Заседание № 43

13.09.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части изменения порядка реорганизации акционерного общества, расширения функций прокуратуры при процедуре банкротства, расширения круга лиц, участвующих в деле о банкротстве).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4327 по 4572 из 4780
Следующий пункт повестки дня - номер 13. Это вне тематического блока - проект   
закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных   
обществах" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладчик   
- представитель Законодательного Собрания Краснодарского края.                  
Законодательное собрание доверило представлять законопроект нашему депутату     
Борису Григорьевичу Кибиреву.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Борис Григорьевич.                                                  
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание        
Краснодарского края на основании статьи 104 Конституции Российской Федерации    
вносит на ваше рассмотрение дополнения в два федеральных закона: "Об            
акционерных обществах" и "О несостоятельности (банкротстве)". Поручено          
доложить этот законопроект мне.                                                 
                                                                                
Надо сказать, что эта инициатива рождена жизнью, потому что реально в работе    
акционерных обществ имеется масса негативных моментов, когда акционеры,         
особенно мелкие, и кредиторы остаются с незащищенными правами. Речь идет о      
той части закона "Об акционерных обществах", где описывается процедура          
реорганизации общества путем разделения или выделения. Так вот, при этой        
процедуре в жизни имеют место случаи, когда, как говорится, одним достаются     
вершки, а другим - корешки. Реорганизация или выделение может привести при      
недобросовестности лиц, осуществляющих эту операцию, к тому, что в одной        
части остаются активы, высокопроизводительное оборудование, в другой части -    
долги и устаревшая техника. Поэтому смысл законопроекта состоит в том, чтобы    
восполнить пробелы в законодательстве и защитить более полно права акционеров   
и кредиторов. По инициативе законодательного собрания вносится в первый закон   
шесть поправок в пять статей и три поправки в закон о банкротстве.              
                                                                                
Суть этих поправок. При реорганизации акционерного общества путем разделения    
или выделения вводится новая норма: размеры уставных капиталов новых обществ    
не могут быть больше стоимости их чистых активов. В статью 21, которая          
описывает порядок ликвидации общества, вводятся дополнительные требования. В    
том случае, когда происходит добровольная ликвидация общества, совет            
директоров или наблюдательный совет обязаны вынести на решение общего           
собрания акционеров вопрос о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.   
Это действующая норма. Предложение краснодарцев - усилить ее. Без выполнения    
этого требования орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе   
давать согласие на назначение ликвидационной комиссии. И дополнительно          
предлагается вторая норма такого плана: если акционерное общество имеет         
задолженность, то в состав ликвидационной комиссии должны обязательно           
включаться представители налоговых органов. В статье 87 действующего закона     
установлен порядок заключения ревизионной комиссии или аудитора. Краснодарцы    
предлагают эту норму дополнить таким положением: обязательно должна             
предоставляться информация о причинах снижения стоимости чистых активов         
общества.                                                                       
                                                                                
По второму закону - "О несостоятельности (банкротстве)" - вносится              
предложение внести изменения в три статьи. Во-первых, в статью 10, которая      
описывает случай фиктивного или преднамеренного банкротства, вносится           
предложение ввести дополнительную норму: при подаче заявления о признании       
должника банкротом прокуратура назначает проверку его финансово-хозяйственной   
деятельности за последние три года для выявления действий, которые привели к    
банкротству. То есть это изменение направлено на то, чтобы попытаться вскрыть   
факты фиктивного или преднамеренного банкротства. Есть дополнения в статью      
26, которая усиливает действующую норму по предупреждению банкротства в том     
плане, что надо обязательно обратиться в суд по признанию недействительности    
сделок, совершенных с нарушением законодательства и приведших к банкротству.    
И в статью 30, в которой дан список субъектов, принимающих участие в решении    
вопроса о банкротстве, добавить: прокурора - во всех случаях (а в действующей   
статье только один случай его участия), государственный орган по делам о        
банкротстве и финансовом оздоровлении - во всех случаях, в качестве субъекта    
разбирательства этих процедур - орган местного самоуправления.                  
                                                                                
Вы ознакомились с представленными документами. Скажу сразу, чтобы облегчить     
положение своих коллег: против этого законопроекта выступает Комитет по         
собственности, Правовое управление Государственной Думы нашло некоторые         
нарушения юридико-технических норм, и в официальном отзыве Правительства -      
стандартное заключение о нецелесообразности принятия этого закона.              
                                                                                
Но, уважаемые коллеги, я снова хочу повторить ту фразу, с которой начал:        
более 20 субъектов права законодательной инициативы Российской Федерации, а     
это представительные органы Московской области, Тамбовской, Новгородской,       
Ставропольского края, Чувашии, Татарстана и так далее, считают, что такие       
нормы были бы весьма полезными для защиты интересов акционеров и кредиторов,    
и, естественно, поддерживают инициативу Законодательного Собрания               
Краснодарского края. Итак, Законодательное Собрание Краснодарского края - за;   
часть, или 20, субъектов права законодательной инициативы в виде                
представительных органов субъектов Российской Федерации - за. Я, естественно,   
как выполняющий волю Законодательного Собрания Краснодарского края призываю     
вас проголосовать за этот закон. Он, естественно, имеет целый ряд               
шероховатостей и неточностей в юридико-технических нормах, что вполне           
устранимо ко второму чтению, как мы это всегда делаем. Но решать, конечно,      
уважаемые коллеги, вам.                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Григорьевич.                               
                                                                                
Сейчас слово предоставляется содокладчику, заместителю председателя Комитета    
по собственности депутату Артемьеву Анатолию Ивановичу.                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРТЕМЬЕВ А. И., Агропромышленная депутатская группа.                            
                                                                                
Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! Действительно, те проблемы, о   
которых говорил депутат Кибирев, имеют место быть в деятельности акционерных    
обществ, и они объясняются прежде всего тем, что действующее законодательство   
во многом несовершенно. Но надо учитывать, что эти поправки пришли в тот        
момент, когда мы с вами вместе обсуждали здесь поправки в закон "Об             
акционерных обществах". Вы помните, в трех чтениях мы приняли 264 поправки к    
закону "Об акционерных обществах", и сегодня этот закон находится в стадии      
согласительных процедур с Советом Федерации. Мы с вами вместе также обсуждали   
здесь поправки и изменения в закон о банкротстве, который прошел три чтения и   
сегодня находится в Совете Федерации на согласовании. Поэтому, на наш взгляд,   
принятие сегодня такого закона нецелесообразно.                                 
                                                                                
Я поясню конкретно по предлагаемым статьям законопроекта.                       
                                                                                
Первое. Статья 1, предлагаемая нам для обсуждения. Эта статья действительно     
содержит нормы, уточняющие порядок регистрации акционерных обществ при          
разделении или выделении. Как известно, это одна из попыток решения проблем,    
возникающих при недобросовестной реорганизации общества. Вот когда мы с вами    
обсуждали поправки в закон "Об акционерных обществах", мы специально в          
статьях 15, 18, 19 четко прописали, как эти проблемы решать. И после их         
принятия мы эти проблемы, конечно, снимем.                                      
                                                                                
Второй момент. Пункт 4 статьи 1 законопроекта предлагает установить, что в      
случае наличия задолженности акционерного общества по платежам в бюджеты и      
государственные внебюджетные фонды и проведения в связи с этим процедур         
банкротства в состав ликвидационной комиссии общества должен быть включен       
представитель налогового органа. По мнению комитета, в такой новелле нет        
необходимости, поскольку, во-первых, порядок формирования ликвидационной        
комиссии, ее деятельности регулируется статьями 62, 63 Гражданского кодекса     
Российской Федерации и, во-вторых, этот вопрос не является предметом            
регулирования закона "Об акционерных обществах".                                
                                                                                
Третье. Пункт 5 статьи 1 законопроекта. Предлагается обязать ревизионную        
комиссию или аудиторов общества отражать в заключении об итогах                 
финансово-хозяйственной деятельности общества информацию о причинах снижения    
стоимости чистых активов общества. Такая норма нам представляется избыточной,   
так как мы уже в тех проектах, которые обсуждали по акционерным обществам, в    
статью 48, пункт 1, внесли эту поправку.                                        
                                                                                
Таким образом, концептуальные положения внесенного Законодательным Собранием    
Краснодарского края законопроекта "О внесении изменений и дополнений в          
Федеральный закон "Об акционерных обществах", нам представляется, нет           
необходимости принимать.                                                        
                                                                                
Теперь по вопросам, связанным с банкротством. Статья 2 законопроекта. Здесь     
предлагается назначать прокурора для проверки финансово-хозяйственной           
деятельности в каждом случае осуществления процедуры банкротства. Как           
известно, эта проблема регулируется следующим образом. По закону "О             
прокуратуре Российской Федерации" функцией органов прокуратуры является         
поддержка государственного обвинения в судах и надзор за соблюдением            
законодательства. Кроме того, в процессе подготовки к судебному рассмотрению    
дела о банкротстве судья арбитражного суда вправе самостоятельно назначить      
экспертизу финансового состояния должника.                                      
                                                                                
Представляется нецелесообразным положение законопроекта об участии прокурора    
в рассмотрении всех (подчеркиваю: всех) дел о банкротстве, так как              
законодательство Российской Федерации о прокуратуре не возлагает на прокурора   
данных полномочий. Вместе с тем согласно действующему законодательству          
прокурор участвует в деле о банкротстве в случае, если заявление о              
банкротстве подано им.                                                          
                                                                                
Обращение в суд о признании недействительными сделок должника, совершенных в    
нарушение законодательства Российской Федерации и приведших к банкротству, не   
является мерой финансового оздоровления. Правом на обращение в суд по           
указанным вопросам обладает руководитель организации, полномочия которого в     
период внешнего правления возлагаются на внешнего управляющего.                 
                                                                                
Я еще раз хотел бы вернуться к началу своего выступления. Мы с вами приняли     
264 поправки в закон "Об акционерных обществах" и более трех десятков           
поправок в закон "О несостоятельности (банкротстве)". И когда мы их примем      
окончательно, мы практически все эти проблемы "накроем" этими новыми            
законами.                                                                       
                                                                                
Поэтому, по мнению Комитета по собственности, следует отклонить проект          
федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон      
"Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О несостоятельности             
(банкротстве)", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемый Анатолий Иванович.                     
                                                                                
Вопросы есть к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие        
выступить? Нет желающих. У представителя Правительства есть желание             
выступить?                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства имеет слово.                            
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые депутаты, я хотел бы напомнить об отрицательном         
отзыве Правительства Российской Федерации на данный законопроект и отметить,    
что критика содержится в первую очередь тех правовых положений, которые         
включены в этот законопроект уже без учета существующего законодательства.      
                                                                                
У нас серьезные опасения, что, принимая подобные законопроекты, мы внесем       
путаницу и в без того сложные сюжеты законодательства об акционерных            
обществах. Мы полностью солидаризируемся с мнением, с позицией Комитета по      
собственности и предлагаем отклонить этот законопроект в первом чтении.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
У представителя Президента нет желания выступить?                               
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты                  
Государственной Думы! Я буду предельно краток. Наше заключение по всем          
положениям совпадает с мнением профильного комитета. Вывод Президента -         
нецелесообразно принятие данного законопроекта.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть повод для заключительного слова у докладчика?                              
                                                                                
Пожалуйста, уважаемый докладчик, вам по Регламенту заключительное слово.        
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемые коллеги, я чувствую, как вы проголосуете, но мне        
очень хочется, чтобы наше сегодняшнее голосование в случае его отрицательного   
результата для Законодательного Собрания Краснодарского края не погасило ту     
инициативу, которая в этом собрании существует. Надо сказать, что наши          
младшие братья - представительный орган Краснодарского края - очень много       
делают, и вот в последнее время мы четыре раза здесь эти инициативы, так        
сказать, преподносим. Ну, что-то проходит, что-то нет. Истинное стремление      
депутатов Законодательного Собрания улучшить обстановку, помочь делу, в         
общем, дает неплохие результаты. Два года подряд 6 с лишним миллионов тонн      
хлеба собирают. Темпы прироста промышленного производства выше, чем по России   
в среднем. И конечно, им очень хотелось, чтобы мы вот этим актом их             
поддержали.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемый Борис Григорьевич.                     
                                                                                
У содокладчика есть желание сказать заключительное слово? Нет. Приступаем к     
голосованию. Кто за то, чтобы принять законопроект "О внесении изменений и      
дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон   
"О несостоятельности (банкротстве)"? Кто за данный законопроект? Прошу          
голосовать.                                                                     
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              129 чел.             28,7%                        
Проголосовало против           57 чел.             12,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    186 чел.                                          
Не голосовало                 264 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Закон отклонен.