Заседание № 35
11.06.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 90048003-3 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (о запрете на деятельность экстремистских религиозных организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6865 по 7076 из 7330
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Народное Собрание Республики Дагестан доверило представить законопроект депутату Государственной Думы Гаджи Нухиевичу Махачеву. Пожалуйста. МАХАЧЕВ Г. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенный Народным Собранием Республики Дагестан 25 мая 2000 года. Напомню его основные положения. Первое. В пункте 2 статьи 7 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предлагается слова "с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию" исключить и дополнить статью 7 абзацем следующего содержания: "Религиозная группа обязана ежегодно информировать соответствующие органы местного самоуправления о продолжении своей деятельности. Непредставление в течение 3 лет информации о продолжении своей деятельности является основанием для обращения органа местного самоуправления в суд с иском о признании религиозной группы прекратившей свою деятельность". Второе. Дополнить закон статьей 14-1 следующего содержания: "Статья 14-1. Запрет ваххабитской и иной экстремистской деятельности. На территории Российской Федерации запрещается: создание и функционирование ваххабитских и других экстремистских объединений (организаций), религиозных групп, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, нарушение общественной безопасности и общественного порядка, создание вооруженных формирований, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий". Коллеги, я изнутри знаю ситуацию, лицом к лицу сталкивался с реальными делами ваххабитов, и поэтому понятие ваххабизма имеет для меня конкретное содержание, причем негативное, для меня это не игра словами. Представленный законопроект предусматривает меры, направленные на запрет распространения ваххабизма не только по отдельным регионам, но и по всей стране. Необходимость разработки данного проекта продиктована той опасностью, которую представляет религиозная экстремистская деятельность для территориальной целостности, суверенитета Российской Федерации. Вторжение в 1999 году вооруженных бандитских формирований на территорию Дагестана нарушило мирную жизнь дагестанцев, принесло горе и страдание в их дома. Республике Дагестан был нанесен огромный материальный ущерб, тысячи людей остались без крова и средств к существованию. События в Дагестане и Чечне показали, что, если не будут предприняты решительные меры, действия религиозных экстремистов могут представить реальную угрозу не только Дагестану, не только России, но и всему миру. Об этом свидетельствуют и события 11 сентября 2001 года в США. Подавление очагов бандитизма не дает основания считать, что с политическим и религиозным экстремизмом покончено. Можно спорить о понятии "ваххабизм", о его точном правовом, религиозном содержании, но суть в том, что значение вопроса переросло рамки научного спора. Мы можем бесконечно уточнять само понятие, но главным остается то, что именно с ваххабизмом, особенно в Дагестане и на Северном Кавказе, однозначно связан рост напряженности, именно после проникновения ваххабизма резко возросла угроза национальной безопасности России. Нам предлагают не ставить знак равенства между ваххабизмом и экстремизмом, это, мол, одно из идейных течений ислама. Но вот что такое вооруженное формирование, открыто выступающее под знаменами ваххабизма? Говорят, что запрет ваххабизма - это ущемление прав верующих. А как быть со священным правом на жизнь, которое ваххабиты легко отнимают? Как быть с ненавистью, с жестокостью по отношению к тем, кто думает и поступает иначе? Не могу принять и другое возражение противников представленного проекта федерального закона, которые аргументируют его тем, что под видом борьбы с ваххабизмом якобы будут преследоваться политические противники. Мне кажется, что тут искусственно связывают различные явления, исходя из принципа: как бы чего не вышло. Ошибочно думают, что принятый в Дагестане закон "О запрете ваххабизма..." имеет только местное значение. Этот закон сыграл свою положительную роль в борьбе с экстремизмом и терроризмом, но ваххабизм распространяется не только в Дагестане, как раковая опухоль, он угрожает всей России. Следует принять во внимание то, что международные ваххабитские центры не отказались от идеи реанимации ваххабизма в Дагестане и Чечне и сегодня их деятельность носит диверсионно-террористические формы. Нетерпимым является тот факт, что религиозные экстремисты, ставя своей целью свержение конституционного строя и установление шариатских форм правления, террор, диверсии, захват заложников облекают в религиозную оболочку. Необходимо принятие законодательных мер против такого рода экстремизма и на федеральном уровне. В таких условиях Народное Собрание Республики Дагестан обратилось в Государственную Думу с инициативой рассмотрения этого законопроекта. Сегодня ситуация несколько изменилась. Действует Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности", принятый по предложению Президента Российской Федерации Путина. Этот закон вобрал в себя многие положения из данного законопроекта, однако, несмотря на это, представляется важным ввести запрет и на ваххабитскую деятельность. В этой связи, выражая волю Народного Собрания Республики Дагестан, предлагаю поддержать данную законодательную инициативу и проголосовать за законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад от комитета сделает Васильев Иван Афанасьевич. С места. Включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. Не тот Васильев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мне дали записку: Васильев Иван Афанасьевич. Содоклад. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ВАСИЛЬЕВ И. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Предметом регулирования проекта закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенного Народным Собранием Республики Дагестан, является недопущение религиозного экстремизма и распространения ваххабитской и иной экстремистской деятельности, а также обязанность религиозных групп информировать органы местного самоуправления о продолжении своей деятельности, а в случае непредоставления такой информации лишение религиозных групп права в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию. Данные поправки, хотя они правомерны и объяснимы, не могут быть приняты, поскольку, во-первых, статья 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" содержит подробное изложение оснований для ликвидации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы по решению суда. Далее следует перечень оснований, включающих в том числе и те, которые содержатся в предлагаемой новой статье 14-1. Поэтому дополнение закона новой статьей, запрещающей создание и функционирование ваххабитского и иного экстремистского религиозного объединения, является избыточным. Во-вторых, юридическое определение экстремизма и экстремистской деятельности, экстремистской организации, в том числе применительно к религиозным объединениям, уже дано в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", как сказал докладчик, и в законе о внесении изменений и дополнений в законодательные акты в связи с его принятием. В-третьих, предлагаемая норма о лишении религиозной группы права в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию ограничивает права религиозных групп (пункт 1 статьи 1 законопроекта), в то время как в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 23 ноября 1999 года № 16-П по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях", вводимые законом меры, относящиеся к учреждению, созданию и регистрации религиозных объединений, не должны искажать право на объединение и свободу деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям. В-четвертых, законопроект не содержит новых мер борьбы с экстремистской деятельностью религиозных объединений. В пояснительной записке в обосновании его принятия ничего не говорится о проблемах указанного законодательства, об отсутствии нормативной базы для борьбы с экстремистской деятельностью религиозных объединений. И в-пятых, в законопроекте введены новые термины "ваххабитская деятельность", "ваххабитское объединение (организация)", правовое содержание которых абсолютно нам неясно, и предложенный законопроект не содержит на этот счет никаких определений. Исходя из вышеизложенного, комитет рекомендует отклонить в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", внесенный Народным Собранием Республики Дагестан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Иван Афанасьевич, как вы считаете, достаточно ли норм в ряде законов, которые вы с такой любовью называли, для того чтобы бороться с религиозным экстремизмом? И если достаточно, то почему у нас в России явно недостает действий, которые бы остановили ваххабитов, которые, в общем-то, наносят огромный ущерб на Северном Кавказе и начинают продвигаться по великой русской реке по "зеленому" коридору? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Васильеву включите микрофон. ВАСИЛЬЕВ И. А. Уважаемый Руслан Георгиевич, я с вами согласен, что, может быть, не полностью исчерпаны те меры и возможности, которыми мы должны пользоваться, поскольку существует вот эта террористическая и экстремистская деятельность, но я считаю, что, наверное, нужно вносить дополнения и в закон об общественных объединениях в отношении религиозных организаций, и должны быть какие-то поправки в уголовное законодательство, которые, в общем-то, отрегулируют наказание за участие, можно сказать, в бандитских формированиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Нет. Кто хотел бы выступить, коллеги? Нет желающих. Представители правительства и президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы принять пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Комитет предлагает отклонить законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 15 сек.) Проголосовало за 61 чел.13,6% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 92 чел. Не голосовало 358 чел.79,6% Результат: не принято Не принимается.