Заседание № 84

22.03.2001
Вопрос:

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации"(о передаче части функций технического надзора за судами региональным органам по надзору за судами прибрежного (каботажного) плавания).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6052 по 6238 из 7034
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто же ничего не меняет. Поступило предложение          
депутата Стрельченко. Давайте за него проголосуем. Не пройдет, значит, идем     
по повестке дня. Кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Стрельченко   
и во внеочередном порядке рассмотреть пункт 50?                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите систему голосования.                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              178 чел.             72,7%                        
Проголосовало против           67 чел.             27,3%                        
Воздержалось                    0 чел.                0%                        
Голосовало                    245 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Докладчиком по этому вопросу является Виктор Иванович Бочаров. Прошу на         
трибуну.                                                                        
                                                                                
БОЧАРОВ В. И., представитель Магаданской областной Думы.                        
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется      
проект закона "О внесении изменения в статью 23 Кодекса торгового               
мореплавания Российской Федерации". Суть состоит в следующем. Все суда с        
мощностью главного двигателя свыше 55 киловатт и водоизмещением, или            
вместимостью, более 80 тонн поднадзорны Российскому морскому регистру           
судоходства. Мы хотели бы, и наша областная Дума выступила с инициативой,       
чтобы суда только вместимостью больше 80 тонн находились под надзором           
Российского морского регистра, а все остальные - под Государственной            
инспекцией маломерных судов.                                                    
                                                                                
Что это значит? Это значит, что если мы будем иметь такие маломерные суда с     
мощным двигателем, то мы можем очень хорошо осваивать прибрежное рыболовство.   
То есть те биоресурсы, которые будут добыты этими маломерными судами, не        
будут уходить за границу, а будут оставаться только в территориях,              
прилегающих к морям.                                                            
                                                                                
Чем еще обусловлено наличие такого мощного двигателя? Допустим, в два, в три    
раза... Что такое 55 киловатт? Это 75 лошадиных сил. Представьте себе судно     
вместимостью до 80 тонн и с мощностью главного двигателя 75 лошадиных сил.      
Это судно не сможет скрыться ни от ветра, ни от шторма, ни отрабатывать         
двигателем на волне. То есть безопасность мореплавания под очень большим        
вопросом. Кроме того, если эти суда - вместимостью меньше 80 тонн, - что        
обозначено законодателем, будут оснащены таким двигателем, то возможно          
оснащение этих судов самым различным технологическим оборудованием, а также     
это позволит иметь на борту судна какие-то морозильные мощности, для того       
чтобы сохранять улов.                                                           
                                                                                
Наша Магаданская областная Дума глубоко изучила этот вопрос и считает, если     
вы, уважаемые коллеги-депутаты, старшие наши, нам поможете в решении этого      
вопроса, то это позволит открыть десятки тысяч новых рабочих мест на берегу,    
потому что вся продукция будет доставляться на берег. Можно будет открывать     
новые производственные мощности на берегу, то есть новые рабочие места. И       
естественно, произойдет пополнение бюджетов всех уровней.                       
                                                                                
Спасибо. У меня всё.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Присаживайтесь, пожалуйста.     
                                                                                
Галина Ивановна Стрельченко. С места, да.                                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СТРЕЛЬЧЕНКО Г. И. Данным законопроектом предусматривается передача надзорных    
функций за коммерческими судами вместимостью менее 80 тонн вне зависимости от   
мощности их двигателей из Российского морского регистра судоходства             
региональным органам контроля за судами прибрежного плавания.                   
                                                                                
Отмечу, что, во-первых, в настоящее время на региональном уровне такие органы   
еще не созданы и, во-вторых, их создание потребует дополнительных финансовых    
затрат из федерального бюджета, то есть опять это ляжет бременем на             
государство.                                                                    
                                                                                
В-третьих, данный проект не имеет финансово-экономического обоснования. В       
связи с этим Правительство России направило в Государственную Думу не           
заключение, а официальный отзыв и не поддерживает внесенный законопроект.       
                                                                                
В-четвертых, в настоящее время Государственной Думой, Правительством России,    
Минтрансом России немало делается по повышению роли, авторитета Российского     
морского регистра судоходства, увеличению количества подконтрольных ему         
судов, предлагаемое же изменение в статью 23 Кодекса торгового мореплавания,    
напротив, может оказать негативное воздействие на позиции России в мировом      
судоходстве.                                                                    
                                                                                
В-пятых, снижение уровня контрольных функций, как это нередко бывает на         
транспорте, будет способствовать созданию условий для роста аварийности,        
снижению четкости и слаженности в работе судов торгового мореплавания.          
                                                                                
Поэтому Комитет по транспорту просит отклонить этот проект закона.              
Правительство против, Правовое управление тоже дало отрицательный ответ,        
поэтому и мы настаиваем на том, чтобы этот законопроект был снят.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не снят, а...                                             
                                                                                
СТРЕЛЬЧЕНКО Г. И. А отозван. Да-да.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Нет. Есть ли           
желающие выступить? Тоже нет. Представители Правительства молчат.               
                                                                                
Александр Алексеевич Котенков, представитель Президента, пожалуйста.            
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Мы, в общем, не понимаем, о чем здесь идет речь и в чем   
проблема, и почему технический надзор, который будет осуществлять ГИМС вместо   
капитанов специализированных рыбных портов, даст десятки тысяч рабочих мест.    
Кто вам не дает их сейчас?                                                      
                                                                                
Дело в том, что ГИМС - организация, принадлежащая Министерству природных        
ресурсов Российской Федерации, - фактически предназначена для осуществления     
надзора за экологическими выбросами. И ей сейчас, в соответствии с              
постановлением Правительства, передана регистрация прогулочных судов,           
предназначенных для некоммерческих целей и так далее.                           
                                                                                
Регистрация судов водоизмещением менее 80 тонн осуществляется в судовых         
книгах капитанами специализированных морских портов, а рыбные порты -           
выделенные специализированные рыбные порты... и никто не мешает магаданским     
рыбным портам регистрировать в судовых книгах, капитанам портов, подчеркиваю,   
а не Министерству транспорта, столько судов, сколько вам надо, в порядке,       
установленном Кодексом торгового мореплавания. И если вы передадите надзор за   
этими судами ГИМС, вы погубите даже то, что у вас сейчас есть. Спасибо.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить? Хорошо. Докладчик имеет право на                 
заключительное слово.                                                           
                                                                                
Пожалуйста. Можно прямо с места.                                                
                                                                                
БОЧАРОВ В. И. Я, наверное, согласился бы с уважаемым господином Котенковым,     
если бы он, в общем-то, был моряком и знал, что такое морской регистр и что     
такое ГИМС.                                                                     
                                                                                
Дело все в том, что ГИМС осуществляет надзор за прогулочными судами с           
двигателями любой мощности, за яхтами - тоже. Это нисколько не ухудшает         
безопасность мореплавания. Однако, если же мы будем иметь маломерные суда с     
большим запасом мощности двигателя, вот это как раз и увеличит безопасность     
мореплавания. Морские маленькие суда, этот маломерный флот, как раз могут       
убежать от шторма, могут спрятаться от ветра, могут хорошо работать. Дело в     
том, что, я понимаю: забираются деньги у морского регистра, передаются ГИМС,    
но это межведомственное. Но почему мы не можем сейчас организовать? Потому,     
что действительно у нас очень слабомощный флот. Нам нужны большие, в смысле     
мощные, моторные суда, чтобы мощность главного двигателя была большая.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю...                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Александр Алексеевич.                                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Я прошу прощения, уважаемый представитель Магаданской области.   
Вы изучите постановление Правительства от 30 января, я номер сейчас не помню,   
которое устанавливает, какие органы за какими судами осуществляют технический   
надзор и осуществляют их регистрацию. А лично вам для информации: я президент   
Федерации парусного спорта России, яхтенный капитан, мастер спорта, чемпион     
России и в морских регистровых делах разбираюсь получше вас. Не далее как       
позавчера я провел совещание по вопросу классификации судов, в том числе        
маломерных, и по тем органам, которые их регистрируют. ГИМС к этому отношения   
уже не имеет. Изучите, пожалуйста, нормативные акты.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. (Выкрики из зала.) Я не вижу, кто по        
мотивам... Нет, нет, ну кто-то кричит, что по мотивам, но не знаю кто.          
                                                                                
Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.             19,1%                        
Проголосовало против           75 чел.             16,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    161 чел.                                          
Не голосовало                 289 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.