Заседание № 99

13.06.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90030194-3 "О приведении штатной численности судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами нагрузки".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5375 по 5749 из 6886
Пункт 29: о проекте федерального закона "О приведении штатной численности       
судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в               
соответствие с нормами нагрузки". Докладывает представитель Верховного Суда     
Российской Федерации генеральный директор Судебного Департамента при            
Верховном Суде Российской Федерации Александр Владимирович Гусев.               
                                                                                
Пожалуйста, на трибуну, Александр Владимирович.                                 
                                                                                
Прошу прощения, произошла замена. Вместо Гусева будет докладывать начальник     
Главного управления Судебного Департамента при Верховном Суде Российской        
Федерации Перепечёнов Анатолий Яковлевич.                                       
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Яковлевич.                                                 
                                                                                
ПЕРЕПЕЧЁНОВ А. Я., начальник Главного управления организационно-правового       
обеспечения деятельности судов Судебного Департамента при Верховном Суде        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, Конституция Российской Федерации, её концептуальные         
положения, и судебная реформа Российской Федерации предусматривают создание     
независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы      
гражданина и человека, обеспечивать реальный доступ гражданина к правосудию.    
Между тем положение с рассмотрением уголовных и гражданских дел, сложившееся    
в федеральных судах общей юрисдикции, показывает, что реализация права          
граждан... (Сильный шум в зале.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу прощения у докладчика.                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, я прошу вас повернуться к докладчику лицом, занять свои     
места и прекратить совещание, которое вы начали сразу после пункта 27.          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЕРЕПЕЧЁНОВ А. Я. При подготовке данного законопроекта Судебный Департамент     
проанализировал многочисленные обращения граждан в различные государственные    
структуры, и анализ показал, что реализация гражданами их конституционного      
права на защиту серьезно затруднена. При этом наибольшее количество жалоб,      
которые поступают от граждан, связано с нарушениями процессуальных сроков       
рассмотрения дел в судах общей юрисдикции. И основной причиной такого           
положения является несоответствие численности судей и работников аппаратов      
судов объему той работы, которую осуществляют суды.                             
                                                                                
За последние годы в Российской Федерации значительные изменения внесены в       
законодательную базу. При этом существенно расширилась компетенция судов        
общей юрисдикции, и, как следствие, это привело к серьезному росту              
поступлений дел в суды. Так, в 1999 году судами общей юрисдикции рассмотрено    
1 271 195 уголовных и 5 012 331 гражданское дело. В 2000 году эта тенденция     
не изменилась: рассмотрено 1 292 967 уголовных и 5 470 353 гражданских дела.    
То есть уголовных дел рассмотрено на 2 процента больше, чем в 1999 году, а      
гражданских - более чем на 9 процентов по сравнению с указанным периодом.       
Если говорить в целом, то в 2000 году федеральными судами общей юрисдикции      
рассмотрено почти на полмиллиона дел больше, чем в 1999 году, и данная          
тенденция продолжается в 2001 году, что свидетельствует о значительном росте    
количества рассмотренных судами дел. Этим обусловлены основные проблемы         
судебной системы, острый недостаток численности судей, их сверхнагрузка,        
неизбежным следствием чего является увеличение сроков рассмотрения дел,         
нарушение права граждан и организаций на судебную защиту, ошибки в              
правоприменении. А вы знаете, насколько высока порой бывает цена судебной       
ошибки.                                                                         
                                                                                
В 2000 году в соответствии с Федеральным законом "О мировых судьях в            
Российской Федерации" началось реальное введение в субъектах Российской         
Федерации института мировых судей, которые также являются судьями общей         
юрисдикции и рассматривают определенные категории дел, ранее подведомственных   
федеральным судам. Однако это не решило в целом проблемы и лишь незначительно   
уменьшило нагрузку федеральных судей. А связано это с тем, что последние        
рассматривают затем в апелляционном, конституционном и надзорном порядке        
жалобы и протесты на решения мировых судей.                                     
                                                                                
Сейчас федеральные суды общей юрисдикции работают в условиях, когда             
фактическая служебная нагрузка судей в два раза превышает нормы нагрузки,       
которые в свое время были разработаны по поручению опять-таки Президента        
Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской      
Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации. Вот по итогам работы    
за 2000 год мы в принципе имеем такие показатели, что районный судья в месяц    
рассматривает более девяти уголовных дел и порядка 36-38 гражданских дел.       
Следует отметить, что это только средний показатель, в среднем по России. В     
то же время имеются отдельные субъекты Российской Федерации - это Москва,       
Санкт-Петербург, Ростовская, Самарская и другие области, - где этот             
показатель значительно выше.                                                    
                                                                                
Напряженная ситуация складывается и в отношении работников аппаратов судов.     
Расчеты показывают, что для надлежащего обеспечения деятельности судов          
численность этой категории работников должна быть увеличена в целом по России   
более чем в три раза. Тогда на одного судью будет приходиться в среднем почти   
четыре работника аппарата суда, что значительно облегчит исполнение судьями     
своих непосредственных обязанностей по отправлению правосудия.                  
                                                                                
Затронутые проблемы вызывают серьезную озабоченность Верховного Суда            
Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации и всего судейского      
сообщества. Судьи видят решение данных проблем в принятии федерального          
закона, который бы предусматривал увеличение штатной численности судей          
федеральных судов общей юрисдикции и, соответственно, работников аппаратов.     
                                                                                
Указанный законопроект появился не потому, что его принятия хотели только       
судьи. Дело в том, что Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря     
1999 года № 1758 "О штатной численности судей федеральных судов общей           
юрисдикции" Верховному Суду было предложено внести в Государственную Думу       
проект федерального закона, который бы предусматривал увеличение штатной        
численности судей федеральных судов общей юрисдикции.                           
                                                                                
Разработанный проект федерального закона "О приведении штатной численности      
судей и работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в               
соответствие с нормами нагрузки" предусматривает увеличение к концу 2010 года   
штатной численности судей и работников аппаратов верховных, краевых,            
областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной          
области и автономных округов, а также районных судов до 35 734 единиц (то       
есть в 2,1 раза) и работников аппаратов - до 123 с лишним тысяч. Понимая, что   
в настоящих условиях федеральный бюджет единовременно не в состоянии            
профинансировать такое увеличение штатной численности, авторы законопроекта     
предлагают пойти по пути поэтапного увеличения штатной численности судей и      
работников аппаратов судов. В принципе в истории Российской Федерации           
подобные, так сказать, мероприятия проводились.                                 
                                                                                
Я хотел бы отметить, что 11 апреля текущего года вот в этом здании              
Государственной Думы депутатами принят закон "Об увеличении штатной             
численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в Российской         
Федерации", который был подписан 28 мая текущего года Президентом Российской    
Федерации, и призываю в связи с этим поддержать принятие в первом чтении        
предложенного законопроекта, предусматривающего аналогичные меры для            
федеральных судов общей юрисдикции. Необходимые поправки могли бы быть          
внесены ко второму чтению данного законопроекта.                                
                                                                                
Если не принять необходимых мер по решению кадровых проблем судов общей         
юрисдикции, то та колоссальная нагрузка судей и работников аппарата, которая    
имеет место в настоящее время, будет продолжать оказывать свое отрицательное    
влияние на эффективность отправления правосудия и в целом на укрепление         
судебной ветви власти.                                                          
                                                                                
Благодарю вас за внимание.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Гребенников Валерий Васильевич - заместитель             
председателя Комитета по государственному строительству.                        
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые коллеги, с учетом того, о чем сейчас вам доложил    
представитель Судебного Департамента, а также с учетом того, что этот проект    
был внесен в соответствии с рекомендациями Президента Российской Федерации      
Верховному Суду, Комитет по госстроительству рассмотрел этот проект в двух      
аспектах.                                                                       
                                                                                
Во-первых, в том смысле, насколько он соответствует действительности, и эта     
действительность, к сожалению, весьма неутешительна. Вы сейчас слышали цифры    
в изложении специалиста, и я лучше не буду их повторять, потому что лучше мне   
уже не сказать. На самом деле положение архисложное и тяжелое в наших судах.    
И из этого в большей мере вытекают все те ошибки, недоработки, с которыми       
связано наше недовольство деятельностью этих государственных органов.           
                                                                                
И второй аспект, который мы рассматривали, - насколько это соответствует        
общему руслу законодательства, общему его течению и нашей общей работе. Мы не   
нашли противоречий или нарушений законодательства в порядке внесения этого      
вопроса. Учитывая первую часть моего выступления, а именно экономическую        
необходимость, не просто обоснованность, но и необходимость решения этого       
вопроса, а также отсутствие нарушений правового характера при внесении          
законопроекта в парламент, Комитет по государственному строительству            
рекомендует Государственной Думе принять проект в первом чтении.                
                                                                                
Есть одно "но", которое мы с вами должны будем учесть, но хотелось бы, чтобы    
оно не остановило нас на пути решения этой проблемы. Правительство возражает    
против этого проекта, причем в какой-то части, на мой взгляд, вполне            
обоснованно возражает, поскольку на 2001 год просто не предусмотрены            
ассигнования на увеличение той штатной численности, о которой идет речь в       
проекте, представленном Верховным Судом. В этом смысле можно было бы, скажем,   
принять решение о поэтапном увеличении штатной численности начиная с 2002       
года, учесть это в бюджете. Но это единственное, в чем, наверное, надо было     
бы просто пойти навстречу Правительству, потому что на самом деле нереально в   
этом году что-либо решить в этом направлении.                                   
                                                                                
Что же касается принципа, концепции, мы просили бы вас поддержать обращение     
Верховного Суда. Как я уже сказал, Комитет по государственному строительству    
поддержал эту инициативу.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику?                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет вопросов.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А мне можно задать вопрос Перепечёнову Анатолию           
Яковлевичу?                                                                     
                                                                                
Анатолий Яковлевич, а какая нагрузка тогда будет на судей, в случае если это    
поэтапное увеличение произойдет? Сколько дел тогда судья будет рассматривать    
в день и в месяц?                                                               
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон в ложе представителя Президента.                 
                                                                                
ПЕРЕПЕЧЁНОВ А. Я. В месяц это будет примерно, если брать уголовные дела, пять   
дел и, если брать гражданские дела, в пределах пятнадцати или немножечко        
больше. Но плюс еще надо все-таки иметь в виду, я об этом не сказал с           
трибуны, что судьи сейчас рассматривают более полутора миллионов                
административных дел в год, на которые тоже требуется значительное время.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители Президента и Правительства?                                       
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Уже          
отмечалось, что Правительство направляло отрицательное заключение на данный     
законопроект. И действительно, расходы, которые предусмотрены этим поэтапным    
повышением (авторы законопроекта составили шкалу этого увеличения до 2010       
года), безусловно, не вписываются в те параметры бюджета, которые               
закладывались на 2001 год. И естественно, при необходимости их можно            
рассматривать при обсуждении бюджета 2002 года.                                 
                                                                                
Но я хотел бы обратить ваше внимание на один принципиальнейший момент,          
который не был здесь доложен авторами законопроекта. Дело в том, что            
нормативы, на которых базировались их расчеты, были разработаны Минтрудом и     
Минюстом Российской Федерации в 1996 году, до того, как 17 декабря 1998 года    
был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации". Вы      
знаете, что в ведение этих судей переходит большое количество гражданских,      
уголовных и административных дел. И в соответствии с последующими законами об   
установлении численности мировых судей в 1999 и 2001 годах их численность на    
сегодняшний день составляет уже 6451 единицу. Это первое и важное замечание.    
                                                                                
Второе замечание. Мы приняли Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2001   
год". В этом законе статьей 105 мы установили численность судей федеральных     
судов и работников их аппаратов, в том числе и судов общей юрисдикции. При      
этом повысили численность судей на тысячу единиц, а работников аппаратов - на   
3250 единиц. Расходы на это, безусловно, предусмотрены в бюджете на 2001 год    
и будут выплачиваться.                                                          
                                                                                
Правительство полагает, что с учетом концепции реформирования судебной          
системы, с учетом тех законопроектов, которые вносятся сейчас Президентом в     
Государственную Думу (а реформированием судебной системы, безусловно, будет     
решена та проблема, та очень жгучая проблема, собственно говоря, которая и      
привела к рождению данного законопроекта, а именно ослабление нагрузки,         
снижение нагрузки на судей судов общей юрисдикции), финансовый расчет,          
связанный с определением штатной численности судов, штатной численности судей   
и работников их аппаратов, целесообразно делать в рамках принимаемого и         
обсуждаемого Думой проекта федерального бюджета.                                
                                                                                
Поэтому в данном законопроекте нет необходимости, как и нет необходимости       
поэтапно рассматривать и загадывать до 2010 года, а есть прямая необходимость   
ставить эти вопросы непосредственно с рассмотрением возможностей судов,         
возможностей федерального бюджета осенью этого года, когда в этом зале мы       
будем обсуждать проблемы бюджета. Поэтому Правительство выступает против        
принятия этого законопроекта по концептуальным основаниям.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Президента есть что сказать?                                    
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты              
Государственной Думы! Я полностью присоединяюсь к мнению представителя          
Правительства и не буду повторять те доводы, которые он уже назвал. Но должен   
сообщить следующее. Концепция законопроекта основана на расчетах, связанных с   
нормами нагрузки на судей и работников аппаратов судов, утвержденными           
совместным постановлением Министерства труда и социального развития и           
Министерства юстиции от 27 июня 1996 года. Дело в том, что, по мнению           
Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации,   
ссылка в законе, то есть в акте более высокого ранга, на подзаконный акт        
несостоятельна и неуместна. Это во-первых.                                      
                                                                                
Во-вторых. По имеющимся у нас сведениям, это постановление в нарушение          
порядка издания подзаконных актов федеральными органами исполнительной власти   
вообще не зарегистрировано в Министерстве юстиции. Таким образом, тем более     
неуместна ссылка на это постановление. Следовательно, как минимум нужно         
рассмотреть вопрос о том, каким образом определить и закрепить нагрузку на      
судей. Возможно это сделать в законе, но вопрос - в каком?                      
                                                                                
Вы знаете, что Президент Российской Федерации внес пакет законопроектов,        
определяющих порядок осуществления судебной реформы. Мы считаем, что уместнее   
было бы, сняв с рассмотрения этот законопроект, рассмотреть их (насколько мне   
известно, комитет готов 20-го числа обсудить эти законопроекты) и уже до        
завершения этой сессии вынести на ваше рассмотрение. Думаю, что                 
нецелесообразно сейчас опережать события и до принятия хотя бы в первом         
чтении указанных законопроектов рассматривать данный законопроект. Думаю, что   
эти вопросы можно решить в рамках именно судебной реформы, о чем уже говорил    
представитель Правительства.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С заключительным словом... Слово предоставляется представителю Судебного        
департамента Перепечёнову. Пожалуйста.                                          
                                                                                
ПЕРЕПЕЧЁНОВ А. Я. Спасибо. Мне дополнить нечего.                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже спрашивала, кто желает выступить, уже выступающие   
у нас были.                                                                     
                                                                                
Гребенников, пожалуйста.                                                        
                                                                                
ГРЕБЕННИКОВ В. В. Уважаемые коллеги, очень трудно спорить с тем, о чем          
говорили сейчас Александр Алексеевич и Андрей Викторович. Это, конечно,         
правильно. Мы должны думать о том, что предусмотрено уже бюджетом на этот       
год, это, безусловно, так. Но мы с вами не можем забывать и того, что в         
рамках судебно-правовой реформы, вот этого этапа, на котором мы сейчас          
находимся, к которому готовимся, предусматривается увеличение штатной           
численности судей и работников аппаратов судов. Да, в течение не десяти лет,    
а шести лет, это правильно. Наверное, не будут совпадать цифры в тех            
наметках, которые вашему вниманию уже предлагались в письме Президента, и тех   
наметках, которые дал Верховный Суд. Я думаю, что это есть обычное проявление   
нашей несогласованности в разного рода государственных органах. Но в рамках     
судебной реформы предусмотрено, повторяю, увеличение штатной численности        
судей.                                                                          
                                                                                
И я бы просил тогда: давайте примем решение. Ну, пускай мы не поддержим         
решение, предложение, Верховного Суда, хотя я думаю, что его следовало бы       
поддержать, но по крайней мере мы можем предложить авторам, не снимая вопрос    
с рассмотрения, привести его в соответствие с теми наметками, которые мы же с   
вами одобрили в предварительном порядке в рамках этого этапа судебно-правовой   
реформы, с тем чтобы вопрос этот не ушел у нас в сторону, как очень часто       
бывает, когда мы налагаем на судей и на других работников правоохранительных    
органов обязанности какие-то и забываем о том, что для выполнения этих          
обязанностей нужны люди, просто обыкновенные люди.                              
                                                                                
Поэтому предложение формулируется мое так: если Дума не сочтет возможным        
принять этот законопроект сегодня в первом чтении, то по крайней мере просил    
бы принять постановление о возврате его в соответствии с нашим Регламентом      
авторам для доработки и для последующего рассмотрения в первом чтении.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В порядке исключения - слово председателю Комитета по государственному          
строительству. Пожалуйста, Анатолий Иванович.                                   
                                                                                
ЛУКЬЯНОВ А. И. Я только хочу сказать перед голосованием.                        
                                                                                
Речь идет вот о чем: программа, которую представил Президент по судебной        
реформе на шесть лет, по цифрам практически совпадает с тем, что предложил      
Верховный Суд на десять лет. Поэтому, естественно, было бы правильным, если     
бы Дума сегодня дала нам возможность доработать этот проект, с тем чтобы мы     
учли все предложения Президента по судебной реформе. Я еще раз говорю:          
комитет считает, что они совпадают. И я думаю, что Правительство, которое       
дало согласие на эти цифры, вполне осознанно и выделило 44 миллиарда рублей     
на эту реформу, ну, приблизительно 44 миллиарда, шло на эти решения как раз     
связанные с теми мероприятиями, которые предусмотрены на шесть лет. Поэтому у   
нас, у комитета просто предложение: эти два акта слить. А ведь Верховный Суд    
представил это только в апреле 2000 года, когда еще не было предложений         
Президента.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков еще раз просит слова.       
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты, я попросил слова для справки. Анатолий       
Иванович немного не прав. Да, цифры совпадают, но цели разные. В реформе,       
предлагаемой Президентом, деньги заложены на повышение денежного содержания     
судей, каждого судьи, и работников аппарата. Здесь речь идет об увеличении      
штатной численности на ту же сумму. Если мы, увеличивая численность,            
одновременно увеличиваем согласно судебной реформе денежное содержание, то      
умножьте это в несколько раз теперь.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, все высказались. На голосование ставится проект             
федерального закона "О приведении штатной численности судей и работников        
аппаратов федеральных судов общей юрисдикции в соответствие с нормами           
нагрузки". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?        
Прошу проголосовать.                                                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              216 чел.             48,0%                        
Проголосовало против           76 чел.             16,9%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.