Заседание № 362
02.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 899583-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3070 по 3219 из 5075
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления права на назначение досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам из числа трудоспособных детей, осуществляющим постоянный уход за своими родителями - лежачими больными, признанными инвалидами 1 группы". Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Небольшая реплика по предыдущему законопроекту. Из пояснительной записки к законопроекту: на момент внесения законопроекта лауреатов было 4065 человек, умножьте это число на 32 тысячи и получите 1,5 миллиарда. Это одна справочка. И вторая. У нас на данный момент 13,8 триллиона рублей в Фонде национального благосостояния и 601 миллиард долларов - золотовалютные резервы. Какие вам ещё нужны источники? Ну, просто надо не на Запад их перекачивать, чтобы они работали на их экономику, а стимулировать своих граждан и экономику к работе. Теперь по сути данного законопроекта. Уважаемые коллеги, аналогичного плана законопроект я вам докладывал примерно полгода назад. Нам с этой трибуны докладчики от комитета говорили, что правительство готовится к тому, чтобы решить проблемы людей, о которых пойдёт речь. В законопроекте речь идёт прежде всего о восстановлении социальной справедливости. Никому из вас такого не пожелаю, но вдумайтесь: на сегодня родители, которые в течение восьми лет воспитывают инвалида первой группы, имеют право на досрочный выход на пенсию и, естественно, на получение соответствующих субсидий от государства? А если, по несчастью, вдруг ваши родители или чьи-то ещё попали в аварию, в какую-то серьёзную жизненную ситуацию, получили инвалидность первой группы, от них нельзя отходить, потому что их состояние требует постоянного присутствия кого-то рядом, то дети не могут пользоваться аналогичной преференцией. Мы предлагаем здесь просто статью 32 осовременить, назвать её "Досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" вместо "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии...", ну, после принятия определённых законов. Кроме того, название главы 6 мы тоже предлагаем осовременить, назвать её "Право на досрочное пенсионное обеспечение по старости и переходные положения" вместо "Сохранение права на досрочное пенсионное обеспечение и переходные положения". Не знаю, как у вас, ко мне уже целая ассоциация обращается. Вот каждый раз, где бы я приём ни проводил, обязательно представитель этой ассоциации заходит: ну что с нашим законопроектом? Слушайте, это никакое не дополнение, это восстановление конституционных прав граждан, которые выполняют определённую функцию. С 2008 года ЕДВ им выплачивается в размере 1,2 тысячи рублей, и они не имеют права нигде работать, ни сторожем, ни вахтёром, - как только они устраиваются на какую-то работу... а вы поймите, устроиться на работу, если ты ухаживаешь за инвалидом первой группы, фактически невозможно. И люди оказываются в крайне тяжёлой ситуации. Мы оставляем требование: досрочный выход на пенсию будет обусловлен только наличием страхового стажа - 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин. Вот в этом суть законопроекта. Просим вам поддержать. Уверен, к тем, кто приёмы проводит, обязательно хоть один раз приходили лица этой категории. Таких лиц 1,47 миллиона было на момент внесения законопроекта. Вот прошу вас осознать и поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заур Далхатович Геккиев. ГЕККИЕВ З. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, спасибо за предоставленное слово. Дорогие коллеги, необходимо отметить, что указом президента № 1455 предусматривается установление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами первой группы, за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо за лицом, достигшим возраста 80 лет, независимо от нахождения лица, осуществляющего уход, в родственных отношениях с нетрудоспособным лицом. Законопроектом же предлагается предоставить право на досрочную пенсию только детям, пасынкам и падчерицам, что ставит указанную категорию лиц в преимущественное положение по отношению к другим лицам, осуществляющим уход, которые не состоят в родстве с лицом, нуждающимся в уходе, либо являются иными родственниками, например сёстрами, братьями или племянниками. Кроме того, проектируемое положение содержит условие для нетрудоспособных лиц, за которыми осуществляется уход, - наличие заболевания, препятствующего передвижению ("лежачие больные"). Однако данный термин не соответствует терминологии указа № 1455, а также терминологии пенсионного законодательства. При этом пояснительная записка к законопроекту не содержит пояснений предоставления преференций лицам, ухаживающим именно за инвалидами первой группы, являющимися лежачими больными. В связи с этим представляется социально несправедливым непредоставление такого права лицам, ухаживающим за инвалидами первой группы, способными к передвижению. Необходимо отметить, что законопроектом право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется при условии наличия необходимой продолжительности осуществления ухода - в течение восьми лет, что не корреспондирует с положениями указа № 1455, и пояснительная записка к законопроекту не содержит аргументации целесообразности введения такого условия по уходу за пожилым человеком. При этом действующее законодательство предусматривает зависимость права на пенсионную льготу от продолжительности периода ухода, до восьми лет, за ребёнком-инвалидом, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей в указанный период, когда ребёнок приобретает навыки самообслуживания и первичной социализации. Несомненно, признавая необходимость осуществления материальной и моральной поддержки малообеспеченных семей, в которых пожилой член семьи является инвалидом первой группы, комитет полагает, что она может осуществляться в том числе путём оказания мер социальной поддержки в рамках реализации национального проекта "Демография", предусматривающего в том числе создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, либо путём внесения изменений в действующее правовое регулирование в сфере установления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Реализация положений данного законопроекта потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГЕККИЕВ З. Д. Вместе с тем в финансово-экономическом обосновании отсутствуют расчёты, определяющие, какие средства потребуются для реализации предлагаемых мер. При этом законопроект не содержит положений, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств, что не согласуется с положениями статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Хотелось бы отметить, что на законопроект поступило 63 отзыва, семь субъектов Российской Федерации выразили консолидированную отрицательную позицию, три - положительную, остальные воздержались. Комитет Совета Федерации по социальной политике, Счётная палата Российской Федерации и Правительство Российской Федерации не поддерживают законопроект. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов законопроект не поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 22 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Не принимается.