Заседание № 147

08.02.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90051709-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части контроля за ростом цен на энергоносители).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3101 по 3705 из 5484
Уважаемые депутаты, мы сейчас должны рассмотреть пункт 9. Вы знаете, что на     
прошлом заседании мы рассмотрели два закона по этой теме, сегодня у нас         
третий: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в         
Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и   
тепловую энергию в Российской Федерации". Законодательное Собрание              
Краснодарского края предложило данный законопроект и поручило представить его   
Борису Григорьевичу Кибиреву.                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые мои коллеги! Мне поручено              
представить вам законодательную инициативу Законодательного Собрания            
Краснодарского края "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О   
государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в     
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Предварительно хотелось бы сказать несколько слов о том субъекте, который       
обеспокоен этими проблемами и который выносит их на обсуждение                  
Государственной Думы. 5,5 миллиона населения в Краснодарском крае на            
сегодняшний день, около 3 миллионов пенсионеров. Край развивается бурно во      
всех отношениях. Ведутся очень, так сказать, большие две стройки                
общероссийские: Каспийский трубопроводный консорциум и трубопровод "Голубой     
поток". То есть здесь большие потребности в разных видах энергии и,             
соответственно, очень чувствительно ощущаются те проблемы, которые в этой       
отрасли существуют. Надо сказать, что у законодателей Краснодарского края       
есть опыт анализа этих проблем. За последнее время были проведены две           
научно-практические конференции. В 1999 году готовился и был представлен в      
Конституционный Суд запрос, разработан региональный закон об экономии           
энергоносителей, то есть те предложения, которые сегодня вам представлены,      
естественно, готовились не дилетантами в этой отрасли.                          
                                                                                
Топливно-энергетический комплекс должен работать на экономику страны. Это       
аксиома, это норма, которая реализуется практически во всех нормальных          
государствах. К большому сожалению, у нас сегодня получается так, что           
экономика и социальная сфера работают на топливно-энергетический комплекс.      
Тарифы растут опережающими темпами, в чем мы с вами в среду воочию убедились,   
поучаствовав в "правительственном часе". Причем те цифры роста тарифов,         
которые утверждены Правительством на заседании 24 января, - это 20 процентов    
на энергию и на газ, - конечно, до конца этого года не предел, потому что 6     
декабря прошлого года поставлена, или принята, планка роста тарифов, как        
сказано, не более 35 процентов. И сегодня наш уважаемый премьер Михаил          
Михайлович Касьянов сказал, что мы к этой проблеме можем вернуться, если        
сложатся слишком суровые обстоятельства. Можно говорить и по другим вопросам,   
в том числе о том, что чрезвычайно тяжелым бременем нынешние тарифы ложатся     
на население российское, значительная часть которого проживает за чертой        
бедности, то есть имеет доходы ниже прожиточного минимума.                      
                                                                                
Таким образом, то, что я сейчас вам представлю в содержательной части самого    
законопроекта, как говорится, выстрадано и является ответом на ту               
социально-экономическую обстановку, которая сегодня сложилась в России и,       
естественно, на Кубани. Суть предложений Законодательного Собрания              
Краснодарского края. Эти предложения вносятся в три статьи действующего         
закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую     
энергию..." - статьи 2, 3 и 6, а также включаются две новые статьи - 4.1 и      
4.2. В чем же суть предложения законодателей Краснодарского края? Суть в        
следующем.                                                                      
                                                                                
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемые коммерческим           
организациям, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется   
Правительством, органами исполнительной власти субъектов в пределах их          
компетенции. Устанавливается предельное значение цен и тарифов на               
электрическую и тепловую энергию в пределах объемов их поставок по госзаказу    
предприятиям оборонного и военно-промышленного комплекса, космической           
отрасли, предприятиям машиностроения, агропромышленного комплекса,              
учреждениям образования, науки и культуры и, естественно, для населения. При    
этом не допускается повышение цен и тарифов для других потребителей.            
                                                                                
Предлагается обеспечить паритет цен на электрическую и тепловую энергию и       
готовую промышленную продукцию, и устанавливается порядок, при котором          
перечень хозяйствующих субъектов, которые получают электрическую и тепловую     
энергию на изложенных условиях, утверждается Правительством. Вводится           
государственная монополия на поставку электрической и тепловой энергии на       
внешний рынок. При этом контракты на поставку энергоносителей заключает         
уполномоченный орган Правительства Российской Федерации. Нормативная            
рентабельность компаний, поставляющих электрическую и тепловую энергию на       
внешний рынок, не должна превышать 25 процентов. Прибыль, полученная сверх      
этих 25 процентов, распределяется таким образом, что 30 процентов ее получает   
федеральный бюджет, субъекты, на территории которых вырабатывается эта          
электрическая и тепловая энергия, получают 30 процентов и самим предприятиям    
выделяется от этой прибыли 40 процентов.                                        
                                                                                
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вносить      
Правительству Российской Федерации предложения о возмещении бюджетам            
субъектов недополученных средств за счет реализации льгот, предоставленных      
населению и установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации,   
а также за предоставление электрической и тепловой энергии для отдельных        
отраслей хозяйственного комплекса, предприятий и учреждений здравоохранения,    
просвещения, культуры и социальной защиты населения.                            
                                                                                
Вот такой законопроект. Отношение к этому законопроекту. Ну, естественно,       
Правительство наш проект не поддерживает, хотя 21 субъект Российской            
Федерации высказался за поддержку этого законодательного предложения. Я хочу    
обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на следующее обстоятельство. Когда   
в марте прошлого года уважаемый Виктор Борисович Христенко, как заместитель     
Председателя Правительства, подписывал официальный отзыв на законодательную     
инициативу Краснодарского края, то, кроме всего прочего, он сказал следующее:   
да, закон плохой, закон не вписывается в нормативы рыночной экономики, но мы,   
Правительство, готовим комплексный закон, который будет представлен             
Государственной Думе в первом полугодии 2001 года. Обращаю ваше внимание, что   
примерно об этом шел разговор и в среду на нашем "правительственном часе", но   
только один корректив против прошлого года: у нас сегодня на улице 2002 год.    
То есть в течение года Правительство так и не внесло никаких законопроектов в   
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
Не поддерживает (сразу облегчаю я доклад и своего оппонента) этот               
законопроект и Комитет по энергетике, транспорту и связи.                       
                                                                                
Уважаемые мои коллеги, можно сколько угодно говорить по содержанию этого        
законопроекта, находить различные причины для того, чтобы признать его          
несостоятельным. Но мы все с вами, так сказать, можем дружно согласиться с      
тем, что проблема энергоносителей в Российской Федерации чрезвычайно важная,    
она в значительной степени провоцирует инфляцию, является тормозом для          
дальнейшего развития экономики, и свидетельством вот этой озабоченности         
является то, что у нас в Государственной Думе на рассмотрении сейчас            
находятся, по-моему, четыре или пять законодательных инициатив. Тарифы на       
энергоносители должны служить инструментом государственного регулирования       
всех процессов в экономике и в социальной сфере и должны на эти процессы        
действовать в положительном направлении. Сегодня у нас получается всё           
наоборот.                                                                       
                                                                                
Поэтому, будучи уполномоченным Законодательным Собранием Краснодарского края    
и высказывая озабоченность ситуацией, которая у нас существует сегодня в        
области энергетики во всех ее проявлениях, я призываю вас, уважаемые мои        
коллеги, поддержать этот законопроект и проголосовать за его принятие в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, при рассмотрении этого вопроса у нас присутствует первый     
заместитель председателя Федеральной энергетической комиссии Вячеслав           
Иванович Овченков.                                                              
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи    
Липатова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Александрович.                                                 
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект        
изменяет сущность государственного регулирования тарифов на электрическую и     
тепловую энергию, исключая из методов указанного регулирования установление     
экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, что      
приводит к нарушению внутренней логики федерального закона, в который           
предлагается внести изменения.                                                  
                                                                                
Так, в представленном проекте закона предлагается государственное               
регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществлять    
только путем установления предельных их значений, что не согласуется со         
статьями 11 и 12 федерального закона, в котором органы государственного         
регулирования тарифов наделены полномочиями устанавливать экономически          
обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию.                        
                                                                                
Вместе с тем следует отметить, что положения проекта, которыми предлагается     
внести в федеральный закон новую статью 4-2, изложены без учета требований      
Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой             
деятельности" (статьи 13, 15, 17 закона) и Гражданского кодекса Российской      
Федерации (статьи 525, 527, 532). В частности, из редакции указанных            
положений проекта следует, что речь идет о внешнеторговой деятельности, при     
регулировании которой следует руководствоваться Федеральным законом "О          
государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Так, согласно       
статье 17 вышеназванного федерального закона экспорт товаров, на которые        
устанавливается государственная монополия, производится на основе лицензии на   
осуществление этой деятельности, которая выдается исключительно                 
государственным унитарным предприятиям. В этой связи следует                    
организационно-правовую форму субъекта внешнеторговой деятельности привести в   
соответствие с требованиями вышеназванного федерального закона. Кроме этого,    
вышеназванные положения проекта предусматривают заключение органом,             
уполномоченным Правительством Российской Федерации, контракта на поставку       
электрической и тепловой энергии на внешний рынок.                              
                                                                                
От имени Правительства Российской Федерации могут заключаться только            
государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд          
(статья 525 Гражданского кодекса), которые обеспечиваются за счет средств       
федерального бюджета и внебюджетных источников, привлекаемых для этих целей     
(статья 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных            
государственных нужд"). Так, в частности, в целях обеспечения экспортных        
поставок продукции для выполнения международных обязательств Российской         
Федерации согласно статьям 1 и 3 вышеназванного закона осуществляются           
поставки продукции для федеральных государственных нужд на основании            
государственного контракта. В этой связи следует отметить, что вопросы          
установления объемов выработки и поставок электрической и тепловой энергии      
для государственных нужд являются предметом рассмотрения указанного             
контракта, а не федерального закона. Кроме этого, рассматриваемые положения     
проекта устанавливают норму рентабельности и принудительное изъятие прибыли     
энергоснабжающих организаций, полученной сверх установленного уровня            
рентабельности при осуществлении указанными поставщиками внешнеторговой         
деятельности, а также от разницы между ценами на электрическую и тепловую       
энергию на внутреннем рынке и контрактными ценами на внешнем рынке. В этой      
связи следует отметить, что данное положение проекта не согласуется с           
Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой             
деятельности", в котором определены методы государственного регулирования       
внешнеторговой деятельности. В частности, вводятся количественные ограничения   
на экспорт отдельных товаров с учетом выполнения Российской Федерацией своих    
обязательств по соглашениям, заключенным в соответствии с Федеральным законом   
"О соглашениях о разделе продукции". Установление иных методов                  
государственного регулирования внешнеторговой деятельности, не                  
предусмотренных вышеназванным федеральным законом, не допускается (статья       
13).                                                                            
                                                                                
Установление для субъектов внешнеторговой деятельности, осуществляющих          
поставки для государственных нужд, таких ограничений, как перечисление в        
бюджеты всех уровней прибыли, полученной сверх нормы, не согласуется со         
статьей 35, часть 3, Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что     
принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть         
произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.      
Абзацы с пятого по девятый предлагаемой статьи 4-2 противоречат основным        
началам законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 3 части      
первой Налогового кодекса Российской Федерации. Часть седьмая статьи 4-2        
предусматривает дополнительные расходы из федерального бюджета. В этой связи    
по законопроекту следует представить финансово-экономическое обоснование        
(статья 105 Регламента Государственной Думы).                                   
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание отрицательные отзывы      
Правительства Российской Федерации и Правового управления Аппарата              
Государственной Думы на проект данного федерального закона, комитет             
рекомендует отклонить данный законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Александрович.                              
                                                                                
Так, коллеги, есть ли вопросы к докладчикам?                                    
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
Потом - Лоторев Александр Николаевич.                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня к Юрию Александровичу вопрос.                           
                                                                                
Скажите, пожалуйста, вот Борис Григорьевич в своем докладе сказал, что якобы    
Правительство обещало еще в первой половине 2001 года внести проект закона на   
аналогичную тему. Есть в комитете сегодня этот или аналогичный законопроект,    
внесенный Правительством, или нет?                                              
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Я частично отвечал на этот вопрос два дня назад. После            
выступления господина Христенко с этой трибуны у меня с ним был отдельно        
разговор на эту тему, и Христенко сказал, что мы понимаем... Кстати, он         
извинился, когда я задавал вопрос по поводу того, что законопроект              
задерживается, извинился перед всеми депутатами и в личной беседе сказал, что   
он обещает, что в конце марта, крайний срок - первая декада апреля,             
законопроект по данной теме и законопроект об электроэнергетике будут внесены   
в Государственную Думу.                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Что?                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Апреля какого года?                                                    
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Текущего.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лоторев Александр Николаевич, ваш вопрос.                 
                                                                                
ЛОТОРЕВ А. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
У меня к Борису Григорьевичу вопрос есть.                                       
                                                                                
Вот, уважаемый Борис Григорьевич, по содержательной части. Почему вы            
считаете, что нормативным пределом рентабельности будет именно 25 процентов?    
Это что за планка? Почему, скажем, не 18 или 21? Ведь зная это, любое           
предприятие не дотянет до этого уровня, заложив в издержки очень многое.        
Может быть, есть смысл попытаться законодательно закрепить верхний предел       
издержек для любого монополиста? На мой взгляд, это несло бы более позитивный   
заряд.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Илюхина. Ответит Кибирев.               
                                                                                
Пожалуйста, Борис Григорьевич.                                                  
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Спасибо за вопрос, потому что в этом вопросе я прежде всего       
чувствую озабоченность этой проблемой и попытку искать пути ее разрешения.      
                                                                                
Да, 25 процентов, делали расчеты. Но если бы было написано 30 или 18            
процентов, у моего уважаемого коллеги были бы все основания задать вопрос: а    
почему не 40 или не 32 процента? Поэтому давайте мы на эти 25 процентов будем   
смотреть совершенно спокойно, примем законопроект в первом чтении, а потом,     
работая над проектом во втором чтении, найдем с вами обоснованную величину      
этой планки или, может быть, напишем, что не более того-то.                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Юрий Александрович, вопросов нет.         
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть вопрос? Сейчас, секундочку. А, вы ответите.    
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Был вопрос Адриана Георгиевича Пузановского, который он задавал   
два дня назад. Вопрос был такой: так что, комитет по энергетике так и будет     
все законодательные инициативы по данному вопросу откладывать в сторону?        
                                                                                
Я должен доложить, Адриан Георгиевич, что в настоящее время Комитет по          
энергетике, транспорту и связи принял положительное решение по                  
законодательной инициативе, по данному законопроекту, с тем чтобы тарифы на     
электрическую и тепловую энергию утверждались один раз в год перед принятием    
в первом чтении бюджета Российской Федерации. В ближайшие дни этот              
законопроект вынесут на рассмотрение палаты, Государственной Думы.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, еще один вопрос.                                 
                                                                                
Депутат Будажапов, пожалуйста.                                                  
                                                                                
БУДАЖАПОВ С. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Я хочу попросить Юрия Александровича. Вот, честно говоря, позавчера на          
"правительственном часе" мне не удалось Христенко задать вопрос, хотел бы       
сейчас вам задать, может быть, вам удастся что-то разъяснить насчет разницы в   
тарифах между регионами, не столь отдаленными друг от друга, а, наоборот,       
находящимися по соседству, в частности это Бурятия и Иркутская область. Вот     
Ангарский каскад электростанций питается, естественно, из Байкала. Мы, два      
субъекта Федерации, находимся на разных берегах Байкала. В Иркутской области    
чуть приподняли уровень воды, и за счет этого появляются некоторые              
преимущества, зато из-за пологого берега Республики Бурятия десятки тысяч       
гектаров оказываются под водой. И потом, смотрите, в тарифах как: в Иркутской   
области киловатт электроэнергии стоит 7 копеек, в Бурятии - 45 копеек. Вот      
такая разница вызывает, естественно, и возмущение, и удивление.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Спасибо за вопрос.                                                
                                                                                
Я отвечу на него, но я думаю, что мы его дополнительно переадресуем             
представителю Федеральной энергетической комиссии. Да, эта проблема есть, эта   
проблема существует именно в зимний период. Связано это вот с чем: те           
теплоэлектростанции, которые зимой работают, для того чтобы отапливать наши     
города и поселки, попутно вырабатывают электроэнергию, и поэтому эта            
электроэнергия должна уходить в магистральные линии. Вот в чем причина.         
                                                                                
То, что касается гидростанций, эта проблема есть. Это проблема не только        
вашего региона, когда идут избыточные воды, которые иногда приходится           
неэффективно сбрасывать.                                                        
                                                                                
А в целом я думаю, что, если на этот вопрос более подробно ответит Вячеслав     
Иванович Овченков, первый заместитель председателя Федеральной энергетической   
комиссии, это будет правильно.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он будет выступать и по ходу выступления ответит.         
                                                                                
Коллеги, вопросы все. Кто хотел бы выступить? Депутат Романов. Давайте          
запишемся, пожалуйста. Несколько рук есть.                                      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ну, все выступят. Так жребий выпал.                                             
                                                                                
Лоторев, пожалуйста.                                                            
                                                                                
ЛОТОРЕВ А. Н. Спасибо, Геннадий Николаевич. Случайно получилось, обычно не      
срабатывает.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, то, что целый ряд законодательных собраний субъектов         
Российской Федерации выступает с подобными инициативами, понятно, не от         
хорошей жизни. Но, наверное, надо радоваться тому, что количество               
законодательных инициатив с территорий на сегодняшний день значительно          
увеличивается у нас в Государственной Думе, это приятно.                        
                                                                                
Мы все понимаем, что без увеличения тарифов и снижения издержек не может        
эффективно развиваться экономика никакого предприятия. Почему                   
предприятия-монополисты, в том числе и отпускающие электроэнергию либо          
тепловую энергию, вынуждены идти на повышение тарифов? Мы прекрасно понимаем,   
что те инвестиции, которые нужны на переоборудование, переоснащение, на         
замену сетей и так далее, на новые технологии, конечно же, вот так просто не    
приходят в эту отрасль экономики, в энергетическую, и инвесторов, которые       
стояли бы в очереди, чтобы вложить свои свободные средства, к сожалению, нет.   
Они вынужденно идут на эту меру и автоматически переводят расходы, скажем, на   
потребителя, в первую очередь на граждан, юридических лиц, то есть              
устанавливается самый настоящий нигде не санкционированный и не оформленный     
юридически в нашем налоговом законодательстве налог. Но, с другой стороны,      
надо понимать и эти предприятия.                                                
                                                                                
Мне кажется, что вносимый законопроект содержит определенное позитивное         
начало, но я не случайно сказал о том, откуда берется вот эта базовая цифра     
уровня нормативной рентабельности. Я понимаю, при нашей плановой                
социалистической экономике, когда очень жестко контролировались все             
экономические параметры - и рентабельность, и прибыль, и себестоимость, - это   
всё можно было сделать таким официальным порядком, совершенно четко установив   
предельный норматив. Сегодня, уверяю вас, любое предприятие найдет механизмы,   
при помощи которых можно упрятать и прибыль, и себестоимость. В результате      
норматив, уровень нормативной рентабельности может быть совершенно иной, и вы   
не дождетесь расщепления вот тех дополнительных сверхплановых платежей,         
которые могли бы в этом плане получиться. Ни федеральный бюджет не получит      
своих 30 процентов, ни субъекты, и 40 процентов не получит и само               
предприятие, которое не сработает так, как мы хотели. Мне кажется, что в этом   
случае этот закон не достигнет той самой цели, которую ставит.                  
                                                                                
И я тоже рад присоединиться к тому, что сказал Юрий Александрович Липатов: мы   
на комитете совсем недавно рассмотрели один из вариантов подобного закона,      
дали ему одобрение и готовимся к тому, чтобы внести отработанный                
содержательно вместе с Правительством законопроект, который действительно       
позволит сделать прозрачными бюджеты монополистов, отпускающих                  
электроэнергию, найти вот тот самый механизм взаимовыгодной, выгодной и         
производителю, и потребителю политики. Это очень важно. И то, что этот закон    
будет давать очень понятное, четкое и ясное право каждому предприятию и         
утверждаться тарифы будут вместе с проектом бюджета, я думаю, тоже очень        
позитивный момент.                                                              
                                                                                
Ну нельзя так: только сформировали бюджет - и вдруг 15 января принимается       
решение Правительства об изменении тарифов. Это не только инфляция, это не      
только раскручивание нового витка, но и вместе с тем неразбериха в экономике    
любого предприятия. Мы сработали, запланировали одни показатели - через         
какой-то промежуток меняем эти показатели. Всё нарушает нашу экономику.         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мне кажется, что принятие этого закона было бы               
преждевременным. Давайте все-таки подождем решения комитета, вернее, выхода     
официального законопроекта комитета по энергетике, совместного с                
Правительством, и тогда посмотрим. Я предлагаю не поддерживать сегодня этот     
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Михайлович Тен. Вы записывались? Нет.                
                                                                                
Депутат Чилингаров? Нет.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Валентин Степанович Романов.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии РоссийскойФедерации.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, я сразу хотел бы сказать, что поддерживаю концепцию,        
предложенную краснодарцами. Понимаю, что закон требует корректировки по         
некоторым вещам, но не могу не сказать еще раз о своей точке зрения, о том,     
почему же так настойчивы регионы и почему так вяло ведет себя Правительство в   
решении этого вопроса о тарифной политике.                                      
                                                                                
Регионам деваться некуда. В конечном итоге все издержки стратегического         
макроэкономического курса, который проводится в стране, ложатся на плечи        
низовых звеньев власти, и им некуда деться от населения, от промышленности,     
от потребителей, от сферы переработки и так далее.                              
                                                                                
Второе. Мы говорим о регулировании тарифов в сфере энергетики, в развитии       
которой, безусловно, высшим критерием и высшим приоритетом должны быть          
общенациональные интересы. Я сочувствую тем, кто работает в ФЭКе и в РЭКах, у   
них очень нелегкое положение. Реальная мощь, возможности гигантского            
естественного монополиста столь велики, что довольно трудно выдерживать         
баланс интересов и довольно трудно противостоять мощному давлению,              
лоббистскому в том числе. Вспомните выступление господина Чубайса на            
парламентских слушаниях чуть более года назад в этом зале. Он же ясным языком   
в конце слушаний, где было пятьсот человек, заявил: на первом этапе             
реструктуризации РАО "ЕЭС России" вы никуда, депутаты, не денетесь, тарифы вы   
поднимете в два раза. Но разве в этом высказывании представителя естественной   
монополии есть хоть гран намека на то, что речь идет о взвешенном,              
обоснованном, математически выверенном курсе? Да нет, монополист диктует:       
будет в два раза, никуда вы не денетесь! И эта позиция сегодня остается столь   
же актуальной.                                                                  
                                                                                
С точки зрения того, что краснодарцы предлагают по внешнеэкономическим связям   
и разного рода регуляторам, вопрос требует дополнительной доработки. Но то,     
что касается внутренней политики, Россия не может себе позволить не             
регулировать тарифы на электро- и теплоэнергию, Россия не может не              
ограничивать стремление монополистов, скажем, к мировому уровню цен. Что        
касается отсутствия источников инвестирования, то я позволю себе очень бегло    
напомнить, что принят серьезный закон "О Бюджете развития...". Государство      
через этот механизм вправе привлекать мощные инвестиции, давая                  
государственные гарантии, но этот закон Правительством забыт и отодвинут. Мы    
настойчиво много лет ставим вопрос о том, что природная рента должна быть под   
контролем и в руках государства. Правительство этого слышать не хочет. Мы       
настойчиво говорим о том, что Правительство должно жестко требовать снижения    
издержек от любого из крупных естественных монополистов. Однако такой жесткой   
линии на снижение издержек мы также не видим. Отсюда общий вывод: не случайно   
регионы так настойчиво, раз за разом, проекты законов предлагают по тарифам.    
И с этой точки зрения я поддерживал кемеровские предложения, они не прошли.     
Столь же определенно поддерживаем и предложения краснодарцев.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все записавшиеся депутаты выступили.                                            
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства, Вячеслав Иванович Овченков. Вячеслав   
Иванович, можно от микрофона.                                                   
                                                                                
ОВЧЕНКОВ В. И., первый заместитель председателя Федеральной энергетической      
комиссии Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! В своем выступлении представитель комитета     
очень подробно рассказал о причинах отклонения законопроекта по линии           
комитета. И Правительство, представителем которого я сейчас являюсь, может      
только повторить те же моменты, по которым не поддерживается данный             
законопроект. Но в то же время я хочу обратить внимание на то, что нет          
финансово-экономического обоснования по данному законопроекту, что, в           
общем-то, противоречит нормативам в плане сегодняшнего рассмотрения этого       
законопроекта, потому что в статье 4-2 прямо говорится о финансировании,        
дополнительном финансировании за счет федерального бюджета.                     
                                                                                
Данный законопроект не имеет четко выраженного самостоятельного предмета        
регулирования, большая часть его положений дублирует нормы действующего         
законодательства либо вступает с ними в противоречие, о чем подробно            
говорилось, как я уже сказал, в выступлении представителя комитета по           
энергетике. Я не буду их повторять, эти противоречия.                           
                                                                                
В то же время здесь задавались вопросы о законопроектах, которые                
Правительство должно вносить по действующему закону "О государственном          
регулировании тарифов...". В декабре прошлого года Правительство рассмотрело    
поправки к закону и приняло решение о внесении поправок в закон. Но есть        
процедура прохождения, согласования в Правительстве, и данный законопроект,     
как уже тоже говорилось (Христенко обещал), будет внесен в марте.               
                                                                                
Я не буду повторять перечень противоречий действующим законам, о которых        
говорилось подробно в выступлении представителя комитета. В связи с             
изложенным Правительство не поддерживает данный законопроект.                   
                                                                                
Ну, и короткая справка. Здесь был вопрос по Бурятии. Почему у нас разные        
тарифы на территориях, особенно в Бурятии и Иркутске? Действительно, разница    
в тарифах у этих регионов - в три с лишним раза. Это обусловлено двумя          
причинами. Во-первых, той приватизацией, которая была в Иркутске по             
электростанциям, когда дешевые электростанции остались в регионе и не вышли     
на оптовый рынок электроэнергии. И во-вторых, тем, что Бурятия имеет такой      
набор оборудования, который не позволяет сделать тарифы ниже, чем они сегодня   
есть. Сейчас мы прорабатываем вместе с Правительством Бурятии вопрос о          
компенсации вот этих повышенных тарифов через механизм изъятия средств от       
водного налога, связанного с ангарскими гидроэлектростанциями.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента хотел бы выступить? Нет.                               
                                                                                
Тогда - Борис Григорьевич Кибирев, заключительное слово. Пожалуйста.            
                                                                                
Потом - Юрий Александрович Липатов.                                             
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Тарифы          
растут, и главная причина, на мой взгляд, состоит в том, что бюджеты двух       
монополий - РАО "ЕЭС России" и "Газпрома" - абсолютно непрозрачны. Мы не        
знаем, сколько им надо денег, куда они расходуются. И это не мое мнение, а      
это мнение, официально объявленное господином Грефом 24 января на заседании     
Правительства и подтвержденное вице-премьером Христенко здесь у нас в среду.    
Краснодарцы не рассматривают проблему так примитивно - что вот надо больше и    
дешевле. Надо по той цене, которая экономически обоснована и которая            
соответствует развитию экономики и поддержке социальной сферы. При этом та      
часть населения, которая своим трудом в силу каких-то обстоятельств не может    
обеспечить себе приемлемые условия существования, должна получать               
соответствующие льготы, в том числе и в плане энергоносителей.                  
                                                                                
Что же происходит у нас сейчас в связи с тарифами в экономике и в социальной    
сфере? Я вот немножко повторюсь. Вот то же самое Министерство путей             
сообщения, которое многие здесь так не любят: только объявили о возможности     
повышения тарифов, в десятках регионов Российской Федерации цена на энергию,    
которая отпускается для нужд федерального транспорта, выросла чуть ли не на     
40 процентов. О каких же билетах, так сказать, по низкой цене мы хотим          
говорить?                                                                       
                                                                                
Дальше. Давайте немножко посмотрим на процессы в социальной сфере. Мы с         
вами... Ну, я собирательно говорю: мы с вами. Значит, в России введен новый     
подоходный налог: было 12 процентов для граждан, стало 13 процентов. 10         
процентов налога на добавленную стоимость на лекарства - уже цена подскочила    
на 20 процентов. Наверное, немногие заметили, что в бюджете Фонда социального   
страхования ровно наполовину - с 12 миллиардов до 6 миллиардов - сократились    
средства на финансирование оздоровительного отдыха работников, членов их        
семей, ветеранов и участников Великой Отечественной войны и так далее. Тарифы   
- плюс 20 процентов, а компенсации, пенсии - плюс 6,5 процента. Спасибо         
нашему уважаемому Президенту.                                                   
                                                                                
Дальше. Бюджетная сфера: на 90 процентов повышается заработная плата, а денег   
для выплаты этой заработной платы практически нет. Так что, если бы мы сумели   
решить проблему тарифов на энергоносители, мы создали бы в значительной         
степени более благоприятные условия для развития экономики и для                
существования всей нашей социальной сферы.                                      
                                                                                
Ну, слава богу, мне кажется, что в Думе всё больше появляется депутатов,        
которые этой проблемой озабочены. У нас есть многие специалисты, которые        
знают электроэнергетику: и тот же Тихонов Георгий Иванович, и тот же Липатов    
Юрий Александрович, и тот же Романов Валентин Степанович. У нас есть            
авторитетный Комитет по энергетике, транспорту и связи, Катренко Владимир       
Семёнович. У нас есть целое депутатское объединение "Энергия России". Ну        
почему же мы, имея такие большие силы, идем у кого-то на поводу, на             
протяжении двух лет работы нового состава Думы ведем эти разговоры, но          
практически ничего до сегодняшнего дня не сделали?! Можно находить кучу         
причин, и в значительной степени они будут справедливыми относительно           
содержания этого закона, но давайте что-то решать.                              
                                                                                
Я, во-первых, еще раз призываю вас за этот законопроект проголосовать в         
первом чтении. Давайте мы этот законопроект доработаем ко второму чтению. И     
конечно, надо Думе более настоятельно требовать определенной политики от        
государства, получить тот закон, который нам обещают уже два года, потому что   
при таком отношении к самому главному сектору нашей экономики, энергетике, ни   
экономика, ни социальная сфера нормально существовать не могут. Я призываю      
вас проголосовать за этот закон.                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо.                                             
                                                                                
Вы хотели бы, Юрий Александрович, выступить с заключительным словом? Нет.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждение законопроекта состоялось. Я ставлю на             
голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении?             
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              147 чел.             32,7%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    151 чел.                                          
Не голосовало                 299 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 138

20.12.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90051709-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в части контроля за ростом цен на энергоносители).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 710 по 718 из 6841
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, есть просьба пункты 45 и 46 перенести на         
12.30. Дело в том, что сегодня в концертном зале "Россия" в 16 часов День       
энергетика отмечает "Мосэнерго", и я от имени Государственной Думы поздравляю   
этот трудовой коллектив.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважительная причина.                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 975 по 997 из 6841
Депутат Липатов предлагает пункты 45 и 46 перенести на 12.30. Так, что у нас    
здесь на 12.30 было намечено? Законопроекты об атомной энергии. Это не          
фиксированное время. Как, коллеги? Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы    
пункты 45 и 46 перенести на 12.30?                                              
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 14 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за               59 чел.             46,1%                        
Проголосовало против           69 чел.             53,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    128 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остаются на прежнем месте.                                                      
                                                                                
Я попрошу, Юрий Александрович Липатов, если вы не сможете быть, вы просто       
определитесь, кто об этих законах доложит. Да мы, я думаю, просто до них и не   
дойдем сегодня.