Заседание № 302
О проекте постановления Государственной Думы № 1090895-6 "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона № 898557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Вопрос 4, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О проекте федерального закона... "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данным проектом постановления предлагается изменить срок представления в Государственную Думу основных направлений налоговой политики, таможенно-тарифной и бюджетной политики с 1 апреля на 1 октября. Первоначальный срок был связан с внесением поправок в бюджет 2016 года. Ранее принято решение... Мы определили, что должны получить документы, чтобы Государственная Дума нового созыва могла их рассмотреть. Срок 1 октября является оптимальным для этого. Предлагается поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Выступления? Нет. Выносим на "час голосования".
4-й вопрос, проект постановления Государственной Думы "О внесении изменения в постановление Государственной Думы... "О проекте федерального закона... "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 33 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 51 чел.11,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел.35,1 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 898557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (принят в первом чтении 16 октября 2015 года с наименованием "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Следующий вопрос - на фиксированное время нами поставлен вопрос 6, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год", второе чтение. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Выходя на трибуну, честно говоря, хотел ограничиться одной фразой: все те поручения, которые давала Государственная Дума при рассмотрении этого законопроекта в первом чтении, учтены во внесённых поправках. Все те опасения, которые звучали, - за региональные бюджеты, за муниципальные бюджеты, за учреждения, за состояние наших больниц и школ - всё это учтено, нашло своё отражение, и никаких опасений у комитета по этому поводу нет. Таблица поправок предложена вашему вниманию, и я хочу просто предложить проголосовать эту таблицу поправок, потому что объективно все вопросы решены. Может быть, имеет смысл высказать только одно соображение: с учётом того, что мы с вами сделали по государственным программам - дали правительству возможность доработать их и представить нам до 1 апреля, - аналогично мы предлагаем поступить и с основными направлениями налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики. Мы предлагаем их актуализировать и потом представить нам, с тем чтобы мы могли это посмотреть. Вот, строго говоря, то, что предлагает комитет. То, что я буду говорить сейчас, выходит за рамки постановления комитета. Именно этим законопроектом предлагается дать возможность создания антикризисного фонда в бюджете 2016 года - абсолютно правильное решение, которое было поддержано абсолютно всеми, потому что мы понимаем, что необходимо иметь резервные средства, которые могут быть направлены на поддержку граждан, на поддержку предприятий, на поддержку отраслей экономики, и надо иметь возможность делать всё это в оперативном режиме. К сожалению, в последние дни, как мы слышали, представители отдельных министерств и ведомств не раз задавали вопрос о том, а нужна ли антикризисная программа. Я не хотел бы сейчас начинать эту дискуссию, тем более что, я надеюсь, она не имеет никакого отношения к тому законопроекту, который мы сейчас рассматриваем, но я хотел бы обратить внимание на следующее. Если мы сейчас примем решение о возможности создания такого фонда, а при рассмотрении бюджета 2016 года нам будет сказано, что никакой антикризисной программы не будет, то мы будем вынуждены либо распределить указанные средства на те конкретные цели, которые будут предложены, - это второе чтение проекта бюджета, - либо нам надо будет снова возвращаться к этому вопросу. Более того, мы полагаем, что указанные вопросы должны будут найти своё отражение при рассмотрении проекта бюджета на 2016 год в первом чтении. Думаю, что это решение Государственная Дума сформулирует в своём постановлении. А теперь я предложил бы перейти к таблице поправок. Хочу напомнить о том, с чего начал: все решения, необходимые для того, чтобы устранить те риски, о которых здесь говорили депутаты всех фракций при рассмотрении законопроекта в первом чтении, учтены, все эти вопросы сняты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, в таблице № 1 пять поправок. Есть ли у вас вопросы? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 27 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Андрей Михайлович, по третьему чтению... МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Поскольку все необходимые согласования и экспертизы проведены, есть предложение, если сегодня Государственная Дума примет данный законопроект во втором чтении, принять его и в третьем чтении, с тем чтобы открыть возможность для дальнейшей работы Государственной Думы и внесения, соответственно, проекта бюджета на 2016 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам перед голосованием в третьем чтении? Вера Анатольевна Ганзя, пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Если прямо говорить, цель принимаемого законопроекта, тайная, - это сэкономить, или пополнить тощий бюджет бюджетных федеральных, региональных и муниципальных организаций за счёт этих же самих организаций. А для этого всего и надо-то только направить запланированные субсидии учреждениям 31 декабря, изъять их 31 декабря обратно в бюджет - и всё у всех будет хорошо! А объяснить это можно невыполнением государственного задания, ведь зачастую в наших условиях выполнить его бывает вообще невозможно, плюс ещё наш "любимый" 44-й закон. Чем грешит наша финансовая система, так это отсутствием вменяемых индикаторов и целевых показателей. Вот это всё можно отнести и к госзаданию. Более того, мы сегодня рассматривали изменения в бюджет 2015 года, так вот субсидии в рамках межбюджетных трансфертов там составляют на 1 сентября 56 процентов - уже можно догадаться, что произойдёт дальше. Конечно, в поправках предусмотрено, что решение о возврате в соответствующий бюджет остатков субсидий на выполнение госзадания может приниматься федеральными законами, законами субъектов или местных органов представительной власти. Безусловно, эти поправки смягчили тот удар, который правительство хотело нанести бюджетным учреждениям, но ведь сама-то норма осталась, и для бюджетных учреждений разницы совсем нет, по какому закону будут изъяты у них эти остатки средств на счёте. Ещё один момент, который мне хотелось бы отметить. Приостанавливается действие нормы Налогового кодекса о том, что все изменения в законы, в нормативные акты федерального, регионального и муниципального уровня о налогах и сборах должны быть приняты за месяц до внесения проекта бюджета. Но как можно планировать бюджет, если мы можем произвольно изменять налогооблагаемую базу, когда ещё бюджет, так скажем, в стадии разработки находится? Это называется - жить одним днём. Практически в каждом документе и нашего комитета, и Счётной палаты Минфину и Минэкономразвития указывается на низкие результаты работы над прогнозными показателями, в результате чего приходится очень часто в спешном порядке перекраивать бюджет. Вносимая норма, думаем, будет только усугублять ситуацию. По указанным причинам фракция КПРФ не может поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении голосовала за данный законопроект авансом - авансом потому, что качественно он не был готов для первого чтения, но мы понимали, что ко второму чтению он может быть доработан, доведён до более высокого уровня. Ознакомившись с поправками ко второму чтению и с итоговым текстом в третьем чтении, мы убедились, что этот законопроект доведён до нужной кондиции. Мы голосуем за, потому что не являемся нигилистами, мы никогда не будем выступать против только потому, что законопроект внесло правительство, - мы смотрим по сути! Мы готовы в любой момент поддержать правительство, если оно делает правильные шаги, правильные для страны, для людей, для экономики, и мы стимулируем правительство на эту деятельность. В данном случае мы полностью согласны с правительством в том, что надо вычищать наши авгиевы конюшни и экономить любую копейку, в том числе и остатки средств, которые имеются у бюджетополучателей, направляя их в бюджет следующего, 2016 года. Другое дело, что начали не с того конца: мы знаем, что в остатках на счетах госкомпаний, госкорпораций не менее 600 миллиардов рублей, которые пока проходят мимо бюджета, но думаю, что придёт время, когда и до этих денег дойдут руки и они станут частью бюджета. И последнее, но не менее важное. Настоящим законопроектом предусматривается, что доходы от размещения средств Резервного фонда будут направлены в федеральный бюджет 2016 года, а это, ни много ни мало, дополнительно 85 миллиардов рублей, которые найдут своё место в федеральном бюджете на 2016 год. В этой связи хороший почин сделан правительством. Надеемся, что это не тот случай, когда один шаг вперёд, а три шага назад. Постараемся не дать правительству шагать назад, надо двигаться только вперёд! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" любую разумную инициативу, в том числе и от правительства, будет поддерживать, и за этот законопроект мы проголосуем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 00 сек.) Проголосовало за 291 чел.64,7 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел.33,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 255
О проекте федерального закона № 898557-6 "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Четыре вопроса повестки поставлены на фиксированное время. Первый из них - 25-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год". Докладывает Алексей Михайлович Лавров, заместитель министра финансов России. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Исполнение бюджета в 2016 году будет происходить в сложных условиях нарастания неопределённости, геополитических рисков, и в связи с этим необходимы дополнительные резервы прочности и возможности манёвра. Внесённый правительством законопроект как раз предлагает такие механизмы и направлен на решение трёх задач. Первая - создание дополнительных резервов в составе федерального бюджета. Будут предусмотрены нераспределённые средства на поддержку отраслей экономики, социальную поддержку граждан, бюджетов субъектов Российской Федерации, и вот для того, чтобы объём этих резервов был больше в ходе исполнения бюджета в 2016 году, законопроектом предлагается перенести остатки федерального бюджета, которые не будут использованы в текущем году, в общем объёме, максимальном объёме до 150 миллиардов рублей на следующий год и таким образом пополнить этими остатками вот этот создаваемый дополнительный резервный фонд следующего года. Кроме того, на эти же цели предлагается направить остатки субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям, только в одном случае - если они не выполняют государственное задание. В таком случае мы полагаем оправданным перенос этих остатков на следующий год для дополнительной поддержки экономики и социальной сферы. Аналогичный механизм предлагается для резерва, который тоже у нас традиционно существует в составе федерального бюджета, на реализацию решений президента и правительства в сфере национальной обороны и безопасности - такой резерв есть в этом году, он будет и в следующем году. И вот если в текущем году эти средства тоже не будут востребованы, мы предлагаем перенести их на следующий год и пополнить таким образом дополнительные средства уже 2016 года. Это первая задача, она состоит в том, чтобы пополнять объёмы ресурсов, которые будут в распоряжении федерального бюджета. Кроме того, можно сказать, что эта задача будет частично решена в отношении субъектов Российской Федерации: одна из норм законопроекта касается переноса остатков субсидий, которые предоставляются в этом году субъектам под потребности, то есть под реализацию конкретных мероприятий, конкретных проектов, в том случае, если субъекты в этом году их не успеют освоить. Необходимость в проекте, в мероприятии остаётся, но для того, чтобы иметь возможность его продолжать, нам нужно перенести эти остатки на следующий год, перенести, так сказать, через 1 января, точно так же, как мы делаем это в отношении остатков по неисполненным государственным контрактам. Эта мера позволит улучшить финансовое состояние субъектов Российской Федерации, заставит их не отказываться от реализации уже начатых проектов и объектов. Вторая задача - это, собственно, пополнение доходной базы федерального бюджета, и в связи с этим мы предлагаем продлить приостановку нормы о том, что доходы от размещения средств Резервного фонда и ФНБ зачисляются в эти фонды, и в следующем году, в 2016 году, направить их в доходы федерального бюджета, таким образом, использовать на обеспечение расходов. Общий объём этих дополнительных доходов прогнозируется в размере 85 миллиардов рублей, то есть это достаточно существенная прибавка к доходной базе федерального бюджета. И третья задача тоже касается всех уровней бюджетной системы: в связи с тем что в текущих условиях формирования бюджетов нам необходимо оперативно принимать решения по доходным источникам, мы предлагаем приостановить в очередной раз - к сожалению, такова реальность, особенно это обострилось в текущей ситуации - норму о том, что все нормативные акты, определяющие доходы бюджетов, должны быть приняты за месяц до внесения проектов в законодательные органы, что позволит оперативно принимать и корректировать нормативные акты, регулирующие соответствующие доходные источники. Просим поддержать законопроект и по возможности ускорить его рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот почему докладчику по законопроекту дается семь минут, а комитету, который должен что-то объяснить по нему, - пять? Я никогда не понимал этой несправедливости. Вот где справедливость? Так вот, этот законопроект, он находится между целесообразностью и справедливостью. Целесообразность - это то, о чём говорил сейчас Алексей Михайлович, именно целесообразность заставляет комитет поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. Напомню, вопрос создания антикризисного фонда (мы его всегда условно так называли) - это было предложение Государственной Думы год тому назад, мы говорили, что те средства, которые, как мы прекрасно знаем, министерства и ведомства в конце года просто сбрасывают чёрт знает куда и эффективность использования которых проверить нельзя, целесообразнее было бы забрать и перебросить на следующий год для пополнения этого фонда. То есть, когда мы увидим, где больше проблема, мы могли бы уже в оперативном режиме решениями правительства и под контролем парламента направить эти средства и использовать их более эффективно. Идея правильная, идея поддерживается, и думаю, что на самом деле это должно стать общим решением. И это, мне кажется, даже не вопрос только следующего года, нет смысла объяснять это только тем, что введены санкции или такие условия экономические, - это разумное решение. Следующий вопрос - это вопрос о том, есть или нет необходимость приостанавливать действие норм Налогового кодекса. Да, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что такая необходимость есть. Мы не решали этот вопрос раньше по той простой причине, что правительство не могло определиться до последнего времени с тем, какие конкретные изменения Налогового кодекса должны быть предложены. Но теперь эти законопроекты внесены в Государственную Думу, депутаты могут посмотреть, что предлагается, и, принимая решение, выразить свою позицию по данным вопросам. Это очень важно, и, мне кажется, это можно отнести к плюсам. Ещё раз говорю, что рассматриваемый законопроект, безусловно, нужен, без него рассмотрение бюджета 2016 года практически невозможно - тщательное, я подчёркиваю, рассмотрение. Хотя есть очень серьёзные замечания у Счётной палаты, есть замечания у Государственно-правового управления администрации президента, есть предложения у Экспертного управления, помощника президента и так далее - всё это должно стать предметом рассмотрения во втором чтении. Что вызывает сомнения, на что не могу не обратить внимание здесь? Что принципиально - мы должны это понимать - необходимо изменить? Когда нам говорят, что средства, которые получали автономные учреждения, должны быть просто изъяты в бюджет, - это на самом деле продолжение политики, основанной на том, чтобы сократить всё у всех, по 5, по 10 процентов, а правильно средства тратятся или неправильно - на это никто не обращает внимания, это не главное. Мы против секвестра втёмную, и это первое, на что хотелось бы обратить внимание. Ведь посмотрите, каково основание возврата средств. Здесь указывается на недостижение заданных показателей. Но мы с вами приостанавливали действие государственных программ, они будут доработаны только к 1 апреля, а ведь именно в ходе выполнения госпрограмм, постепенно спускаясь всё ниже и ниже и обрастая уже конкретными показателями, и сформируются эти показатели для учреждений. Мы прекрасно знаем, как, скажем, увеличилась стоимость лекарств: в больнице должны были вылечить, допустим, пять человек, но на эти деньги смогли вылечить только четверых,- и что, надо изъять?! Из каких средств, ведь деньги-то истрачены? Мы очень подробно обсуждали это на заседании комитета, очень подробно, и выяснилось, что, оказывается, всё это будет сделано через полгода, когда что-то определится, и при этом решение будет принимать Министерство финансов. Ну извините, ради бога, в данном случае с этим комитет согласиться не может! Во-первых, мы не понимаем, какой источник. Во-вторых, мы не понимаем, почему Министерство финансов должно определять, что выполнено, а что не выполнено. А главное, это произойдёт через полгода, когда уже бюджеты субъектов и муниципальных образований будут свёрстаны, ведь это распространяется не только на федеральные учреждения, но и на региональные и муниципальные. Вот с этим мы согласиться не можем! Ну и, кроме того, конечно, норма о взыскании этих средств практически противоречит статье 239 Бюджетного кодекса. Можно ещё одну минуту, Сергей Евгеньевич? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Так вот, статья 239 прямо говорит об иммунитете бюджетов. Так почему же, когда мы говорим о федеральном бюджете, мы помним о том, что иммунитет существует, а когда мы говорим о региональных и о местных бюджетах, мы об иммунитете как-то забываем? Действующий сегодня Бюджетный кодекс не позволяет этого делать. И кстати, в самом законопроекте эти нормы пересматривать не предлагается. Есть ещё целый ряд вопросов, которые касаются деталей, а ведь дьявол, как известно, кроется всегда в деталях. Таким образом, поддерживая концепцию законопроекта, понимая, что его действительно надо принимать, и принимать надо до срока, установленного для внесения бюджета, до 25 октября, комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении, установить сокращённый срок подачи поправок и рассмотреть этот законопроект уже в пятницу на следующей неделе, с тем чтобы все эти вопросы учесть и чтобы он мог стать базой для нормального прохождения и эффективного рассмотрения основного бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович, присаживайтесь. Кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. У меня вопрос и к Алексею Михайловичу, и к Андрею Михайловичу. Остатки субсидий, предоставленных на обеспечение выполнения госзадания, при его невыполнении в полном объёме перераспределяются на иные цели, и целей этих очень и очень много, целый перечень, смысла нет их все называть. Но ведь госзадание может быть не выполнено в силу объективных причин, об этом говорил Андрей Михайлович. Всё-таки ответьте, пожалуйста, честно: значит ли это, что мы изобрели новый способ изъятия части средств, направленных учреждениям на их уставную деятельность, и вот этим законопроектом узаконим право их изымать и перераспределять, причём не принимая в расчёт финансовых потребностей самого учреждения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович, пожалуйста. ЛАВРОВ А. М. Законопроектом не предлагается произвольное изъятие средств у бюджетных и автономных учреждений, единственное основание - это невыполнение государственного задания. Субсидия на государственное задание считается по нормативам, которые должны в том числе учитывать и динамику цен, и динамику спроса на те или иные услуги. Учредитель вправе в течение бюджетного года менять показатели государственного задания. Таким образом, мы исходим из того, что государственное задание на 100 процентов обеспечено этой субсидией. И если при таких условиях, именно при таких условиях выясняется, что субсидия потрачена, а государственное задание не выполнено, мы считаем обоснованными возврат неиспользованной части - только этой части, только части по предыдущему году! - в соответствующий бюджет и использование таким образом, как установлено в соответствующем законе. Что касается федеральных учреждений, предлагается передавать их средства в резервный фонд, которому, в свою очередь, следует предоставить действительно широкие полномочия по их использованию, без дополнительной детализации того, куда эти средства будут направлены. Счётная палата неоднократно обращала внимание на то, что необходимо повысить дисциплину бюджетных автономных учреждений: у них действительно накапливаются остатки, в том числе и связанные с невыполнением государственного и муниципального задания. Мы считаем, что необходимо создать механизм, который позволит стимулировать и повысить дисциплину бюджетных автономных учреждений в этом отношении. При этом те вопросы, о которых говорил Андрей Михайлович, - они, безусловно, важны - можно будет решить при рассмотрении поправок во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, добавить хотите? Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Да, спасибо. Уважаемые коллеги, я хотел бы пояснить, в чём расхождение между нашими позициями, тем более я рад, что Алексей Михайлович признал, что во втором чтении мы должны это, безусловно, учесть. Первое. Говорят, что изменения коснутся только федеральных учреждений, но здесь ясно сказано, что задание у нас как муниципальное, так и государственное, то есть это касается всех - и федеральных, и региональных, и местных учреждений. Совершенно очевидно, что этот вопрос мы должны решить. Второй вопрос опять же справедливый, на самом деле можно было бы согласиться: не только Счётная палата, но и мы неоднократно говорили, что деньги лежат, лежат просто так на депозитных счетах, кто-то получает с них доходы, а задания не выполняются, но здесь-то речь идёт совершенно о другом. Алексей Михайлович говорит: они должны внести изменения. Но речь-то идёт о тех деньгах, которые в 2015 году здесь были, и не было изменений, ни одного задания на сегодняшний день не изменено! Таким образом, сегодня предлагается в законе изъять это всё без каких бы то ни было объективных критериев - а это, простите, больницы, это школы, это на самом деле жизнь людей - и решаться это будет не теми, кто занимается политикой, решаться это будет приказом Минфина, как вы сами об этом справедливо говорили. Вот это тоже недопустимо, и это тоже мы предлагаем поменять во втором чтении. Рад, что Алексей Михайлович с этим согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вообще-то, хотел задать вопрос Алексею Михайловичу, но, раз есть дискриминация, я его переадресую Андрею Михайловичу Макарову. Уважаемый Андрей Михайлович, вот мы говорим об остатках средств, которые будут направлены в федеральный бюджет, и, наверное, в какой-то мере это здорово, а могли бы вы напомнить залу (для стенограммы) о том, что, кажется, у нас эти остатки с каждым годом растут и растут? И ещё: касается ли это остатков средств на всех счетах, в том числе госкорпораций, или только отдельных бюджетополучателей? МАКАРОВ А. М. Спасибо. Вот почему как хороший вопрос, так представителю правительства, а как про госкорпорации, так мне отвечать? Я так понимаю, вы для своего вопроса выбрали человека, которого не очень жалко. На самом деле ещё раз хотелось бы сказать: речь идёт о бюджетных учреждениях, хотелось бы сразу зафиксировать эту ситуацию. Вы совершенно правы, когда мы говорим об эффективности расходования бюджетных средств, мы должны говорить об общей системе. Сейчас правительство предлагает нам решать конкретные задачи - в ходе обсуждения на заседании комитета вы тоже занимали эту позицию, насколько я понимаю, - нам надо решить эти задачи исходя из тех возможностей, которые у нас есть. К сожалению, на сегодняшний день подробного анализа, как, между кем эти средства распределяются, нет; мы можем приводить отдельные примеры, но в целом такого анализа пока нет. Счётная палата проводит очень серьёзный анализ, сейчас она как раз занимается этим исследованием, я надеюсь, что к рассмотрению федерального бюджета у нас эти цифры появятся. И хотел бы напомнить, что у нас с вами ещё будет возможность в рамках второго чтения основного бюджета решать дополнительные вопросы. Что касается того, пойдут ли остатки средств на те же цели в следующем году, или они пойдут на другие цели, я думаю, этот вопрос тоже надо решать, здесь нет какого-то ограничения. Если мы говорим, что средства расходовались неэффективно, наверное, имеет смысл посмотреть, нужны ли они на эти цели, может быть, они потому и лежат, что средства на эти цели не нужны, и лучше направить их на другие, а может быть, надо, наоборот, оставить на эти цели, но это можно сделать тем путём, который предлагает правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Михайлович, в августе президент дал поручение правительству обеспечить планирование главными распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год с учётом не использованных на 1 января 2016 года остатков средств на счетах подведомственных им учреждений, законопроектом же предлагается обратное - осуществить возврат указанных остатков. Об этом сказано и в заключении Счётной палаты. Вопрос: это противоречит поручению президента или нет? ЛАВРОВ А. М. Правительство продолжает и будет продолжать работать над этим поручением, в том числе одним из механизмов будет реализация федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год, там и предусмотрены специальные механизмы учёта неиспользованных средств при использовании бюджетных ассигнований 2016 года. Данный законопроект впрямую и непосредственно задачу учёта не решает, но он решает очень важную и связанную с этим задачу. В конечном счёте мы считаем обоснованной ситуацию, когда неиспользованные остатки, не востребованные в текущем году, возвращаются в бюджет, и делаться это будет с учётом, безусловно, всех отраслевых особенностей, делаться это будет соответствующими учредителями, не Министерством финансов, которое определит только общий порядок, как сказано в законопроекте. Законопроект позволяет с минимальными рисками впервые подступиться к решению такой большой системной задачи. Причём главная проблема, на которую в том числе ориентировано поручение президента, - это всё-таки, конечно, не остатки на счетах бюджетных учреждений, это остатки на счетах акционерных обществ, хозяйствующих субъектов, вот там огромная проблема, а бюджетные учреждения даже на депозитах не имеют права размещать эти остатки. Как справедливо сказал Андрей Михайлович, будет масса объективных факторов, которые просто не позволяют им выполнять государственное задание, - здесь нужно подходить осторожно. Но вот когда акционерные общества, государственные корпорации получают большие средства и в течение длительного времени не используют их, размещают на депозитах, - вот на это нужно прежде всего обратить внимание, и такие механизмы этим законопроектом действительно не предложены, потому что они будут предложены более конкретным и детальным законом о бюджете на 2016 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Вопрос представителю правительства, ну и хотел бы попросить Андрея Михайловича прокомментировать. Уважаемый Алексей Михайлович, мы на заседании комитета уже начали разбирать эту проблему, но, к сожалению, я так и не получил исчерпывающего ответа. Вот смотрите, вы приостанавливаете действие 53-й статьи Бюджетного кодекса, но при этом 172-я статья по-прежнему действует, и она предусматривает составление проекта бюджета на основании основных направлений таможенно-тарифной, налоговой, бюджетной политики Российской Федерации. При этом мы понимаем, что, скорее всего, уже до момента внесения не получится вынести на обсуждение парламента все эти основные направления, хотя вы сказали, что внесёте вместе с этим бюджетом и основные направления. Вот скажите, пожалуйста, может быть, вы хотите отменить ещё и закон "О парламентском контроле", в статье 11 которого говорится, что как раз это полномочие парламента - в рамках предварительного парламентского контроля обсуждать основные направления бюджетной и налоговой политики? ЛАВРОВ А. М. Безусловно, законопроект этого не предлагает, он просто не касается вопросов, связанных с разработкой среднесрочных документов, он посвящён совершенно иным вопросам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, у нас должно быть понимание, что мы с вами приняли решение разрешить правительству доработать государственные программы до 1 апреля следующего года, поэтому очень бы не хотелось, чтобы в результате нашего обсуждения были спешно разработаны, вброшены и утверждены правительством какие-то основные направления налоговой или бюджетной политики и формально все бы отчитались, при этом, как справедливо заметил Антон Анатольевич, были бы нарушены нормы закона "О парламентском контроле" и так далее. Считаю также недопустимым - и на заседании комитета это ясно прозвучало, - чтобы страдал парламентский контроль (нормы о парламентском контроле никто не отменял, они действуют). Мне кажется, было бы правильнее в этом случае сделать либо поправку в закон, либо аналогично решению вопроса о госпрограммах предложить правительству доработать трёхлетние основные направления и налоговой, и бюджетной политики и представить их в срок до 1 апреля одновременно с государственными программами. Такое решение было бы наиболее разумным в этой ситуации, но я повторяю: мяч на стороне правительства, хотелось бы услышать его предложения по этому поводу. Надеюсь, в рамках второго чтения мы их услышим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня вопрос к обоим докладчикам. Тема возврата остатков средств на счетах звучит очень давно. У нас есть динамика, которую можно привести, и Счётная палата, и комитет всё это дают, а вот об остатках субсидий мы услышали только что, ну, или вчера на заседании комитета. У меня вопрос: возврат субсидий будет осуществляться в размере остатков на счетах или в размере невыполнения задания? Если в размере невыполнения задания, то тогда за счёт каких средств, потому что на счетах нет остатков, какие-то средства уже были направлены на выполнение заданий. За чей счёт? Хотелось бы, чтобы этот вопрос прояснили депутатам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М. В действующей редакции законопроекта действительно чётко не установлено, будет ли это производиться за счёт остатков по состоянию на 1 января, либо уже за счёт доходов текущего года. Но мы считаем правильной постановку вопроса, когда изъятие ограничивается исключительно остатками, которые существуют на начало соответствующего года, с тем чтобы на текущую деятельность учреждения это не оказывало негативного влияния. Если этих остатков нет, значит, изъятие производиться не будет. Мы полагаем, что в этом случае должны применяться меры административной и дисциплинарной ответственности, означающие, что госзадание не выполнено, а деньги, которые на него были выделены и посчитаны по нормативам, в идеале покрывающие 100 процентов, потрачены, только это отношения административные и дисциплинарные, а не финансовые. Такие поправки мы готовы рассмотреть во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, что-нибудь добавите? МАКАРОВ А. М. Готов согласиться с позицией Алексея Михайловича в том, что здесь должен ставиться вопрос об ответственности конкретных лиц, которые либо допустили нецелевое расходование средств, либо, скажем, какие-то другие правонарушения. Но я так понимаю, что вопрос Сергея Михайловича - а Счётная палата и Правовое управление тоже обращают на это внимание - как раз и задан потому, что механизма этого нет, и сегодня из закона фактически вытекает то, что средства будут изыматься уже из текущего финансирования. Только мы должны помнить, что речь идёт в конечном итоге не об автономных учреждениях, речь идёт о школьниках, об учителях, о врачах, о больных и так далее, и здесь изымать средства из текущей деятельности, безусловно, абсолютно неправильно, поэтому после второго чтения такая возможность должна быть полностью исключена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Из выступлений Андрея Михайловича и Алексея Михайловича понятно, что обсуждаемые нормы не дают возможности установить, за счёт каких средств необходимо осуществлять возврат, и не ясен механизм их применения, но, несмотря на это и несмотря на то, что комитет сам не согласен, он всё-таки считает, что закон принимать надо. Алексей Михайлович, скажите, пожалуйста, в двух словах, каким вы видите механизм применения в случае, если на момент установления факта недостижения показателей государственного (муниципального) задания бюджетные средства, предоставленные для выполнения государственного задания на соответствующий год, учреждениями использованы в полном объёме? ЛАВРОВ А. М. Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что сам по себе механизм обращения взыскания или изъятия средств бюджетных и автономных учреждений существует. Этот вопрос урегулирован и не противоречит принципу иммунитета бюджетов, поскольку средства уже находятся не у участников бюджетного процесса, но это применяется исключительно к целевым субсидиям. К субсидиям на государственное задание, то есть, можно сказать по аналогии, к дотациям, он действительно до сих пор не применялся. И если будет введена такая возможность, - а мы поддерживаем подход, который предложил Андрей Михайлович, - если субъектам и муниципалитетам будет предоставлено право решать, пользоваться этой возможностью или не пользоваться, и они такую возможность будут использовать, то механизм изъятия должен состоять из двух этапов. Бюджетное или автономное учреждение должно возвращать в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами остатки, размер которых посчитан по проверяемой объективной методике соответствующим учредителем, ещё раз уточню, не финансовым органом, а отраслевым министерством. Если у него средств нет, то возврат не производится, и никакого дальнейшего взыскания осуществлено быть не может, наступает административная или дисциплинарная ответственность. Если же остатки на счету по состоянию на 1 января есть, а бюджетное или автономное учреждение по тем или иным причинам не перечислило их в бюджет, то вот в этом случае будет применяться общий механизм взыскания, состоящий в представлении соответствующих документов, - напомню, что все счета бюджетных учреждений находятся в Федеральном казначействе или в финансовых органах субъектов и муниципальных образований, - при получении этих документов просто произойдёт перечисление средств с отдельного счёта на единый счёт соответствующего бюджета. Такие механизмы существуют, но, ещё раз скажу, это может быть реализовано - это, на наш взгляд, правильная постановка вопроса - только при наличии остатков по состоянию на 1 января начавшегося года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы. Хотите добавить? Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Уважаемые коллеги, вот это как раз и есть предмет самых серьёзных разногласий. В следующий раз мне придётся слайды какие-то показывать - наверное, лучше увидеть, - но я вынужден просто прочитать. Статья 239 Бюджетного кодекса не предусматривает право взыскания бюджетных средств в связи с недостижением показателей государственного (муниципального) задания, в этой статье говорится, что взыскание за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом, возможно только в судебном порядке. Вот что предлагается в законопроекте сейчас: средства подлежат взысканию в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, то есть приказом Министерства финансов подменяется судебное решение! Против этого мы и возражаем, именно это и означает нарушение иммунитета бюджетов бюджетной системы, и, естественно, во втором чтении этой нормы быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов, выступление от фракции. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, вот она, справедливость: семь минут - ровно столько, сколько и Лавров, я буду сейчас выступать. Ну что законопроект нам говорит? Есть три основных момента, по поводу которых мы спорим, которые мы видим. Первое. То, о чём мы всегда говорили и к чему стремились, особенно в субъектах, - все законы, которые касаются налогообложения, должны быть приняты до внесения проекта бюджета, ну, чтобы при принятии бюджета была понятна картина, налогооблагаемая база. Основной принцип, принцип предсказуемости, достоверности бюджета, - то, что заложено у нас в Бюджетном кодексе, - должен быть исполнен. Вот сегодня, отказавшись от этой нормы, мы должны понимать, что по ходу рассмотрения бюджета будут вноситься какие-то изменения, которые коснутся налогооблагаемой базы. Вообще, конечно, таким образом Министерство финансов расписывается в собственной, я бы так сказал, профнепригодности, ну, будем говорить откровенно. Я вот вообще не вижу каких-то изменений за последний год, которые позволили бы сказать, что мы не понимаем, в какой ситуации находимся, не видим, как будет меняться ситуация. Слушайте, вот по нефти мы всё уже более-менее поняли: её цена может ещё упасть, она может быть 30 долларов, но мы динамику понимаем, мы понимаем, что будет с рублём, мы понимаем, как будет вести себя Европа. У нас все исходные данные для принятия концепции финансовой стратегии есть - у нас её самой нет! Второе, остатки средств. Вот про остатки средств мы говорим давно, и сегодня вопросы задавали Андрею Михайловичу. Ну, я не поленился и посмотрел: да, такая динамика существует, остатки средств на 1 января 2013 года - 17 миллиардов рублей, 2014-го - 29 миллиардов, 2015-го - 36 миллиардов, остатки субсидий на иные цели - 19, 32, 65 миллиардов рублей соответственно. Про это и Счётная палата нам говорит, про это и президент нам говорит. Удивительно - в которой раз выхожу на эту трибуну и снова удивляюсь, - почему депутаты и наши избиратели, население великой России читают президента и понимают его так, а вот те, кто приносят нам законы, они понимают его буквально с точностью до наоборот?! О чём говорит президент? Президент сказал в своём поручении: обеспечить планирование главными распорядителями бюджетных средств с учётом неиспользованных остатков на 1 января. О чём это говорит? О том, чтобы довести на следующий год задание в таком объёме: на сумму остатков, которые есть, его уменьшить. Цель какая? Правильно спланировать, организовать работу. А что сегодня предлагает сделать Минфин введением изъятия не только остатков средств, но и остатков субсидий по неисполненным показателям? Он предлагает поставить наши учреждения в такое положение, что они, вообще-то, и понимать не будут, сколько им возвращать-то надо. Они понимают, что реально задание не будет исполнено. Согласитесь, вы же Минфин, у вас всегда есть возможность прийти и сказать... Ну какие задания у нас? Они и сейчас у нас фальсифицируют показатели: вот я смотрю "дорожную карту" по здравоохранению - они сейчас и показатели по смертности корректируют, и всё остальное! Всегда можно прийти и сказать: вы не выполнили показатели, возвращайте! Вы себя поставьте на место учреждений государственных, автономных - вот как они должны использовать эти средства планомерно, спокойно, как говорит президент, выполняя социальные обязательства? Да они встанут в позу вот в такую и будут ждать, когда утвердят программы в апреле, когда появятся эти индикаторы, по которым они будут определять, достигнут они этих показателей или не достигнут. Вот, например, у нас есть учреждение - Фонд соцстраха, оно выполняет у нас агентские функции: ТСР, подгузники, путёвки... Когда Минфин доводил до него средства на выполнение расходных обязательств в полном объёме, когда? Да никогда этого не было! Я уверен, что и в этом году такого не будет. Какую позицию займёт фонд? Вот я так понимаю, что он должен провести тендеры, купить, обеспечить подгузниками в таком-то количестве, ТСР в таком-то количестве. Фонд понимает, что реально не выполнит обязательств, потому что ну просто невозможно их на эти средства выполнить. Значит, что он будет делать? Он замрёт и будет ждать, пока не решится вопрос с Минфином. Будут вечные согласования: в каком объёме, можно это или нельзя... Фактически вместо того, чтобы выполнить поручение президента... Когда мы разрешали вам внести позже проект бюджета, мы же вам сказали: давайте мы сразу доведём до субъектов субсидии, субвенции, чтобы они знали, что тяжёлый год, будем работать планово. Вы же делаете с точностью до наоборот, вы всех поставите в такое положение, что никто ничего не будет выполнять! Они будут переживать: если вы предъявите возврат к субсидиям, а остатков нет, на кого это ляжет? В конечном счёте это ляжет на население, потому что мы не сможем выполнять те задания, которые определены. В конце концов, мы же неоднократно говорили, например что касается путёвок, что невозможно обеспечить выполнение обязательств по нормативам, когда реально выделяется 1 тысяча 700 рублей на человека. Значит, это учреждение, ФСС, не выполнит обязательств - и что, вы изымите остатки, что ли?! Третье. Тут огромное количество вопросов, и мне странно, что сегодня во время первого чтения мы так легко отказываемся от своих позиций: здесь мы не будем, здесь мы поправим, - а что мешало это сделать к первому чтению? Как опыт показывает, всё-таки менеджмент Минфина находится в таком положении, когда он не может привести стройную концепцию налоговой модели. Происходит лоббирование определённых интересов - это касается ГКН, льгот по налогу на прибыль и так далее, и так далее. Значит, здесь ситуация такая: либо вы должны занять твёрдую позицию, которая даст возможность нашей стране развиваться, и отстаивать эту позицию, либо вы будете локально вот этот кафтан шить, и тогда ситуация останется прежней. То есть не поднимаем вопрос по льготам (у регионов так и осталось 4,5 процента), не поднимаем вопрос по уставным капиталам, не поднимаем вопрос по подоходному налогу - мы вместо этого сегодня опять получаем законопроект, в котором предлагается решать вопросы за счёт населения. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Исходя из выступления предыдущего оратора можно сказать, что предложенный законопроект вновь демонстрирует поспешные, детально не продуманные действия Минфина в ходе работы над бюджетом 2016 года. Наряду с действительно необходимыми мерами по мобилизации внутренних резервов бюджета предложенные Минфином подходы к изъятию бюджетных остатков не учитывают отраслевые особенности ряда бюджетных учреждений, что может привести просто к остановке их уставной деятельности в начале очередного финансового года. В общем, этим законом учреждения будут существенно напуганы. Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 года правительству было прямо поручено обеспечить планирование главными распорядителями бюджетных средств бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016 год именно с учётом не использованных на 1 января 2016 года остатков средств на счетах подведомственных им учреждений - вместо этого предлагается возврат указанных остатков. Таким образом, что бы тут ни говорили, предложенный законопроект противоречит поручению президента, которое более разумно и реально учитывает сложившуюся ситуацию. Серьёзно не просчитаны последствия предложенной в законопроекте жёсткой формулировки: "При недостижении бюджетным учреждением указанных показателей..." - имеются в виду показатели, установленные госзаказом, - "...средства в объёме, соответствующем недостигнутым показателям, подлежат возврату... в бюджет". А может быть, для эффективного использования бюджетных средств, их равномерного и полного освоения Минфину необходимо жёстко потребовать от главных распорядителей бюджетных средств наконец организовать надлежащий внутренний финансовый контроль? При этом Минфину самому следует показать пример эффективного бюджетного планирования... Я от фракции выступаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. ...повысить достоверность прогнозов, перестать перестраховываться, неоправданно урезая расходную часть бюджета, предлагая заниженный вариант поступления доходов, что ведёт к ещё большему замедлению экономического роста и сокращению бюджетной сферы. Ставшая традиционной корректировка бюджета в конце года приводит к неэффективному использованию огромного объёма бюджетных средств. Как известно, по итогам 2014 года остатки федеральных средств на счетах субъектов Федерации составили 126 миллиардов рублей - именно из-за позднего доведения средств. При корректировке бюджета в марте этого года фракция КПРФ предлагала не спешить, дождаться итогов первого квартала, а затем уже пересматривать бюджет, и Счётная палата тогда указывала на заниженный на 128 миллиардов рублей прогноз доходов, но это не приняли во внимание. Теперь доходы оказались выше на 700 миллиардов, и это говорит о том, что спешить с урезанием бюджета в марте всё-таки не следовало. В результате на следующей неделе мы вновь будем корректировать бюджет, фактически восстанавливая частично то, что урезали в марте. Причём опять, по оценке Счётной палаты, дополнительные доходы в проекте занижены Минфином на 130 миллиардов рублей. Вот в марте дотации на сбалансированность бюджетов регионов срезали на 30 миллиардов, сейчас добавляют 45, а сколько из-за этого уже закрыто школ и больниц в субъектах, никого в Минфине, видимо, не волнует. Так и хочется иногда спросить специалистов Минфина: вы хоть ведаете, что творите?! Фракция КПРФ считает, что многие возможности бюджета не использованы. К примеру, большим резервом увеличения доходов остаётся сокращение задолженности по налогам и особенно по таможенным платежам, по дивидендам, перечисляемым в федеральный бюджет. Хороший эффект даст ужесточение контроля за возвратом НДС. Источником пополнения бюджета может стать увеличение доходов от использования федерального имущества. Мы неоднократно заявляли, что требуют дополнительного изучения последствия так называемого налогового манёвра, поскольку идёт сокращение доходной части бюджета, рост внутренних цен на энергоносители. Правда, частично Минфином это уже учтено в проекте бюджета 2016 года. Мы предлагали и предлагаем начать процесс возврата финансовых средств, вложенных в ценные бумаги зарубежных государств, поддерживающих экономические санкции против Российской Федерации. Как известно, только в ценные бумаги американского правительства вложены и продолжают вкладываться огромные средства. Вот где основные резервы нашего бюджета! В целом, исходя из информации, которая содержится в заключении Счётной палаты, в заключении Комитета по бюджету и налогам, фракция КПРФ не может поддержать предложенный правительством законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Андреевич. Александр Георгиевич Тарнавский - также выступление от фракции. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Готов продолжить критику настоящего законопроекта, порядка пяти страниц по этому поводу имеется в распоряжении, но есть две проблемы: первая - у меня всего семь минут, даже уже меньше - 6.45, а вторая закавыка - навыки и мастерство. Если я говорю о навыках и мастерстве, я прежде всего говорю об умении моих коллег из Комитета по бюджету и налогам, как говорится, - такое непарламентское выражение, не хочется его использовать, но скажу аккуратно - из любого законопроекта сделать конфетку. Поэтому я надеюсь, что эта работа будет проведена и законопроект будет выпущен в должном виде. Теперь сосредоточусь на главном. В этом законопроекте первого чтения главное - две его основные идеи, для меня, по крайней мере, они более важны по сравнению с теми тремя, о которых говорилось в докладе. Остатки. Мы серьёзно заговорили об изъятии и возвращении остатков средств бюджетополучателей в федеральный бюджет - это, вообще-то, нормальная позиция: мы начинаем экономить, мы начинаем думать о том, как и копейку направить в бюджет, потому что нам однозначно не хватает денег на индексацию пенсий... Не буду продолжать этот список, нам не хватает на многое, и спасибо правительству, что оно этот вопрос поставило. Кстати говоря, Алексей Михайлович очень мудрую вещь сказал на заседании комитета - он сказал, что, вообще-то, остатков быть не должно. Сама мысль мудрая, но не такая свежая, я напомню вам известнейшую фразу нашего великого российского историка Василия Осиповича Ключевского, который творил в конце XIX - начале XX века (он, кстати говоря, был ещё и тайным советником). Так вот он как-то сказал как отрезал, и это касается работы и современной финансовой системы: "Простейший способ не нуждаться в деньгах - не получать больше, чем нужно". Мне кажется, этот тезис до сих пор актуален, и актуален потому, что у нас в последние годы остатки по субсидиям на счетах компаний растут (вот Сергей Михайлович Катасонов, как человек истинно интеллигентный, на "правительственном часе" назвал целый ряд цифр), и эта тема звучала в моём вопросе, но я постараюсь назвать главные цифры, которые Сергей Михайлович всё-таки не назвал. Вот из того, что было роздано в материалах, следует, что остатки по субсидиям на финансовое обеспечение выполнения госзадания на 1 января 2013 года были 17 миллиардов рублей, на 1 июля 2015 года - 116 миллиардов рублей, подобная ситуация и по субсидиям на иные цели: на 1 января 2013 года остатки 19 миллиардов рублей, на 1 июля 2015 года - 112 миллиардов рублей. Остатки растут, и спасибо правительству, что оно начинает этим заниматься. Да, это некомфортно для многих бюджетополучателей, и об этом в зале говорилось - очень часто бюджетополучатели не виноваты, потому что они получили эти деньги очень поздно и не могут их освоить, но деваться некуда. Повторюсь, соглашусь и с Ключевским, соглашусь и с Лавровым: остатков в нормальной финансовой системе в принципе быть не должно. Но мы сделали только первый шаг, давайте теперь поговорим о том, в связи с чем Андрей Михайлович улыбнулся, - об остатках средств госкорпораций. Вот последние цифры, по данным Счётной палаты (я даже зачитаю, потому что времени немного): остатки бюджетных средств на счетах госкомпаний и госкорпораций с 2014 по 2015 год составили более 600 миллиардов рублей, а доходы от их размещения - всего 7 миллиардов рублей, по данным Счётной палаты. То есть мы наши рублёвые остатки размещаем под 1 процент годовых - хорошо зарабатываем! В бюджет ли только лишь?.. Объём бюджетных вливаний в институты развития с 2007 по 2015 год составил 480 миллиардов рублей, при этом ожидаемые остатки на их счетах составят 210 миллиардов рублей - это почти половина из переданных им ресурсов! Из госкомпаний институты развития нерационально используют средства бюджета - это не я сказал, это сказали уже Счётная палата и Минфин. Например, у "РЖД" постоянно 60 миллиардов рублей - это переходящие остатки; у РФПИ - 63 миллиарда рублей. А давайте вспомним такую "любимую" нами организацию, как "Роснано", - угадайте с трёх раз, есть ли у неё переходящие остатки? Ну, если думаете, что есть, то вы окажетесь правы: 33 миллиарда рублей переходящих остатков - неплохо! Агентству кредитных гарантий выделили 50 миллиардов рублей - агентство уже давно преобразовали в другую структуру, а деньги там до сих пор так и лежат. То есть живут, как государство в государстве - сами себе устанавливают нормативы, нормы закупок более льготные, чем могут себе позволить государственные структуры. Кстати, это тоже не я сказал - спасибо министру финансов Российской Федерации Антону Силуанову, а он человек знающий, это его слова, которые были им сказаны в последнем интервью недельной давности. Вот такая как бы картина. В заключение я хотел бы, помимо остатков, сказать и о следующем. То, что правительство предлагает доходы от управления Резервным фондом отправить в бюджет, - а об этом уже говорилось и сейчас в зале, и на лентах информагентств - это значит, что 85 миллиардов рублей тоже пойдут в бюджет, и я очень надеюсь на индексацию для наших пенсионеров. Против такого решения правительства проголосовать не могу, поэтому с учётом сказанного, с учётом того, что законопроект будет членами бюджетного комитета существенно переработан, я, как и многие из моих коллег, проголосую за настоящий законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Оксана Генриховна Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я не успела записаться, но если вы мне дадите три минуты... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, вы меня ставите в неудобное положение, потому что если коллеги и не обвинят меня в злоупотреблении властью, то подумают об этом, и правильно сделают. Имейте это в виду на будущее. Пожалуйста, включите микрофон. ДМИТРИЕВА О. Г. Хорошо, спасибо. Уважаемые коллеги, мне представляется, что данный законопроект - это естественный итог тех разрушительных реформ, которые были осуществлены в отношении бюджетной сферы и системы исполнения бюджета. Я вам открою истину, которую, вообще-то, знает каждый специалист в области бюджета: если мы не нарушаем бюджетные законы и бюджетные учреждения у нас по факту являются бюджетными учреждениями - со сметой, со штатным расписанием, с тарифной сеткой - и если существует казначейская система исполнения бюджета, то в принципе остатки, которые нужно изымать в бюджет, не образуются, поскольку при казначейской системе исполнения забирается ровно тот объём средств, который нужен. А когда всю систему искорёжили и 83-м законом вместо бюджетных учреждений создали автономные некоммерческие организации (АНО) и бюджетные учреждения, которые являются бюджетными только по названию, фактически изъяли, создали для них отдельные счета и всё это подавалось под видом того, что мы это делаем для того, чтобы у них была независимость, для того, чтобы у них были остатки, и для того, чтобы они свои остатки могли переносить на следующий год, то тем самым вообще был сделан подрыв казначейской системы исполнения бюджета, которая создаётся не для красоты, не для того, чтобы мы упоминали это слово, а для того, чтобы не было неработающих остатков. Теперь о том, что предлагает правительство. Вы знаете, после провала одной реформы... Наполеон говорил, что бесталанный, бездарный полководец в случае провала расширяет театр военных действий, вот то же самое и здесь: полный провал 83-го закона и бюджетной реформы, а вместо того, чтобы её исправить, расширяют театр военных действий и придумана совершенно дикая схема, что можно изымать средства у бюджетного учреждения, у автономной некоммерческой организации в меру невыполнения государственного задания. Мы с вами анализировали госпрограммы и знаем, что нет у госпрограмм точных показателей, нет и не может быть, поскольку бюджетные учреждения выполняют функцию, которую невозможно перевести в штуки, в числа и так далее. И будут совершенно дикие случаи, когда, допустим, недобор в вуз, или отчислены из вуза неуспевающие студенты, или оказалось недостаточно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. ДМИТРИЕВА О. Г. При этом функция выполнена, деньги реально истрачены. Если в школе, в классе сидит не двадцать пять, а двадцать человек, учителю что, нужно меньше платить или отопление нужно уменьшить в этом помещении? Это абсолютная дикость, которая в принципе не может быть реализована. Мне представляется, что внесение данного законопроекта требует серьёзного анализа реализации 83-го... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, вы совместите выступление с содокладом, да? Алексей Михайлович, хотите ещё раз выступить? ЛАВРОВ А. М. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо вам огромное, Сергей Евгеньевич. Хочу выразить искреннюю благодарность, вспомнилось время, когда всё обсуждение бюджетных вопросов сводилось к диалогу между Оксаной Генриховной и мною. Вспомнил это время, поэтому ограничусь сейчас только одним: я готов согласиться, что к 83-му закону надо возвращаться, безусловно, его надо рассматривать, все понимают его проблемы, просто законом, который мы рассматриваем сегодня, вот сейчас, проблемы 83-го закона мы решить не можем. А какие проблемы мы можем решить? Главная, на мой взгляд, задача - это обсуждаемая всеми тема индексации пенсий. Вторая по порядку, хотя, может быть, и не по значимости - это тема поддержки региональных бюджетов. Вот мы с вами рассматриваем закон, в котором написано, что антикризисный фонд правительства может прямо расходоваться на эти цели, то есть создаётся законодательная база для решения важнейших для страны вопросов. Я готов согласиться со всеми коллегами, которые говорят: ну слава богу, наконец наши слова о неэффективности расходования бюджетных средств - я подчёркиваю - на всех уровнях, от и до, наши слова Счётной палатой услышаны. Да, маленький шажок, начинаем с бюджетных учреждений, то есть нашли тех, за кого некому заступиться, но хоть с них давайте начнём. Но Алексей Михайлович справедливо говорит, потому что действительно эта задача поставлена в первую очередь председателем правительства по результатам совещаний, которые были, и я надеюсь, что уже гораздо более серьёзные шаги по поиску эффективных путей расходования бюджетных средств, соответственно, в борьбе с неэффективным расходованием мы увидим уже при рассмотрении бюджета. Следующий вопрос. Есть объективная реальность, а объективная реальность - это то, что этот закон обеспечивает нам с вами возможность нормально рассматривать бюджет 2016 года. Вот главные обстоятельства, которые фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает необходимым учитывать, принимая решение по этому законопроекту. Мы будем его поддерживать, потому что для нас гораздо важнее проблемы индексации пенсии пенсионера, гораздо важнее вопросы оказания помощи региональным бюджетам. Безусловно, на пути доработки этого законопроекта нам с вами предстоят большие трудности, а то, что его надо дорабатывать, - ну, я просто не знаю, у кого поднимется рука вынести его на второе чтение в таком виде, - я думаю, всем понятно. Поэтому я повторяю: нам предстоит сегодня... Я ведь с большинством замечаний, которые здесь были сделаны, абсолютно согласен, хотя, скажем, очень не люблю такие слова, как "непрофессионализм", которые звучат в адрес кого бы то ни было - правительства, Минфина, - ну простите, это не аргумент, мы обсуждаем конкретный законопроект, мы знаем, что надо сделать. Все фракции выступили и сказали, что необходимо в нём исправить, но, я повторяю, задачи, которые поставлены этим законом, абсолютно правильны, и в этом плане, я думаю у нас есть ясное понимание того, что необходимо сделать ко второму чтению. "ЕДИНАЯ РОССИЯ", осознавая свою ответственность перед гражданами страны, будет голосовать за этот закон. Мы проведём всю необходимую работу по его доработке ко второму чтению, с тем чтобы он был принят в те сроки, которые необходимы для успешного прохождения бюджета. Этим же на самом деле руководствовался и комитет по бюджету (заключительное слово, которое я сейчас произношу, - от комитета), когда рекомендовал поддержать принятие этого законопроекта в первом чтении. Я очень благодарен коллегам из всех фракций, которые не просто выразили обеспокоенность, а реально указали проблемы, узкие места, над которыми нам необходимо сосредоточиться при подготовке ко второму чтению. Вот к этой совместной работе я всех и приглашаю. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
25-й пункт, проект федерального закона "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 02 сек.) Проголосовало за 285 чел.63,3 % Проголосовало против 93 чел.20,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.