Заседание № 363
О проекте федерального закона № 899519-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части возможности регистрации граждан, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в муниципальных образованиях; принят в первом чтении 19 января 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
44-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект был рассмотрен в первом чтении 19 января этого года. В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению в комитет поступило 14 поправок. Десять из них рекомендованы комитетом к принятию и включены в таблицу № 1, практически все они носят юридико-технический характер. Четыре поправки рекомендованы комитетом к отклонению и включены в таблицу № 2. Комитет предлагает утвердить таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, и таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 04 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 31 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 03 мин. 54 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, микрофон на трибуне включите. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба включить его в план работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 335
О проекте федерального закона № 899519-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (в части возможности регистрации граждан, ведущих кочевой (или) полукочевой образ жизни, в муниципальных образованиях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Доклад Ильдара Ирековича Гильмутдинова. Пожалуйста. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами постоянно совершенствуем закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", появляются новые названия муниципальных территориальных органов, так, например, недавно у нас появились городские округа, и регионы активно пользуются этими возможностями. Например, в Магаданской, Сахалинской областях муниципальные районы отсутствуют, их территории полностью поделены между городскими округами. В ряде других субъектов, например в Республике Коми, в Красноярском крае, городские округа занимают значительную часть территорий, в том числе включённых в перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В связи с отсутствием на таких территориях органов местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных подтверждать соответствующими документами факты ведения гражданином кочевого, полукочевого образа жизни, регистрация указанных граждан по месту жительства в пределах указанных территорий в порядке, установленном статьёй 6 федерального закона, становится неосуществимой. Законопроектом предлагается возможность регистрации граждан, ведущих такой образ жизни, по выбору данного гражданина в одном из муниципальных образований, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина. Понятие "муниципальное образование" взято из федерального закона, оно такое обобщающее, такой обобщающий термин, включает в себя всё, что есть: и городские округа, и городской округ с внутригородским делением и так далее, то есть, по сути дела, мы, внося такую поправку, исправляем правовой пробел. Получено замечание о том, что нужна соответствующая поправка в Гражданский процессуальный кодекс, - мы готовы ко второму чтению это тоже внести. В действующем варианте прописана норма о том, что порядок выдачи такого документа должен определяться МВД, но сейчас работа с малочисленными коренными народами вменена в обязанность Федеральному агентству по делам национальностей, это их полномочие, - мы тоже, соответственно, готовы ко второму чтению поправить действующие нормы в этом законе и закрепить эту работу за Федеральным агентством по делам национальностей. Вы знаете, что ещё буквально несколько лет, пять-шесть лет назад такие граждане вообще регистрировались не в зданиях территориальных органов, администрации, а в месте кочевания, например на Ямале - в Тазовской тундре, то есть у них была прописка именно там. В последние годы в связи с переходом этой темы от одного ведомства к другому сформировались самостоятельные органы контроля в сфере миграции и так далее, тема, таким образом, была зафиксирована. По сути, наверное, есть вопрос, потому что мы регистрируем граждан практически в нежилых помещениях, в принципе это прямое нарушение наших федеральных законов. И ведь это касается не двух, не трёх человек, а несколько десятков тысяч. Вот на том же Ямале около 17 тысяч граждан ведут такой образ жизни, да и в других регионах такие тоже есть. Документ, который они должны получать, в котором сказано, что они ведут кочевой образ жизни, им не выдаётся, потому что до сих пор этот порядок не определён нашей исполнительной структурой, но мы надеемся, что в связи с формированием реестра малочисленных коренных народов... Граждане, которые ведут кочевой, полукочевой образ жизни, попадут в этот реестр, будет сформирован реестр, и ФАДН на основании этого реестра определит порядок выдачи таких документов органами местного самоуправления. Зачем нужны такие документы? Ну, например, усыновление, конкретный пример. Вы знаете, что для усыновления или удочерения в документах нужно указать наличие жилого помещения. Ну понятно, что чум не является жилым помещением, не соответствует этому термину. Мы с вами изъяли соответствующую норму - таким гражданам не нужен документ, подтверждающий, что жильё у них есть, но они должны представить документ, что ведут кочевой, полукочевой образ жизни. Они такой документ, такую справку предъявить не могут, потому что не определён порядок. Я надеюсь, в ближайшее время это будет исправлено. Говорю ещё раз, что в связи с появлением реестра мы ещё и ФАДН обяжем, чтобы они соответствующий документ подготовили. В целом, мы готовы создать рабочую группу, вернуться к этой теме, к тому, что мы прописываем граждан в нежилых помещениях, ещё раз говорю, нарушая, в принципе, их конституционные права, федеральные законы. Нам всё-таки нужно найти другой механизм, можно вернуться к тому варианту, который был раньше, когда граждане были прописаны именно там, где находятся, ведя кочевой образ жизни (тундра, тайга, я не знаю, может быть, ещё какое-то место нахождения), либо искать другие варианты. Получается, мы с теми же "резиновыми" квартирами воюем, а сами на самом деле, имея такой закон, допускаем появление неправильной по сути прописки. Уважаемые коллеги, мы предлагаем поддержать поправки к закону. А в дальнейшем, ещё раз говорю, мы создадим рабочую группу и поработаем над той темой, которую я обозначил. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Гавриловича Брыкина. Пожалуйста. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ильдар Ирекович достаточно полно и подробно рассказал о сути, концепции законопроекта, я думаю, всем это понятно. Я кратко скажу. Мне в силу жизненных обстоятельств приходилось служить и на Дальнем Востоке, и в Сибири, где действительно эти моменты всегда присутствовали, коренное население испытывало определённые трудности в рамках реализации существовавших норм и, бесспорно, не могло какие-то свои социальные вопросы решать. Также это касается важной проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов. Ну, Ильдар Ирекович уже объяснил, у комитета по госстроительству есть несущественные замечания, но я надеюсь, что ко второму чтению всё будет исправлено. В целом концепция поддерживается. Комитет по госстроительству и законодательству предлагает принять данный проект федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Кстати... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, да? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ильдар Ирекович, скажите, пожалуйста, в законопроекте будут указаны национальности? Или он касается только северных национальностей? Ну, вот у нас в Краснодарском крае самые кочевые - цыгане. Так мы что, им позволим, чтобы они и детей не обучали в школах? Или как? Спасибо. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, цыгане не относятся к малочисленным коренным народам. Никакого отношения цыгане, ещё раз говорю, к малочисленным коренным народам не имеют. Здесь речь идёт о малочисленных коренных народах Севера, Сибири и Дальнего Востока: есть их определённый перечень, он утверждён постановлением правительства, ведётся их реестр, они все известны. Известны и национальности, и их количество, поэтому ни о каком указании национальности здесь, конечно, речи не идёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смирнов Юрий Валентинович. СМИРНОВ Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мой вопрос уже задала Боева, он касался цыган, так что я его снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", пункт 10. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 11 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.