Заседание № 56

15.11.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменения в пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения правовых актов, определяющих правовое положение акционерных обществ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2214 по 2354 из 6187
Пункт 8 повестки дня: о проекте федерального закона... (Выкрики из зала.) А,    
6-й пункт прервали, да, да... Нет, коллеги, у нас фиксированное время, мы       
утвердили с вами программу. 8-й тоже в фиксированное время: о проекте           
федерального закона "О внесении изменения в пункт 3 статьи 96 Гражданского      
кодекса Российской Федерации". Докладчик - Николай Васильевич Арефьев.          
                                                                                
Кстати, и следующий в фиксированное время.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич.                                                 
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, целью предлагаемого вашему вниманию            
законопроекта является устранение противоречий между корпоративным и            
гражданским законодательством в части определения особенностей правового        
положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.               
                                                                                
В чем заключается противоречие? В настоящее время акционерные общества могут    
быть разделены на две категории: акционерные общества, правовое положение       
которых определяется только Федеральным законом "Об акционерных обществах", и   
акционерные общества, созданные в процессе приватизации, правовое положение     
которых определяется как Федеральным законом "Об акционерных обществах", так    
и Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах   
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и несколькими     
сотнями подзаконных актов, относящихся к приватизационному законодательству.    
                                                                                
Следует отметить, что ко второй категории относятся практически все             
промышленные предприятия страны, которые в своей деятельности сталкиваются с    
противоречиями правовых норм, регулирующих их статус и правовое положение.      
Большинство подзаконных правовых актов о приватизации приняты в период          
массовой приватизации еще до вступления в силу Федерального закона "Об          
акционерных обществах". Такая ситуация приводит к многочисленным конфликтам,    
например, в случаях с АО "Транснефть", с заводом "Кристалл" и другими, в        
которые вовлекаются федеральные органы исполнительной власти. Кроме того,       
возникает ситуация, когда практически любое положение закона "Об акционерных    
обществах" дезавуируется подзаконными актами, что является недопустимым, так    
как закон обладает высшей юридической силой по отношению к любым подзаконным    
актам.                                                                          
                                                                                
Учитывая сложившееся положение, законопроект предлагает исключить положение     
Гражданского кодекса о возможности определения особенностей правового           
положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, законами и    
иными правовыми актами о приватизации.                                          
                                                                                
Вместе с тем, ознакомившись с заключением Комитета Государственной Думы по      
законодательству и заключением Правового управления Аппарата Государственной    
Думы, авторы законопроекта согласны ко второму чтению откорректировать текст    
законопроекта, исключив из пункта 3 статьи 96 Гражданского кодекса только       
возможность устанавливать особенности правового положения указанных             
акционерных обществ именно подзаконными актами.                                 
                                                                                
Таким образом, действующие в настоящее время в соответствии с Федеральным       
законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации    
муниципального имущества в Российской Федерации" и иными федеральными           
законами особенности созданных в процессе приватизации акционерных обществ, в   
частности специальное право на участие государства в управлении (это "золотая   
акция"), сохраняются в полном объеме, и в то же время ликвидируются             
упомянутые мною коллизии в правовом положении акционерных обществ. Принятие     
законопроекта станет важным шагом к созданию непротиворечивого корпоративного   
законодательства России, позволит предотвратить значительное число              
конфликтных ситуаций на промышленных предприятиях. Прошу с учетом               
вышесказанного принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, содокладчик, Павел Владимирович Крашенинников. С места.             
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые депутаты, я хочу просто напомнить норму,          
которая изложена в пункте 3 статьи 96. Там говорится о том, что особенности     
правового положения акционерных обществ, созданных в процессе приватизации,     
могут регулироваться законами и иными правовыми актами. Вот в данном случае     
комитет поддерживает эту законодательную инициативу, но с условием, с           
некоторыми условиями.                                                           
                                                                                
Первое. Конечно же, слова "иные правовые акты", мы полагаем, необходимо         
исключить из пункта 3 статьи 96. Под "иными правовыми актами"                   
подразумеваются, естественно, указы Президента и постановления Правительства.   
Это первое условие. То есть законы, конечно же, следует оставлять.              
                                                                                
И следующее. Это то, что у нас существует закон "Об акционерных обществах",     
где подобная же норма практически полностью воспроизведена, вот та, которую     
мы сегодня обсуждаем. Следовательно, ко второму чтению надо поправлять такую    
же норму, которая находится в законе "Об акционерных обществах". Комитет        
сейчас поддерживает законопроект в первом чтении, но ко второму чтению просто   
мы просим вот это все учесть. Спасибо за внимание.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет. Представители            
Правительства хотели бы высказаться?                                            
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые депутаты и Геннадий Николаевич! По этому                
законопроекту Правительство направило отрицательный официальный отзыв, и надо   
отметить, что его рассмотрение в Правительстве было достаточно серьезным.       
Очевидно, что рассматриваемый законопроект, во-первых, направлен на то, чтобы   
устранить особенности правового положения акционерных обществ, созданных в      
процессе приватизации, которые ранее устанавливались актами Президента и        
актами Правительства, а во-вторых, конечно, исключить возможность               
устанавливать такие особенности в будущем. Но нам кажется, что подобные         
действия надо осуществлять не путем исключения данного абзаца пункта 3 статьи   
96 Гражданского кодекса. Нам представляется, что более взвешенным подходом к    
разрешению проблемы противоречий между корпоративным и приватизационным         
законодательством (а именно это было отмечено в пояснительной записке к этому   
законопроекту) было бы признание утратившими силу уже принятых президентских    
или правительственных соответствующих актов или отдельных положений в них, а    
не одномоментное прекращение их действия законом, как это предлагают авторы     
инициативы. Такой подход позволил бы Правительству, с одной стороны, оценить,   
какие особенности правового положения из ранее установленных действительно      
утратили для него свою актуальность, а с другой стороны, это позволило бы       
избежать различного рода неопределенностей в правоприменительной практике.      
Потому что последствия такой одномоментной отмены, конечно же, будут            
достаточно тяжелы в правоприменительной практике, и мы столкнемся с очередной   
серией достаточно сложных процессов по вопросам собственности, приватизации и   
организации деятельности акционерных обществ.                                   
                                                                                
Действия, на основании которых Правительство и Президент принимали свои         
нормативные акты, регулирующие соответствующую сферу правоотношений,            
полностью соответствуют статье 124 Гражданского кодекса. Поэтому убедительная   
просьба поддержать позицию Правительства и отклонить этот законопроект в        
первом чтении. Спасибо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный     
законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Комитет поддерживает       
данный законопроект, Правительство возражает.                                   
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              203 чел.             45,1%                        
Проголосовало против           81 чел.             18,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.