Заседание № 138

20.12.2001
Вопрос:

О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (проект № 90032379-3) (дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 26-1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", а также внесение изменений и дополнений в другие акты о налогах и сборах; в связи с отклонением Советом Федерации; закон принят Государственной Думой 4 апреля 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1870 по 1962 из 6841
Коллеги, пункт 8 повестки дня: о Федеральном законе "О внесении изменений и     
дополнений в часть вторую Налогового кодекса и некоторые другие акты            
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Доклад               
сопредседателя согласительной комиссии Кулика.                                  
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "Отечество - Вся Россия".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я по поручению согласительной комиссии обращаюсь к вам с     
просьбой поставить уточненный закон на "час голосования" и поддержать его.      
                                                                                
Согласительная комиссия трижды собиралась и рассматривала этот закон. Внесено   
две поправки. Смысл первой поправки состоит в том, что в том законе, который    
мы с вами приняли - о едином сельхозналоге, право принимать решение о сроке     
введения этого закона предоставлялось самим регионам. И кроме этого, было       
предусмотрено, что сельхозтоваропроизводитель тоже может самостоятельно         
определить, переходит он на этот налог или будет работать по старой системе.    
После всестороннего обсуждения мы согласились, что вариант, когда сам           
производитель выбирает форму налога, не соответствует сегодня требованиям       
части первой Налогового кодекса. И очень многие регионы настаивали на том,      
чтобы сохранить за регионами право решать вопрос о сроках перехода на этот      
налог. Согласительная комиссия учла это и внесла соответствующие поправки в     
закон. Это одна смысловая поправка.                                             
                                                                                
Вторая смысловая поправка состоит в следующем. Я обращаюсь к вам, уважаемые     
коллеги: выслушайте, пожалуйста. Мы попадаем в очень сложную ситуацию. В        
законе о налоге на прибыль только на переходный период устанавливалась льгота   
для предприятий сельского хозяйства, они освобождаются от этого налога.         
Сегодня в связи с тем, что мы не приняли этот единый налог, сложилось           
двойственное понимание этой темы, и есть полное основание считать, что          
налоговые органы с 1 января, если мы не примем этот закон, начнут взимать с     
сельхозтоваропроизводителей и налог на прибыль, что не соответствует,           
естественно, нашим интересам да и всей той программе, которую мы с вами         
осуществляем по реформированию налоговой системы. Поэтому в этот закон          
внесена поправка, в которой говорится, что до принятия регионом решения о       
переходе на единый сельскохозяйственный налог льгота для                        
сельхозтоваропроизводителя по налогу на прибыль сохраняется. То есть мы здесь   
полностью как бы даем... ну, что ли, законодательно утверждаем этот порядок,    
чтобы не беспокоились сельхозтоваропроизводители по поводу возможных            
нежелательных последствий.                                                      
                                                                                
Вот, собственно, две смысловые поправки, которые внесены в этот законопроект.   
                                                                                
Напоминаю вам, что он был заблокирован в связи с тем, что мы с вами тогда       
приняли концепцию реформирования пенсионной системы и не был отрегулирован      
вопрос о пенсиях. Теперь, в связи с тем, что мы приняли в первом чтении, всё    
встало на место, и мы внесли поправку, связанную с тем, что мы приняли          
пенсионный закон. Смысл этой поправки состоит в том, что сельскохозяйственные   
товаропроизводители социальный налог платить не будут, а та часть налоговая,    
которая будет поступать в федеральный бюджет, будет в пропорции, определенной   
Правительством, направляться в Пенсионный фонд, для того чтобы обеспечить       
пенсией работников сельского хозяйства.                                         
                                                                                
Эти все вопросы согласованы. В работе комиссии активно участвовали              
представители Правительства, и я надеюсь, что мы нашли какой-то консенсус.      
Просил бы вас поставить закон на "час голосования" и поддержать его.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику?                            
                                                                                
Пожалуйста, Митрохин Сергей Сергеевич.                                          
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Геннадий Васильевич, по каким основаниям разработчики закона и   
члены согласительной комиссии пошли на грубое нарушение Конституции             
Российской Федерации, в которой говорится о том, что органы местного            
самоуправления самостоятельны в установлении налогов и сборов? Субъекту         
Федерации предоставляется право лишить их этой самостоятельности. Он            
принимает решение о том, что отменяются местные налоги (те крохи, которые       
есть сейчас у сельских бюджетов, - и они отнимаются!), передается право         
субъекту решать, какую часть этого налога после отмены местных налогов он       
будет распределять между сельскими районами. Вы понимаете, что вы губите        
сельские бюджеты и этим законом вы просто уничтожаете сельское                  
самоуправление? В этом состоит мой вопрос.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                          
                                                                                
КУЛИК Г. В. Спасибо большое. Я всё время жду, когда от вас получу пусть не      
положительный отзыв, а хоть какую-то благодарность маленькую.                   
                                                                                
Это тот единственный налог, который полностью соответствует интересам местных   
органов, и прежде всего районов. 70 процентов его остается в распоряжении       
местных органов, ставку налоговую определяют местные органы, и, когда они       
определяют эту ставку, при расчете налога с гектара земли будут включаться      
все те налоги, которые раньше уплачивали сельхозпроизводители, в том числе и    
установленные местными органами. Поэтому никаких потерь абсолютно для местных   
органов нет.                                                                    
                                                                                
Более того, не надо выдвигать такое серьезное обвинение, потому что данный      
законопроект завизирован и прошел и юридическую, и лингвистическую проверки     
не только в нашем Правовом управлении, но и в Совете Федерации.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Переносим на "час голосования".      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2055 по 2071 из 6841
Пункт 8, закон, о котором только что докладывал Геннадий Васильевич Кулик.      
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 09 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.             74,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 98

07.06.2001
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (проект № 90032379-3; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1694 по 1721 из 6558
Пункт 5: о проекте постановления Государственной Думы "О согласительной         
комиссии по Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в часть      
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской    
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Пожалуйста,    
Геннадий Васильевич Кулик.                                                      
                                                                                
Есть ли замечания по этому постановлению у депутатов? Геннадий Васильевич       
ответит. Замечаний нет? Поправок тоже нет?                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Нет. Прошу поддержать.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поэтому я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы         
принять постановление по данной согласительной комиссии?                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.             70,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    316 чел.                                          
Не голосовало                 134 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 85

04.04.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации новой главой 24-1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и изменение редакции статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1354 по 1371 из 6085
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской           
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Докладывает    
заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Геннадий Васильевич      
Кулик.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "Отечество - Вся Россия".                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект о системе налогообложения для                   
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)   
получил все требуемые нашим Регламентом заключения: и юридические, и            
лингвистические. Я прошу вас поставить его на "час голосования" и поддержать.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Вопросов нет.               
Присаживайтесь. Переносим голосование по законопроекту на "час голосования".    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1673 по 1692 из 6085
На голосование ставится пункт 3 порядка работы: о проекте федерального закона   
"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса            
Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах        
налоговой системы в Российской Федерации". Принять данный законопроект в        
третьем чтении. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.             83,3%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 84

22.03.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (дополнение части второй Налогового кодекса Российской Федерации новой главой 24-1 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" и изменение редакции статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; принят в первом чтении 14 декабря 2000 года с названием "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2829 по 3061 из 7034
Переходим к рассмотрению пункта 11: о проекте федерального закона "О внесении   
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации   
и статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в         
Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и    
налогам Кулика Геннадия Васильевича.                                            
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "Отечество - Вся Россия".                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, вам представлен на рассмотрение проект федерального закона   
во втором чтении. Хочу сказать два слова. Прежде всего хочу высказать           
искреннюю благодарность депутатам различных фракций, которые приняли активное   
участие в доработке этого законопроекта. Он очень важен для аграрного           
комплекса, по существу, является первым серьезным экономическим законом,        
который меняет экономические отношения в агропромышленном комплексе.            
                                                                                
В проекте закона учтены рекомендации и поправки Президента, поправки            
Правительства. Законопроект согласован с Правительством, поэтому я прошу вас    
по обычной процедуре рассмотреть перечень поправок, которые рекомендуются к     
принятию, и тех, которые - к отклонению, и поддержать, проголосовать            
законопроект в целом.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли замечания, предложения, возражения по таблице       
поправок, рекомендованных к принятию? (Выкрики из зала.) Вопросы мы во втором   
чтении не задаем, только по поправкам работаем. Не вижу замечаний,              
предложений и возражений. На голосование ставится таблица поправок, которые     
комитет рекомендует к принятию.                                                 
                                                                                
Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              265 чел.             58,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    265 чел.                                          
Не голосовало                 185 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Переходим к таблице поправок, рекомендованных к отклонению. Есть ли             
замечания, возражения по этой таблице?                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Митрохин.                                                   
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Я прошу поставить на отдельное голосование поправку 6 из         
таблицы отклоненных.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет возражений по таблице поправок,                
рекомендованных к отклонению? Нет.                                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы согласиться с таблицей поправок, которые   
комитет предлагает к отклонению, за исключением поправки 6, которую мы сейчас   
будем обсуждать? Кто за это предложение? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              256 чел.             56,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    256 чел.                                          
Не голосовало                 194 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
256...                                                                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Митрохин, по поправке 6.                                    
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Уважаемые депутаты, сегодня в очередной раз под руководством     
бюджетного комитета у нас происходит ограбление местных бюджетов, на этот раз   
сельских бюджетов. С введением единого сельскохозяйственного налога             
отменяются, вернее, с принятием его тем или иным налогоплательщикам             
отменяются местные налоги, которые являются хоть и минимальным, но достаточно   
стабильным источником поступления средств.                                      
                                                                                
Этот налог становится региональным. Всё управление, администрирование этим      
налогом переходит на уровень субъекта Федерации. Местные власти не имеют к      
этому никакого отношения. А распределение средств между местным и               
региональным бюджетами не установлено, написано только, что 50 процентов идет   
туда и туда. Мы с этой ситуацией сталкивались неоднократно. Мы знаем, как       
субъекты во многих регионах распределяют эти средства, они это делают как бог   
на душу положит. Никаких методик, никаких объективных параметров при            
закреплении средств за местными бюджетами не существует. Как правило, больше    
дают тому, кто сильнее в политическом отношении и умеет для себя больше         
выбить. Если мы сейчас примем законопроект в таком виде, то огромные проблемы   
возникнут во многих сельских районах, потому что они недосчитаются и тех        
жалких крох бюджетных, которые сегодня имеют, и не смогут предоставлять         
общественные услуги населению своих районов, в том числе и тем же самым         
сельским товаропроизводителям, даже в том вопиюще малом объеме, в котором они   
делают это сейчас. Я вообще предлагаю отложить рассмотрение законопроекта до    
решения этой проблемы. На наших глазах просто происходит очередной грабеж.      
                                                                                
А поправка 6 касается непосредственно вопроса администрирования этим налогом,   
его применения. Я настаиваю на том, что этот налог по статусу своему должен     
быть местным, что эти средства должны идти в местные бюджеты и установлением    
ставок должны заниматься местные органы власти. Для чего это нужно? Да для      
того, чтобы развивать того же товаропроизводителя, для того, чтобы проводить    
налоговую политику, стимулирующую развитие того же сельскохозяйственного        
производства. Это невозможно делать на уровне регионов, потому что в регионе    
это рассматривается усредненно региональным руководством.                       
                                                                                
Наибольшие возможности для проведения подобной политики имеют именно местные    
власти, которым гораздо лучше известны нужды собственного населения. Поэтому    
я прошу поддержать эту поправку, а одновременно призываю депутатов сегодня не   
голосовать, внести необходимые изменения в этот закон и вернуться к нему        
через какое-то время.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич.                                
                                                                                
О мнении комитета - Геннадий Васильевич.                                        
                                                                                
КУЛИК Г. В. Комитет многократно рассматривал аналогичные поправки, их           
несколько подано депутатами. И при всем желании решить этот вопрос так, как     
предлагает Митрохин, невозможно.                                                
                                                                                
Первое. Сделать этот правовой акт местным нельзя, поскольку закон отменяет      
целый ряд федеральных налогов, переводя их теперь в единый земельный налог,     
иначе это будет противоречить и Конституции, и Налоговому кодексу. Поэтому      
это предложение отпадает.                                                       
                                                                                
Второе предложение, которое вносит депутат Митрохин, - записать, прямо в        
законе прописать, какая доля тех средств, которые остаются в распоряжении       
субъектов Российской Федерации, направляется в местные бюджеты. Это             
противоречит части первой Налогового кодекса, который категорически охраняет    
сегодня систему налогообложения. Этот закон, по которому мы сегодня живем,      
дает право регионам установить, какую долю они отдают на формирование местных   
бюджетов. Поэтому в статье 245 того проекта закона, который вы сейчас           
рассматриваете, предусматривается 50 процентов суммы средств, полученных от     
этого налога, оставлять в распоряжении субъектов Федерации, а они в своих       
законах, когда будут исполнять этот закон на своих территориях, определят,      
какая доля этих средств должна направляться на формирование бюджетов местных    
органов. Вот, так сказать, суть ситуации. Поэтому отложим мы его сегодня - не   
отложим, проголосуем - не проголосуем, нам надо будет поменять тогда часть      
первую Налогового кодекса, для того чтобы и впредь здесь пытаться делить        
между субъектом и местным самоуправлением... Это что касается закона.           
                                                                                
Теперь по существу. Я не разделяю позиции, что сегодня субъекты являются        
главным врагом местного самоуправления. Я понимаю так, что сегодня глава        
администрации прежде всего заинтересован в развитии региона, своих районов, и   
поэтому считать, что они поступят неправильно, а мы тут являемся защитниками,   
у нас, на мой взгляд, нет достаточных оснований.                                
                                                                                
Поэтому я прошу отклонить предложение по этой поправке.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, 12 часов. Объявим перерыв или         
закончим рассмотрение? Закончим. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы        
продлить на несколько минут работу палаты, до окончания рассмотрения вопроса    
по данному законопроекту? Пожалуйста, голосуйте.                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              275 чел.             61,1%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продлеваем работу.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Мы поддерживаем позицию,   
изложенную Геннадием Васильевичем по данной поправке. Передача полномочий по    
принятию правового акта о едином налоге на уровень органов местного             
самоуправления противоречит концепции законопроекта, принятого в первом         
чтении - таково мнение Правительства. Поэтому мы рекомендуем отклонить данную   
поправку, как это и было предложено в таблице отклоненных поправок.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
По ведению - депутат Митрохин.                                                  
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Я по ведению слово взял, потому что есть некоторое               
противоречие у докладчика, когда он говорит, что там отменяются федеральные     
налоги...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу отключить микрофон, это мотивы.                   
                                                                                
Спасибо, мы всех выслушали.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто за то, чтобы принять поправку 6? Комитет предлагает     
ее отклонить. Прошу определиться голосованием.                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              144 чел.             32,0%                        
Проголосовало против           96 чел.             21,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    240 чел.                                          
Не голосовало                 210 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается поправка.                                                        
                                                                                
Уважаемые депутаты, первую и вторую таблицы мы проголосовали, голосуем          
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и      
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 19   
Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской          
Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении?      
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              364 чел.             80,9%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    369 чел.                                          
Не голосовало                  81 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 65

14.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (глава 52 "О земельном налоге"; о системе налогообложения по принципу единого платежа для сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4523 по 4711 из 4893
Переходим к рассмотрению пункта 26 повестки дня: проект федерального закона     
"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской             
Федерации". Докладчик - Геннадий Васильевич Кулик.                              
                                                                                
Пожалуйста, Геннадий Васильевич.                                                
                                                                                
КУЛИК Г. В. Уважаемые коллеги, вопрос о том, чтобы привязать налоговую          
систему в агропромышленном комплексе к земле и вместо многочисленных налогов    
установить один налог - на землю, многократно высказывался и аграрниками, и     
экономической общественностью. Более того, в последнее время более 16           
регионов обратились в Государственную Думу с предложением в порядке опыта       
разрешить ввести такой порядок налогообложения сельхозтоваропроизводителей.     
Аналогичная система была разрешена для эксперимента в Белгородской области.     
Работает она эти годы эффективно.                                               
                                                                                
Что предлагают и какие изменения внесли мы, авторы, в законопроект?             
                                                                                
Первое. Теперь он представляется вам в виде статьи в Налоговый кодекс и будет   
составлять, так сказать, тот комплекс налогов, который объединит этот           
важнейший экономический документ, каким является Налоговый кодекс.              
                                                                                
Какой предлагается установить принцип? Прежде всего, исходя из экономической    
оценки земли (а она уже закончена, экономическая оценка земли в Российской      
Федерации), взамен налогов, которые сегодня уплачивают сельские                 
товаропроизводители, включая платежи в фонды пенсионный, социальный и другие,   
которые сейчас заменены единым социальным налогом, предлагается ввести плату    
с одного сопоставимого гектара земли. Причем предлагается, учитывая             
разнообразные условия в России, разную степень подготовленности регионов к      
этому мероприятию, решение построить таким образом: мы принимаем этот           
рамочный закон, а конкретный закон о переходе на этот вид налога в регионе      
принимают законодательные органы региона.                                       
                                                                                
Более того, еще раз повторяю, мы к этому вопросу очень осторожно подходим,      
могут быть разные специфические условия, поэтому мы оставляем за                
сельхозтоваропроизводителем право выбрать: или он работает по старой системе,   
или он переходит на новую систему и заявляет об этом не позднее чем за месяц    
до конца года. Единственное, чем мы ограничиваем в данном случае право          
сельхозтоваропроизводителя: если он выбрал эту налоговую систему, то он         
должен календарный год отработать по этой системе. Таким образом мы как бы      
подстраховываемся, чтобы максимально учесть, еще раз повторяю, многообразные    
условия России, чтобы этот закон сработал именно с той пользой, на которую мы   
рассчитываем. А мы рассчитываем на следующее. Сегодня мы наблюдаем, как во      
многих случаях неэффективно используется земля. Здесь есть много причин. Я не   
буду сейчас об этом говорить, скажу только, что за последние годы более 21      
миллиона гектаров выведено из пашни и переведено в другие виды угодий. Еще      
раз повторяю, здесь много причин. И это, может быть, не главная, которую мы     
сегодня рассматриваем. Но мы считаем, что это даст возможность повысить         
ответственность тех, кто арендует, или имеет в собственности землю, или         
получил ее во временное пользование, чтобы он максимально эффективно            
использовал эту землю. Я думаю, что такой подход разделяется и депутатским      
корпусом, и всей общественностью.                                               
                                                                                
Более того, учитывая значимость для аграрного комплекса этой проблемы, мы       
попросили газету "Сельская жизнь" опубликовать проект закона, и в течение       
примерно четырех месяцев шло активное обсуждение проекта закона на страницах    
этой сельской газеты. Вот у меня подборка всех высказываний, а высказалось по   
этому вопросу более тысячи специалистов сельского хозяйства, руководителей,     
ученых. Есть очень много дельных замечаний, которые мы обязательно рассмотрим   
ко второму чтению, как, кстати, и ряд замечаний, которые были высказаны в       
бюджетном комитете и в аграрном комитете (эти два комитета вносят этот          
законопроект), мы обязательно тоже учтем ко второму чтению. Но абсолютное       
большинство, так если говорить, мнений работников аграрного комплекса России    
состоит в том, что этот закон нужен и он позволит упростить расчеты             
сельхозтоваропроизводителей с бюджетом, будет способствовать более              
эффективному ведению хозяйства.                                                 
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич.                             
                                                                                
Пожалуйста, вопросы к докладчику. Есть вопросы? Нет? Кто желает?                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Подгурский.                                                 
                                                                                
ПОДГУРСКИЙ А. М., депутатская группа "Народный депутат".                        
                                                                                
Геннадий Васильевич, налог на добавленную стоимость у вас там выпал. Платит     
его или не платит сельский товаропроизводитель?                                 
                                                                                
КУЛИК Г. В. Мы ко второму чтению еще и еще раз посоветуемся. Налог этот,        
видимо, нам надо будет оставить для селян. Поскольку если мы откажемся от       
НДС, то мы не будем получать возмещения, что является довольно спорным.         
Поэтому для того чтобы нам, как говорится, ложкой дегтя не испортить мед, мы    
сохраним на этой стадии налог на добавленную стоимость. Особенно это касается   
тех, кто уже соединил сельское хозяйство с промышленной переработкой. Поэтому   
будем действовать очень осторожно. Вы заметили, как осторожно мы подходим к     
этому, это мы знаем и это вам предложим ко второму чтению.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Лапшин, пожалуйста.                                                     
                                                                                
ЛАПШИН М. И. Геннадий Васильевич, вопрос. Поскольку сельское хозяйство и        
сезонно, и связано со всякими стихийными бедствиями, как решается вопрос        
страхования в том случае, когда бывает резкая засуха, чтобы вот этот единый     
налог (который будет единым в конце концов) возместить без резкого ущерба для   
товаропроизводителей?                                                           
                                                                                
КУЛИК Г. В. Здесь два вопроса. В отношении сезонности. Я хочу сказать, что я    
благодарен в этом смысле Правительству, которое поддержало вариант. По          
существу, мы используем уже как бы вариант, который достаточно детально         
проработан Правительством. Хотя, еще раз повторяю, ко второму чтению мы         
устраним недостатки и учтем и то, что будете вы предлагать. Предлагается        
уплата налога в два срока. Это очень важно для сельского хозяйства. Первый      
срок - это сентябрь, и второй срок - это после окончания года. Я считаю, это    
очень прогрессивный подход, и он даст возможность нам действительно учесть      
сезонность.                                                                     
                                                                                
Что касается засухи. Да, вы правы, что у нас сегодня много страховых            
организаций, но настоящей системы страхования нет. Я думаю, это подтолкнет      
депутатов к тому, чтобы посмотреть на проблему страхования сельского            
хозяйства. Нельзя продолжать практику, когда мы каждый год под стихийные        
бедствия что-то у Правительства выбиваем. Должна работать система. И здесь      
встает вопрос о том, что нам, видимо, в земледелии прежде всего надо будет      
ввести обязательное страхование как минимум и к нему дополнительно              
добровольное страхование. Это тема особая. Она сегодня Правительством вместе    
с аграрниками прорабатывается, и я думаю, вы будете участниками обсуждения      
этого вопроса в Думе.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше вопросов нет, да? Кто из депутатов желает выступить?                     
                                                                                
Пожалуйста, депутат Штогрин.                                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И. Уважаемые коллеги, рассмотрение сегодня данного законопроекта     
является логическим продолжением работы Государственной Думы и Правительства    
над второй частью Налогового кодекса. В принятой второй части Налогового        
кодекса есть специальный раздел - это особые налоговые режимы, к которым        
относится упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей,   
система единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности   
и некоторые другие, в том числе включена глава о едином налоге на               
сельхозтоваропроизводителей. Мы сегодня приняли закон "О федеральном бюджете    
на 2001 год", там есть норма о проведении реструктуризации долгов по налогам    
сельхозтоваропроизводителей. Вместе с рассмотрением нашего законопроекта это    
позволит действительно принять решение о совершенно новой, я бы сказал с        
чистого листа, ситуации для налогоплательщиков, которые занимаются              
производством сельскохозяйственной продукции.                                   
                                                                                
В комитете по бюджету рассматривалась данная законодательная инициатива, она    
была поддержана. Был внесен целый ряд замечаний, которые мы будем               
дорабатывать в процессе работы над этой главой части второй Налогового          
кодекса. Мы специально хотели и хотим рассмотреть законопроект до Нового        
года, с тем чтобы он был поддержан в первом чтении. Мы отправили его в          
регионы, регионы имели возможность в спокойной обстановке над ним поработать.   
В течение января - февраля можно было бы построить нормальную работу, без       
спешки над этой главой, с тем чтобы все разумное было включено и чтобы          
действительно наш сельхозпроизводитель мог работать в нормальном налоговом      
поле и давать нужную всем людям продукцию.                                      
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович.                                 
                                                                                
Кто еще желает выступить? Представитель Президента? Представитель               
Правительства?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на то, что        
данный законопроект в другом варианте был ранее направлен в Правительство и     
заключение, которое направляло Правительство, давалось на предыдущий вариант.   
Что касается этого законопроекта, мы не имеем сегодня письменной                
аргументации. Но поскольку мы видим там только несколько неточностей,           
несколько аспектов, которые возможно исправить ко второму чтению, то            
полагаем, что в первом чтении его можно принять.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будет ли докладчик выступать с заключительным словом?                           
                                                                                
Переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона    
"О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской             
Федерации" в первом чтении? Прошу голосовать.                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.             78,7%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.