Заседание № 264
О проекте федерального закона № 898474-6 "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (о сохранении в 2016 году порядка расчёта ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, действовавшего в 2015 году, и об уточнении порядка предоставления тарифных льгот; принят в первом чтении 13 ноября 2015 года с наименованием "О внесении изменения в статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
22-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", второе чтение. Докладывает Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен ко второму чтению, четыре поправки предлагаются к принятию, одна поправка - к отклонению. Закон бюджетообразующий - вы знаете прекрасно, что за счёт этого формируются доходы бюджета, - прошло его подробное обсуждение в комитете, и думаю, что никаких вопросов у нас реально не возникнет. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание: из поправок, предлагаемых к принятию, только одна поправка имеет сущностный характер - вопрос по Киринскому месторождению, - остальные поправки технические. Чтобы не возникало вопросов о том, что предоставляются какие-то льготы, тем более "Газпрому", тем более о выпадающих доходах, напомню - хотя вы это и так прекрасно знаете, - что здесь, во-первых, нет никаких выпадающих доходов, а во-вторых, по Киринскому месторождению введены санкции Соединёнными Штатами Америки, и поэтому мы не вводим никакой новой льготы, а просто продлеваем до 2021 года срок действующей льготы. Выпадающих доходов, я подчёркиваю, у нас с вами не будет, но совершенно очевидно, что "Газпром" должен иметь возможность работать независимо от того, придут инвестиции или нет, тем более что в связи с санкциями они не придут, это ясно. Просьба рассмотреть таблицы и поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 54 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Первая таблица принимается. Есть ли замечания по второй таблице, содержащей единственную поправку? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 21 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Вторая таблица также принимается. Андрей Михайлович, пожалуйста, вам слово. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения. В случае поддержки законопроекта во втором чтении прошу вынести его сегодня и на третье чтение, чтобы законопроект был направлен в Совет Федерации и на подпись президенту. Я напоминаю, что это бюджетообразующий закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3-1 и 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 00 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступлений по мотивам нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 25 сек.) Проголосовало за 429 чел.95,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 261
О проекте федерального закона № 898474-6 "О внесении изменения в статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (о сохранении в 2016 году порядка расчёта ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, действовавшего в 2015 году).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
23-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, официальный представитель правительства. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, который предлагается вашему вниманию, является продолжением той же самой темы: это опять дополнительные доходы, которые могут поступить в федеральный бюджет, если этот законопроект будет поддержан, теперь в размере примерно 200 миллиардов рублей. Эти 200 миллиардов рублей предлагается взять с нефтяной отрасли за счёт того, что в рамках большого налогового манёвра, который начался в 2015 году и должен закончиться в 2017 году, предполагается на один год, разово, приостановить снижение экспортной пошлины на нефть, а в результате - 200 миллиардов. Сможет ли выдержать отрасль? По нашим оценкам, да, сможет, потому что чистый рублёвый денежный поток в этом году по результатам девяти месяцев оказался не хуже, чем в прошлом году, нет падения объёмов добычи, добыча даже увеличилась примерно более чем на один процент, нет снижения ни бурения, ни добычи. Ещё раз повторюсь, что это разовая акция, на один год, потом правительство предполагает вернуться к ранее выбранной стратегии. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Александр Дмитриевич. Коллеги, сегодня это в последний раз. (Оживление в зале.) Коллеги, на самом деле я не думаю, что в этом зале у кого-то возникнут принципиальные возражения против того, чтобы взять у нефтянки какое-то количество денег, хотя на самом деле обсуждаются вопросы, правильно ли это, как это скажется на инвестициях, что будет с добычей и так далее, но, я думаю, то, что денег нет, наверное, действительно мешает обсуждать все остальные вопросы, даже если они абсолютно разумны. Хочется отметить, и комитет отметил, что на самом деле речь идёт о том самом налоговом манёвре, решение о котором принималось в этом же зале в прошлом году и нам объясняли, что лучше ничего быть не может, что это как "знак качества" в советское время. В результате выясняется, что, оказывается, что-то может быть и лучше, и я так понимаю, что лучшее решение - взять у нефтянки ещё 200 миллиардов, как предлагается в этом законопроекте. Поскольку противников забрать у нефтянки 200 миллиардов, я по лицам вижу, практически нет, я думаю, это решение могло бы быть поддержано, но есть только одно "но", одно небольшое "но": дело в том, что при таких изменениях есть выпадающие доходы у регионов, и достаточно большие. Авторы законопроекта указывают, что эта сумма составляет 35 миллиардов, другие заместители министра финансов, выступая у нас в комитете, когда мы обсуждали уже межбюджетные отношения, называли сумму в 53 миллиарда - цифры одинаковые, а суммы разные, поэтому, наверное, имело бы смысл всё-таки проверить, сколько выпадает - 35 или 53 миллиарда. Это надо сделать ко второму чтению, мы это обязательно сделаем. Так вот, хотел бы обратить внимание на то, что одно принципиальное возражение действительно имеется. Размер потерь регионов, в соответствии с пояснительной запиской, исчисляется Министерством финансов исходя из ставки налога на прибыль в 18 процентов, то есть 18 процентов - это ставка регионов по Налоговому кодексу, но ведь никто не учитывает той реальной ставки, которая сегодня действует в регионах! Напомню, что в соответствии с антикризисной программой 2009 года регионам было дано право снижать ставку на 4 процента, и поэтому совершенно очевидно, что выпадающие доходы надо рассчитывать не от общей ставки в 18 процентов, а от той ставки налога на прибыль, которая действует в каждом конкретном регионе на момент принятия настоящего закона, и это будут разные цифры. Совершенно очевидно, что региональные бюджеты не могут пополнять из своих источников федеральный бюджет, решать его проблемы, и вот это, на мой взгляд, и будет являться главным предметом рассмотрения данного законопроекта во втором чтении. Понятно, что в этом законопроекте не будут решаться вопросы, что, кому и как компенсировать, но, безусловно, принятие данного законопроекта должно вызвать принятие поправок в распределение межбюджетных трансфертов, и не за счёт перераспределения между регионами, а за счёт увеличения межбюджетных трансфертов на общую сумму доходов, выпадающих в связи с принятием данного закона. Это принципиальный вопрос, который не изменяет саму оценку законопроекта, потому что, я уже по глазам вижу, Государственная Дума хочет взять у нефтянки указанные деньги, при этом совершенно очевидно, что Государственная Дума будет настаивать на том, чтобы все выпадающие доходы региональных бюджетов были компенсированы. Именно этим мы и займёмся при подготовке законопроекта ко второму чтению, мы собираемся сделать это опять же в выходные дни, с тем чтобы уже на следующей неделе рассмотреть этот законопроект как во втором, так и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Горовцов Дмитрий Евгеньевич. ГОРОВЦОВ Д. Е. Да, большое спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Уважаемый Андрей Михайлович, вопрос, в общем-то, к вам, если позволите, поскольку вы знаток бюджета и, скорее всего, сможете дать на него ответ. Ну абсолютно понятно и справедливо то, о чём вы сказали, - необходима компенсация в виде трансфертов на сумму этих выпадающих доходов для бюджетов субъектов Российской Федерации, но правильно ли я понимаю, что на сегодняшний день в бюджете эти деньги не предусмотрены, как того требует статья 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, или это не так? МАКАРОВ А. М. На сегодняшний день эти деньги в бюджете заложены. С учётом того что мы с вами давали согласие правительству доработать бюджет в течение двадцати пяти дней, за эти двадцать пять дней были найдены источники, и вот те самые источники расходов, на которые увеличивается бюджет, как раз и заложены в бюджете. Законопроекты, которые мы рассматриваем сегодня, безусловно, являются бюджетообразующими - если эти законопроекты не будут приняты, то, безусловно, расходы бюджета должны быть снижены на сумму предполагаемых доходов по этим обоим законам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё вопрос или выступить хотите? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В. У меня вопрос к Андрею Михайловичу. Андрей Михайлович, вот вы сказали, что ситуация, связанная с фактически изъятием дополнительных налогов от нефтянки приводит к выпадающим доходам бюджетов регионов. Сегодня бюджеты и Ямала, и Югры, и Тюменской области становятся серьёзно дефицитными. А если эти доходы регионам компенсированы не будут, что в такой ситуации регионам делать, ведь для этих трёх территорий это огромные деньги? МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное. Я могу частично ответить на этот вопрос уже сейчас, потому что помимо вопросов, как вы понимаете, есть и ответы. Максимальные потери приходятся на Ханты-Мансийский автономный округ - 50,6 процента, на Татарстан - 6,8 процента, на Красноярский край - 4,5, на Оренбургскую область - 4,3, на Ямало-Ненецкий автономный округ - 4,3, могу называть дальше цифры, если есть необходимость. А вот теперь о том, что делать им, - не им, а нам: мы, рассматривая данный законопроект, должны очень жёстко определить, что все выпадающие доходы регионов должны быть компенсированы. Ведь они выпадают не за счёт этого налога и не за счёт таможенной пошлины, они выпадают за счёт налога на прибыль, и, следовательно, в данном случае эти вопросы должны решаться в рамках межбюджетных отношений. Поэтому я не случайно сказал, что после рассмотрения этого законопроекта при рассмотрении законопроекта о федеральном бюджете мы, безусловно, должны говорить... Сегодня эта проблема не стоит остро, нам не надо бежать решать её сегодня, потому что это вопрос исполнения бюджета, но все выпадающие доходы должны быть точно просчитаны и должны найти своё отражение в разделе о межбюджетных трансфертах, и эта сумма не должна формироваться за счёт перераспределения того, что есть, а должна быть прибавлена к межбюджетным трансфертам. Поэтому я в данном случае не ставил бы вопрос так: что делать регионам? - это вопрос нам: что мы должны сделать в этой ситуации? И о том, что мы должны сделать, я уже сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить, коллеги? Нет. Представители президента, правительства? Не желают выступить. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 55 мин. 04 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0 % Результат: принято Принимается.