Заседание № 187
18.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90053175-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (новая редакция закона; внесён депутатами Государственной Думы Н. А. Бенедиктовым, С. С. Говорухиным, Е. Г. Драпеко, И. Д. Кобзоном, Ю. Н. Родионовым и депутатами Государственной Думы третьего созыва А. А. Алексеевым, Х. М. Гамзатовой, Н. Н. Губенко, Ю. В. Никифоренко, Г. З. Омаровым, В. П. Пешковым, В. А. Сафроновым, Н. Е. Сорокиным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 598 по 603 из 8117
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Артур Николаевич, прошу снять сегодня с рассмотрения пункты 17.1 и 17.2, законопроекты по туризму. Обоснование позже, перед голосованием.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1181 по 1243 из 8117
Рыжков предлагает снять пункты 7.1 и 7.2 - вот это первое его предложение. Пожалуйста, включите микрофон Рыжкову. РЫЖКОВ В. А. Артур Николаевич, пункты 17.1 и 17.2 (я хочу, чтобы депутаты прислушались) - это законопроекты об увеличении страховых фондов, банковских гарантийных фондов для турфирм. Если такой закон будет принят, все ваши мелкие компании в регионах разорятся. Я обращаюсь к новосибирцам, к томичам, к иркутянам, к землякам-алтайцам и так далее. Вы посмотрите, что предлагает закон: предполагается в десять раз увеличить банковские и страховые фонды, что приведёт к концентрации турбизнеса в руках нескольких московских фирм, которые зарегистрированы в зарубежных офшорах, и разорению десятков тысяч малых туристических компаний в нашей стране. Как мы можем вообще рассматривать сегодня такой закон? Поэтому я предлагаю сегодня отложить его рассмотрение, ещё раз его внимательно изучить. Я не только от своего имени - у меня есть обращения Алтайской ассоциации туризма, Сибирской ассоциации туризма. Все региональные туристические ассоциации категорически против этого закона. Это разорение для десятков тысяч людей. Как мы можем его принимать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, профильный комитет, Юрий Александрович Барзыкин, ваша позиция, и мы голосуем. Есть Барзыкин? Нет Барзыкина. Митрофанов, вы хотите? Пожалуйста, другое мнение. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Владимир Александрович, другое мнение существует. А вы не подумали про случаи мошенничества с теми, кто потребляет туристические услуги? Сколько таких случаев? И сколько нам приходит всякой почты? А случаев, когда фактически через турфирмы занимались поставкой живого товара в разные страны и так далее?.. Вы почему про это не говорите? И кто будет отдавать деньги тому человеку, кого просто швырнули? А таких случаев там один из десяти: не та гостиница, люди сидят в аэропортах и так далее. Крупная компания - на неё ещё можно как-то влиять, можно писать, она боится прокуратуры, а мелкая поработала сезон, закрылась и исчезла. Вы поймите ситуацию. Вы про них почему не говорите - про тех людей, кого обманули, кто сидит в аэропортах, кто приезжает не в те гостиницы, у кого просто, так сказать, выманили деньги и исчезли? Про это вообще молчание. Законы такие вносятся не просто так. И то же самое надо делать в зрелищно-концертной сфере, тоже нужно это будет делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мнения есть, я прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы пункты 17.1 и 17.2 сегодня исключить из порядка работы Государственной Думы? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 13 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 89 чел. Не голосовало 361 чел.80,2% Результат: не принято Остаются в повестке дня.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5707 по 6725 из 8117
Пункт 17.1. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации руководителя Ростуризма Владимира Игоревича Стржалковского. Пожалуйста, Владимир Игоревич. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, руководитель Федерального агентства по туризму. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение Правительством Российской Федерации вносится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", разработанный во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, постановления Государственной Думы от 12 января 2005 года, многочисленных писем и предложений руководителей комитетов и фракций Государственной Думы. Действующий с 1996 года Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определил принципы государственной политики в сфере туризма, основу формирования и продвижения туристского продукта, порядок использования турресурсов, но с учётом развития правоотношений в туристской сфере он требует существенной доработки. Действующий сегодня на рынке туристских услуг механизм лицензирования также недостаточно эффективен и не позволяет влиять на негативную ситуацию, сложившуюся в сфере туризма. Постоянные проблемы, связанные с невыполнением турфирмами своих обязательств, возникают по причине отсутствия экономической ответственности туроператоров. Имевшие место случаи массового обмана вызывают законное недовольство российских туристов, требующих, чтобы государство приняло действенные меры для наведения порядка. Массовым явлением стала регистрация и получение лицензий сразу на несколько компаний, расположенных в одном помещении, со схожим названием и с добавлением после одинакового названия слов "тур", "турс", "тревел" и так далее. Делается это с целью ухода от финансовой ответственности за результаты своей работы, работы в чёрную, ухода от налогов. В целях изменения сложившейся ситуации, повышения защиты прав потребителей, повышения качества и безопасности туристских услуг законопроект предусматривает введение механизма финансовой ответственности туроператоров за результаты своей работы. Введение финансовой ответственности предполагается путём включения в закон норм, предусматривающих наличие у туроператоров банковской гарантии возмещения убытков или полиса по страхованию гражданской ответственности перед потребителями туристических услуг. Механизм финансовой ответственности не является чем-то новым, он давно существует в ряде стран мира, успешно развивающих туризм, например во Франции, в Италии, Бельгии, Израиле, Испании, Турции. Применяется он и в ряде стран на постсоветском пространстве, в частности в странах Балтии и в Украине. Для реализации механизма финансовой ответственности в закон предлагается ввести норму, предусматривающую включение сведений о туроператоре в федеральный реестр с выдачей соответствующего свидетельства. Введение механизма финансовой гарантии направлено прежде всего на защиту прав потребителей, повышение ответственности туроператоров перед потребителями туристских услуг и перед своими партнёрами, обеспечение прозрачности деятельности туроператоров, стабилизацию и капитализацию туристского рынка России, повышение доверия населения к государству и к бизнесу. Предлагается финансовая гарантия для туроператоров, осуществляющих международную деятельность, в размере 10 миллионов рублей, для туроператоров, осуществляющих деятельность в области внутреннего туризма, - 1 миллион рублей. Размер вознаграждения за банковскую гарантию, безусловно, определяется финансовым оборотом компании, проводимым через банк, и чем такой оборот больше, тем стоимость финансовой гарантии меньше. Эта мера также будет способствовать выводу финансовых средств из теневого оборота. Хочу отметить, что предлагаемый механизм финансовой ответственности туроператоров выгоден не только потребителям туристских услуг, но и туроператорам, заинтересованным в капитализации компаний, в честной и ответственной работе на рынке. Другие изменения, вносимые в действующий закон, касаются уточнения его понятийного аппарата, основаны на практике его применения и направлены на реализацию положений данного законопроекта. Законопроект был обсуждён и поддержан в профильных комитетах Государственной Думы, в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации прошёл необходимые согласования, в том числе и с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации. Предварительно законопроект был обсуждён и одобрен на совещаниях с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с представителями турбизнеса, банков, страховых компаний. Прошу вас, уважаемые депутаты, принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игоревич, присаживайтесь. Давайте мы сразу послушаем доклад по пункту 17.2 и будем вместе обсуждать два законопроекта. Пункт 17.2. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", новая редакция. Вместо Елены Григорьевны Драпеко будет докладывать депутат Государственной Думы Бенедиктов Николай Анатольевич. Пожалуйста. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Уважаемые депутаты, я представляю законопроект, который вносился первоначально в 2000 году депутатами (прошу прощения, имена опущу для скорости) Бенедиктовым, Говорухиным, Драпеко, Кобзоном, Родионовым, Алексеевым, Гамзатовой, Губенко, Никифоренко, Омаровым, Пешковым, Сафроновым, Сорокиным. Я это говорю к тому, чтобы вы поняли, насколько давно представлен этот законопроект, так сказать, иных уж нет, а те далече. Понятно, что эти законопроекты не являются альтернативными в смысле противоречия друг другу, они фактически решают одну и ту же задачу, потому что проблема состояла в том, что надо навести какой-то минимальный понятийный и правовой порядок в сфере, которая является предметом регулирования данного закона. В этом смысле, конечно, новые реалии изменили очень многое, появились законы, которые в недостаточной степени учтены здесь, скажем законы "О защите прав потребителей", "Об организации страхового дела..." и так далее. В этом смысле я бы сказал, что законы могут быть взаимодополняющими. Ну и в связи с этим я хотел бы два слова буквально о правительственном варианте сказать, поскольку вопросы Артур Николаевич не предоставил возможности задать, в форме сомнений. Безусловно, и в том, и в другом варианте речь идёт о финансовых гарантиях, о страховании вот этого риска, возникающего в туристической деятельности. И понятно, почему нужно этим заниматься. Мне, признаться, не очень понятны цифры, которые указаны в законопроекте: 10 миллионов, миллион. Из чего они следуют? Мне, признаться, совершенно непонятно: если, допустим, для международной деятельности 10 миллионов - это гарантия... Ну посчитайте сами. Два с половиной миллиона туристов едут в Турцию. Если выехала хотя бы тысяча человек, то этих 10 миллионов не хватит и кошке усы вытереть. Если речь идёт о внутренней маленькой компании, которая возит пять - десять человек в соседнее село что-то там показывать - видел я и такие, - то для неё, может быть, миллион - это непосильная ноша, которая переломит спину только рождённого, так сказать, верблюжонка. Поэтому просьба посчитать вот эти цифры. Это, на мой взгляд, носит серьёзный характер, потому что я уже слышал от руководителей туристических фирм такие замечания: если будут эти цифры, закроется сразу множество фирм. А гарантий никаких из этого совершенно не следует: поделите на количество людей, прошедших через фирму, и вы поймёте, что сумма гарантии - это не гарантия, а это так, на память об утерянных деньгах, и только. Поэтому возможны различные варианты - это я говорю уже для размышления и, может быть, на будущее. Я надеюсь, Владимир Игоревич, что и вы при доработке будете это учитывать. Может быть, посчитать... Лучший вариант, когда берётся коэффициент между затратами и количеством выехавших туристов и соответственно определяются суммы. Я понимаю, судя вот по нескольким беседам, что это сложно, нужно каждый раз дополнение делать. Другой вариант - указывать, скажем, какие-то другие цифры, но по крайней мере их надо как-то обосновывать, мне они непонятны. Я закончил. Главное, что хотел сказать, сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анатольевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Юрия Александровича Барзыкина. Пожалуйста. А потом я дам слово по ведению, я вижу. Давайте послушаем доклад. БАРЗЫКИН Ю. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Действительно, оба проекта федерального закона о внесении изменений в закон "Об основах туристской деятельности..." направлены на совершенствование средств и способов государственного регулирования и защиты прав потребителей в туристской сфере, но правительственный законопроект разработан в условиях законодательства настоящего времени, и прежде всего в связи с отменой лицензирования с 1 января 2007 года для туроператорской и турагентской деятельности. Этот закон мы уже приняли. Я думаю, нашим коллегам - авторам законопроекта с аналогичным названием и с теми же целями мы можем только сказать спасибо за то, что эта проблема была поднята в 2000 году, но на сегодня их законопроект не соответствует современному законодательству, не соответствует международным нормам, которые разработаны в этой сфере. На него поступили отрицательные заключения и правительства - оно не поддерживает законопроект, - и Правового управления Аппарата Госдумы. Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму считает, что этот законопроект нуждается в существенной доработке и необходимо поддержать законопроект, который представлен правительством. При этом данный законопроект был обсуждён на двух недавно состоявшихся экономических форумах (это в Хабаровске), и туристская общественность, в целом поддерживая концепцию законопроекта, высказала целый ряд замечаний и предложений, о которых я скажу. Получено двадцать семь официальных отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них двадцать три положительных и четыре отрицательных. Получен также отзыв из Совета Федерации от профильного комитета. В целом концепция законопроекта поддерживается. В основном замечания по законопроекту действительно касаются размера финансовых гарантий, которые требуют адаптации к условиям современного, уже складывающегося рынка туристских услуг, прежде всего представленного субъектами малого и среднего бизнеса и прежде всего в регионах Российской Федерации. В связи с этим решение декларируемых законопроектом актуальных государственных задач, конечно, требует корректировки в сторону удовлетворения и учёта прав субъектов малого и среднего бизнеса и провозглашённых в ранее принятых документах приоритетов для внутреннего и въездного туризма. Это звучит в декларациях и в обращениях в наш адрес. Кроме этого, требует расширения ряд понятий, которые приведены в законопроекте. Это касается и понятия "туризм" в связи с принятием недавно нами закона "Об особых экономических зонах...", и понятия "финансовая гарантия", которое требуется согласовать с действующим Гражданским кодексом, и ряда других положений. В целом Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму считает необходимым учесть вышеназванные замечания, а также другие, которые к нам поступили и сгруппированы, они могут быть учтены во втором чтении. Государственной Думе мы рекомендуем принять в первом чтении законопроект, представленный правительством, а альтернативный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, два законопроекта, три докладчика... По ведению? По ведению - Резник. Пожалуйста. Включите микрофон Владиславу Матусовичу Резнику. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что в представленных нам материалах почему-то не оказалось заключения комитета-соисполнителя, а именно Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, здесь его нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По пункту 17.1 или 17.2? РЕЗНИК В. М. Вот по тому, который мы сейчас слушаем, по правительственному законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правительственный - это пункт 17.1. РЕЗНИК В. М. Да-да. Это рассматривалось на заседании комитета, а решения я не вижу, поэтому просьба его всё-таки раздать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас вопросы мы будем задавать, первое чтение... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть оно, да? Включите Резнику, пожалуйста, микрофон. РЕЗНИК В. М. Есть материалы? Значит, только у меня... Тогда, коллеги, я прошу прощения за некорректный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, хорошо. По ведению - Пивненко. Пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Спасибо. Я хотела задать вопрос Владимиру Игоревичу, но частично на него ответил Юрий Александрович, поэтому, если возможно, дайте слово для выступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, но сейчас вопросы. Уважаемые коллеги, есть ли желающие задать вопросы по этому законопроекту? Я вижу, много желающих. Включите режим записи, пожалуйста. Мы обсуждаем сразу два законопроекта. Вопросы, пожалуйста, по двум законопроектам, они альтернативные. Голосовать будем вместе, подряд, а результаты покажем после второго голосования. Покажите, пожалуйста, список. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Артур Николаевич, у меня вопрос к представителю правительства. Просчитывались ли правительством последствия принятия данного закона для компаний мелкого и среднего туристического бизнеса? Вот в заключениях ассоциаций, которые я сегодня позволю себе зачитать, утверждается, что абсолютное большинство их закроются или уйдут в тень. Кто считал последствия? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игоревич, пожалуйста, к вам вопрос. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Спасибо. Предприятия малого бизнеса работают в турагентской сфере, и для неё никто не предлагает вводить финансовую ответственность. Турагентства как работали, так и работают, здесь речь идёт о туроператорах. (Шум в зале.) Объясню сейчас. Вы мне позволите ответить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, мы вас слушаем. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Вопрос правильный, он действительно задавался не раз и обсуждался. Сорок семь общественных организаций в сфере туризма работают, и, безусловно, у них существуют разные мнения. Для чего вводится финансовая ответственность? Вы все были свидетелями многочисленных случаев, когда наши туристы не могли вернуться из-за границы, не могли выехать за границу, не могли выехать из мест отдыха на нашем Чёрном море, на Урале и так далее. Эти случаи массовые, они не раз обсуждались в средствах массовой информации и так далее. Миллион рублей на внутренний туризм - извините, сумма совсем не большая, тем более эта сумма не выводится из оборота, это банковская гарантия. Банковская гарантия даётся под процент, связанный с оборотом компании. По оценке ассоциации банков, банковская гарантия составит от 0,2 процента до 4 процентов на сумму. Вы можете представить, насколько это небольшая сумма, но эта небольшая сумма серьёзно повышает ответственность за результаты своей работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос, Плетнёва Тамара Васильевна. Кому? ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня Николаю Анатольевичу первый вопрос. Николай Анатольевич, почему вот этот закон - ну, пусть он сегодня не очень актуальный, но он же был актуальный два, три, четыре года назад, - почему он не рассматривался? И второй вопрос представителю правительства. Владимир Игоревич, не кажется ли вам, что самая главная гарантия - это когда фирма честно получает лицензию, работает и дорожит ею, а вот эти все суммы и ответственность - всё это фикция? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Николаю Анатольевичу Бенедиктову включите микрофон. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Мне бы не хотелось сейчас уходить в детали, я отвечу так: проблема тут чисто субъективная. Я не вижу здесь никаких объективных оснований задержки, просто законодателем должно быть правительство, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Игоревич, пожалуйста. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Что касается лицензий, то, уважаемые депутаты, вы отменили действие лицензирования с 1 января 2007 года. К сожалению, механизм лицензирования, хоть и имел прогрессивный элемент в 2002 году, но со временем стал неработающим. На сегодняшний день мы выдали более тридцати трёх тысяч лицензий, некоторые фирмы, ряд компаний одновременно получают по три-четыре лицензии, причём по действующему закону мы не можем им отказать в этом, хотя прекрасно видим и понимаем, что лицензии получают фирмы со схожими названиями, с приставками "тур", "турс" и так далее, которые находятся в одном и том же помещении, где один и тот же директор, работающий по совместительству, и где одни и те же сотрудники. Поэтому лицензирование в должной мере, к сожалению, не может навести в этой сфере порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжков, пожалуйста. Вы записывались, да? РЫЖКОВ В. А. Да, конечно. Владимир Игоревич, вопрос к вам. Я представляю в Думе Алтайский край. Алтайский край довёл число туристов только за летний сезон до шестисот тысяч человек. Работают сотни маленьких компаний. Вы прекрасно знаете, что за десять - пятнадцать лет развития туризма на Алтае не было ни одного случая обмана туристов, я это подчёркиваю: ни одного случая. У меня есть официальное обращение алтайской ассоциации туристических компаний, в котором говорится, что в случае принятия данного закона 90 процентов из них разорится и не сможет работать. Это означает, что будет разрушена целая отрасль в крае, где нет ни нефти, ни газа, ни золота и так далее... Аналогичное обращение я имею от Псковской ассоциации, которая занимается экскурсиями в кремль и так далее, они говорят: мы все будем разорены. Всё-таки ответьте: сколько сегодня компаний работает на рынке и сколько из них вы закроете после вступления в силу этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Игоревич. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Мы не закрываем фирмы. Сегодня, я уже сказал, выдано более тридцати трёх тысяч лицензий, и это количество постоянно увеличивается. Позволю себе заметить, что только вчера смотрел заявку Алтайского края... Республики Алтай на создание особой экономической зоны в области туризма. Информация, которую вы дали, не соответствует информации, поданной в официальной заявке. Там порядка шестидесяти семи компаний, из них туроператорских около десяти, и только, по-моему, три занимаются международным туризмом. Количество туристов вы тоже завысили примерно в пятнадцать раз. Поэтому я хотел бы, чтобы у нас цифры выверялись, когда идёт полемика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар записался. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "Единая Россия". Владимир Игоревич, вы не рассматривали вопрос о том, чтобы часть полномочий, которые в законопроекте расписаны, передать в субъекты, с тем чтобы они более оперативно решали вопросы? Возможно, даже в том числе вот эти финансовые гарантии можно было бы установить именно органами законодательной власти субъектов Федерации - им виднее, какую там определить сумму, потому что регионы разные. Например, в Москве одни туроператоры, в других регионах другие. Поэтому не рассматривали ли вы, ещё раз повторяю, передачу полномочий субъектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Игоревич. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Предлагаемая мера сугубо рыночная, это договор туроператора с банком или страховой компанией, а не узурпация в органах высшей власти или на местах. Но должен вам сказать, что если устанавливать разный размер финансовой ответственности, то крупные операторы из Москвы, Санкт-Петербурга или Новосибирска тут же зарегистрируются в Урюпинске, где будет специальная дыра и более комфортные условия для работы. Поэтому это чисто теоретически невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Игнатович Кондратенко, ваш вопрос. Получили ответ. Кнорр Андрей, пожалуйста. (У меня разные тут списки.) Андрей Филиппович, пожалуйста. КНОРР А. Ф., фракция "Единая Россия". У меня вопрос к Владимиру Игоревичу. Частично его сейчас Владимир Александрович задал. Я сам проработал в турбизнесе больше десяти лет, и обстановку, что касается Алтая, тоже знаю. Я хотел бы вам задать, Владимир Игоревич, вопрос. Скажите, сколько лицензий вы изъяли, чтобы иметь основание говорить о неэффективности лицензирования за прошедшие годы, вот за те годы, пока это действовало? И скажите, насколько эффективной, вы считаете, будет вот эта деятельность, которую вы сегодня предлагаете, - с помощью финансовых гарантий? Уже сегодня это работа только на банки. Сегодня банки уже готовы под 5-6 процентов эти гарантии выдавать, вы прекрасно знаете, что работать это не будет. Банк имеет возможность отозвать лицензию - можно с ним судиться несколько лет, - если она на год выдана и так далее. Я вам приведу массу примеров, как это можно будет сделать. Неужели нет другого? Я... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Игоревич. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Спасибо. Я уже сказал, что механизм финансовой банковской гарантии не является чем-то новым в мире, он применяется практически во всех странах, успешно развивающих туризм, и работает, работает достаточно эффективно. Финансовая нагрузка, именно процент банковской гарантии, который вы затронули, зависит от оборота компании. И вот этот механизм не только защищает потребителя, он подталкивает туроператоров к тому, чтобы работать через банки, работать вбелую, потому что, чем больше оборот компании, тем, безусловно, меньшую банковскую премию требует банк. Что касается отзыва лицензий. К сожалению, у нас массовые случаи, когда компания, не выполнив свои обязательства, просто исчезает с рынка. А с 1 июля в соответствии с решением Государственной Думы, чтобы отозвать лицензию или приостановить её действие, мы должны обратиться в суд. Поэтому как таковой механизм приостановки лицензий на сегодняшний день тоже не работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмудов, пожалуйста, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г. Уважаемый Владимир Игоревич, вы понимаете, что в ряде стран до 70 процентов доходной части бюджета пополняется за счёт туристической деятельности. В нашей стране я не могу цифру назвать, сколько бюджет получает от этой деятельности. Если у вас есть такая цифра, вы могли бы её назвать. Вы сами знаете, что во всех цивилизованных странах есть крупные, с большим штатным составом министерства по туризму. У нас в стране его ликвидировали, взамен дали небольшое агентство, которому трудно справляться со всем. В основном российского туриста сориентировали на зарубежные поездки, вся валюта из страны уходит для подпитки зарубежных бюджетов. Что сделать для того, чтобы в стране развивался внутренний туризм? В советское время всё это было, сейчас всё заглохло, разрушены объекты... Ну в конце-то концов, наверняка должны быть какие-то механизмы, отвечающие национальным... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Игоревич, отвечайте. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. По экспертным оценкам, доля туризма в ВВП страны составляет около 3 процентов, это действительно небольшая доля. В среднем в европейских странах не те цифры, что вы назвали, но от 8 до 10 процентов, в некоторых странах, как Болгария и Греция, 14-15 процентов эта доля составляет, это действительно очень серьёзный вклад. Мы, безусловно, не против, если будет решение об укреплении федерального агентства. Что касается развития внутреннего туризма, то как раз один из элементов законопроекта, представленного вам на рассмотрение, - это дифференциация банковской гарантии для внутреннего туризма и для международного. Как вы заметили, для внутреннего туризма она совсем небольшая, и эта мера тоже будет способствовать тому, чтобы активнее развивался внутренний туризм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, ваш вопрос, Кузнецов Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо. Я думаю, что руководитель Ростуризма здесь ошибается, расходясь в оценках, скажем, с депутатом Рыжковым, потому что сегодня и на Алтае, и на Байкале, и в целом ряде наших заповедных мест туризм или, как говорится, услуги туризма - чуть ли не в каждом сельском дворе. И как только вы вносите вот это условие - 1 миллион, - все попытки легализовать вот эти структуры, как-то их учесть и получать с них какие-то доходы в бюджет снова окажутся тщетными и деятельность их будет загнана в тень. Не предполагаете ли вы, что, вообще говоря, для этого, скажем так, полудеревенского, сельского туризма, где ещё ничего не освоено, где нет никаких капитальных вложений, нужна вот эта отдушина, чтобы хотя бы... Ну, сегодня даже Громов у себя в области пытается нечто развивать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Я ещё раз подчеркну, может быть, не все чётко понимают, что туроператор и турагент - разные вещи. На турагентскую деятельность, о которой вы сейчас говорите, не вводится никаких гарантий. Турагенты - это как раз элементы малого бизнеса, это те компании, где работают один, два, три человека. Для них никакой финансовой ответственности не вводится. Она вводится для туроператоров - для компаний, которые работают на больших объёмах, которые создают туристический продукт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время у нас 17.30. Уважаемый коллега Воронин, прежде чем я вам предоставлю слово для вопроса, ставлю на голосование предложение закончить обсуждение пунктов по туризму. Нет возражений? Кто за то, чтобы мы довели до конца обсуждение пунктов 17.1 и 17.2? Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 30 сек.) Проголосовало за 284 чел.63,1% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 289 чел. Не голосовало 161 чел.35,8% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, депутат Воронин, ваш вопрос. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Артур Николаевич. У меня к Владимиру Игоревичу вопрос. Скажите, пожалуйста, вот в законопроекте упоминается страхование гражданской ответственности. Не кажется ли вам, что целесообразно всё-таки дать турфирмам возможность выбирать: или они работают по банковской гарантии и, соответственно, несут обязательства своими активами, или же, второй вариант, они обязаны каждого выезжающего за рубеж страховать, и это будет делаться за счёт человека, который едет на отдых? Эта система распространена во всём мире, у нас, я знаю, тоже некоторые компании раньше страховали, в том числе и отказ от тура либо на случай форс-мажорных обстоятельств. Это позволило бы компаниям, в том числе мелким, не расходовать свои скудные средства, а пользоваться страховыми услугами и так сказать... Как вы считаете, возможно ли во втором чтении всё-таки дать выбор компаниям: или так, или так? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Выбор и так предусмотрен: банковская гарантия либо страховая гарантия. Любые вопросы мы можем доработать во втором чтении. Что касается страховки от невыезда, действительно, такая форма предлагается, и она существует на рынке, она не ушла в прошлое. Но она составляет, страховка от невыезда, 20 процентов от стоимости путёвки, поэтому применяют её единицы, меньше долей процента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вопросы все. По ведению три человека записались. Семаго Владимир Владимирович, пожалуйста. По ведению нет у вас ничего? Коллега Алкснис, вы записались или случайно нажали? Тоже нет. Останина, пожалуйста. Кто тут у нас записывается всё?! ОСТАНИНА Н. А. Артур Николаевич, честно говоря, я была записана на вопрос, но по какой-то причине моя фамилия исчезла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопрос задавайте. ОСТАНИНА Н. А. Если можно, я бы хотела адресовать свой вопрос технического характера Владимиру Игоревичу. Владимир Игоревич, откровенно говоря, когда мы слушали ваш вариант законопроекта и альтернативный вариант, то большого различия, собственно, кроме тех цифр, которые вы предлагаете принять в первом чтении, мы не увидели в этих законопроектах. Разница лишь в том, что наши коллеги внесли законопроект ещё в 2000 году, а вы внесли его сейчас. Скажите, сколько лет возглавляете вы Ростуризм и что мешало вам все эти годы внести законопроект в Госдуму? Не объясняется ли это тем, что вас поторопили наши коллеги-депутаты, как в известном произведении Лопе де Вега: если не мы, то никто другой? Просто хотелось бы знать, очень часто применяются... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но он недавно работает, Владимир Игоревич, понимаете? Пожалуйста, Владимир Игоревич. СТРЖАЛКОВСКИЙ В. И. Спасибо. Я хочу сказать, что Федеральное агентство по туризму учреждено 18 ноября 2004 года, соответственно, в этот же день я и был утверждён в должности. Что касается подготовки закона, то могу вам со всей ответственностью сказать, что мы в очень плотном контакте работали с профильным комитетом, проводили и заседания совместных групп, и совещания, участвовали в различных экономических форумах. То есть этот законопроект выверялся и действительно шёл долго, потому что тяжело шло согласование в ведомствах правительства. Мы были за то, чтобы он был представлен ещё в весеннюю сессию, но дело затянулось, поэтому представляем его в осеннюю и надеемся, что он как можно быстрее будет принят Государственной Думой. Каждый случай мошенничества на рынке остро оценивается вашими коллегами, и масса обращений была ко мне с требованием навести порядок. Вот эта мера - ответ на ваше предложение навести порядок на рынке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семаго всё-таки по ведению записался опять. Владимир Владимирович, что с вами? Пожалуйста. СЕМАГО В. В. Артур Николаевич, спасибо. Доброта не знает границ, это верно. Я просто хотел спросить вас. У нас очень затянулось обсуждение этого вопроса, поэтому у меня есть некие сомнения, что мы всё успеем сегодня. Но поскольку ещё нет записавшихся на выступления, я думаю, что пока по ведению просто нет смысла говорить. Я хотел бы попозже чуть-чуть сказать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От каждой фракции, я так понимаю, по одному выступающему? Ну давайте, уважаемые коллеги, проголосуем: по пять минут. До пяти? Ну давайте, уважаемые коллеги, голосуйте. Кто за данное предложение? И сразу: кто от Компартии будет выступать, от фракции? Нет туристов? Есть. Я вижу: Смолин. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 54 сек.) Проголосовало за 297 чел.99,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,3% Голосовало 298 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Пожалуйста, от фракции КПРФ - депутат Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, рассматривая этот законопроект, я вновь невольно вспоминаю известную историю про медицинский конгресс, где американцы хвалились, что пересадили сердце, китайцы - что сделали это вместе с печенью, а наши соотечественники сказали, что удалили миндалины, а после паузы уточнили: через желудок. Вот мне представляется, что отказ от лицензирования и введение предлагаемой методики регулирования якобы ответственности туристических компаний представляет собой именно такой пример. Видимо, медики с тех пор перешли в правительство. Уважаемые коллеги, я не буду много говорить, вместо этого я позволю себе зачитать вам несколько отрывков из обращений, одно обращение - региональное, алтайское, другое обращение - центральное, московское. Можно, конечно, предположить, что люди не понимают своего счастья и поэтому высказывают недовольство, но я не верю, что железной рукой мы можем загнать кого-нибудь к счастью. Итак, читаю отрывки из алтайского обращения: "Принятие этого закона в Госдуме положит конец всему региональному туризму, за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи, где останутся крупнейшие туроператоры, которых не интересует региональный турпродукт". И далее написано: "Похоже, что россияне будут отдыхать только через несколько подконтрольных государству турфирм за рубежом и на сочинских курортах". Для сведения скажу. Монстры туризма зарегистрированы за рубежом: фирма "Нева" - в Финляндии, работает преимущественно на зарубежном направлении, на выезд, "Тес-тур" - в Турции, работает на выезд россиян за рубеж, "Ланта-тур" также имеет зарубежную прописку. Хорошие туроператоры, с хорошей репутацией, с прекрасной агентской сетью, но почему только они-то могут остаться на рынке и почему именно их поддерживает правительство, нисколько не заботясь о том, что происходит легальный вывоз капитала из страны? Теперь о московской ассоциации. Начали действительно, как пишут нам коллеги, с искусственного сокращения мелких и средних туристических компаний и поддержки крупных операторов. Кстати, как выясняется, зря мои земляки-сибиряки ругали москвичей: москвичи тоже заботятся о региональной сети. Цитирую: "Гарантии не учитывают региональную специфику туристического рынка, оборот столичных компаний несравним с оборотом региональных компаний". То есть москвичи тоже понимают, что это удар по региональному туризму. И далее: "Последствия закона - монополизация рынка крупными туроператорскими компаниями, рост цен на путёвки, сокращение предложений, уход в тень или прекращение коммерческой деятельности мелких и средних региональных туроператоров, годовой оборот которых не превышает размера финансовых гарантий". Например, в Республике Карелия насчитывается сто шестьдесят семь компаний, в среднем на каждое рабочее место в туркомпаниях приходится пятнадцать рабочих мест в смежных отраслях: гостиницы, экскурсоводы, транспорт и так далее, и так далее. Мы наносим удар именно по тем, повторяю, в любви к кому регулярно клянёмся. Все всегда говорят, что очень любят мелкий и средний бизнес, потом оказывается, что любить-то любят, но всё равно съедят, как когда-то выразился Владимир Семёнович Высоцкий. Подписано это письмо Мариной Савушкиной, председателем Комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей, то есть это не случайный человек в турбизнесе. Уважаемые коллеги, я полагаю, что в данном случае мы лишь прикрываемся заботой о правах потребителей. У нас всё всегда делается по просьбам трудящихся, а продавцы, как известно, увольняются по собственному желанию директором магазина. Уверен, что последствия принятия закона будут негативными, предлагаю его не поддерживать. Считаю, что это прямое лоббирование интересов крупного бизнеса в ущерб всему остальному. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые, от ЛДПР кто выступает? Митрофанов. Пожалуйста, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Спасибо вам, уважаемый Артур Николаевич, особенно за "уважаемую ЛДПР". Постепенно, может быть, перейдём к любимой ЛДПР, через какое-то время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Многолюбимой. Знаете, однажды Шеварднадзе выступал и сказал Брежневу: многолюбимый. (Оживление в зале.) МИТРОФАНОВ А. В. Ещё Шеварднадзе при встрече с Брежневым разорвал плащ, когда тот сказал: что ты так вырядился? Он прямо рванул на себе плащ, аж пуговицы полетели - не снял плащ, а рванул на себе. Красота! Владимир Игоревич, мы в целом поддерживаем внесение изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности...". И мы только что были свидетелями того, как коммунисты выступили защитниками малого бизнеса. Тем не менее многочисленные случаи мошенничества в этой сфере, многочисленные проблемы в этой сфере почему-то игнорируются. То есть такие вещи надо было, наверное, делать ещё пять, семь лет назад. Но мы долго всё делаем пока, и то все меры, надо сказать, вегетарианские, такие мягкие. По сути дела, эту гарантию можно получить, банковскую гарантию. Я вам расскажу о примере, случае, которым я занимался полгода. Мне позвонила одна моя знакомая, молодая девчонка: ей делали паспорт через одну такую фирму, с этим левым паспортом её взяли наши пограничники, паспорт был левый, человек, по сути, шёл под статью. Я думаю, что, если бы не вмешательство ряда ответственных товарищей, она пошла бы под статью. Она не виновата, она отдала деньги в туристической компании: мы вам всё сделаем, не беспокойтесь - и они наградили её левым паспортом. Потом они же на голубом глазу говорили: да нет, мы не знаем, кто это делал вам. Ну и судитесь, ну что делать! И таких случаев десятки, сотни, это ситуации, когда люди на грани, как говорится, жизни и смерти, когда приличный человек, нормальный человек просто идёт под суд. В принципе знакомая могла бы получить срок, потому что пересекала границу с фальшивым паспортом, и рассказы про то, что это случайно, не случайно... Это статья! А случаи, когда люди остаются там один на один с проблемами, когда предоставляют не того класса обслуживание, которое человек заказывал, - такие случаи сплошь и рядом. Всем памятны случаи борьбы с авиакомпаниями, ситуации с чартерами, ситуации банального мошенничества, когда собираются деньги, а потом фирмы исчезают просто, то есть на лето открылись - и ушли. Конечно, нужно принимать определённые меры в этой сфере, и ничего плохо нет в этом. Я Владимиру Александровичу Рыжкову говорил: если у вас замечательные алтайские туристические компании, то они станут филиалами больших московских компаний, если не захотят сами найти эту гарантию. А в принципе гарантию могут и найти - почему нет? Зато будет какой-то порядок. Мы хотя бы будем знать, что тех людей, которые продавали путёвки, можно будет найти, они будут по тому же телефону, будут в том же помещении сидеть, есть надежда, что они будут просто посерьёзнее, что они не убегут банально, как убегали все эти годы очень многие организаторы этой деятельности. Поэтому, конечно, это нужно делать. И я вам ещё скажу, что необходимо менять и нормы по концертно-зрелищной деятельности. Схожая ситуация: мошенничество сплошь и рядом там, обман, всё в наличном варианте, никаких налогов. Кстати, ещё одна проблема, почему об этом не говорят, - это налоги. Ведь мелкие компании ни черта не платят, давайте прямо говорить, они ничего не платят, и государство, которое заинтересовано в налогах, не может терпеть чёрную сферу, полностью чёрную. И все мы это знаем. Пройдитесь сейчас по компаниям маленьким - и вы узнаете, что доходы их - это копейки, всё, ничего нет, там будут смешные цифры какие-то. Так что налоговая ситуация исключительно важна. Налоговая ситуация, мошенничество и обеспечение безопасности - вот три позиции, с учётом которых нужно вводить эти ограничения. Аналогичные ограничения, я считаю, в итоге мы будем вносить и по концертно-зрелищной деятельности, потому что те же проблемы: мельчайшие компании, обманы, непонятные люди, посредники и прочее, и прочее, неясность, вся сфера тёмная. Вся сфера тёмная! По всей стране работают днём и ночью, особенно ночью, концертные залы, а если... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Единой России" очень много у нас есть желающих выступить. Первым попросил слова Резник. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Спасибо. Глубокоуважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы сказать, что сегодняшнее обсуждение показывает, что действительно актуальна та ситуация, которую мы обсуждаем. А находимся мы в ситуации, когда, я абсолютно уверен, в зале нет ни одного человека, который - либо сам, либо его друзья - не сталкивался бы с обманом при приобретении путёвок, особенно в части выезда за рубеж, то есть при приобретении у туроператоров, которые работают на внешнем рынке. Убеждён: либо сами, либо знакомые наверняка сталкивались с этим. Поэтому главная задача закона, безусловно, заключается в том, чтобы защитить людей. Теперь, видимо, следует разделить два момента. Большинство выступающих наших коллег из Коммунистической партии, из фракции КПРФ, ряд людей из других фракций всё время говорили о необходимости защитить маленькие фирмы, мелкий бизнес, которые занимаются внутренним туризмом. Наверное, это совершенно справедливо, надо дать возможность им работать, и в этой части как раз суммы, которые предоставляет правительство, - действительно гарантии не такие высокие. И здесь, наверное, можно смотреть в одну, в другую сторону и уточнять. Что касается туризма внешнего, то те размеры финансовых гарантий, которые предоставляет правительство в этом законопроекте, то, о чём нам сейчас докладывал Владимир Игоревич, с моей точки зрения, кажутся абсолютно недостаточными. Вот давайте посчитаем, коллеги, что это значит. Они предлагают размер гарантии 10 миллионов рублей, если мы будем брать по минимуму - 0,2 процента, - то, соответственно, 10 тысяч рублей надо заплатить за год этой фирме для того, чтобы была гарантия в 10 миллионов рублей. Если компания не может заплатить за год 10 тысяч рублей, о чём мы говорим? Её, безусловно, подпускать близко нельзя к этому виду деятельности. Поэтому, безусловно, в этой части гарантии должны быть серьёзно увеличены. Да, кстати, я не говорю, что надо увеличить до 100 миллионов, до 50 миллионов, этот вопрос действительно во втором чтении надо решать, но очевидно, что финансовые гарантии должны быть надёжными. И увеличение здесь, мне кажется, должно быть, безусловно. Второй момент, на который я хотел обратить ваше внимание, Владимир Игоревич, - то, что касается страхования как финансовой гарантии. В представленном законопроекте то страхование, которое записано, вызывает достаточно большие сомнения. Я не могу, например, понять, то ли это страхование гражданской ответственности, то ли это страхование договора, то ли это страхование, как поняли ряд моих коллег, на случай форс-мажорных обстоятельств. Это совершенно разные вещи. Реально это не будет являться в таком виде, в каком представлено, финансовой гарантией и, видимо, во втором чтении должно подлежать исключению, надо оставить нормальную банковскую гарантию. Это как бы по существу закона. А в целом я хотел бы сказать, что фракция "Единая Россия", безусловно, будет поддерживать этот законопроект. Он нужен, важен, и мы будем голосовать сегодня за него, во втором чтении будем работать с учётом высказанных замечаний. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. "Родина"? Нет. От "Народной Воли" - коллега Алкснис. АЛКСНИС В. И. Уважаемые коллеги, в своё время наш знаменитый златоуст Виктор Степанович Черномырдин изрёк: хотели как лучше, а получилось как всегда. Так вот, мне кажется, что этот закон из этой серии. Кроме того, в своё время была выдвинута идея проверять вносимое в Госдуму законодательство на коррупционную составляющую. Как мне кажется, этот закон подобную экспертизу в соответствующей структуре Госдумы не проходил. Возникают вопросы: зачем вдруг так срочно его внесли, кто так активно его продавливал? Хотя ещё позавчера никаких планов в работе Госдумы не было в отношении этого законопроекта, он вдруг срочно появился. Как здесь неоднократно заявлялось, цель законопроекта - это защита прав потребителей, но, как справедливо отмечали многие мои коллеги, на самом деле идёт искусственное сокращение мелких и средних туристических компаний и поддержка крупных операторов. То есть крупные акулы туристического бизнеса просто решили, извините за грубое выражение, схавать всю ту мелочь, которая крутится у них под ногами, и расчистить себе простор для деятельности. Сам законопроект, надо признать, отработан достаточно слабо, поскольку содержит ряд спорных моментов, которые в том случае, если он будет реализован, просто разрушат региональный туристский рынок. Например, тут вводится механизм финансовых гарантий в сфере международного туризма въездного и выездного. Возникают вопросы. Въездной туризм международный - это означает, что к нам едут французы, немцы, американцы. Но ведь их гарантии обеспечиваются там, в странах, откуда они прибывают. Тогда возникает вопрос: а зачем ещё повторно здесь, в России, гарантировать, когда там, в США, во Франции, в Великобритании, их права уже защищены местными компаниями, местными туроператорами, местным законодательством? Гарантии не учитывают региональную специфику туристского рынка. И действительно, как уже отмечали многие мои коллеги, оборот столичных компаний, которые ориентированы в основном на внешний рынок, несоизмерим с оборотом региональных компаний. Конечно, деятельность какого-нибудь туроператора в Карелии, который занимается организацией поездок туристов в Кижи или на водопад Кивач, не сравнить с деятельностью компаний, которые обеспечивают по несколько чартеров в день в Анталью, на Карибы или куда-нибудь ещё. В данном законопроекте отсутствует механизм применения финансовых гарантий. Непонятен порядок взаимоотношений и договорных обязательств между туроператором и турагентом. Так, согласно статье 9 законопроекта туроператор несёт предусмотренную законодательством России ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристских услуг независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Последствия принятия этого закона - монополизация рынка крупными туроператорами, о чём уже говорили мои коллеги, и, как следствие, ущемление прав потребителей. Так полностью, особенно на первых порах, вымывается индивидуальный подход к людям и значительно сокращается спектр предложений. Ну а это разрушение, особенно российского рынка, ведёт к негативным последствиям в сфере культуры, экологии и так далее, так как туризм - это не только экономика, но и культура. Поэтому, на мой взгляд, необходимо пересматривать этот законопроект и сегодня его не принимать. Для меня вообще непонятно, почему всё-таки... Ну, я понимаю, существует идеология, что сегодня государство слишком активно вмешивается в экономические процессы и поэтому необходимо полностью государство выдавить из экономики, экономической деятельности, в том числе путём ликвидации лицензионной деятельности. Мы вначале отменяем лицензии... Ну, вот с 1 января будут отменены лицензии в строительном бизнесе и будут строиться десятки небоскрёбов по двести - триста метров высотой компаниями, которые не будут иметь никаких лицензий. И что будут эти компании строить? Я, конечно, не хочу сравнивать подобные вещи с турбизнесом, но всё-таки определённая аналогия есть. Почему мы вместе с водой выплёскиваем и ребёнка? Почему действительно нельзя продлить лицензирование туристических компаний, навести... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, вы закончили. Уважаемые коллеги, мы обсудили два законопроекта. У представителя президента есть вопросы? У правительства? Есть ли у докладчиков какие-то замечания? Бенедиктов поднял руку. По пункту 17.2 он был докладчиком. Пожалуйста, Николай Анатольевич. Включите, пожалуйста, микрофон. БЕНЕДИКТОВ Н. А. Ну я уж по проблеме немножко скажу. Посмотрите, какая картинка. Вот существует проблема, и большая проблема, и никуда мы от этого не денемся. Разные цифры тут называли, и на самом деле и те и другие правы, потому что есть, условно говоря, неорганизованный туризм. Например, у нас в Нижегородской области самотёком, так сказать, люди едут в Дивеево, идут на Светлояр или в Борнуковскую пещеру, и вовсе не обязательно это фиксируется, но это тоже развитие того передвижения, которое денежные потоки увеличивает по стране. Есть туризм организованный, лицензированный, отдельно въездной, выездной, международный, внутренний и так далее. Но проблема-то в том, до сих пор нет чёткого законодательства, а за кадром простая вещь - общество недостаточно осознало эту проблему. И я вот это Думе хотел напомнить. Сегодня у нас в Думе работает Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму, в предыдущей Думе был Комитет по культуре и туризму, ещё раньше - по спорту и туризму. Вот, так сказать, и Владимир Игоревич передвигается поневоле, да? В этом смысле, конечно, и государству трудно осознать, и подготовить вот этот материал трудновато. Многое изменяется, и мы никак не можем принять закон. Его принятие, конечно, нужно всемерно торопить каким-то образом. Добавлю, что есть опасные виды туризма, об этом ни полслова сегодня не было сказано. Ну например, за границей известен секс-туризм, есть гольф-туризм, экстремистский туризм, и в законе депутаты прописали запрет на такие виды туризма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы что, считаете, что секс-туризм опасный? Вы, наверное, ошиблись? (Оживление в зале, смех.) БЕНЕДИКТОВ Н. А. Я говорю о социальном явлении, а не конкретно, к Артуру Николаевичу я не прилагал... Я обращаю ваше внимание на то, что за словами "экстремистский туризм" стоят жутко опасные вещи, и мне доводилось, так сказать, читать и видеть фильмы про то, как едут специально убить человека. Есть такой вид туризма. Вот это нужно предупреждать нам и в законодательстве оговаривать. Какие проблемы за этим стоят? Посудите сами, вот чтобы представить... Написано в обоих законопроектах, что дополнительного финансирования не требуется, но оно будет подразумеваться обязательно. Вот, например, простая вещь. В Турции два с половиной миллиона туристов каждый год, минимум пятьсот человек попадают в истории. Сами понимаете, один паспорт потерял - как вывезти, если ни денег, ни гарантий, ничего нет? Вот конкретный случай: дама пошла менять 50 долларов на рынке, купюра у неё оказалась фальшивой, она об этом не знала, но попала в тюрьму. Как вытаскивать? Тоже никаких законов нет. А консул на большую страну один и один помощник у него, если генеральный консул, то два помощника. Консул не успеет с этими пятьюстами туристами разобраться. Это серьёзная проблема, здесь нужен отдельный механизм. Это реальные проблемы людей. Я не говорю про форс-мажорный Таиланд, там государство может принять решение. Но это реальные проблемы, и для того, чтобы их решать, нужно, конечно, законодательство, нужно ускорить этот процесс. Обращаю ваше внимание, депутатский законопроект внесён депутатами из разных фракций. Подчёркиваю, эта проблема не фракционная, не партийная, здесь государственная необходимость принять закон как можно быстрей. В данном случае подпихивали, подталкивали, так сказать, правительственный законопроект, к сожалению, пока, на мой взгляд, не очень получается. Мне кажется, что первый урок - это как можно быстрее законодательство такого вида принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Анатольевич. Тут по ведению уважаемые коллеги записались. Уже по ведению не может быть выступлений, только по мотивам перед голосованием. Мы уже всех заслушали, мы должны голосовать, и время уже, видите, 17.59. По мотивам, пожалуйста, Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо. Я хочу поблагодарить: сегодня Карелия такая модная, её не раз здесь вспоминали. И хотела бы сказать о том, что у нас действительно в три раза возрос поток туристов. Но я хотела бы, соглашаясь с принятием в первом чтении правительственного варианта проекта закона, всё же обратить внимание на внутренний туризм по приграничным территориям, особенно по маленьким, потому что ситуация, которая сложилась... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПИВНЕНКО В. Н. Извините, это не выступление... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам. ПИВНЕНКО В. Н. Например, Костомукша и Кухма: двадцать шесть турфирм на двадцать три тысячи жителей. Нам надо стремиться к тому, всё сделать для того, чтобы действительно закон работал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Кнорр, вы отказались, я так понимаю? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования? Настаиваете? Пожалуйста. Включите микрофон депутату Кнорру. КНОРР А. Ф. Я сожалею, что не удалось выступить. Прошу включить меня в состав группы по доработке законопроекта как человека, профессионально владеющего... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, голосуем. У нас два законопроекта, рейтинговое голосование. Кто за то, чтобы принять в первом чтении законопроект под пунктом 17.1? Включите режим голосования. Не показываем пока результаты. (Идёт голосование.) Пункт 17.2. Кто за то, чтобы принять в первом чтении этот законопроект? Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 17.1, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 40 чел.8,9% Воздержалось 5 чел.1,1% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Триста шестьдесят шесть человек. Покажите результаты голосования по пункту 17.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 47 сек.) Проголосовало за 76 чел.16,9% Проголосовало против 8 чел.1,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3% Принят законопроект под пунктом 17.1. Спасибо.