Заседание № 56

15.11.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в статью 113 и изменения в статью 115 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения структуры органов управления государственных и муниципальных унитарных предприятий и предоставления субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям права создавать унитарные предприятия).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1992 по 2213 из 6187
Уважаемые коллеги, пункт 7.2. Законопроект идет как альтернативный. Поэтому     
мы сейчас тогда послушаем доклад по пункту 7.2, потом ваше выступление, Павел   
Владимирович, затем зададим вопросы.                                            
                                                                                
Николай Васильевич Арефьев - по законопроекту под пунктом 7.2. Пожалуйста.      
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, выносится на рассмотрение законопроект "О внесении           
дополнения в статью 113 и изменения в статью 115 Гражданского кодекса           
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
В чем суть? По статье 113. Вносится поправка, которая предусматривает           
уточнение структуры органов управления унитарными предприятиями. До             
настоящего времени Гражданский кодекс предусматривает только однозвенную        
структуру управления унитарными предприятиями, то есть единоначальную. В        
связи с этим получается такая коллизия. Если у акционерных обществ,             
коммерческих предприятий имеется многозвенная структура, в частности есть       
генеральный директор, совет директоров, наблюдательный совет, ревкомиссия и     
другие органы, то в унитарных предприятиях введена только единоначальная        
структура и других - ни контрольных, ни наблюдательных органов, ни              
коллегиальных органов - нет.                                                    
                                                                                
Преимущества заключаются в том, что при многозвенной структуре ни один орган    
не имеет всей полноты власти и при коллективном управлении окончательно         
вырабатываются наиболее серьезные решения, которые способствуют                 
производственному процессу на любом предприятии.                                
                                                                                
Отсутствие поправки, которая вносится сегодня в Гражданский кодекс, также       
ущемляет в правах наше государство в организации контроля и в организации       
других органов управления унитарными предприятиями и в то же время создает      
противоречие с другими законами, как, например, "О науке и государственной      
научно-технической политике". Допустим, наши научные учреждения всегда          
управлялись не только административно, были и ученые советы,                    
научно-технические советы и другие. Сегодня Гражданский кодекс запрещает на     
государственных предприятиях, унитарных предприятиях, организовывать подобные   
ученые советы. Но ведь есть такие предприятия, как ОКБ "Сухой", ЦАГИ, и         
другие крупнейшие научные учреждения. Они не могут управляться только           
административно, без участия ученых советов.                                    
                                                                                
Поэтому вносится поправка в статью 113 Гражданского кодекса, которая            
предусматривает уточнение структуры органов управления унитарными               
предприятиями.                                                                  
                                                                                
Мы с вами приняли в первом чтении законопроект об унитарных предприятиях, где   
в принципе такая многозвенная структура управления уже предусматривается.       
                                                                                
Что касается статьи 115, поправка примерно аналогична той, о которой сегодня    
докладывал докладчик до меня. Она устраняет дискриминацию в части организации   
казенных предприятий. До настоящего времени казенные предприятия разрешено      
организовывать только на федеральном уровне. Мы предлагаем расширить этот       
спектр на субъекты Федерации и на муниципальные образования.                    
                                                                                
Надо сказать, что предыдущий докладчик дал довольно развернутую аргументацию    
необходимости введения этой поправки. Я бы хотел только дополнить тем, что      
сегодня необходимость создания казенных предприятий и унитарных предприятий     
на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне, может       
быть, даже больше, чем на федеральном уровне.                                   
                                                                                
Допустим, в любом муниципальном образовании, особенно в городах областного      
значения, есть такие предприятия, как водоканал, коммунэнерго, городской        
транспорт. Они все являются либо неприбыльными, либо напрямую убыточными,       
нуждаются в опеке властей, и желание сделать их муниципальными либо казенными   
предприятиями у муниципалитетов и у субъектов Федерации есть.                   
                                                                                
Поэтому вот такое изменение статьи 115, норма - устранить дискриминацию в       
части организации казенных предприятий на всех уровнях, в частности на          
федеральном, на уровне субъектов Федерации, в муниципальных образованиях, - я   
полагаю, назрела, нужно эту поправку принимать. И просил бы этот законопроект   
принять в первом чтении. Спасибо.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Присаживайтесь,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Заключение по двум законопроектам - Павел Владимирович Крашенинников, с         
места.                                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу вас присесть.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
законодательству, фракция "Союз Правых Сил".                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, я сразу хочу сказать, что по данным законопроектам          
комитет дал отрицательные заключения, но я в нескольких словах просто хочу      
пояснить.                                                                       
                                                                                
Первое - по статье 113, в которой предлагается расширить количество органов     
унитарного предприятия. Я просто хочу напомнить, что характер и                 
принципиальное отличие акционерного общества от унитарного предприятия как      
раз и заключаются в том, что унитарное предприятие - единое. Вообще, в          
переводе с латинского "унитарный" - это как раз значит "единый". То есть        
унитарное предприятие основано на праве собственности либо государственной,     
либо муниципальной. И следовательно, наличие каких-либо дополнительных          
органов, которые бы представляли каких-либо иных участников либо учредителей    
данного юридического лица, здесь не требуется, здесь нет других учредителей.    
Если это государственное предприятие, учредитель только государство.            
Соответственно, мы полагаем, что таких дополнительных органов не может быть.    
                                                                                
Что касается возможности заключения сделок, то существуют гражданско-правовые   
возможности. Пожалуйста, можно выписывать руководителю унитарного предприятия   
доверенность, и по этой доверенности, в рамках этой доверенности как раз        
могут заключаться гражданско-правовые сделки.                                   
                                                                                
Что касается названных ученых советов, пожалуйста, они могут создаваться. Но    
обладать какими-либо гражданско-правовыми возможностями, конечно же, такой      
ученый совет не может.                                                          
                                                                                
Теперь главное - что касается казенных предприятий. Я просто хочу напомнить,    
что такое казенные предприятия и почему они оказались в Гражданском кодексе.    
Казенные предприятия - это предприятия, которые были созданы на базе            
имущества, находящегося в федеральной собственности, я подчеркиваю это. И       
просто хочу напомнить, что такие предприятия создаются, как правило, в          
оборонной отрасли, в оборонном комплексе либо, скажем, в                        
исправительно-трудовых учреждениях. И эти предприятия создаются по решению      
Правительства. Также я хочу напомнить, что одной из особенностей, одной из      
характеристик казенного предприятия является то, что оно не всегда              
самостоятельно отвечает по своим обязательствам. В гражданском праве есть       
такое понятие, как субсидиарная ответственность, то есть дополнительная         
ответственность. И если данное предприятие не может отвечать по своим долгам,   
то отвечает соответствующий бюджет. Представьте себе, если мы сейчас начнем     
организовывать в субъектах Федерации и в муниципалитетах такие казенные         
предприятия. Во-первых, мы разорим бюджеты соответствующих уровней.             
Во-вторых, мы в данном случае подставим других участников гражданского          
оборота постольку, поскольку другие, например, юридические лица либо граждане   
будут заключать с ними договор, но потом будет выясняться, что в данном         
случае не они будут отвечать, а отвечать будет бюджет. А с бюджетом, как мы     
знаем, всегда есть проблемы.                                                    
                                                                                
И на самом деле, мы полагаем, что как раз данная норма противоречит и сути, и   
духу гражданского законодательства, и, конечно же, мы выступаем категорически   
против данных поправок. Спасибо.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, будут ли у вас вопросы к докладчикам по первому и по        
второму законопроекту? Есть ли желающие выступить по первому или по второму     
законопроекту? Представители Правительства или Президента хотели бы             
выступить? Законопроекты первого чтения.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Логинов.                                                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Имеется подробный отзыв,     
отрицательный отзыв, Правительства и на первый, и на второй законопроекты.      
Поэтому я хотел бы просто дополнить позицию комитета тем, что, действительно,   
авторами обоих законодательных инициатив как-то стирается грань между двумя     
принципиально разными типами унитарных предприятий.                             
                                                                                
Если унитарные предприятия, основанные на правах хозяйственного ведения,        
создаются государственными органами или органами местного самоуправления (им    
посвящена специально статья 114 Гражданского кодекса), то унитарные             
предприятия, основанные на праве оперативного управления, могут создаваться     
только Правительством Российской Федерации на базе госпредприятий,              
ликвидируемых по целому ряду обстоятельств. Этому вопросу, как вы знаете,       
посвящен специальный Указ Президента № 1003 от 23 мая 1994 года "О реформе      
государственных предприятий". И нормы этого указа действуют до принятия         
закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в             
соответствии с Гражданским кодексом.                                            
                                                                                
Хотел бы еще два момента подчеркнуть. Во-первых, унитарные предприятия,         
которым посвящена статья 115, основанные на праве оперативного управления,      
или федеральные казенные предприятия, фактически являются составным элементом   
федеральной собственности. Основным источником финансирования казенного         
предприятия являются средства, выделенные в установленном порядке из            
федерального бюджета или федеральных внебюджетных фондов. В соответствии с      
пунктами "д" и "м" статьи 71 Конституции федеральная государственная            
собственность и управление ею, а также вопросы оборонного производства          
относятся к исключительному ведению Российской Федерации. А вы знаете, что      
эти предприятия, как правило, только оборонного характера, носят оборонный      
характер.                                                                       
                                                                                
И, конечно же, надо отметить, что 22 апреля 1999 года Дума приняла в первом     
чтении проект федерального закона "О государственных и муниципальных            
унитарных предприятиях", необходимость которого вытекает из пункта 6 статьи     
113 Гражданского кодекса. С учетом изложенного, конечно, соответствующие        
изменения и дополнения и в целом какие-то концептуальные, вернее,               
соответствующие поправки можно и целесообразно вносить в текст указанного       
законопроекта, но никак не в Гражданский кодекс. Поэтому Правительство не       
поддерживает оба законопроекта. Спасибо.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте мы с вами проголосуем. Сначала законопроект под      
номером 7.1, который доложил Владимир Николаевич Шорин. Кто за то, чтобы        
принять данный законопроект в первом чтении? Законопроект, который доложил      
Шорин.                                                                          
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за               35 чел.              7,8%                        
Проголосовало против          103 чел.             22,9%                        
Воздержалось                    3 чел.              0,7%                        
Голосовало                    141 чел.                                          
Не голосовало                 309 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                
Законопроект под номером 7.2, докладчиком был Николай Васильевич Арефьев. Кто   
за то, чтобы этот законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, уважаемые   
депутаты, голосуйте.                                                            
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              201 чел.             44,7%                        
Проголосовало против           92 чел.             20,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.