Заседание № 284
15.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 895643-6 "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4762 по 4961 из 6957
67-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации". Докладывает представитель Государственного Совета Удмуртской Республики Любовь Викторовна Амбарцумян. Пожалуйста. АМБАРЦУМЯН Л. В., представитель Государственного Совета Удмуртской Республики. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд). В законопроекте предусматривается возможность изъятия земельных участков под строительство объектов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений в случае, когда их строительство предусмотрено программой комплексного развития социальной инфраструктуры поселения городского округа. В настоящее время объёмы строительства и ввода жилья в Удмуртской Республике опережают темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры, в том числе зданий образовательных учреждений. За последние пять лет в Удмуртской Республике построены и введены в эксплуатацию более тридцати новых детских садов и общеобразовательных учреждений. В связи с изменением демографической ситуации в республике численность обучающихся в школах к 2025 году увеличится по сравнению с 2015 годом примерно на 3,5 тысячи учащихся. Актуальным направлением в сфере улучшения условий общего образования является переход на односменный режим обучения для всех учеников общеобразовательных организаций. Для решения поставленных задач в республике осуществляется подготовка документации по планировке территорий - проектов планировки и проектов межевания, проводятся работы по формированию земельных участков, однако зачастую реализация поставленных задач по обеспечению территорий нового многоэтажного жилищного строительства детскими дошкольными учреждениями и школами значительно затруднена в условиях преобразования территорий с уже сложившейся застройкой. К ним относятся прежде всего морально и физически устаревшие территории массовой индивидуальной застройки, формировавшиеся в первой половине прошлого века, садоводческие массивы, размещённые в центральной части городов, территории, застроенные многоквартирными малоэтажными домами первых массовых серий. Указанные территории со сложившейся застройкой имеют низкий уровень благоустройства и не соответствуют критериям комфортности, в том числе в части их обеспечения объектами социальной инфраструктуры. В настоящее время территории, подлежащие преобразованию, активно застраиваются инвесторами-застройщиками, производится выкуп земельных участков, осуществляется строительство многоквартирных домов, при этом темпы и итоги жилищного строительства принципиально меняют нагрузку на объекты социального назначения. Вместе с тем предусмотренные в действующем законодательстве механизмы формирования земельных участков, необходимых для размещения объектов социальной инфраструктуры, не позволяют органам местного самоуправления реализовать планы по строительству детских садов и школ в случаях, когда невозможно договориться с собственниками земельных участков о выкупе земельных участков, либо их мене. В целях формирования земельных участков для строительства школ и детских садов возникла необходимость на законодательном уровне расширить основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Законодательное закрепление возможности изъятия земельных участков для муниципальных нужд для размещения указанных объектов позволит органам местного самоуправления оплачивать только объективно определённую выкупную цену земельных участков, что исключит необоснованные траты из бюджетов муниципальных образований и обеспечит реализацию градостроительных решений по строительству объектов социальной сферы в целях создания благоприятных условий для комфортного проживания населения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Анатолий Сергеевич Сикорский от Комитета по земельным отношениям и строительству. Пожалуйста. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. Я не буду останавливаться подробно на данном законопроекте, мы внимательно выслушали доклад - Любовь Викторовна очень детально изложила мнение Госсовета Удмуртской Республики, который предлагает внести изменения в 49-ю статью Земельного кодекса. В законопроекте предлагается предоставлять возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков для размещения объектов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций. Следует отметить, что изъятие земельных участков является исключительной мерой. Мы уже неоднократно говорили и на заседаниях комитета, и здесь, что эта мера не должна применяться повсеместно, но тем не менее коллеги из Удмуртии пытаются это сделать. Кроме того, изъятие имущества, как правило, сопровождается возникновением социальной напряжённости, многочисленными судебными спорами, резкой критикой соответствующих государственных или муниципальных проектов со стороны населения. В связи с этим перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд ограничен и в основном увязан со строительством, реконструкцией отдельных объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов их строительства. Кроме того, вопросы обеспечения населения объектами социальной инфраструктуры, и объектами образования в частности, должны решаться - повторяю: должны решаться! - на стадии планирования развития территорий. А на деле получается так: участки под жилищное строительство выделяются определённым структурам, но при этом вопросы социальной инфраструктуры не решаются, а потом пытаются какими-то другими способами, за счёт других собственников решить эту проблему. Это может действительно вызвать негативное отношение населения к данному вопросу. На законопроект поступил отрицательный отзыв правительства, комитет-соисполнитель, Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, также не поддерживает этот законопроект. На основании изложенного ответственный комитет не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тармаев Юрий Игнатьевич. ТАРМАЕВ Ю. И. Уважаемый Анатолий Сергеевич, не кажется ли вам, что предлагаемые изменения в статью 49 Земельного кодекса по изъятию земельных участков у собственников могут повлечь за собой коррупционные риски в данной сфере через ненадлежащее использование и перепрофилирование земельных участков в ходе строительства под другие цели. СИКОРСКИЙ А. С. Я с вами в этом целиком и полностью согласен. Я высказал позицию и свою лично, и комитета: такая схема работы может содержать коррупционную составляющую и привести к ущемлению чьих-то интересов, сведению счётов и другим негативным последствиям. Поэтому комитет вынес соответствующее заключение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемая Любовь Викторовна, фракция ЛДПР рада приветствовать вас в нашем зале Государственной Думы. Вопрос к вам такого плана. Конечно, существуют схемы, о которых сейчас сказали, но существуют и другие схемы, когда нечистоплотные товарищи получают землю, зная, что здесь будет строительство, и потом не дают строить или требуют, чтобы у них выкупили эти земельные участки за очень большие деньги. Но меня вот что интересует: у вас в республике, в субъекте - я, кстати, служил в Удмуртии - что, демографический взрыв, не хватает детских садов, школ? АМБАРЦУМЯН Л. В. Я думаю, что есть такая положительная тенденция. Я уже говорила, что к 2025 году, исходя из сегодняшней демографической ситуации, конечно, будут необходимы новые образовательные учреждения. Как такового, как вы сказали, демографического взрыва, конечно, нет, но определённая положительная тенденция есть, и сегодня мы констатируем тот факт, что действительно необходимо увеличивать количество образовательных учреждений. Ну и дополнительно необходимо отметить, что очень большое количество и дошкольных, и иных образовательных учреждений находится в таком состоянии, что необходим не только их ремонт, но и новое строительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить по данному вопросу? Включите микрофон Шудегову. ШУДЕГОВ В. Е. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые коллеги, я представляю здесь Удмуртскую Республику, и поэтому хотел бы поддержать данный законопроект. Здесь уже было, наверное, правильно сказано: а о чём же думали раньше, когда планировали всё это? Хочу отметить, что получилось так, что большинство участков было скуплено заранее олигархами, которые есть у нас в Удмуртии, как, наверное, и в других регионах. Коллега Иванов уже об этом сказал: а не в этом ли причина - да, безусловно, и в этом тоже. Я приведу один пример. На территории Ижевска покупается участок за 200 тысяч, а продаётся обратно уже с построенным там магазином за 200 миллионов. Прибыль - три порядка, конечно, это очень выгодно. То же самое получилось с участками, которые расположены в Завьяловском районе вокруг Ижевска. Бывший глава, конечно, привлекалась к суду, но, к сожалению, отделалась лёгким испугом и несущественным штрафом. А теперь надо выделять участки многодетным семьям, а участки остались только далеко от города, там, где нет ни инфраструктуры, ни дорог, ни электричества, ни газа, и непонятно, как им добираться оттуда. Безусловно, эти вопросы должны решаться комплексно: если мы строим жильё, появляется тот или иной микрорайон, там обязательно должна быть школа, должны быть детские садики, а получается, что земель свободных нет. Я считаю, что в этих целях, безусловно, надо разрешить приобретать эти участки так, как предлагается в данном законопроекте. Да, будет один недовольный человек во всей Удмуртии, но зато все остальные будут довольны, надо работать прежде всего для всех граждан. И с этой точки зрения, я считаю, законопроект очень правильный. Я буду голосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства, авторы желают выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5761 по 5777 из 6957
67-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 16 сек.) Проголосовало за 6 чел.1,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 6 чел. Не голосовало 444 чел.98,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.