Заседание № 186

13.10.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 90000649-2 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" (принят в первом чтении 19 апреля 2000 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1960 по 2065 из 6769
Уважаемые коллеги, пункт 11 порядка работы. Мы идём с опережением графика. У    
нас есть докладчик по пункту 12? По 11-му я вижу, а по 12-му нет. Но по 13-му   
есть, я вижу тоже. Поэтому сейчас давайте рассмотрим 11-й пункт и, может        
быть, потом перескочим, поскольку по тому вопросу у нас должен выступать        
официальный представитель правительства.                                        
                                                                                
Итак, пункт 11. О проекте федерального закона "Об обязательном социальном       
страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и    
на случай смерти". Пожалуйста, депутат Олег Витальевич Еремеев, заместитель     
председателя Комитета по труду и социальной политике.                           
                                                                                
ЕРЕМЕЕВ О. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "Об обязательном     
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с        
материнством и на случай смерти", который сейчас рассматривается, был принят    
Государственной Думой в первом чтении 19 апреля 2000 года, то есть больше чем   
шесть лет назад. За время, прошедшее со дня принятия законопроекта в первом     
чтении, в комитет поступило свыше шестисот поправок от субъектов права          
законодательной инициативы. Но несмотря на неоднократные обращения Комитета     
по труду и социальной политике, представителей работодателей и профсоюзов,      
Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых           
отношений, никаких поправок от автора законопроекта - Правительства             
Российской Федерации - до сих пор не поступило. Вместе с тем Правительство      
Российской Федерации в 2005 году внесло новый законопроект - "Об отдельных      
вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по       
беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному         
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и                 
профессиональных заболеваний в 2006 году", в котором содержится ряд положений   
законопроекта, принятого в первом чтении в 2000 году.                           
                                                                                
Комитет при подготовке законопроекта "Об отдельных вопросах..." к               
рассмотрению Государственной Думой, к сожалению, не смог решить с               
правительством вопрос о снятии с рассмотрения после первого чтения              
законопроекта "Об обязательном социальном страховании на случай временной       
нетрудоспособности...". Единственное, о чём удалось договориться, - о том,      
что закон "Об отдельных вопросах..." будет действовать в 2006 году, а за это    
время рабочая группа по реформированию системы социального страхования,         
созданная в соответствии с постановлением Госдумы от 21 декабря 2005 года,      
разработает законодательные акты в этой сфере на основе новых страховых         
принципов. Однако эти договорённости выполнены не были. Вместо этого            
правительство внесло новый законопроект - "Об обеспечении пособиями по          
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих       
обязательному социальному страхованию".                                         
                                                                                
В связи с этим Комитет по труду и социальной политике, рассмотрев на своём      
заседании сложившуюся ситуацию, предлагает в соответствии с частью 9 статьи     
121 Регламента Госдумы отклонить законопроект "Об обязательном социальном       
страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и    
на случай смерти". Это законопроект, принятый в первом чтении в 2000 году,      
напоминаю.                                                                      
                                                                                
Основные причины, почему комитет предлагает сделать это. Первое.                
Законопроект, разумеется, морально устарел. После 2000 года изменилось          
трудовое, налоговое законодательство, внесены существенные поправки в законы,   
определяющие порядок и источники финансирования ряда социальных пособий,        
которые планировалось регулировать вышеназванным законопроектом. То есть        
законопроект необходимо концептуально переработать. В новом же законопроекте    
эти изменения уже учтены.                                                       
                                                                                
Вторая причина. Ряд поступивших поправок к принятому в первом чтении            
законопроекту 2000 года есть уже во внесённом правительством новом              
законопроекте.                                                                  
                                                                                
Третья причина. Основные положения нового законопроекта "Об обеспечении         
пособиями по временной нетрудоспособности" и законопроекта "Об обязательном     
социальном страховании..." от 2000 года во многом тождественны.                 
                                                                                
Наконец, четвёртая причина. Вновь внесённый законопроект об обеспечении         
пособиями на основании решения Конституционного Суда Российской Федерации       
включает в себя нормы, которых нет в законопроекте 2000 года, принятом в        
первом чтении. Если же эти нормы включать в законопроект, принятый в первом     
чтении, то это приведёт к серьёзным концептуальным изменениям. В связи с этим   
комитет просит поддержать его предложение и отклонить законопроект, принятый    
в первом чтении в 2000 году.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Витальевич. Поскольку вопросы у нас по      
этой процедуре не предусмотрены, вы можете присаживаться.                       
                                                                                
Я обращаюсь к представителю президента: есть ли у него желание высказаться на   
этот счёт? Нет. У представителя правительства? Нет, согласно правительство.     
По процедуре у нас могут высказаться представители депутатских объединений.     
Есть ли желающие? Нет. Уважаемые коллеги, вы слышали доклад представителя       
комитета. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять постановление об    
отклонении данного законопроекта, принятого нами в первом чтении?               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Мы должны одобрить постановление, чтобы отклонить данный законопроект.          
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет.                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1%                                     
Проголосовало против           46 чел.10,2%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят проект постановления, тем самым законопроект отклоняется.                
                                                                                

Заседание № 20

19.04.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5983 по 6391 из 7076
Уважаемые депутаты, вопрос 16: о проекте федерального закона "Об обязательном   
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с        
материнством и на случай смерти". Доклад официального представителя             
Правительства Российской Федерации заместителя министра труда и социального     
развития Валерия Андреевича Январева.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЯНВАРЕВ В. А. Уважаемые депутаты, на ваше рассмотрение выносится проект         
федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай           
временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти".       
                                                                                
Я хочу сказать, что этот закон развивает те положения, которые были приняты в   
1999 году, когда по инициативе депутатов был разработан закон об основах        
обязательного социального страхования. И так получилось, что по всем видам      
страховых рисков у нас существуют законы, а только по социальному               
страхованию... этот вид страхования обеспечивается до сих пор не                
законодательством, а постановлениями Совета Министров, ЦК КПСС и ВЦСПС.         
                                                                                
Надо сказать, что закон затрагивает очень важные направления - направления,     
связанные с временной нетрудоспособностью, беременностью и материнством, а      
также расходы, связанные с рождением и смертью. Законопроект предусматривает,   
что по всем выплатам, которые будут связаны с оплатой труда, сохраняются        
нормы КЗоТа. Вместе с тем сняты ограничения на выплату по временной             
нетрудоспособности двумя должностными окладами и сделана попытка в              
соответствии с той идеологией, которая сейчас вырабатывается, в том числе и в   
Государственной Думе, увязать все пособия и выплаты с прожиточным минимумом.    
                                                                                
Что нового в законопроекте, который выносится на рассмотрение? Прежде всего,    
расширяется круг застрахованных лиц, и помимо работающих сюда включены лица,    
связанные с индивидуальным предпринимательством, члены крестьянских хозяйств,   
родовых и других общин. Это первый момент.                                      
                                                                                
Второе. Размер пособия по временной нетрудоспособности увязан с общим стажем,   
не с трудовым, как было до последнего времени, а с общим стажем. Исходя из      
того, что общий стаж у нас примерно 30-35 лет, сделаны две группы: 15 лет -     
размер пособия 80 процентов и свыше 15 лет - размер пособия 95 процентов.       
Надо сказать, что этой нормой повышен минимальный размер пособия, которое в     
настоящее время существует, с 60 процентов до 80 процентов. Сохранено право     
получать пособие по 100-процентному заработку для тех, кому это право           
предоставлено законами в настоящее время, так что этих лиц вот это изменение    
в оценке стажа не касается, а также тех, кто имеет низкий заработок.            
                                                                                
Установлена предельная продолжительность выплаты пособия по уходу за            
ребенком. Установлены такие нормы: 90 дней в год - до семи лет, 45 - до 15      
лет и 30 дней - свыше 15 лет. Увеличен размер пособия по уходу за ребенком.     
Он составляет 50 процентов в среднем от среднего заработка. Ну, по нашей        
оценке, размер пособия со 160 рублей увеличивается в минимальном случае до      
170, а в среднем случае - до 600 рублей.                                        
                                                                                
Введено ограничение на максимальный размер пособия, который определяется        
семикратным размером прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Я   
хочу вас проинформировать. Вы знаете, что по положению размер пособия           
ограничен двумя тарифными ставками, и недавно был принят указ Президента,       
который определил 85 процентов минимальных заработных плат. Это примерно то     
же самое, что и размер этого пособия.                                           
                                                                                
Если говорить о санаторно-курортном лечении, то в данном законе говорится о     
санаторно-курортном лечении, только связанном с реабилитацией или с ремиссией   
заболевания.                                                                    
                                                                                
Таким образом, указанный законопроект в полном соответствии устанавливает       
новый вид, вернее, вводит законодательное определение очень важного вида        
страхования. Этот вид страхования пока на законодательной основе не             
осуществлялся.                                                                  
                                                                                
Надо сказать, что по этому закону высказывался ряд замечаний и предложений. В   
комитете мы их достаточно широко обсуждали. Я в самом общем виде скажу, что     
они касаются трех моментов. Самые крупные я выделяю.                            
                                                                                
Первое - это то, что первые три дня по временной нетрудоспособности должен      
оплачивать работодатель. Мы считаем, что эта норма очень важная и               
прогрессивная. Опасения, которые высказываются, что это приведет к некоторому   
ухудшению ситуации у работодателя, на наш взгляд, все-таки недостаточно         
обоснованны. Почему? Потому, что, конечно, получится как бы дополнительная      
нагрузка, но дело в том, что мы говорим о трех днях, которые оплачиваются из    
всего фонда заработной платы, а реально сейчас мы оплачиваем эти три дня из     
5,4 процента, которые отчисляются от фонда оплаты труда. Поэтому, по нашему     
глубокому убеждению, это не только не ухудшит обеспечение населения, но даже    
позволит более спокойно к этому относиться. А вы знаете, что существует         
такая, к сожалению, практика, когда работодатель, чтобы сэкономить немножко     
по фонду оплаты труда и когда есть проблема с выплатой зарплаты, старается      
решить эту проблему через средства Фонда социального страхования.               
                                                                                
Вторая проблема - это проблема, связанная с ограничением количества             
оплачиваемых дней по уходу за ребенком. Почему мы так поступили, установив      
такие временные режимы?                                                         
                                                                                
Дело в том, что если речь идет о легком заболевании, то в течение 60-90         
календарных дней, как вы понимаете, этот вопрос практически может быть решен.   
Если у ребенка хроническое, очень тяжелое заболевание, тогда он получает        
помощь в стационарном учреждении и, следовательно, эта норма, практически для   
родителей не является ограничением. Если же это будет повторяться несколько     
раз, то тут, в общем-то, как вы понимаете, фонд на такие вещи идет спокойно и   
никакие ограничения действовать не будут.                                       
                                                                                
Вот, пожалуй, основные моменты, о которых я хотел бы сказать.                   
                                                                                
Да, очень много замечаний касалось того, что в законе не отрегулированы         
проблемы летнего отдыха детей, проблемы зимних подарков и зимнего отдыха. Я     
должен сказать, что в этом законе мы говорим только о тех выплатах и тех        
пособиях, которые связаны со страхованием человека, с потерей им                
трудоспособности, и тех видах страхования, о которых я говорил. Этот закон      
решает только эти проблемы. Вопросы, связанные с летним отдыхом, с детскими     
подарками на Новый год, должны решаться, по нашему глубокому убеждению, либо    
в законе о Фонде социального страхования (а такой закон сейчас как раз в Думе   
рассматривается), либо в бюджете Фонда социального страхования, где есть        
специальные статьи, которые предусматривают какое-то количество средств на      
решение этих проблем. И когда вы такие бюджеты рассматриваете, вы все эти       
проблемы, все эти позиции достаточно широко и всесторонне обсуждаете.           
                                                                                
Просим принять этот законопроект в первом чтении. Над теми замечаниями и        
оговорками, которые были высказаны при обсуждении законопроекта с субъектами    
Федерации и при обсуждении его в комитете, я думаю (у нас есть такое            
намерение и такая договоренность), мы с комитетом поработаем и учтем при        
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Андреевич.                               
                                                                                
С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по труду и             
социальной политике Андрей Константинович Исаев.                                
                                                                                
ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Представляемый вашему        
вниманию законопроект вызывает противоречивое к себе отношение. С одной         
стороны, он развивает систему социального страхования в Российской Федерации,   
укрепляет страховые принципы. Позитивно следует оценить целый ряд положений     
закона. Во-первых, то, что закон отрывает пособия, устанавливаемые в связи со   
случаями социального страхования, от минимального размера оплаты труда и        
привязывает к прожиточному минимуму, что приводит к фактическому увеличению     
целого ряда пособий, таких, как единовременное пособие женщинам, ставшим на     
учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, единовременное       
пособие при рождении ребенка, ежемесячные пособия по уходу за ребенком в        
возрасте до полутора лет.                                                       
                                                                                
Позитивно следует оценить также и то, что законопроект устанавливает стаж для   
определения начислений по больничному листу не от непрерывного, а от общего     
стажа. В условиях, когда существует безработица и не от работника зависит       
часто, работает он непрерывно или не работает, это правильная мера. Учтено      
пожелание профсоюзов о том, чтобы было не три, а две стажевых группы.           
Пособие, которое выплачивается нижней стажевой группе, увеличено до 80          
процентов. Это позитивные стороны закона.                                       
                                                                                
Но есть у этого закона ярко выраженные негативные стороны, которые, по мнению   
комитета, противоречат части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации,      
так как устанавливают нормы, ухудшающие права людей. В первую очередь это       
пункт 1 статьи 11, который устанавливает, что первые три дня нахождения         
человека на больничном листе должны оплачиваться не из средств Фонда            
социального страхования, а работодателем. На частных предприятиях это может     
привести к тому, что, во-первых, оплата будет производиться из фонда оплаты     
труда, то есть за счет других работающих, не заболевших работников данного      
предприятия. Во-вторых, это может привести к ухудшению положения работников,    
которые подвержены, скажем, легким простудным заболеваниям и которые будут      
испытывать давление со стороны работодателя, требующего явки на работу и        
отказывающегося оплачивать первые три дня по болезни. Это может в конце         
концов обернуться не сокращением, а увеличением расходов Фонда социального      
страхования, поскольку приведет к более серьезным, более длительным и сложным   
заболеваниям.                                                                   
                                                                                
Нельзя согласиться и с увеличением стажа при начислении пособия по временной    
нетрудоспособности в полном объеме. Он увеличивается почти в два раза. Для      
того чтобы получать в полном объеме пособие по временной нетрудоспособности,    
теперь следует иметь стаж не 8, а 15 лет, при этом верхний объем пособия        
ограничивается 95 процентами заработка, а не 100 процентами, что является       
прямым ухудшением существующего сейчас положения.                               
                                                                                
Очень спорными выглядят нормы закона, допускающие ограничение предоставления    
пособия по уходу за ребенком 60 календарными днями и 90 календарными днями -    
в исключительном случае. Важно, что в данном случае закон устанавливает такие   
предельные нормы без учета семейного положения ухаживающего, без учета,         
допустим, того, одинокие ли это мать или отец. Это не учитывается при           
определении подобной нормы.                                                     
                                                                                
Целый ряд норм закона содержит юридически неграмотные, чрезвычайно вредные      
положения. Так, например, выплата пособий уволившимся работникам может быть     
ограничена, если эти работники были уволены по инициативе администрации в       
связи с совершением ими виновных действий (обращаю ваше внимание, что Кодекс    
законов о труде сегодня не содержит такого понятия, как "виновные действия"),   
а также (и это совсем как бы неприемлемая норма) уволившимся по собственному    
желанию без уважительной причины. Это прямое нарушение Конституции Российской   
Федерации, которая устанавливает свободу труда, и в силу этого не может быть    
уважительной или неуважительной причина для увольнения работника по             
собственному желанию.                                                           
                                                                                
В статье 22 законопроекта содержится ограничение минимального размера           
ежемесячного пособия по уходу за ребенком 170 рублями, то есть абсолютной       
цифрой, что в принципе противоречит логике самого законопроекта, который        
нацелен на то, чтобы привязать социальные пособия к прожиточному минимуму.      
                                                                                
Комитет считает, что закон имеет ряд серьезных замечаний и недоработок. В то    
же время принятие такого закона необходимо. Комитет предлагает принять данный   
законопроект в первом чтении и подготовить серьезные поправки, которые могут    
быть внесены в него при втором чтении.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли у вас вопросы к нашим докладчикам? Вопросов         
нет... А, есть вопрос. Так, у кого?                                             
                                                                                
Депутат Томчин, пожалуйста. К кому вопрос? К автору.                            
                                                                                
ТОМЧИН Г. А. Уважаемые представители фонда! Когда вы писали данный              
законопроект, советовались ли вы с теми, в чей карман залезли? Советовались     
ли вы с объединениями работодателей? Снизили ли вы сборы, поскольку весь        
закон направлен на снижение затрат фонда? Он не направлен на какое-то           
повышение для граждан, он направлен на снижение затрат фонда. Вы снижаете       
затраты фонда. Вы залезли в карман к работодателям, не спросив их, можно ли к   
ним залезть. Как вы объясните, что вы берете из чужого кармана на свои          
расходы?                                                                        
                                                                                
ЯНВАРЕВ В. А. Во-первых, расходы социального страхования - это не расходы       
работодателя, а расходы фонда и средства фонда. Поэтому если фонд...            
Минуточку, я отвечу. Если фонд и залез в чей карман, то в свой.                 
                                                                                
Теперь по поводу ухудшения или там улучшения. Закон предусматривает             
увеличение расходов, поэтому ни на грамм, так сказать, интересы трудящихся      
людей и застрахованных не пострадали. Наоборот, они увеличились суммарно на     
6,5 миллиарда рублей в год. Поэтому опасения в этом плане совершенно            
напрасны.                                                                       
                                                                                
Теперь что касается того, обсуждали ли мы этот законопроект с работодателями.   
Законопроект обсуждался на трехсторонней комиссии, членом которой вы, кстати,   
являетесь, и все его поддержали. Значит, нужно тогда решение, наверное, вам     
показать этой трехсторонней комиссии.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Выступления есть у депутатов по      
данному вопросу?                                                                
                                                                                
Так, Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста, с места.                          
                                                                                
Депутат Горячева - следующая.                                                   
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутатская группа "Народный депутат".                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, я поддерживаю принятие данного законопроекта в первом        
чтении, хотя у меня есть целый ряд замечаний, которые я хотела бы сейчас        
высказать, чтобы они были учтены во втором чтении.                              
                                                                                
Первое. Я думаю, что действительно следует очень внимательно подумать по        
поводу исключения из оплаты за счет Фонда социального страхования первых трех   
дней и возложения этих расходов на работодателя. Мне представляется, что, для   
того чтобы действительно защитить с точки зрения работы наиболее социально      
незащищенные категории населения, нужно, наоборот, все больше видов расходов    
переносить с работодателя на Фонд социального страхования и ни в коем случае    
не делать наоборот, потому что это означает, что работодатель будет просто      
воздерживаться от приема на работу таких лиц, чтобы избежать таких случаев,     
как частая заболеваемость, если первые три дня надо будет оплачивать за счет    
средств работодателя.                                                           
                                                                                
Я думаю, что нужно в этой связи более внимательно посмотреть действующий        
трудовой кодекс и те варианты, которые сейчас рассматриваются, и подумать о     
том, какие еще расходы можно перенести на Фонд социального страхования. Ну,     
например, пособие в случае перевода беременной женщины на более легкую          
работу, пособие в случае предоставления женщине дополнительных перерывов для    
кормления ребенка и так далее и тому подобное, пособие в случае прохождения     
обязательного диспансерного наблюдения. Таких норм в нашем трудовом кодексе     
очень много, все они сейчас относятся на счет работодателя, и тем самым         
конкурентная способность лиц, которые относятся к защищаемой категории,         
существенно снижается.                                                          
                                                                                
Далее. Я думаю, что нужно очень внимательно посмотреть те расходы из Фонда      
социального страхования, которые на настоящий момент исключены из этого         
закона: это расходы на санаторно-курортное лечение, финансирование летней       
оздоровительной кампании. Мне кажется, что здесь должны быть разработаны        
примерно такие же нормы, как для страховых случаев. Уже рассматривались         
варианты, чтобы финансирование путевок на реабилитацию после особо сложных      
случаев, например после инфаркта, после различных операций, сделать             
обязательным. Не то что дают вам путевку или не дают путевку, а сделать это     
страховым случаем, чтобы те, кому нужно проходить реабилитацию после            
определенных видов заболеваний, в обязательном порядке получали эти путевки,    
так же как они получают пособие по больничному листу. И соответствующие         
расчеты делались.                                                               
                                                                                
И я думаю, что нужно будет, может быть, во втором чтении подумать о том,        
чтобы добавить новеллы в данный законопроект: определить целый ряд расходов в   
области санаторно-курортного лечения, в области летней оздоровительной          
кампании именно как расходы на страховые случаи.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горячева, пожалуйста.                             
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин,     
семьи и молодежи, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Наш комитет является       
соисполнителем по обсуждаемому законопроекту. Мы благодарны коллегам, членам    
Комитета по труду и социальной политике, за то, что они максимально учли наше   
мнение при подготовке заключения.                                               
                                                                                
Мы поддерживаем установление предлагаемым законопроектом зависимости размера    
пособия по временной нетрудоспособности от общего вместо непрерывного стажа     
работы, а также увеличение размеров следующих выплат: единовременного пособия   
женщинам, ставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности,   
- со 100 процентов минимального размера оплаты труда до 20 процентов величины   
прожиточного минимума; единовременного пособия при рождении ребенка - с 15      
минимальных размеров оплаты труда до трехкратной величины прожиточного          
минимума и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - с двух   
минимальных размеров оплаты труда до 50 процентов среднего заработка. Но при    
этом мы категорически возражаем против норм, которые ухудшают положение         
граждан, в том числе матерей, других членов семьи, осуществляющих уход за       
детьми. Остановлюсь на четырех моментах.                                        
                                                                                
Первое. Нельзя согласиться с нормой, по которой - об этом уже говорилось        
сегодня - пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания        
будет выплачиваться из Фонда социального страхования только с четвертого дня    
временной нетрудоспособности, а первые три дня должен оплачивать                
работодатель. Эта новелла аргументирована повышением заинтересованности         
работодателя в улучшении, создании здоровых условий труда. Однако введение      
подобной нормы возможно только в случае, если будет доказана прямая             
зависимость возникновения заболевания от условий труда. Прогнозируемая          
ситуация, связанная с невыполнением работодателем, особенно из                  
негосударственного сектора, своих обязательств, в свою очередь приведет к       
ущемлению прав работников, об этом тоже сегодня уже говорилось.                 
                                                                                
Второе. Мы также настаиваем на исключении из проекта нормы, ограничивающей      
максимальный размер пособия по беременности и родам семикратной величиной       
прожиточного минимума. Введение такой нормы - это свидетельство                 
незаинтересованности государства в рождении детей у людей с высокой             
заработной платой. Это по меньшей мере недальновидно.                           
                                                                                
Третье. Законопроектом предлагается изменить редакцию статьи 238 действующего   
Кодекса законов о труде. В этой статье речь идет о видах обеспечения по         
социальному страхованию. В отличие от действующей редакции новая ограничивает   
возможность использования средств обязательного социального страхования, так    
как в ней не предусматривается оплата отдыха, лечебного питания                 
застрахованных и санаторно-курортного лечения, не связанного с                  
реабилитационными мероприятиями. Здесь тоже, по нашему мнению, нужно очень      
серьезно подумать, как не ущемить права наших граждан. Почему? Потому, что      
это противоречит статье 55 Конституции Российской Федерации.                    
                                                                                
И последнее. Проектом предлагается увеличить размер единовременного пособия     
при рождении ребенка с 15 минимальных размеров оплаты труда до трехкратной      
величины прожиточного минимума. Комитет вносит предложение об увеличении        
пособия при рождении второго ребенка до четырехкратной величины прожиточного    
минимума, а при рождении третьего ребенка - до пятикратной величины. Конечно,   
эта мера не сможет стимулировать рождаемость, но явится хотя бы своего рода     
материальным поощрением тех, кто в столь непростое время решается на рождение   
второго и третьего ребенка.                                                     
                                                                                
Для сведения скажу, что за восемь лет население Российской Федерации            
сократилось на 3,2 миллиона человек и сейчас составляет 145 миллионов. По       
прогнозу Госкомстата, к 2016 году население сократится еще на 7 миллионов       
человек и будет составлять 138 миллионов. И вот эти меры, стимулирующие         
рождаемость, сегодня очень актуальны.                                           
                                                                                
По мнению нашего комитета, проект федерального закона, внесенный                
Правительством, может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в      
первом чтении только при условии учета вышеизложенных замечаний и               
предложений. И мне хотелось бы, чтобы в заключение представитель                
Правительства, Валерий Андреевич Январев, все же высказал свою точку зрения,    
насколько это возможно. В зависимости от этого мы и будем голосовать.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сайкин.                                           
                                                                                
САЙКИН В. Т. Уважаемые депутаты, мы, в общем-то, в комитете внимательно         
рассмотрели все вопросы, все аспекты "за" и "против". В принципе мы все-таки    
пришли к выводу, что этот законопроект, в общем-то, существенно улучшает        
условия для наших граждан. И мне очень приятно сегодня, что, несмотря на то,    
что мы буквально две недели назад приняли ряд законов, которые действительно    
ущемляют сегодня и наших пенсионеров, и с точки зрения жизненных условий...     
Сегодня мы, так сказать, прояснили ситуацию и активно, в общем-то, помогаем     
тому, чтобы в данном законопроекте было заложено максимальное число льгот.      
                                                                                
Давайте возьмем, например, положение о том, что первые три дня оплачиваются     
за счет работодателя. С одной стороны, это действительно ухудшает в каком-то    
плане положение дел, но в то же время это обязывает работодателя создавать      
нормальные условия труда, чтобы работники не болели, не страдали от насморка,   
сквозняков и так далее. Поэтому тоже здесь нагрузка должна лечь на              
работодателя.                                                                   
                                                                                
Далее. Мы все-таки приближаемся к какой-то определенной системе улучшения       
положения работников, это все-таки привязывается к прожиточному минимуму, это   
все-таки норма, которая будет меняться в зависимости от изменения уровня        
прожиточного минимума и будет постоянно, так сказать, контролировать            
положение наших работников.                                                     
                                                                                
И второе. Мы посмотрели внимательно и считаем, что во втором чтении надо        
будет просто вернуться, посмотреть и отдельные моменты, может быть, учесть.     
Но нам не надо забывать, что существуют определенные ножницы: взносы, тарифы    
и в то же время в конечном счете наличие фонда. Если мы пойдем по пути          
расширения, значит, мы должны увеличить тогда тарифы. А это значит, что опять   
же за счет работодателя, за счет ухудшения деятельности предприятий. Поэтому,   
исходя из комплексного подхода к этому законопроекту, мы считаем, с ним нужно   
согласиться и его нужно принять.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть выступающие? У представителя Президента есть     
что-нибудь по этому поводу? Нет. Представителя Правительства мы слышали.        
Содокладчик тоже все уже сказал.                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование: принять проект федерального        
закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной              
нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти" в первом         
чтении. Прошу вас определиться голосованием.                                    
                                                                                
Включите систему голосования.                                                   
                                                                                
Без карточки есть депутаты?                                                     
                                                                                
Результаты голосования покажите, пожалуйста.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.             76,4%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.