Заседание № 56

15.11.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения порядка оплаты уставного капитала акционерных обществ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2360 по 2566 из 6187
Николай Васильевич Арефьев, вы у нас докладываете следующий законопроект -      
проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 99 и 100              
Гражданского кодекса Российской Федерации". Пожалуйста.                         
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, вот тот законопроект, за который сейчас не     
проголосовали... Я не знаю, даже комитет и то просил проголосовать. Мы уже      
таких коллизий сегодня наделали в законодательстве, что скоро только судами     
разбираться будем во всем. Вот еще вносится поправка в Гражданский кодекс.      
Все озабочены банкротством. Ну что, так и будем уничтожать всю нашу экономику   
или все-таки будем поправки голосовать?!                                        
                                                                                
Я доложу вам о поправках в статьи 99 и 100.                                     
                                                                                
Суть предлагаемой поправки к пункту 2 статьи 99 Гражданского кодекса            
Российской Федерации заключается в предоставлении возможности акционерному      
обществу передавать эмитированные акции кредитору указанного общества в обмен   
на погашение его требований к обществу. Этот механизм позволит предотвратить    
банкротство акционерного общества путем достижения договоренностей с его        
кредиторами о погашении их требований в обмен на приобретение акций общества.   
Данный подход не ущемляет интересов акционеров акционерного общества,           
заинтересованных в восстановлении его финансового положения, так же как и       
интересов кредиторов, которые добровольно и сознательно готовы обменять свои    
требования к обществу на приобретение его акций.                                
                                                                                
Естественно, что, добровольно соглашаясь на дополнительную эмиссию акций с      
последующей передачей их в собственность кредиторов, акционеры сознательно      
размывают принадлежащий им пакет акций. Однако альтернативой этому решению      
является банкротство предприятия и полное устранение акционеров от управления   
предприятием.                                                                   
                                                                                
Напомню, что по действующему законодательству о банкротстве при банкротстве в   
лучшем случае вводится процедура внешнего управления с полным отстранением      
собрания акционеров, совета директоров и руководителя предприятия от            
управления. Но чаще всего, почти в 70 процентах случаев, дело доходит до        
процедуры конкурсного производства и распродажи имущества акционерного          
общества по частям.                                                             
                                                                                
Действующая в настоящее время редакция пункта 2 статьи 99 Гражданского          
кодекса Российской Федерации препятствует принятию законодательных актов о      
финансовом оздоровлении организаций и реструктуризации их задолженности перед   
кредиторами, включая государство и муниципальное образование, без которых       
невозможно уменьшить объем взаимных неплатежей и количество возбужденных дел    
о банкротстве.                                                                  
                                                                                
Федеральный закон "Об акционерных обществах", особенно принятая                 
Государственной Думой его новая редакция, надежно защищает права акционеров и   
самого акционерного общества от недобросовестных действий со стороны его        
исполнительных органов при размещении дополнительно эмитированных обществом     
акций, устанавливает четкий порядок оплаты акционером приобретенных им акций.   
Здесь какое-либо злоупотребление просто невозможно. Поэтому вполне логично      
установить запрет на оплату акций акционерного общества путем зачета            
требований кредиторов к нему только на случай учреждения акционерного           
общества и первоначального формирования учредителями общества его уставного     
капитала, в чем и заключается поправка.                                         
                                                                                
Предлагаемая поправка в пункт 2 статьи 100 Гражданского кодекса направлена на   
стимулирование экономического роста путем предоставления предприятиям           
возможности пополнять свои активы при наличии убытков. Ничего страшного здесь   
абсолютно нет. Речь идет о том, что при наличии убытков и угрозе банкротства    
собрание акционеров принимает решение о проведении дополнительной эмиссии       
акций, которые размещаются за живые деньги, что способствует улучшению          
финансового положения акционерного общества и предотвращает банкротство.        
                                                                                
Могут возразить: начнется новая серия "МММ" или "Хопёр-инвеста". Существующая   
редакция второго предложения пункта 2 статьи 100 Гражданского кодекса,          
устанавливающая, что увеличение уставного капитала общества для покрытия        
понесенных им убытков не допускается, казалось бы, должна защищать интересы     
новых акционеров. Однако буквальное применение норм этого пункта означает       
запрет на размещение обществом дополнительных акций (и следовательно, на        
увеличение собственных средств) при наличии у общества довольно больших         
убытков. При этом общество лишается возможности пополнять свои активы и         
улучшать свое финансовое положение даже в тех случаях, когда общество           
предполагает провести размещение дополнительных акций путем закрытой подписки   
среди акционеров общества, то есть без привлечения новых акционеров, или        
когда инвестор сознательно желает приобрести акции убыточного общества. При     
этом в наиболее тяжелом положении оказываются акционерные общества,             
осуществляющие инвестиционные проекты с достаточно длительными периодами        
окупаемости (это разведка и добыча полезных ископаемых, капитальное             
строительство, разработка и производство образцов новой техники с длительным    
технологическим циклом, например авиационная и космическая техника,             
судостроение и другое) и для которых убытки в начальных стадиях деятельности    
просто неизбежны. Очевидно, что в таких ситуациях запрет на увеличение          
активов общества за счет средств акционеров негативно отражается на             
финансовом положении самого общества и увеличивает для кредиторов общества      
риск невозврата своих средств. Также указанная норма не дает обществу           
возможности реструктурировать задолженность или привлечь стратегических         
инвесторов, согласных погасить задолженность и убытки общества в обмен на       
долю в основном капитале общества. Следует отметить, что в соответствии с       
Федеральным законом "Об акционерных обществах" доля государства в основном      
капитале не может быть уменьшена в случае дополнительной эмиссии. Таким         
образом, опасности потери доли государства при реализации этой процедуры нет    
и не может быть.                                                                
                                                                                
В заключение я хотел бы обратить ваше внимание еще на одно обстоятельство.      
Депутатами Думы, членами Комитета по собственности, подготовлен сейчас закон    
о финансовом оздоровлении организаций. Надеюсь, что в скором времени этот       
законопроект будет внесен на ваше рассмотрение, и вы ознакомитесь с ним. В      
качестве одного из способов финансового оздоровления предусматривается          
реструктуризация кредиторской задолженности организации путем соглашения с      
кредиторами.                                                                    
                                                                                
Для реализации наиболее действенной формы такой реструктуризации и необходимы   
представленные сегодня поправки в статьи 99 и 100 Гражданского кодекса          
Российской Федерации, так как действующие их формулировки практически           
закрывают такую возможность. В этой связи Комитет по собственности,             
рассмотрев указанный законопроект, просит поддержать его.                       
                                                                                
При доработке законопроекта ко второму чтению авторы (с учетом заключения       
Комитета по законодательству) готовы ограничить сферу применения норм об        
отмене долгов на акции и об эмиссии акций для покрытия убытков акционерного     
общества только в целях финансового оздоровления.                               
                                                                                
Считаю, что принятие в первом чтении указанных поправок позволит устранить      
возникшее противоречие между буквой закона и реальными потребностями            
экономики, интересами кредиторов, акционеров и самих акционерных обществ и в    
какой-то мере прекратит банкротство. Спасибо.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста, заключение Комитета по            
законодательству. С места.                                                      
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, Комитет по законодательству выступает против принятия       
данного законопроекта, постольку поскольку, на наш взгляд, данный               
законопроект напрямую не связан с финансовым оздоровлением и он дает            
возможность выпускать акции для покрытия убытков в любой ситуации.              
                                                                                
Давайте мы посмотрим, что предлагается. Вот статья 99, пункт 2. Сегодня в       
тексте говорится, что "не допускается освобождение акционера от обязанности     
оплаты акций общества, в том числе освобождение его от этой обязанности путем   
зачета требований к обществу". В проекте предлагается ограничить это только     
учреждением акционерного общества. То есть речь идет о том, что такой запрет    
распространяется только до государственной регистрации акционерного общества    
как юридического лица, что, конечно же, абсолютно переворачивает эту норму,     
которая сегодня существует и которая, по существу, направлена на защиту самих   
же этих акционеров.                                                             
                                                                                
Что касается статьи 100, то здесь редакция дается достаточно специфически,      
просто убирается второе предложение из пункта 2. Напомню то, что предлагается   
убрать, просто зачитываю: "Увеличение уставного капитала общества для           
покрытия понесенных им убытков не допускается". То есть сегодня Гражданский     
кодекс содержит запрет на увеличение уставного капитала, если существуют        
убытки.                                                                         
                                                                                
Если сегодня мы это уберем, то получится так, что акционерное общество          
понесло убытки, затем увеличивает уставной капитал, тем самым покрывает эти     
убытки, затем, к примеру, эти убытки опять увеличиваются, опять уставной        
капитал расширяется и так до бесконечности. Мы знаем, сегодня в экономике (у    
нас на слуху и в средствах массовой информации) огромное количество таких       
акционерных обществ, которым именно эта норма не дает возможности увеличивать   
уставный капитал и тем самым фиктивно покрывать эти самые убытки.               
                                                                                
Еще раз хочу сказать, что Комитет по законодательству единогласно выступил за   
то, чтобы отклонить данный законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к докладчикам? Нет.                   
                                                                                
Есть желающие выступить?                                                        
                                                                                
Представитель Правительства, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты!                
Правительство поддерживает позицию Комитета по законодательству по этому        
вопросу и не поддерживает предложенный вариант законопроекта. Мы полагаем,      
что в случае его принятия возникнет серьезное противоречие с пунктом 1 статьи   
99, согласно которому уставный капитал составляется из номинальной стоимости    
акций общества, приобретенных акционерами, и определяет минимальный размер      
имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. В этом случае       
разрешение, вернее, приобретение акций за обязательства, которые предлагаются   
данной поправкой, позволит увеличить уставный капитал за счет выпуска акций,    
оплачиваемых путем зачета требований кредиторов и, по сути дела, ликвидирует    
понимание первого абзаца.                                                       
                                                                                
В целом это приведет к утрате гарантийных функций уставного капитала,           
превратит его в фиктивную величину, будет способствовать появлению              
акционерных обществ, стоимость чистых активов которых ниже величины их          
уставного капитала. Последствия для экономики здесь будут самые                 
катастрофические. Поэтому Правительство просит отклонить данный законопроект.   
                                                                                
Спасибо. (Выкрики из зала.)                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет. Надо было вовремя поднимать руку. Уже       
после выступления представителя Правительства...                                
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые депутаты, голосуйте. Кто за то, чтобы принять             
законопроект в первом чтении? Пожалуйста.                                       
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.             48,0%                        
Проголосовало против           83 чел.             18,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.