Заседание № 293
О проекте федерального закона № 896438-7 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" (принят в первом чтении 17 марта 2020 года с наименованием "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", второе чтение. Пожалуйста, Сергей Александрович Жигарев. ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 17 марта 2020 года. К настоящему времени проведена работа по учёту замечаний, уточнена и унифицирована терминология законопроекта, уточнены определения, наименования и функции уполномоченных органов, реализующих проведение эксперимента, конкретизированы положения о координационном совете экспериментального правового режима, уточнены условия обработки и уничтожения персональных данных, прошедших процедуру обезличивания и использованных во время эксперимента. Всего к законопроекту поступило 20 поправок: 12 поправок содержатся в таблице поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, 8 поправок включены в таблицу поправок № 2, рекомендуемых комитетом к отклонению. Законопроект отработан с учётом юридических, технических и лингвистических правок. Прошу перейти к рассмотрению таблиц поправок, Вячеслав Викторович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, будут ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Обращаю внимание: коллега Власов, не подходите так близко к коллеге Деньгину. Во-первых, ваша фракция стандарты назвала, лидер об этом постоянно говорит, во-вторых, у нас по-другому не получится организовать работу, но, когда вы начинаете друг другу что-то нашёптывать, подумайте о тех, кто рядом с вами. Вот обращаю ваше внимание на единственного последователя Владимира Вольфовича Жириновского, кто выполняет его требование: и в самой современной маске (ну, это может быть только у председателя комитета по инновациям), и исключительно в перчатках, да. Вот нам следовало бы подумать, чтобы каждый гражданин это всё имел. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот над этим надо работать. Коллеги, по таблице поправок № 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 36 сек.) Проголосовало за 235 чел.52,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел.47,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается единогласно. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 9 Федерального закона "О персональных данных", вопрос 6 нашей повестки, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 29 сек.) Проголосовало за 281 чел.62,4 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Законопроект под пунктом 6 принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне. ЖИГАРЕВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Если вы не возражаете, можно поставить его прямо сейчас на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", вопрос 6 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 32 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Федеральный закон принят. Обращаю внимание: законопроект под пунктом 6 рассмотрен в третьем чтении.
Заседание № 288
О проекте федерального закона № 896438-7 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к 24-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О персональных данных". Доклад Ирины Викторовны Белых. Пожалуйста, Ирина Викторовна. БЕЛЫХ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаю некоторый событийный ряд, который акцентировал ускорение разработки данного законопроекта. 30 мая 2019 года под председательством Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина состоялось совещание по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта. По итогам совещания Правительству Российской Федерации было поручено рассмотреть совместно с правительством Москвы и ПАО "Сбербанк России" вопрос о создании в Москве территории, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим и создаются необходимые условия для разработки и внедрения технологий в области искусственного интеллекта. Предложения правительства Москвы и ПАО "Сбербанк России" были представлены президенту 20 августа 2019 года в ходе доклада мэра Москвы Собянина Сергея Семёновича. Предложения были в целом поддержаны. Указом Президента Российской Федерации в октябре 2019 года была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Далее в послании Федеральному Собранию глава государства обозначил, что необходимо на сегодняшнем этапе: продолжить развитие исследовательской инфраструктуры, исследователям, инженерам, предпринимателям необходимо обеспечить свободу для работы и научного, инновационного поиска. Перед Правительством Российской Федерации и Государственной Думой стоит задача ускорить рассмотрение так называемого технологического законодательного пакета, уже в этом году нужно запустить гибкий механизм экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий и наладить современное регулирование оборота больших данных. Законопроект предусматривает проведение в городе Москве эксперимента по установлению с 1 июля 2020 года экспериментального правового режима в целях создания необходимых условий разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего использования результатов его применения. Срок проведения эксперимента составит пять лет. Предлагаю следующую концепцию изложения доклада: какова общая мировая практика; оценка влияния на экономику; почему Москва; какова цель законопроекта, цель эксперимента. В странах, которые уже широко используют технологии искусственного интеллекта во многих сферах жизни, имеет место такое нормативно-правовое регулирование, как "регуляторная песочница". Китай, Германия, Нидерланды, США уже имеют практику создания тестовых зон, где действует особое регулирование, обеспечивающее оптимальные и благоприятные условия для воплощения новых технологий в рыночные продукты. Что касается прогнозов и влияния на экономику. По данным аналитического исследования "McKinsey global institute", проведённого в 2018 году, искусственный интеллект может обеспечить поступление дополнительных 13 триллионов долларов в мировую экономику к 2030 году, при этом наибольший вклад в рост мировой экономики должна обеспечить автоматизация труда, её вклад порядка 9 триллионов. России и Москве, как её главному информационно-коммуникационному и интеллектуальному центру, необходимо участвовать в самых передовых разработках, связанных с технологиями искусственного интеллекта. Москва - лидер России по внедрению высоких технологий в управление городом, она входит в первую десятку мировых городов по степени готовности к внедрению искусственного интеллекта, в 2018 году заняла первое место в рейтинге ООН по индексу оказания электронных услуг, за семь лет совершила рывок со 192-го на 38-е место в глобальном рейтинге "умных городов". Принятие законопроекта позволит значительно стимулировать внедрение, развитие и использование технологий искусственного интеллекта, определить сферы экономики и общественных отношений, в которых данное внедрение целесообразно, позволит установить, какие общие правовые нормы должны быть скорректированы, какие введены впервые, а также какие именно изменения правового режима позволят в наибольшей степени добиться решения поставленных задач по обеспечению технологического суверенитета в сфере искусственного интеллекта. Как следствие - повышение качества жизни граждан России, безопасности и обороноспособности государства, обеспечение состоятельности российского бизнеса и экономики. В законопроекте указаны сроки проведения эксперимента, даны основные определения, прописаны цели, задачи, принципы экспериментального правового режима. Результатом применения условий экспериментального правового режима - обращаю ваше внимание - не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, установленных в Конституции. Законопроект носит рамочный характер, предусмотрено регулирование отношений нормативными правовыми актами, которые могут быть и будут приняты высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Москвы в случае принятия закона Государственной Думой. В ходе подготовки к первому чтению проведены два рабочих совещания, на которых уже обсуждалась общая концепция разработки нормативных правовых актов и предложены проекты нормативных правовых актов. Также предлагается в случае принятия законопроекта в первом чтении провести на базе профильного комитета Государственной Думы парламентские слушания, ну, безусловно, в рамках существующих возможностей и исполнения дисциплинарных норм с привлечением заинтересованных участников экспертного сообщества, бизнеса. Более того, в ходе проведения рабочих встреч рассмотрены уже существующие предложения в таких различных сферах, как образование, транспорт, контрольно-надзорная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, и более всего - в сфере здравоохранения. Указано, в чём заключаются барьеры для применения технологий искусственного интеллекта в данной сфере в настоящее время, какие законодательные акты ограничивают применение, и есть предложения по возможному решению задач. Таким образом, необходимость данного законопроекта диктует сама жизнь. Просьба поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Викторовна. С содокладом выступает Сергей Александрович Жигарев, председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. ЖИГАРЕВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что в рамках реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" ещё в 2019 году было предусмотрено создание механизма формирования особых правовых режимов в условиях цифровой экономики, так называемых регуляторных песочниц. Рассматриваемый законопроект, внесённый нашими коллегами - депутатами Государственной Думы, в полной мере относится к законопроектам технологического законодательного пакета, рассмотрение которого призвал ускорить Президент Российской Федерации в ходе послания Федеральному Собранию 15 января этого года. При этом президент отметил, что уже в текущем году нужно запустить гибкий механизм экспериментальных правовых режимов для разработки и внедрения в России новых технологий. Концепция законопроекта направлена на реализацию этой задачи и поддержана Правительством Российской Федерации. Имеющиеся замечания по законопроекту, по нашему мнению, имеют преимущественно технический характер, не являются препятствием к принятию законопроекта в первом чтении и могут быть устранены ко второму чтению без изменения его концепции. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к докладчику, к Ирине Викторовне. Ирина Викторовна, пожалуйста, скажите, почему именно Москва? Вы сказали, что она признана лидером среди мировых городов, но нам ведь известно, что в Москве практически не осталось ни одного промышленного производства, а искусственный интеллект, видимо, существует, чтобы не только комфортность жизни человека улучшалась, но и производство. И поэтому ещё раз поясните, почему именно Москва, а не какой-либо другой мощный научный центр, которые у нас на территории Российской Федерации имеются? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Белых Ирине Викторовне включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Большое спасибо за вопрос. Игорь Юрьевич, я действительно перечислила все доводы, которые могла бы предложить Москва в пользу того, чтобы реализовать себя как регуляторную песочницу. Помимо того что действительно существуют различные информационные центры на территории Российской Федерации (вы, наверное, не совсем до конца знакомы с проблемами применения искусственного интеллекта и развития технологий в этом направлении), помимо того что должны быть промышленные производства, как вы говорите, необходимы ещё две важные составляющие: это большие данные и умение ими пользоваться, средства и нахождение на территории столицы - города федерального значения Москвы тех интеллектуальных центров, которые в настоящий момент уже занимаются этой проблематикой. Только при наличии консолидированно всего того, что я перечислила, возможно проведение исследования в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику. Кто сможет - пожалуйста, проясните. Насколько я понимаю, в российское правовое поле вводится новое понятие "искусственный интеллект", но это на сегодняшний день является сферой не только практики ближайшего времени, но и довольно масштабных дискуссий. Вот то определение понятия "искусственный интеллект", которое предлагается закрепить в законопроекте, на чём основано, на каких исследованиях, на какой, так сказать, доказательной базе, откуда оно - выработано кем-то или кто-то его изобрёл? Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Викторовна Белых, пожалуйста. БЕЛЫХ И. В. Большое спасибо за вопрос. Действительно, то определение, которое сейчас предлагается в законопроекте, а именно: "искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека", основано на тех исследованиях, в том числе зарубежных, которые в настоящий момент существуют. Во время своего выступления я не произнесла (или произнесла?) ещё одно положение, которое мы обсуждали в ходе заседания комитета, когда предлагалось проведение парламентских слушаний. Так вот, уже в настоящий момент наши коллеги бывают на тех выездных зарубежных семинарах, где действительно сейчас обсуждается состояние и определение искусственного интеллекта, например семинар Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по вопросам искусственного интеллекта. Поэтому сейчас всё то, что привнесено в это определение, данное в законопроекте, - это то, что обсуждалось, в том числе на международной арене, и это взято из тех показаний, данных, которые уже сейчас существуют. Более того, я хотела бы сказать, что сейчас национальные стратегии в области искусственного интеллекта имеются практически в каждой стране, и у Кении есть своя стратегия искусственного интеллекта. Так вот, в каждой стратегии сейчас, в настоящий момент приходят к тому, чтобы данное определение было наиболее понятным для всех, поэтому, если вы возьмёте любую разработку по данной теме, в том числе написанную на иностранном языке (разработки мы недавно, кстати, переводили с коллегами здесь, готовясь к рассмотрению законопроекта в первом чтении), увидите: данное определение соответствует тем, которые приняты в мире. Как вы понимаете, обособленное определение в данной ситуации давать нецелесообразно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Александр Дмитриевич Жуков. Ещё есть желающие? Тогда давайте проведём запись. Бориса Александровича Чернышова вижу. Включите режим записи на выступления. Сергей Александрович, спасибо. Покажите список. Чернышов Борис Александрович, пожалуйста. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Депутат Моляков озадачил весь зал вопросом: почему Москва? Ну, ответ напрашивается сам. Да, действительно, здесь не только деньги, это вопрос, связанный с тем потенциалом, который есть прежде всего у огромного количества университетов, которые работают именно в этом плане. И все разработки университетов, посвящённые искусственному интеллекту, новым формам машинного обучения, изучению проблемы больших данных, связаны, конечно же, с Московским государственным университетом, у которого несколько лабораторий занимается исключительно данной проблематикой, исключительно вопросами, которые смогут создать дополнительные возможности для улучшения, усиления конкурентоспособности нашей страны. Высшая школа экономики сегодня вместе и с Финансовым университетом, и с другими институтами изучает непосредственно те достижения, высокие технологии, которые смогут и банковский сектор развивать, и дальше двигать те инновационные процессы, которые есть в экономике. Вопросы, связанные с глубоким изучением машинного обучения, - это МИСиС. То есть аналоги всех этих университетов если и есть в России, то, к сожалению, не каждый регион может похвастаться такой широкой научной базой. Говоря о социальной сфере и о развитии, я уже сегодня поднимал вопрос о Московской электронной школе - это как раз тот сервис, который построен не только на основе простых алгоритмов поиска тех или иных учебных материалов, методических рекомендаций для педагогов, для родителей и учеников, для тех, кто интересуется проблемой образования, но и прежде всего на основе искусственного интеллекта, уже возникают возможности для ученика выстраивать не только свой персональный урок, но и, по большому счёту, дальнейшую траекторию развития своей жизни, карьерную траекторию. Всё это те вопросы, развитие которым даёт сегодня Москва. Кроме того, можно говорить и о многих сервисах для людей с ограниченными возможностями, которые ведут профильные департаменты социального развития, и так далее. Всё это сегодня есть. Конечно же, нам нельзя останавливаться исключительно на городе Москве, это только эксперимент, нужно продвигаться и дальше, нужно использовать тот необходимый потенциал, который есть и у Дальневосточного федерального университета, использовать возможности, которые есть и у Южно-Уральского государственного университета, - возможности именно тех центров притяжения научного, интеллектуального потенциала нашей страны и, самое важное, мозгов, молодых мозгов, студентов. Конечно, всё это сегодня есть не только в Москве, есть и в других регионах, но здесь есть возможность себя реализовать, сегодня Москва - столица мирового искусственного интеллекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Жуков Александр Дмитриевич, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тема, которую мы обсуждаем сейчас, тема развития искусственного интеллекта, я думаю, интереснейшая и важнейшая, потому что сегодня искусственный интеллект в мире развивается очень быстрыми темпами и та страна, которая займёт здесь лидирующие позиции, я думаю, имеет все шансы в ближайшее время выйти вперёд не только в сфере науки, но и также в сфере экономики и очень многих прикладных отраслей. Ну, посудите сами, сегодня искусственный интеллект уже активно применяется, например, в сфере медицины: с помощью искусственного интеллекта можно поставить диагнозы в самых разных областях, исследуя, например, электрокардиограммы или результаты флюорографии, - машины это делают сегодня уже намного более эффективно и точно, чем делает это врач. Беспилотный транспорт, финансовая сфера - тут тоже очень активно уже используется искусственный интеллект. Вот некоторые задают вопрос: ну и хорошо, он развивается и, собственно говоря, пусть развивается, зачем нам принимать какие-то законы и пытаться это как-то нормативным образом регулировать? На самом деле сегодня отсутствие нормативного регулирования является препятствием для развития искусственного интеллекта. Вот был задан хороший вопрос. Здесь в проекте закона даётся определение искусственного интеллекта, оно на самом деле уже дано в указе президента и здесь повторяется. Я вам его прочитаю просто для того, чтобы вы поняли, что это такое на самом деле, искусственный интеллект, у многих очень упрощённое представление. Вот робот, который работает на производстве, - это искусственный интеллект или нет? Не совсем, потому что определение такое: "Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека..." - то есть умственные функции - "...(включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать... результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека". Ну, я вам один пример приведу. Если обратили внимание, на встрече президента с инвесторами недавно обсуждался этот вопрос, и привели такой пример, как нейросеть. Нейросеть - это одно из передовых направлений развития искусственного интеллекта, это много мощных компьютеров, соединённых и действующих по принципу человеческого мозга. Так вот, представьте себе, на протяжении почти 40 лет человечество, разные страны создавали компьютеры, которые умеют играть в шахматы. Ну, кто играет в шахматы, знает, в любом телефоне есть такая программа, которая играет уже лучше чемпиона мира, в любом телефоне. То есть за эти 40 лет путём обучения компьютеров играть в шахматы - там миллионы партий заложены, все дебюты и так далее - их научили играть лучше человека. Так вот, представьте себе, компания "DeepMind" сделала искусственный интеллект, которому объяснили правила шахмат. Этот искусственный интеллект один день играл сам с собой, сыграл миллион партий, и после этого его посадили играть с компьютером специальным, которого 40 лет учили играть, и искусственный интеллект выиграл у него под ноль все партии. То есть это самообучающаяся система, которая за один день научилась играть в шахматы лучше, чем специальный компьютер, с которым люди работали на протяжении многих лет! В этом разница. То есть это система, обладающая когнитивными функциями, точно так же она может учиться в любой области. Более того, человечество до сегодняшнего дня ещё не знает, как думают эти системы, поэтому очень важно их поставить под контроль, для того чтобы понимать, как их контролировать, и чтобы их деятельность была прозрачной, потому что, вы прекрасно понимаете, они могут применяться не только в шахматах, но и в других сферах, в том числе в оборонной деятельности и в управленческой. Например, прогнозирование, скажем, развития экономики, принятие решений - всё это, я уверен, в ближайшем будущем будет делаться с помощью искусственного интеллекта. Так вот сегодня отсутствие нормативных правил, скажем, в области медицины не позволяет в полной мере применять способности искусственного интеллекта в диагностике, потому что ответственность всё равно несёт врач. Кроме того, есть большие данные, без которых нельзя научить искусственный интеллект думать, или дать пищу для раздумий. Для того чтобы он мог ставить диагнозы, у него должен быть доступ к данным, а этот доступ сегодня регламентируется: вы понимаете, они должны быть обезличенными, потому что это данные людей, которые конкретно различными заболеваниями болеют, и так далее. В области транспорта нужно решать вопросы с беспилотными автомобилями: кто несёт ответственность за возможные ДТП и так далее. Вот всё это, этот законопроект, по сути, даёт возможность применять в Москве - там, где действительно есть все предпосылки, и кадровые, и любые другие, для развития искусственного интеллекта, - в ускоренном порядке развивать различные проекты, которые будут отбираться специальной комиссией, применять нормативное регулирование и сделать серьёзный шаг вперёд в области развития искусственного интеллекта. Поэтому я бы поддержал всячески этот законопроект и дал зелёный свет развитию этого важнейшего направления у нас в стране. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать, конечно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Ирина Викторовна, есть необходимость выступить с заключительным словом? Депутату Белых включите микрофон. БЕЛЫХ И. В. Спасибо большое. Я бы хотела действительно поблагодарить всех, кто принимал участие в обсуждении. Александр Дмитриевич абсолютно прав в том, что не только позитивные вещи могут происходить, обязательны контроль и прозрачность, потому что, например, все организационные усилия, инвестиции и капитал в сфере искусственного интеллекта в США и Китае сконцентрированы в военных ведомствах, и только в России проблема искусственного интеллекта решается в гражданском поле в рамках программы "Цифровая экономика..." и федерального проекта по искусственному интеллекту. По поводу региональных участников. Друзья мои, в законопроекте прописано, каким образом можно стать участником этого эксперимента, и я думаю, что тем, кто внимательно прочитает и захочет вложиться - мозгами, научными разработками, - сделать это будет несложно. Здесь самое главное, что это тот случай, когда законодательство, о котором мы сейчас с вами говорим, и тот технологический пакет, который нам необходим, действительно ускорят внедрение научных разработок - куда? В нашу повседневную жизнь. И здесь очень важно, чтобы выводы, которые по истечении пятилетнего эксперимента сделали мы с вами, в том числе как законодатели, были оценены. А потом, не забывайте, что все основные мероприятия, которые в качестве эксперимента будут проходить в Москве, особенно что касается положения о координационном совете, упомянутом в законопроекте, будут согласованы с Правительством Российской Федерации. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование проект федерального закона, пункт 24 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 52 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.