Заседание № 202
О проекте федерального закона № 90048547-3 "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан"
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Так, и еще один законопроект - "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". Анатолий Владимирович Чекис, пожалуйста. Тоже законопроект третьего чтения. ЧЕКИС А. В., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение в третьем чтении выносится законопроект "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". Текст законопроекта доработан с учетом принятых поправок, прошел правовую и лингвистическую экспертизу и полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Справедливости ради надо сказать, чтобы предотвратить вопрос, что в заключении Правового управления к третьему чтению есть одно замечание. Читаю: не учтены замечания к первой части статьи 4 проекта, которая предусматривает выплату ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан, умерших в период начиная с 2001 года, при условии, что иные компенсации, обусловленные случаем смерти, по их гарантированным сбережениям получены не были; данное положение проекта не согласовано с действующим порядком компенсаций по гарантированным сбережениям в случае смерти их владельца, установленным частями пятой и шестой статьи 130 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год". Учитывая то, что, если мы сегодня примем этот закон, он вступит в силу не ранее марта будущего года, когда статья 130 этого закона действовать не будет, считаю, что за этот законопроект нужно голосовать, и предлагаю вам проголосовать за него. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Есть ли вопросы? Присаживайтесь. Потом по мотивам выступит представитель Правительства перед голосованием по этому закону.
Пункт 5: "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". По мотивам от имени Правительства выступит Белла Ильинична Златкис. Пожалуйста. ЗЛАТКИС Б. И., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, во-первых, что касается законодательных норм и их взаимоувязки в связи с тем законом, который мы сейчас рассматриваем. Статья 130, на которую только что ссылался уважаемый депутат, в 2003 году будет действовать с 1 января, потому что в проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год" внесена статья, по которой как на ритуальные компенсации, так и на все другие виды компенсаций, связанных с потерями населения, Правительство имеет право осуществлять меры по выплате всех компенсационных сумм с 1 января 2003 года, не дожидаясь принятия подзаконных актов Правительства. Второе. Мы просим обратить внимание на то, что бюджетным комитетом Государственной Думы в третьем чтении рассмотрен проект закона "О федеральном бюджете на 2003 год", в котором проблема ритуальных компенсаций решена для соответствующих групп населения значительно более лояльно, то есть значительно в больших суммах, нежели предусмотрено тем законом, который сейчас рассматривается, и при принятии того закона, который сейчас рассматривается, мы будем тогда вынуждены руководствоваться этим законом. Граждане, которые имеют право на получение еще дополнительной компенсации в сумме тысячи рублей, потеряют как минимум 1200 рублей. Кроме того, мы не сумеем начать исполнять этот закон с 1 января 2003 года, как было бы, если бы действовала соответствующая статья, еще раз говорю, абсолютно подробно описываю ситуацию на 2003 год. Поэтому мы просим депутатов задуматься над тем, что мы ухудшаем положение граждан, существенно ухудшаем положение граждан, получающих в 2003 году эту весьма скорбную компенсацию. Мы, Правительство, просим не голосовать за этот закон. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Белла Ильинична, уважаемая, но это третье чтение, понимаете, уже и "час голосования", поэтому я... По ведению записался депутат Алтухов. Пожалуйста. По ведению, и мы голосуем. АЛТУХОВ В. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Хотелось бы вот здесь просто возразить представителю Правительства. Мы унижаем и, так сказать, недодаем тем гражданам, кто имел вклады на сберегательных книжках меньше 400 рублей. Данный законопроект как раз предусматривает: если имеется 100, 200, 300 рублей на сберкнижке, получать в полном объеме, который предусматривается данным законопроектом. И когда вы говорите, что потеряют отдельные лица, - да, действительно, может, и потеряют, но сегодня-то уже соотношение рубля и доллара равняется где-то тридцати. Просьба проголосовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Петрович, это не по ведению. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект - "О выплате ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан"? Третье чтение. Кто за то, чтобы принять данный законопроект. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 50 мин. 37 сек.) Проголосовало за 185 чел. 41,1% Проголосовало против 16 чел. 3,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 201 чел. Не голосовало 249 чел. 55,3% Результат: не принято Законопроект не принят. Авторам законопроекта... Всё, снимается с рассмотрения.
Заседание № 198
О проекте федерального закона № 90048547-3 "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан" (принят в первом чтении 24 января 2001 года с названием "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Начинаем рассмотрение законопроектов второго чтения. Проект федерального закона "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". Доклад члена Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Анатолия Владимировича Чекиса. Пожалуйста, Анатолий Владимирович. Я прошу прощения. Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, я обращаю внимание, что по просьбе Анатолия Владимировича Чекиса этот законопроект вчера был поставлен на фиксированное время, на 10 часов 30 минут. Сейчас 10 часов 18 минут. Мы бы просили начать рассмотрение его через 12 минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему? ЛОГИНОВ А. В. По распорядку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы что, 12 минут будем отдыхать, что ли, Андрей Викторович? ЛОГИНОВ А. В. Белла Ильинична Златкис должна подъехать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 12 минут отдыхать будем? Вы предлагаете отдохнуть? ЛОГИНОВ А. В. Нет, есть 3-й пункт, есть 4-й, 5-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А они вообще поставлены после законопроекта Чекиса. Уж давайте не будем на этом заострять внимание. Пожалуйста, Анатолий Владимирович. ЧЕКИС А. В., Агропромышленная депутатская группа. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Учитывая то, что в январе прошлого года мы рассматривали этот законопроект в первом чтении, есть, наверное, необходимость вкратце о нем напомнить. Данный законопроект - это правовое решение лишь нескольких вопросов среди множества других, связанных с проблемой сбережений до 1992 года и ждущих еще своего разрешения. Однако важность этого закона не только в том, что решается несколько важных для людей вопросов. Этот закон, по сути, знаковый, он - доказательство, что власть намерена решать проблему в целом и решать ее на основе соблюдения законных прав граждан. Это очень важно понять. До сих пор порядок выплат компенсаций по сбережениям устанавливается статьей закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Но это вынужденная мера. Законом о бюджете должен устанавливаться лишь объем средств, направляемых на обслуживание госдолга по гарантированным сбережениям, а порядок обслуживания этого долга, то есть порядок выплат, должен определяться специальным федеральным законом, это очевидно. Кроме того, в законе о бюджете невозможно прописать порядок подробно. В результате несовершенства этих норм действующая процедура выплат предварительных компенсаций по сбережениям обладает недостатками, ведущими как к правовым нарушениям, так и к элементарной несправедливости. Специальный закон по выплатам первоочередных компенсаций не только уже давно разработан, но и принят Государственной Думой еще в 1999 году. Закон определяет порядок этих выплат не только в связи со смертью, но и престарелым, инвалидам, то есть тем, для кого мы уже несколько лет выделяем в бюджете деньги. Все процедуры в законе подробно конкретизированы и увязаны с объемом бюджетных средств, выделяемых на эти цели в том или ином году. Еще президент Ельцин в 1999 году отклонил данный закон, согласившись, впрочем, на совместную доработку, однако после его ухода в отставку работа по закону зашла в тупик. Но даже решение отдельных вопросов по выплатам - в связи со смертью - имеет важное значение для граждан. Механизм выплаты компенсаций в связи со смертью обладает следующими основными недостатками. Компенсация в связи со смертью выплачивается через шесть месяцев после смерти и только наследникам первой очереди, хотя по закону эти выплаты должны производиться со дня открытия наследства, то есть со дня смерти, и любому наследнику, которому завещаны сбережения, либо лицу, указанному в постановлении нотариуса. Сбербанк понуждает граждан закрывать счета умерших при получении ритуальных компенсаций, вводя их в заблуждение утверждениями, что по этому счету больше ничего не причитается. В результате возникают конфликты и иски в суд. Кроме того, не выплачивается компенсация владельцам ценных бумаг СССР, хотя эти бумаги также относятся к гарантированным сбережениям. Компенсация выдается в сумме 6 000 рублей, но ее ценность в связи с инфляцией всё время падает. За это время, с тех пор как начались выплаты этой суммы, она обесценилась более чем на 35 процентов. Все эти недостатки ликвидированы при подготовке законопроекта ко второму чтению. Свыше 30 поправок поступило от депутатов и большого ряда субъектов Российской Федерации. Обоснования новой редакции даны непосредственно в таблицах поправок и комментариях к ним, они имеются в розданных вам материалах, и достаточно подробные. Сегодня наша задача - навести правовой порядок в тех вопросах, решения по которым были оговорены и единодушно поддержаны при принятии законопроекта в первом чтении, а именно: определение юридического статуса компенсаций, выплачиваемых по гарантированным сбережениям в связи со смертью их владельца; приведение терминов и норм закона в соответствие с терминами и нормами действующего законодательства; установление порядка ритуальных выплат, обеспечивающего соблюдение законных прав граждан, то есть сразу после смерти, лицу, которому завещаны права, или лицу, указанному в постановлении нотариуса, как предусмотрено в статье 1174 Гражданского кодекса в отношении аналогичных выплат; введение индексации компенсаций с ростом инфляции. Эти вопросы решаются теми поправками, которые включены в таблицу 1 (поправки, одобренные комитетом), с учетом которых соответственно составлен текст новой редакции. Кроме того, надо принять окончательное решение по ряду вопросов, в отношении которых выявилась неоднозначность позиции. Поправки по всем этим вопросам включены в таблицу 3. Нам необходимо сейчас рассмотреть поправки и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Владимирович. По ведению просил Решульский слова. Пожалуйста, Сергей Николаевич. (Выкрики из зала.) А... уже всё... Так, по таблице 1, уважаемые депутаты, есть ли возражения? Включите микрофон Анатолию Владимировичу. ЧЕКИС А. В. По таблице 1. Чтобы не возникали вопросы по статье 130 федерального бюджета на текущий год, авторы снимают поправку 22. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 22-ю снимают, так, поправка 22 у нас снимается. Там сколько авторов? Зоркальцев, Давыдов, Махачев, Чуев, Ковалёв, Чекис. Все согласны, нет возражающих? Нет. Значит, всё нормально, 22-я снимается. Уважаемые депутаты, есть ли у кого замечания по таблице поправок 1, которые комитет рекомендует принять? Нет. Прошу проголосовать за таблицу поправок 1, предлагаемых комитетом к принятию, за исключением поправки 22, которую по согласованию с депутатами комитет снимает. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 26 сек.) Проголосовало за 364 чел. 80,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел. 18,9% Результат: принято Таблица принимается. По таблице 2, Анатолий Владимирович, есть ли какие-то предложения у вас? Нет. Уважаемые депутаты, прошу вас посмотреть таблицу 2 поправок к закону, который доложил Анатолий Владимирович Чекис. Комитет рекомендует их к отклонению. Есть ли у депутатов замечания по таблице поправок 2? Нет. Прошу вас проголосовать таблицу 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 27 сек.) Проголосовало за 360 чел. 80,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел. 20,0% Результат: принято Принимается. Уважаемые депутаты, есть таблица поправок 3. Прокомментируйте, пожалуйста, Анатолий Владимирович. ЧЕКИС А. В. Таблица поправок 3. Президент в своем заключении высказал такую мысль: в законопроекте не учтена ситуация, когда владелец гарантированных сбережений ранее получал предварительную компенсацию по вкладу в Сберегательный банк. Мы не совсем поняли, хорошо это или плохо. Мнения наши разделились, мы вынесли две поправки, и я предлагаю палате проголосовать. Мнение большинства в комитете такое: учитывать то, что было выдано ранее, наверное, просто неэтично, безнравственно. Поэтому мы предлагаем первую поправку такую: "Ритуальные компенсации по гарантированным сбережениям выплачиваются независимо от компенсаций, полученных по ним владельцами при жизни". А вторая поправка такая: полученные компенсации учитываются. Поэтому я предлагаю проголосовать сначала поправку: "Ритуальные компенсации по гарантированным сбережениям выплачиваются независимо от компенсаций, полученных по ним владельцами при жизни". Если она не проходит, то голосуем вторую. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вторая поправка? ЧЕКИС А. В. Нет, это первая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первая? У меня написано... ЧЕКИС А. В. Здесь три объединены в одну, по сути дела, по смыслу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по данной поправке у депутатов? У представителя Правительства? У Президента? Нет. Уважаемые коллеги, на голосование ставится поправка 1, по которой комитет не принял решение. Докладчик сказал о данной поправке. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 34 сек.) Проголосовало за 241 чел. 53,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел. 46,4% Результат: принято Поправка принимается. ЧЕКИС А. В. Следующая поправка. Вклады в Сбербанк и страховые взносы оговорены в ранее принятых законах, сегодня это не подлежит сомнению, но существуют еще ценные бумаги. И поправка такая: "по ценным бумагам СССР, указанным в Федеральном законе от 12 июля 1999 года..." ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Владимирович, подождите, пожалуйста. Дело в том, что у нас вторая и третья поправки должны быть тоже проголосованы, независимо от того, что они объединены. ЧЕКИС А. В. Учитывая то, что первая поправка, которую я назвал, проголосована, вторая теряет смысл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда для стенограммы нам нужно отметить, что... ЧЕКИС А. В. Поправки третья и первая исключены, учитывая то, что мы проголосовали за вторую поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Третья и первая исключены. Пожалуйста, дальше. Извините. ЧЕКИС А. В. Добавить в часть вторую статьи 1 новой редакции абзац: "по ценным бумагам СССР, указанным в Федеральном законе от 12 июля 1999 года № 162-ФЗ "О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые и долговые обязательства Российской Федерации (далее - гарантированные ценные бумаги)". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по данной поправке у депутатов? У представителей Правительства или Президента? Нет. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 31 сек.) Проголосовало за 210 чел. 46,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 210 чел. Не голосовало 240 чел. 53,3% Результат: не принято Не принимается поправка. Следующую поправку. ЧЕКИС А. В. Таблица 3, пятая поправка. Суть сводится к следующему. Ряд депутатов и законодательных органов субъектов Федерации вносили такие поправки: если Правительство посчитает, что можно выплачивать большую часть, то можно это разрешить. И Виктор Ильич Зоркальцев предложение внес такое: "в части 2 статьи 3 новой редакции после слов "При этом общий объем ритуальных компенсаций, выплачиваемых по принадлежащим гражданину гарантированным сбережениям, не может превышать 200 доров" добавить слова "если иное не предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения у депутатов по данной поправке? Представитель Правительства? Президента? Нет. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 5? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 01 сек.) Проголосовало за 208 чел. 46,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел. 53,8% Результат: не принято Поправка не принимается. По ведению - депутат Буткеев. БУТКЕЕВ В. А., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уже по голосованию видно, что возникает какое-то непонимание данного закона. Две последние поправки, мне кажется, существенно улучшали содержание закона. Перед тем как вернуться к голосованию, я бы хотел, чтобы докладчик еще раз пояснил, что такое доры, потому что у ряда коллег существует мнение, что на сегодня стоимость дора не определена, и поэтому, голосуя за данный закон, мы лишаем людей даже 6 000 рублей, которые сегодня они получают реально. А не определив стоимость дора, мы тем самым откладываем на неопределенное время получение компенсаций в связи с ритуальными услугами и похоронами умершего вкладчика. Поэтому я бы просил перед тем, как вернуться к голосованию по последним двум поправкам, которые не набрали нужного количества голосов, разъяснить все-таки, что ожидает наших вкладчиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Владимирович, потом - Андрей Викторович Логинов. ЧЕКИС А. В. Очень подробно всё это объяснено в розданных вам документах, но тем не менее: 200 доров сегодня равняется приблизительно 6 000 рублей. Были поправки, чтобы принять не 200 доров, а 260 доров. 260 доров в начале 2001 года соответствовали 6 000 рублей. Никаких других осложнений просто не будет, потому что сегодня 6 000 рублей выплачивается по статье 130 закона о федеральном бюджете. Эта же цифра остается на сегодняшний день нетронутой. Что касается будущего года, 200 доров - 6 000 рублей - фиксируются, а та индексация, которая будет проходить в соответствии с ростом дора, оценкой дором того рубля, который был до 20 июня 1991 года, приблизительно будет составлять в год при инфляции 12 процентов 0,12 миллиарда рублей. Учитывая то, что мы за последние пять лет недовыплатили на эти цели 15 миллиардов рублей, эта цифра мизерная. То есть мы здесь не ущемляем никого. Если говорить о будущем годе, о том, не скажется ли это на вкладчиках, то в статью 111 бюджета придется... не придется, вернее, а необходимо перенести суть статьи 130 бюджета этого года на срок три месяца до вступления этого закона в действие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, доры, устанавливаемые данным законопроектом, являются условной денежной единицей. Я хочу вам зачитать часть 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации: "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются". Поскольку это также предусмотрено и Гражданским кодексом, и в целом действующим законодательством, все денежные обязательства должны быть выражены в рублях. Это, я думаю, ни у кого не вызывает сомнения. Если мы будем в качестве норматива при исчислении компенсации оплаты ритуальных услуг использовать условные денежные единицы, мы придем к значительным внеплановым расходам средств федерального бюджета, а это, безусловно, дестабилизирует осуществление государством финансирования других социальных выплат. Поэтому прежде чем поддерживать вот эту концепцию, связанную с долговыми рублями, с условными денежными единицами, подумайте, как это отразится на других социальных гарантиях, на финансировании других социальных обязательств государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы с вами рассмотрели все поправки по всем трем таблицам. От Правительства по законопроекту, пожалуйста. Включите в ложе Правительства микрофон. ЗЛАТКИС Б. И., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Правительство Российской Федерации абсолютно поддерживает концепцию, в соответствии с которой в случае тяжелой утраты вкладчик должен получить соответствующую помощь от государства. Эта помощь, по мнению Правительства, в этом году, в 2002-м, должна составить 6 000 рублей, и в проекте бюджета на 2003 год также предусматривается помощь в сумме 6 000 рублей, 6 000 рублей плюс индексация в зависимости от инфляции. В следующем году это будет порядка 6 200 рублей. Эта компенсация рассчитывается исходя из коэффициента к рублю Российской Федерации. Принятие закона, который сегодня рассматривается, предполагает с точки зрения денежной, или меркантильной, примерно такой же объем компенсации, как предлагает Правительство, но по концепции этого закона это будет несколько меньшая сумма. По нашим расчетам, в случае если у вкладчика была сумма, аналогичная 200 дорам, так, как представлено сейчас в законе, это будет 5 800 рублей против 6 200-6 300, которые предлагает Правительство. Представитель Правительства в Государственной Думе господин Логинов только что говорил о том, что мы еще вводим новую денежную единицу, новую единицу расчетов, которая называется "дор", и при этом уменьшаем размер средств, которые получает семья конкретного вкладчика. По мнению Правительства, принятие такого закона нецелесообразно и неправильно, и, кроме всех прочих аргументов, которые уже здесь были представлены, он явно ущемляет интересы тех конкретных вкладчиков, которые эту компенсацию сегодня получают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Белла Ильинична. Анатолий Владимирович Чекис, пожалуйста. ЧЕКИС А. В. Во-первых, вы во многом правы, Белла Ильинична, ссылаясь на статью 317 Гражданского кодекса, которую вы привели в вашем отзыве, однако в этой статье имеется пункт 2, согласно которому (зачитываю) "в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме... в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу условных денежных единиц на день платежа". Другое. Условная денежная единица долговой рубль, или дор, и порядок определения ее официального курса, долговой стоимости, установлены действующим федеральным законом № 87-ФЗ от 6 июня 1996 года. И Госкомстат Российской Федерации, обращаю ваше внимание, уже с 1996 года обеспечивает еженедельное определение курса дора. Поэтому ни правовых, ни технических препятствий для применения дора, долгового рубля, в качестве единицы нормирования ритуальной компенсации по гарантированным сбережениям не существует. Во-вторых, по поводу того, что потеряет вкладчик, докладываю: в 2001 году 6 000 рублей стоили 6 000 рублей, сегодня это на 35-40 процентов меньше. Если эти 6 000 рублей или даже 6 200 рублей останутся на следующий год или опять на два года, то они, конечно, будут не индексированы, и это будет ухудшать ситуацию со вкладчиками. Более того, я вам скажу: субъекты Российской Федерации, большинство законодательных органов, свыше тридцати, присылают свои положительные отзывы. Если говорить о концептуальной части, на которой тоже сейчас остановятся, концептуальная часть не изменена по отношению к проекту закона, принятому в первом чтении. Об этом говорит и Правовое управление Аппарата Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Я хотел бы по ведению сказать. Хотелось бы, чтобы Белла Ильинична все-таки говорила, что это компенсация, а не помощь. Это население помогло нам, сделав вклад. Теперь мы его кинули и десять или двенадцать лет не возвращаем. Надо точно выражаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я считаю, что представитель Правительства сегодня говорил по концепции закона, то есть это обсуждается при рассмотрении в первом чтении, а мы с вами рассматриваем во втором чтении. И согласна полностью с Коломейцевым, что помощь государства - это одно дело, а мы возвращаем то, что люди сами положили, то, что мы давно уже должны возвратить. Поэтому совершенно необоснованное было выступление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья и спорту, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, депутат Буткеев конкретно поставил вопрос о том, чтобы вернуться к двум поправкам, которые не набрали голосов, где 210 и 208 человек... Поэтому необходимо поставить на голосование и вернуться к голосованию по тем поправкам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, кто за предложение депутатов Буткеева и Герасименко, чтобы вернуться к голосованию по поправкам 3 и 5? ИЗ ЗАЛА. В таблице 3, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, в таблице 3 поправки 3 и 5, которые у нас не прошли. Анатолий Владимирович, какие у нас поправки? Поправки 4 и 5? ЧЕКИС А. В. Поправки 4 и 5. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 4 и 5, прошу извинения. Уважаемые депутаты, прошу проголосовать за возврат к голосованию по поправкам 4 и 5. ЧЕКИС А. В. Любовь Константиновна, по поправке 4 проголосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот и просят проголосовать заново по ним. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Прошу определиться. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 32 сек.) Проголосовало за 195 чел. 97,0% Проголосовало против 5 чел. 2,5% Воздержалось 1 чел. 0,5% Голосовало 201 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 4 из таблицы 3 поправок, по которым комитетом не было принято решение? Обоснование по данным поправкам было высказано. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 13 сек.) Проголосовало за 219 чел. 48,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 219 чел. Не голосовало 231 чел. 51,3% Результат: не принято Не принимается. Поправка 5. Уважаемые депутаты, мы одновременно проголосовали за возврат к голосованию по поправкам 4 и 5. Повторно на голосование ставится поправка 5 из таблицы 3 поправок, по которым комитет решение не принял. Кто за то, чтобы принять данную поправку? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 58 сек.) Проголосовало за 211 чел. 46,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 211 чел. Не голосовало 239 чел. 53,1% Результат: не принято Не принято. По ведению - депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. У меня просьба и к докладчику, и к представителю Правительства. Ответьте на один вопрос: если этот закон будет принят, означает ли это, что вместо тех денег, которые предусмотрены сегодня законопроектом, подчеркну, о бюджете, будут выплачены те деньги, которые будут предусматриваться обсуждаемым сейчас законопроектом? Или будет и то и другое? Ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Правительства... Белла Ильинична, тогда с вас начнем. ЗЛАТКИС Б. И. Исходя из редакции законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, будет выплачиваться, естественно, что-то одно, или то, или другое. Законом о бюджете на каждый год предусматривается - извините, действительно я неудачно применила, мягко выражаясь, термин "помощь", - возврат сбережений гражданам. Исходя из закона о бюджете применяется соответствующий коэффициент (метод подсчета другой), но исходя из проекта закона о бюджете на 2003 год я себе могу сегодня представить, эта сумма будет между 6 200 и 6 400, в зависимости от того, как будет идти инфляция. По этому законопроекту эта сумма будет 5 800, судя по тому, какую Госкомстат публикует стоимость дора. Я с этим, конечно, совершенно согласна, сумма будет либо одна, либо другая. По закону о бюджете эта сумма будет на 300-400 рублей больше. Наличными деньгами без всяких расчетов в течение одной минуты эти деньги можно будет получить в Сберегательном банке, как это на сегодняшний день делается. Ровно в тот момент, когда предъявляется свидетельство о смерти, в тот же день выплачивается компенсация, на сегодня это 6 000 рублей, в следующем году - 6 200, 6 300 или 6 400 рублей. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Владимирович Чекис, пожалуйста. ЧЕКИС А. В. Учитывая, что закон о бюджете будет введен не ранее чем через три месяца, то, конечно, со следующего года будет действовать, по всей вероятности, закон этот. Если следовать логике Беллы Ильиничны... Я уже говорил, что на сегодня мы уже 35-40 процентов потеряли от 6 000 рублей, в отношении которых норма действует два года. Если даже на будущий год предполагается 6 200 рублей, то поверьте мне, этот закон будет действовать уже независимо от того, как захочет это сделать Правительство. Этот закон - частичка тех законов, которые мы принимали по вкладчикам еще ранее, поэтому я считаю, что он действовать будет лучше. Решается и ряд других проблем. Во-первых, вклады будут выплачиваться не через шесть месяцев, когда умрет кто-то, а сразу. Во-вторых, они будут индексироваться, о чем я уже говорил. Ну, и еще ряд моментов, о которых я упоминал в своем докладе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все точки зрения высказаны. На голосование ставится проект федерального закона "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". Кто за то, чтобы принять проект закона во втором чтении? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 43 сек.) Проголосовало за 257 чел. 57,1% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 261 чел. Не голосовало 189 чел. 42,0% Результат: принято Принято. Пункт 3... Никифоренко, по ведению. НИКИФОРЕНКО Ю. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, странно было слышать представителей Правительства, которые говорили о какой-то помощи государства тем, кто остался без вкладов. Это долг государства, представители которого обманули вкладчиков и обязаны возвращать вклад, индексируя его. Мне кажется, это должны уяснить чиновники нашего Правительства. Мало того, пора, вообще-то, завести уголовное дело на исполняющего обязанности премьер-министра Гайдара, в пору которого это совершилось, и руководителя Сбербанка, не выполнивших своих обязательств перед гражданами. Вот так должен стоять вопрос! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Васильевич, надо сделать это самому, а не предлагать это делать палате.
Заседание № 197
О проекте федерального закона № 90048547-3 "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан" (принят в первом чтении 24 января 2001 года с названием "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, пункт 19: о проекте федерального закона "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан" (второе чтение). Олег Иванович Ковалёв, пожалуйста. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, я свое предложение снял, имея в виду рассмотрение предыдущих двух законопроектов. Потому что сейчас шесть постановлений... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это тоже второе чтение. КОВАЛЁВ О. И. У нас много законопроектов второго чтения, а здесь шесть постановлений, причем достаточно сложные, мы просто не успеем их пройти. А после перерыва можно начать второе чтение, в спокойной обстановке рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Там фиксированное время у нас. КОВАЛЁВ О. И. Да.
Минуточку, Юрий Алексеевич. По ведению - депутат Чекис. Он у меня давно просил слова, я извиняюсь перед депутатом. Включите микрофон депутату Чекису. ЧЕКИС А. В., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В январе прошлого года был в первом чтении принят законопроект "О выплатах ритуальных компенсаций по гарантированным сбережениям граждан". Огромная армия вкладчиков ждет решения этого вопроса. Уже несколько месяцев из повестки в повестку кочует этот вопрос. Я знаю, что и сегодня не хватит на него времени. Поэтому есть такое предложение (это предложение комитета): перенести его на завтра, поставить на фиксированное время и рассмотреть в обязательном порядке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На фиксированное время? Во сколько тогда? На 12.30? ЧЕКИС А. В. Давайте в 12.30. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На 12.30. Уважаемые депутаты, не будет возражений? Не будет. Завтра фиксируем время - 12.30 - на законопроект, о котором только что говорил Анатолий Васильевич Чекис.
Заседание № 72
О проекте федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, рассматривается пункт 30 повестки дня: о проекте федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика". Это у нас фиксированное время, в связи с приглашением представителя субъекта Федерации. Доклад члена Совета Федерации Владимира Игнатьевича Платова. Здесь докладчик? Пожалуйста, на трибуну.
Пожалуйста, Владимир Игнатьевич. ПЛАТОВ В. И., член Совета Федерации. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Ни для кого не секрет, что старшее поколение из-за полного обесценивания сбережений, не по своей воле естественно, попало в противоестественный, в порочный круг, когда получается: живешь раз, а деньги на похороны копить надо дважды. С помощью вносимого на ваше рассмотрение законопроекта "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика" достигаются следующие две цели. Первая. При чрезвычайных жизненных обстоятельствах, например смерть близкого человека, семьям будет оказываться адресная целевая поддержка. Через поправку, принятую в бюджете на 2001 год (статья 112), эта цель достигается не полностью. Я подчеркиваю, не полностью достигается, так как от Правительства, вернее, от принятия бюджета до выхода в свет постановления Правительства проходит несколько месяцев. Следовательно, выплаты задерживаются, и получают не все, кто мог бы их получить. Вторая цель данного законопроекта - это повысить доходы населения, высвободив вторично собранные людьми деньги на "черный день", так называемые чулочные деньги, на иные жизненно важные нужды, например на товары длительного пользования, питание, медикаменты и так далее. Если вести речь о товарах длительного пользования, то у многих они уже выходят из строя, и это не секрет, так как были приобретены еще в те далекие для нас сегодня времена. Таким образом, высвобождаемые деньги, с одной стороны, повысят потребительский спрос населения, а с другой стороны, так как индексация зарплат и пенсий будет отставать от роста цен, значит, сыграют роль социального стабилизатора. Вторая социально-экономическая цель через закон о бюджете абсолютно не достигается. От принятия бюджета до выхода в свет постановления Правительства проходит несколько месяцев, а так как человеку не дано знать, когда он умрет, то, следовательно, он не может потратить эти отложенные деньги на иные цели, кроме тех, на которые он их, собственно, копил. Из вышесказанного можно сделать вывод, что достигнуть этих целей можно, только приняв отдельный федеральный закон, которым ликвидируется вот этот разрыв. Начав выплаты в этом году, после выхода в свет постановления Правительства, мы встаем перед выбором: или с 1 января 2002 года производить эти выплаты на основе закона, который внесет в нашу жизнь элементы стабильности, надежности и начнет восстанавливать утраченное доверие граждан к государству, или проводить приблизительно в течение 30 лет эти выплаты через закон о бюджете, неэффективно тратя бюджетные средства и внося в жизнь граждан дополнительную нервозность: будут или не будут эти выплаты в следующем году. У меня вот буквально на днях был такой пример. Женщина с онкологическим заболеванием позвонила и говорит: "Ну так будут в этом году выплачивать? Вы говорили про вот эту поправку к бюджету, будут выплачивать?" Я говорю: "Да, обязательно будут". "А в следующем году будут или нет?" Я говорю: "Ну, в следующем году... Будет год, и посмотрим, какой настрой будет у Правительства и депутатов. Ничего не могу сказать. А чего вы так волнуетесь за следующий год?" Она говорит: "У меня есть деньги, но я не знаю, как распорядиться. Надо бы лекарства сейчас купить, и в то же время боюсь, а вдруг я еще и следующий год проживу". В общем, понимаете, о чем идет речь. Это доказывает ненадежность данных выплат, установленных законом о бюджете. Цена данного законопроекта - 3 миллиарда рублей в год. Источник финансирования, как известно, - за счет средств, выделяемых ежегодно федеральным бюджетом на компенсацию гарантированных сбережений. Механизм реализации данного законопроекта: деньги выдаются по предъявлении свидетельства о смерти и сберкнижки. Я хочу сказать в целом, что законопроект, который предлагается вашему вниманию в первом чтении, - это концепция, а все детали можно, конечно, будет, если вы поддержите в первом чтении, обговаривать с учетом предложений, замечаний во втором и третьем чтении. Я хочу просто вам, уважаемые коллеги, напомнить, что вы, проголосовав за поправку в закон о бюджете, который, скажем, дублирует данный законопроект, по сути, уже как бы его поддержали. Но есть в этой поправке ложка дегтя, то есть большой разрыв между принятием закона о бюджете и постановлением Правительства, которое выходит. Она, эта ложка, все портит и мешает достижению обозначенных целей. Я прошу вас очень поддержать данный законопроект, и спасибо вам за внимание. Если какие вопросы есть, Геннадий Николаевич... Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Игнатьевич. Присаживайтесь, пожалуйста. У нас есть содокладчик по этому вопросу, мы сейчас послушаем его. А потом депутаты, если у них будут вопросы, зададут их. С содокладом выступает член Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Анатолий Владимирович Чекис. Пожалуйста. ЧЕКИС А. В., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Владимир Игнатьевич Платов достаточно подробно изложил нам суть законопроекта и обосновал его целесообразность - как социальную, так и финансово-экономическую. Мы рассматривали эту проблему на заседании нашего комитета и солидарны с авторами в этих вопросах. Солидарны мы с авторами и в вопросах о необходимости специального закона, определяющего порядок выплат госдолга по сбережениям в связи с неотложными нуждами вкладчиков, в частности в связи со смертью. До сих пор порядок этих выплат устанавливался статьей закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Но это вынужденная мера. Законом о бюджете должен устанавливаться лишь объем средств, направляемых на обслуживание госдолга по гарантированным сбережениям, а порядок обслуживания этого долга, то есть порядок выплат, должен определяться специальным федеральным законом. И такой закон уже не только давно разработан, но и принят Государственной Думой еще в 1999 году. Краткая информация о нем приведена в имеющемся у вас заключении нашего комитета. Я бы очень просил, чтобы вы ее посмотрели. Закон определяет как порядок оформления госдолга по сбережениям, так и порядок выплат по нему, причем выплат не только в связи со смертью, но и престарелым, и инвалидам, то есть тем, для кого мы уже несколько лет выделяем в бюджете деньги. Все процедуры в законе подробно конкретизированы и увязаны с объемом бюджетных средств, выделяемых на эти цели в том или ином году. Вот сегодня перед этим моим выступлением ко мне подходил представитель из Чечни Аслаханов, убедительно просил: расскажите, какая ситуация у нас сегодня в Чечне, что даже тысяча рублей, которая по указу Президента должна выделяться, и та не выделяется. Семьи вымирают, не на что хоронить. И конечно, принять этот закон сегодня крайне необходимо было бы. Но, однако, Президент, бывший Президент Ельцин, отклонил данный закон. С тех пор он находится в стадии согласительных процедур с участием представителей и президентской стороны, но пока согласовать редакцию закона нам просто не удается. У нашего комитета отношение к рассматриваемому законопроекту, откровенно говоря, двойственное, и вот почему. Если бы мы были уверены, что в ближайшее время удастся согласовать редакцию отклоненного Президентом закона и он вступит в силу, то этот законопроект, конечно, был бы не нужен. Но если отклоненный закон в этом году в силу не вступит, то разумно принять промежуточный закон, который устанавливает более или менее четкий правовой порядок хотя бы в выплатах по сбережениям в связи со смертью вкладчиков. Настоящий законопроект и выполняет роль этого промежуточного закона. Определенности в сроках согласования отклоненного закона у нас нет. Поэтому мы сочли принятие данного закона целесообразным. Безусловно, даже для выполнения роли промежуточного закона его ко второму чтению надо будет существенно доработать, потому что в представленном виде это только общая форма концепции, которая понятна, но должна быть подробно детализирована и конкретизирована. Вот те аргументы, которые побудили наш комитет поддержать данный законопроект и рекомендовать принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Владимирович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику или содокладчику по данному законопроекту? Вопросов нет. Желал ли кто-то выступить по данному законопроекту от фракций и депутатских групп? Желающих нет. Представитель Правительства? Пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я хочу напомнить, что отрицательное заключение Правительства на этот законопроект было подписано 14 августа 2000 года, в нем отмечалось, что эта проблема, а именно денежные выплаты на оплату ритуальных услуг наследникам владельцев гарантированных сбережений, будет решаться и должна решаться в рамках утверждения бюджета на 2001 год. Свои обязательства Правительство выполнило. И в статье 112 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" полностью учтены все предложения данного законопроекта. Они полностью учтены. И более того, Минфином России уже разработан проект положения о порядке предварительной компенсации владельцам гарантированных вкладов, в том числе и наследникам владельцев, на оплату ритуальных услуг. Мы просили бы отклонить этот законопроект в первом чтении, а в дальнейшем все эти вопросы решать в рамках принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента? Нет желания выступить. Заключительное слово докладчика или содокладчика? Пожалуйста, оттуда можно, хорошо. ПЛАТОВ В. И. Я в целях экономии времени прямо отсюда. Спасибо. Нет смысла повторять аргументы, почему нас, разработчиков законопроекта, да и, я не сомневаюсь, подавляющее большинство присутствующих сегодня в зале, не убеждает вот эта система - через принятие бюджета ежегодное. Я думаю, нет смысла повторять, все поняли, почему это нас всех не устраивает. И еще. Я уж в заключение хочу сказать. Дорогие мои коллеги, вот в 80-х годах в Европе был очень популярен роман "Умирать некогда". А у нас сегодня пора писать про наших стариков роман "Умирать не на что". Давайте дадим гарантии. Средства есть, надо нам только правильно, нормально принять законы. А будет тот большой закон, о котором говорили, впитает он в себя... У меня даже есть предложение: давайте в первом чтении примем этот законопроект и, если к тому времени, когда подойдем ко второму чтению, хоть что-то сдвинется с мертвой точки по закону, который отклонен Президентом в 1998 году, можно тогда будет снять, мы тогда этот снимем законопроект. Но я боюсь, что это просто журавль в небе. Давайте хоть синицу мы для наших стариков сегодня поймаем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Владимирович Чекис, заключительное слово. С места, да? ЧЕКИС А. В. Уважаемые коллеги, если откровенно, мне сегодня стыдно представлять этот закон, потому что уж гробовые выпрашивать друг у друга, наверное, не резон. Действительно, сегодня старики должны знать, что хоть умрут - их похоронят хорошо, раз. Второе. То, что есть сегодня в бюджете, ясно. Запись там нормальная, деньги выделены. Но мы думали, что ко второму чтению, к третьему будут поправки, и поправки будут существенные, потому что надо связать с инфляцией. Не дай бог, завтра дефолт - и этих шести тысяч хватит на черенок лопаты, которой копать могилу. Сейчас есть у нас и страховые обязательства, сейчас у нас есть ценные бумаги, когда... Особенно северяне вкладывали свои деньги и сегодня не знают, как их получить назад. И возможно, эти поправки найдут свое отражение в этом проекте закона. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, все высказались. На голосование ставится проект федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк...". Прошу прощения. От комитета по бюджету - Шуба, пожалуйста. Включите микрофон. (Шум в зале.) Александр Дмитриевич, приношу извинения. ШУБА В. Б., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, нет, конечно, возможности сомневаться даже в актуальности законопроекта, который представлен сегодня. Как сказал представитель Правительства, и Правительство, и комитет по бюджету, рассматривая проект закона о бюджете, предусмотрели все нормы, которые излагаются в данном законопроекте, в бюджете на 2001 год. Автор законопроекта говорит, что реализация закона о бюджете требует определенного времени и начнется только после выхода соответствующего постановления. Необходимо автору сказать, что любой закон начинает действовать после того, как выходит постановление Правительства. Следующее. Этот закон может работать только с 2002 года. И самое главное. На мой взгляд, излишне принимать сегодня этот законопроект по той причине, что он, наоборот, ограничивает права наших граждан на частичную компенсацию их сбережений. Потому что этим законом мы зафиксируем постоянную сумму в 6 тысяч рублей. Я напомню, как развивались события. В 2000 году на цели компенсаций мы направляли 5 миллиардов рублей, в 2001 году на цели компенсаций Правительство предполагало направить 8 миллиардов рублей. Окончательно в законе прописано 12 миллиардов рублей. У нас есть возможность постоянно корректировать в сторону увеличения сумму, направляемую на компенсацию нашим гражданам. Если мы зафиксируем только 6 тысяч рублей, мы будем повязаны по рукам и не сумеем изменить действующий текст закона. Поэтому, как в базовом законе говорится, что при рассмотрении проекта закона о бюджете Дума устанавливает и категорию граждан, и сумму частичной компенсации, - именно это нужно оставить и ежегодно при рассмотрении бюджета учитывать пожелания наших граждан. Комитет не рекомендует принимать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 57 сек.) Проголосовало за 237 чел. 52,7% Проголосовало против 71 чел. 15,8% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 310 чел. Не голосовало 140 чел. Результат: принято Принимается.
Депутат Жуков, пожалуйста, по ведению. ЖУКОВ А. Д., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, я понимаю, что мы стремимся всегда помогать нашим пожилым людям, стремимся выделять деньги на различные цели, связанные в том числе с предварительной компенсацией, с погребением. Каждый год очень внимательно этот вопрос рассматриваем в бюджете. Но принятие того закона, который только что приняли, безусловно, ухудшит их положение. Может быть, вы не совсем внимательно слушали то, что говорил депутат Шуба. Но хочу обратить ваше внимание на то, что в законе о бюджете на 2001 год 6 тысяч, то есть ровно столько, сколько предусматривается по этому закону, выделено на погребение в случае смерти владельца гарантированных вкладов. Вы же сейчас проголосовали за закон, который распространяет это на все годы вперед. Таким образом, мы, каждый год индексируя эту сумму, то есть увеличивая, сейчас будем ограничены. И в следующий раз, когда Правительство внесет нам проект бюджета, и не ждите, что там будет сумма больше, чем 6 тысяч. И мы с вами не сможем этого сделать. Я очень прошу вас вернуться к рассмотрению этого вопроса, отменить принятое решение. Оно действует против наших пенсионеров. Поймите это: против! Ухудшает то, что мы приняли в законе о бюджете. Я очень... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я поняла. По ведению - депутат Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., депутатская группа "Народный депутат". Я полностью согласна с тем, что сказали коллега Жуков и коллега Шуба, но я прошу обратить внимание на следующий факт. Закон о федеральном бюджете, который предусматривает эти нормы, вступил в силу 1 января 2001 года, и два месяца дается срок на подготовку нормативных документов. Если принимается этот закон в первом чтении, то уже те 6 тысяч рублей, которые могли бы наши сограждане получить по закону о федеральном бюджете, они получат, когда вступит в действие этот закон, если он вступит в действие. То есть этим дается еще отсрочка на те решения, которые уже приняты, а нормы все те же самые прописаны. Более того, в законе о федеральном бюджете больше норм содержится, чем в данном законе. Там есть норма, которая разрешает вторично получать компенсацию на ритуальные услуги даже тем, кто уже до этого получил компенсацию по вкладу. Там есть та же самая норма по Росгосстраху: получить 6 тысяч рублей по вкладам страхования. Приняв этот закон, вы просто ставите под сомнение те более широкие нормы, которые в большей степени позволяют учесть интересы наших сограждан, чем этот закон. Зачем это делать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Попов, пожалуйста, по ведению. ПОПОВ С. А., фракция "ЯБЛОКО". По ведению. Я хочу сказать, что принятие законопроекта в первом чтении ни в коем случае не останавливает уже действующий закон. Закон действует и обязателен для Правительства. Это первое. Второе. Да, может быть, этот законопроект, что мы сейчас приняли, не очень в чем-то хорош, но ведь мы приняли его только в первом чтении, и во втором чтении мы его, безусловно, поправим и сделаем его лучше, чем то, что было принято. Теперь я скажу по ведению: коль скоро закон принят, решение принято, давайте пойдем дальше по повестке. Всё. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, но предложение тем не менее было. В связи с тем что у нас законопроект все-таки был принят большинством голосов, мы должны с вами проголосовать за отмену решения по пункту, который только что проголосовали. По ведению - Чуев. Пожалуйста. ЧУЕВ А. В., фракция "Единство". Любовь Константиновна, мы должны вернуться к голосованию, если такое предложение поступило. Не отменять ничего, вернуться и тогда, если вернемся, проголосовать еще раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решение принято большинством голосов у нас, оно принято, поэтому мы должны будем его отменить. Мы вернуться должны к голосованию, да. Я не имею права комментировать, у нас есть комитет по Регламенту. Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы мы с вами вернулись к голосованию по данному законопроекту? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 02 сек.) Проголосовало за 164 чел. 50,6% Проголосовало против 159 чел. 49,1% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 324 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Возвращаемся. (Шум в зале, выкрики.) Регламент... Кто у нас от комитета по Регламенту прокомментирует эту ситуацию? Николай Васильевич Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, вообще-то, принятое решение - это порочная практика, практика возврата к пересмотру принятых решений. По Регламенту не положено возвращаться. Это первое. Второе. Процедурным не является, это вопрос повестки дня. 226 голосов должно быть здесь. Это же вопрос повестки дня! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Николай Васильевич, мы же сейчас решали вопрос о процедуре: возвратиться или не возвратиться к голосованию. Мы не переголосовывали вопрос. Так, уважаемые депутаты, поступило предложение депутата Жукова и депутата Дмитриевой: снова переголосовать по пункту 30, отменить решение по голосованию. Кто за это предложение? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 55 сек.) Проголосовало за 158 чел. 35,1% Проголосовало против 156 чел. 34,7% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел. Результат: не принято Не принято.
Заседание № 67
О проекте федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика".
ЧЕКИС А. В., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые депутаты, я предлагаю перенести рассмотрение пункта 34 - законопроекта "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика" - на более поздний срок в связи с отсутствием докладчика. Он убедительно просил, у него сегодня по объективным причинам не получается быть здесь. Где-то на январь - февраль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А это вступает в силу не с 1 января? И никакой доверенности нет ни на кого, да?
Так, коллеги, депутат Чекис предложил пункт 34 исключить из повестки дня в связи с тем, что отсутствует докладчик и не оставил никому доверенности. Докладывать должен был член Совета Федерации Владимир Игнатьевич Платов. Поэтому вопрос из повестки дня снимается, нет основного докладчика.
Заседание № 59
О проекте федерального закона "О выплатах из вкладов, помещенных в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года, в случае смерти вкладчика".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ШЕЛЕХОВ А. М., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, как один из авторов законопроекта, который идет под номером 10, я прошу перенести его рассмотрение на более поздний срок, после принятия бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обоснование - при обсуждении. Хорошо.
Депутат Шелехов - по пункту 10. Пожалуйста. ШЕЛЕХОВ А. М. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Этот вопрос параллельно идет с бюджетом. В рамках бюджета в точности рассматривается этот проект о повышении выплат из вкладов в случае смерти вкладчиков. Там речь идет о том, чтобы увеличить выплаты с тысячи до шести. Этот законопроект помимо этой утилитарной цели преследует еще цель более глобальную, так сказать, - чтобы уменьшался государственный долг. Так вот эту идею целесообразно реализовать в рамках некоторой общей концепции, над которой сейчас идет большая работа. Поэтому я, как один из авторов, предлагаю этот проект отложить и рассматривать его более детально уже после принятия бюджета, не спеша. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли возражения по переносу пункта 10? Нет? Соглашаемся.
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я бы хотел отметить, что вместе с авторами законопроекта Правительство ведет работу над этой действительно сложной проблемой. Это будет учтено при подготовке бюджета на 2001 год. И надо отметить как раз совершенно правильный характер подхода, потому что финансироваться расходы будут только при условии их учета в проекте и принятом бюджете на следующий год. Поэтому мы поддерживаем предложение депутата Шелехова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Есть ли смысл голосовать, уважаемые депутаты? Мы выслушали точки зрения, автор имеет право снимать. Рассмотрение пункта 10 переносится на более позднее время.