Заседание № 93

16.05.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О порядке управления и распоряжения Государственной собственностью и обязательствами Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1256 по 1262 из 6268
И также мы обращаем внимание, что два законопроекта, автором которых является   
Севенард, стоящие под номерами 15 и 16, не имеют заключений Правительства. Мы   
направляли на них только официальные отзывы. А эти законопроекты требуют        
серьезнейших расходов бюджета и изменений финансовых обязательств               
государства. Автор не представил финансово-экономического обоснования,          
поэтому рассмотрение их сегодня будет нарушением Регламента.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1272 по 1284 из 6268
Так. Пожалуйста, депутат Севенард, пояснения дайте по пунктам 15 и 16.          
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Я в своей пояснительной записке указал, что, на мой взгляд, дополнительных      
средств бюджета на осуществление данных законов не потребуется, и готов в       
процессе обсуждения это мотивировать. Точка зрения Правительства расходится с   
моей, но что делать?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, хорошо. Ну, остается, при обсуждении будет вопрос    
решен голосованием, как говорится.                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3344 по 3713 из 6268
Переходим к рассмотрению пункта 15: проект федерального закона "О системе       
учета активов и обязательств Российской Федерации". Докладывает депутат         
Государственной Думы Константин Юрьевич Севенард. Пожалуйста.                   
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Поскольку    
я докладываю сегодня два законопроекта, а оба законопроекта объединены единой   
идеологией, единой концепцией, я прошу разрешения объединить два доклада        
сразу, а потом уже приступить к обсуждению.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражения у палаты? Не будет. Пожалуйста.       
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Уважаемые коллеги, я хочу начать с того, какова мотивация        
создания и предложения вашему вниманию этих двух законопроектов. В момент       
массовой приватизации на территории Российской Федерации была существенно       
занижена реальная стоимость объектов приватизированного имущества. Помимо       
прочих негативных обстоятельств это привело к тому, что начисление              
амортизации, восстановительной стоимости, в связи с этим и исчисление           
коммунальных платежей не являются объективными. Причем оно не являлось          
объективным уже весь этот длительный период времени. В результате износ         
основных фондов во всех направлениях развития экономики нашего государства      
катастрофический. Неоднократно говорилось о том, что проблема 2003 года - это   
проблема общегосударственного масштаба, которая может привести к очень          
серьезным негативным последствиям и техногенным катастрофам. Причина - износ    
основных фондов. И никто не спросил: а почему, собственно, основные фонды       
нашей страны пришли в такое состояние? Почему мы сталкиваемся с проблемами в    
Приморье? Почему проблема износа коммуникаций и аварийных ситуаций стала        
актуальной фактически во всех субъектах Российской Федерации? Если нормально    
развивалась экономика, если приватизация оправдала себя и, как                  
декларировалось, привлекла инвестиции в нашу промышленность, такой проблемы     
не должно было быть. Тем не менее она есть!                                     
                                                                                
Причины следующие. Как я уже сказал, занижена оценка основных фондов, что       
исключило возможность объективного начисления амортизации и восстановительной   
стоимости. Это первое. Второе: фактическое отсутствие контроля за состоянием    
этой собственности и законодательно закрепленной ответственности собственника   
и пользователя за состояние основных фондов. Российская Федерация при           
приватизации фактически поменяла ликвидную собственность, состояние             
объектное, имеющее стоимость, то, что можно описать, на акции. Акции стали      
некоей ширмой, за которой дальнейшее движение этой собственности фактически     
остается незаметным, и законодательно мы никак не можем потребовать извлечь     
эту информацию. Вопросы капитализации, учреждения дочерних структур             
предприятиями, где сохранился пакет акций государства, учреждения этими         
дочерними структурами иных предприятий фактически выпали из поля зрения.        
Вопросы распределения прибыли также являются вопросами, на которые не могут     
влиять представители государства при отсутствии законодательно закрепленной     
позиции Российской Федерации.                                                   
                                                                                
То же самое, мы, нигде не определив ответственности собственника за состояние   
основных фондов, за состояние той собственности, которую он определяет или      
которой владеет, не можем требовать сегодня, даже с точки зрения                
информационной, отчета о состоянии основных фондов с точки зрения износа.       
Решение этих проблем, на мой взгляд, является вопросом национальной             
безопасности. И, только решив эти проблемы, мы можем говорить о выходе из       
кризиса, который обозначен как "Проблема-2003".                                 
                                                                                
В государстве на сегодняшний момент фактически отсутствует централизованная     
система управления и планирования управления государственной собственностью.    
Более того, отсутствует система объективного учета этой собственности,          
контроля за ее состоянием, изменениями вида этой собственности,                 
капитализацией этой собственности, ее износом. Как следствие, я уже сказал, -   
несбалансированная система коммунальных платежей, необъективный учет            
амортизации и восстановительной стоимости. Как следствие - завышенные затраты   
на теплоснабжение, на энергоснабжение жилищного хозяйства, промышленности,      
отсутствие стимулирования к инвестициям в теплосберегающие технологии,          
состояние зданий и сооружений. Как следствие - топливно-энергетический          
кризис. Всё это также связано с состоянием и учетом состояния собственности.    
                                                                                
В результате постепенно уменьшается налогооблагаемая база страны. Потери от     
износа основных фондов во много раз превышают те доходы, жалкие, мизерные       
доходы, которые мы получаем от приватизации, они несравнимо меньше того, что    
мы потеряли из-за неквалифицированной, бесконтрольной эксплуатации за износ     
этой самой собственности. Всё это побудило к созданию двух данных               
законопроектов, которые, на мой взгляд, являются системообразующими и в свою    
очередь должны привести к созданию еще ряда законопроектов в их развитие.       
                                                                                
Для того чтобы управлять государственной собственностью Российской Федерации,   
прежде всего нужно создать институт представителей государства. Сегодня         
представителями государства в коммерческих структурах, где есть акции,          
принадлежащие нашему государству, являются работники тех самых структур,        
которые, естественно, представляют интересы акционерных компаний и получают     
зарплату в акционерных компаниях. На мой взгляд, идеологию этого процесса       
надо менять в принципе. Как интересы государства может представлять работник    
коммерческой структуры, находящийся там на материальном обеспечении, более      
того, назначаемый бессистемно, не имеющий планового задания, без постоянной     
системы отчетности, не на тендерной основе, без профессиональных требований?    
Сегодня зачастую представители государства на предприятия, где есть             
федеральные акции, назначаются губернаторами, например. Эта система             
ненормальная. Более того, на мой взгляд, это привело к тому, что в              
государственный сектор экономики активно внедрился криминал. Последствия        
этого налицо в нашей стране.                                                    
                                                                                
Идеология заключается в следующем. Следует перейти к тому, чтобы интересы       
государства в акционерных компаниях представляли только государственные         
служащие, отбираемые на тендерной основе, проходящие ежегодную аттестацию,      
получающие зарплату из бюджетов субъектов Федерации, получающие ежегодные       
плановые задания, и в договоре с которыми определяются цели и задачи, которые   
они обязаны выполнять, представляя интересы государства в акционерных           
компаниях.                                                                      
                                                                                
Для того чтобы правильно сформулировать задачи, исходя из интересов             
государства, для того чтобы грамотно спланировать изменение форм активов        
государственной собственности, вводятся понятия единого реестра собственности   
Российской Федерации и имущественного баланса Российской Федерации. Единый      
реестр государственной собственности - это перечень объектов собственности,     
принадлежащих Российской Федерации, с их рыночной и балансовой оценкой. Но      
рыночную и балансовую оценку получают только те объекты, которые участвуют в    
финансово-хозяйственном обороте страны. Те объекты собственности, которые в     
нем не участвуют, которые являются, скажем, национальным достоянием и на        
которые ни при каких обстоятельствах не может быть обращено финансовое          
взыскание, не нуждаются в оценке.                                               
                                                                                
Вот такой реестр должен вноситься на рассмотрение Государственной Думы          
одновременно с бюджетом Российской Федерации и утверждаться соответствующим     
законом. Все объекты, единожды включенные в единый реестр государственной       
собственности, исключить оттуда, то есть изменить форму собственника, можно     
только законом об изменении единого реестра собственности Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Ежегодно одновременно с этими двумя законами должен приниматься план-прогноз    
изменения имущественного баланса Российской Федерации. Это изменение            
количественного, качественного показателя имущественного баланса, изменение     
форм активов Российской Федерации. Туда включаются программа приватизации,      
программа национализации, если такие будут. Бюджет развития является частью     
изменения имущественного баланса Российской Федерации. Всё, что по каким-то     
причинам Правительство не сочтет нужным включить в этот план-прогноз            
изменения имущественного баланса, естественно, может изменяться только при      
корректировке имущественного баланса и бюджета Российской Федерации, то есть    
при изменении закона. Имущественный баланс Российской Федерации, единый         
реестр собственности Российской Федерации и бюджет Российской Федерации         
вместе будут составлять систему учета активов и обязательств Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Я немножко остановлюсь на едином реестре собственности. Помимо реестра          
недвижимого имущества, помимо реестра акций, которые принадлежат Российской     
Федерации, туда также включается реестр ценных бумаг, то есть обязательств      
Российской Федерации и обязательств, приобретенных Российской Федерацией.       
Причем включаются в реестр не только бумаги, которые находятся в                
собственности Российской Федерации, но и эмитированные Российской Федерацией    
ценные бумаги, так как они являются безусловным обязательством страны, и        
естественно, взыскания могут быть обращены и на эту собственность.              
Естественно, крупные выпуски таких бумаг должны оформляться законом и быть      
под пристальным наблюдением законодательных органов власти, наших               
избирателей. Отсутствие такой системы, в общем, привело к тому, что мы имеем    
сегодня в экономике страны.                                                     
                                                                                
Каков предмет основных споров? Да, я хочу сказать, что Комитет по               
собственности трижды обсуждал данные законопроекты, трижды рекомендовал их к    
первому чтению, но по разным техническим причинам в течение вот уже года они    
не могли быть рассмотрены. Наконец вот они вынесены на ваше рассмотрение.       
                                                                                
Минимущество выступает категорически против данных законопроектов. Они          
говорят, что все в порядке, что великолепно мы управляем государственной        
собственностью. Моя точка зрения: Минимущество фактически не управляло          
государственной собственностью, а занималось ее распродажей. Значит, это        
принципиальный спор, поэтому вам судить, кто прав и чью сторону вы займете.     
                                                                                
Так, я хочу сказать, отсутствие, например, только одной системы учета           
капитализации привело к тому, что дивиденды от акций, которыми владеет          
государство, копеечны. Мы получаем в среднем в несколько раз меньше             
дивидендов, чем получает любая европейская страна от тех акций, которые         
принадлежат ей. Мы часто сравниваем себя с Западом. Так вот, по этим            
показателям мы смехотворно мало получаем от той собственности, которой          
владеем. Вопрос: куда столько лет уходила прибыль тех предприятий, где          
присутствуют государственные акции? Как мы можем оценить предприятия, как мы    
можем принять решение об их приватизации либо национализации, если не можем     
оценить эффективность их работы? А не можем потому, что не имеем реальных,      
конкретных результатов и способа наблюдать за тем, как они работают. Я уже      
говорил о том, что... А прибыль эта идет на создание дочерних структур,         
выводится из оборота данных предприятий, на создание внучатых структур и        
зачастую уходит за рубеж в виде совместных предприятий и дочерних структур,     
учрежденных за территорией Российской Федерации, что является, по сути,         
формой вывоза капитала, законодательно причем сегодня закрепленной.             
                                                                                
На базе системы законодательных актов, которую я представляю, возможно          
создать имущество казны, то есть тот самый единый реестр собственности,         
ликвидной собственности, которая участвует в имущественно-хозяйственном и       
финансовом обороте государства и фактически является имуществом казны           
Российской Федерации. И на основании принятых законов, в развитие их можно      
принять систему законодательных актов, которые будут регламентировать эти       
отношения. Значит, еще раз просто, я много сказал, резюме: единый реестр        
собственности, который будет приниматься ежегодно вместе с бюджетом             
Российской Федерации, имущественный баланс Российской Федерации, план-прогноз   
изменений имущественного баланса Российской Федерации - это то, что будет       
утверждать Государственная Дума, новая система представителей государства по    
управлению акциями, которые будут являться государственными служащими,          
система их отбора, обязательная ежегодная оценка активов Российской             
Федерации, причем не только балансовая, но и рыночная, обязательный учет        
износа и капитализации всех активов, которыми владеет государство. То есть      
система планирования, не директивного планирования, а необходимого              
экономического планирования, которую использует каждый собственник и            
почему-то сегодня не использует государство, которое у нас является самым       
мощным и самым крупным собственником.                                           
                                                                                
Вот, наверное, коротко всё. Наверное, сейчас будет содоклад. После этого я      
готов ответить на ваши вопросы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступит председатель Комитета по собственности Виктор Семёнович   
Плескачевский.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста. С места будете, да?                                                 
                                                                                
На карточку Гурова включите микрофон Плескачевскому.                            
                                                                                
ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Любовь Константиновна.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, Комитет по собственности поддержал авторов    
законопроектов, их предложение принять эти законопроекты в первом чтении.       
Однако хотелось бы отметить здесь несколько особенностей этих законопроектов.   
                                                                                
Действительно, вопросы, которые вынесены в заглавие, в название                 
законопроектов, - построение системы учета активов и обязательств и             
определение порядка управления государственной собственностью - наверняка       
наиважнейшие государственные задачи. Я ни разу не слышал от Правительства,      
чтобы кто-нибудь отказывался, скажем, от необходимости работать в этом          
направлении. Однако авторы делают попытку 13 статьями всего лишь в каждом       
законе, из которых шесть - сущностные статьи, описать все те возможности        
решения тех великих задач, о которых мы сейчас слышали в докладе.               
                                                                                
Насколько я смог понять, все беды нынешней экономики, абсолютно все (начиная    
от бед в Приморье, проблем с топливом, с ценообразованием...), все сводятся к   
тому, что у нас не очень эффективное управление государственной                 
собственностью. Попытаемся представить себе, сколько потребовалось бы усилий    
для того, чтобы выстроить мало-мальски правдоподобный реестр государственной    
собственности, особенно государству, которое только-только начало свое          
движение в сторону, ну, приватизации, разгосударствления. Есть еще огромное     
количество договорных обязательств, которые нужно просто элементарно            
выверять.                                                                       
                                                                                
Поэтому полагаю, что законопроекты носят декларативный характер. И без          
сомнения, работа над ними должна быть продолжена, но только в нынешнем виде     
скорее всего они не могут быть приняты в первом чтении.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы, я прошу записаться на вопросы к        
докладчику и содокладчику.                                                      
                                                                                
Покажите результаты записи.                                                     
                                                                                
Геннадий Васильевич Кулик, пожалуйста.                                          
                                                                                
КУЛИК Г. В., фракция "Отечество - Вся Россия".                                  
                                                                                
Ну, честно если говорить, то я ничего не понял, не понял, каким образом вы      
хотите Россию спасти. Поэтому у меня просто конкретный вопрос. Сейчас в         
Государственной Думе находится внесенный Правительством проект налогового       
закона, о налоге на прибыль, где подробнейшим образом прописывается, -          
поскольку, я так понимаю, вы, наверное, знаете, что амортизация является        
составной частью издержек, поэтому должна из выручки минусоваться, -            
подробнейшим порядком прописывается, каким образом амортизируются,              
оцениваются основные фонды в Российской Федерации. Вы сейчас выступили          
совершенно с другой концепцией. Я так понимаю, что вы предлагаете работу над    
тем законопроектом пока приостановить, не принимать, ждать, пока вы             
разберетесь, каким образом нам вести дооценку, по вашему мнению, заниженной     
стоимости приватизированных объектов, когда вы предложите некую методику,       
которую можно будет не просто... (Микрофон отключен.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Геннадий Васильевич, пожалуйста, поконкретнее формулировку.                     
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я совершенно конкретный вопрос задаю, чтобы можно было увидеть,     
каким образом бухгалтеру оценить, дооценить и начислить всю эту амортизацию,    
которая идет дальше и на восстановление, и на ремонт.                           
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Перед тем как ответить - спасибо за вопрос, - я хочу сказать,    
что председатель Комитета по собственности, выступая по поручению комитета,     
обязан был донести до вас точку зрения комитета. Комитет поддержал              
законопроекты и рекомендует их к принятию в первом чтении. И некорректно        
высказывать свою личную точку зрения, выступая от имени комитета.               
                                                                                
Теперь отвечу на ваш вопрос. Вот идеология в чем. Единый реестр, то есть        
перечень объектов собственности Российской Федерации, - это законодательно      
закрепленные объекты, которые могут отчуждаться, то есть менять собственника,   
только в соответствии с законами. То есть мы принимаем законы, по которым       
Правительство управляет государственной собственностью и распоряжается. Я не    
претендую на методику оценки, у нас есть закон "Об оценочной деятельности в     
Российской Федерации". Я просто говорю о том, что в реестре должны быть         
рыночная и балансовая оценки основных фондов. А эти оценки проводятся и         
осуществляются в соответствии с иными законами Российской Федерации. И никоим   
образом я не вхожу в противоречие с тем законом, о котором вы говорите.         
                                                                                
Да, я считаю, что действительно балансовая стоимость была занижена. С одной     
стороны, мы избавили промышленность от бремени налогов на собственность, но,    
с другой стороны, мы лишили возможности объективно начислять ту же самую        
амортизацию, не говоря о том, что реальный оборот живых денег в стране очень    
долгое время не соответствовал товарообороту, у нас просто не хватало денег.    
Не говоря уже о том, что сама оценка была занижена, но не было живых денег на   
то, чтобы ввести инвестиции в развитие производства и в основные фонды.         
                                                                                
Поэтому эти законы не пересекаются, они могут дополнять друг друга, и           
противоречий я не вижу.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Ковалёв Николай Дмитриевич.                                             
                                                                                
КОВАЛЁВ Н. Д., фракция "Отечество - Вся Россия".                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Ну, собственно, на первый вопрос я получил ответ, потому что мне совершенно     
было непонятно, какую же позицию занимает комитет. В первой части был посыл,    
что комитет одобрил и рекомендует нам принять в первом чтении, во второй        
части - отрицание предыдущего посыла. Вот эти вещи абсолютно мне не понятны.    
                                                                                
А вопрос мой состоит в следующем. Как вы полагаете, насколько вообще            
эффективно будет управлять человек, представитель государства, получающий 4     
тысячи рублей, а рядом в совете директоров будет работать человек, получающий   
те же самые 4 тысячи, но только североамериканских? Как вот это противоречие    
будет устранено? Как вы видите, насколько эффективно и возможно отстаивание     
интересов государства, особенно, конечно же, в монополиях?                      
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Уважаемые коллеги, эта проблема, наверное, проблема не только    
этого закона. Мы с вами решаем судьбу государства, получая чуть больше. Врачи   
спасают жизнь людей, получая копейки. Учителя определяют будущее России,        
обучая наших детей, военные идут на смерть, получая копейки. И может быть, я    
буду выглядеть идеалистом, сказав, что существуют честь, достоинство,           
гражданская позиция и что люди, которые посвятили себя служению стране и        
стали государственными служащими, работают не только за деньги. Именно          
поэтому я и говорю о том, что представителями в данной области должны быть      
государственные служащие. Эта категория государственных служащих должна быть,   
бесспорно, высокопрестижной, стимулироваться не только финансово, но и с        
точки зрения карьерного продвижения и получать зарплату, естественно            
увязанную с теми дивидендами, которые получает государство от управляемых им    
акционерных компаний, связанную с капитализацией активов данных компаний. Это   
может быть оговорено в договоре между государственным представителем и          
государством. А порядок заключения таких договоров также прописан в законах,    
которые я предлагаю. Но идеология должна быть следующей: если у нас есть        
сомнения в чистоплотности госслужащего, то как мы можем доверять управление     
тем, чем владеет государство, случайному человеку, зачастую с несколькими       
судимостями, что мы имеем, скажем, на примере Санкт-Петербурга?                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Ищенко, ваш вопрос.                               
                                                                                
ИЩЕНКО Е. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто хотел бы поддержать данный закон. Он очень          
актуален. А что касается управления собственностью, то в данном случае все      
вопросы, которые здесь задаются, обсуждались в комитете. Это только первое      
чтение. Закон нуждается в доработке, но давайте примем в первом чтении, а ко    
второму доработаем и все вопросы снимем. Вот такое предложение.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Петрович.                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Прошу      
записаться. Идет запись на выступления.                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Депутат Гамза.                                                                  
                                                                                
ГАМЗА Г. Е. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Наконец-то     
появились проекты законов, которые позволяют как-то регламентировать и          
рассматривать вопросы государственной собственности, приватизации и так         
далее. Естественно, в этих проектах законов еще много есть вопросов, которые    
нужно дорабатывать. И я солидарен с докладчиком, что этот закон нужно сегодня   
принимать в первом чтении и все те нюансы, которые имеются, высказывались       
сегодня и звучали в вопросах, нужно будет дорабатывать ко второму чтению.       
                                                                                
Я предлагаю депутатам поддержать эти проекты законов в первом чтении, так,      
как и решил Комитет по собственности.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3783 по 4115 из 6268
Уважаемые коллеги, у нас подошло фиксированное время, но мы с вами не           
закончили работу над законами под номерами 15 и 16. Сейчас мы завершим, а       
потом перейдем к тем вопросам, которые мы отнесли на 16 часов.                  
                                                                                
У нас еще два депутата не выступили: Иванов Николай Николаевич и Ищенко         
Евгений Петрович.                                                               
                                                                                
Включите микрофон Иванову Николаю Николаевичу.                                  
                                                                                
ИВАНОВ Н. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что и Государственная Дума, и Правительство         
должны быть благодарны молодому человеку Константину Севенарду за то, что он    
нашел возможность все-таки обратить внимание государства на неэффективность     
управления собственностью государственной.                                      
                                                                                
И я хотел бы сказать, что только три момента из этого закона - это введение     
единого реестра собственности, который мы должны принимать вместе с             
государственным бюджетом, это система государственного регулирования через      
утверждение имущественного баланса, это устранение непрофессионалов из          
управления имуществом путем введения тендера на управление государственным      
имуществом - только эти три вещи уже дают нам полное основание проголосовать    
за этот закон и в качестве концепции принять его в первом чтении. Я хотел бы,   
чтобы и оппоненты этого закона вникли в суть и приняли как концепцию.           
Безусловно, закон заслуживает критики, но эту критику можно представить в       
форме поправок ко второму чтению. Предлагаю законопроект в первом чтении        
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ищенко Евгений Петрович. Нет его.             
                                                                                
От Правительства слова попросил Браверман Александр Арнольдович. Пожалуйста.    
                                                                                
БРАВЕРМАН А. А., статс-секретарь - первый заместитель министра имущественных    
отношений Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, у нас есть два момента, или два блока, по которым мы        
хотим депутатов попросить выслушать наше мнение.                                
                                                                                
Первое. Предложенный пакет законопроектов (их два) требует существенных         
затрат, и обоснования этого не содержится в прилагаемой записке. Эти затраты,   
как явствует из статей закона, нужны на сбор, обработку, хранение информации,   
на прогнозирование, на создание единого реестра, о котором говорит уважаемый    
депутат Севенард. По этому основанию у нас нет как бы базы для оценки этого     
закона, мы сейчас не чувствуем тех затрат, которые потребуются на его           
реализацию. Это, если хотите, формализованная часть проблемы.                   
                                                                                
Теперь сущностная часть проблемы. Уважаемый депутат Севенард сказал, что в      
Правительстве не ведется сегодня никакого реестра или реестр ведется            
неудовлетворительно. Довожу до вашего сведения структуру реестра федерального   
имущества, который сегодня абсолютно доступен и может быть представлен в        
любой момент любому из депутатов, а также любому из заинтересованных лиц. В     
реестре учтено 47 876 юридических лиц, что составляет 99 процентов от           
количества юридических лиц, имеющих федеральное имущество, в том числе          
закрепленное за 9775 федеральными государственными унитарными предприятиями,    
33 тысячами государственных учреждений, 3356 хозяйственными обществами,         
имеющими в федеральной собственности акции, а также переданное в аренду,        
пользование и залог и по иным основаниям 1090 юридическим лицам имущество.      
Единый банк данных реестра содержит сведения о 47 612 юридических лицах, а      
также о 890 тысячах объектов недвижимости. Всё это увязано в единую систему     
реестра федерального имущества, который утвержден соответствующим приказом      
Минимущества. Учтено более семисот тридцати согласованных уставов федеральных   
государственных унитарных предприятий и более ста контрактов с руководителями   
федеральных государственных унитарных предприятий. Имеется информация о 707     
объектах, не завершенных строительством. Поэтому говорить об отсутствии         
реестра сегодня не приходится. Повторяю: он есть, он общедоступен. Да, он       
совершенствуется, да, там есть много недостатков. Да, система требует           
дальнейшего развития, но реестр есть.                                           
                                                                                
Теперь об управлении. В докладе было сказано, что сегодня федеральными          
акциями управляют физические лица, которые не являются государственными         
служащими. Довожу до сведения Государственной Думы: сегодня имеется 4310        
управляющих долями в акционерных обществах, из них менее ста человек не         
являются государственными служащими, все остальные являются госслужащими -      
федеральными или субъектов Федерации. Поэтому говорить о том, что сегодня       
имуществом управляют непонятно какие лица, на наш взгляд, тоже не приходится.   
                                                                                
Третье, о показателях эффективности. В докладе было сказано, что такие          
показатели отсутствуют. Хотелось бы отметить, что это не совсем соответствует   
действительности. Существует целый набор нормативных документов, нормативных    
актов Правительства, например постановление Правительства Российской            
Федерации 2000 года № 23 "О реестре показателей экономической эффективности     
деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых       
акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности". В    
развитие этого постановления есть приказ трех министерств: Минэкономразвития,   
Министерства по налогам и сборам и Минимущества, который устанавливает четыре   
группы показателей: это показатели выручки, это показатели чистой продукции,    
для акционерных обществ - это показатели суммы перечисленных дивидендов, а      
для федеральных предприятий - суммы прибыли, перечисленной в бюджет, и          
показатели стоимости чистых активов. Эти показатели есть, и по ним, а также     
по целому ряду других показателей отчитываются представители государства в      
акционерных обществах в соответствии с постановлением № 104 "Об усилении        
контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и   
управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых           
акционерных обществ". Таким образом, по всем трем основаниям ведется работа,    
которая вами в любой момент может быть проконтролирована.                       
                                                                                
Если говорить теперь о двух блоках - блоке финансовом, требующем затрат на      
Единый реестр, и о том, что сейчас есть, а также об управлении госдолями,       
Правительство не поддерживает концепции данного законопроекта.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово. (Шум в зале.) Вас уже называли: Ищенко Евгений            
Петрович. Надо быть в зале, когда идет законопроект. Пожалуйста, выступайте,    
но уже идет заключительное выступление.                                         
                                                                                
ИЩЕНКО Е. П. Спасибо огромное. Извините, что так получилось, задержался на      
заседании комитета.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы по данному законопроекту, пункт 15, акцентировать   
внимание на следующем: я, как член Комитета по собственности уже шестой год,    
занимаюсь этой темой. Так вот, еще в 1996 году Счетная палата проверяла         
деятельность фонда имущества, к примеру, и в отчете Счетной палаты была         
фраза, что учет собственности Российской Федерации носит частичный и            
фрагментарный характер. О чем это говорит? О том, что специализированными       
организациями, в том числе Мингосимуществом (тогда госкомитет был), фондом      
имущества, не велся учет государственной собственности в нужном, нормальном     
русле. Плюс к этому хочется акцентировать внимание на том, что у нас с 1992     
по 1997 год прошло огромное количество конкурсов с инвестиционными условиями.   
Инвестиционные условия - это обязательства инвестора по внесению инвестиций.    
Практика показывает, что эти условия в 90 процентах этих конкурсов инвестором   
выполнены не были, инвестиции не вносились. Почему? Потому что никакого         
механизма, отслеживающего выполнение этих инвестиций, не было. Все это          
привело к тому, что процесс приватизации шел достаточно хаотично и многие       
собственники по конкурсу получили собственность за очень незначительные         
деньги.                                                                         
                                                                                
Предлагается в связи с этим поддержать инициативу депутата Севенарда, даже      
учитывая то, что законопроект, безусловно, неидеален и нуждается в серьезной    
доработке ко второму и третьему чтениям, в данном случае за пункты 15 и 16      
проголосовать и двигаться дальше, все вопросы снимать во втором чтении.         
Предлагаю поддержать данные законопроекты. Спасибо огромное.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, представитель Президента - Александр Алексеевич Котенков.           
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Президент Российской Федерации не поддерживает данные законопроекты (я буду     
говорить сразу о двух законопроектах) по следующим причинам. Мне жаль,          
конечно, потраченного времени, его можно было бы потратить гораздо более        
продуктивно. Я не буду говорить о содержании законопроектов, я думаю, что об    
этом достаточно сказал заместитель министра имущественных отношений. Я скажу    
о двух формальных признаках, по которым Президент не может, даже если эти       
законы будут приняты, подписать эти законы и даже не будет их рассматривать.    
                                                                                
Первое - это прямое противоречие обоих законопроектов Конституции Российской    
Федерации. Это очередная попытка Государственной Думы расширить свои            
полномочия за пределы Конституции Российской Федерации. Статья 103              
Конституции дает исчерпывающий перечень полномочий Государственной Думы и       
указывает конкретно, что постановления Государственная Дума может принимать     
только по вопросам, отнесенным Конституцией к ее ведению. Оба законопроекта     
превращают Думу в филиал Правительства или Правительство в филиал Думы: Дума    
должна утверждать имущественный баланс, Дума должна утверждать реестр           
государственного имущества, Дума должна формировать конкурсную комиссию по      
назначению представителей государства в соответствующих предприятиях и так      
далее, и тому подобное. Все это выходит за рамки конституционных полномочий     
Государственной Думы.                                                           
                                                                                
Ну и наконец, оба законопроекта, как правильно отметил Александр Арнольдович    
Браверман, очень затратные. И когда авторы говорят, что данные законопроекты    
не требуют финансирования из федерального бюджета... Я просто цитирую           
законопроект "О системе учета активов...", статью 4... Виноват. Ну, в общем,    
статья о назначении представителей государства, которые в соответствии с        
данным законопроектом получают денежное вознаграждение за счет средств          
бюджета Российской Федерации. Только что представитель Министерства             
имущественных отношений назвал вам цифру предприятий, в которых имеется         
федеральная доля, - свыше 34 тысяч предприятий. Если в каждое из них            
назначается представитель и финансируется за счет федерального бюджета,         
посчитайте, какие это будут деньги. Речь идет о десятках миллионов рублей.      
                                                                                
Совершенно очевидно, что данный законопроект не мог быть внесен без             
заключения Правительства. И соответственно, как законопроект, внесенный с       
нарушением Конституции Российской Федерации, он не будет рассматриваться        
Президентом. И если он будет вами принят, то он будет возвращен без             
рассмотрения для повторения конституционной процедуры внесения и принятия       
законопроекта. То же самое касается второго законопроекта, который              
предусматривает формирование специальных фондов расходов на содержание          
имущества Российской Федерации. Совершенно понятно, коль скоро речь идет о      
федеральном имуществе, то и средства тоже идут из федерального бюджета. Этот    
законопроект также не может быть внесен без заключения Правительства.           
                                                                                
Поэтому, уважаемые депутаты, я прошу вас не тратить время, снять                
законопроекты с рассмотрения и в лучшем случае, устранив противоречия с         
Конституцией, то есть изъяв неконституционные полномочия Государственной        
Думы, отправить законопроекты на заключение в Правительство. После этого,       
может быть, к ним можно будет вернуться.                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С заключительным словом докладчик Константин Юрьевич      
Севенард.                                                                       
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я с большим    
удовольствием выслушал позицию Александра Арнольдовича, позицию                 
Правительства. Мы с ним много общались в процессе работы.                       
                                                                                
Во-первых, главное, что я вынес из позиции Правительства, - это то, что         
позиция в целом абсолютно совпадает с той, которую я вам предложил в            
законопроектах, то, что концептуальные идеи, изложенные в законопроектах,       
совпадают с тем вектором движения Правительства, который был озвучен. Да,       
Правительство считает, что необходим Единый реестр, и уже его создало. Это я,   
так сказать, понял из доклада Александра Арнольдовича. Тогда, правда,           
непонятно: если реестр уже есть, создан, на что нужны деньги бюджета, если вы   
его уже создали? Так давайте выполним то, что я закладываю в законы!            
Представляйте его Государственной Думе на утверждение, если он у вас и так      
есть! (Выкрики из зала.) Потому что его у вас недопросишься! У вас              
недопросишься реестра, у налоговых органов не получить данные по                
налогооблагаемой базе. Сегодня у нас ни исполнительная власть официально        
(может быть, у вас и есть, но мы этого не видим), ни законодательная не могут   
посчитать, посмотреть (ни в одном официальном документе!), за счет чего у нас   
государство живет! Вы нам даете цифры, а цифры из чего вытекают? Вот когда не   
просто как некий перечень, а как законом закрепленный документ появится         
Единый реестр... (Выкрики из зала.) Очень хорошо, что он у вас есть, значит,    
проще будет его вносить нам на утверждение. Ну, естественно, вы сами себе       
противоречите, если он у вас уже есть и ведется, то какие вам средства нужны    
на его создание?! Замечательно, что есть.                                       
                                                                                
Теперь что касается противоречий Конституции. Ежегодно Правительство            
Российской Федерации вносит бюджет. Любой объект собственности Российской       
Федерации требует затрат на его содержание. Любой износ этой собственности -    
это потери, которые должны отражаться. Отчуждение этой собственности - это      
опять же изменение бюджетных статей. Поэтому даже исходя из сегодняшнего        
законодательства любое изменение вида активов или тем более отчуждение          
объектов собственности должны проходить через закон об изменении бюджета        
Российской Федерации, по большому счету.                                        
                                                                                
Чем по сути концепция Единого реестра и имущественного баланса отличается от    
бюджета? Да ничем! Вместе это составляет единый механизм, который сегодня       
действует в виде закона о бюджете, если бы он исполнялся буквально, а не        
искали различные способы, как от него уходить. Мы принимаем закон о             
приватизации - начинают проводить сделки обмена имущества, что на самом деле    
есть продажа и те же самые инвестиции государства, только в обход бюджета. До   
каких пор будет продолжаться эта игра?! Давайте принимать сбалансированную      
систему законодательных актов. И сколько будет играть исполнительная власть с   
Государственной Думой в прятки?! Речь же идет не о том, есть или нет у вас      
реестр, а о том, что надо вынести его на утверждение. И давайте поставим под    
общегосударственный контроль важнейшие вопросы, вопросы национальной            
безопасности - вопросы о состоянии собственности государства, объемах           
налогооблагаемой базы, которая тает на глазах, к сожалению, из-за               
неэффективного управления.                                                      
                                                                                
Теперь к вопросу о том, что государственные представители должны получать       
зарплату из бюджета. Да, но там написано: могут получать зарплату за счет       
средств бюджета федерального и средств субъектов Федерации. Сегодня у нас в     
стране существует институт... Ну, в Петербурге он называется комитетом по       
управлению госимуществом. И в каждом субъекте Федерации есть орган              
администрации субъекта Федерации двойного назначения, который управляет и       
федеральным имуществом, находящимся на территории Федерации, и                  
государственным имуществом субъекта Федерации. И финансируется он только из     
местного бюджета, бюджета субъекта Федерации. Я предлагаю тот же самый          
механизм, абсолютно не трогая бюджет Российской Федерации. Поэтому такое        
безоговорочное утверждение, что я претендую на средства бюджета, я принять не   
могу. Нет этого в законе.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Написано!                                                              
                                                                                
СЕВЕНАРД К. Ю. Нет, это у вас, видимо, старый какой-то текст, не тот, который   
я внес официально, не тот, который вносился на Совет Государственной Думы.      
Просто я вносил определенные изменения. Давайте сверим потом наши тексты.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я глубоко убежден, что система учета активов и               
обязательств в виде имущественного баланса, в виде Единого реестра вместе с     
оценкой государственного имущества, вместе с оценкой капитализации              
государственного имущества... Ведь почему представители Правительства ничего    
не сказали о том, что сегодня мы имеем до смешного мизерные отчисления в        
бюджет в виде дивидендов? И мы даже не можем оценить, эффективно у нас          
используется собственность или нет, потому что у нас нет ни одного              
официального документа, который количественно, качественно и в ценовом          
выражении определял бы, чем мы владеем.                                         
                                                                                
А есть ли у Правительства реестр, который оценивает капитализацию               
государственной собственности, дочерние и внучатые структуры, учрежденные       
предприятиями, в которых есть участие государства? Ведь ежегодно предприятия    
с участием государства зарабатывают прибыль, и эта прибыль, если речь идет о    
государственных предприятиях, полностью является собственностью государства.    
Если речь идет об акционерных компаниях, то это собственность государства в     
той части, в которой акциями владеет государство. Но она проходит мимо нашего   
с вами внимания, она не идет в бюджет. И она в большей своей части по решению   
совета директоров акционерных компаний используется совершенно в иных целях.    
Хорошо, мы не можем в некоторых случаях влиять на распределение этой прибыли,   
но мы имеем право знать, где она находится и в чьих интересах она работает.     
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, поверьте мне, необходима эта система                
законодательных актов. Я прошу вас поддержать ее в первом чтении. Я согласен,   
что ко второму чтению предстоит серьезная работа. Я рассчитываю на вашу         
поддержку. Спасибо за внимание.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование              
законопроект, пункт 15, "О системе учета активов и обязательств Российской      
Федерации". Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении?       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              202 чел.             44,9%                        
Проголосовало против           69 чел.             15,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    271 чел.                                          
Не голосовало                 179 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 16, "О порядке управления и         
распоряжения государственной собственностью и обязательствами Российской        
Федерации". Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении?       
Пожалуйста, голосуйте.                                                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              204 чел.             45,3%                        
Проголосовало против           66 чел.             14,7%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 92

26.04.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона "О порядке управления и распоряжения Государственной собственностью и обязательствами Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 619 по 626 из 6472
СЕВЕНАРД К. Ю., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Любовь Константиновна! Я прошу вопросы, которые идут под     
номерами 36, 37 в повестке дня, законы, которые я внес, это мой                 
законотворческий дебют, поставить на фиксированное время, на 16.30. Они вчера   
были последними, мы их не успели проголосовать и сегодня...                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 989 по 1007 из 6472
Депутат Севенард попросил на фиксированное время перенести вопросы под          
номерами 36 и 37. 16.30 у нас пока не занято как фиксированное время. Кто за    
то, чтобы перенести вопросы под номерами 36 и 37 на 16.30, на фиксированное     
время? Прошу голосовать.                                                        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              156 чел.             85,7%                        
Проголосовало против           25 чел.             13,7%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,5%                        
Голосовало                    182 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.