Заседание № 295
О проекте федерального закона № 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения" (принят в первом чтении 16 декабря 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения", второе чтение. Докладывает Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, данный законопроект был принят в первом чтении в декабре прошлого года. Напомню, законопроект направлен на усиление государственного контроля и надзора за эксплуатацией источников тепловой энергии, тепловых сетей, объектов теплоснабжения. Поступило девять поправок, которые включены в две таблицы поправок: пять поправок - в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию, четыре поправки - в таблицу поправок № 2, рекомендованных к отклонению. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 13 сек.) Проголосовало за 233 чел.51,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 233 чел. Не голосовало 217 чел.48,2 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 36 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается. Павел Николаевич, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, подготовлен к принятию в третьем чтении. В случае его принятия во втором чтении прошу рассмотреть и поддержать в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности в сфере теплоснабжения", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 43 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принят во втором чтении. Выступлений по мотивам нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 07 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 898189-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (в части, касающейся требований безопасности в сфере теплоснабжения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении". Докладывает Александр Леонидович Рыбас, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Александр Леонидович, пожалуйста. РЫБАС А. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Целью предлагаемого на ваше рассмотрение законопроекта является установление правовых основ осуществления государственного надзора за безопасностью в сфере теплоснабжения. На сегодняшний день существует правовая коллизия, не позволяющая в полной мере осуществлять данные полномочия. Так, Трудовой кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях возлагают на органы государственного энергетического надзора функции и полномочия, связанные с осуществлением надзора за безопасностью тепловых установок и сетей, за исключением бытовых, однако профильным законом - Федеральным законом "О теплоснабжении" - понятие и предмет такого надзора не установлены, а как следствие, у органов энергетического надзора нет полномочий осуществлять плановый контроль в области теплоснабжения: согласно действующему законодательству они могут проводить только внеплановые проверки и расследование причин аварийных ситуаций на объектах теплоснабжения. При этом технологические нарушения в системах теплоснабжения приобрели массовый характер и наблюдается динамика в сторону увеличения их числа: так, если в отопительном периоде 2010/11 года произошло восемь чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением теплоснабжения, то уже в период 2013/14 года их было пятьдесят семь. Законопроект предусматривает две основные новации. Во-первых, определяются понятие и предмет федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения, при этом плановые проверки будут проводиться только в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций, в отношении же потребителей тепловой энергии будут проводиться исключительно внеплановые проверки по общим основаниям, предусмотренным законодательством о государственном контроле и надзоре, то есть по поручениям президента или правительства, при поступлении жалоб и обращений о фактах причинения вреда жизни и здоровью граждан, о возникновении чрезвычайных ситуаций либо о непосредственной угрозе таких событий, а также по истечении срока исполнения ранее выданных предписаний. При этом бытовые потребители под сферу регулирования закона не подпадут, то есть в отношении их надзор осуществляться не будет. Во-вторых, закрепляется возможность устанавливать требования, касающиеся безопасной эксплуатации, не только техническими регламентами, определяющими требования лишь к отдельным видам оборудования, но и иными нормативными правовыми актами, определяющими требования к технологическим процессам эксплуатации тепловых систем в целом. Это позволит обновить в значительной степени устаревшие правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (последняя редакция таких правил была в 2003 году). Принятие закона позволит планировать и осуществлять контрольно-надзорную деятельность в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций, минимизировать вероятность возникновения крупных аварийных ситуаций, обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей в течение отопительного периода, а также снизить риск травматизма при эксплуатации систем теплоснабжения. Дополнительных затрат федерального бюджета не потребуется, реализация положений закона будет осуществляться в рамках установленной штатной численности федеральных органов исполнительной власти. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В данном законопроекте предлагается дополнить Федеральный закон № 190-ФЗ "О теплоснабжении" положениями, устанавливающими полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный энергетический надзор в сфере теплоснабжения, по проведению проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций (плановые проверки потребителей тепловой энергии законопроектом не предусматриваются); полномочия федеральных органов в сфере теплоснабжения по разработке требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации, а также обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения. Кроме этого, как было сказано, законопроектом вводится понятие федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения. Таким образом, проверки готовности к осенне-зимнему периоду, которые органы Ростехнадзора проводят сегодня эпизодически перед его наступлением, предлагается сделать системными, плановыми с соблюдением требований федерального законодательства по ограничению их периодичности. Концепция законопроекта не вызывает возражений, однако ко второму чтению требуется уточнить положение, касающееся разработки требований безопасности в сфере теплоснабжения, не относящихся к продукции или связанным с требованиями к продукции процессам эксплуатации. Представляется, что в предлагаемой новой статье 4-1 Федерального закона "О теплоснабжении" предметом проверок в рамках федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения должно стать соблюдение требований безопасности, установленных действующими техническими регламентами и принимаемыми в соответствии с ними сводами правил. Указанные недостатки не носят концептуального характера и должны быть устранены ко второму чтению. На законопроект получено восемьдесят девять положительных, не содержащих замечаний отзывов субъектов права законодательной инициативы. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прежде чем перейти к вопросам, я хотел бы вот что сказать. Чтобы подготовить зал к заседанию в закрытом режиме, я объявлю перерыв минут на семь-десять раньше, поэтому до перерыва мы должны, естественно, завершить обсуждение этого вопроса и заслушать доклад Сергея Дмитриевича Шаталова по следующему, 10-му пункту повестки дня. Прошу это иметь в виду. А сейчас, пожалуйста, вопросы по данному законопроекту. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Александр Леонидович, вот вы, выступая, защищая этот законопроект, сказали, что нужно дать полномочия, полномочия, полномочия - три раза полномочия и обязанности и что нужно обновить правила. А не кажется ли вам, что нужно не обновлять правила - это, я думаю, ничего не даст, - а просто найти деньги на ремонт тепловых сетей? В апреле этого года в федеральном бюджете сократили расходы на ЖКХ на 15,5 миллиарда рублей, на будущий год - на 51 миллиард, то есть в 2 раза за два года сократились расходы на ЖКХ. У нас в ряде муниципальных образований износ тепловых сетей - 50 процентов и больше, и, когда спрашивают у главы: "Почему не ремонтируешь?" - он отвечает, что нет ни труб, ни техники, ни запорной арматуры. Не кажется ли вам, что Госдуме правильнее ставить вопрос не о новых правилах на бумаге, а о пересмотре бюджета и выделении дополнительных денег на решение этого вопроса? РЫБАС А. Л. Владимир Николаевич, мне кажется, то, что вы сказали, и то, что предлагается законопроектом, - это вещи, которые не противоречат друг другу: мы, в общем-то, осуществляем технический надзор, понятно, что мы тоже ощущаем нехватку средств на технологическое обновление, но это вопрос параллельный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Александр Леонидович, приведённая статистика фактов нарушения теплоснабжения и кратковременных отключений показывает, что ситуация в этой сфере требует применения кардинальных мер, при этом Ростехнадзор как проводил проверки, так и будет проводить, просто регулирование перейдёт с подзаконного уровня на уровень выше. Соответственно, возникает вопрос: достаточно ли предлагаемых мер? РЫБАС А. Л. Дмитрий Иванович, если есть предложения, как усилить меры, мы готовы совместно с вами эти предложения ко второму чтению изучить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Водолацкий Виктор Петрович. ВОДОЛАЦКИЙ В. П. У меня вопрос к Александру Леонидовичу. Я был директором предприятия по эксплуатации теплосети, поэтому не понаслышке знаю, как проводится работа по проверке теплосетей: чтобы сдать их к осенне-зимнему периоду, нужно провести ремонт котельного оборудования, химводоочистки, сделать опрессовку сетей, заполнить паспорт готовности. И мне непонятно: зачем это излишнее требование, которое и так уже существует? Ни одна теплоснабжающая организация без участия вашей организации не осуществляет свою деятельность. А если мы хотим изменить правила, то их нужно полностью переработать с учётом тех норм, которые были ещё в 89-м году. Мы их постоянно как будто бы улучшаем, но загромождаем таким непонятным функционалом, что эксплуатирующей организации тяжело с вами работать. РЫБАС А. Л. Виктор Петрович, я хотел бы ещё раз подчеркнуть: мы никаких дополнительных проверок не вводим, речь идёт об упорядочении проверок, и, как уже докладывалось, мы каждый год при подготовке к осенне-зимнему периоду ежедневно такие проверки проводим. Сейчас речь идёт только о том, что проверки будут носить плановый характер, а их количество не увеличивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарасюк Василий Михайлович. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Леонидович, согласно статистике, многие годы в отопительный период было множество случаев нарушений, аварий. Для изменения ситуации в 2010 году был принят закон, вы знаете, № 190-ФЗ, но он так ничего и не изменил в области контроля и надзора. Как вы считаете, изменит ли ситуацию закон, который вы предлагаете сегодня? РЫБАС А. Л. Здесь речь идёт конкретно об энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения, хотя, конечно, закон улучшит ситуацию, потому что он её упорядочивает, но этот закон не относится в целом к контрольно-надзорной деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тармаев Юрий Игнатьевич. ТАРМАЕВ Ю. И., фракция КПРФ. Уважаемый Александр Леонидович, какие критерии оценки эффективности деятельности федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения предусмотрены в этом законопроекте? РЫБАС А. Л. Ну, в общем-то, эти критерии универсальны для всех - это уровень аварийности и травматизма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 31 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.