Заседание № 14

24.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90031128-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 597 по 606 из 5990
НИКИТИН В. П., фракция "Родина".                                                
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я вношу предложение снять       
сегодня с рассмотрения пункт 14, который посвящен ратификации Соглашения        
между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской            
Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Я считаю, что        
сегодня рассмотрение и тем более ратификация этого вопроса является             
несвоевременной, во всяком случае до 1 мая. Подробней я хотел бы сказать при    
обсуждении.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 938 по 1122 из 5990
Никитин Владимир Петрович предлагает снять пункт 14, проект о ратификации       
соглашения с Литвой. Какие есть предложения? Обоснование, пожалуйста.           
                                                                                
Владимиру Петровичу Никитину включите микрофон.                                 
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Почему я предлагаю снять проект о ратификации как несвоевременный акт?          
Потому, что, я считаю, в такой сфере, как международные отношения, лучше не     
устраивать долгих публичных дискуссий, но хотел бы привести некоторые           
аргументы содержательного характера. Речь идет о том, что это соглашение        
подписано в 1999 году, оно подписано по старому типовому соглашению от 1992     
года. И само Правительство Российской Федерации приостановило было              
ратификацию подобных документов в связи с тем, что проблема вступления в ВТО    
ставит на повестку дня задачу пересмотра многих ранее заключенных соглашений.   
Сейчас есть другая проблема, не только проблема ВТО, но и проблема расширения   
Евросоюза. С 1 мая Литва становится полноценным членом ЕС, с этой точки         
зрения изменятся торгово-экономические отношения автоматически. Более того,     
вы знаете, что Брюссель в форме ультиматума навязывает Российской Федерации     
необходимость распространения на новую десятку стран, куда входит и Литва,      
тех условий, которые были с прежними странами Евросоюза. Более того, нынешнее   
соглашение оказывается очередной уступкой Литовской Республике. В прошлом       
созыве ратифицировали договор о границе, односторонне выгодный прежде всего     
Литве. Теперь мы ратифицируем договор о поощрении и взаимной защите             
инвестиций, тоже во многом выгодный в основном Литовской Республике, которая    
эти инвестиции делает в свою очередь в основном в Калининградскую область,      
используя льготы особой экономической зоны. Это, думается, неправильный         
сигнал в нынешних условиях. Не подписаны соглашения по Калининграду, по         
транзиту грузов.                                                                
                                                                                
Нужно подождать, как будут развиваться события после 1 мая, и потом             
определить разумную дату ратификации этого соглашения. Иначе оказывается, что   
мы все рычаги влияния на ситуацию упускаем, а в то же время ситуация с          
Калининградом остается в подвешенном виде. Я считаю, исходя из этих             
аргументов, что мы могли бы, не устраивая дальнейших обсуждений, передвинуть    
на более поздний срок ратификацию соглашения.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, другое мнение. Кузнецов Василий      
Федотович.                                                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Ф., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, это соглашение в 2000 году было внесено на ратификацию в     
Государственную Думу. В 2001 году его рассмотрение по инициативе                
Правительства России было приостановлено в связи с подготовкой нового           
типового проекта соглашения, который должен был учитывать перспективы           
будущего присоединения России к ВТО. 31 октября 2003 года Правительство         
Российской Федерации обратилось в Государственную Думу с просьбой возобновить   
работу над ратификацией данного соглашения, поскольку все нормы, содержащиеся   
в нем, полностью соответствуют правилам ВТО и учитывают интересы обеих стран.   
Наоборот, подписание этого соглашения позволит нашему бизнесу полнее и больше   
участвовать в приватизации литовских предприятий. И это будет экономический     
рычаг, который нам позволит работать с Литвой. Я считаю, что данное             
соглашение нужно ратифицировать.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Рогозин Дмитрий Олегович.                                           
                                                                                
РОГОЗИН Д. О., руководитель фракции "Родина".                                   
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, проблема данного договора следующая. 1 мая Литовская         
Республика действительно вступает в состав Европейского союза, как и многие     
другие страны-кандидаты. Однако мы и так уже в Думе прошлого созыва скрепя      
сердце ратифицировали договор о границе, который действительно был поощрением   
Литве за то, что она пошла на определенные уступки в ходе переговоров по        
гражданскому железнодорожному транзиту. Сейчас же переговоры по грузовому       
транзиту с Литвой застопорились. Об этом говорит и Правительство Российской     
Федерации. Нет ни малейших уступок со стороны Литвы в настоящий момент,         
поэтому ставить сейчас вопрос о ратификации преждевременно. Давайте дождемся    
1 мая, когда наконец Литва даст тот или другой ответ на требования Российской   
Федерации. В противном случае мы оставляем Калининградскую область сегодня в    
состоянии полной изоляции от тех грузов, которые идут с так называемой          
материковой части.                                                              
                                                                                
Сам по себе договор - мы к нему нейтрально относимся - может быть и             
проголосован, здесь возражений не будет. Вопрос во времени ратификации,         
хорошо яичко к Христову дню, что называется. Поэтому фракция "Родина"           
предлагает перенести рассмотрение данного вопроса до момента вступления         
Литовской Республики в состав Европейского союза и до ответа Литвы на           
требования Российской Федерации по ратификации новых соглашений о гражданском   
грузовом транзите в Калининградскую область.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Митрофанов. Потом - Логинов.                                        
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, надо поддержать депутата Никитина и в связи с      
практически приостановлением сейчас, тупиком в переговорах о грузовом           
транзите прямо сказать, что в связи с этим предлагается отложить ратификацию    
этого соглашения. И вообще надо пригрозить Литве по полной программе. Пора      
уже не в Ивановской и Костромской областях проводить учения ВДВ, а на границе   
с Литвой, пора уже там, так сказать, попрыгать немножко десантникам, а то они   
устали, и не о жилищных сертификатах говорить, а о том, как десантники могут    
выполнить свой долг.                                                            
                                                                                
Но я хочу сказать Дмитрию Олеговичу. Дмитрий Олегович, это на вас лежит вся     
эта история. Вы нас уговаривали не скрепя сердце, вы нас уговаривали            
ратифицировать договор с Литвой, говорили, что это нам очень поможет. Мы        
говорили, что всё это обман. Нас обманывают с 86-го года, с горбачевских        
времен: вы только отодвиньтесь, всё будет хорошо, придут инвестиции, помощь     
Запада. Всё вранье, вот все предложения - вранье! И мы это знали еще тогда:     
что и Литва ни на что не пойдет, и ничего... она будет так же стоять, и нас     
будут заставлять, как в Западный Берлин, на самолете доставлять грузы и наших   
людей. Вот чем всё это закончится.                                              
                                                                                
Поэтому мне кажется, что здесь надо в самой жесткой форме сейчас перенести и    
не скрывать политическую позицию: что это не в связи с ВТО, а в связи с         
Калининградом и что мы будем звереть по вопросу Калининграда потихоньку. Три    
года нас Дмитрий Олегович водил вокруг, как Моисей, так сказать, водил,         
водил, говорил: не трогайте, не будем обсуждать, там всё решается, там такое    
это... Фактически обманули нас, так сказать, Дмитрий Олегович, и вы нас         
обманули. Мы даже не смогли обсудить ни разу проблему Калининграда в той        
Думе. Поэтому сейчас надо, так сказать, звереть уже. Никому не верить, ни       
Рогозину, ни литовцам тем более, ни нашим переговорщикам - никому. Ничего       
никому... ничего не ратифицировать и угрожать Литве самыми жесткими             
действиями в ее отношении. А то китайцев в Калининград выбросим, так сказать,   
или корейцев, и тогда будут знать они, каких мы им соседей под бок дадим.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Логинов Андрей Викторович.                                          
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Были высказаны замечания, которые       
можно отнести к двум группам. Первая часть замечаний относится к содержанию     
данного соглашения и его соответствию условиям вступления России в ВТО.         
Действительно, мы в 2000 году обратились в Государственную Думу и, работая с    
комитетами, задержали рассмотрение свыше девяти соглашений, было только         
девять правительственных соглашений о поощрении и взаимной защите               
капиталовложений. Из них наиболее соответствующим условиям вступления России    
в ВТО как раз оказалось соглашение между Правительством Российской Федерации    
и Правительством Литовской Республики, которое сегодня и предлагается           
одобрить, ратифицировать. Мы считаем, что этот процесс никоим образом не        
может быть увязан с политическими соображениями, и я хочу обратить ваше         
внимание на то, что речь в первую очередь идет о защите наших, российских       
интересов, интересов российского бизнеса. Дело в том, что очень активно         
работают крупные российские компании в Литве: на сегодняшний день общее         
количество предприятий России, которые работают на территории Литовской         
Республики, составляет свыше тысячи, общий объем капиталовложений по году -     
свыше 25 миллионов долларов. Но это только начало. "Газпрому" уже принадлежит   
34 процента газового сектора республики. Активно участвуют другие нефтяные      
компании. Поэтому мы считаем, что в первую очередь речь идет о защите наших     
интересов.                                                                      
                                                                                
Что касается второй группы аргументов, а именно увязки ратификации данного      
соглашения с переговорами с Литовской Республикой о транзите, которые ведет     
Министерство иностранных дел, я прошу обратить внимание уважаемых депутатов     
на то, что работа Министерства иностранных дел ведется в полном соответствии    
с теми задачами, которые ставят перед ним Президент и Правительство             
Российской Федерации. Поэтому если бы существовала необходимость в рамках       
этого переговорного процесса увязать достижение тех или иных результатов с      
ратификацией рассматриваемого сегодня соглашения, то тогда, естественно, была   
бы соответствующая информация и соответствующие действия были бы предприняты.   
                                                                                
Я настоятельно прошу не заниматься самодеятельностью в столь щепетильных и      
тонких вещах. Правительство просит рассмотреть сегодня данный вопрос.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование предложение депутата Никитина о     
снятии пункта 14 сегодняшнего порядка работы с рассмотрения. Предложение        
комитета и правительства - оставить этот пункт. Предложение депутата Никитина   
о снятии пункта 14.                                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 38 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              131 чел.29,1%                                     
Проголосовало против           67 чел.14,9%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.55,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается, будем рассматривать пункт 14.                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2992 по 3691 из 5990
Пункт 14: проект федерального закона "О ратификации Соглашения между            
Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о     
поощрении и взаимной защите капиталовложений". Докладывает представитель        
Правительства Российской Федерации заместитель министра экономического          
развития и торговли Российской Федерации Карастин Владимир Георгиевич.          
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нельзя, уже докладчик на трибуне. У нас есть Регламент,   
вы знаете.                                                                      
                                                                                
КАРАСТИН В. Г., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель   
министра экономического развития и торговли Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается Соглашение между               
Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о     
поощрении и взаимной защите капиталовложений, которое было подписано в 1999     
году и в 2000 году внесено в Государственную Думу Федерального Собрания.        
                                                                                
В 2001 и 2002 годах вышли два постановления правительства, которые внесли       
изменения в типовое соглашение, и нам потребовалось время... Было               
соответствующее поручение Минэкономразвития провести сравнительный анализ       
подписанных ранее соглашений на предмет их соответствия позиции России,         
закрепленной в упомянутых постановлениях. Министерство экономического           
развития совместно с МИДом, Минфином и Минюстом России провело такой анализ и   
в части российско-литовского соглашения пришло к следующим выводам.             
                                                                                
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений не          
противоречит типовому российскому проекту. В соглашении предусмотрен допуск     
капиталовложений иностранных инвесторов на территорию договаривающейся          
стороны в соответствии с ее национальным законодательством. В соглашении        
зафиксированы изъятия из РНБ в связи с участием существующих или возможных в    
будущем таможенных, валютных и платежных союзов в зонах свободной торговли      
или иных формах соглашений о региональной экономической интеграции,             
участником которых является или может стать в будущем одна из                   
договаривающихся сторон.                                                        
                                                                                
Кроме того, в соглашении предусмотрено положение, в силу которого каждая        
договаривающаяся сторона оставляет за собой право в соответствии со своим       
законодательством определять отрасли экономики и сферы деятельности, в          
которых исключается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов.     
Это оставляет для России возможность свободного маневра и учитывает возможные   
обязательства в отношении таких ограничений и изъятий, в том числе вытекающих   
из соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с     
одной стороны, и Европейским сообществом и государствами-членами, с другой      
стороны, и соглашения об учреждении Всемирной торговой организации, включая     
обязательства по Генеральному соглашению о торговле и услугах.                  
                                                                                
В результате проведенного анализа был сделан вывод о соответствии               
подписанного инвестиционного соглашения с Литвой современной позиции России.    
Другими словами, это соглашение не противоречит существующим и возможным        
будущим обязательствам России.                                                  
                                                                                
Хотел бы еще раз остановиться на основных положениях соглашения. Основными      
положениями соглашения являются: первое - допуск инвестиций инвесторов          
государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой     
договаривающейся стороны в соответствии с законодательством этого               
государства; второе - предоставление каждой из договаривающихся сторон          
инвесторам государства другой договаривающейся стороны режима, создающего       
равные условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих стран. При   
этом каждое государство вправе сохранять или устанавливать в своем              
законодательстве отдельные преимущества в пользу национальных инвесторов.       
Такое положение означает по существу, что национальный режим должен             
предоставляться иностранным инвесторам только в той мере, в какой это           
предусмотрено законодательством Российской Федерации.                           
                                                                                
Кроме того, ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на     
инвесторов государства другой договаривающейся стороны преимущества, которые    
она предоставляет инвесторам любого третьего государства в связи с участием в   
зонах свободной торговли и единых тарифов, таможенных, валютных и платежных,    
в союзах, в общем рынке или иных формах соглашений региональной экономической   
интеграции, участником которых является или может стать одна из                 
договаривающихся сторон.                                                        
                                                                                
Соглашение отражает необходимость выполнения будущих обязательств               
договаривающихся сторон и предусматривает политику регулирования доступа        
иностранных капиталовложений в отдельные сектора национальной экономики, если   
такие капиталовложения не соответствуют национальным стратегическим             
интересам.                                                                      
                                                                                
Особо хотелось бы остановиться на том, что это соглашение гарантирует защиту    
капиталовложений от принудительного изъятия, гарантируется беспрепятственный    
перевод доходов и других платежей в связи с капиталовложениями, предусмотрены   
меры судебной защиты прав инвесторов, процедуры решения инвестиционных          
споров, включая международный арбитраж.                                         
                                                                                
Таким образом, положения этого соглашения соответствуют нормам международного   
права и не противоречат международным обязательствам Российской Федерации.      
Вступление его в силу не потребует дополнительных финансовых расходов из        
федерального бюджета. Поэтому просим поддержать и ратифицировать этот           
документ.                                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Георгиевич.                             
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по международным делам Василия       
Федотовича Кузнецова.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Ф. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На ваше      
утверждение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения      
между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской            
Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Комитет при         
рассмотрении данного соглашения руководствовался прежде всего общим подходом    
к ратификации целого пакета соглашений о поощрении и взаимной защите            
капиталовложений. Соглашение с Литовской Республикой наряду с другими           
соглашениями находится на рассмотрении в Государственной Думе. Всего таких      
договоров насчитывается семь. Среди них договора с такими странами, как         
Хорватия, Кипр, Эквадор, Корейская Народно-Демократическая Республика, Лаос,    
Монголия. Это соглашение в 2000 году было внесено на ратификацию в              
Государственную Думу. В 2001 году его рассмотрение по инициативе                
Правительства Российской Федерации было приостановлено в связи с подготовкой    
нового типового проекта соглашения, который должен был учитывать перспективы    
будущего присоединения России к ВТО. 31 октября 2003 года Правительство         
Российской Федерации обратилось в Государственную Думу с просьбой возобновить   
работу над ратификацией данного соглашения, поскольку все нормы, содержащиеся   
в нем, полностью соответствуют правилам ВТО и учитывают интересы обеих стран.   
                                                                                
Данный договор предоставляет российским и литовским инвесторам равноправный     
режим, исключающий применение к ним мер дискриминационного характера.           
Соглашение предусматривает гарантии беспрепятственного распоряжения суммами     
дивидендов и создает механизм урегулирования возможных инвестиционных споров    
в международном арбитраже. Также данное соглашение предусматривает              
возможность для России в любое время ограничить по своему усмотрению перечень   
сфер экономики, куда будут допускаться инвестиции с литовской стороны, если     
это будет не соответствовать интересам развития российской экономики.           
                                                                                
Отдельно хотелось бы отметить, что, несмотря на сложные отношения с Литовской   
Республикой, вызванные проблемой транзита в Калининград, а также так            
называемой школьной реформой в этой стране, данное соглашение, которое носит    
экономический характер, призвано защитить интересы наших инвесторов, готовых    
вкладывать деньги в покупку предприятий в Литве и создавать там рабочие         
места, прежде всего для наших соотечественников.                                
                                                                                
Учитывая все вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по международным      
делам рекомендует ратифицировать Соглашение между Правительством Российской     
Федерации и Правительством Литовской Республики о поощрении и взаимной защите   
капиталовложений.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? У Никитина Владимира Петровича вопрос.                
                                                                                
Микрофон включите депутату Никитину.                                            
                                                                                
НИКИТИН В. П. Любовь Константиновна, вначале уточнение я хотел бы услышать от   
вас и от представителя правительства: в каком качестве выступал у нас           
уважаемый Владимир Георгиевич Карастин, если есть постановление правительства   
от 29 октября 2003 года, где заместитель министра Медведков Максим Юрьевич      
назначен официальным представителем правительства? И от этого зависит           
правовой характер той процедуры, которую мы собираемся провести.                
                                                                                
Теперь вопрос к представителю правительства: скажите, пожалуйста, почему при    
аргументации вы в основном использовали соответствие этого соглашения нормам    
и процедурам ВТО? Ведь за это время, за пять лет, возникла совершенно другая    
ситуация, связанная с расширением Евросоюза. И о каких преференциях можно       
говорить, ссылаясь на статью 3, пункт 4, если наоборот, сплошное... (Микрофон   
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас одна минута дается для вопроса, Владимир            
Петрович.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, добавьте 30 секунд.                                                 
                                                                                
И без раздражения, пожалуйста, спокойнее.                                       
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо. Речь идет не о том, что преференции не возникнут для     
России после вхождения Литовской Республики в состав Евросоюза. Резкое          
ухудшение торгово-экономических отношений наступает - и вы в неизмененном       
виде несете это соглашение на ратификацию. Мне кажется, что это просто          
недопустимо, и особенно в связи с ситуацией вокруг Калининграда и транзита      
гражданских грузов. Зачем вы торопитесь? (Микрофон отключен.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, тогда на второй вопрос ответьте,              
представитель правительства. (Шум в зале.)                                      
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович, прокомментируйте первую часть вопроса.           
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! По           
положению правительства о полномочном представителе Правительства Российской    
Федерации в Государственной Думе ему вменяется право вносить в установленном    
порядке предложения о замене официальных и специальных представителей           
правительства по рассматриваемым палатой законопроектам, что и было мной        
сделано вчера во время заседания Совета Государственной Думы и было             
единодушно поддержано членами Совета Государственной Думы. Поэтому сегодня в    
порядке работы Государственной Думы был указан Владимир Карастин вместо         
отсутствующего, находящегося в командировке официального представителя          
Медведкова. Всё это было сделано по официальному обращению Министерства         
экономического развития и торговли. Обращаю также ваше внимание на то, что по   
следующим ратификациям у нас вместо руководителя агентства морского и речного   
транспорта Рукши Вячеслава Владимировича выступит Максим Прохоров,              
статс-секретарь министерства транспорта. Соответствующее обращение было также   
распространено в зале. Спасибо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Георгиевич, ответьте, пожалуйста, на заданный    
вопрос.                                                                         
                                                                                
Василий Федотович, присаживайтесь. Если понадобится, с места тогда ответите.    
                                                                                
КАРАСТИН В. Г. Действительно, мы внимательно посмотрели все законопроекты,      
которые были внесены в Думу раньше. Таких у нас еще осталось семь, и только в   
двух документах - это соглашения между Правительством Российской Федерации и    
Правительством Республики Хорватия о поощрении и взаимной защите                
капиталовложений и с Республикой Эквадор - нет статьи, которая бы               
предусматривала возможную корректировку, возможное, как говорится, изъятие,     
поэтому эти два документа требуют дополнительного переговорного процесса. Что   
касается вопроса расширения Евросоюза, то эту тему дополнительно                
рассматривали совместно, как я уже сказал, и с Министерством иностранных дел,   
и с Минюстом. Тот документ, который выносится на ратификацию, позволяет         
сделать все изъятия, это рамочный документ, и здесь никакого ущерба для         
Российской Федерации не будет.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Романов Валентин Степанович, ваш вопрос.                                
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Я хотел бы выступить. Если вы говорите, что от фракции, тогда     
от фракции.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, тогда...                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Вопрос!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Макашов Альберт Михайлович, вопрос.           
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Вопрос к правительству, а если оно не ответит, то к нашему        
Комитету по международным делам. Каков объем капиталовложений Литвы в           
российскую экономику и литовских капиталов в Калининградскую область?           
                                                                                
КАРАСТИН В. Г. Объем капиталовложений российских в литовскую экономику          
сегодня составляет порядка 27 миллионов долларов. Это такие компании, как       
"Газпром", который сегодня владеет примерно 34 процентами акций газовой         
компании Литвы, это российские компании, которые занимаются сборкой             
автомобилей "Газель" и "Соболь", и капиталовложения по целому ряду других       
направлений.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАРАСТИН В. Г. А? Ну да, мажейкяйский завод и так далее.                        
                                                                                
То есть я хотел что еще подчеркнуть? Что, когда мы говорим об этом              
соглашении, соглашении о защите и поощрении инвестиций, здесь ключевое слово,   
на мой взгляд, - это "защита". Соглашение обеспечивает защиту российских        
компаний, которые там сегодня присутствуют и работают. И, как здесь уже         
говорили, если российские компании будут себя уверенно чувствовать, то,         
соответственно, и российские граждане получат дополнительные рабочие места, и   
вообще это соглашение входит в пакет документов, которые создают нормальную     
правовую основу для развития экономического сотрудничества между странами.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У кого еще есть вопросы, коллеги? Юрий Германович...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, вы задали вопрос, вам ответили.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не удовлетворен ответом депутат Макашов. Может быть, вы   
что-то добавите или комитет добавит? Василий Федотович, есть что добавить?      
                                                                                
Включите микрофон депутату Кузнецову.                                           
                                                                                
Пожалуйста, Василий Федотович, работает микрофон.                               
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Ф. Соглашение с Литвой работает уже... мы работаем по               
межправкомиссии уже десять - двенадцать лет с Литвой, и наш бизнес в Литве      
очень энергично развивается. Сегодня этот закон нужен для того, чтобы           
защитить наш бизнес в международных юридических инстанциях, такой закон         
обязательно нужен. А то, что закон экономический... Он важен, потому что не     
только политика должна решать проблемы, которые у нас есть с Литвой, но         
важнее... совместно решаются вопросы лучше, когда там присутствует и наша       
экономика.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Медведев... (Выкрики из зала.)                                                  
                                                                                
Альберт Михайлович, я делаю вам замечание, вы забываете, что вы уже не          
командуете Приволжским военным округом. Пожалуйста, тон смените и поспокойней   
относитесь к коллегам-депутатам. (Выкрики из зала.)                             
                                                                                
Медведев Юрий Германович, пожалуйста, ваш вопрос.                               
                                                                                
МЕДВЕДЕВ Ю. Г., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Я думаю, что уважаемый представитель правительства Владимир Георгиевич          
Карастин знает, что во время обсуждения порядка работы было предложение о       
переносе рассмотрения этого вопроса на более поздний период времени. Один из    
аргументов был таков, что в случае непринятия сегодня документа у нас есть      
возможность его использовать как некий меч давления при переговорном процессе   
по транзиту гражданских грузов. Скажите, пожалуйста, насколько это так, с       
вашей точки зрения? Можно ли это использовать как аргумент или как меч в        
переговорном процессе? Спасибо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Георгиевич, пожалуйста.                          
                                                                                
КАРАСТИН В. Г. Я хотел бы сказать, что, наверное, это не меч. Мне больше        
понравилось выступление предыдущего депутата, который сказал, что это           
необходимый документ для защиты наших инвесторов. Поэтому я использовал бы      
его не как некий меч, а как документ, создающий нормальное правовое поле для    
деятельности.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
А еще есть вопросы, коллеги? Нет. Так, от фракций первый на выступление у нас   
Валентин Степанович Романов. Пожалуйста, Валентин Степанович.                   
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, можно подходить к данному проекту суженно:    
есть экономика, есть бизнес России, есть "Газпром". И вот это лоббирование      
интересов некоторых коммерческих структур России в Литве исчерпывает            
проблему. Но мое мнение резко отличается от такого подхода. Мы имеем дело с     
той ситуацией, когда грозные опасности для национального суверенитета и         
национальной безопасности России возрастают ежемесячно. Мы видим, как           
меняется баланс сил. Мы видим стягивание кольца военных баз Соединенных         
Штатов вокруг наших границ. Мы видим расширение НАТО. Я уж не говорю о          
жесткой позиции бывшего руководства Советского Союза по НАТО, но даже           
господин Ельцин долгое время пытался утверждать, что он решительный противник   
и что Россия будет жестко реагировать на расширение НАТО. Мы в этом ряду        
рассматриваем события, когда бывшие братские государства Восточной Европы       
перекатываются в НАТО, мы в этом ряду рассматриваем ситуацию, когда             
Прибалтика рвется туда. С этой точки зрения, казалось бы, Европейский союз -    
это, как говорят, мягкое торгово-экономическое взаимодействие. Но когда         
берешь всю совокупность - экономику, политику, военно-стратегический баланс,    
- то понимаешь, что только отсутствие государственной воли у руководства        
страны позволяет снова и снова проталкивать отдельные законопроекты,            
ратифицировать отдельные договора и конвенции, и всё под соусом экономики.      
Ведь мы не можем забыть о том лихом подходе к вступлению в ВТО, что еще         
недавно звучал со всех трибун России.                                           
                                                                                
То есть если обобщить, то это тот случай, когда, если у России есть воля, она   
должна была бы жестко сказать Литве: не будет ратификации, извольте             
взвешивать баланс сил, извольте вспоминать о своих экономических, да и          
геополитических интересах, когда вы упираетесь по транзиту грузов, скажем,      
имея дело с огромной Россией. Ну и так далее. А у нас что? В Латвии интересы    
русского населения попираются в самой похабной форме, в Литве вот такая         
позиция по Калининграду. Правильно здесь мой коллега Никитин сто раз            
поднимает вопрос: что в конце концов, это наша или не наша часть -              
Калининград? Как мы намерены защищать интересы свои собственные, в том числе    
и тех людей, которые живут в Калининградской области?                           
                                                                                
Я понимаю, что сегодняшний баланс сил в Думе таков, что снова произойдет        
механическое голосование. Но я еще раз обращаюсь и к "Единой России", и к       
каждому депутату: ну не можем же мы быть пешками в той ситуации, когда страна   
всё более скатывается на позиции, потенциально ведущие к той судьбе, которая    
сложилась у югославского народа или у иракского народа. С этой точки зрения     
считаю, что у нас нет морального права сегодня поддержать ратификацию, и это    
самый мягкий вариант, что звучал утром, - отодвинуть на сколько-то недель.      
Мое-то личное мнение: никаких недель, отодвинуть так, чтобы Литва осознавала,   
что с Россией надо разговаривать уважительно. Иначе мы не государство.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР - Митрофанов. Пожалуйста.                                       
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Хочу поддержать депутата Романова и его оценки, о которых      
приходилось уже сегодня в этом зале говорить. Но меня просто удивляют           
некоторые объяснения и правительственные, и нашего уважаемого международного    
комитета. Давайте разберемся. Мы уже говорили об усложняющейся                  
геополитической ситуации, об этом уже сказано. Но что вообще такое Литва? Это   
транзитное государство, больше ничего. Больше ничего! Какие капиталовложения    
может Литва осуществлять внутри России? Ничего она не осуществляет. Там есть    
интересы нашего бизнеса - ну, во-первых, у нас нет никакого бизнеса, вот это    
слово надо забыть. У нас есть отдельные лица, которые уже находятся в местах    
лишения свободы, в "Лефортово", и те, кто готовится туда пойти, или те, кто     
еще не знает, что пойдет, но пойдет обязательно, или, четвертая категория,      
те, кого взорвут, как в Катаре, так сказать, кто ведет себя неправильно         
совершенно. Вот и всё, четыре категории есть этих временно назначенных          
кассиров, так сказать, на эту должность. Поэтому про славу бизнеса не надо      
говорить, его нет, его выдумали там, в РСПП, ну и РСПП скоро не будет. Так      
что не надо об этом говорить. Есть интересы государства. Если мы говорим об     
интересах государства в целом, то ничего нам не надо защищать в Литве, нечего   
нам защищать абсолютно в Литве. Что там защищать? И вообще, Литва что из себя   
представляет? Это волость, я не знаю, или уезд, или что это вообще такое?       
                                                                                
Мы несколько лет говорили о том, чтобы обсудить в Государственной Думе в свое   
время вопрос о передаче Литве Клайпеды. Нам Рогозин не дал этого сделать, все   
время говорил: нет, не трогайте, сейчас идут тонкие переговоры. Такие тонкие,   
что мы уже потеряли практически Калининград. Что, чего-то добились по           
транзиту пассажиров? Изменили слово, вместо визы упрощенный документ ввели?     
Ничего. Наземное сообщение - как издевательства над военными там шли, так и     
идут. Ничего вообще не изменилось. Единственный выход, который мы придумали,    
- пять раз летать на самолете в день. Ну, американцы в свое время в Западном    
Берлине раз в 27 секунд сажали самолеты. Вот и весь выход. Так что вообще       
ничего не решено. Литва ведет себя нагло и вызывающе. Никаких интересов         
бизнеса у нас там вообще нет. Поэтому надо жестко сказать, не скрывая, не в     
связи с ВТО, а просто что мы не хотим с Литвой вообще никаких дел иметь.        
Пусть они думают. Им нравится в Евросоюзе - ну, пусть думают. Времена           
меняются. Мы же помним, как Европа подходила к нашим границам в 40-м году и     
потом покатилась в другую сторону. Всё же меняется в этой жизни, понимаете?     
Потом покатилась до Берлина. Единственное, так сказать, однопартийцы товарища   
Романова не поняли, как надо было поступать с немцами в той ситуации, 45-го     
года, ну и как бы потеряли всё, в итоге опять мы катимся, так сказать, до       
границ Брянска и дальше. Ну так устроен русский человек - он очень добрый,      
мало жестокости в нем. Надо было в Берлине столицу учредить и, так сказать,     
использовать в Сибири всех немецких граждан на строительстве соответствующем.   
Но не стали так делать, доброта опять, и всё. Но сколько можно проявлять эту    
доброту? И опять разговоры: интересы, экономика. Вот двенадцать лет слышим      
всё одно и то же: интересы, экономика, надо делать иначе, ничего применять не   
надо. Надо просто сказать: мы не хотим никакого поощрения капиталовложений и    
никакой взаимной защиты, мы не понимаем, что за государство Литва, почему в     
ее составе находится Клайпеда, которую преступник товарищ Сталин зачем-то       
отдал им. Если он преступник, значит, все его действия преступны, отдайте       
назад Клайпеду, отдайте назад Клайпеду, вы же сами говорили, что он             
преступник, - ну всё, и мы считаем, что преступник, Клайпеду назад, сюда.       
Именно так сейчас и нужно разговаривать, то есть время вот этих витиеватых      
разговоров и жвачки этой заканчивается. Евросоюз подходит под наши границы, у   
нас уже у Пскова будет НАТО располагаться, поэтому хватит разговоров о          
поощрении и взаимной защите капиталовложений. Мы против будем голосовать. А     
кое с кого из фракции "Родина" хотим спросить за рыдания, которые разводили     
здесь по поводу Калининграда три года: почему мы раньше не поставили вопрос     
об этом?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "Родина" - депутат... По ведению - депутат Бенедиктов. Я вижу, но    
первый Бенедиктов.                                                              
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Любовь Константиновна, вопрос к вам. Каким образом можно       
задать вопрос? Кнопку нажимаю - не добиваюсь. Если я начну кричать, как         
Альберт Михайлович, чтобы быть услышанным, вы сделаете выговор.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Анатольевич, ну, бывает, не срабатывает наша      
система, может быть, просто.                                                    
                                                                                
БЕНЕДИКТОВ Н. А. Я прошу прощения, ищите какой-то способ, потому что мы         
вынуждены кричать, поднимать руки и так далее. Ну, согласитесь, это не          
субботник.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, если у нас бывает такой сбой, то нужно просто        
подойти, и мы никому не отказываем в том, чтобы такую возможность               
использовать.                                                                   
                                                                                
Депутат Кондратенко, по ведению.                                                
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Любовь Константиновна, вы допустили ошибку, серьезную: вы     
не объявили (и договоренности не было с нами) о выступлениях от фракций. Я      
давно держу руку, давно подаю сигнал, но меня стараются не замечать. "По        
ведению" нажму - тоже стараются не замечать, а я хочу выступить.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, Николай Игнатович, выступите, но сначала я        
предоставлю слово Никитину.                                                     
                                                                                
Так, депутат Локоть, по ведению.                                                
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Я в адрес депутата Митрофанова и его высказываний. Кто и когда определил        
государственного деятеля Сталина преступником? Бросаться такими словами в       
государственном органе, с моей точки зрения, недопустимо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Макашов, по ведению.                              
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Если бы Сталин был преступник, то здесь очень многих не было      
бы, были бы в Освенциме. А вот Сталин всё сделал, чтобы Красная Армия воевала   
и победила.                                                                     
                                                                                
Любовь Константиновна, я не командую округом. Меня, единственного из            
четырнадцати командующих, сняли сионисты в 1991 году, чем я очень горжусь. К    
сожалению, я не на плацу. А вы не в киоске и оттуда реплики подобные не         
подавайте... (Микрофон отключен.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отключите микрофон: это не по ведению.                    
                                                                                
Депутат Гудков, по ведению.                                                     
                                                                                
ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я просил бы вот такие       
выступления, в которых содержатся, скажем, призывы к межнациональной розни (я   
имею в виду выступление депутата Митрофанова), прерывать. Ну ладно, он не       
уважает своих, не уважает государства Германию, Литву, не нравятся они ему,     
Алексею Валентиновичу, и это его право. Но то, что он не уважает нас, то, что   
звучат такие призывы, которые идут вразрез с нашими законами, нашей             
Конституцией, - это, я считаю, повод и основание для прекращения таких          
выступлений, потому что мы позоримся перед всем миром. Выступление              
Митрофанова, безусловно, позорит всех сидящих в этом зале, всю нашу             
Государственную Думу.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Валентинович, примите, пожалуйста, к сведению. Будьте поделикатнее,     
потактичнее в своих выступлениях.                                               
                                                                                
Депутат Владимир Петрович Никитин - от фракции "Родина". Пожалуйста, ваше       
выступление.                                                                    
                                                                                
НИКИТИН В. П. Спасибо.                                                          
                                                                                
Прежде всего, Любовь Константиновна, я приношу свои извинения, если вам         
показалось, что я раздражен по отношению к вам.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сегодня просто все как-то у нас немного              
раздражены.                                                                     
                                                                                
НИКИТИН В. П. Речь идет о другом. Я действительно раздражен, и раздражен        
позицией нашего правительства. Ведь, уважаемые коллеги, посмотрите, как         
складываются наши отношения с этой небольшой прибалтийской страной. В прошлом   
году через Государственную Думу продавили буквально ратификацию договора о      
границе, хотя было понятно, что это в пользу только литовской стороны -         
подобного рода документ. Сейчас как будто наше правительство выполняет          
какие-то обязательства и ратифицирует еще ряд документов тоже в пользу          
Литовской Республики, о чем я скажу ниже.                                       
                                                                                
1 мая, когда Литва вступит в Евросоюз и когда окажется, что ничего не сделано   
для нормального жизнеобеспечения Калининградской области и что не идет она      
навстречу, прикрываясь тем, что все решения принимаются в Брюсселе, уже         
ничего изменить с этими документами будет нельзя, если они будут                
ратифицированы. Я понимаю, как, возможно, проголосует зал, и поэтому у меня     
вот это определенное раздражение и прорывается.                                 
                                                                                
Но теперь по сути дела. Пятилетний документ, уже пять лет как он подписан,      
был на ратификации, но тем не менее его отзывали и так далее. Речь идет о       
том, что он просто уже морально и содержательно устарел, и устарел (я показал   
это, по-моему, в своем вопросе) прежде всего потому, что резко изменилась       
сама атмосфера торгово-экономических отношений в условиях расширения            
Евросоюза. Ведь совершенно другие теперь требования будут к российскому         
бизнесу, совершенно другие будут ограничения на ввоз многих товаров после 1     
мая. Ведь Евросоюз требует буквально в форме ультиматума распространить и на    
новое государство те правила, которые существовали ранее для бывших членов      
Евросоюза в количестве пятнадцати членов. Поэтому с этой точки зрения не        
подвергнуть корректировке это соглашение - это вообще неправильно. И когда мы   
читаем некоторые статьи, где говорится о том, что не будут преференции          
распространяться на взаимные потоки капиталовложений после заключения           
различных региональных соглашений... Ведь просто наоборот всё произойдет:       
ужесточение произойдет. Что оговорено с этой точки зрения в соглашении?         
Ничего подобного там нет. Национальный режим! Это абсолютная уступка со         
стороны Российской Федерации. То есть нам ужесточат условия, а мы дадим         
национальный режим инвестиционной деятельности.                                 
                                                                                
Теперь что касается инвестиций. Здесь много говорили о том, что Литва           
вкладывает в Российскую Федерацию и Российская Федерация в Литовскую            
Республику. Я хочу вам сказать, что это ложная статистика. Она на самом деле    
не содержит нормального экономического анализа. Да, действительно, несколько    
десятков миллионов долларов вложила Литва в Российскую Федерацию. В основном    
это в Калининградской области. Но вы посмотрите, во что они вкладывают эти      
деньги - в легкую, пищевую промышленность, которая существует в Калининграде    
на условиях особой экономической зоны. То есть Российская Федерация дает        
льготы за счет потери части доходов по налогу на добавленную стоимость, по      
таможенным пошлинам для ввоза отдельных видов сырья и материалов из Западной    
Европы, они "перерабатываются" в том числе так называемыми литовскими           
инвесторами, и потом эти товары без таможенных пошлин поступают на территорию   
Российской Федерации. Вот, собственно говоря, деятельность, которую             
осуществляет Литва на территории Калининградской области и, следовательно,      
Российской Федерации. Это, повторяю, пищевая промышленность, то есть те же      
мясные консервы, это стройматериалы и так далее. Это всё то, что могут          
сделать наши инвесторы, как калининградские, так и в целом российские.          
                                                                                
Как только Россия начинает какой-то крупный инвестиционный проект в             
Калининграде, здесь мы видим другую позицию Литвы. Стоило нам приступить к      
освоению добычи нефти на Балтике по лучшей технологии с точки зрения            
требований экологии, Литва подняла на ноги всю Европу, международные            
природоохранные предприятия и так далее. То есть палки в колеса российских      
капиталовложений на территории России Литва ставила, используя все приемы,      
которые только были возможны, причем на достаточно официальном уровне.          
Поэтому я считаю, что в нынешних условиях это неправильное соглашение,          
ратифицировать его нельзя.                                                      
                                                                                
И последний аргумент. Ну что нас так гонит? Нельзя несколько месяцев            
подождать? А после 1 мая мы увидим, как обеспечивается жизнь калининградцев,    
как развивается экономика, как туда идут российские инвестиции. Какие придут    
туда российские инвестиции, если товар привезти и вывезти невозможно?! Ведь     
это же абсурд! Какое мы экономическое сотрудничество поощряем?! Мы создаем      
экономическую удавку для Калининграда. Мы делаем бессмысленными все варианты    
особых экономических зон.                                                       
                                                                                
Поэтому мое предложение - сегодня не ратифицировать, лучше бы было его вообще   
отложить, но коль уж так настояли, я считаю, что сейчас важно не сделать        
принципиальную ошибку и не поддержать это соглашение, направив его на           
доработку. Спасибо.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Игнатович Кондратенко, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги!           
Говорить со мной на языке, что, дескать, там, в Литве, мои экономические        
интересы, русского Кондратенко, и других русских, уже смешно и наивно. Я в      
таком случае задаю вопрос: еще раз, русские, назовите мне среди финансовых      
воротил России кого-нибудь русского. Среди владельцев промыслов злачных,        
которые мы сдали, назовите русского - я вам всем по магарычу поставлю. И это    
уже транснациональные корпорации, присвоившие наши национальные богатства.      
Они проникнут вместе с американским, еврейским капиталом туда, они будут свои   
дела решать. Но у этих корпораций деньги за рубежом, наши деньги в банках       
находятся, а это труд российских людей. Эти деньги там составляют кредитную     
массу, развивают их производство. Вращаясь, деньги пополняют бюджет за          
рубежом, пополняют пенсионные фонды. Это мы укрепляем их могущество там и       
любуемся потом их могуществом. Поэтому нет там русского такого интереса, о      
чем вы всё городите здесь: дескать, самый большой у меня русский интерес там.   
                                                                                
А вот что касается интереса литовцев под диктат Соединенных Штатов Америки,     
мы с вами лихо всё решили. Мы с вами ратифицировали уже соглашение о границе    
- у них не было границы. О шельфе моря - у них не было права на шельф моря по   
международным нормам. И сейчас тоже идем навстречу.                             
                                                                                
Я знаю, коллеги, русские, из "Единой России", вы проголосуете, ваши поводыри    
всё равно вам подскажут, как голосовать, и вы проголосуете, по Некрасову        
(помните?): люди холопского звания сущие псы иногда, чем тяжелей наказание,     
тем им милей господа. А Россия только, помните, стонет и плачет.                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одна минута. Рогозин Дмитрий Олегович.                    
                                                                                
РОГОЗИН Д. О. Да, Любовь Константиновна, по ведению просто я хотел бы           
сказать, что на самом деле мы сейчас начинаем как бы уходить от темы, которую   
мы пытались поставить. Мы ведь не то что категорически против заключения        
соглашения о поощрении инвестиций и капиталовложений со странами, особенно со   
странами-соседями. Мы говорим о другом - о том, что целесообразно перенести     
рассмотрение данного вопроса на период после 1 мая по той простой причине,      
что Литовская Республика действительно до сих пор не дала ответы на вопросы,    
которые ставит российское правительство, по крайней мере по грузовому           
транзиту. Поэтому мы хотели бы немножко снять, так сказать, то, что сейчас      
прилипло в ходе дискуссии к этому вопросу, и действительно поставить вопрос     
все-таки о том, чтобы не рассматривать эту проблему сегодня, а не о том,        
чтобы голосовать против. Если мы проголосуем против, это уже международная      
проблема. Мы не то чтобы против, а просто считаем, что не вовремя,              
несвоевременно, это является односторонней уступкой России в данном вопросе     
пока не решена проблема жизнеспособности Калининградской области.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Косачёв Константин Иосифович.                     
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Я попросил слова от фракции       
"Единая Россия" в данном случае. У меня нынешняя дискуссия вызывает большое     
изумление, потому что к вопросу экономическому всячески пытаются пришить        
политические уши.                                                               
                                                                                
Первое. Литва является таким же суверенным государством, как и Российская       
Федерация. И когда здесь, в этом зале, звучат выкрики, что с Россией надо       
разговаривать уважительно и что мы должны проучить Литву, я прошу коллег        
помнить о том, что и с Литвой нужно разговаривать не менее уважительно и что,   
если мы будем позволять себе такой тон с суверенным государством, мы получим    
по полной в решении наших проблем Калининграда. Потому что нравится нам или     
не нравится, но географическая карта сейчас ставит Литву в совершенно особое    
положение в решении проблем Калининградской области. И Литва сейчас, опять же   
нравится нам это или не нравится, вступая в Европейский союз и в НАТО, вполне   
может повернуться к России спиной и просто-напросто не проявлять никакой        
воли, ни доброй, ни злой, а укрываться существующей регламентацией              
Европейского союза, которая, поверьте мне, далеко не в пользу решения           
калининградской проблемы. Если мы хотим решить проблемы жителей                 
Калининградской области, а не спекулировать на этих проблемах, не               
зарабатывать политические очки здесь, внутри России, конечно же, мы должны      
искать компромиссы с Литовской Республикой и так же демонстрировать добрую      
волю, как это уже делалось Литовской Республикой на протяжении последних        
месяцев, когда обсуждались сложнейшие проблемы пассажирского транзита через     
Литву и когда решение этих проблем (я думаю, Дмитрий Олегович со мной здесь     
согласится) было найдено, в том числе за счет проявления определенной доброй    
воли со стороны Литовской Республики.                                           
                                                                                
Второе. Мы говорим о судьбах Калининграда и о том, что Калининград может        
вполне обойтись без иностранных инвестиций, это могут сделать сами российские   
инвесторы, как сказал Владимир Петрович Никитин. Почему же они этого не         
делают до сих пор, почему мы не можем решить собственными силами проблемы       
Калининградской области? Да потому, что не хватает у нас, к сожалению, сейчас   
этих собственных сил, и я боюсь, что их не будет хватать до тех пор, пока мы    
не научимся решать наши проблемы в сотрудничестве, во взаимодействии с          
окружающим миром, будь то проблемы Калининградской области или, например,       
проблема российского Дальнего Востока, о которой здесь говорится не менее       
часто.                                                                          
                                                                                
Ну и наконец, третье. Валентин Степанович Романов употребил фразу: это          
соглашение по сути означает лоббирование интересов неких коммерческих           
российских структур. В данном случае я хотел бы обратить внимание Валентина     
Степановича, что это высказывание напрямую противоречит Конституции             
Российской Федерации, которая устанавливает равенство различных форм            
собственности. Российское государство по Конституции призвано в равной          
степени защищать интересы наших кругов предпринимательских, будь то             
государственные или частные, или любых других форм собственности. Для нас нет   
здесь никаких различий, любой бизнес России за рубежом - это наш российский     
бизнес, и он одинаково нуждается в защите.                                      
                                                                                
Данное соглашение на самом деле нужно не Литве, оно нужно Российской            
Федерации, оно нужно в том числе в контексте решения проблем Калининградской    
области. Если это соглашение будет ратифицировано сегодня, мы, безусловно,      
продвинемся к решению этих проблем значительно более эффективно. Я прошу        
коллег поддержать ратификацию данного соглашения.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Тюлькин Виктор Аркадьевич.                                         
                                                                                
ТЮЛЬКИН В. А. У меня замечание за горячность моим коллегам из фракции КПРФ,     
"Родина" и ЛДПР. Мы правильно изложили аргументы, но мы ведь знаем, как         
проголосуют в зале, потому что голосует не зал, а ведущая, так сказать,         
фракция при правительстве. Поэтому главная задача - показать, что мы в этом     
не участвуем сейчас, что пусть принимают, если они считают нужным, и берут на   
себя ответственность за этот позор. Вот это замечание: не надо горячиться...    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, переносим на "час голосования".                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3808 по 3826 из 5990
Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О ратификации      
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Литовской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений" (пункт     
14 повестки дня). Кто за принятие данного закона? Прошу голосовать.             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 45 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против           86 чел.19,1%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4081 по 4082 из 5990
ЗАПОЛЕВ М. М. Борис Вячеславович, при голосовании по пункту 14 я голосовал      
против, в распечатке показано, что я не голосовал. Кстати, на прошлой неделе