Заседание № 38

05.07.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части изменения статуса, полномочий и функций Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6378 по 7248 из 7800
По пункту 27.1 - Николай Васильевич Арефьев, пожалуйста.                        
                                                                                
Мы послушаем два доклада. Потом - доклад Павла Алексеевича Медведева. Кстати,   
я его сегодня не видел. А-а, здесь! Потом выступят представители комитетов, а   
потом будет обсуждение.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, присядьте, пожалуйста.                                       
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! События 17 августа 1998       
года показали, что наша отечественная банковская система, как и вся             
кредитно-денежная политика, крайне неустойчива, а самое главное, крайне плохо   
контролируется государством. Поэтому уже всем стало очевидно, что без ее        
серьезного реформирования нельзя с полной уверенностью говорить об исключении   
повторения чего-либо подобного впредь.                                          
                                                                                
Именно исходя из данных соображений мною был подготовлен пакет, состоящий из    
шести законопроектов, предлагающий стройную и законченную систему новаций       
всей системы взаимоотношений государства и Центрального банка России, который   
в случае ее реализации позволит перейти всей банковской системе на              
принципиально более высокий уровень построения.                                 
                                                                                
Сегодняшний статус полномочий и ответственности Центрального банка России       
объективно противоречит сложившимся в стране экономическим и политическим       
условиям. В силу этого законодательные акты, являющиеся правовой основой его    
деятельности, стали серьезным препятствием для осуществления экономической      
политики, способной вывести страну из экономического кризиса, восстановить      
инвестиционный потенциал реального сектора экономики, оздоровить банковскую     
систему страны.                                                                 
                                                                                
Хочу особо отметить, что основным содержанием моих законопроектов является      
приведение правовых норм, регулирующих статус и компетенцию Центрального        
банка, в соответствие с основополагающими законодательными актами -             
Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации    
и другими федеральными конституционными и просто федеральными законами.         
                                                                                
В настоящее время Федеральным законом "О Центральном банке Российской           
Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами установлены           
отдельные функции Банка России, не предусмотренные Конституцией Российской      
Федерации. В частности, наделение органа, осуществляющего кредитно-денежную     
политику, функциями банковского надзора является необоснованным ни по           
экономическим, ни по правовым основаниям.                                       
                                                                                
Судите сами. Интересы Банка России как государственного органа,                 
осуществляющего регулирование банковской системы и системы расчетов,            
безусловно, входят в противоречие с его интересами как органа, отвечающего за   
поддержание и защиту национальной валюты. Банк России является участником тех   
же отношений, которые он регулирует, тем самым получая безусловные              
преимущества и становясь как бы над всеми остальными участниками этих           
отношений. С одной стороны, Банк России является по отношению к кредитным       
организациям регулирующим органом, который осуществляет лицензирование          
деятельности этих организаций, контроль за их деятельностью, устанавливает      
обязательные для них нормативы и правила осуществления деятельности, а с        
другой стороны, Банк России самостоятельно осуществляет деятельность            
кредитной организации, что выражается, в частности, в предоставлении иным       
кредитным организациям кредитов, осуществлении операций купли-продажи           
государственных ценных бумаг, осуществлении валютных операций.                  
                                                                                
В этой связи представляется целесообразным исключить саму возможность           
возникновения упомянутых конфликтов, интересов и принять меры по                
законодательным ограничениям функций Банка России исключительно проведением     
денежно-кредитной политики с предоставлением ему для этого всех необходимых     
полномочий.                                                                     
                                                                                
Предлагаемые изменения и дополнения в федеральный закон, регулирующий           
правовое положение и устанавливающий компетенцию Банка России,                  
предусматривают осуществление следующих основных мероприятий: приведение        
статуса Банка России в соответствие с законодательством Российской Федерации;   
придание статуса федерального закона представляемым ежегодно Банком России      
основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики;        
изменение порядка перечисления в федеральный бюджет балансовой прибыли Банка    
России; исключение из полномочий Банка России функций по регулированию          
банковской системы; наделение Банка России дополнительными полномочиями,        
необходимыми для осуществления его конституционных функций по осуществлению     
кредитно-денежной политики; передача части полномочий по регулированию          
банковской системы и системы расчетов федеральному органу исполнительной        
власти по банковскому регулированию и надзору; предоставление Счетной палате    
Российской Федерации полномочий по проведению аудита Банка России.              
                                                                                
Таким образом, за Банком России останутся в полном объеме все полномочия,       
необходимые для осуществления денежно-кредитной политики.                       
                                                                                
Законопроект предусматривает установление для Банка России как главного         
федерального банка Российской Федерации в организационно-правовой форме         
статуса федерального государственного учреждения, имущество которого является   
федеральной собственностью и находится в оперативном управлении Банка России.   
Служащие Банка России становятся государственными служащими.                    
                                                                                
Законопроект предусматривает, что проект федерального закона об утверждении     
основных направлений единой денежно-кредитной политики, разрабатываемый         
Банком России, будет ежегодно вноситься Правительством Российской Федерации в   
Государственную Думу. Указанная правовая норма позволит повысить качество       
разработки данного важнейшего экономического документа, обеспечить              
согласованную работу над ним Банка России, Правительства Российской Федерации   
и Федерального Собрания. При этом в соответствии с Конституцией Российской      
Федерации устанавливается, что при осуществлении своих функций в рамках         
реализации денежно-кредитной политики и в пределах полномочий,                  
предусмотренных законом, Банк России независим, то есть не обязан подчиняться   
каким-либо указаниям органов государственной власти и местного                  
самоуправления, относящимся к содержанию, формам и методам реализации           
указанных функций Банка России. Утверждение основных направлений единой         
денежно-кредитной политики федеральным законом не ущемляет независимость        
Центрального банка.                                                             
                                                                                
Законопроект предусматривает перечисление в федеральный бюджет всей             
фактически полученной балансовой прибыли Центрального банка, за исключением     
сумм, направляемых в резервы и фонды Центрального банка.                        
                                                                                
В целях усиления контроля Федерального Собрания за финансовыми операциями и     
отчетностью Банка России в законопроект включено положение,                     
предусматривающее, что Счетная палата Российской Федерации вправе по            
поручению Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания         
Российской Федерации проводить системный аудит финансовой отчетности Банка      
России, а также осуществлять периодически операционный аудит, или аудит         
эффективности Банка России. Введение указанной нормы не отменяет ежегодный      
аудит Банка России, проводимый аудиторской организацией. Соответствующие        
изменения требуется внести также в Федеральный закон "О Счетной палате          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Законопроект также предусматривает, что Банк России совместно с                 
Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую             
государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию     
наличных денег и организует их обращение; осуществляет хранение средств         
федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не        
установлено федеральными законами, а также проводит операции с указанными       
средствами и средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и местных       
бюджетов; осуществляет в соответствии с федеральными законами операции по       
обслуживанию государственного долга и операции с золото-валютными резервами     
Российской Федерации; устанавливает совместно с федеральным органом по          
банковскому регулированию и надзору правила проведения банковских операций,     
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации   
и правила проведения операций с иностранной валютой; организует составление     
платежного баланса Российской Федерации, а также принимает участие в            
разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации; проводит анализ    
и прогнозирование состояния денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений    
по России в целом и по регионам; осуществляет операции по покупке и продаже     
иностранной валюты; осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения;   
осуществляет отдельные функции государственного регулирования банковской        
деятельности; является кредитором последней инстанции для кредитных             
организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает совместно с     
федеральным законом по банковскому регулированию и надзору правила, формы,      
сроки и стандарты осуществления расчетов в Российской Федерации; определяет     
порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; осуществляет       
валютное регулирование; осуществляет валютный контроль в соответствии с         
законодательством Российской Федерации.                                         
                                                                                
Функции по регулированию банковской системы и системы расчетов предлагается     
возложить на федеральный орган по банковскому регулированию и надзору,          
являющийся федеральным органом исполнительной власти. Это предложение           
совершенно логично с точки зрения организации государственной власти, так как   
наделение функциями регулирования определенного вида хозяйственной              
деятельности некоего особого государственного органа, не являющегося органом    
государственной исполнительной власти, противоречит принципу разделения         
властей, закрепленному Конституцией.                                            
                                                                                
Следует отметить, что регулирование иных видов хозяйственной деятельности, в    
том числе иных финансовых институтов, то есть страховых организаций,            
инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, брокеров, дилеров,        
осуществляется органами исполнительной власти.                                  
                                                                                
Введение аналогичного механизма государственного регулирования деятельности     
кредитных организаций устранит существующую в настоящее время                   
несогласованность государственного регулирования финансовых институтов. Кроме   
того, подобная практика имеет широкое распространение. Основными функциями      
федерального органа по банковскому регулированию и надзору должны стать:        
издание нормативных актов, регулирующих деятельность кредитных организаций;     
осуществление регистрации кредитных организаций; лицензирование кредитных       
организаций и организаций, занимающихся аудитом, а также клиринговых            
организаций; установление совместно с Банком России правил, форм, сроков,       
стандартов осуществления расчетов в Российской Федерации; установление          
совместно с Банком России обязательных для кредитных организаций правил         
проведения банковских операций, ведение бухгалтерского учета, составление и     
представление бухгалтерской статистической отчетности; надзор за                
деятельностью кредитных организаций, осуществление их проверок; применение      
санкций в отношении кредитных организаций за нарушение законодательства         
Российской Федерации, несоблюдение обязательных нормативов, установленных       
Банком России, и иные нарушения.                                                
                                                                                
Соответствующие изменения, предусматривающие полномочия федерального органа     
по банковскому регулированию и надзору, по регулированию кредитных              
организаций, предлагаются в федеральные законы: "О банках и банковской          
деятельности", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О    
реструктуризации кредитных организаций". Законопроект "О внесении дополнений    
в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" возлагает на органы    
прокуратуры надзор за соблюдением Банком России Конституции Российской          
Федерации и федеральных законов. Принятие указанных законопроектов единым       
пакетом позволит повысить эффективность деятельности Банка России как           
государственного органа, реализующего денежно-кредитную политику, исключить     
возможность возникновения конфликтов интересов, наносящих ущерб российской      
экономике, поставить Банк России под более строгий контроль, в первую очередь   
Государственной Думы, стабилизировать функционирование банковской системы и     
системы расчетов и предотвратить злоупотребления и коррупцию в                  
государственных регулирующих органах, осуществлять регулирование банковской     
системы и системы расчетов под жестким контролем со стороны государства.        
                                                                                
В заключение хочу отметить следующее. Разрабатывая этот законопроект, я ни в    
коем случае не преследовал цель нанести урон нашей банковской системе.          
Наоборот, законопроект, по сути, представляет собой конструктор, набор          
возможных механизмов реструктуризации банковской системы. Я надеялся, что       
будет создана компетентная рабочая группа из представителей всех                
заинтересованных сторон, будет подробно проанализирована сложившаяся ситуация   
и уже только после этого из предложенного конструктора будут выбраны            
подходящие инструменты.                                                         
                                                                                
При этом, как автор законопроекта, я бы не стал настаивать на жестком           
сохранении в тексте того или иного конкретного механизма. Но все получилось     
наоборот. Собралась группа лиц, заинтересованных только в одном: оставить       
все, как есть. Именно с этой целью сегодня в качестве альтернативного           
комитетом представлен законопроект депутата Медведева, который, по большому     
счету, альтернативным не является, так как касается лишь частных моментов       
деятельности Центрального банка и не затрагивает основ деятельности             
банковской системы в целом.                                                     
                                                                                
Внесенный мною законопроект является комплексным и представляет собой новую     
редакцию закона о Банке России, поэтому говорить о какой-либо                   
альтернативности по меньшей мере просто некорректно. Несмотря на это, сейчас    
вас будут активно убеждать в обратном и доказывать огромную вредность           
представленного мною законопроекта и крайнюю полезность альтернативного. Но     
принять сегодня законопроект Медведева - значит принять решение ничего не       
менять в банковской системе. Поэтому я считаю возможным предложить вам          
сегодня принять за основу именно мой законопроект как наиболее подходящий для   
этих целей, создать расширенную рабочую группу и произвести взвешенно его       
доработку с участием всех заинтересованных сторон. Убрать что-то из закона      
всегда проще, чем внести в него дополнения.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич, присаживайтесь.              
                                                                                
Пожалуйста, Павел Алексеевич Медведев. Потом - мнение комитетов, послушаем      
мнение Виктора Владимировича, зададим вопросы и будем принимать решение.        
                                                                                
Оксана Генриховна, вы очень громко дискутируете, присаживайтесь, пожалуйста.    
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                               
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Проект закона, который сегодня      
предлагается вашему вниманию, написан коллективом депутатов (некоторые из них   
бывшие, некоторые - работающие теперь), представления которых о том, как        
должно быть устроено законодательное регулирование деятельности Центрального    
банка, не вполне совпадают. Поэтому этот документ является компромиссом и       
каждый из авторов не вполне доволен этим документом. Поэтому, получив           
отрицательное заключение Правительства на законопроект, я, может быть, не       
стал бы настоятельно просить вас за него проголосовать, если бы не известные    
всем нам события - запрос, который подан в Конституционный Суд в связи с        
возможным несоответствием уже действующего закона "О Центральном банке..."      
Конституции. В запросе, если коротко его изложить, написано: предполагается,    
что действующий закон "О Центральном банке..." слишком сильно ограничивает      
независимость Центрального банка.                                               
                                                                                
Конституционный Суд отложил слушание этого запроса до 10 октября, потому что    
в Думе на рассмотрении находятся поправки к закону "О Центральном банке...".    
Конституционный Суд готов подождать нашего решения. Вполне возможно, что наше   
решение его удовлетворит.                                                       
                                                                                
Мне кажется, что возможностью подправить до 10 октября, если мы так решим,      
закон "О Центральном банке..." мы должны воспользоваться, потому что,           
конечно, Конституционный Суд примет взвешенное, правильное с юридической        
точки зрения решение (я в этом не сомневаюсь, там слишком хорошие специалисты   
работают, чтобы ошибиться), однако содержательная сторона дела не является      
компетенцией Конституционного Суда. И вполне возможно, что юридическим          
решением мы будем связаны потом, при принятии закона в его содержательной       
части. Я попытаюсь объяснить, что я имею в виду.                                
                                                                                
В запросе написано, что в действующем законе "О Центральном банке..."           
содержатся не соответствующие Конституции положения. В законе написано, что     
Банк России подотчетен Государственной Думе, и эта подотчетность означает,      
что назначение членов Совета директоров Центрального банка осуществляется       
Думой.                                                                          
                                                                                
Надо признать, что с точки зрения грамматики это не очень правильно.            
Подотчетность - это необходимость отчитываться. Оказывается, в процессе         
отчета одного субъекта, Центрального банка, другой субъект, Дума назначает      
членов Совета директоров. Значит, как минимум написано не очень аккуратно.      
Если будет принято какое-то решение по этому поводу, юридическое решение        
Конституционного Суда, я опасаюсь, что мы окажемся в таком положении, что       
потом не сможем поправить формальную сторону закона, оставить, по существу,     
назначение членов Совета директоров Государственной Думой.                      
                                                                                
Вот чтобы избежать таких коллизий, мне кажется, нужно все-таки проголосовать    
за тот законопроект, который сейчас предлагается, имея в виду, что перед        
вторым чтением текст можно будет в значительной мере подправить.                
                                                                                
Представленный законопроект дает для этого достаточно хорошие возможности.      
Этот проект структурирован безусловно лучше, чем действующий закон о            
Центральном банке. Например, в первой же статье предлагаемого проекта собраны   
все те положения, которые характеризуют статус Центрального банка. В            
действующем законе эти положения разбросаны по всему тексту, их надо            
выуживать оттуда. Классифицированы обязанности Центрального банка. Раньше все   
они были записаны в одной статье, и наряду с очень важными правами и            
обязанностями Центрального банка, такими, как, скажем, монопольное право        
Центрального банка осуществлять эмиссию, грамматически не очень удачно было     
записано, что Банк России принимает участие в разработке прогноза и так         
далее. Теперь права и обязанности четко классифицированы. Введено понятие       
основной функции Центрального банка - это поддержание устойчивости рубля.       
Описано, какие задачи решает Центральный банк. Описаны исключительные           
полномочия Центрального банка, и описаны функции Центрального банка. Я уж не    
буду перечислять, что имеется в виду, но ясно, что произведена достаточно       
тонкая классификация.                                                           
                                                                                
Мы в этом тексте предупредили претензию, которая выдвинута в запросе            
Конституционному Суду, и развели положения о подотчетности и обязанности Думы   
назначать членов Совета директоров. На мой взгляд, есть еще целый ряд           
улучшений по сравнению с действующим законом и, еще раз повторяю, создана       
достаточно хорошая база, для того чтобы очень аккуратно, имея в виду и уважая   
запрос, который сделан в Конституционный Суд, при втором чтении этот текст      
еще улучшить. Я согласен со многими замечаниями, которые содержатся в           
заключении Правительства. Но у меня такое впечатление, что эти замечания        
легко учесть.                                                                   
                                                                                
Большая просьба проголосовать за предлагаемый проект. Спасибо за внимание.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Алексеевич.                                
                                                                                
Коллеги, содоклады по этим законам сделают Михаил Михайлович Задорнов, Мартин   
Люцианович Шаккум и Сергей Юрьевич Глазьев.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Михайлович.                                                  
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, я в минуту, может быть, не уложусь, но в      
три минуты - попытаюсь.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, зачем нужен закон? Мы все сходимся на том, что есть ряд      
вопросов, которые требуют решения в законе о Центральном банке. Я их коротко    
могу перечислить.                                                               
                                                                                
Это механизмы взаимодействия между банком и Думой, банком и Счетной палатой,    
банком и Правительством. Это, мы уже говорили, требования к годовому отчету,    
требования к основным направлениям денежно-кредитной политики, то есть к        
тому, каким документ должен быть, что он должен содержать. И здесь много        
говорили, и в прошлый раз на слушаниях по основным направлениям тоже            
говорили, что закон недостаточно четко определяет эти отношения.                
                                                                                
Счетная палата четыре года работает по закону о Центральном банке, проверяет    
Центральный банк, но ни в законе о Счетной палате, ни в законе о Центральном    
банке ее прав на проверку даже того, что она там делает, нет, то есть           
фактически это добрая воля сторон.                                              
                                                                                
Дальше. Мы сейчас видим, что отношения с собственностью, которой                
распоряжается Банк России, требуют уточнения. Мы видим (сегодня обсуждали),     
что полномочия Национального банковского совета, его функция недостаточно       
четко определяются законом.                                                     
                                                                                
Требования к аудитору и еще целый ряд моментов взаимоотношений с                
Правительством в законе прописаны недостаточно четко. За пять лет это           
определилось. Ряд вопросов хотят решить сам Центральный банк и Правительство,   
например со сроками выхода Центрального банка из капиталов банков с его         
участием. Напоминаю, был срок - 2000 год, потом мы это отложили, новых сроков   
нет. Ясно, что хотя бы какой-то горизонт нужно здесь описать.                   
                                                                                
Я могу еще перечислять. Очевидно, требуется ряд уточнений. Полгода работала     
рабочая группа - депутаты, представители Совета Федерации, Центрального банка   
и Правительства. Подготовили компромиссный вариант. Годится он для того,        
чтобы его в первом чтении принять, затем дорабатывать по тем вопросам,          
которые возникли? Бесспорно, годится. Он решает ряд вопросов, которые я         
перечислил. Он решает те вопросы, которые поставил в своем запросе в            
Конституционный Суд губернатор Платов. Мы четко запишем, что ликвидация         
Центрального банка осуществляется не простым законом, а законом, который        
вносит изменение в Конституцию, еще уточним ряд моментов по взаимодействию с    
Думой. Это все вполне можно сделать во втором чтении.                           
                                                                                
Ряд вопросов уже здесь, в законе Медведева, содержится, то есть уже по факту    
они решены. Почему высказались комитеты именно за этот закон? Потому что он     
решает эти вопросы. Почему против закона Арефьева? Я на трех примерах           
объясню. Он предлагает забрать функцию надзора у Центрального банка и создать   
какой-то специальный орган в Правительстве.                                     
                                                                                
Вы представьте, что будет в эти два или полтора года, пока в Правительстве      
какой-то орган начнет формировать штаты, следить за другими коммерческими       
банками... Да эти полтора года банки фактически будут делать все, что они       
захотят! Может быть, конечно, Виктор Владимирович Геращенко и будет счастлив,   
что от него эта функция уйдет и у него будет меньше головной боли. Но ясно,     
что мы надзор утратим по крайней мере на эти полтора-два года.                  
                                                                                
Второй вопрос. В законе Арефьева четко записано, что собственность              
Центрального банка - это федеральная собственность, то есть фактически тогда    
надо все это дело передать мингосимуществу. Это фактически просто превращает    
Центральный банк в такое же ведомство, как минэкономики, Минфин, то есть в      
любое другое правительственное ведомство. Служащие Центрального банка четко     
приравниваются к госслужащим: тот же самый оклад, полностью вся система такая   
же, как у работников министерств. То есть очевидно, что, если этот закон        
двинется, он будет по ряду этих признаков, и по сути, и по формальному          
юридическому основанию, ссылкой на независимость Центрального банка,            
подвергнут вето или протесту Конституционного Суда.                             
                                                                                
Поэтому, если говорить коротко, закон Медведева просим поддержать в первом      
чтении. Это единое мнение комитетов по бюджету и налогам и по кредитным         
организациям. А затем ко второму чтению (закон вносился в феврале) по тем       
поправкам, которые появились при рассмотрении основных направлений              
денежно-кредитной политики, при анализе сегодняшней экономической ситуации,     
при рассмотрении отчета (у нас уже десяток дополнительных предложений           
сформировалось), безусловно, с учетом позиции, которая обсуждается в            
Конституционном Суде, мы этот закон доработаем вместе с Центральным банком,     
вместе с Правительством, учтем замечания. На самом деле большинство замечаний   
Правительства несерьезные. И те замечания, о которых они говорят, уже учтены    
комитетами в заключении. Мы вполне сможем этот закон доработать. Делать это     
необходимо срочно, и Павел Алексеевич в своем выступлении подтвердил, почему    
это нужно делать срочно.                                                        
                                                                                
Просьба Комитета по бюджету и налогам - поддержать закон Медведева, Никитина    
и других депутатов (компромиссный вариант) в первом чтении. Спасибо за          
внимание.                                                                       
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                  В. П. Лукин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Михайлович.                               
                                                                                
Следующий содокладчик - заместитель председателя Комитета по кредитным          
организациям и финансовым рынкам депутат Шаккум Мартин Люцианович.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Пожалуй, у      
многих сегодня не вызывает сомнения то, что действующий закон о Центральном     
банке нуждается в доработке. Однако на сегодняшний день принятие поправок к     
закону о Центральном банке - это не вопрос жизни и смерти. И у нас есть время   
не спеша, после тщательного обсуждения в процессе нашей работы принять          
действительно качественный и полезный закон.                                    
                                                                                
О законопроекте Арефьева. Основным, ключевым, наверное, положением              
законопроекта Арефьева является разделение банка... выделение из банка          
надзорной составляющей. Я не буду повторять, Михаил Михайлович очень хорошо     
обосновал, почему этого нельзя делать сегодня ни при каких условиях.            
                                                                                
Вместе с тем к недостаткам обоих проектов законов относятся предложенные        
способы решения вопросов о правовом статусе Центрального банка и о правовом     
режиме закрепленного за ним имущества. Эти недостатки уже отмечались в          
предложенных заключениях, они носят неустранимый, концептуальный характер. К    
числу недостатков обоих проектов можно отнести попытки ограничить               
конституционный принцип независимости Центрального банка в части его            
финансовой самостоятельности. Это относится к предложению утверждать смету      
расходов на содержание Центрального банка федеральным законом, что              
противоречит, вообще говоря, Конституции в определенной мере, по крайней        
мере, духу Конституции.                                                         
                                                                                
Закрепленная в законе "О Центральном банке..." подотчетность фактически         
означает установление последующего контроля за деятельностью Центрального       
банка, что мы сегодня с вами и делаем. Усиление подотчетности должно идти по    
пути усиления именно последующего парламентского контроля.                      
                                                                                
За рамками обоих проектов осталось решение многих актуальных вопросов, таких,   
как усиление прозрачности, информационной открытости ЦБ, его выход из состава   
участников кредитных организаций. Не дана оценка высказанному в ходе            
дискуссии о совершенствовании законодательства о Банке России предложению о     
придании закону статуса конституционного.                                       
                                                                                
В заключение хочу сказать, что, несмотря на вышеперечисленные недостатки        
проекта закона, внесенного депутатами Медведевым, Никитиным, Макаровым и        
Савельевым, комитет по бюджету и комитет по кредитным организациям считают,     
что этот законопроект, если мы сегодня примем его в первом чтении, может быть   
доработан.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сейчас слово имеет последний из содокладчиков - председатель Комитета по        
экономической политике и предпринимательству Сергей Юрьевич Глазьев.            
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, я хотел бы, прежде чем приступить к            
законопроекту, ответить коллеге Бездольному в отношении той информации,         
которую я привел по предыдущему вопросу.                                        
                                                                                
Я прошу, во-первых, депутата Бездольного ко мне подойти, я покажу все           
материалы, на которые я ссылался. Во-вторых, я хочу подчеркнуть, что я не       
против того, чтобы в Центральном банке получали много денег. Может быть,        
нужно платить даже больше. Работают там квалифицированные люди, заслуженные,    
мы все с глубоким уважением относимся и к руководству Центрального банка.       
Проблема не в этом заключается.                                                 
                                                                                
Проблема заключается в том, что мы не должны создавать систему конфликта        
интересов внутри структур, которые от имени государственной власти ведут        
регулирование экономической деятельности, затрагивающее интересы всего          
общества. Я против того, чтобы мы сокращали бюджетные расходы на детские        
пособия, на оборону, на все остальное и платили, искусственно раздувая          
расходы по обслуживанию государственного долга, по фиктивным обязательствам     
Правительства перед Центральным банком.                                         
                                                                                
В чем главная проблема сегодня? Проблема в том, что никто толком сейчас не      
сможет ответить, как это ни странно, на простой вопрос: Центральный банк -      
это коммерческая организация или государственная? Если государственная -        
значит, все должно идти по нормам для госучреждения, и тогда понятно, что       
Центральный банк ведет от имени государства регулирование денежной политики,    
денежного обращения, выполняет от имени государства госмонополию на денежную    
эмиссию, на ведение банковского надзора, а также все другие функции. Если       
Центральный банк - это не государственная организация, тогда почему,            
спрашивается, его надо наделять всеми полномочиями от имени государства?        
                                                                                
Вопрос далеко не праздный. Я сошлюсь на выводы комиссии Совета Федерации,       
которая заседала по итогам финансового краха 17 августа. Было по итогам этого   
события проведено расследование. Высказано было однозначное мнение, точнее,     
был высказан однозначно вывод, что сама финансовая пирамида ГКО и               
последовавший финансовый крах стали возможными только потому, что Центральный   
банк стал самым активным участником этого рынка. Он был самым большим           
покупателем государственных облигаций. Благодаря тому, что он вел активные      
операции по рефинансированию деятельности коммерческих банков, по               
приобретению ГКО, вел денежную эмиссию впрямую на цели приобретения ГКО и сам   
получал огромный доход от этой деятельности, мы подошли к ситуации              
финансового краха. Возникла абсурдная ситуация: государство разорялось в лице   
Министерства финансов, а Центральный банк получал все больше и больше           
доходов. Эта абсурдная ситуация и привела к тому результату, который мы         
сегодня имеем: разрушена система денежного обращения, неплатежи, огромные       
потери для населения и тому подобное.                                           
                                                                                
Я позволю себе привести только одну цитату из документа Совета Федерации по     
итогам расследования: комиссия считает необходимым рассмотреть возможность      
доминирования коммерческих интересов над государственными в политике            
Центрального банка при проведении им операций на рынке гособязательств.         
                                                                                
Я думаю, что не нужно доказывать несуразность всей этой ситуации.               
                                                                                
Смысл законодательной инициативы Арефьева, так же как и той законодательной     
инициативы, которая была предложена Советом Федерации два года назад, очень     
простой: упразднить этот конфликт интересов внутри важнейшего органа            
государственного регулирования. Конкретно: предлагается ограничить              
возможности Центрального банка по ведению коммерческих операций, тем более      
что значительная часть этих операций идет в ущерб экономическому развитию       
страны.                                                                         
                                                                                
Скажите, пожалуйста, в чем с точки зрения решения ключевых проблем              
экономического роста экономический смысл привлечения коммерческих депозитов,    
привлечения свободных денег коммерческих банков на депозитные счета ЦБ? В чем   
экономический смысл выпуска облигаций Банка России? У нас, видимо, многие       
считают, что наблюдается избыток денег. Мы который год говорим о                
демонетизации реального сектора, о том, что нет механизма притока денег в       
развитие производства. И вместо создания этих механизмов, вместо формирования   
каналов притока денег в развитие реального сектора, наоборот, выстраиваются     
барьеры - барьеры, которые финансируются за счет денежной эмиссии. В чем,       
какой источник сегодня выплаты процентов по депозитным счетам Центрального      
банка?                                                                          
                                                                                
Понятно, что, если Центральный банк активно занимается выпуском собственных     
облигаций, он тем самым забирает деньги с рынка под предлогом регулирования     
ликвидности. Понятно, что это важно с точки зрения интересов коммерческих       
банков, которые получают возможность без риска стричь проценты, это важно с     
точки зрения решения краткосрочных проблем - связывание якобы избыточной        
денежной массы. Но это создает нам долгосрочные очень серьезные проблемы,       
создает барьеры для притока денег в реальный сектор экономики. Чем больше       
Центральный банк ведет коммерческих операций такого типа, связывая деньги,      
денежные ресурсы на рынке, тем меньше денег доходит до реального сектора        
экономики и тем серьезнее барьеры для подъема инвестиционной активности.        
                                                                                
Главная проблема при таком двойственном положении Центрального банка            
заключается в том, что он практически не несет никакой ответственности за       
результаты своей деятельности. Я уже говорил сегодня о том, что давайте         
задумаемся, есть ли у нас в стране полноценная денежная система с точки         
зрения платежей и расчетов. Напомню, что у нас больше объем долларов сегодня    
в экономике и больше суррогатов в виде взаимозачетов и бартерных операций,      
чем полноценной российской валюты. А между прочим, закон о Центральном банке,   
который сегодня есть, впрямую запрещает использование денежных суррогатов и     
какой-либо другой валюты. А получается, что своей валюты на рынке, точнее, в    
структуре денежной массы гораздо меньше, чем тех самых суррогатов.              
                                                                                
Есть ли у нас механизм рефинансирования экономической активности и              
кредитования экономического роста? Есть ли механизм обеспечения расширенного    
воспроизводства в экономике, механизм трансформации сбережений в инвестиции?    
Ничего этого у нас нет, к сожалению. У нас нет нормальной денежной системы, и   
никто за это не отвечает. Никакой ответственности вы ни от кого потребовать     
не можете.                                                                      
                                                                                
Я приведу только несколько примеров ошибочных действий Центрального банка,      
которые повлекли колоссальный ущерб для экономики.                              
                                                                                
Первый пример - это пассивная политика по формированию курса рубля в            
1993-1994 годах. Из-за того, что государство в лице Центрального банка никак    
не среагировало на повышение спроса на рубли и не ответило соответствующим      
увеличением рублей, реальный курс рубля в течение одного года поднялся в три    
раза. Что это означало? В три раза упала конкурентоспособность нашей            
промышленности. Посмотрите статистику за тот период. Всего за один год объем    
производства промышленности сократился на четверть, машиностроения - на         
треть, доля импорта поднялась с 25 процентов до половины внутреннего            
товарооборота. В чем причина? В том, что была такая политика                    
курсообразования.                                                               
                                                                                
Второй пример: участие Центрального банка как активного игрока на рынке         
государственных обязательств и использование механизмов денежной эмиссии для    
подкачки этого рынка. Эта ситуация была усугублена решением о снятии всех       
барьеров на приток и отток иностранного капитала. Когда своих денег уже стало   
не хватать для подкачки пирамиды ГКО, Центральный банк самостоятельно, без      
консультаций с Думой и кем-либо, принял решение о том, чтобы либерализовать     
полностью вход и выход на российский рынок капитала для финансовых              
спекуляций. Результат: финансовая пирамида продлилась еще приблизительно на     
полгода-год. И как следствие этого - массовый сброс облигаций                   
государственного долга, как только пирамида зашаталась, и практически           
беспрепятственное бегство всех спекулянтов с российского рынка, что привело к   
обвальному падению курса рубля в августе - сентябре 1998 года.                  
                                                                                
Еще один пример. Колоссальное по значимости решение: присоединение России к     
восьмой статье Устава МВФ, которое нам связало руки по вопросам регулирования   
валютных операций. Вы знаете проблему вывоза капитала. И взяв на себя такие     
обязательства, мы сегодня безуспешно пытаемся найти способ, как поставить       
надежные заслоны, пресечь нелегальный отток капитала из страны.                 
                                                                                
Я думаю, что этих аргументов достаточно для того, чтобы доказать                
необходимость очень серьезной корректировки закона о Центральном банке прежде   
всего с точки зрения повышения механизмов ответственности Центрального банка    
за состояние дел в системе денежного обращения, платежей и расчетов, за         
обеспечение должного инвестиционного климата.                                   
                                                                                
Для этого и в предложениях Совета Федерации двухгодичной давности, и сегодня    
в законопроекте, предложенном депутатом Арефьевым, есть все необходимые         
начала, которые еще, конечно, нужно развивать в процедуре второго и третьего    
чтения, поскольку вопрос этот будет очень непростой. И к сожалению, мы пока     
не видим активного участия Центрального банка в совместной работе в плане       
совершенствования законопроекта о ЦБ, в решении тех проблем, о которых я        
сказал.                                                                         
                                                                                
Я понимаю, что законопроект, предложенный Николаем Васильевичем Арефьевым, не   
был поддержан комитетом по бюджету и комитетом по кредитным организациям. Мне   
кажется, что это ошибочное решение. В том законопроекте, альтернативном,        
который предложен, вопрос статуса Центрального банка не регулируется. Он        
остается как бы за кадром. То есть по главному вопросу никакого ответа нет.     
                                                                                
Остается неясность с государственной собственностью на акции коммерческих       
банков. Их нужно не просто выводить из управления Центрального банка, их        
нужно передавать Правительству, как это положено по всем вопросам               
госсобственности.                                                               
                                                                                
Если мы не отвечаем четко на вопрос: Центральный банк - это учреждение          
госрегулирования или нет? - мы тогда должны четко признать, что все функции,    
которые принадлежат государству, по банковскому надзору в том числе, должны     
быть выведены из-под контроля Центрального банка и переданы Правительству,      
которое имеет все полномочия вести регулирование хозяйственной деятельности и   
ведет по всем видам деятельности, кроме деятельности в области кредитных        
организаций.                                                                    
                                                                                
Учитывая сложность этого вопроса, мы, обсудив в комитете сложившуюся            
ситуацию, приняли решение рекомендовать Государственной Думе сделать хотя бы    
первый шаг в этом направлении. Я лично высказывался в поддержку законопроекта   
Николая Васильевича Арефьева. Были и другие точки зрения. Общее мнение нашего   
комитета такое, что следует поддержать, кто сочтет, естественно, это            
обоснованным, и тот законопроект, и другой. Нам очень важно сегодня сделать     
первый шаг в очень затянувшейся истории совершенствования закона о              
Центральном банке. Поэтому и мнение фракции КПРФ, от имени которой я            
выступаю, таково, что мы будем поддерживать прежде всего законопроект Николая   
Васильевича Арефьева. Но в случае, если он, так сказать, не наберет должного    
большинства голосов, мы будем поддерживать и законопроект, внесенный            
коллегами из бюджетного комитета.                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнев                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, Виктор Владимирович Геращенко тоже     
хотел бы высказать свое мнение по двум законопроектам. Давайте мы дадим ему     
такую возможность.                                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЕРАЩЕНКО В. В. Я хотел бы вернуться к истории вопроса. Закон "О Центральном    
банке Российской Федерации (Банке России)" был принят в декабре 1990 года.      
Естественно, жизнь не стоит на месте, и в те или иные законы надо вносить       
соответствующие поправки, для того чтобы соответствовать реалиям. Такие         
поправки были внесены в 1994-1995 годах, когда рабочая группа очень много над   
этим вопросом работала. Затем вносились небольшие поправки, которые отвечали    
тем или иным нуждам.                                                            
                                                                                
В апреле 1998 года от имени Совета Федерации в Государственную Думу был         
внесен в новой редакции проект федерального закона о Центральном банке.         
Разработчиком был Глазьев Сергей Юрьевич. Этот законопроект обсуждался в        
различного рода созданных рабочих комиссиях, в том числе и с представителем     
Совета Федерации. И решением Государственной Думы после рассмотрения этого      
проекта в марте 1999 года он был отклонен в первом чтении. Была создана         
рабочая группа, в которой участвовали и специалисты Центрального банка. И       
несмотря на имевшиеся иногда споры, разногласия, появился тот проект, который   
вносится от имени депутатов Медведева, Никитина и депутатов прошлого созыва.    
Хотя к нему отношение со стороны Центрального банка тоже было несколько         
настороженное. Мы считаем, что он сырой. И на мой взгляд, только при условии,   
что между, скажем, первым и вторым чтениями будут серьезно обсуждаться и        
вноситься необходимые поправки, его можно было бы принять в первом чтении.      
Хотя в данном случае для того, чтобы не возбуждать ненужную критику со          
стороны Правительства, я бы лично, как представитель Центрального банка,        
придерживался бы позиции Правительства, которое этот закон в нынешнем его       
виде не поддерживает.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас прозвучали доклады Николая       
Васильевича Арефьева, Павла Алексеевича Медведева, Задорнова, Шаккума,          
Глазьева. К кому из них у вас есть вопросы? Есть вопрос.                        
                                                                                
Пожалуйста, депутат Бездольный. Или вы хотели выступить? Хорошо.                
                                                                                
Тогда, коллеги, кто хотел бы выступить по этим законам? Я прошу записаться,     
потому что я вижу руки. Может, я не всё вижу. Запишитесь. По три минуты -       
надо бы уложиться в такой короткий регламент.                                   
                                                                                
Пожалуйста, список покажите.                                                    
                                                                                
Трое выступающих. Я думаю, мы оперативно...                                     
                                                                                
Пожалуйста, Жуков Александр Дмитриевич.                                         
                                                                                
ЖУКОВ А. Д. Уважаемые коллеги, мнение нашего комитета было изложено депутатом   
Задорновым. Мы поддерживаем законопроект, внесенный депутатами Никитиным и      
Медведевым, и против закона, внесенного депутатом Арефьевым, потому что он      
действительно существенно ограничивает независимость Центрального банка. Я, в   
общем, с удовлетворением должен отметить, что Центральный банк готов к          
конструктивной работе, для того чтобы устранить те недостатки, которые есть в   
законе Никитина и Медведева. Они легко устранимы, на мой взгляд. Мы             
действительно имеем серьезную проблему в Конституционном Суде. В запросе        
справедливо отмечается некоторая несогласованность действующего закона о        
Центральном банке с Конституцией, которую необходимо устранить как можно        
скорее. Поэтому дальнейшая наша работа над этим законом, если он будет принят   
в первом чтении - а мы к этому призываем, - будет направлена, с одной           
стороны, на устранение противоречий с Конституцией, с другой стороны, на        
совершенствование закона, который уже на протяжении шести лет, в общем-то,      
требует явной доработки с учетом опыта работы. Поэтому предлагаем               
проголосовать за законопроект Никитина.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Никитин Владимир Петрович.                    
                                                                                
НИКИТИН В. П. Уважаемые коллеги, я просто хотел напомнить, что уже два года,    
как Государственная Дума работает над проектом закона о Центральном банке,      
прошло даже немножко больше времени. Но наша беда в том, что мы начинаем        
обращаться к проблеме так плотно и заинтересованно только тогда, когда уже      
что-то случилось. Вот почему Государственная Дума очень активно обсуждала эту   
проблему после событий августа 1998 года, а потом, после прихода нового         
квалифицированного руководства Центрального банка, вроде бы как проблема        
потеряла свою актуальность. На самом деле причина разработки этого закона       
есть. Она основана на недостатках ныне существующей законодательной базы        
регулирования статуса Центрального банка. И нам просто сейчас голосованием      
нужно принять принципиальное решение: либо мы считаем, что все вопросы решены   
- и проблемы собственности Центрального банка, и проблемы его статуса, и        
проблемы контроля за его деятельностью, и в то же время проблема его            
независимости, - либо проблема существует, есть вопросы, ответы на которые мы   
будем вместе с вами искать во втором чтении.                                    
                                                                                
Если мы сегодня не примем тот закон, который идет как закон коллектива          
авторов, мы захлопнем дверь. Тот закон, который представлен очень уважаемым     
мною депутатом Арефьевым, - это та исходная точка, с которой Государственная    
Дума два года назад начинала работать, и только после двух лет мы, по сути      
дела, вышли на некий промежуточный разумный, взвешенный вариант, который        
позволяет, используя потенциал нового депутатского корпуса и нового             
Правительства, завершить эту работу и найти действительно правильное решение.   
                                                                                
Поэтому я вас призываю сегодня не захлопывать эту дверь, иначе мы окажемся в    
тяжелой ситуации в случае некоторых вариантов развития событий. Призываю вас    
поддержать законопроект.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Колесников Сергей Иванович. Но я вот его не вижу.         
                                                                                
Александр Николаевич Шохин.                                                     
                                                                                
ШОХИН А. Н. По карточке Колесникова.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, когда в апреле два комитета принимали заключение по двум     
законопроектам, была определенная позиция по закону Арефьева. Он                
действительно примерно на 99 процентов совпадает с тем законом Совета           
Федерации, с которого три года назад начали, как Владимир Петрович только что   
заметил, а я добавлю: с чего начали, тем и кончили. Закон Совета Федерации      
под фамилией Арефьева вновь появился в Государственной Думе. И поэтому было     
бы правильным, на мой взгляд, при обсуждении того проекта закона, который мы    
должны положить в основу, подготовить текст, с которым будут согласны           
нынешние депутаты Государственной Думы с учетом новых обстоятельств.            
                                                                                
В апреле, кстати, не было двух обстоятельств известных.                         
                                                                                
Первое. Не было иска в Конституционный Суд. И мне кажется, что здесь            
толкование о том, что надо принять обязательно в первом чтении до               
Конституционного Суда, с тем чтобы лишить Конституционный Суд предмета          
рассмотрения, неоднозначно. Напротив, нам нужно четко определить позицию        
высшего органа конституционного надзора по поводу того, что такое               
независимость Центрального банка.                                               
                                                                                
И во-вторых, не было отрицательного заключения Правительства по этому           
законопроекту. Оно в мае появилось. Меня в данном случае интересует не          
столько заключение по этому закону, сколько вообще сложившаяся практика. По     
законам, принятым в первом чтении, по тематике нашего комитета уже есть         
несколько отрицательных заключений - и не только Правительства, но и            
Президента. И как бы мы ни договаривались с Правительством или Центральным      
банком о компромиссах ко второму чтению, к нам неуклонно поступают заключения   
Президента и Правительства отрицательные. И нас, извините, тычут носом в        
несовершенные тексты. И мы вынуждены признать, что действительно мы принимаем   
в первом чтении несовершенные тексты. Видимо, вот это обстоятельство -          
наличие большого количества отрицательных заключений Президента на законы,      
которые мы в принципе готовы были дорабатывать ко второму чтению, - требует,    
чтобы по крайней мере нам самим нравились те законы, которые мы выносим на      
первое чтение.                                                                  
                                                                                
С учетом этого наш комитет, существенная часть членов нашего комитета           
перестала проявлять настойчивость в том, чтобы законопроект Макарова,           
Медведева, Никитина и Савельева рассматривать в качестве того окошка или        
форточки, в которую нам надо всем войти. Если будет этот закон принят, надо     
будет с ним работать очень серьезно. И я бы считал, что надо не менее трех      
месяцев для поправок. Но никакой беды не будет в том, если мы уже завтра        
образуем рабочую группу по подготовке такого текста закона о Центральном        
банке, который устраивал бы нынешнюю власть, Правительство, Президента,         
Центральный банк и нынешний состав Думы.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бездольный Александр Васильевич. Что-то не сработала его кнопка записи.         
                                                                                
Пожалуйста, Александр Васильевич.                                               
                                                                                
БЕЗДОЛЬНЫЙ А. В. Как вы уже слышали и слышим, работа над поправками и           
законопроектом о банках нужна. И это, действительно, очевидно. Но на            
сегодняшний день для нас уже очевидно и то, что недостатки у проектов также     
имеются, и довольно серьезные. В этой ситуации доработка предлагаемого          
проекта нужна основательная. Оптимальный вариант проекта Медведева и            
товарищей пользы, по существу, никакой не принесет.                             
                                                                                
Заключение Правительства отрицательное, точнее, его нет сейчас. Спрашивается:   
зачем торопиться с внесением этого законопроекта? Поэтому я предлагаю           
отклонить представленный законопроект, поддерживая Александра Николаевича       
Шохина, создать рабочую группу и серьезно поработать над этим законопроектом.   
Время у нас действительно есть. Откладывать в долгий ящик не нужно. Но вот      
рабочая группа, в составе которой будут представители и Центрального банка,     
очевидно, и Правительства, и Центра стратегических разработок... Мы спокойно    
доработаем и примем тот закон, который действительно регулировал бы наши        
отношения в государстве.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, надо ли давать заключительное слово    
всем докладчикам? (Шум в зале.) Депутаты настаивают на голосовании. Давайте     
тогда по порядку: сначала мы голосуем первый законопроект, который идет под     
номером 27.1. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять его в первом      
чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев докладывал, да.                                   
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 27 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              112 чел.             24,9%                        
Проголосовало против          120 чел.             26,7%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    234 чел.                                          
Не голосовало                 216 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект под номером 27.2, который докладывал Павел   
Алексеевич Медведев. Пожалуйста, голосуйте.                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 27 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.             69,6%                        
Проголосовало против           16 чел.              3,6%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    329 чел.                                          
Не голосовало                 121 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. За основу принят второй вариант закона. Может быть,                
действительно резонно создать еще специальную рабочую группу?                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Юрьевич Глазьев. Сейчас загорится лампочка.                  
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Я как раз хотел предложить именно это сделать, потому что здесь   
много вопросов, которые относятся и к комитету по экономической политике, и к   
Комитету по собственности, и, конечно, важно участие Центрального банка и       
Правительства в дальнейшей работе над законопроектом. Поэтому я бы предложил    
создать сводную рабочую группу из представителей разных комитетов,              
заинтересованных в данной проблематике, с приглашением сотрудников              
Центрального банка и Правительства.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович Задорнов.                               
                                                                                
Коллеги, мы с вами еще хотели и проекты постановлений посмотреть.               
                                                                                
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, я две минуты. Безусловно, как здесь           
высказывались, все те, кто внес поправки, Центральный банк, Правительство, -    
все обязательно должны принять участие в подготовке второго чтения. Ну          
давайте мы будем здесь действовать строго по Регламенту Государственной Думы.