывает всех депутатов за него проголосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желает ли еще кто-то выступить? Пожалуйста, Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Группа "Народный депутат" также поддерживает принятие данного законопроекта. Хотелось бы сказать, что он вносит дополнения и восполняет пробел в существующем законодательстве, поскольку действительно определяет, что собой представляет объединение работодателей, поскольку сейчас третья сторона в трехсторонней комиссии - это объединение работодателей - фактически не определена законодательно. И чтобы двигаться дальше в области трудового законодательства и разрешения коллективных трудовых споров, необходимо принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли желание еще у кого-то высказаться по данному вопросу? Фамилию, пожалуйста, назовите. Депутат Шеин, пожалуйста. ШЕИН О. В. Группа "Российские регионы" поддерживает данный законопроект, потому что необходимо, чтобы были четко структурированы обе стороны в ходе переговоров - и профессиональные союзы, и работодатели. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы, по-моему, уже достаточно много сказали в поддержку данного законопроекта. Представитель Правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В Правительстве законопроект внимательнейшим образом рассматривался, и позиция Правительства следующая. Мы полагаем, что его возможно принять в первом чтении, однако настоятельно обращаем ваше внимание на необходимость существенной доработки законопроекта в период его подготовки ко второму чтению. Насколько нам известно, также существует большое количество замечаний со стороны Администрации Президента по этим аспектам. В качестве примера (уже тут это упоминалось) - это отсутствие нормы, которая определяла бы организационно-правовую форму объединений предпринимателей, поскольку в соответствии с законом "О некоммерческих организациях" требуется фиксировать, какая это будет организационно-правовая форма, иначе невозможен процесс регистрации этих объединений и они не могут выступать как активный субъект этой гражданской общественной жизни. Отдельный вопрос связан с необходимостью приведения норм этого законопроекта в соответствие с действующими законами "О коллективных договорах и соглашениях", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" - это в части того, кто будет осуществлять представительство, потому как в данных двух законах, уже действующих, указывается, что представительство при решении этих вопросов в социальном партнерстве осуществляют соответствующие представители объединений работодателей или сами работодатели, но не объединения работодателей, как это предусмотрено данным моментом. Это нормально можно отрегулировать, я думаю, поправками ко второму чтению. Ну и наконец, третье из таких более или менее серьезных замечаний. Оно касается положения статьи 10 о праве объединений работодателей на паритетное участие в управлении государственными социальными внебюджетными фондами. Его надо привести в соответствие со статьями 12 и 13 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Есть еще целый ряд мелких замечаний, которые носят более такой юридико-технический характер. Например, отсутствует статья, определяющая правовую базу представленного законопроекта, которую составляет Конституция, Гражданский кодекс, федеральные законы "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", другие законодательные акты Российской Федерации. Я просто обращаю ваше внимание на то, что мы всегда выступаем за то, чтобы качество юридико-технической подготовки законопроектов к рассмотрению на заседании палаты возрастало. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента не желает выступить? Докладчики заключительное слово желают сказать? Пожалуйста, Петру Борисовичу Шелищу микрофон включите. ШЕЛИЩ П. Б. Уважаемые коллеги, мы считаем, что основные замечания, которые были высказаны, вполне разумные, они могут быть учтены в ходе доработки ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович Неверов что-нибудь хотел бы сказать в заключение? Нет? Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "Об объединениях работодателей". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 59 сек.) Проголосовало за 295 чел. 65,6% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел. Результат: принято Решение: принято.