Заседание № 335
19.01.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 898575-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3096 по 3573 из 4202
12-й пункт, это приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала". Доклад Федота Семёновича Тумусова. Пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала". Проект закона подписан группой депутатов фракции во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым. Суть законопроекта заключается в законодательном установлении таких правил, когда размер минимальной заработной платы, выплачиваемой врачам, не должен быть ниже размера средней заработной платы в регионе, где работают медицинские работники. Этим самым мы решаем две задачи: во-первых, закрепляем в законе известное положение, вытекающее из указа Президента Российской Федерации, во-вторых, законодательно устраняем существующую повсеместно практику, когда основную заработную плату медицинских работников, врачей путают с общей заработной платой врачей, которая начисляется с учётом всех совмещений, всех переработок. Мы считаем, что это вопиющая несправедливость, - средняя заработная плата должна считаться от основной заработной платы. Пандемия коронавируса, которая сейчас бушует во всём мире, обнажила все системные недостатки здравоохранения и медицины не только в нашей стране, но и во всём мире. В то же время она показала весь героизм, преданность своему делу и профессионализм наших врачей и всех медицинских работников. Мы считаем, что труд врачей должен быть достойно оценён и должен справедливо вознаграждаться. Законопроектом предлагается установить ограничение минимальной заработной платы врачей, в функции которых входит оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника, на уровне размера средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. С этой целью в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается внести отдельную новую статью 350-1. В ней устанавливается ограничение минимальной заработной платы указанной категории врачей, а также закрепляется норма Указа Президента Российской Федерации № 597 от 7 мая 2012 года о средней заработной плате работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование и предоставляющих медицинские услуги, которая должна составлять не менее 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе. Также законопроектом вносятся сопутствующие изменения в статьи 133-1 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации с целью устранения возможных правовых коллизий. Данный законопроект направлен на изменение баланса составляющих оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, поэтому его реализация, мы считаем, не должна привести к увеличению объёма финансирования здравоохранения в целом. Уважаемые коллеги, принята (мы все являемся свидетелями), с этого года начинает работать программа модернизации первичного звена здравоохранения. Это очень хорошо, и мы приветствуем, что она начала реализовываться, но самое главное - это люди, это профессионалы своего дела, врачи, фельдшеры, медицинские сёстры, которые работают в первичном звене здравоохранения. К великому сожалению, дефицит медицинских работников особенно выражен именно в первичном звене здравоохранения, и одна из главных причин - это, конечно, низкие заработные платы: так, базовый оклад у врачей составляет 12-35 тысяч рублей, а у медицинских сестёр - 10-20 тысяч рублей. Это усугубляется постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Всё это является одной из главных причин дефицита кадров в отрасли. Так, в первичном звене здравоохранения врачей в 1,5 раза меньше необходимого, или где-то 36 тысяч человек, средних медицинских работников в 1,8 раза меньше, чем норматив, или 66 тысяч человек, в том числе фельдшеров тоже в 1,9 раза меньше, или примерно 20 тысяч человек. Если мы с вами примем предлагаемый законопроект, произойдёт коренной перелом в деле оплаты труда медицинских работников, все мы внесём огромный вклад в дело улучшения здравоохранения в целом в нашей стране. Просим поддержать наш законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович, присаживайтесь. С содокладом выступает Валентина Викторовна Кабанова. КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Федот Семёнович очень подробно рассказал о законопроекте, который внесла фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Очень, казалось бы, в современных условиях актуальный, очень важный и очень нужный законопроект, самое главное, что данным законопроектом предполагается довести минимальный размер... предлагается среднюю заработную плату медицинских работников увязать со средней заработной платой по региону. Одновременно данной статьёй 350-1 предусматривается, что средняя заработная плата работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или фармацевтическое образование, должна составлять не менее 200 процентов средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. Также законопроектом вносятся изменения в статьи 133-1 и 144, которые, по мнению авторов, являются сопутствующими, они предлагаются с целью устранения возможных правовых коллизий. Законопроект отличается, на мой взгляд, не очень... ну, небрежным отношением к использованию терминологии Трудового кодекса, но я не хотела бы на этом останавливаться, потому что это действительно можно исправить ко второму чтению. Самое главное, что предлагаемые законопроектом изменения в статьи 133-1 и 144 Трудового кодекса вместо "устранения возможных правовых коллизий" разрушают взаимосвязи норм Трудового кодекса, регулирующих вопросы установления оплаты труда. Изменения, которые вносятся законопроектом в часть вторую статьи 144 Трудового кодекса, предполагают, что Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады, базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам "с учётом особенностей регулирования труда отдельных категорий работников, установленных кодексом", то есть фактически с учётом предлагаемых законопроектом особенностей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников. Предлагаемые изменения не учитывают принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иерархии нормативных правовых актов, согласно которым Правительство Российской Федерации при регулировании трудовых отношений и принятии постановлений должно руководствоваться федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а не нормативными актами субъекта Российской Федерации. В целом установление законом дополнительных гарантий размера заработной платы только для отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в принципе неприемлемо, поскольку поставит в неравные условия другие категории работников организаций, которые финансируются из бюджетов соответствующих уровней, нарушит установленную дифференциацию в оплате труда, а самое главное, нарушит принцип бюджетного финансирования. Для наглядности я хочу показать вам таблицу* с показателями средней заработной платы по регионам Центрального федерального округа - здесь заработная плата врачей, имеющих высшее образование, средняя заработная плата среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала. В этой таблице наглядно показано, что уже во многих регионах примерно так и есть, как в законопроекте предлагается, то есть минимальная заработная плата привязывается к минимальному размеру средней заработной платы по региону, и у врачей, имеющих высшее образование, то же самое. Но обратите внимание, законопроектом, который предлагается "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ" (и данные таблицы это наглядно подтверждают), не устраняется самое главное нарушение - в оплате труда по регионам. Люди с равной квалификацией, имеющие высшее образование, среднее образование, но находящиеся в разных регионах, имеют разницу в оплате труда, и разница эта очень и очень существенная. Из-за такой несправедливости, из-за такой зарплаты, мы понимаем, у нас идёт миграция медицинских работников из одного региона... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. КАБАНОВА В. В. Когда Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассматривал законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", одновременно - потому что вопрос об оплате труда работников здравоохранения, медицинских работников находится под контролем Президента Российской Федерации - было рассмотрение на Государственном Совете. Сейчас Правительство Российской Федерации разрабатывает законопроект о внесении изменений в статью 144 ТК в части оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Все заместители министра финансов, министра здравоохранения присутствовали на встречах и во фракциях, и в комитете, и сегодня идёт уже работа над данным законопроектом во втором чтении. Поэтому, конечно, те... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. Завершайте, пожалуйста. КАБАНОВА В. В. ...они обязаны быть учтены при разработке данного законопроекта, чтобы вопрос был решён в знак благодарности нашим врачам, медицинским работникам за ту борьбу, за сохранение здоровья каждого россиянина и России в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Федот Семёнович, вот что касается вашего законопроекта и подхода, который предложен почему-то представителем комитета, всё-таки общего подхода ко всем специалистам одной категории, проживающим или работающим в разных регионах, - как вы относитесь к этой идее? Второй момент касается собственно врачей фельдшерско-акушерских пунктов: такой должности не существует, видимо, по ошибке она записана в законопроект (там действительно много ошибок и ляпов). И что касается 100 процентов средней заработной платы. Дело в том, что сейчас у этих врачей - и общей практики, и скорой медицинской помощи - заработная плата должна быть 200 процентов. Получается, что первая часть законопроекта ухудшает положение, которое на сегодня существует. С чем это связано? Может быть, это просто из-за того, что очень рано внесён законопроект: я так понимаю, что срок его введения - 1 января 2020 года, значит, он внесён был, наверное, года два назад? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Мы писали законопроект на основе тех условий, в которых мы с вами живём и действуем, и тут наглядно было показано, что в разных регионах за одну и ту же работу установлена разная заработная плата. Правительство сейчас разрабатывает единую систему оплаты труда медицинских работников, ну, там, может быть, будут какие-то региональные особенности учтены типа районных коэффициентов, северных надбавок, какие-то другие вещи. Я думаю, что вот это направление наиболее справедливое, но, повторю, мы писали проект закона с учётом тех условий, в которых существуем, поэтому разработали и внесли такой законопроект. А что касается технических неточностей и замечаний - как было правильно сказано, ко второму чтению всё это может быть исправлено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Федот Семёнович, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённый Государственной Думой, на две трети фонд оплаты труда. Не считаете ли вы, что достижение проектируемых вами целей приведёт к дополнительной оптимизации численности работников здравоохранения или к повышению налогов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Тумусову включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С. Спасибо за вопрос. Конечно, в жизни у нас всякое возможно, это так, но мы не преследовали такую цель, чтобы была проведена так называемая дополнительная оптимизация, то есть сокращение численности медицинских работников. Наш законопроект направлен на то, чтобы каждый врач, каждый медицинский работник получал за свой, как мы считаем, очень эффективный и профессиональный труд достойную и справедливую заработную плату. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. У меня вопрос к представителю комитета. Как вы считаете, если мы с вами не реформируем систему оплаты труда, то каким образом убрать историю с незаполнением уже имеющихся вакансий в системе здравоохранения? Очевидно, что существующая система заработной платы, которую предлагается сохранить в качестве константы, даже при всех тех надбавках, которые вроде были в ушедшем 2020 году, не мотивирует людей, имеющих образование, профильные навыки, специализацию, работать в государственной системе. Вот какие меры вы лично предлагаете? КАБАНОВА В. В. Уважаемый Олег Васильевич, мне странно это слышать. Вы также являетесь членом комитета, где мы с вами вместе работаем. Если у вас есть конкретные предложения, вы можете их внести, и мы вместе будем использовать их в работе комитета и вносить в новые законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович. ИОНИН Д. А. Вопрос представителю комитета. Законопроект был внесён более полутора лет назад и, очевидно, не учитывал той пандемии, которая нас настигла, но она ещё больше оголила то, о чём сейчас Олег Васильевич сказал, - кадровый голод, то есть люди не хотят идти на нищенские заработные платы, в том числе на должности участковых врачей, врачей скорой помощи и так далее и тому подобное. Комитет говорит, что наш законопроект не устраняет разницу в оплате труда по регионам, и это главное замечание к нам, почему не стоит принимать данный законопроект. Ещё раз скажу, законопроекту почти два года, почему комитет за эти два года не предложил решение этой проблемы, если вы сегодня с трибуны её обозначаете как ключевую, отклоняя наш законопроект - хоть какую-то нашу попытку увеличить оплату труда данным категориям медицинских работников? КАБАНОВА В. В. Данный законопроект был разработан два года назад, но комитет его рассматривал примерно параллельно с законопроектом, внесённым Правительством Российской Федерации. Если бы он был раньше внесён, то, когда мы его рассматривали, могли бы быть учтены те особенности, о которых вы сегодня говорите. Действительно, это не самая главная, но одна из главных причин того, что сегодня в здравоохранении в отдельных регионах у нас имеется дефицит медицинских работников и, самое главное, несправедливый подход к оплате труда - за равный труд должна быть равная достойная заработная плата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Викторовна, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На моей памяти, наверное, первый раз профильный комитет отмечает небрежное отношение к терминологии в заключении по законодательной инициативе. И действительно, даже в наименовании законопроекта уже вводятся два новых понятия: "минимальный размер оплаты труда", которое в отношении определённой категории работников не применяется, и "медицинский персонал". И то и другое понятие более в тексте законопроекта не употребляется, и, наверное, их введение является нецелесообразным. Более того, существует некоторая путаница, как сказал коллега, некие ляпы, когда предлагается врачам фельдшерско-акушерских пунктов повысить заработную плату, при этом мы знаем, что в соответствии с законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с номенклатурой, утверждённой приказом Минздрава, со штатным расписанием фельдшерско-акушерских пунктов должности врачей в ФАПах не предусмотрены. Вопреки указу президента не учитываются те категории врачей, которым предусмотрена увеличенная оплата труда, - в соответствии с указом президента средняя заработная плата врачей должна составлять 200 процентов средней заработной платы по соответствующему региону, это является ключевым показателем для субъектов Российской Федерации и анализируется на самом высоком уровне, и от этого показателя зависит, поверьте, очень многое в субъекте Российской Федерации. Таким образом, коллеги, отмечается путаница с понятийным аппаратом и непонимание сути системы оплаты труда работников здравоохранения и той колоссальной работы, которую сегодня проводит Правительство Российской Федерации совместно с общероссийскими профильными, отраслевыми профсоюзами, совместно с субъектами Российской Федерации, по внесению изменений в систему оплаты труда, с тем чтобы довести долю основной заработной платы, это тарифная ставка или оклад работника, до 70 процентов, уравнять заработную плату за труд равной ценности в субъектах Российской Федерации. Авторами предлагается наделить субъекты Российской Федерации правом утверждать минимальный размер оплаты труда, в том числе для работников, финансируемых из федерального бюджета, что вносит дополнительную сумятицу в межбюджетные отношения. Между тем нам нужно поэтапно, планово работать над теми задачами, которые сегодня стоят перед правительством, перед нами, перед субъектами Российской Федерации: выравнять заработные платы, повысить заработные платы врачам. Учитывая... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. БЕССАРАБ С. В. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле дело, конечно, не только в каких-то ляпах, или каких-то ошибках, или в расчётах, которые приводятся, дело в хроническом, длительном, системном недофинансировании отрасли здравоохранения. И отсутствие нормальной заработной платы - это как раз одно из чётких свидетельств того, что на сегодня, к сожалению, здесь не всё здорово. Наши эксперты говорят о необходимом минимуме финансирования здравоохранения - 6 процентов ВВП, там заложена и эта самая заработная плата, о которой мы говорим. А пока мы финансируем в таком объёме - и, к сожалению, можно сказать, что нынешний состав Государственной Думы не продвинулся в этой части нинасколько, было 3,5 процента ВВП на здравоохранение, в этом году 3,6 процента ВВП на здравоохранение, ну, практически, может быть, какой-то маленький, незначительный шажок сделан, - решать эти проблемы конкретно в части заработной платы будем так, как решали проблему исполнения указа президента 2012 года, когда надо было довести до 200 процентов. Как это получилось? А просто часть врачей была сокращена, и, соответственно, высвобожденный фонд заработной платы был направлен на оплату остальным. И сегодня то, что достигнуто, и то, что показано здесь, - это не ставка, вы сами понимаете, это минимум полторы ставки на врача, это минимум полторы ставки, а то и больше, на медицинскую сестру. И естественно, работать в таких условиях, а ещё в условиях пандемии, человек просто физически не может. То, что сегодня обсуждает правительство, то, что сегодня обсуждают профсоюзы, в части того, чтобы мы базовую часть повысили до 70 процентов (на самом деле в последнем проекте, который вышел, - 55 процентов), тоже ничего не решает в рамках отсутствия финансирования. Как вы ни делите 100 рублей на три части, это будет всё равно 100 рублей, сделаете вы базу 55, сделаете вы базу 70 - при наличии фонда заработной платы в размере 100 рублей заработная плата в целом не вырастет, это вызовет очередное ожесточение, очередное недовольство со стороны медицинских работников. И поэтому проблему надо решать сегодня системно, проблему надо решать увеличением финансирования, и треть вот этого дополнительного финансирования, которое должно пойти на здравоохранение, должна пойти как раз на заработную плату медицинским работникам. Вторая беда, о которой здесь уже говорили, - это крайняя дифференциация в заработных платах между регионами. Одна страна, одна и та же функция, но в разных регионах... даже вот в Центральном округе, который нам показали, в 3 раза отличаются средние заработные платы, в 3 раза - в Москве и каком-то там регионе с периферии! Естественно, Москва и Московская область, как пылесосы, сегодня высасывают врачей из регионов, где практически никто не остаётся. Я был в своей родной Ульяновской области (вроде бы не совсем периферийная): в районных больницах сегодня средний возраст медицинских работников старше 50 лет. Мы будем поставлять в течение пяти лет туда новое оборудование, мы будем тратить огромные деньги, но если там не будет людей, которые будут оказывать помощь, никакого прогресса не будет. Поэтому самый главный, системный и важнейший вопрос - вопрос адекватного финансирования социальной сферы, вопрос вложения в человека, потому что без этого никакого прогресса в принципе не будет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. ШЕИН О. В. Ушедший год, 2020-й, был годом пандемии, и в нашей стране очень много говорили о том, как героически - на самом деле героически! - трудятся работники системы здравоохранения. И прошедший год был годом очень больших и системных процессов в медицине, но при этом за всеми этими мантрами с благодарностью врачам никакого реального, коренного изменения по заработной плате не последовало. Институт организации и информатизации при Минздраве России сообщил, что, по итогам прошлого года, заработная плата в российской медицине выросла на 10 процентов, а если мы убираем инфляцию, то фактически только на 5, - на 5 процентов в условиях пандемии! И естественно, вполне логично, что в российском здравоохранении есть большое количество вакансий, потому что люди не хотят работать за небольшие деньги в условиях крайне высокой степени интенсивности. По официальным данным, у нас порядка 15 процентов вакансий только по терапевтам. А те, кто работает, работают действительно на износ, работают на полторы-две ставки. Скажем, в астраханской системе скорой медицинской помощи в среднем один человек работает на 1,6 ставки. Это ни для кого не является секретом. Причина, бесспорно, заключается в системном недофинансировании медицины. Здесь вот спрашивали, мол, как же так, неужели надо поднять?.. Да, надо поднять налоги с российской олигархии, с крупного капитала. В Марокко доля затрат на здравоохранение - 6 процентов к национальной экономике, в Китае - 8, во Франции - 12, в России - 3,5. То есть российская медицина системно, постоянно, год за годом недофинансируется под соусом так называемого перехода на страховые принципы. И вот здесь цифры были на экране: в среднем российский врач получает 90 тысяч, а российская санитарка - 40. Ну, все прекрасно понимают, что реально столько они не получают. Более того, в прошлом году было полно случаев - и Минздрав сказал, что это нормально, - когда часть врачей распустили по домам, больницы переоборудовали под госпитали и отправили врачей по домам на две трети от окладов, и люди сидели месяцами дома, получая по 10 тысяч рублей в месяц. И это у нас считается нормальным! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла вполне конкретный законопроект о том, чтобы фактически ставка первого разряда была приравнена к средней заработной плате по региону, но этот законопроект сегодня здесь парламентским большинством отвергается. Я задавал вопрос: а вы что тут предлагаете? Выяснилось: ничего. То есть фактически, отталкиваясь от законопроекта фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и отклоняя его, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает оставить то, что есть. Когда система здравоохранения недофинансируется, врачи получают ерунду, заработная плата фактически не выросла, а те, кто трудится, работают на полторы-две ставки, естественно, это отражается не только на врачах, но и на людях, которые в больницы обращаются. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассчитывает на то, что летом этого года... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШЕИН О. В. Десять секунд, если можно. ...российские бюджетники оценят по достоинству подходы разных парламентских партий к теме заработной платы в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, вопрос рассмотрен, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 47 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.