Заседание № 92
О Федеральном законе "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" (проект № 90045669-3; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Блок отклоненных федеральных законов. Пункт 3, о Федеральном законе "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Доклад заместителя председателя Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Вячеслава Ивановича Шпорта. Пожалуйста. ШПОРТ В. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Федеральный закон "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" был принят в конце 2000 года и отклонен Президентом Российской Федерации в январе 2001 года. Государственная Дума преодолела вето Президента Российской Федерации и одобрила закон в ранее принятой редакции. Однако Совет Федерации не только не преодолел вето, но, более того, отклонил данный закон. Законом предусматривалось ввести запрет на экспорт лома цветных металлов, при этом сам закон принимался на ограниченный период, его действие должно было истечь 1 января 2005 года. Конечно, предлагавшиеся законом меры по ограничению экспорта лома цветных металлов не решали основной проблемы, связанной с их хищением и вывозом из Российской Федерации, но на тот момент они были актуальными. К тому же сама процедура рассмотрения и принятия закона сыграла положительную роль в формировании законодательной и нормативной базы в сфере обращения лома цветных и черных металлов. По инициативе депутатов комитета в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" была включена новая статья, в которой установлены основные требования к обращению с ломом цветных металлов. Кроме того, закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" был дополнен положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных и цветных металлов. Правительство Российской Федерации утвердило порядок лицензирования и правила обращения с ломом цветных и черных металлов. Позиция Государственной Думы вынудила Правительство Российской Федерации принять меры тарифного регулирования экспорта лома, были увеличены ставки вывозных таможенных пошлин на лом цветных металлов с 30 до 50 процентов. Это делает экспорт лома экономически невыгодным. По нашей инициативе были введены меры уголовной и административной ответственности, предусмотрена уголовная ответственность за приведение в негодность объектов жизнеобеспечения, что часто имеет место при хищении цветных металлов. В результате принятия перечисленных мер число зарегистрированных преступлений в сфере оборота лома цветных металлов в 2001-2004 годах сократилось более чем в три раза. Конечно, мы понимаем, что острота проблемы сегодня еще сохраняется. Число хищений и ущерб от них остаются недопустимо большими. Однако запретом экспорта лома эта проблема сегодня не решится. Прямой запрет экспорта лома цветных металлов не отвечает реалиям дня, в том числе и требованиям, связанным со вступлением в ВТО. Для наведения надлежащего порядка в данном вопросе требуются дополнительные усилия правоохранительных органов по применению действующего законодательства. Наверное, потребуется и принятие отдельного закона о регулировании заготовки лома цветных и черных металлов. Такой законопроект в комитете дорабатывается и будет вынесен на второе чтение до конца весенней сессии. Учитывая, что срок, на который принимался обсуждаемый закон о запрете экспорта лома, уже истек, что закон отклонен как президентом, так и Советом Федерации, дальнейшая работа над данным законом представляется бесперспективной. На основании изложенного Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рекомендует снять указанный закон с дальнейшего рассмотрения. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Есть ли у представителей депутатских объединений желание выступить? Вижу, вижу. Уважаемые коллеги, в соответствии с процедурой мы должны проголосовать за то, чтобы дать слово представителям депутатских объединений. Ставлю на голосование это предложение. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 47 сек.) Проголосовало за 383 чел.99,7% Проголосовало против 1 чел.0,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, от фракции КПРФ - Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, меня удивляет история с этим законом, меня удивляет то постановление, которое мы принимаем, мне кажется, в таких ситуациях мы не должны просто отделываться одной констатацией факта, что закон снимается с дальнейшего рассмотрения. Вообще говоря, следовало бы указать, кто, куда и почему на столько заложил этот закон. В результате закон пять лет где-то пролежал, пять лет страну грабят! Мы все это знаем, знаем, потому что к нам обращаются, у меня сотни обращений из округа по поводу лома цветных металлов. Грабят дачные участки, воруют простые предметы - краны, ложки, сковородки, кастрюли и так далее, но ведь грабят и государственную собственность, и муниципальную собственность, снимаются силовые трамвайные линии... Всё это прекрасно мы знаем. Мы видим эти кадры, показывают, как гибнут люди во время воровства проводов силовых линий, повисают прямо там. Всё это мы видим, и тем не менее закон пролежал пять лет, а мы спокойно сегодня констатируем, говорим, что он устарел: там стоял срок всего лишь 2005 год, и на этом основании снимаем проблему с рассмотрения! Мы говорим: может быть, комитет наш рассмотрит, где-то там готовится новый законопроект с новыми какими-то положениями. Проблема настолько серьезная и настолько важная, что пройти мимо нее нельзя. Я еще раз повторяю от имени нашей фракции, что мы должны указать прежде всего виновников, кто лоббирует, чьи интересы лоббируются, почему закон столько лет пролежал, почему нашу страну в течение пятнадцати лет последних, по сути дела, грабят? И это не недра, не какие-то финансы, сложные банковские операции, простые очень вещи вывозятся. Вывозятся через Прибалтику, прибалтийские страны сегодня по вывозу металлов выходят на первые места в мире, и это происходит за наш счет. А всё начинается с этих простых вещей. Всё это заложено в этом законе. Мы принципиально будем голосовать за этот закон по чисто политическим мотивам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Игошин Игорь Николаевич, пожалуйста. ИГОШИН И. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, Вячеслав Иванович в своем выступлении очень подробно описал, какие дивиденды, какую пользу получили Государственная Дума и общество оттого, что этот закон был в свое время внесен. Но, если реально-то судить, реального улучшения в этой сфере все-таки не произошло, об этом мы должны говорить, иначе, когда наши избиратели будут смотреть такие наши выступления, они, понятно, будут говорить о том, что мы просто оторвались от жизни и не понимаем, что происходит реально с теми людьми, которые за нас голосуют. Понятно, что проблема существует, к сожалению, до сих пор, существует именно на стадии заготовки лома цветных металлов. Правильно вопрос подняли депутаты, в частности Вячеслав Иванович, внеся этот законопроект, но они в нем предложили изначально неверный путь его решения: регулировать не на стадии заготовки, а на стадии экспорта. Более того, есть отзыв президента в пакете документов, в котором не только говорится о том, что решение неверное предлагается депутатами, но и предлагается другой путь решения этого вопроса, как бы дается возможность ссылаться потом на позицию президента, внося изменения в регламенты заготовки лома цветных металлов. Тем не менее депутаты - авторы этого закона, комитет Государственный Думы не использовали эту возможность, которую дал президент, - использовать его имя, его аргументацию, его мнение о том, что нужно регулировать стадию заготовки. И все пять лет мы как бы ждали, что этот закон так или иначе будет принят. Понятно, что это само по себе нам чести не делает, и не делает чести также то, что сегодня мы обсуждаем этот закон и говорим о том, что в ближайшее время - через один месяц, два месяца - комитет уже будет готов ввести регулирование на стадии заготовки лома цветных металлов, это уже следующий законопроект. Все-таки, наверное, сегодня комитету лучше было бы этот законопроект внести, это выглядело бы просто по-человечески более правильно. И наверное, используя сегодняшнее обсуждение этого вопроса, очень важно поставить Совету Думы, руководству Государственной Думы этот вопрос на контроль, потребовать от комитета, чтобы вопрос действительно был рассмотрен и комитет подготовил следующий законопроект к рассмотрению Государственной Думой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли выступать?.. Пожалуйста, от фракции "Родина" - Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "Родина". Спасибо. Уважаемые коллеги, буквально вчера Комитет по экологии рассматривал несколько законодательных инициатив субъектов Российской Федерации, и как раз по этому вопросу у нас было единогласно принято решение поддержать и Орловский законодательный орган, и представителей Башкортостана, других субъектов Российской Федерации, которые настаивают на том, чтобы мы вмешались в урегулирование процесса сбора цветного и черного лома, каким-то образом его законодательно урегулировали. Регионы видят, что мы в Государственной Думе уже долгое время не можем принять должный законодательный акт, не можем помешать разграблению лома цветных и черных металлов, поэтому, естественно, они вносят такие законодательные инициативы. Они требуют, чтобы мы повысили пошлины, требуют, чтобы сбор черного лома мы приравняли к сбору цветного, требуют ответственности, урегулирования вопросов сбора лома на уровне государства, а мы, к сожалению, уходим от этого вопроса. Я совершенно не понял из выступления докладчика, по каким мотивам данный закон устарел и почему мы должны прислушиваться к тем людям, которые утверждают, что данный закон мешает вступлению России в ВТО. Я думаю, что за этим законом стоят большие деньги, и естественно, те, кто лоббирует этот законопроект, просто не знают, что творится на местах. Вот предыдущие ораторы сказали, что уже не просто собирают сельскохозяйственный лом, уже в городах и рельсы разбирают, и снимают люки на пешеходных дорогах. И в этой ситуации отказаться от того, чтобы урегулировать процесс сбора лома, я думаю, значит просто уйти от ответственности. Я считаю, что закон не нужно снимать с рассмотрения. Надо найти в себе силы и возможности его доработать, внести, создав рабочую группу, соответствующие дополнения, пойти навстречу регионам и принять этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич. Пожалуйста, Овсянников Владимир Анатольевич. ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые депутаты, ну, это тот самый закон, который, наверное, вряд ли когда-нибудь будет принят. Статья дохода от сбыта лома цветного и черного, скорее всего, цветного металла в большей степени за границу - это достаточно серьезная доходная часть многих дельцов, которые просто, можно сказать, вырубают целые районы нашей территории, обесточивают, лишают возможности работать заводы. Скажем, было бы полбеды, если бы пришла домохозяйка домой и увидела, что дома нет ни одной кастрюли, ни самовара, ничего нет, но когда начинают проводить боевые учения в наших ракетных войсках и оказывается, что в боевой части ракеты отсутствуют определенные металлоконструкции из цветного металла, - вот тогда уже стоит задуматься. То есть мы не только предопределяем полную остановку наших заводов, замирание жизни в городах в связи с тем, что порой просто срубаются столбы, сами столбы линий высоковольтных передач, чтобы удобнее было потом срезать провода, но мы еще и губим нашу армию: в случае возможных боевых действий у нас сможет взлететь только одна десятая часть ракет, которые предназначены для уничтожения противника. Солдаты тоже испытывают, так сказать, денежное голодание и порой вынуждены разбирать ракеты, которые предназначены для ведения круглосуточного боевого дежурства. Вот до чего уже докатились, вот что страшно! А то, что в самом законе трактуется - на стадии экспорта, а не на стадии заготовки металлолома, - так это, по-моему, понятно, потому что там нужен наш лом цветных металлов. После развала Советского Союза все территории бывшего Советского Союза фактически лишились доступа к недрам, ресурсам, полезным ископаемым. Откуда они что-то будут брать для того, чтобы изготавливать определенные виды продукции? Понятно, что из лома цветных металлов, поставляемого с территории России. Либо надо закрыть это окошко, либо государство должно регулировать и контролировать экспорт лома цветных металлов. Я думаю, что тогда мы сподвигнем на местах меньше производить вот таких варварских вырубок, если всё это будет проходить под оком государства. Почему закон не будет принят ни во втором варианте, ни в третьем, ни в четвертом? Видимо, потому, что это та статья доходов, которая отдана на откуп субъектам Федерации, потому, что всё фактически на местах контролируют главы субъектов, главы городов и районов, и милиция борется только с теми нелегальными точками, которые неподконтрольны властям. Вот в чем... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Малышкин Олег Александрович. Пожалуйста. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. Какая-то однобокая ситуация получается: как только провода срезали где-то, сразу все идут в администрацию, не к приемщикам, не к энергетикам - в администрацию, а как только регулировать - стоп, это святая тема. По-моему, необходимо, правильно здесь говорили, расширить этот вопрос: и на стадии заготовки пусть государственное регулирование присутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли выступать полномочный представитель Президента Российской Федерации? Нет. Полномочный представитель правительства? Нет. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом, Вячеслав Иванович? Есть. Пожалуйста, включите микрофон депутату Шпорту. ШПОРТ В. И. Уважаемые коллеги, спасибо за такую вот искреннюю поддержку закона, который я вносил в прошлом созыве, но хочу вам напомнить, что цель этого закона, а я являюсь не только соавтором, но и инициатором, как раз и была временно, на пять лет, ограничить вывоз лома за границу, для того чтобы в это время навести порядок у себя в стране и отрегулировать как раз моменты заготовки, переработки и реализации лома и отходов цветных и черных металлов. Я уже говорил в своем докладе, что принято несколько важных законодательных актов и постановлений правительства, которые сегодня этот вопрос регулируют, и хочу вам ответственно заявить, что сегодня у силовых структур, органов правосудия и прокуратуры есть необходимая законодательная база для того, чтобы привлекать к ответственности тех, кто ворует, расхищает лом, так же как и есть законодательная база для того, чтобы привлекать к ответственности тех, кто расхищает, другие наши ценности, квартиры обворовывает и так далее и тому подобное. Поэтому я предлагаю все-таки согласиться с комитетом, потому что он действует в рамках Регламента, и поддержать законопроект о регулировании заготовки лома цветных и черных металлов, который уже прошел первое чтение и который мы готовим ко второму чтению, и там как раз отразить вот то, что сегодня здесь прозвучало, для того чтобы окончательно урегулировать этот важный для всех нас вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. По ведению, пожалуйста, Аршба Отари Ионович. АРШБА О. И., фракция "Единая Россия". Борис Вячеславович, я тоже хочу поддержать эту тему. Как металлург, должен сказать, что за Уралом все крупнейшие заводы - на ломном подкате. Если этот процесс не урегулировать, то у нас без стали останутся такие гиганты, как НКМК, Запсиб, Амурметалл и многие другие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим данный федеральный закон на "час голосования".
Ставлю на голосование постановление о Федеральном законе "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" с формулировкой: снять с дальнейшего рассмотрения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 22 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9% Проголосовало против 120 чел.26,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принимается.
Заседание № 85
О Федеральном законе "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
По четвертому вопросу - по Федеральному закону "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" - выступает полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Александр Алексеевич Котенков. Пожалуйста, Александр Алексеевич. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации отклонил Федеральный закон "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Основания для отклонения следующие. Федеральным законом предусматривается полный запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществлять экспорт лома и отходов цветных металлов. Право на осуществление внешнеторговой деятельности, в том числе на экспорт лома и отходов цветных металлов, предоставлено физическим и юридическим лицам в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Статьей 19 этого же федерального закона предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым в соответствии с федеральными законами могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и (или) импорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Естественно, в этот перечень попадают и лом, и отходы цветных металлов. Эти положения Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (а всего их восемь) основаны на положениях Конституции Российской Федерации, которой гарантировано право граждан на свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также установлено, что это право в числе прочих прав и свобод человека и гражданина может быть ограничено законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поскольку запрет на экспорт лома и отходов цветных металлов фактически не соответствует ни одному из оснований, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", установление этого запрета противоречит указанным положениям Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Кроме того, введение полного запрета на осуществление экспорта определенного вида товаров становится одним из негативных моментов в наших переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию. Президент Российской Федерации, кроме того, неоднократно указывал, в том числе в своем заключении, направленном ко второму чтению, на то, что проблему эту действительно надо решать, но решать ее надо не методом запрета экспорта, а методом усиления ответственности за незаконный оборот внутри страны, в том числе нелицензированный сбор отходов и лома, а также в соответствии с законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" Правительство вправе менять таможенные ставки, в том числе на экспорт отдельных видов сырья, и тем самым регулировать потоки, направляемые за рубеж. Президент Российской Федерации предлагает снять данный закон с дальнейшего рассмотрения и регулировать данную проблему иными способами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом по данному вопросу выступает член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Геннадий Максимович Ходырев. ХОДЫРЕВ Г. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, меня, да и не только меня, а, наверное, и вас, восхищает всегда энтузиазм, с которым Александр Алексеевич защищает позицию Президента, и, как, наверное, и положено генералу, он делает это до последнего патрона, даже если Президента и ввели в заблуждение тем заключением, которое подготовили. В частности, в заключении Президента говорится, что данный закон ограничивает права юридических и физических лиц на свободное использование имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом. Одновременно подчеркивается, что эти права могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства (подчеркиваю), нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. При этом утверждается (и сейчас Котенков повторил), что запрет на экспорт лома и отходов цветных металлов якобы не соответствует ни одному из перечисленных оснований. Давайте обратимся к реальной действительности. Вот что пишет в своем письме в Госдуму полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Пуликовский: несмотря на все усилия органов МВД и исполнительных органов власти, продолжается хищническое разграбление имущества предприятий, организаций, жизненно важных объектов энергетики, транспорта и связи, где ежедневно происходят кражи кабельной продукции и оборудования со сдачей их в виде лома и отходов цветных металлов и последующей поставкой на экспорт, чем наносится значительный ущерб экономике региона. Вторят ему и депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. В своем обращении к нам они говорят: тотальное разграбление промышленных предприятий и объектов энергетики, транспорта, связи, газовых станций, личных хозяйств и садоводческих товариществ идет уже на протяжении ряда лет; вырубаются электрические и телефонные кабели, в том числе обеспечивающие электроэнергетикой и связью воинские части, аэродромы и другие стратегически важные объекты; в целом наносится огромный ущерб государственным интересам России, ее экономике и безопасности. В поддержку этих тезисов я приведу цифры по РАО "ЕЭС...". В их официальной сводке говорится, что за прошлый год общая сумма причиненного хищениями ущерба составила более 1100 миллионов рублей, при этом произошло 452 несчастных случая, из них 283 - со смертельным исходом. Кроме того, РАО "ЕЭС..." сообщает, что хищения проводят хорошо организованные группы преступников с применением машин и механизмов, специального инструмента и приспособлений. В прошлом году имели место вооруженные столкновения между охраной энергообъектов и похитителями. Таким образом, угроза экономической безопасности России налицо, и с этим нельзя не согласиться, в том числе и представителю Президента. А разве не требуют защиты основы нравственности, когда вандалы, добывающие преступным путем цветные металлы, разрушают надгробия на кладбищах, мемориалы и памятники воинам, павшим в боях за Родину? Разве не требуют защиты здоровье, права и законные интересы населения, когда ущерб частному, муниципальному и государственному имуществу наносится ежедневно, подвергаются угрозе жизнь и здоровье граждан, в преступный бизнес втягивается молодежь? Сегодня право на выбор вида деятельности, о чем беспокоится представитель Президента, и безбедное существование небольшой группы предпринимателей поставлены выше здоровья, прав и законных интересов подавляющего большинства россиян, выше интересов безопасности страны. Разделяя обеспокоенность таким положением, сложившимся в сфере оборота лома цветных металлов, руководители, подчеркиваю, всех депутатских фракций и депутатских групп нашей Думы направили письмо Президенту, в котором говорится: просим вас, Владимир Владимирович, дать поручение Правительству Российской Федерации принять безотлагательные меры по ограничению вывоза лома черных и цветных металлов за рубеж. Думаю, что они опирались на наше с вами общее мнение. Да и сам Президент разделяет тревогу и является сторонником принятия более решительных мер в этой области. Так, в частности, на информацию Правительства о положении дел с оборотом лома черных и цветных металлов в стране Владимир Владимирович пишет следующую резолюцию: порядок в сфере оборота лома черных и цветных металлов не наведен; серьезных практических результатов нет; доложите о причинах, мешающих наведению порядка, представьте предложения о необходимых для их устранения правовых, экономических и организационных мер. Таким образом, наш закон дает в руки Правительству тот инструмент, с которым они могут реализовать требования Президента. И в качестве ремарки хотел бы сказать, что нет в нашем законе полного запрета экспорта лома. У Правительства остается право осуществлять экспорт лома в соответствии с межправительственными соглашениями - это раз. Правительству дается возможность устанавливать перечень ломов, так сказать, экспорт которых необходимо запретить. Учитывая все вышесказанное и зная состояние дел в ваших регионах, вы сами, уважаемые коллеги, ответьте себе на вопрос: являются усиление контроля государства в виде установления лицензирования экспорта лома и отходов цветных металлов и введение временного частичного запрета на экспорт отдельных, наиболее, скажу так, криминальных видов лома и отходов цветных металлов мерами, чрезмерно ограничивающими права и свободы граждан? Анализируя ситуацию, опираясь на требования Конституции Российской Федерации и действующего законодательства, учитывая единодушное одобрение Советом Федерации и многочисленные обращения законодательных и правительственных органов субъектов Российской Федерации, наш Комитет по промышленности, строительству и наукоемким технологиям единогласно принял решение рекомендовать Государственной Думе одобрить Федеральный закон "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" в ранее принятой редакции. Прошу коллег поддержать, оставить, может быть, в стороне наши, так сказать, политические пристрастия, а руководствоваться при голосовании здравым смыслом и мнением наших избирателей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Максимович. Переносим вопрос на "час голосования".
Уважаемые депутаты, переходим к голосованию по отклоненным федеральным законам. Федеральный закон "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов", отклоненный Президентом Российской Федерации. Комитет предлагает принять в ранее принятой редакции. Кто за это предложение? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 42 сек.) Проголосовало за 314 чел. 69,8% Проголосовало против 54 чел. 12,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел. Результат: принято Принято. (Аплодисменты.)
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Золотилин, пожалуйста, вопросы. ЗОЛОТИЛИН С. А. Артур Николаевич, большое спасибо. Я - по ведению. Вы знаете, я голосовал по законопроекту о ломе цветных металлов за, а в протоколе написано, что меня не было. Пожалуйста, внесите исправления в протокол. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 58
О проекте федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, надо еще один законопроект рассмотреть - проект федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" (третье чтение). Докладчик тот же. Пожалуйста. ХОДЫРЕВ Г. М. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Ну, здесь один к одному: правовая и лингвистическая экспертиза текста проведена, сняты внутренние противоречия - законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет по промышленности просит принять законопроект в третьем чтении и включить его сегодня в "час голосования". Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение включить в "час голосования". Есть возражения? Нет. Объявляем "час голосования". Голосуем в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Прошу включить электронную систему голосования. Голосуем. У кого нет карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 06 сек.) Проголосовало за 384 чел. 85,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел. Результат: принято Принимается. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Прошу включить электронную систему голосования. У кого нет карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 50 сек.) Проголосовало за 277 чел. 61,6% Проголосовало против 81 чел. 18,0% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел. Результат: принято Принято. Оба законопроекта приняты в третьем чтении.
Заседание № 56
О проекте федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов" (принят в первом чтении 19 июля 2000 года с названием "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, мы сейчас начинаем обсуждать пункт 6 повестки дня: о проекте федерального закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Докладчик - Геннадий Максимович Ходырев. Пожалуйста, Геннадий Максимович, на трибуну по этому актуальному законопроекту. ХОДЫРЕВ Г. М. Уважаемые депутаты, вам предлагается рассмотреть во втором чтении проект закона "О государственном регулировании экспорта лома и отходов цветных металлов". Как вы помните, исходя из национальных интересов и экономической безопасности государства проектом закона предусматривается временный, до 1 января 2005 года, запрет на экспорт лома и отходов цветных металлов. В установленные сроки получены документы от 30 субъектов Российской Федерации, в которых поддерживается принятие законопроекта и не предлагаются какие-либо поправки к его тексту. Поступили сотни писем от трудовых коллективов, коллективные письма от жителей населенных пунктов и отдельных граждан в поддержку этого законопроекта. Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд в своих документах не предлагают внесения изменений в текст законопроекта. Три депутата Госдумы внесли свои поправки, которые сведены в таблицу и учтены в предлагаемом тексте. На законопроект имеются заключения, направленные в Думу от имени Президента и Правительства Российской Федерации, в которых высказывается нецелесообразность принятия этого закона, поскольку, считается, существующего законодательства достаточно для наведения порядка в стране. В то же время Министерство путей сообщения, Министерство внутренних дел, Министерство транспорта, министерство промышленности, Минэнерго, Минсвязи, РАО "ЕЭС России" бьют тревогу и требуют решительных мер со стороны Государственной Думы и Правительства в этом направлении. Все это навевает мысль о том, что данная проблема широко на заседании Правительства не рассматривалась, а информация, которая до Президента доведена, по-видимому, носила неполный характер и не передавала ту остроту, которая существует сегодня в стране. Поэтому мы предлагаем сегодня рассмотреть поправки, принять данный законопроект во втором чтении и не подводить ни Президента, ни премьер-министра, не выставлять их в невыгодном свете перед обществом. У меня все. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все у вас. Таблица поправок одна - те поправки, которые вы рекомендуете к принятию? ХОДЫРЕВ Г. М. Да, их рекомендуется принять, поскольку они улучшают текст и, как правовики говорят, улучшают правовую канву законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, законопроект обсуждается во втором чтении, поэтому я обращаюсь к фракциям и депутатским группам: у фракций есть вопросы по таблице поправок? У комитетов, у депутатов вопросы по таблице поправок есть? Нет. Тогда я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. Уважаемые депутаты, идет голосование. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 13 сек.) Проголосовало за 260 чел. 57,8% Проголосовало против 55 чел. 12,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел. Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. (Выкрики из зала.) Принять законопроект во втором чтении, потому что таблица отклоненных поправок отсутствует. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Нет таких. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 48 сек.) Проголосовало за 254 чел. 56,4% Проголосовало против 63 чел. 14,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. Результат: принято Принимается. Готовьте законопроект к третьему чтению.
Заседание № 41
О проекте федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
По предложению депутата фракции "Единство" сегодня было проголосовано предложение пункт 18 рассмотреть перед пунктом 17. Поэтому я прошу сейчас Геннадия Максимовича доложить о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части оборота лома цветных металлов). Пожалуйста, Геннадий Максимович. ХОДЫРЕВ Г. М. Уважаемые депутаты, я думаю, вы все знаете эту проблему, поскольку избиратели, коллективы трудовые, да и главы администраций с руководителями законодательных собраний направляют большое количество писем, в которых сообщают о хищениях на предприятиях, а также в жилых домах, садах, огородах, на линиях электропередачи и так далее. Попытки со стороны Правительства путем регулирования экспортных пошлин, частичного ужесточения лицензирования к улучшению ситуации не привели. Хищения продолжают иметь место и из года в год увеличиваются. Предлагаемый проект федерального закона позволяет восполнить данный пробел в законодательстве Российской Федерации и установить правовые основы деятельности в области экспорта лома цветных металлов в целях обеспечения экономической безопасности России, сохранения сырьевой обеспеченности отечественной металлургии и возмещения потерь государства, возникших при неконтролируемом экспорте лома цветных металлов. Законопроект состоит из семи статей. Я подробно на них не буду останавливаться, вы такую возможность имели. Главное здесь, наверное, в том, что вводится правовая норма, по которой лом цветных металлов признается стратегически важным сырьем Российской Федерации и в соответствии с которой налагается запрет до 1 января 2005 года на экспорт лома цветных металлов с территории Российской Федерации, за исключением экспорта лома цветных металлов, осуществляемого в рамках международных договоров и межправительственных соглашений Российской Федерации. Законопроектом предусмотрены временные ограничения в действии законов и вводится перечень цветных металлов, содержащихся в ломе металлов (он утверждается Правительством Российской Федерации), на которые и распространяется действие настоящего закона. Заключение Правового управления на законопроект есть, оно в принципе положительное, но есть и ряд замечаний, которые, мы считаем, можно учесть при подготовке ко второму чтению. Есть официальный отзыв Правительства, который состоит из двух принципиальных вопросов. Первое. Правительство считает, что порядок можно навести в рамках действующего законодательства. Тогда возникает вопрос: а почему в течение пяти лет Правительство ничего не сделало, чтобы навести порядок? И второе. Якобы выпадает из доходной части до 50 миллионов долларов. Должен поставить Правительство в известность, что только за 1999 год на линиях РАО "ЕЭС..." нанесен ущерб более 70 миллионов долларов. К тому же погибли 544 человека, и непонятно, в каком - рублевом или долларовом - исчислении надо измерять эти потери. Кроме того, Правительство, в частности, не удосужилось до сих пор посчитать тот косвенный ущерб, который наносится промышленным предприятиям, хозяйствующим субъектам в связи с отключением линий передачи, прерыванием транспортных связей и так далее. Поэтому комитет по промышленности вносит предложение принять предложенный законопроект в первом чтении. Прошу депутатов поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по данному законопроекту? Есть ли желающие выступить? Я прошу тогда записаться на выступления. Включите ситему в режим записи. Андрей Викторович, у нас по Регламенту сначала депутаты выступают, а потом вы. Хорошо? Покажите список. Записались 11 человек. Уважаемые депутаты, сколько времени дадим на выступление? 11 записавшихся. Какие предложения? По минуте, по две, по три? Сколько времени будем обсуждать? По одной минуте. Кто за это предложение - дать выступающим по одной минуте? Прошу проголосовать. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 04 мин. 55 сек.) Проголосовало за 183 чел. 97,3% Проголосовало против 5 чел. 2,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 188 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. По одной минуте. Пожалуйста, по списку. Первый выступающий... Покажите нам списочек еще раз, пожалуйста. Депутат Косариков. КОСАРИКОВ А. Н., фракция "Единство". Уважаемые коллеги, при всем уважении к работе комиссии, которая действовала под руководством Геннадия Максимовича Ходырева, я должен сказать, что способ борьбы с хищениями просто запрещением деятельности напоминает старый принцип: нет человека - нет проблемы. Но так же нельзя! На самом деле нужно просто отладить систему взаимоотношений в этой сфере, жестко отладить. И вот второе требование - чтобы Правительство дало немедленно предложение о том, как оно само видит здесь решение, - конечно, нужно принимать. А если мы сегодня в первом чтении примем, мы ничего, во-первых, не решим тут же. Лучше отложить на осеннюю сессию, до конца его доработать - так, чтобы он работал и мы не теряли миллионы, кстати, миллиарды на самом деле. Потому что имеется в виду только таможенная пошлина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гришуков. ГРИШУКОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я призываю проголосовать за этот законопроект, это крайне важный закон для нашего государства. Это и доходы в бюджет в том числе, о чем мы сегодня очень много говорим. Поэтому долго не буду убеждать. Я призываю еще раз проголосовать. Мы к этому закону давно шли. А все поправки ко второму чтению внесем, если есть необходимость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Яшин. ЯШИН А. М., фракция "Единство". Вы знаете, коллеги, на самом деле мы иногда говорим о таких вещах, которые для общества неприемлемы. Мы боремся за каждого человека, кто погибает в Чечне, страшно радеем, просто действительно плачем, и вот в настоящий момент, когда мы говорим о том, что могут погибнуть 200-300 человек за летний период, мы к этому относимся достаточно прохладно. Я с господином Косариковым не согласен. Нужно проголосовать в первом чтении. У Правительства было достаточно времени для того, чтобы этот закон сформулировать. Нужно голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Шишлов. ШЕЛИЩ П. Б. По карточке Шишлова - депутат Шелищ. Уважаемые коллеги, мы невольно сейчас обсуждаем сразу два связанных между собой законопроекта, под номерами 17 и 18, так уж получилось. Моя точка зрения такова, что тут применим принцип шахматистов - угроза сильнее исполнения. Если мы примем в первом чтении законопроект, который ограничивает, вводит фактически мораторий на экспорт цветного лома, то тем самым мы заставим и Правительство, и самих субъектов хозяйственной деятельности, которые работают на этом рынке, принять меры и госрегулирования, и саморегулирования для прекращения того варварства, которое творится. А для того, чтобы дать Правительству все необходимые полномочия, мы и принимаем поправки к законам о лицензировании и об отходах производства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Коломейцев Виктор Андреевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Депутат Кибирев, по карточке Коломейцева. Уважаемые коллеги, абсолютно ясный вопрос. Проблема настолько накипела, что она подлежит обязательному разрешению. Останавливается железнодорожный транспорт - сбивают рельсовые соединители; во тьму погружаются дачи и огородные участки - снимают провода; гибнут люди на трансформаторных подстанциях... Мне кажется, что убедительный доклад депутата Ходырева и мнение большинства депутатов свидетельствуют об одном: закон надо принимать в первом чтении. Наши избиратели за проведение этого закона скажут нам спасибо. А в последующем, во втором чтении, мы подрегулируем, если что-то там не так. Я призываю голосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Морозов. МОРОЗОВ О. В. Уважаемые коллеги, нужно обратиться, наверное, к тем, кто записался. Если все выступления в поддержку закона - ну какой смысл... Мы убеждаем сами себя. Если есть среди тех, кто записался, те, кто хочет выступить против, давайте дадим им слово и поставим на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, кто против принятия данного закона из записавшихся? Против нет. Представитель Правительства просил слова по данному законопроекту. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, это действительно очень животрепещущая и острая проблема, и Правительство занимается ею достаточно долго. Прошу меня выслушать. Ну, во-первых, по процедуре, как был внесен этот законопроект. По мнению его разработчиков, он не требовал финансово-экономического обоснования. Но как минимум два положения этого законопроекта напрямую указывают на расходы из бюджета. Во-первых, это запрещение до 1 января 2005 года экспорта лома цветных металлов, что естественным образом отражается на поступлении в казну экспортных пошлин. А во-вторых, обратите внимание на статью 4: юридические лица, индивидуальные предприниматели обеспечиваются мерами государственной поддержки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. А это напрямую влечет за собой изменение финансовых обязательств Правительства и также приведет к дополнительным расходам из федерального бюджета. Я сейчас отодвину в сторону вот эти регламентные процедуры, которые не были соблюдены. Вот почему мы, не имея финансово-экономического обоснования, были вынуждены давать официальный отзыв. Потому, что расчеты не были представлены разработчиками... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович, мы говорим по пункту 18. ЛОГИНОВ А. В. Я говорю по 17-му. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По 18-му, Андрей Викторович. Мы поменяли местами пункты повестки дня и сейчас мы принимаем 18-й. ЛОГИНОВ А. В. Любовь Константиновна!.. Уважаемая Любовь Константиновна, я выступаю по тому закону, по которому докладывал уважаемый Геннадий Максимович. Он докладывал закон о регулировании экспорта цветных металлов. Это пункт 17 повестки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Неправильно докладывал депутат Ходырев. Мы говорили, что сначала - пункт 18, Геннадий Максимович. ЛОГИНОВ А.В. Разрешите мне продолжить? Но отставим в сторону регламентные процедуры, перейдем к сущности этой проблемы. Это очень острая проблема - я полностью согласен с депутатами, - и Правительство крайне ею озабочено. Но я хочу указать на некоторое несоответствие. Кстати, в этой проблеме есть два минуса, в общем, как бы те две больные точки, на которые якобы ориентирован этот закон. Одна больная точка - это криминализация этой сферы, криминализация сферы сбора, переработки лома цветных металлов, которая влечет за собой вот эти ничем не оправданные человеческие жертвы. Другая сторона, другая точка - это загруженность отечественных предприятий по переработке цветного лома. Так вот, коллеги, следующий законопроект, который мы должны рассматривать, пункт 18, полностью направлен на то, чтобы урегулировать отношения и исключить сферу криминализации в части сбора, обработки и лицензирования сбора лома цветных металлов. Что же касается загрузки отечественных предприятий, и я понимаю обеспокоенность депутатов, я хочу сказать, что я не согласен со словами депутата Ходырева насчет того, что повышение Правительством экспортных пошлин на лом цветных металлов ни к чему не привело. Я хочу вам привести следующие цифры (уважаемые коллеги, послушайте их внимательно!) за третий квартал 1999 года и первый квартал 2000 года. А правительственным постановлением экспортная пошлина была увеличена на 30 процентов 28 октября 1999 года. Так вот, увеличение на 30 процентов привело к тому, что экспорт отходов и медного лома сократился в 12 раз, отходов и лома никелевых - в два раза, лома алюминиевого - в 4,5 раза. Значит ли это, что стали меньше вывозить из страны лома цветных металлов? Специалисты, сидящие в этом зале, скажут, что это не значит, что стали вывозить меньше. Потому что есть такое понятие, как контактная группа. Есть такие болванки, чурки с двумя дырками, которые сейчас делаются как образцы этого лома и также уходят за границу. Таким образом, принятием этого закона мы не наведем порядка в сфере криминальной и никоим образом не загрузим отечественные предприятия. Кстати, отечественные предприятия по обработке лома на сегодняшний день загружены под завязку. Отечественный рынок лома цветных металлов переполнен. Об этом говорит и то, что в последнее время, после увеличения экспортной пошлины на 30 процентов, отечественные металлурги не обращались в комиссию Правительства по таможенно-тарифной политике и не просили о дальнейших мерах в этом направлении. Отечественные металлурги как раз удовлетворены. Что же мы получим, приняв такой закон? Приняв такой закон, мы получим самые жесткие санкции со стороны международного сообщества. И это не шутки. Вот это как раз приведет к закрытию рабочих мест, это как раз приведет к снижению наших возможностей эффективно взаимодействовать с Европейским сообществом. Маленький пример: мы на 30 процентов повысили экспортную пошлину на черный лом и это немедленно привело к тому, что Комиссия Европейских сообществ на 12 процентов сократила квоту поставок черного металла, проката производства наших предприятий в страны ЕЭС. Поэтому, уважаемые коллеги, я считаю, что закон не решает те задачи, на которые он нацелен. Эти задачи решает следующий закон - закон, который мы будем рассматривать под пунктом 18, - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Максимович, я так понимаю, что заключения Правительства нет по этому поводу. ХОДЫРЕВ Г. М. Есть официальный отзыв, но я хотел бы в завершение обсуждения выступить. Конечно, странная позиция представителя Правительства. Если это мнение Правительства в целом, то это еще более странно: Правительство не знает, что у него в стране делается! Вот что удивительно. Поэтому сокращение экспорта лома цветных металлов в третьем и четвертом квартале нисколько не привело к уменьшению криминализации этого рынка. Разница в ценах, внутренней, закупочной и экспортной, в 10 с лишним раз - вот, так сказать, камень преткновения! На черном металле этого мы не прослеживаем, поэтому с черным металлом такой остроты сегодня нет. Вы говорите, что металлурги не обращались. Это очень странно. Или просто они понимают, что бесполезно обращаться в Правительство с такой проблемой. Но цветная металлургия сегодня недополучает, по крайней мере ее потребность в ломе цветных металлов в два раза выше по сравнению с тем, что сегодня она потребляет. С другой стороны, решить эту проблему полностью может, как уже я сказал, целый пакет законов и поправок к действующему законодательству: поправки в Уголовный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, в Гражданский кодекс, в закон о внешнеэкономической деятельности и ряд других законов. Все это, вместе взятое, и даст возможность Правительству принять ряд постановлений, которые бы регламентировали уже, так сказать, эту деятельность. Сегодня Правительство бездействует в этом отношении. Поэтому я еще раз призываю, так сказать, выслушав мнение Правительства, все-таки проголосовать, принять в первом чтении, что, я согласен, заставит несколько активнее работать и Правительство, а также, может быть, и нас, депутатов, вместе с регионами, для того чтобы ко второму чтению внести поправки и более солидно, может быть, выглядеть, чем сегодня это получается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, уважаемые коллеги... Заместитель министра экономики Шаронов. Пожалуйста. (Шум в зале.) Выступление Правительства очень важно. Что же мы будем принимать, если оно против? Пожалуйста. ШАРОНОВ А. В., статс-секретарь - заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, я хочу все-таки добиться того, чтобы не было противопоставления: якобы Правительство не стремится ограничить тот беспредел в области экспорта лома цветных металлов и вообще оборота, а Государственная Дума стремится к этому и не находит поддержки Правительства. Дело в том (и мы сегодня обсуждали этот вопрос на заседании одной из фракций), что озабоченность депутатов касается более широкого вопроса - оборота лома цветных металлов, а не только экспорта. Потому что главная криминальная сфера - это именно оборот, а на экспорт уже выходит вполне легальный металл. Поэтому речь надо вести об ограничении оборота лома цветных металлов. И именно этому посвящен законопроект из пункта 18, который тоже внесен депутатами, одобрен комитетом по промышленности, и Правительство поддерживает этот законопроект. Поэтому я предлагаю, во-первых, не разрывать два этих вопроса, а, во-вторых, сконцентрироваться на пункте 18. Мы поддерживаем закон и считаем, что именно этот закон уменьшит криминализацию ситуации в области оборота прежде всего цветных металлов, и черных металлов также. Данный же закон - закон об ограничении экспорта - на наш взгляд, не даст желаемого результата, более того, жесткое ограничение, тем более запрет на пять лет приведет к усилению криминализации в этой относительно благополучной области экспорта. Я еще раз говорю: проблема не только в экспорте и прежде всего не в экспорте, а в криминальном способе сбора лома. Поэтому еще раз прошу вас обратить внимание на позицию Правительства. Мы не поддерживаем пункт 17 и поддерживаем 18-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Геннадий Максимович, я так понимаю, вы предлагаете голосовать: принять в первом чтении. Позиция Правительства понятна. Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. (Шум в зале.) По мотивам... Нет, я включил уже режим голосования. Определитесь голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении (пункт 17)? (Шум в зале.) Остановите, пожалуйста, голосование. Еще раз. Уважаемые коллеги, пункт 17 - о проекте федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов". Понятна позиция? Понятно, какой законопроект ставится на голосование? Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять его в первом чтении? Пункт 17. По пункту 18 тоже понятна позиция. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 20 мин. 00 сек.) Проголосовало за 239 чел. 53,1% Проголосовало против 70 чел. 15,6% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 39
О проекте федерального закона "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Тамара Васильевна Плетнева предложила законопроекты, связанные с оборотом черных и цветных металлов, перенести на 10-е место. Да? Пожалуйста, Логинов, представитель Правительства. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, поскольку законопроект "О государственном регулировании деятельности в области экспорта лома цветных металлов" нуждается в заключении на этот законопроект, я хочу довести до вас информацию, что поручение было дано министерствам - это минпромнауки, минэкономторг, Минфин - и свое заключение они смогут, к сожалению (тут со сроками так у нас организовано), представить только к 17-му числу. Я говорил вчера с председателем комитета, и мы договорились: если заключение придет ровно в срок, мы гарантируем рассмотреть этот вопрос по возможности в день дополнительного заседания, которое намечено на 19-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Дмитриевич Маслюков, пожалуйста, каково мнение комитета по поводу того, чтобы эти законопроекты с заключением Правительства рассмотреть 19 июля? МАСЛЮКОВ Ю. Д., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Поскольку это будет фиксированное время и нет другого решения, придется соглашаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы переносим на 19-е число. Без заключения Правительства, к сожалению, не можем рассматривать. Тамара Васильевна, это какие номера? ИЗ ЗАЛА. 38, 39! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 38 и 39, да? ИЗ ЗАЛА. И 40! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И 40. Сейчас, секундочку, чтобы нам не ошибиться. Так, пункт 38 - о лицензировании отдельных видов деятельности, пункт 39 - о регулировании экспорта лома, пункт 40 - о государственном регулировании. Три закона переносим на 19-е число. Давайте мы сразу определимся и переставим их в повестку дня на 19-е. Просим Правительство обязательно до 17-го числа дать заключение, чтобы мы могли раздать всем депутатам.