Заседание № 219

12.02.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90016169-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (об особенностях регулирования деятельности физических и юридических лиц в глобальной сети Интернет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5944 по 6250 из 6823
Сейчас мы будем рассматривать пункт номер... Глазьев Сергей Юрьевич будет       
докладывать пункт 19: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в    
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".          
                                                                                
Александр Валентинович Шубин здесь? Здесь.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Юрьевич.                                                     
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Геннадий Николаевич.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект этот состоит из одной строки, смысл которой     
заключается в том, что предлагается какое-либо правовое регулирование,          
обязательное для исполнения всеми нашими гражданами и юридическими лицами в     
сети Интернет, вести на основе федеральных законов и норм международного        
права. Законопроект этот достаточно важный, несмотря на свою краткость,         
потому что время от времени со стороны разных ведомств предпринимаются          
попытки ограничить использование сети Интернет пользователями. Эти попытки,     
как правило, не имеют юридической силы, потому что фактически они легко могут   
быть обжалованы в суде, но тем не менее проблемы они создают. И если такого     
рода произвольное давление на работу сети будет осуществляться, можем           
получить просто уход наших пользователей сети Интернет и людей, которые         
предоставляют нам информационные ресурсы, в другие страны, и они, находясь в    
любом из городов России, смогут вести работу в сети, регистрируясь в других     
странах и фактически избегая каких-либо российских норм регулирования.          
                                                                                
Но для того, чтобы устранить возможные благоглупости, или чиновный произвол,    
или бюрократические перегибы, которые могут затруднить нашим гражданам работу   
с информационными ресурсами сети Интернет, предлагается все нормы               
регулирования, обязательные для исполнения, принимать в форме федеральных       
законов. Это будет надежно и юридически корректно, и это даст нам возможность   
всесторонне обсуждать любые предложения в данной области исходя из интересов    
национальной безопасности и интересов наших граждан. Вот, собственно, суть      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику или мы послушаем содоклад, а потом        
зададим вопросы?                                                                
                                                                                
Присаживайтесь, Сергей Юрьевич.                                                 
                                                                                
Александр Валентинович Шубин выступит с содокладом по данному законопроекту.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУБИН А. В., фракция "Союз Правых Сил".                                         
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по информационной политике      
рассмотрел законопроект, предложенный депутатом Государственной Думы Сергеем    
Юрьевичем Глазьевым. Я должен отметить, что действительно данный законопроект   
ограничивает регулирование деятельности физических и юридических лиц            
глобальной сети Интернет нормами международного права и федеральными            
законами. Такая постановка вопроса стала возможна вследствие имевших место      
попыток различных органов власти ввести непродуманные механизмы регулирования   
сети Интернет, которые вызвали обеспокоенность Интернет-общественности и        
представителей бизнеса, развивающих соответствующие технологии.                 
                                                                                
В настоящее время происходит интенсивное развитие глобальной информационной     
сети Интернет как количественно - растет число операторов и пользователей,      
так и качественно - идет расширение перечня оказываемых услуг, Интернет         
оказывает всё большее влияние на экономику страны. Однако бурное развитие       
новых информационных технологий поставило на повестку дня и ряд проблем, пока   
не поддающихся традиционным способам регулирования со стороны государства.      
Особое беспокойство вызывают проблемы легкости распространения запрещенной      
законодательством информации в сети Интернет, защиты информации от              
несанкционированного доступа и выведения информационных сетей из строя, а       
также новые виды экономических преступлений с использованием информационных     
сетей. Поэтому одними из актуальнейших задач для всех законодателей в           
различных странах стал поиск путей регулирования информации, распространяемой   
по сети Интернет, и борьба с новыми видами преступлений, совершаемыми в этой    
сфере. Проблема заключается в крайней сложности или даже в невозможности        
технологического решения известных предложений по регулированию Интернета.      
Это связано с исторически обусловленными демократическими принципами            
организации обмена информацией в сети Интернет, который носит трансграничный    
характер, что существенно затрудняет любой государственный контроль, в том      
числе и над так называемыми национальными сегментами, в частности над           
российским Рунетом. Многие российские по происхождению информационные ресурсы   
физически размещены вне пределов Российской Федерации, хотя и                   
администрируются из России практически в режиме реального времени.              
                                                                                
Кроме того, нужно не навредить тем колоссальным возможностям, которые несет в   
себе Интернет для развития экономических и общественных отношений. Пока эту     
задачу никому решить не удалось. Поэтому сама проблема, поднятая в              
законопроекте, безусловно, достойна внимания.                                   
                                                                                
Однако законопроект содержит ряд недоработок, которые необходимо будет учесть   
при подготовке его ко второму чтению в случае, если он будет принят в первом.   
Предполагаемые ограничения необходимо согласовать с действующим                 
законодательством, в частности с Конституцией Российской Федерации и            
Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации",     
чтобы избежать ограничения компетенции Президента и Правительства в вопросах    
обеспечения информационной безопасности, лицензирования и использования сети    
Интернет в интересах органов государственной власти. Ряд положений              
законопроекта затрагивает деятельность хозяйствующих субъектов, операторов      
связи, пользователей, владельцев информационных ресурсов, отношения которых     
регулируются гражданским законодательством, в частности статьей 3               
Гражданского кодекса Российской Федерации, подзаконными актами, принятыми в     
соответствии с ГК РФ, и иными федеральными законами, например Федеральным       
законом "О связи" или налоговым законодательством. И в этом предлагаемый        
законопроект также необходимо согласовать с действующим законодательством.      
                                                                                
Правовой основой деятельности сети Интернет наряду с действующими законами и    
подзаконными актами является также гражданско-правовой договор, в частности     
договор купли-продажи программного и аппаратного обеспечения, договор аренды    
канала связи, лицензионный договор в области использования интеллектуальной     
собственности и другие. В этой связи текст законопроекта необходимо             
согласовать со статьями 421, 422 ГК РФ о свободе договора и соотношении         
договора и закона.                                                              
                                                                                
При этом мы считаем, что государственная политика, если она и проводится по     
отношению к сети Интернет, должна строиться не на принципах всевозможного       
регулирования, а на принципах партнерства в следующих, на наш взгляд,           
основных моментах. Это государственная поддержка российского сегмента сети      
Интернет - Рунета в целях использования информационных ресурсов, доступных      
через сеть, в интересах экономического и научно-технического развития России,   
а также использование сети Интернет в качестве средства информационного         
обмена. Это обеспечение свободы хозяйственной и иной деятельности российских    
граждан и организаций в сети и недопущение недобросовестной конкуренции,        
монополизации либо каких-то иных необоснованных ограничений такой               
деятельности. Это приоритет в обеспечении доступа к сети Интернет научным и     
образовательным учреждениям, учреждениям культуры, иным организациям            
социальной сферы, органам государственной власти и местного самоуправления.     
Это обязательное участие общественных организаций, юридических лиц,             
ассоциаций и союзов, объединяющих российских операторов связи и пользователей   
сети, в планировании развития российского сегмента сети Интернет и в            
разработке соответствующего нормативного регулирования. И это, наконец,         
повышение привлекательности российского сегмента Интернет - Рунета для          
отечественных и зарубежных инвесторов.                                          
                                                                                
При этом должен быть установлен обязательный порядок предварительного           
широкого общественного обсуждения проектов нормативных актов, затрагивающих     
отношения, связанные с функционированием и использованием российского           
сегмента сети путем размещения указанных проектов на ресурсах                   
правительственных и законодательных органов или на имеющих лицензию СМИ в       
сети Интернет на срок не менее двух недель.                                     
                                                                                
В Комитете Государственной Думы по информационной политике состоялась           
достаточно жесткая дискуссия. И я хотел бы обратить внимание коллег на то,      
что в конечном итоге было принято решение рекомендовать Государственной Думе    
не принимать данный законопроект в первом чтении. Такое решение было принято    
большинством всего лишь в один голос. Поэтому сейчас, выражая мнение комитета   
о том, что комитет не рекомендует данный законопроект к принятию, я             
специально обратил внимание на те проблемы, которые существуют вокруг этого     
законопроекта, и, так сказать, делегирую вам все полномочия - отклонить или     
принять данный законопроект.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Валентинович.                          
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть.                     
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Валентинович, вы знаете, я вас слушал и заметил, что на     
99 процентов ваше выступление было за поправку, которую внес коллега Глазьев.   
Она в принципе не длинная, полтора предложения. Как вас понимать? Вы вроде в    
своем выступлении сказали, что это нужно и правильно, а в конце сказали, что    
комитет не поддерживает. Я не понял почему.                                     
                                                                                
ШУБИН А. В. Николай Васильевич, вы совершенно правы в том, что я сначала        
обозначил все те признаки, где мы ограничиваем возможности Президента и         
Правительства, и все те несоответствия, которые вступают в противоречие с       
действующим законодательством, если этот законопроект будет принят. Это         
юридическая сторона вопроса.                                                    
                                                                                
И в части своего выступления я просто расширил проблему. Сергей Юрьевич, к      
сожалению, выступил достаточно кратко, а я попытался расширить эту проблему,    
показав то состояние, в котором она сегодня находится, и привел ряд             
аргументов, в отношении которых мы должны принимать соответствующие решения     
здесь. И еще раз подчеркиваю, что в комитете перевес получен был всего лишь в   
один голос против этого законопроекта. Была достаточно обширная дискуссия. А    
сейчас - решать вам.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли еще вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста.              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Аксаков? У вас вопрос, задайте ваш вопрос. Кому?    
С места.                                                                        
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. У меня вопрос к Глазьеву. Сергей Юрьевич...                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Юрьевич, к вам вопрос.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Тут полторы страницы, вернее, полтора предложения или одно        
предложение, и все-таки непонятно, и из выступления я совсем не понял, каким    
образом вот эта строчка или полторы строчки решат проблему.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Глазьев. Что за полутора строчками?           
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Данный законопроект вводит регулирующую норму, он не решает       
никаких проблем, кроме того, что позволяет избежать глупостей. Вы знаете        
уровень компетентности нашего Правительства и сколько мы оттуда получаем        
непродуманных, необоснованных и вредных решений, постановлений, инструкций и    
так далее. Некоторые из них потом отменяются в судебном порядке. Так вот для    
того, чтобы избежать разного рода глупостей, которых было довольно много        
предпринято разными ведомствами для того, чтобы ограничить работу в сети        
Интернет, исходя из их ведомственных соображений, и предлагается всё            
регулирование вести на уровне норм федеральных законов. И мы с вами в Думе      
тогда будем решать те проблемы, о которых говорил содокладчик, с которым я, в   
общем-то, согласен. Они действительно существуют, но решать их нужно с учетом   
реальности работы в сети Интернет, которая носит глобальный характер, с         
учетом того, что любой пользователь или обладатель ресурсов может в любой       
момент времени перекочевать за рубеж и, находясь в России, работать как бы      
из-за границы, уходя из-под норм нашего законодательства. Поэтому нужно вести   
регулирование на основе норм международного права, международных договоров и    
федеральных законов, там, где это имеет смысл. Вот, собственно говоря, суть     
этой поправки.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет.                                                
                                                                                
Представитель Правительства, Логинов Андрей Викторович, пожалуйста.             
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Дело в том,    
что данный законопроект, конечно, вызывает больше вопросов, чем дает на них     
ответов. Авторы явно старались ограничить правовую базу регулирования всех      
сюжетов, которые возникают при использовании глобальной сети Интернет и в ее    
деятельности. Кстати, здесь ведь очень интересное понимание. Речь в самом       
законопроекте идет о деятельности - деятельности в глобальной сети Интернет     
физических и юридических лиц. Это достаточно расплывчатое понятие и, по         
мнению Правительства, носит крайне декларативный характер, не содержит          
никакой правоприменительной конкретики. Так вот авторы хотели исключить из      
всего объема нормативно-правовых установлений, норм, нормы, которые             
принимаются Правительством, министерствами и федеральными органами              
исполнительной власти, не говоря уже о том, что на уровне субъектов             
Российской Федерации могут приниматься законами субъектов Российской            
Федерации. Все эти нормы должны сводиться, по мнению автора, к федеральным      
законам и к международным договорам. Ну, сразу отметим, что ни одного           
международного договора, ни одного международного соглашения, которые бы        
регламентировали и обязывали юридических и физических лиц, находящихся под      
юрисдикцией Российской Федерации, осуществлять ту или иную деятельность в       
глобальной сети Интернет, - таких договоров нет. Поэтому в данном случае это    
рассчитано на некое отдаленное будущее, когда, возможно, такие договора         
появятся.                                                                       
                                                                                
Кстати, к чему это приводит? Я приведу совершенно свежий пример. Сейчас в       
Европе обсуждаются последствия принятия в рамках Евросоюза законодательного     
документа, который запрещает использование в сети Интернет азартных игр, в      
том числе даже игр, построенных, скажем, на интеллектуальном соревновании       
соперников: шахматы и так далее. Это ставит под угрозу закрытия огромное        
количество интернет-кафе и приводит к свертыванию активности молодежи и         
других слоев населения, которая в этой нише проявлялась, и, таким образом,      
выбрасывает их в реальные игорные заведения, в такие, как казино, бильярдные    
и так далее, где этих ограничений, кстати, не существует. Для некоторых стран   
Евросоюза, для таких, как Греция и другие, это стало серьезной социальной       
проблемой. Вот что происходит, если накладывать данный опыт на уникальную       
социальную и культурную ситуацию в конкретной стране, устанавливать             
международные нормы в отношении такой очень деликатной сферы, как общение       
человека с компьютером и сетью Интернет.                                        
                                                                                
Так вот, позиция Правительства, направившего отрицательный отзыв, в первую      
очередь заключалась в том, что нельзя вычеркивать нормативные акты другого      
уровня, нельзя ограничивать это только федеральными законами.                   
                                                                                
А в чем мы - я еще раз повторяю, возвращаясь к тому, с чего я начал, - видим    
недосказанность в данном законопроекте? Он был бы уместен, если бы сейчас на    
разработке в Государственной Думе находился серьезный проект федерального       
закона, регулирующий вообще все аспекты деятельности этой сети Интернет. Но     
насколько оправданно сейчас заниматься разработкой такого законодательного      
акта? Это серьезная процедура, и я уверен, что процесс работы над подобным      
федеральным законом займет очень продолжительное время, поскольку сама          
глобальная система Интернет и все интернет-технологии крайне быстро             
изменяемы, последствия, которые возникают в социальных отношениях, в            
экономических отношениях в результате их внедрения, в общем-то, проявляются     
не в течение лет, а в течение месяца. И, конечно же, это требует особого,       
повышенного внимания законодателей к регулированию этих сюжетов.                
                                                                                
Мне кажется, те шаги, которые Дума, Правительство предпринимают в               
регулировании таких сфер, как связь, и по целому ряду других направлений,       
вполне достаточны для того, чтобы создавать широкую нормативную базу на         
уровне федерального законодательства. И надо оставить за Правительством, за     
министерствами и ведомствами право оперативно вмешиваться и регулировать        
деятельность, которая сегодня ведется в области интернет-технологий.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента хотел бы выступить? Нет.         
                                                                                
Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в       
первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. (Шум в зале.) А не было выступлений.      
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 39 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              181 чел.             40,2%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    185 чел.                                          
Не голосовало                 265 чел.             58,9%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.                                                    
                                                                                

Заседание № 212

25.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90016169-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" (об особенностях регулирования деятельности физических и юридических лиц в глобальной сети Интернет).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5926 по 5928 из 7030
Коллеги, содокладчика по пункту 29 Александра Валентиновича Шубина не будет.    
Комитет не дал замены. Поэтому мы этот пункт не рассматриваем.