Заседание № 33
О проекте федерального закона № 90053023-3 "О внесении изменений и дополнений в статьи 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части усиления ответственности за незаконную разработку богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также за незаконную добычу водных животных и растений; внесен депутатом Государственной Думы И. А. Ждакаевым и депутатами Государственной Думы третьего созыва С. А. Золотилиным, В. А. Шитуевым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЖДАКАЕВ И. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, прошу вас поддержать мое предложение после перерыва рассмотреть первым в блоке "Государственное строительство..." вопрос 17 - о проекте федерального закона, касающегося усиления ответственности за незаконную разработку богатств континентального шельфа и за незаконную добычу водных животных и растений, первым поставить его в этом блоке. Спасибо.
Просьба депутата Ждакаева также рассмотреть пораньше пункт 17. Мы его можем поставить перед 14-м пунктом. Нет возражений? Не требуется голосовать? Нет.
17-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ивана Андреевича Ждакаева. Пожалуйста. ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо. Если, конечно, внимательно посмотреть, как прошел предыдущий законопроект, можно было бы, наверное, на трибуну и не выходить. Но я считаю, что молчание - знак согласия с тем, что происходит в стенах Государственной Думы, и депутат обязан все-таки защищать ту инициативу, которую он вносит в соответствии с конституционными нормами. Данный законопроект, который я сейчас буду докладывать, был внесен депутатами Государственной Думы Шитуевым, Золотилиным и мной четыре года назад, и, слава богу, наконец-то сегодня дошли до его рассмотрения. Данный законопроект, который предполагает внести изменения и дополнения в статьи 253 и 256 Уголовного кодекса Российской Федерации, говорит о том, что необходимо усиливать ответственность за незаконную разработку богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны России, а также за незаконную добычу водных животных и растений. Заключения правительства по данному законопроекту не требуется, как написано в паспорте данного законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы еще в 2000 году дало нам только одну рекомендацию - что кроме изменений в статьи 253 и 256 нам нужно вносить дополнительно изменения в статью 46 Уголовного кодекса, где должна быть отражена аналогичная норма, то есть одинаковые нормы должны быть. Что мы на сегодняшний день данным законом предлагаем? Дело в том, что Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, статья 56, пункт 2, и статьи Уголовного кодекса 253 и 256 хотя и говорят об одном и том же нарушении, но предусматривают совершенно разное наказание, разные меры ответственности за незаконную разработку континентального шельфа и незаконный вылов морепродуктов. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение действующих стандартов (норм, правил) промысла или условий лицензии, регламентирующих разрешенную деятельность на континентальном шельфе России. Согласно данной статье нарушение действующих стандартов промысла живых ресурсов либо условий лицензии на промысел живых ресурсов влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией судна и орудий совершения правонарушения или без таковой. Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена ответственность за нарушение действующего законодательства в вопросах охраны морских биологических ресурсов. В статье 253 Уголовного кодекса предусмотрено, что исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда (я и другие авторы предлагаем эту норму - от пятисот до семисот - увеличить и сделать от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Статьей 256 Уголовного кодекса предусмотрена также уголовная ответственность за незаконную добычу водных растений и животных. Пунктом 1 статьи 256 предусмотрено, что незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных, если это деяние совершено с рядом квалифицирующих признаков, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда - мы предлагаем: от одной тысячи до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также чтобы в эту статью была внесена норма о конфискации имущества. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда - мы предлагаем: от двух тысяч до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда. Анализ этих статей свидетельствует о несоразмерности наказаний, о чем я говорил ранее, предусмотренных нашими административным и Уголовным кодексами, и о том, что нужно привести их в соответствие. В Кодексе об административных правонарушениях статьей 56, пункт 2, предусмотрено значительно более суровое наказание за совершение браконьерского вылова морских биоресурсов, чем это определено Уголовным кодексом. На основании изложенного и с целью усиления борьбы с хищническим браконьерством на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне, с контрабандным вывозом морских биоресурсов за пределы Российской Федерации, что приводит к непоправимому ущербу для экономики страны, с целью устранения дисбаланса уголовной и административной ответственности за данные правонарушения необходимо внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в статьи 253 и 256. Уважаемые коллеги, вы прекрасно знаете ситуацию в экономике, понимаете, что мы могли бы иметь и что имеем на самом деле сегодня, когда незаконно ведутся промысел рыбных ресурсов, разработка континентального шельфа и когда наши ресурсы уходят за бугор. Цифры, которые я называю, приводит наш коллега корреспондент газеты "Известия" по Дальнему Востоку депутат Борис Резник. Была серия публикаций в газете "Известия" о том, что на сумму до 6 миллиардов долларов, по некоторым оценкам, нелегально вывозится сегодня рыбной продукции за пределы экономической зоны России, а ответственности за это - практически никакой. Вы сами знаете, сколько стоит литр красной или черной икры на нашем рынке, если уж по-простому говорить, чтобы дошло, знаете размах браконьерства сегодня, и ничего не конфисковывается, да и нельзя конфисковывать: якобы эта норма у нас отменена. А на самом деле сколько сегодня стоит продукт Российской Федерации на внешнем рынке? Мы считаем, что ужесточение норм Уголовного кодекса приведет к определенному порядку и не будет такого вала... такого бардака, который мы наблюдаем сегодня везде. Об этом пишут и газеты, это показывает телевидение, да вы и сами своими глазами всё видите, когда бываете на московских рынках и на рынках в своих субъектах. Прошу проголосовать за данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Андреевич. Для содоклада слово предоставляется Павлу Владимировичу Крашенинникову. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, я совершенно четко понимаю, какую роль я исполняю, - мне нужно говорить о праве, о юриспруденции, о том, что можно, о том, чего нельзя. Проблема действительно реальная, но в качестве справки просто могу сказать, что Дума прошлого созыва принимала подобный закон, приняла его в первом, во втором, в третьем чтениях, затем Совет Федерации его отклонил. Была создана согласительная комиссия, куда входили представители не только двух палат, но и исполнительной власти. В итоге данный закон был отклонен. Вот то, что предложил коллега Ждакаев, мне кажется, тоже принимать нельзя именно по правовым и юридико-техническим моментам. Ну, по поводу минимального размера оплаты труда я не буду говорить, а то, что в Уголовном кодексе сейчас фактически упразднена конфискация имущества, - к этой теме мы, видимо, еще вернемся. Напомню, что конфискация имущества даже в старом Уголовном кодексе, в старой его редакции, предусматривалась только по некоторым тяжким и особо тяжким составам преступлений. В данном случае это к тяжким и особо тяжким составам отнести нельзя, сравнивать это, допустим, с убийством человека или терроризмом, конечно, не приходится. Исходя из всего этого, исходя из предыдущих обсуждений (я уж не буду повторять, что мы, конечно, продолжим эту работу, об этом я уже говорил), комитет по законодательству предлагает отклонить данный законопроект. Правительство в своем отзыве также указывает на то, что в таком виде законопроект принимать нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Вопросов нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства? Представитель президента? Не желают выступить. Докладчик просит слова? Пожалуйста, Ждакаеву Ивану Андреевичу включите микрофон. ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо. Уважаемые коллеги, перед тем как будете голосовать, я прошу обратить внимание на то, что отрицательного заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы нет, это во-первых. Во-вторых, Совет Федерации сегодня совершенно иной, чем был три года назад, четыре года назад. Экономика России четыре года назад была тоже иная, чем сегодня, и Совет Федерации сегодня будет принимать совершенно другое решение, чем принимал прежде, тогда губернаторы там сидели, у них совершенно другие подходы были к этому закону, а сегодня там сидят уже не губернаторы, имейте это в виду. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под номером 17 порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 34 сек.) Проголосовало за 132 чел.29,3% Проголосовало против 36 чел.8,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 168 чел. Не голосовало 282 чел.62,7% Результат: не принято Не принимается.