Заседание № 243
О проекте федерального закона № 90056879-3 "О внесении дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления 20-процентной квоты для внеконкурсного поступления в вузы лиц, получивших полное среднее или среднее профессиональное образование в малых городах, поселках городского типа и селах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, коллеги, пункт 30 (пункт 29 рассмотрели, да?): о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании". Докладывает Владимир Вольфович Жириновский. С места будете докладывать, Владимир Вольфович? Пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Этот проект закона внесен 30 июня 2000 года, то есть ровно три года назад. Это вызвано тем, что за десять лет реформирования страны образовалась большая, так сказать, пропасть между малыми городами и крупными центрами. Проект закона предусматривает установление 20-процентной квоты на учебу в центральных городах, областных центрах для молодежи из малых городов России, поскольку в неравных условиях оказалась наша молодежь. К этому же, допустим, много компьютеров, хорошие преподаватели, библиотеки, более обеспеченные родители в областных центрах, в столице - значит, детям легче поступить в вузы. А малые города оказались в тяжелом положении. Не только родители безработными оказались у этих детей, но оказалось и плохое обеспечение школ, большие трудности... Поэтому разрыв в знаниях, трудно поступить в обычном режиме, сдать конкурсные экзамены. И мы посмотрели на статистику: большинство осужденных - это в основном жители малых городов, где безработица. Большинство осужденных или привлеченных к уголовной ответственности - это лица, не получившие образования. Поэтому если мы позволим молодежи из малых городов получить свою минимальную квоту для учебы в больших городах, центрах России, то мы как бы защитим их в социальном плане, они все-таки будут учиться, мы обеспечим какое-то будущее, они будут образованными, и мы понизим уровень преступности в стране, поскольку большую часть преступлений все-таки совершают люди малообразованные и, к сожалению, именно из этих же малых городов, мы как бы разрядим социальную обстановку. У нас была уже такая практика - в Советском Союзе была квота для национальных республик. И это было оправдано тем, что на окраинах России тяжело иметь такой же уровень образования, чтобы поступать в крупные вузы больших городов. Это было чем-то оправдано. Но сегодня такая же ситуация с малыми городами и остальной частью России. Поэтому это уже практика, это известно, здесь нет никаких нарушений с точки зрения равенства, наоборот, мы пытаемся этим законом немножко ликвидировать то неравенство, которое возникло за десять лет ошибочных реформ, которые привели к слишком большому социальному различию между центрами субъектов Российской Федерации и огромным количеством малых городов, поселков городского типа, сел. Этим мы как бы поможем. Прошу депутатов поддержать данный закон, ибо большинство ваших избирателей проживают именно в малых городах и вы сможете их защитить. И это никоим образом не понизит общий образовательный уровень в стране, поскольку речь идет о квоте в 20 процентов. И она необязательная: если не будет желания у молодежи приехать в большие города из малых городов учиться, значит, эти места займут ребята по конкурсу, жители данных городов, хорошо подготовленные. Прошу депутатов поддержать данный проект закона, который три года, к сожалению, не был вам представлен для обсуждения и принятия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом по данному законопроекту выступает заместитель председателя Комитета по образованию и науке Александр Николаевич Котюсов. Пожалуйста, включите микрофон. КОТЮСОВ А. Н., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, Комитет по образованию и науке рассмотрел законопроект, внесенный депутатом Жириновским. Комитет не может поддержать данный законопроект по следующим причинам. Первая. На сегодняшний день на законодательном уровне нет строгого определения понятия "малый город". Вторая. Число выпускников в школах малых городов, поселков городского типа и сельской местности значительно больше, чем 20 процентов бесплатных мест в государственных и муниципальных учреждениях высшего образования, которые предлагается выделять для внеконкурсного поступления, поэтому тезис о внеконкурсности, который предлагает автор, невыполним. Третья. Летом прошлого года вступил в действие Федеральный закон № 71-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". В соответствии с ним предоставляется право целевого приема обучающихся в государственные и муниципальные высшие и средние специальные учебные заведения в соответствии с договорами с органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях подготовки специалистов. Именно эта поправка расширяет возможность поступления в высшие учебные заведения молодежи из сельской местности, именно она учитывает их уровень подготовки и дает некие гарантии, что эти специалисты вернутся потом в сельскую местность и продолжат там работу. И последняя. Введение каких-либо квот при поступлении в высшие учебные заведения вне конкурса для лиц из малых городов и сельской местности приведет к ущемлению конституционных прав значительной части граждан на получение бесплатного высшего образования на конкурсной основе. Правительство не поддерживает данный законопроект. Многие регионы указывают на те же причины несогласия с концепцией закона. Комитет по образованию и науке не поддерживает представленный проект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета по образованию - отклонить данный законопроект. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Федулов - за? За принятие закона, да? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 27 мин. 44 сек.) Проголосовало за 19 чел. 4,2% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 22 чел. Не голосовало 428 чел. 95,1% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 90056879-3 "О внесении дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в части установления 20-процентной квоты для внеконкурсного поступления в вузы лиц, получивших полное среднее или среднее профессиональное образование в малых городах, поселках городского типа и селах Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации "Об образовании". Доклад депутата Государственной Думы Владимира Вольфовича Жириновского. Уважаемые коллеги, присядьте, пожалуйста! ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я с места выступлю, учитывая, что тяжело, все уже устали, и Геннадий Николаевич не любит, когда я к трибуне выхожу, поэтому я решил с места. Хотя он это не оценит, поскольку сам ушел, сам устал от нас с вами. Эта поправка к закону, очень короткая, связана с тем, что предлагается установить 20-процентную квоту на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для лиц из малых городов, поселков городского типа и сельской местности. Проблема подготовки молодежи в сельской местности, поселках городского типа и малых городах к поступлению в вузы чрезвычайно важна, однако, не имея такого закона, мы не можем эту проблему решить. У нас сегодня реформой образования введен единый государственный экзамен, но этот экзамен жители провинции не смогут выдержать, потому что в основном это дети безработных. Они не смогут репетиторов нанять, да и многие школы закрыты. В школах работают преподаватели и учителя, которые получают маленькую зарплату, это люди преклонного возраста, они работают уже от безысходности. Раньше, при советской власти, у нас была нацброня, то есть без конкурса во все вузы страны принимались лица из союзных республик: Грузии, Казахстана, Узбекистана и так далее. То есть это было сделано потому, что это якобы слаборазвитые республики Советского Союза и надо было помочь им подготовить национальные кадры. Мы подготовили кадры им, и они с удовольствием ушли из состава Союза с нашими подготовленными кадрами. Здесь же речь идет о наших гражданах. Есть просто географический момент. Я думаю, депутаты-одномандатники, депутаты из Агропромышленной депутатской группы и многие другие должны поддержать закон, потому что большая часть наших школ не сможет подготовить выпускников, которые могли бы сдать единый государственный экзамен или просто выдержать конкурсные экзамены. Поэтому мы как бы берем на вооружение исторический опыт. Тогда решили поднять национальные кадры, была нацброня, и мы видели, что приезжали из нацреспублик, может быть, не всегда подготовленные к учебе люди, но решался вопрос подготовки национальных кадров. Сейчас надо помочь провинции, потому что иначе эти юноши и девушки не смогут сдать экзамены и провинция не получит своих специалистов. Это 20-процентая квота. Комитет наш возражает, Правительство исходит из того, что эта квота не решит проблему. Она не решит проблему, как и вообще проблему в целом нашего образования, которое в ближайшие годы вообще полностью перейдет на платную основу. Мы это чувствуем с вами. Но надо хотя бы помочь какой-то части сельской молодежи и молодежи, проживающей в маленьких городах и поселках, все-таки иметь возможность получить высшее образование. Надо, чтобы мы их приняли на учебу, дали место в общежитиях. И самое главное - после окончания вуза они скорее вернутся домой, чем выпускники из центра, из Москвы, из крупных городов. Эти в провинцию не поедут! Здесь как бы убить двух зайцев - помочь молодежи все-таки получить образование, так как их нельзя достаточно хорошо подготовить для конкурсного поступления в вузы, и, с другой стороны, подготовленные кадры все-таки направить обратно в провинцию. Поэтому я очень просил бы поддержать это. У нас еще долго будет обсуждаться реформа образования. Годы идут, а количество учащихся сокращается. В Москве раньше было четыре 1-х класса, потом три, два, сейчас один, и в некоторых московских школах ожидают, что скоро в 1-й класс некого будет принять. В сельской местности еще есть все-таки дети, которые пойдут в 1-й класс, во 2-й, в 3-й, и достаточно выпускников, которые могли бы поступить в вузы. А мы создаем элитарное образование для детей из богатых семей, но они пользы экономике не дадут. Поэтому эта поправка имеет большое социальное значение. Мы просто даем квоту в географическом плане. Ведь за большинство из вас, депутатов, голосовали как раз жители небольших городов, той самой половины России, поэтому половина депутатов, 225, как раз являются представителями провинциальной России, а остальные - это представители крупных городов, где тоже проживает значительная часть населения. Поэтому не буду использовать по максимуму свое время на обоснование необходимости внесения этой поправки. Это всего лишь поправка в одну статью закона, поэтому здесь нет никакой необходимости в финансовом обосновании, мы просто позволяем части молодежи приехать для поступления в вузы. Потому что вы знаете, чем закончились реформы с 1992 года. Больше всех пострадала провинция. Здесь в Москве средняя зарплата - 4 тысячи рублей, а в провинции - 400 рублей. Вот и подумайте, как на эти деньги можно позволить ученику нормально закончить школу и иметь возможность поступления в вуз. Поэтому надо снять такую социальную напряженность, а экономическая ситуация если где-то и улучшится, то только не в провинции. Основная масса родителей, семей не смогут помочь детям закончить нормально школу. Если взять статистику по людям, совершающим преступления, осужденным, то половина из них - это люди, которые не смогли учиться, а потом не смогли работать. Поэтому это не только борьба за то, чтобы люди получили нормальное образование, но и борьба с ростом преступности. Мы утром отклонили акт об амнистии, вчера мы приняли постановление об амнистии. Но какой амнистии?! В отношении детей, которые как раз не учатся. Поэтому не надо снова пополнять детские колонии другими малолетними преступниками! Каждый месяц в эти детские учреждения поступает 1200 молодых ребят. Мы их вчера освободили, но каждый месяц их всё больше и больше прибывает в колонии. Почему? Потому, что они не учатся. Вот и давайте дадим им возможность учиться! Это самый лучший вклад не только в то, чтобы они имели право учиться и вернулись образованными в свои поселки, но и в то, чтобы предотвратить рост молодежной преступности. Потому что половина из всех преступников - люди, которые не учатся или сперва не учились, а сегодня не работают. Я привел все обоснования. Прошу серьезнее подойти к этому вопросу. Легче всего отклонить закон, но потом мы с вами будем опять мучиться тем, что у нас много негатива и социальная напряженность не спадает. Это такая маленькая доля нашего участия в судьбе молодого поколения - дать им возможность приехать учиться в нормальные вузы, в областные центры, в Москву и Петербург. Я прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли необходимость открывать прения по этому закону? Есть ли вопросы по этому закону? Владимир Вольфович готов так же подробно, как он доложил закон, ответить на эти вопросы. (Шум в зале.) А, у нас содоклад, извините, я прошу прощения. У нас содоклад члена Комитета по образованию и науке Александра Михайловича Шелехова. Включите, пожалуйста, микрофон. ШЕЛЕХОВ А. М., фракция "Единство". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Предмет важный, волнует он всех. Но и комитет, и Правительство против этого закона по многим причинам, их перечислять можно до утра. Я укажу, ну, скажем, две важные причины. Серьезным препятствием к реализации закона, например, является тот факт, что понятие "малый город" юридически неуловимо, оно не статуировано. Вот примем мы закон и захотим реализовать его, значит, нам нужно будет, во-первых, разработать методику определения понятия "малый город" и каждый год подтверждать специальным законом или постановлением Правительства список малых городов по всей стране. Ну, сами понимаете, это вещь абсолютно нереализуемая. Далее. Я понимаю заботу авторов законопроекта об образовании и о социальных проблемах, связанных с реализацией образования, но дело в том, что этот закон не достигает цели, которую он декларирует. Вот посмотрите пояснительную записку. Там написано, что главная цель закона - восстановить некую социальную справедливость, и поэтому предлагается дать квоту на льготу абитуриентам, поступающим из малых городов. Но географическое понятие не соотносится с социальным, ведь в малом городе, извините, живут и бедные, и богатые, а мы даем льготу сразу всем. И вот таких деталей здесь такое количество, что закон, при всём желании помочь образованию, принять просто невозможно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Есть ли необходимость вопросы задавать? Нет. У вас вопрос, Олег Николаевич? Включите микрофон депутату Смолину, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Владимир Вольфович, у меня вопрос вот какого порядка. Скажу так: идея хорошая, но, к сожалению, текст закона не представляется приемлемым. Мы обращались к вам с предложением совместно с комитетом доработать этот закон, довести его, что называется, до нужной кондиции. Может быть, вы готовы хотя бы сейчас принять наше предложение? Настроение зала вы видите сами. Может быть, вы примете предложение перенести рассмотрение закона, создать совместную рабочую группу с комитетом по образованию и попытаться его доработать? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Жириновскому включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я с удовольствием готов пойти по этой линии. Но хочу сразу ответить представителю комитета, что не надо делать вот такого рода ссылки. Если вы и Правительство не хотите принять - так и заявите, честно: мы против того, чтобы сельская молодежь все-таки получила возможность учиться. А делать ссылку, что вы не знаете, что такое малые города... Откройте любой справочник Госкомстата! Там всё расписано - какие малые города, с какой численностью, точно определено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, на вопрос, пожалуйста, отвечайте. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Нет, я просто хочу сказать, что если сейчас соглашусь с депутатом Смолиным, то практически прекратится обсуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Поэтому я хочу ответить председателю комитета, что его... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо. Вы ответьте, пожалуйста, депутату Смолину на вопрос. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Если я отвечу, тогда мы прекращаем вообще всё дело. Если отвечаю положительно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А если отрицательно - тогда продолжаем. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Так тогда какой смысл моего участия? Понимаете, вы мне как бы опять... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мы продолжаем обсуждать этот вопрос, тогда я... ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Хорошо, я согласен с депутатом Смолиным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Если мы возвращаем в комитет и вместе с крупнейшими специалистами комитета, которые лучше меня знают социальное положение, которые забыли, что такое была национальная бронь... Тогда они не выступали против нее, когда мы учили тех, кто разрушил нашу страну и ушел с нашими богатствами, всё это СНГ! Мы всех учили 50-70 лет. Этот депутат молчал тогда, он не говорил, что есть нарушения, всё было в порядке. А сегодня, когда я хочу бедным помочь учиться, он начинает говорить, что в малых городах живут богатые и бедные. Богатые в малых городах - все преступники, они никогда своих детей учить не будут в областных центрах. Они их учат в Оксфорде и в Гарварде. Поэтому приедут именно дети бедных родителей. Я согласен с депутатом Смолиным, прошу закон передать для доработки в этот комитет и не ставить его на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, мы не можем не ставить на голосование, мы его можем либо снять с рассмотрения... ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Снять с рассмотрения, вернуть в комитет для доработки. Как автор, я согласен с позицией депутата Смолина. И пусть там будет коллективное авторство или даже просто автором станет депутат Смолин. Я и с этим согласен, лишь бы хорошо было нашим детям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Владимир Вольфович, спасибо. Я не претендую на авторство, у меня собственных законов достаточно, но я предлагаю четкую формулировку: перенести рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы уже начали его рассматривать. СМОЛИН О. Н. Но, Георгий Валентинович, прецеденты были неоднократно на самом деле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы можем его снять с рассмотрения в связи с отзывом автора для его переработки и дальнейшего рассмотрения уже вновь в соответствии с нашей процедурой. СМОЛИН О. Н. Георгий Валентинович, я вынужден это сказать. Статья 112 Регламента позволяет нам произвести доработку до первого чтения. Поскольку голосования еще не было, можно считать, что первое чтение еще не состоялось. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "До первого чтения..." Как раз оно уже началось, именно поэтому это означает: снять его с рассмотрения, отправить обратно и вновь внести после того, как он будет доработан автором вместе с комитетом. Правильно я понял, что вы согласны с этим предложением? Ну, всё, тогда за это не надо голосовать. Спасибо.