Заседание № 61

23.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90037923-3 "О ратификации Протокола о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 года (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 года), прилагаемого к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 284 по 291 из 4061
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Я предлагаю снять сегодня с рассмотрения пункт 4, поскольку он внесен с         
нарушением Конституции и нашего Регламента. Обоснование - при втором            
предоставлении слова.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 842 по 986 из 4061
Предложение Решульского Сергея Николаевича - об исключении пункта 4 из          
повестки.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Решульскому.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Вчера на заседании Совета Государственной Думы я обращал       
внимание на то, что проект закона о ратификации протокола о запрещении или      
ограничении применения мин, мин-ловушек внесен с грубым нарушением статьи       
Конституции Российской Федерации, где говорится о субъектах права               
законодательной инициативы, и части шестой статьи 112 нашего Регламента, где    
говорится, что только сам субъект права законодательной инициативы может        
перевнести, вернее, внести дополнительно измененный текст законопроекта. Я не   
вдаюсь в подробности самого законопроекта, но хочу обратить ваше внимание,      
уважаемые коллеги, и ваше, Борис Вячеславович, на то, что данный законопроект   
о ратификации вносил в 2000 году исполняющий обязанности Президента             
Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. В материалах к этому          
законопроекту назывались официальные представители Президента Российской        
Федерации и так далее. Должен вам сказать, что уже официальные представители    
не занимают те должности, которые они занимали, когда вносились предложения о   
них как официальных представителях Президента Российской Федерации по данному   
вопросу. Я не буду называть их фамилии, обращу внимание, что тут же             
фигурирует и материал, подписанный бывшим Председателем Правительства           
Российской Федерации Михаилом Касьяновым, то есть...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, еще помощником был тогда он.                               
                                                                                
Учитывая всё это, а также то, что новый текст проекта федерального закона "О    
ратификации Протокола..." полностью изменен (если в первом варианте в 2000      
году текст законопроекта составлял всего одну страничку - пожалуйста,           
посмотрите, он тут прилагается, - то сегодня текст измененный составляет уже    
три страницы), говорю, что при всем уважении к полномочному представителю       
Президента Российской Федерации он не обладает таким правом, какие бы ему       
полномочия указом президента ни передавались. У нас нет закона о правах и       
обязанностях полномочного представителя президента и полномочного               
представителя правительства. Таким образом, я полагаю, надо согласиться с       
тем, чтобы рассмотрение законопроект было перенесено, а дальше мы уже           
вернулись бы к рассмотрению его сути и содержания. Иначе создается прецедент,   
когда, скажем так, помощники по... (Микрофон отключен.)                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте еще тридцать секунд.                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да, я заканчиваю.                                              
                                                                                
И создается прецедент, когда по поручению субъекта права законодательной        
инициативы его помощники или его представители будут вносить дополнительно      
измененные, скажем, в хорошем смысле измененные, законопроекты, а мы будем      
вынуждены их рассматривать. Мне сейчас будут что-то объяснять, что вроде бы     
там какие-то есть полномочия у полномочного представителя, но мы даже не        
имеем официального...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Спасибо.                                         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Сергеевич Косопкин.                                       
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Николаевич, тот вопрос, который вы поднимаете вот так, как     
вы его поставили, наверное, действительно имеет некую такую... достаточно       
сгущенную, эмоциональную подоплеку. На самом деле вот у меня тоже имеется       
этот текст, который мы внесли 9 сентября 2004 года, и он по сути ничем не       
отличается от того текста, который был внесен 6 мая 2000 года. В этом тексте,   
от 9 сентября, всего лишь дается расшифровка тех пунктов, которые упоминались   
уже ранее, в 2000 году.                                                         
                                                                                
Очень часто депутаты Государственной Думы при ратификации предъявляли           
претензии, в том числе и нашей стороне, что мы не расписываем, что скрывается   
за этими подпунктами. В этот раз мы пошли вам навстречу и расписали, что за     
этими подпунктами стоит. То, что я внес за своей подписью, вот эти              
дополнения, они были согласованы, эти действия были согласованы с               
президентом, эти действия были согласованы с руководителем администрации, и     
они были признаны даже не как редакторская правка, а как редакторское           
дополнение. В соответствии с положением о взаимодействии Президента             
Российской Федерации с палатами Федерального Собрания полномочному              
представителю предоставлено такое право - довносить, или добавлять, в текст     
те вещи, которые необходимы для более полного рассмотрения и принятия решения   
по той или иной ратификации.                                                    
                                                                                
Что же касается докладчиков сегодняшних, то действительно старые докладчики     
уже не занимают те должности, которые они занимали при первом внесении          
законопроекта, но по согласованию с президентом внесены предложения по новым    
докладчикам. Я думаю, такой докладчик, как министр обороны, не будет вызывать   
возражений в этом зале.                                                         
                                                                                
Вывод: те обвинения, которые Сергей Николаевич предъявил, в принципе под        
собой не имеют оснований. И не вижу никаких причин, чтобы сегодня не            
ратифицировать тот закон, который у вас в повестке дня.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По мотивам, пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич.                           
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Я никого не обвиняю и не собираюсь этого делать, я просто обращаю внимание      
всей Государственной Думы на то, что серьезнейший вопрос международных          
отношений внесен с нарушением действующей Конституции и Регламента              
Государственной Думы, что в дальнейшем, даже в случае принятия закона "О        
ратификации...", ставит под сомнение легитимность данной ратификации и она      
всегда может быть оспорена в том или другом плане.                              
                                                                                
А если мне объясняют, что там никаких изменений нет, я предлагаю всем           
депутатам не полениться и прочитать статьи 3 и 4 этого законопроекта, или       
пункты этого законопроекта, о которых в первом варианте, вообще-то, ничего не   
говорилось.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Асеев Владимир Михайлович, регламентный комитет, пожалуйста.                    
                                                                                
АСЕЕВ В. М., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Вчера после заседания Совета Думы мы рассмотрели вопрос, который поднимал       
Сергей Николаевич, и никаких нарушений регламентных норм, тем более статьи      
112, части шестой, на которые он ссылается, мы не обнаружили. Мы считаем, что   
этот законопроект можно рассматривать сегодня.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, нам необходимо определиться по предложению депутата         
Решульского об исключении пункта 4 из сегодняшней повестки дня. Кто за это      
предложение? Прошу голосовать.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               86 чел.19,1%                                     
Проголосовало против          139 чел.30,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    225 чел.                                          
Не голосовало                 225 чел.50,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1303 по 1941 из 4061
Начинаем рассмотрение блока "Ратификация международных договоров Российской     
Федерации". Пункт 4, о проекте федерального закона "О ратификации Протокола о   
запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с     
поправками, внесенными 3 мая 1996 года (Протокол II с поправками, внесенными    
3 мая 1996 года), прилагаемого к Конвенции о запрещении или ограничении         
применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться            
наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие".       
Доклады представителей Президента Российской Федерации. Начинает министр        
обороны Российской Федерации Сергей Борисович Иванов. Пожалуйста, Сергей        
Борисович.                                                                      
                                                                                
ИВАНОВ С. Б., представитель Президента Российской Федерации, министр обороны    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые Борис Вячеславович, Любовь Константиновна, уважаемые     
депутаты! В последнее время проблема запрещения противопехотных мин стала       
предметом интенсивных политических усилий ряда стран и острых дискуссий на      
различных международных форумах. Хочу отметить, что на сегодняшний день в       
мире существует два международных правовых акта, ограничивающих применение      
данного вида оружия: это Оттавская конвенция 1997 года о полном запрещении      
противопехотных мин и так называемый дополненный Протокол II о запрещении или   
ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками,        
внесенными 3 мая 1996 года, прилагаемый к Конвенции о запрещении или            
ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут          
считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими избирательное          
действие. Обращаю ваше особое внимание на этот дополненный протокол II,         
который, в отличие от Оттавской конвенции, вырабатывался при активнейшем        
участии Российской Федерации и был принят единогласно на заключительном         
заседании конференции государств - участников Конвенции о "негуманном" оружии   
3 мая 1996 года в Женеве, то есть в отличие от самой конвенции в работе над     
протоколом II Россия принимала самое активное участие.                          
                                                                                
По сравнению с первоначальным текстом 1981 года этот дополненный протокол II    
устанавливает более жесткий режим применения противопехотных мин и других       
наземных мин. Что подразумевается под другими наземными минами, помимо          
противопехотных? Это противотранспортные и противотанковые мины, в том числе    
в протоколе II говорится: полностью запрещается применение необнаруживаемых     
мин, а также мин, срабатывающих от воздействия миноискателя. К сожалению,       
технологии современные таковы, что они в принципе позволяют изготавливать       
мины, вы знаете, неизвлекаемые, то есть которые невозможно извлечь без их       
взрыва или которые взрываются даже от того, что к ним подносится                
миноискатель. Вводятся новые требования для дистанционно устанавливаемых мин:   
они должны быть оснащены механизмами самоликвидации и элементами                
самодеактивации, то есть это уже мины такие, которые могут                      
самоликвидироваться.                                                            
                                                                                
Предусматриваются существенные ограничения на передачу или экспорт мин          
негосударственным субъектам и странам - неучастникам протокола II.              
                                                                                
Также в протоколе II расширена статья "Определения". Дано толкование таких      
понятий, как "противопехотная мина", "минное поле", "механизм                   
самоуничтожения", и ряд других понятий.                                         
                                                                                
Сфера применения документа расширена, распространена и на международные         
конфликты, возникающие на территориях государств - участников протокола.        
Дополненный протокол II вступил в силу, то есть действует, с 3 декабря 1998     
года. На сегодняшний день участниками этого протокола являются восемьдесят      
государств мира, среди которых все крупнейшие производители и экспортеры        
противопехотных и вообще любых других мин.                                      
                                                                                
Я уверен, что ратификация данного протокола отвечает интересам нашего           
государства и не наносит ущерба его национальной безопасности. Ратификация      
позволит нам с минимальными финансовыми затратами произвести утилизацию         
устаревших мин и перейти к более совершенным инженерным боеприпасам. Хотел бы   
сразу подчеркнуть, чтобы у вас не сложилось впечатление, что Россия             
собирается уничтожать все старые (подчеркиваю: старые) противопехотные мины     
из-за того, что мы ратифицировали протокол. Подавляющее большинство таких мин   
уже с истекшими сроками хранения, они, как говорят военные, текут, их           
уничтожать надо по-любому, хотим мы того или нет.                               
                                                                                
Важным для нас является и гуманитарное значение документа, который              
устанавливает жесткий режим использования прежде всего противопехотных мин и    
тем самым сводит к минимуму число жертв от этого вида оружия среди мирного      
населения и самих военнослужащих.                                               
                                                                                
Следует учитывать и то, что положениями названного протокола не                 
предусматривается осуществление каких-либо жестких мер, связанных с проверкой   
его исполнения. То есть в данном случае такого механизма контроля, который у    
нас существует с Соединенными Штатами Америки в сфере межконтинентальных        
баллистических ракет, такого режима контроля здесь нет и в помине. Все          
вопросы, касающиеся урегулирования проблем, возникающих в связи с выполнением   
взятых на себя обязательств, решаются путем консультаций сторон через           
Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.                          
                                                                                
Необходимо констатировать и тот факт, что на сегодняшний день дополненный       
протокол II является единственным правовым документом, принятым как             
сторонниками незамедлительного запрета вообще всех мин (есть и такие            
государства, вы знаете), так и приверженцами постепенного и поэтапного          
продвижения к этой цели, одним из которых является Россия. Скажу больше,        
российская сторона полностью выполняет уже положения этого протокола, который   
мы еще не ратифицировали. С 94-го года указом президента в России введен        
мораторий - а в 97-м году он еще раз был продлен на пять лет - на передачу      
необнаруживаемых мин, а также мин, не оснащенных механизмом самоуничтожения и   
элементом самодеактивации, то есть на такие мины, на их продажу, на их          
поставку у нас давно, уже много лет назад, введен мораторий.                    
                                                                                
Вместе с этим нельзя не учитывать, что ряд положений дополненного протокола     
II содержит формулировки, позволяющие интерпретировать их двояко. Об этом я     
хочу вам прямо и откровенно сказать, чтобы вы понимали суть этого вопроса. С    
целью исключения неоднозначного толкования таких положений Министерство         
обороны совместно с другими органами исполнительной власти разработало          
перечень заявлений, которые внесены в проект федерального закона о              
ратификации. Первое заявление касается применения альтернативных минам          
систем. Под этим мы подразумеваем проволочные и электрические заграждения,      
нелетальное оружие, которые разрешены к применению, но технические требования   
к ним не определены. Данные средства обеспечивают в определенной степени        
компромисс между военной необходимостью и стремлением к гуманизации боевых      
действий.                                                                       
                                                                                
Второе заявление касается выполнения требований протокола по ограждению         
минного поля, для нас это вопрос принципиальный. Эти ограждения должны          
осуществляться, как говорится в протоколе, по периметру, но при установке       
минного поля на государственной границе не производится, естественно, и не      
может производиться ограждение со стороны сопредельного государства, поэтому    
мы предлагаем в своем заявлении трактовать это ограничение как обозначенную     
на местности линию государственной границы, и точка.                            
                                                                                
Третье заявление направлено на уточнение категорий объектов, относящихся к      
культурному и духовному наследию народов, в отношении которых запрещено         
применение минного оружия. В данном случае мы просто делаем ссылку на статью    
1 гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного        
конфликта от 14 мая 1954 года.                                                  
                                                                                
Четвертое заявление касается уточнения термина "общедоступные технические       
средства обнаружения мин". Мы интерпретируем его как средства, имеющиеся в      
Российской Федерации и удовлетворяющие требованиям упомянутого пункта, то       
есть мы признаем общедоступными те средства, которые есть у нас, и всё.         
                                                                                
Пятое заявление касается подтверждения сроков выполнения Россией обязательств   
по выполнению технических требований, предъявляемых к минам, то есть к их       
обнаружаемости, самоуничтожению и самодеактивации. Аналогичные заявления были   
сделаны и всеми другими крупными подписантами конвенции, теми, кто уже ее       
ратифицировал, в том числе Соединенными Штатами Америки.                        
                                                                                
Ратификация Россией дополненного протокола II с вышеуказанными заявлениями,     
которые я сейчас назвал и перечислил, позволит нам стать полноправным           
участником этого международного договора, а также даст возможность обеспечить   
режим охраны государственной границы России с некоторыми государствами          
Содружества Независимых Государств, с теми, с кем это нужно обеспечить такими   
способами, и облегчит разработку альтернативных противопехотным минам видов     
оружия.                                                                         
                                                                                
Для выполнения требований дополненного протокола II необходимо внести           
отдельные поправки и в действующее российское законодательство. Эти поправки    
будут связаны с установлением уголовной и административной ответственности за   
нарушение протокольных положений.                                               
                                                                                
Хочу также подчеркнуть, что данный международный правовой документ не           
требует, еще раз подчеркиваю, не требует уничтожения или запрещения к           
применению противопехотных мин старого образца в течение переходного периода,   
а этот переходный период составляет девять лет.                                 
                                                                                
Финансирование расходов по реализации дополненного Протокола II                 
предусматривается за счет средств федерального бюджета по следующим             
направлениям. Первое: выполнение научно-исследовательских и                     
опытно-конструкторских работ по модернизации существующих противопехотных мин   
и созданию принципиально новых инженерных боеприпасов. Цена вопроса - 790       
миллионов рублей. И второе: подготовка к производству и производство новых      
инженерных боеприпасов на предприятиях промышленности, поддержание минимально   
необходимого количества запасов новых противопехотных боеприпасов - 2,54        
миллиарда рублей, то есть два с половиной миллиарда рублей.                     
                                                                                
Осуществление указанных мероприятий и их финансирование было начато в 1998      
году и будет завершено в соответствии с конвенцией и протоколом к 2015 году.    
Общий объем финансовых затрат в 2005-2015 годах составит 3 миллиарда 330        
миллионов рублей. Финансирование расходов на эти мероприятия осуществлялось в   
рамках государственных программ вооружения на 1994-2000 годы, сейчас            
осуществляется в рамках госпрограммы вооружения на 2001-2010 годы и будет       
обязательно продолжено и включено в очередную программу, которую мы должны      
принять в будущем году, на период 2006-2015 годов. Объем ежегодного             
финансирования будет законодательно закрепляться в законе о федеральном         
бюджете на соответствующие годы. Это позиция Министерства обороны: эти          
средства должны из года в год ассигновываться из бюджета, и вы будете их        
видеть и законодательно подтверждать в каждом бюджете.                          
                                                                                
В то же время считаю необходимым отметить, что дальнейшее затягивание Россией   
ратификации указанного протокола может обернуться для нас нежелательными, и в   
первую очередь, конечно, политическими, издержками, когда мы не сможем влиять   
на практическую реализацию требований этого документа и полноценно              
участвовать в разрешении общей минной проблемы, то есть если мы его и дальше    
не ратифицируем, мы уже влиять на дальнейшую работу по этому вопросу во всех    
международных организациях не сможем. Это видится еще более актуальным в        
связи с тем, что рядом государств уже предпринимаются попытки представить       
дело таким образом, что Россия, игнорируя нормы международного гуманитарного    
права, стремится получить некоторые преимущества военного характера над         
государствами, которые уже ратифицировали и выполняют протокол.                 
                                                                                
С учетом вышеизложенного прошу вас, уважаемые депутаты, положительно            
рассмотреть вопрос о принятии Государственной Думой федерального закона о       
ратификации дополненного протокола II к женевской конвенции 80-го года о        
негуманных видах оружия.                                                        
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Борисович.                                
                                                                                
Пожалуйста, еще один доклад - заместителя министра иностранных дел Российской   
Федерации Сергея Ивановича Кисляка.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КИСЛЯК С. И., представитель Президента Российской Федерации, заместитель        
министра иностранных дел Российской Федерации.                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые        
депутаты! На ваше рассмотрение вынесен вопрос о ратификации Протокола о         
запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с     
поправками, внесенными 3 мая 1996 года, прилагаемого к Конвенции о запрещении   
или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут      
считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное        
действие 1980 года. После выступления министра обороны, в котором дан           
развернутый анализ существа проблемы, значения протокола для российских         
военных и политических интересов, постараюсь быть кратким.                      
                                                                                
Несколько слов о самой проблеме. Идея гуманизации средств ведения боевых        
действий возникла, разумеется, не из воздуха, это основная тенденция развития   
международного права по вопросам ведения войны. Проблема, которая вызывает      
повышенное внимание общественных организаций, правительств во многих странах    
мира сегодня, - это проблема мин, главным образом проблема последствий для      
гражданского населения применения мин в военных действиях, и зачастую даже не   
столько в военных конфликтах, сколько после них.                                
                                                                                
По международной статистике, в восьмидесяти странах сегодня ощущаются           
трагические последствия действий минной войны, когда мины применялись так,      
что последующая их деактивация или ликвидация были затруднены. Отсюда           
выработка целого ряда международных документов, в которых частично и мы         
принимаем участие, и во многих переговорах мы также принимали самое активное    
участие.                                                                        
                                                                                
Протокол, представленный на ваше рассмотрение, - это как раз пример             
документа, который разрабатывался при самом активном участии Российской         
Федерации и при разработке которого были учтены наши военные проблемы,          
реальные экономические возможности и, разумеется, озабоченность государства     
тем, чтобы все действия, предпринимаемые Вооруженными Силами Российской         
Федерации, носили гуманный характер по отношению к гражданскому населению. Я    
хочу еще раз подчеркнуть, что главный акцент всех мер, заложенных в этом        
протоколе, - это предотвратить или свести к минимуму угрозу для гражданского    
населения.                                                                      
                                                                                
Но минная проблема есть. Минная проблема есть и у нас. По данным наших          
специалистов, в Российской Федерации по-прежнему осуществляются операции по     
обезвреживанию мин, в том числе оставшихся со времен Второй мировой войны. В    
последние годы сотни и сотни тысяч их были найдены и ликвидированы. В мире за   
последнее время уничтожен тридцать один миллион противопехотных мин,            
оставшихся после боевых действий в различных регионах. Но несмотря на все       
усилия, предпринимаемые в самых разных уголках земного шара, даже сегодня в     
мире ежегодно погибают от пятнадцати до двадцати тысяч человек гражданского     
населения, это результат такого тяжелого наследия, как минная проблема,         
остающаяся после военных конфликтов.                                            
                                                                                
Несколько слов об истории переговоров. Конвенция, протокол к которой сейчас     
прилагается, и прошлый протокол II были подписаны еще Советским Союзом, они     
были ратифицированы, и мы являемся их участниками как государство - преемник    
Советского Союза. Представленный сейчас протокол - это протокол несколько       
дополненный, как я говорил, разработанный при самом активном участии            
Российской Федерации. По сравнению с прошлым документом он ужесточает           
ограничение на применение противопехотных мин и некоторых наземных              
противотанковых мин, полностью запрещая применение необнаруживаемых             
противопехотных мин, а также мин, срабатывающих от воздействия миноискателей.   
То есть задача ставится главным образом гуманитарная, для того чтобы после      
войны была возможность и техническая, и организационная снимать проблемы,       
остающиеся после военных действий. Также новые элементы есть применительно к    
дистанционно управляемым минам - там должен включаться механизм                 
самоликвидации после определенного времени, то есть после завершения боевых     
действий техническими средствами решается проблема снятия минной угрозы для     
гражданского населения.                                                         
                                                                                
Как подчеркивал Сергей Борисович, на все мероприятия, которые необходимо        
проводить для того, чтобы мы полностью вписывались в протокол, дается девять    
лет. Это, по нашим оценкам, достаточный срок, и поэтому мы легко и спокойно     
можем выполнять обязательства по этому протоколу. Другими словами,              
дополненный протокол II, представленный сегодня на рассмотрение                 
Государственной Думы, отвечает национальным интересам Российской Федерации,     
поскольку в нем найден разумный компромисс между гуманитарными                  
озабоченностями, возникающими в результате применения противопехотных и         
других типов мин, и соображениями военной целесообразности сохранения минного   
оружия в качестве эффективного оборонительного средства в арсенале              
современных армий. Этот документ является важным шагом на пути гуманизации      
принципов ведения военных действий, сокращения потерь и уменьшения страданий    
мирного населения в постконфликтный период. Как отмечал Сергей Борисович,       
сами задачи, которые ставились при разработке этого протокола, полностью        
укладываются во внешнеполитические установки нашего государства, государства    
гуманного. Мы, вне зависимости от того, есть этот протокол или нет, не          
поставляем в какие-либо государства мины, которые подпадают под его             
ограничения, уже на протяжении многих лет.                                      
                                                                                
Таким образом, ратификация этого протокола продвинет наши внешнеполитические    
интересы и не нанесет ущерба обороноспособности и безопасности страны. В этой   
связи, уважаемые депутаты, мы поддерживаем призыв ратифицировать этот важный    
для наших интересов документ, полностью соответствующий внешнеполитическому     
курсу Российской Федерации и не создающий никаких неприемлемых ограничений      
для нашей армии в решении задач по обеспечению безопасности страны, стоящих     
перед нами.                                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Содоклад члена Комитета по международным делам Игоря Вячеславовича Баринова.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БАРИНОВ И. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, Борис Вячеславович! Комитет Государственной     
Думы по международным делам рассмотрел на своем заседании указанный проект      
федерального закона, внесенный в Государственную Думу 6 мая 2000 года           
Президентом Российской Федерации. Принятый 3 мая 1996 года в Женеве протокол    
II в новой редакции регулирует вопросы запрещения применения мин-ловушек,       
выполненных в виде кажущихся безвредными предметов, а также противопехотных     
мин, не обнаруживаемых миноискателями и срабатывающих от их воздействия.        
Кроме того, протоколом вводится ряд ограничений, сужающих область применения    
противопехотных мин, предусмотрены новые требования по их самоуничтожению и     
самодеактивации, что позволяет в значительной степени обезопасить гражданское   
население от взрывов мин.                                                       
                                                                                
Особенностью протокола является предоставление государствам - участникам        
конвенции отсрочки на уничтожение и неприменение запрещенных этим протоколом    
мин сроком на девять лет, то есть до декабря 2008 года.                         
                                                                                
По мнению комитета, ратификация Российской Федерацией протокола II в новой      
редакции отвечает интересам нашего государства, будет способствовать            
повышению эффективности и универсализации этого международного документа и,     
что очень важно, не нанесет ущерба интересам Министерства обороны. Важно        
отметить, что еще до ратификации протокола Российской Федерацией Россия в       
полном объеме выполняет условия этого договора и проводит практические          
мероприятия по снижению минной опасности.                                       
                                                                                
Исходя из изложенного, Комитет по международным делам рекомендует               
Государственной Думе ратифицировать Протокол о запрещении или ограничении       
применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая   
1996 года, прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения      
конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими            
чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, с                 
соответствующими заявлениями.                                                   
                                                                                
Подвожу итог. Главные цели ограничений, которые вводятся этой конвенцией,       
этим протоколом: исключить безответственное применение противопехотных мин,     
влекущее за собой серьезную опасность для мирного населения; снизить побочный   
урон, наносимый гражданским объектам и экологии в процессе воздействия          
минного оружия; сузить круг использования мин до ситуаций, в которых военная    
целесообразность превосходит возможный урон в гражданской сфере. Таким          
образом, принятие протокола II явится в определенной степени компромиссом       
между общими гуманитарными целями и интересами безопасности отдельных           
государств.                                                                     
                                                                                
Ну и добавлю из личного опыта. До прихода в Государственную Думу я был          
командиром одного из спецподразделений по борьбе с терроризмом Федеральной      
службы безопасности и на протяжении последних тринадцати лет участвовал в       
боевых действиях. Так вот, внимательно изучив данный протокол, я не нашел тех   
моментов, которые бы мешали нашим Вооруженным Силам или подразделениям          
специального назначения в полном объеме выполнять свои служебные обязанности,   
в том числе и с применением минного оружия.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Вячеславович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Я хочу поставить на голосование             
предложение: по одному вопросу от фракции. Уважаемые депутаты, прошу меня       
поддержать. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.95,3%                                     
Проголосовало против           15 чел.4,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
От фракции КПРФ кто задает вопрос? Макашов Альберт Михайлович. Пожалуйста.      
                                                                                
МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
В экономическом обосновании, подписанном первым заместителем председателя       
правительства Касьяновым (я не оговорился, это есть в представленных            
документах), говорится, что затраты - 3,07 миллиарда рублей. Это на 96-й или    
на 97-й год. А сколько же сейчас потребуется от государства Российского с       
учетом инфляции, с учетом новых требований?                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Борисович.                             
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Я в своем докладе называл цифры. Повторяю: на выполнение           
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации         
существующих противопехотных мин и созданию принципиально новых инженерных      
боеприпасов требуется сумма, грубо говоря, 800 миллионов рублей, если точно -   
790 миллионов рублей, причем треть этой суммы уже в предыдущие годы, как        
говорили раньше, в советские времена, нами освоена. И еще, что принципиально    
важно: вне зависимости от того, присоединимся мы к конвенции или нет, мы всё    
равно будем изобретать новые инженерные боеприпасы, более совершенные, а        
старые будем утилизировать, уничтожать, потому что их использовать уже          
невозможно - они уже текут, они могут взорваться, они становятся опасными для   
нас, а не для потенциального супостата, поэтому в любом случае мы их усиленно   
утилизируем. На производство новых боеприпасов, инженерных боеприпасов нового   
поколения, потребуется сумма 2 миллиарда 540 миллионов рублей на ближайшие      
десять лет. В последние годы порядка 30... извините, порядка 150-180            
миллионов рублей мы получаем на утилизацию и производство новых инженерных      
боеприпасов.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Островский Алексей Владимирович.                                    
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
У меня вопрос к уважаемому министру. Прежде всего спасибо за то, что вы сами    
пришли доложить по вопросу этой ратификации. Очень приятно, когда приходят      
первые лица, а не заместители.                                                  
                                                                                
А вопрос у меня следующего характера. Вот, на мой взгляд, ситуация в            
приграничных российских районах в ближайшие годы будет значительно              
ухудшаться, в первую очередь на границе с Китаем. И в связи с этим я хотел бы   
попросить вас уточнить (вы в своем докладе говорили об этом), какая ситуация    
будет с применением мин в приграничных районах и на границе, будет ли           
возможно там активно их применять?                                              
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Как я уже говорил, переходный срок действия ратифицированной       
конвенции и приложения - девять лет, поэтому на ближайшие девять-десять лет     
что-либо кардинально менять прямой необходимости нет. Но в то же время в        
отношении границы - и вы правильно ставите этот вопрос - я в своем докладе      
специально подчеркнул: граница с СНГ. Это не значит, что все границы с          
государствами СНГ мы намереваемся завалить старыми противопехотными минами,     
это было бы маразмом, но на некоторых участках государственной границы до тех   
пор, пока мы не создадим новую, современную границу с этими государствами,      
это необходимо. Как вы знаете, на сегодняшний день госграница у нас             
отсутствует и на Северном Кавказе, и в Казахстане, есть она только на тех       
участках, которые раньше были участками государственной границы СССР, и         
охраняется она сейчас (это уже не мой вопрос, я не пограничник), насколько я    
знаю, по-разному: там, где ее нужно охранять, она охраняется войсковыми         
методами, а там, где уже не нужно, она охраняется фактически по-современному,   
гражданскими методами. Ну, например, на границе с такими государствами, как     
Финляндия или Норвегия, Карацюпа с собакой уже не нужен. Но если говорить об    
охране границы со странами СНГ, то для нас принципиально важно определение      
границы минного поля, о чем я вам говорил. И если мы устанавливаем минное       
поле на границе, а мы имеем на это полное право, то участок тогда               
определяется до государственной границы. Делать это мы будем там, где считаем   
нужным, и оставляем за собой здесь полную свободу рук.                          
                                                                                
А что касается современного облика границы, то вы знаете, что государственная   
программа принимается, уже начинается ее финансирование, и первым делом новая   
граница будет обустраиваться на Северном Кавказе - это самый приоритетный       
участок границы.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Макашов       
Альберт Михайлович. Выступление не более трех минут.                            
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Государственные вопросы - три минуты!                             
                                                                                
Я хочу немножко здесь поправить: старые мины без вставленного взрывателя не     
текут, и не плачут, и не взрываются.                                            
                                                                                
Мины - оружие оборонительное. Когда мы рисовали стрелы до Ла-Манша, немцы       
делали колодцы для ядерных мин, и мы даже на бумаге в академиях не могли их     
преодолеть. А сегодня, когда никаких сил нет, да и возможностей, да и           
необходимости, НАТО рисует стрелы до Урала и дальше. Что этому можно            
противопоставить? Мины!                                                         
                                                                                
Горбачёв бездумно сдавал, и все министры обороны бездумно сдавали танки,        
говорили: Т-55 - устаревшие, Т-62 - устаревшие. На них еще воевать можно        
было! Самолеты прилетали в Саратов, там подаренная американцами "гильотина"     
резала хвосты. Уничтожали боевые транспортеры и так далее, и так далее.         
Тысячи и тысячи рублей народных денег!                                          
                                                                                
Чем можно обороняться, а мы страна с оборонительной доктриной, так чем в        
любом случае обороняться? Минами! А натовцы заплакали: вот давайте              
ликвидируем то, что еще осталось в России. Когда я ставил вопрос на             
конференции в Женеве: давайте ликвидируем и морские мины, - то американцы и     
англичане просто взвыли, что они великие морские державы, им нельзя без         
морских мин. Ну а мы сейчас в силу необходимости - великая сухопутная           
держава, зачем же нам ликвидировать то, что у нас еще осталось?! Негуманно...   
Не ходи на нашу территорию, и ничего негуманного не будет! Что там у тебя       
отрывать...                                                                     
                                                                                
Разговор о том, что мы сейчас старое ликвидируем. А что мы нового создали,      
господин министр и все остальные, которые здесь выступали, скажите, что         
нового создали?! Я знаком с генеральным конструктором всех мин Советского       
Союза. Он говорит о том, что японцы и американцы отказались продавать нам       
батарейки для самоликвидирующихся мин, лицензии на эти батарейки, и нет у нас   
их и не будет. Преступно ликвидировать то, что еще из старого осталось. Перед   
Первой мировой войной, когда Россия принимала на вооружение винтовку Мосина,    
старые винтовки Бердана сдали на склад, инвалидные команды их смазывали.        
Началась Первая мировая война, и, слава богу, даже трехзарядные винтовки        
Бердана пригодились.                                                            
                                                                                
Ну как можно вновь играть!.. (Микрофон отключен.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, тридцать секунд.                    
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Как можно говорить о том, что нам это выгодно? Да нам это не      
выгодно, мы всё время проигрываем! И если есть совесть у депутатов, они         
должны проголосовать против. Даже пьяный Ельцин не согласился ратифицировать    
после мая 1996 года!.. Неужели мы сейчас такие пьяные, бездумные или такие      
равнодушные к судьбе государства, что сдаем то, что у нас еще осталось?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, от ЛДПР - Митрофанов. Потом от "Единой России"       
депутат Сигуткин. Пожалуйста, Митрофанов Алексей Валентинович.                  
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Я во многом хочу поддержать то, что сказал сейчас генерал      
Макашов, человек, обладающий серьезными военными знаниями и масштабом, как      
командующий округом, советский командующий округом, заметим.                    
                                                                                
Действительно, опасения огромные, и непонятно, почему американцы даже не        
хотят рассматривать вопрос о морских минах, хотя всё время пели нам про         
противопехотные мины. Мы последовательно разоружались, сначала ядерное          
разоружение (началось это с Брежнева), гонка разоружения происходила, потом     
уничтожали шахты, потом в этом зале, к сожалению, химическое оружие полностью   
запретили (я был одним из председателей комитетов, которые против               
подписались, так сказать, единственный из представителей ответственных          
комитетов, кто подписался тогда против этого), биологическое оружие мы, так     
сказать, решили ликвидировать, да, это опасное оружие, тем не менее всё         
больше и больше разоружаемся. Почему? Что с нами сделают и какие будут          
проблемы, если мы не подпишем или будем дальше тянуть с ратификацией этой       
конвенции, давайте представим. Ну ничего, кроме общественного порицания,        
кто-нибудь где-нибудь в газете что-то напишет. Да про нас и так всё пишут       
отрицательное, поэтому ничего не будет.                                         
                                                                                
Министр сказал, что участвовать в минной стратегии мы перестали. А как мы       
участвуем вообще в минной стратегии, да в чем мы вообще сейчас участвуем,       
куда нас вообще сейчас пускают? Никуда, никуда! Мы ничего не решаем, ничего     
не решаем на Ближнем Востоке: взяли списали долги позавчера, так сказать,       
Ираку, да, додумались до такого! Как можно списать долги?! Мы восемь лет        
здесь бились, были разные предложения, в том числе саддамовские, так сказать,   
как решать этот вопрос, - и всё это в один день происходит. Украина горит под   
ногами, уходит из-под нас, дальше - мы списываем долги Ираку, разоружаемся.     
Всё это какая-то цепочка, продолжение, так сказать, 85-го года,                 
горбачёвского, Горбачёв этот тренд задал... Вообще, началось при позднем        
Брежневе, конечно, этот детант весь, разрядка, давайте разоружение, Картер...   
Всё это не нужно было. Запустили эту машину и двадцать пять лет не можем        
остановить. Ее надо где-то остановить, потому что американцы гораздо            
тщательнее к этому подходят. Они как бы переводят нас в гонку разоружения       
технологического, на что нам нужно выделять деньги, а у нас деньги выделяются   
только на контрактников Псковской дивизии, чтобы им, так сказать, делать там    
всякие квартиры или общежития. А на реальное вооружение?.. Что сделано за       
последнее время для постановки новых видов оружия, в том числе и, так           
сказать, серьезного оружия?.. (Микрофон отключен.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сигуткин. Пожалуйста, Алексей Алексеевич.                                       
                                                                                
СИГУТКИН А. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, странно слышать в этом зале о каком-то разоружении. Ни в     
докладе министра обороны, ни в других выступлениях об этом не говорилось, как   
нет этих слов и в документе, который мы сегодня рассматриваем. Здесь звучали    
слова о совести депутатов, которые должны, безусловно, по мнению некоторых,     
проголосовать против именно исходя из совести. Я, как участник четырех          
вооруженных конфликтов, тоже исхожу из совести и считаю, что мы как раз         
должны проголосовать за ратификацию этого соглашения, за ратификацию этого      
протокола. Даже в условиях вооруженного конфликта в большинстве своем сегодня   
от этих мин страдает мирное население, а когда вооруженный конфликт             
заканчивается, то огромные территории остаются непригодными для                 
использования. У нас до сих пор еще не разминированы территории Российской      
Федерации, которые были заминированы в период Великой Отечественной войны:      
Псковская, Новгородская области... Мы до сих пор не можем решить эту            
проблему. Поэтому ратификация этого договора направлена на защиту прежде        
всего интересов Российской Федерации, на защиту интересов мирного населения.    
Да, и в Комитете по обороне были сомнения по некоторым моментам, и дважды мы    
рассматривали в комитете этот вопрос с перерывом в несколько месяцев. К         
повторному рассмотрению те сомнения, которые были у нас сначала, были сняты,    
они сформулированы как раз в тех поправках, которые сегодня включены в текст    
закона. Поэтому я предлагаю исходя именно из соображений совести, гуманности    
поддержать этот законопроект и ратифицировать протокол.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства,       
полномочному представителю президента? Нет.                                     
                                                                                
Для заключения предоставляется слово Иванову Сергею Борисовичу. Пожалуйста.     
                                                                                
ИВАНОВ С. Б. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Я буквально несколько слов скажу для комментария. Заявление депутата Макашова   
я все-таки рассматриваю как политическое заявление, признавая то                
обстоятельство, факт, что он профессиональным военным был, командующим          
округом. Но я считаю, мое мнение, как министра обороны нынешнего, что           
эффективную оборону страны в целом... Нам нужны, конечно, мины, особенно        
современные, но эффективную оборону страны, опираясь на мины, мы никогда не     
обеспечим. И теперь цифры. В 2000 году у нас только противопехотных мин было    
сорок шесть миллионов, на сегодняшний день - двадцать шесть с половиной         
миллионов (старых противопехотных, я только о них говорю сейчас). И из них,     
из этих двадцати шести с половиной миллионов, двадцать три с половиной          
миллиона подлежат утилизации по срокам. Это первое.                             
                                                                                
Второй вопрос, насчет того, что мы всё сдаем и что Министерство обороны, если   
ему предложат американцы, начнет не менее охотно говорить о противоморских      
или противокорабельных минах. Я боюсь, что депутат Митрофанов здесь коренным    
образом заблуждается. Дело в том, что некоторые государства мира уже активно    
ставят вопрос о том, что надо начать переговоры не только о наземных минах,     
но и о морских минах. Позиция Российской Федерации, Министерства обороны        
хорошо известна: мы категорически отказываемся вести переговоры на эту тему,    
потому что, например, морские мины нам очень даже нужны для эффективной         
обороны.                                                                        
                                                                                
И последнее, что касается того, что нового мы создаем. Мы создаем новые виды    
вооружений, в том числе это касается новых инженерных боеприпасов, но,          
извините, я здесь об этом никогда не скажу: перед нами присутствуют             
журналисты. Если вы хотите вообще знать, на что идут деньги по программе        
вооружений, по гособоронзаказу, я готов прийти на "правительственный час" и в   
закрытом режиме рассказать вам об этом. Но напоминаю, что в 2005 году на        
перевооружение российских Вооруженных Сил ассигновано с вашей помощью 188       
миллиардов рубликов, и на что примерно они пойдут, я говорил на сборе           
руководящего состава неделю назад в присутствии президента перед камерами.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Нам необходимо проголосовать этот    
федеральный закон в режиме "часа голосования". Ставится на голосование проект   
федерального закона о ратификации протокола о запрещении или ограничении        
применения мин, мин-ловушек и других устройств, пункт 4. Прошу голосовать.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6%                                     
Проголосовало против           33 чел.7,3%                                      
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.