Заседание № 291
13.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 896800-6 "О компенсации гражданам России потери реальных накоплений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5077 по 5499 из 6157
8-й вопрос, проект федерального закона "О компенсации гражданам России потери реальных накоплений". Докладывает Александр Владимирович Потапов. Пожалуйста. ПОТАПОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, внесённый проект федерального закона направлен на принятие мер в соответствии со статьями 2 и 35 Конституции России по возмещению гражданам потерь, связанных с фактическим отчуждением государством финансовых средств, накопленных на депозитных счетах в банках, вследствие резкого снижения покупательной способности рубля в конце 2014 года. По оценке, приведённой в финансово-экономическом обосновании, потери реальных накоплений населения составляют 7 триллионов рублей. В кризисный период конца 2014 года в условиях осложнений с внешними кредитами правительством были приняты меры финансовой поддержки банков и предприятий, которые и стали одной из основных причин резкого роста курса бивалютной корзины и, как следствие, снижения покупательной способности рубля, сумма финансовой поддержки составила около 3 триллионов рублей. Сопоставив эту сумму с размером потерь реальных накоплений населения, можно сделать вывод, что провели опосредованное изъятие накоплений граждан на рублёвых вкладах. При этом вкладчики рублёвых депозитов, невольно поддержавшие государство, даже не упомянуты правительством как наиболее пострадавшая часть населения, и больше всех пострадали неработающие пенсионеры, для которых накопления являются единственным дополнительным источником средств к существованию, а вместе с тем вкладчики рублёвых депозитов являются основными инвесторами в российскую экономику: на рублёвых вкладах размещено более 20 триллионов рублей, что превышает объём иностранных инвестиций более чем в 10 раз. Важно, чтобы население почувствовало социальную защищённость, поверило в надёжность и выгодность рублёвых вкладов. Как сказал президент, чтобы грамотно выстраивать экономическую политику, безусловно, нужно иметь голову, но, если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь сердце. Не случайно руководство Казахстана приняло решение о компенсации потерь вкладчикам при возникновении аналогичной ситуации с тенге летом прошлого года. Предлагаемая компенсация потерь заключается в начислении индивидуально на каждый вклад, размещённый в 2014 году, сумм, пропорциональных потерям покупательной способности рубля. Механизм начисления используется тот же, что и при выплате страховых сумм АСВ, так как обвал курса рубля в конце 2014 года можно рассматривать как страховой случай. На размер начислений налагается ряд ограничений: 30 процентов - для основной группы вкладчиков и 50 процентов - для неработающих пенсионеров, кроме того, ограничивается сумма выплат по аналогии со страховыми выплатами АСВ. С учётом перечисленных ограничений, по оценке, сумма компенсации составит 2,67 триллиона рублей, в том числе по вкладам неработающих пенсионеров - 0,73 триллиона рублей. Предлагается начисления выплачивать из бюджетных средств, а также из других средств, предусмотренных правительством на поддержание экономики. Снятие начисленных сумм допускается не ранее чем через год - это позволит избежать скачка инфляции. Можно использовать и другие схемы выплат, например через государственные облигации. Конфискация накоплений привела к спаду покупательной способности на 15-20 процентов, что повлекло за собой застой в экономике и сокращение производства. Размещение выплат в банках позволит использовать эти средства на оздоровление экономики, повысит покупательную способность населения на 13 процентов. Правительство определило свою позицию в отношении проекта закона одной фразой: "Изыскать дополнительные средства на реализацию законопроекта не представляется возможным, так как существуют более приоритетные направления государственной политики" - и отказалось компенсировать потери даже неработающим пенсионерам. Но соответствует ли Конституции государственная политика, при которой у населения принудительно отчуждаются денежные средства? Прямого ответа на этот вопрос я не получил ни в заключении правительства, ни при последующем депутатском запросе. В соответствии со статьями 2 и 35 Конституции государство обязано защищать собственность граждан и возмещать им потери собственности, возникшие в результате действий или бездействия правительства, в каких случаях возникает такая обязанность - вопрос непростой. Предусматривается возмещение прямых потерь собственности, но для случая, когда потери собственности граждан вызваны снижением покупательной способности рубля, законодательное поле не проработано. Но Конституционный Суд может дать толкование применения перечисленных статей для рассматриваемого случая и определить, насколько позиция правительства соответствует Конституции России. Проблема компенсации потерь финансовых накоплений не нова, все помнят кризисы 1992, 1998, 2008 годов, и каждый кризис приводил к потерям денежных накоплений населения. Мы обязаны закрыть эту проблему, если хотим называться правовым государством. Государственная политика, основанная на изъятии средств граждан любыми способами, недопустима, однако правительство продолжает политику выкачивания всеми способами средств населения, включая выплаты на капремонт, поборы за проезд по дорогам, поборы на ЖКХ, повышение акцизов и так далее. Собранные с нищих пенсионеров средства частично вкладываются в казначейские обязательства США - до каких пор будет продолжаться такая политика? Речь идёт уже не просто о потерях накоплений, а об обнищании основной части населения! Законопроектом предлагается другая государственная политика - политика защиты собственности граждан и поддержки экономики. В случае принятия закона будут решены следующие задачи: защита собственности и социальных прав граждан в соответствии со статьями 2 и 35 Конституции, укрепление доверия населения к финансовой системе России, финансовая поддержка экономики через механизм увеличения покупательной способности населения, что позволит более эффективно использовать средства, выделяемые на поддержку экономики, и уменьшить влияние административного ресурса при распределении средств. В этом году Государственная Дума текущего созыва прекращает свою работу, и я призываю вас принять этот законопроект, чтобы у наших граждан остались какие-то положительные воспоминания о работе Думы, если она выступит за соблюдение справедливости и сохранение собственности населения в непростой экономический и политический период. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Марина Алексеевна Мукабенова. Пожалуйста. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Комитет не поддерживает законопроект по следующим основаниям. Во-первых, законопроектом фактически предусматривается обязанность Правительства Российской Федерации самостоятельно определить источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств и предусмотреть соответствующие расходы в бюджете на 2015-2016 годы. Правительство в своём заключении на законопроект указало на отсутствие источников покрытия расходов, предусмотренных данным законопроектом. Во-вторых, комитет полагает, что вопросы баланса покупательной способности отечественной валюты нецелесообразно решать путём изыскания и перенаправления бюджетных средств для целей выравнивания баланса рублевых вкладов. Предлагаемые законопроектом компенсации при одновременном наличии системы страхования вкладов ставят вкладчиков в привилегированное положение по отношению к остальным категориям граждан, которые вообще не имеют каких-либо вкладов в банках. Комитет полагает, что решение вопросов выравнивания покупательной способности рубля должно быть единым для всех граждан. Комитет не поддерживает законопроект, будем голосовать за отклонение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Будут. Включите режим записи. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Марина Алексеевна, ваша фракция, ваши коллеги на моей памяти уже в шестой раз отклоняют подобные законопроекты. Вспомните 1991 год, вспомните сколько мы бились, чтобы ввести компенсацию, - ввели. Я подсчитал: 293 года надо будет, чтобы компенсировать людям потери! Вспомните, 1998 год, 2003 год, 2008 год, вот сейчас снова - и у вас одна и та же отговорка: нет денег. Скажите, почему нет денег, если у нас за рубежом 7 триллионов рублей только Резервного фонда и Фонда национального благосостояния? Нашей области этого хватило бы на двести сорок лет! 670 миллиардов прокручивают госкорпорации, введение госмонополии на алкоголь может дать 3 триллиона рублей, введение прогрессивной шкалы налога для сверхбогатых - 4 триллиона рублей. Правильно говорил ваш Макаров: в России денег как грязи! Почему вы делаете вывод, что денег нет на реализацию этого закона? Они не то что есть - их очень много, этих денег! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мукабеновой включите микрофон. МУКАБЕНОВА М. А. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич. Ну давайте не будем всё в одну кучу валить, нужно как бы отделить одно от другого, распределить. Если смотреть с юридической точки зрения, то надо отметить, что изначально уже была допущена ошибка: автором не было представлено финансово-экономическое обоснование, на что и в заключении правительства и указано. Когда мы с вами принимали бюджет, вы все присутствовали, участвовали в обсуждении, но не поднимали этот вопрос, а сейчас вы не называете конкретные цифры, а просто говорите, что есть много-много денег. Где конкретно? Укажите источник, откуда вы планируете выделять средства именно на те цели, которые предусмотрены законопроектом. Понятно, что, рассуждая с моральной точки зрения, можно говорить красиво, и в пояснительной записке приводятся примеры, есть отсылки к 90-м годам, но это совсем другая тема и другие законодательные инициативы, которые уже как раз таки приняты. Вы приводите в пример опыт зарубежных стран, но там, во-первых, экономика другая, а во-вторых, формирование бюджета другое, мы же сейчас говорим о данном конкретном законопроекте. Думаю, что позицию комитета я высказала более чем чётко. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович, пожалуйста. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Александр Владимирович, мы знаем, что за период новейшей истории Российской Федерации, за последние двадцать пять лет, по сути дела, было четыре кризиса: 92-го года, 98-го года, 2008 года и сейчас - 2014 года, вы правильно сказали, и при каждом кризисе население Российской Федерации, граждане Российской Федерации теряли определённое количество денежных средств, снижалась покупательная способность, это факт. Скажите, пожалуйста, почему в своём законопроекте вы остановились только на последнем кризисе, кризисе 2014 года, и компенсации касаются только потерь 2014 года? ПОТАПОВ А. В. Спасибо за вопрос. Ну это всё очень свежо, ведь всё это произошло в 2014 году, законопроект был подготовлен и анализ, расчёт делался после этих событий. Кстати, финансово-экономическое обоснование приложено к законопроекту, и там указано, что выплаты предлагается делать из бюджетных средств и из других средств, предусмотренных правительством на поддержание экономики. Мы реально взялись за эту конкретную позицию, но нужно решать проблему в целом, учитывая, что ко мне до сих пор приходят избиратели с вопросами по последствиям кризисов двадцатилетней давности. Правительство признало потерю покупательной способности рубля, мне конкретно написали: да, 18 процентов, но при этом выплата компенсаций - это безответственная денежно-кредитная политика, по мнению правительства, то есть, с одной стороны, правительство потери населения признаёт, с другой стороны, называет их возмещение безответственной политикой. Нам, депутатам, надо этот вопрос решать, и я благодарен тем, кто... Давайте объединим усилия, учтём последствия всех кризисов, сделаем обобщённый закон, но политическая воля-то будет у правительства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И. У меня вопрос к Марине Алексеевне. Марина Алексеевна, уважаемая, вы так весело доложили свою часть, как будто это какой-то проходной закон! Представьте себе, у человека было 100 тысяч на счету, а теперь вместо этих 100 тысяч у него осталось 40 или 30 тысяч. Мне интересно, - вы тоже, наверное, встречаетесь с избирателями - что вы говорите избирателю, когда он задаёт вопрос: как же так, почему государство меня ограбило?! Вы же прекрасно знаете, что у нас сейчас бродят по стране десятки тысяч, если не больше, обманутых вкладчиков, у которых украли миллиарды, бродят те, кого государство обмануло с валютной ипотекой, - вот что вы говорите избирателям в этом случае, как вы объясняете то, что государство ограбило людей? МУКАБЕНОВА М. А. Иван Игнатьевич, я с большим уважением к вам отношусь, и спасибо вам большое за вопрос, но я думаю, что он к данной теме не относится. Если вы внимательно читали текст данной законодательной инициативы, то должны знать, что автор предлагает возмещать из средств федерального бюджета социальным вкладчикам не менее 50 процентов, остальным физическим лицам - не менее 30 процентов, но не указывает источник, откуда эти деньги будут идти. Мы говорим сейчас о данной конкретной инициативе. А по поводу того, что мы говорим, когда встречаемся с избирателями, честно скажу: у меня таких вопросов пока не было, ко мне с такими проблемами не обращались. И давайте не будем утрировать: если у вас на счёте было 100 тысяч, вы не могли потерять 60 тысяч рублей, ну давайте хоть немного конкретизировать! Если мы будем так обобщать, то будем сидеть до вечера! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Я хотел бы задать вопрос докладчику и содокладчику - кто ответит, а лучше обоим. Уважаемая Марина Алексеевна, уважаемый Александр Владимирович! Знакомясь с документами, я обратил внимание на то, что правительство в связи с этим ещё отметило следующее: люди отдали деньги в банк на основании договора банковского вклада, это их риски - это означает, что вы взяли на себя риски, деньги потеряли, и вам большой привет. Мне кажется, это не очень верная позиция - обсуждалось ли это на заседании комитета? Тем более, что сейчас правительство хочет реализовать новый вариант пенсионной реформы, когда в банках будут открываться пенсионные счета, чтобы люди клали туда деньги на десять и более лет, до достижения ими пенсионного возраста, - рассуждая таким образом, мы, вообще-то, подрываем доверие людей к банковской системе. Мне кажется, такие аргументы правительство не должно применять, или я в чём-то не прав? Прошу пояснить этот момент. МУКАБЕНОВА М. А. Спасибо за вопрос, Александр Георгиевич. Конечно, все эти вопросы обсуждаются на заседаниях комитета согласно заявленной теме. Понятно, что Центральный банк проводит денежно-кредитную политику, отслеживает все эти риски, и, естественно, когда физическое лицо вносит свои средства в банк, то подписывается договор, и лицо всегда уведомляется о тех рисках, которые прогнозируются. Я думаю, что это, наверное, вопрос и к Центральному банку, и к правительству. Что касается именно этой темы, то все члены комитета задают заинтересованным сторонам вопросы и, конечно, работа ведётся, никто не сидит без дела. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потапову включите микрофон. ПОТАПОВ А. В. Спасибо за вопрос. Я обращал на это внимание комитета, а также на заседании присутствовали представитель Центробанка - раз и представитель Минфина - два, но реального ответа на этот вопрос мне не дали, вообще, минимум слов этими представителями было сказано. А правительство ещё и вычло доход от процентов и доход от валютных депозитов - вот так считали! Абсолютно правильно, коллега Тарнавский, комментируете, я с вами согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект. Я долго не буду обосновывать, поскольку само название фракции - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и борьба за справедливость - это то, чем мы руководствуемся, принимая решение в отношении того, как мы за этот законопроект проголосуем. Единственно, хочу обратить внимание на две вещи. Первое. Действительно, есть проблема. Хоть и говорил Андрей Михайлович Макаров, что денег в России, в бюджете, как грязи, но, наверное, это и так, и не совсем так, и если мы решаем компенсировать средства нашим гражданам, то мы действительно должны понимать, каковы источники, откуда брать эти средства, мы должны понимать, в каком объёме и в какие сроки эти средства будут предоставлены гражданам, если мы этот законопроект примем, - это действительно дополнительная работа по этому законопроекту, которая должна быть проведена. Главное - принять это решение, согласиться с тем, что мы гражданам должны. Мы об этом говорили, и лидер нашей партии Сергей Миронов также неоднократно заявлял о том, что мы должны вернуть людям те деньги, которые де-факто являются украденными. И второе. Я ещё раз всё-таки хотел бы обратить ваше внимание на этот абзац из заключения правительства - мне кажется, он не совсем корректен: говоря гражданам, россиянам о том, что они сами виноваты, что положили и держали деньги в банках в период кризиса, мы просто наносим очень серьёзный удар по банковской системе. По этой логике, все мы, держащие в разном объёме деньги в банках (у кого они есть), должны эти деньги из банков изъять, потому что ситуация турбулентная. Тогда, в общем-то, кровеносная система банков, как говорится, будет просто лишена источника пополнения средств. Мне кажется, если уж эти аргументы и использовать, то только в последнюю очередь. Наоборот, заботясь о будущем России, мы должны делать всё, чтобы длинные деньги находились в банковской системе. Если действительно правительство выйдёт с предложением, чтобы, помимо НПФ, страховых компаний, запустить программу инвестиционных пенсионных счетов, когда граждане под определённые налоговые льготы, например по НДФЛ, будут на десять-пятнадцать лет отдавать деньги в крупные банки, с тем чтобы обеспечить присутствие в России длинных денег, то в основе всех этих решений должны быть доверие граждан к банковской системе и сохранность денег. А вот такие аргументы, которые в итоге попадают в публичное пространство, только разрушают базовые подходы по формированию финансовой системы в России, основанной на длинных деньгах, как это делается во всём мире. Повторяю: фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настоящий законопроект будет поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Марина Алексеевна ответила на мой вопрос, по-моему, даже не услышав его, поэтому я хотел бы ещё раз акцентировать на нём внимание - и ваше, и всех присутствующих. Вы сказали, что финансово-экономического обоснования нет, а оно есть, - посмотрите! - и очень подробное финансово-экономическое обоснование. Вы сказали, что не приведены конкретные источники, где взять деньги. Я ещё раз повторяю: в ценных бумагах других стран находится 7 триллионов рублей, это наши, российские, народные деньги, деньги этих вкладчиков, и это в разы больше, чем требуется для реализации этого закона. В том году продали за рубеж природных ресурсов на 20 триллионов рублей: 8 триллионов пошло в казну, а где ещё 12 триллионов, это же средства федерального бюджета?! Вот вам уже в 10 раз больше денег, чем нужно на этот закон, и это только два источника, по двум статьям! Мы дали деньги на развитие госкорпораций, и они 670 миллиардов уже не первый год прогоняют в банках, получая проценты, - это тоже народные деньги, из которых можно было бы компенсировать людям потерянные вклады, и это третий источник! Четвёртый источник: по данным Счётной палаты, за прошлый год 1,1 триллиона неиспользованных бюджетных средств только по открытым статьям, а с закрытыми - почти что 4 триллиона. Вот я уже назвал 20 триллионов, да плюс средства от введения прогрессивной шкалы подоходного налога, и это расчёты в том числе и специалистов вашей фракции, Счётная палата и наш комитет это подтвердили: прогрессивная шкала подоходного налога для сверхбогатых - ещё 4 триллиона! Какие ещё деньги вам нужны?! От этой суммы, от этих почти что 30 триллионов, копейки отстегнуть - и сегодня люди получили бы деньги, потерянные в банках, было бы доверие к власти, было бы доверие к банкам, мы купили бы товары и вернули бы оборотные средства предприятиям. Вот вам и развитие производства, о котором вы говорите, а оно всё рушится, рушится и рушится! Все аргументы о нехватке денег, конечно, высосаны, извините меня, просто-напросто из пальца - деньги есть! Эту проблему можно решить не только в интересах людей, потерявших деньги, но и в интересах нашего бизнеса, просто надо иметь мужество и здравый смысл сделать этот шаг и принять данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента и правительства? Автор? Потапову включите, пожалуйста, микрофон. ПОТАПОВ А. В. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу сказать, что правительство - и оно это подтвердило - направляло средства: на докапитализацию банков - 813 миллиардов, предприятиям через АСВ - 162 миллиарда, строительным фирмам - 700 миллиардов, на программы субсидирования ипотеки и малых предприятий - 3 триллиона. По расчётам Росстата, в 2015 году дополнительно было предоставлено кредитов по различным программам на общую сумму около 1 триллиона рублей с процентной ставкой от 0,5 до 3 процентов, и это не внешние кредиты. Так вот, всё это легло на плечи депозитных вкладчиков, но их согласия никто не спросил. Я ещё раз говорю: правительство подтверждает потерю покупательной способности в размере 18,8 процента, ВЦИОМ называет данные - 15-20 процентов. И если признают потерю покупательной способности - а её признают, - значит, этот вопрос надо решать, значит, надо думать, как людям это компенсировать (по чьей вине это случилось - это уже отдельная история)! Если мы примем закон, то введём это в бюджет, вот такая должна быть логика, иначе получается сказка про белого бычка: нет в бюджете, поэтому не принимаем - этот аргумент тоже не годится. Я повторю то, что сказал Путин: для того чтобы грамотно выстраивать экономическую политику, безусловно, нужно иметь голову, но если мы хотим, чтобы люди нам доверяли, нужно иметь сердце. Если у нас есть сердце - давайте принимать закон! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель комитета, будет выступление? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 28 сек.) Проголосовало за 187 чел.41,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 187 чел. Не голосовало 263 чел.58,4 % Результат: не принято Не принимается.