Заседание № 343

09.03.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 899412-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную стоимость".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3973 по 4508 из 5072
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный       
кодекс Российской Федерации в части изменения нормативов распределения между    
уровнями бюджетной системы налоговых доходов в виде налога на добавленную       
стоимость". Доклад сделает Вера Анатольевна Ганзя. Это приоритетный             
законопроект фракции КПРФ.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы недавно рассматривали     
законопроект о снижении НДС - к сожалению, он не был принят. Значит, мы         
пойдём другим путём, то есть мы предлагаем другой вариант с НДС. Этим           
законопроектом предлагается внести изменения в статьи 50 и 56 Бюджетного        
кодекса Российской Федерации и предусмотреть зачисление доходов от налога на    
добавленную стоимость в федеральный бюджет по нормативу 60 процентов, а в       
бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 40 процентов. Наш         
законопроект был внесён гораздо раньше, сейчас бюджет на 2021 год уже           
утверждён, поэтому давайте будем считать отправной точкой 2022 год.             
                                                                                
Какая сейчас складывается ситуация в регионах? Достаточно напряжённая, я бы     
даже сказала - слегка удручающая. По итогам 2020 года государственный долг      
субъектов Российской Федерации увеличился на 383 миллиарда рублей, - это,       
коллеги, 18 процентов! - он достиг практически 2,5 триллиона рублей. Не         
отстаёт от регионов и муниципальный долг - 387,4 миллиарда рублей на 1 января   
2021 года, а был 350 миллиардов. 41 регион закончил год с отрицательной         
динамикой, в 39 регионах уровень долга более 50 процентов от уровня             
собственных доходов, в 20 регионах госдолг выше 70 процентов от уровня          
собственных доходов, и только в 11 регионах уровень долга менее 10 процентов.   
У нас единственный регион без долгов - Севастополь, раньше был ещё Сахалин.     
Вот такая удручающая картина.                                                   
                                                                                
Вообще, если вы посмотрите на налоговые поступления, то увидите, что в целом,   
по данным статистики, налоги обвалились на 7,6 процента, налоги на прибыль аж   
на 11,6 процента, а вот НДС немного подрос. Естественно, мы взяли во внимание   
именно эти показатели.                                                          
                                                                                
Регионы закончили год с дефицитом бюджетов 677 миллиардов рублей (примерная     
цифра), причём более половины этого дефицита профинансировано за счёт           
остатков, а остальное - это кредиты, в том числе бюджетные, но бюджетные        
кредиты надо вернуть 1 июля 2021 года. То есть, понимаете, ситуация крайне      
сложная, тем более что 22,8 процента от общего кредитования - это               
коммерческие кредиты в регионах. Это серьёзная ситуация. И если раньше шло      
снижение, то теперь идёт резкий рост.                                           
                                                                                
Почему складывается столь тяжёлая ситуация в регионах?                          
                                                                                
Первое, нет заинтересованности регионов в развитии собственной                  
налогооблагаемой базы: регионы-реципиенты не развивают налогооблагаемую базу,   
потому что им всё равно дотации дадут, а сколько бы ни заработали               
регионы-доноры, им всё равно оставят минимум. Ну, как насмешку можно            
расценить грант за высокие показатели - 1 миллиард на 2,3 тысячи                
муниципалитетов при общем долге, о котором я уже говорила, и 35 миллиардов      
при долге в 2,5 триллиона для регионов. Это не стимул, конечно.                 
                                                                                
Второе, полномочия не обеспечены финансированием. Мы недавно, года два назад,   
проводили инвентаризацию, но всё равно она проблему не решила, по-прежнему      
продолжаем нагружать регионы полномочиями.                                      
                                                                                
Но самое главное - это неэффективная система распределения налогов между        
бюджетами разного уровня. Вообще, получается, что вот та система, которую мы    
имеем, - это система не федеративного государства, а скорее унитарного, она     
характеризуется чрезвычайной централизацией денежных потоков и властных         
полномочий на федеральном уровне.                                               
                                                                                
Вообще, конечно, если мы посмотрим на экономику стран - членов Организации      
экономического сотрудничества и развития за последние 20 лет, то увидим, что    
у них радикальная децентрализация фискальных систем, а мы, наоборот, свою       
централизованную фискальную систему довели практически до абсурда: все          
расходы регламентируются сверху через госпрограммы, а приоритеты не             
учитываются.                                                                    
                                                                                
Мы предлагаем распределять деньги так, чтобы у регионов были свободные          
средства для собственного развития и решения своих приоритетных проблем. Мы     
предлагаем вот эту тему, которая обсуждалась в правительстве и, к сожалению,    
осталась без изменения... предлагаем сделать это через НДС. Вообще, НДС был     
введён в 1992 году. Раньше была градация такая: 85 процентов - в федеральный    
бюджет, 15 - в региональные бюджеты. Так было, так можно сделать и              
администрировать это тоже можно. Вообще, этот налог гораздо сложнее в           
администрировании, чем, например, налог с оборота. Особенность НДС в том, что   
этим налогом облагаются цепочки вновь создаваемой добавленной стоимости, а      
начисленный с реализации НДС принимается к вычету на каждой последующей         
стадии реализации. Вообще, это налог на потребителя, он уплачивается в конце    
цепочки покупателем товара, но налоговые поступления идут в казну постоянно.    
Так что, если говорят, что мы можем не получить через администрирование         
налоговые поступления в бюджет регионов, это не так.                            
                                                                                
Что мы будем иметь? Мы будем иметь заинтересованность регионов в развитии       
налогооблагаемой базы и увеличение доходной части бюджета. Мы можем увеличить   
экономический потенциал субъектов Российской Федерации. Мы можем снизить        
уровень дотаций бюджетов субъектов, и мы можем наконец дать регионам ту         
долгожданную самостоятельность, которую они просто ждут, и всё-таки устранить   
хотя бы частично вот эту излишнюю зарегулированность в финансовых вопросах.     
Так что, естественно, нам сегодня нужно эти проблемы решать. И конечно, коль    
мы говорим, что снижается уровень жизни населения в регионах, вот эта мера      
как раз позволит регионам решить вопрос повышения уровня жизни населения этих   
регионов.                                                                       
                                                                                
Понятно, что это вызовет выпадающие доходы, более 3 триллионов рублей,          
Счётная палата на это указала. Где взять? А давайте мы посмотрим на то же       
самое бюджетное правило - уже давно говорят, что надо его менять. Сегодня       
Фонд национального благосостояния состоит из 13,5 триллиона рублей, из них      
только 8,7 триллиона ликвидные. А скажите, где 4,5 триллиона рублей примерно,   
в какие активы они вложены и как они будут окупаться, эти активы? Вопросы,      
конечно, есть, но есть и средства в федеральном бюджете, чтобы закрыть те       
выпадающие доходы, которые мы можем получить в результате реализации этого      
закона.                                                                         
                                                                                
Прошу вас, коллеги, поддержать, и регионы будут нам с вами аплодировать стоя.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Включите микрофон Данчиковой на рабочем месте.                                  
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и         
налогам внимательно рассмотрел законодательную инициативу "О внесении           
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения             
нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в   
виде налога на добавленную стоимость" и отмечает следующее. Законопроектом      
предлагается внести изменения в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской    
Федерации, предусмотрев зачисление доходов от налога на добавленную стоимость   
в федеральный бюджет по нормативу 60 процентов, в бюджеты субъектов             
Российской Федерации по нормативу 40 процентов.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, как все мы знаем, налог на добавленную стоимость является    
федеральным налогом, которым облагаются в том числе операции по реализации      
товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации и ввоз товаров на     
территорию Российской Федерации (ввозной НДС) и который зачисляется в           
федеральный бюджет по нормативу 100 процентов. В связи с этим предлагаемые в    
статье 1 законопроекта изменения нормативов распределения доходов от налога     
на добавленную стоимость в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации       
приведут к существенному изменению объёма и структуры доходов федерального      
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, не соответствующему          
установленному статьёй 33 Бюджетного кодекса принципу сбалансированности        
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.                                
                                                                                
Предлагаемый законопроект не решит задачу выравнивания бюджетной                
обеспеченности регионов страны. Подходы в законопроекте к выравниванию          
основаны на представлении, что не ушедшая с территории сумма налога на          
добавленную стоимость останется в доходах региональных бюджетов и это           
позволит сократить размер дотаций из федерального бюджета, однако на практике   
такое вряд ли произойдёт, поскольку механизм исчисления и уплаты налога на      
добавленную стоимость подразумевает возмещение налога из бюджета. В пределах    
одного региона сумма возмещения может быть больше суммы начисленного налога,    
и что делать тогда с регионами, где налог на добавленную стоимость будет        
отрицательный из-за возмещения? По ряду субъектов налог на добавленную          
стоимость всегда минусовый, во-первых, потому, что активно реализуются          
инвестпроекты, выход их на проектную мощность - пять-десять лет и входной НДС   
больше, чем выходной; во-вторых, потому, что экспортная продукция, полезные     
ископаемые, а также реализация на экспорт облагаются по нулевой ставке и        
опять же входной НДС получается больше, чем выходной. Таким образом,            
предлагаемая передача на уровень бюджетов субъектов Российской Федерации        
части доходов от налога на добавленную стоимость увеличит непредсказуемость и   
неравномерность формирования доходной базы субъектов Российской Федерации...    
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Извините, можно ещё немного времени, да?                        
                                                                                
Предлагаемая норма приведёт к радикальному перекосу в распределении             
поступлений по налогу на добавленную стоимость по субъектам Российской          
Федерации. При передаче 40 процентов поступлений по налогу на добавленную       
стоимость в региональные бюджеты у 53 субъектов доходная часть увеличится,      
при этом 23 региона получат поступлений по налогу в 10 раз больше, чем          
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В этой же группе 13 наших     
регионов - это доноры, в бюджеты которых поступит дополнительно 1,9 триллиона   
рублей, а это 66 процентов. При этом у 32 субъектов будет снижение доходной     
части бюджетов, 40 процентов поступлений по налогу на добавленную стоимость в   
бюджет субъекта будут меньше, чем получаемая дотация на выравнивание            
бюджетной обеспеченности.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Правительство Российской Федерации и Счётная палата не       
поддерживают данный законопроект.                                               
                                                                                
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить         
рассматриваемый проект федерального закона, о внесении изменений в Бюджетный    
кодекс в части изменения нормативов распределения отчислений по налогу на       
добавленную стоимость.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Да.                                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Галина Иннокентьевна, интересная у вас логика.       
Скажите, пожалуйста, когда принимали 184-й закон, которым передали регионам     
190 полномочий, а финансовых мандатов - всего треть (это не моё заключение, а   
Счётной палаты), что, умышленно в долги загоняли субъекты? И сегодня вы сами    
признали... Если у нас только 15 доноров, все остальные - должники, как же вы   
собираетесь выравнивать эти вопросы?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данчиковой включите микрофон.                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо, Николай Васильевич, за вопрос. Мы с вами сегодня как   
раз и обсуждаем законопроект, который внесён группой депутатов и касается       
изменения нормативов распределения отчислений от налога на добавленную          
стоимость, но решения, которые предложены в законопроекте, не устранят          
проблему, о которой вы говорите.                                                
                                                                                
На самом деле можно согласиться с вами в том, что необходимо проводить учёт     
мандатов, которые передаются на уровень субъектов Российской Федерации, и       
того, насколько они обеспечены.                                                 
                                                                                
И считаю, что решение Государственной Думы о выделении десяти субъектов,        
которые имеют низкую бюджетную обеспеченность, и реализации дополнительных      
программ по этим субъектам - это, наверное, пока на сегодня правильное          
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Галина Иннокентьевна, вы сказали, что предложение,      
которое мы сейчас обсуждаем, приведёт к разбалансировке бюджетов бюджетной      
системы. Ну, в вашем выступлении фактически повторяются тезисы заключения       
правительства. Скажите, пожалуйста, а сейчас у нас бюджетная система            
сбалансирована?                                                                 
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Валерий Карлович, вы прекрасно понимаете, что наша бюджетная    
система сегодня является сбалансированной с учётом того, что мы с вами          
принимаем решения по фонду финансовой поддержки субъектов Российской            
Федерации, по дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности, по             
межбюджетным трансфертам и регулированию вопросов через дотации на              
сбалансированность бюджетов.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Галина Иннокентьевна, сегодня получается так, что 100   
процентов НДС зачисляется в федеральный бюджет, а потом выясняется, что в       
региональных бюджетах не хватает средств на решение одних задач, вторых,        
третьих. Какой в среднем процент от региональных бюджетов сегодня составляют    
безвозмездные федеральные поступления?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данчиковой включите микрофон.                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Не очень поняла: какой процент...                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. ...трансферты составляют от общей суммы доходов           
региональных бюджетов.                                                          
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Ну, я хочу назвать только вот одну такую интересную цифру:      
объём выпадающих доходов - вот то, что Вера Анатольевна назвала, - в пределах   
3 триллионов рублей, и общий объём межбюджетных трансфертов, которые мы         
передаём на уровень субъектов, почти равен этой сумме, составляет 3 триллиона   
53 миллиарда рублей.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеин Олег Васильевич.                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Вопрос комитету.                                                     
                                                                                
А вы находите, что в принципе не надо ничего перенастраивать применительно к    
налогу на добавленную стоимость, или у вас замечания исходя из того, что,       
если ввести соотношение 60 на 40, это гротеск, и по такой логике, как бы        
гротеска, возможны серьёзные перекосы в части федерального бюджета и            
региональных бюджетов, или вы отрицаете даже возможность тонкой донастройки     
и, соответственно, локального изменения законодательства, с тем чтобы часть     
налога на добавленную стоимость по понятным всем, одинаковым для территорий     
правилам могла уйти в субъектовые бюджеты?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Данчиковой включите.                                      
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо, Олег Васильевич, за вопрос. В принципе, наверное, в    
будущем перенастройка будет необходима, но считаю, что, если это касается       
налога на добавленную стоимость... Это вообще сам по себе очень сложный         
налог, и правильно сбалансировать, для того чтобы он равномерно поступал в      
бюджеты субъектов Российской Федерации... думаю, что через него балансировать   
и выравнивать бюджетную обеспеченность субъектов у нас не получится. Я не зря   
сказала, что есть ряд регионов... вот есть ряд регионов, для которых не         
предусмотрена дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, однако объём    
поступающего налога на добавленную стоимость у них, по оценке, по расчётам,     
по декларации за первую треть 2019 года, составляет почти 66 процентов. Так     
что, наверное, всё-таки выравнивать бюджеты субъектов Российской Федерации      
через налог на добавленную стоимость нереально, невозможно, и мы не сможем      
равномерно сделать. Тем более вы все знаете, что ещё и ставка налога на         
добавленную стоимость по услугам и работам разная, и, конечно же, поступления   
очень неравномерные, а самое сложное то, что налог на добавленную стоимость в   
части регионов требует возмещения из федерального бюджета.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Странная    
логика у комитета. Товарищи из комитета по бюджету, ну вы, вообще-то, сами      
себе вопрос задайте! Сегодня в 20 субъектах надо вводить казначейское           
управление, потому что у них долг выше 70 процентов, ещё 50 субъектов имеют     
долг 50 процентов. Вы вообще дружите с логикой? Сегодня цена на нефть 67        
долларов за баррель, а бензин во многих субъектах стоит около 50 рублей (в      
2006 году при аналогичной стоимости нефти бензин стоил 12 рублей). Не           
считаете ли вы, что, игнорируя наши законопроекты, вот законопроект о           
государственном управлении нефтяной отраслью, не желая помогать субъектам, вы   
усугубляете ситуацию? Ну вы же всю страну не возьмёте в казначейское            
управление!                                                                     
                                                                                
За год пандемии доходы 1 процента наших сограждан увеличились и составляют      
500 миллиардов долларов. Понимаете, 1 процент имеет 57 процентов доходов, а     
90 процентов - зубы на полку! Может, вам всё-таки стоит пересмотреть            
налоговую систему, чтобы начать выравнивание по этим вопросам? Вы же и не       
предлагаете ничего: и бюджетное правило не хотите отменить, и нефтяных          
олигархов не хотите ущемить в их аппетитах. А они продолжают по 15 яхт          
покупать - вот скажите, зачем им по 15 яхт? Вот вы в заключительном слове мне   
ответьте: зачем?! Человек один раз в год прокатится, может быть, два, а всё     
остальное время... деньги же не любят отсутствия длительного, понимаете?        
                                                                                
У вас сегодня налоговая система настроена в сторону 1 процента. Подумайте о     
90 процентах наших сограждан! Мы вам предлагаем уже пятый вариант, а вы, в      
общем-то, упёрлись: "Вот статья такая-то..." - конечно, в новом законе она не   
будет соответствовать. Вы предложите что-то, коренным образом улучшающее        
ситуацию. Вы поймите, бюджетное правило уже дало 13 триллионов 679 миллиардов   
в Фонд национального благосостояния. Почитайте заключение Счётной палаты об     
эффективности использования этих денег. Золотовалютные резервы - 600            
миллиардов, и я чувствую, что их хотят в очередной кризис раскассировать,       
опять же этот 1 процент.                                                        
                                                                                
Ничего не предлагая, нельзя отрицать! Давайте в первом чтении примем и          
подумаем, как нам избежать... как вернуть всё-таки субъектам вот эти 70         
процентов недоданных финансовых мандатов на переданные им полномочия, тогда     
начнёт выравниваться ситуация, а так она никогда не начнёт выравниваться.       
Предлагаю поддержать законопроект.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, коллеги    
из КПРФ практически всё сказали, я даже повторять их доводы не буду, только     
пройдусь, наверное, по ключевым проблемам.                                      
                                                                                
Первое. Я задал вопрос представителю комитета: у нас что, сбалансированные      
бюджетные отношения, распределение, да? "Да, - говорит, - сбалансированные".    
Но при этом у нас... наверное, так и должно быть, по мнению "ЕДИНОЙ РОССИИ",    
что у нас бюджетная обеспеченность в разных регионах различается в разы.        
Какое же это федеративное устройство? Это что, одна страна, если мы по          
бюджетной обеспеченности регионов имеем такую разницу? Вот это первое           
замечание.                                                                      
                                                                                
Второе. Если мы посмотрим на неравенство между регионами, на межрегиональное    
неравенство, посмотрим, какие регионы в лидерах по бюджетной обеспеченности,    
то увидим, что это регионы, которые получают максимальную долю всего, что в     
регионы поступает из федерального бюджета. Они фактически ничего не создают,    
но получают очень много из федерального бюджета и имеют бюджетную               
обеспеченность в разы выше, чем регионы-доноры. Это нормально? Ну это же не     
нормально! Какой регион-донор, какой губернатор будет создавать условия для     
промышленного роста, если чем больше он создаёт в экономике, тем больше денег   
у него забирают и тем беднее он живёт? В чём здесь проблема, я не понимаю.      
                                                                                
Что предлагает КПРФ? Они предлагают решить проблему: оставлять НДС, часть НДС   
в регионах, там, где он создаётся. Нам оппоненты говорят: ну вы же здесь не     
учли входящий НДС экспортёров. Но НДС экспортёров в регионах не создаётся -     
можно сделать очень просто: написать ко второму чтению, если вам это            
непонятно, что экспортный НДС зачисляется в федеральный бюджет, а               
распределяется только тот НДС, который на территории создаётся.                 
                                                                                
Вы говорите: нет, НДС не годится, давайте другими налогами. Какими другими?     
Все другие налоги не собираемы, осталось только 3 процента от налога на         
прибыль - что вы там соберёте? Если даже оставшиеся 3 процента будем в полном   
объёме (то есть все 20 процентов) регионам оставлять, вы скажете: опять         
несбалансированность будет, какие-то регионы получат больше, какие-то -         
меньше. Да так и должно быть: те регионы, которые больше зарабатывают, должны   
лучше жить, а не наоборот! А у нас что происходит? У нас тот, кто сидит на      
шее у государства, лучше живёт, понимаете? А те, кто пашет, у кого вся          
экология нарушена, у кого все полезные ископаемые добываются, создаётся         
вообще вся экономика страны, они с воды на квас перебиваются! Но это            
неправильно, так не должно быть! Поэтому коммунисты и предлагают: давайте       
перераспределим налоги, у нас ведь это же работало, давайте вернёмся к          
правилу 50 на 50.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Нет. Докладчик?                        
                                                                                
Пожалуйста, Ганзя Вера Анатольевна.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да, конечно,     
вопросы есть, и ко второму чтению, безусловно, нужно законопроект               
дорабатывать. Я абсолютно согласна с тем, что нужно разграничить НДС -          
внутренний НДС и НДС, который администрирует таможенная служба.                 
                                                                                
Что касается того, о чём сегодня говорили представители комитета, я хотела бы   
сказать, что администрирование этого налога, конечно, сложное и возврат НДС,    
безусловно, есть. Но кому возвращаем-то НДС? Опять же вот этим сырьевым         
компаниям! Так что здесь тоже море возможностей и дел, которые нужно сделать    
именно сейчас и именно в соответствии с этим законопроектом. Кстати, в США,     
Японии, Австралии, Канаде вообще налог берут с продаж, у них нет НДС вот в      
такой чудовищной, такой странной форме, когда получают возмещение НДС из        
бюджета предприятия, которые вообще НДС не платят, понимаете? То есть такие     
перекосы в данном случае с этим налогом, что это необходимо менять, просто      
необходимо уже менять, потому что так дальше просто нельзя!                     
                                                                                
Теперь, говорят, что администрировать сложно и можно укрыться от налогов, тем   
более в регионах. Я вам хочу сказать, что для борьбы с такими схемами           
используются электронные сервисы. Они у нас уже есть и спокойно работают: АСК   
НДС-2, АИС "Налог-3" и так далее. Это те программы, которые в автоматическом    
режиме контролируют деятельность налогоплательщиков, и если вот эта цепочка -   
начиная с первого производителя и заканчивая последним, когда товар уже         
непосредственно поступает на рынок и потребитель платит налог, - разрывается,   
то налоговые службы прекрасно видят, где, в каком месте разрыв цепочки.         
Поэтому говорить, что администрировать сложно, ну, я считаю, наверное,          
несостоятельно.                                                                 
                                                                                
Давайте посмотрим. Действительно, я соглашусь с тем, что часть регионов,        
часть крупных субъектов могут получить львиную долю, но мы же не говорим, что   
полностью отказываемся от дотаций. Нет, конечно! Частично они будут заменены,   
тем не менее тем регионам, в которых будет минус - а минус, например, в         
Якутии (там минус 13,3, я беру цифры только прошлого года, трёх кварталов) и    
Забайкалье, - можно компенсировать и дотациями, мы не говорим, что дотации      
надо совсем убрать. И вот, например, смотрите, Москва: в федеральный бюджет     
поступает 1,4 триллиона рублей, а в региональном остаётся 1,9 триллиона, а      
вот Петербург: 784 миллиарда поступает в федеральный бюджет и только 467        
миллиардов остаётся в региональном бюджете. Посмотрите, какие перекосы! Вот     
этим нам можно заниматься, вот надо думать, как нам выравнивать бюджеты наших   
регионов.                                                                       
                                                                                
Я вас прошу, коллеги, принять этот законопроект в первом чтении, концепция      
нормальная, и, естественно, доработать его ко второму чтению.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Пожалуйста, Данчиковой включите микрофон.                                       
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я хотела     
обратиться к Николаю Васильевичу: Николай Васильевич, ну, наверное, вопрос по   
яхтам не ко мне. Вы меня попросили ответить, но я на такой вопрос вам           
ответить просто не смогу.                                                       
                                                                                
Что касается игнорирования законов и нежелания слушать субъекты. Я думаю, это   
тоже не совсем верно. Когда мы с вами рассматриваем законопроект о              
федеральном бюджете на предстоящую трёхлетку, мы всё внимательно обсуждаем, в   
комитетах непосредственно обсуждаем все поправки и очень внимательно смотрим    
за теми регионами, в которых бюджетная обеспеченность сегодня очень низкая, и   
через механизмы, которые у нас есть, утверждены и имеются в Бюджетном           
кодексе, мы проводим выравнивание.                                              
                                                                                
Я хочу также Валерию Карловичу ответить. Прежде всего, я не сказала, что        
сбалансирована система, я сказала, что сбалансированность у нас                 
обеспечивается вот такими-то механизмами. Вот, Валерий Карлович, всё-таки,      
когда выступаете, надо точнее говорить, что сказал содокладчик.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, я считаю, что концептуально законопроект не может быть       
поддержан.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги записались по ведению. Вы по ведению или по существу? По ведению.       
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Кузякин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                         
                                                                                
КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Александр Дмитриевич, спасибо большое.                                          
                                                                                
Я кнопку для записи на выступление нажал, но она не сработала, вот хотел        
бы...                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев выступил от вашей фракции.                     
                                                                                
Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста.                                       
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Я по ведению, и вот почему. У нас, конечно, бушует пандемия, но, когда мы       
говорим в микрофон здесь, как вот сейчас, маска снимается. Нельзя ли сделать    
так, чтобы я видел коллег, которые выступают? По-моему, уже пришло время для    
этого. Как-то не очень удачно... Кто-то кричит, а кто кричит - непонятно, а я   
хочу видеть светлые лица.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Это вопрос технический, его можно обсудить, но в принципе надо выходить на      
трибуну, тогда вы будете видеть и очно, и на экране всех, кто выступает.        
                                                                                
Так, коллеги, все выступили? Да.                                                
                                                                                
Единственно, хочу сказать: самый неудачный налог для того, чтобы более-менее    
справедливо перераспределять деньги между регионами, - это НДС. Если бы у нас   
был налог с продаж, тогда да, его можно привязывать, он действительно           
платится там, где что-то продаётся и покупается, а НДС для этого совершенно     
непригоден.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это самый собираемый и самый лучший налог, его надо       
собирать по всей стране, а дальше принимать решения по дотациям и трансфертам   
в регионы. Это намного более справедливая система, чем отдавать его сразу в     
бюджеты тех регионов, где он платится, вне всякого соответствия с тем, где на   
самом деле эта добавочная стоимость производится.                               
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части изменения             
нормативов распределения между уровнями бюджетной системы налоговых доходов в   
виде налога на добавленную стоимость".                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.