Заседание № 303

07.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 895545-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2708 по 2740 из 5949
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую        
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального        
закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в          
Арктической зоне Российской Федерации".                                         
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к   
процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы. Предлагаем        
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Ставится на голосование проект закона.                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в третьем чтении.                                                   

Заседание № 302

23.06.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 895545-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (принят в первом чтении 12 марта 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3756 по 3832 из 8683
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального        
закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в          
Арктической зоне Российской Федерации". Докладывает Андрей Михайлович           
Макаров.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, это законопроект-спутник, но законопроект важный.            
Поступило 23 поправки: 11 рекомендованы к принятию, десять - к отклонению,      
две поправки отозваны автором. Комитет предлагает поддержать законопроект во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              283 чел.62,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.37,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              284 чел.63,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    284 чел.                                          
Не голосовало                 166 чел.36,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Все поправки рассмотрены.                                                       
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 45 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. Поскольку    
принято решение, просьба поставить его на 7 июля для рассмотрения в третьем     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Хорошо. Учтём.                   

Заседание № 287

12.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 895545-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3578 по 4629 из 4934
Итак, 17-й вопрос, о проекте федерального закона "О государственной поддержке   
предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации";      
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные    
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального      
закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в          
Арктической зоне Российской Федерации"; 19-й вопрос, о проекте федерального     
закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи    
с принятием Федерального закона "О государственной поддержке                    
предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".      
Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра        
Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Крутиков            
Александр Викторович.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Викторович.                                               
                                                                                
Оттуда, из ложи будет сделан доклад, коллеги.                                   
                                                                                
КРУТИКОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и        
Арктики.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На прошлой    
неделе вы приняли федеральный закон, который предусматривает налоговые          
льготы, поддерживающие реализацию крупных экономических проектов в Арктике в    
сфере углеводородного сырья. Рассматриваемый сегодня пакет законопроектов о     
государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне   
также подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации   
Владимира Владимировича Путина и направлен на поддержку и иных экономических    
проектов, в том числе малого, среднего бизнеса, в Арктической зоне, на          
формирование в Арктике конкурентоспособного инвестиционного климата, на         
создание новых рабочих мест.                                                    
                                                                                
Законопроект предусматривает, что на всей территории Арктической зоны России    
- четыре субъекта Российской Федерации и 27 муниципальных образований, а        
также территориальное море, континентальный шельф, который прилегает к          
границам суши, - будет действовать особый режим поддержки предпринимательской   
деятельности, который предусматривает следующее. Любое юридическое лицо или     
индивидуальный предприниматель, который планирует открыть новый бизнес в        
Арктической зоне с инвестициями не менее 10 миллионов рублей, может в           
заявительном порядке получить статус резидента Арктической зоны. Подчеркну:     
речь идёт о любом не запрещённом в Российской Федерации виде экономической      
деятельности. Сделать это будет довольно просто: достаточно подать              
бизнес-план (всё можно будет сделать в электронном виде) в специальную          
управляющую компанию, подтвердить, что ты не банкрот, не должник перед          
бюджетом, специальная комиссия проверит соответствие документов закону и в      
течение десяти дней присвоит соответствующий статус.                            
                                                                                
Резиденты Арктической зоны смогут рассчитывать на ряд налоговых преференций.    
Поправками в Налоговый кодекс, которые в рамках этого пакета также сегодня      
рассматриваются, предусмотрено, что резиденты Арктической зоны,                 
осуществляющие деятельность, не связанную с добычей полезных ископаемых,        
смогут применять в течение десяти лет нулевую ставку по федеральной части       
налога на прибыль при условии, что субъект Российской Федерации также примет    
пониженную ставку в отношении резидентов. Кроме того, налоговые поправки        
предусматривают ряд решений, стимулирующих использование Северного морского     
пути, в частности предлагается обнулить НДС на морские перевозки экспортных     
грузов и их ледокольное сопровождение.                                          
                                                                                
Кроме того, пакет законопроектов предусматривает ряд неналоговых преференций.   
Плановые и внеплановые проверки в отношении резидентов со стороны               
контрольно-надзорных органов как по количеству, так и по времени будут          
ограничены, их можно будет проводить только с согласия уполномоченного          
органа. Резиденты Арктической зоны смогут заключать концессионные соглашения,   
соглашения о государственно-частном партнёрстве без проведения конкурсов.       
Управляющая компания с согласия региона и муниципального образования сможет     
передавать резиденту земельные участки на льготных условиях и в упрощённом      
порядке, в отношении таких участков будут упрощены и сокращены                  
градостроительные процедуры. Кроме того, на участках резидентов сможет          
создаваться свободная таможенная зона, которая предусматривает беспошлинные     
ввоз оборудования и вывоз готовой продукции на экспорт. Сами таможенные         
процедуры также при этом сокращаются, пункты пропуска при необходимости         
переходят на круглосуточный режим работы - в законопроекте очень подробно       
описывается именно эта преференция, это требование Таможенного кодекса          
Евразийского экономического союза.                                              
                                                                                
Всё перечисленное - это не исчерпывающий перечень преференций для резидентов    
Арктической зоны. Правительство в рамках своих полномочий тоже готовит для      
них ряд преференций, связанных со строительством инфраструктуры,                
субсидированием отдельных расходов резидентов.                                  
                                                                                
Обсуждение законопроектов прошло на площадках восьми комитетов                  
Государственной Думы, ряда экспертных советов при Госдуме, они активно          
обсуждались с регионами, прозвучало много замечаний и предложений. Хочу вас     
проинформировать о том, какие поправки мы вместе с вами согласны подготовить    
ко второму чтению, считаю это важным озвучить: в первую очередь исключить из    
законопроекта все те нормы, которые определяют особый порядок изъятия и         
резервирования земельных участков, а также нормы об особом порядке              
привлечения иностранной рабочей силы; предусмотреть участие регионов в          
комиссии, которая рассматривает заявки резидентов, и возможность передачи       
функции управляющей компании региональным институтам развития; исключить из     
законопроекта нормы о госкомиссии в качестве особого органа управления;         
предусмотреть создание общественного совета с участием представителей           
коренных малочисленных народов, экоактивистов и других общественных             
организаций; предусмотреть, что резидент должен быть зарегистрирован там, где   
он создаёт основные производственные мощности; предусмотреть утверждение        
правительством программы государственной поддержки экономической деятельности   
коренных малочисленных народов в Арктической зоне и предусмотреть утверждение   
стандарта ответственности бизнеса перед коренными народами, а также ежегодную   
оценку соответствия этому стандарту резидентов. Кроме того, поступили           
предложения - и мы готовы их подготовить ко второму чтению - по специальным     
льготам для добычи и переработки твёрдых полезных ископаемых.                   
                                                                                
Мы готовы плотно работать и над другими предложениями. Просим поддержать        
принятие законопроектов в первом чтении.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович.                            
                                                                                
Переходим к содокладам. По 17-му вопросу с содокладом выступает Денис           
Борисович Кравченко.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я рад, что дискуссия по развитию    
Арктики и пакету арктических законопроектов развернулась бурная, живая, на      
разных площадках, как в Государственной Думе, так и за её пределами, и это      
понятно, ведь мы сегодня обсуждаем стимулирование экономического развития       
Арктической зоны, создание условий для привлечения инвестиций и развития        
бизнеса, в том числе малого и среднего. Предложенные меры должны стать          
инструментом для повышения уровня и качества жизни жителей всей Арктики. С      
учётом большого внимания к данному пакету законопроектов комитет принял         
решение о создании специальной рабочей группы по доработке законопроектов, в    
которую вошли депутаты и представители правительства, регионов и бизнеса. Мы    
собираемся каждую среду в 16.15 и договорились в этом режиме работать до        
окончательного принятия пакета законов.                                         
                                                                                
Ряд проблем, которые комитет отразил в своём заключении, мы уже успели          
рассмотреть и обсудить. В частности, совместно с Минвостокразвития мы           
анализируем те варианты, при которых отдельные льготы в части глубокой          
переработки будут распространяться не только на новые месторождения, но и на    
зрелые. Кроме того, нами прорабатывается вопрос о возможности полностью         
частного финансирования строительства объектов инфраструктуры в регионе не      
только в рамках государственно-частного партнёрства.                            
                                                                                
Помимо этого мы с коллегами из правительства, регионами и бизнесом настроены    
к итоговому, третьему чтению подготовить максимально глубокий и                 
содержательный законопроект, в связи с чем замечания по явному перекосу в       
сторону компаний нефтегазового сектора уже устраняются. Несмотря на то что мы   
с большим уважением относимся к компаниям нефтегазового сектора - они           
вкладывают значительные силы и средства в развитие всего региона, - нельзя      
забывать и про добытчиков твёрдых полезных ископаемых, и, что очень важно,      
про малый и средний бизнес.                                                     
                                                                                
Ряд замечаний нашего комитета, которые касаются отстранения региональных и      
муниципальных властей от принятия решений по социально-экономическому           
развитию территорий, а также принудительного изъятия земельных участков,        
также не остались без внимания депутатов. Хочу поблагодарить Ольгу Епифанову    
за мероприятие, проведённое в прошлый понедельник, с участием министра          
Александра Козлова и сегодняшнего докладчика Александра Крутикова, а также      
депутатов, сенаторов и представителей регионов. Мы провели больше трёх с        
половиной часов в жарких дискуссиях, в ходе которых министр и его заместители   
отвечали на самые разные вопросы представителей северных территорий.            
Расширенное заседание Комитета по региональной политике и проблемам Севера и    
Дальнего Востока у Николая Михайловича Харитонова позволило нам окончательно    
услышать все заинтересованные стороны, узнать все чаяния и пожелания наших      
коллег. Такой резонанс показывает наше небезразличие и глубокую вовлечённость   
в жизнь огромной части территории нашей страны, включающей девять регионов.     
Ещё на Восточном экономическом форуме в 2019 году мы касались этой тематики и   
работали над подготовкой этого пакета законов.                                  
                                                                                
На мой взгляд, законопроектом закладывается правильный принцип: комплексный     
подход обеспечит создание условий для интенсификации социально-экономического   
развития Арктической зоны. Мы долго и детально обсуждали этот законопроект и    
высказанные к нему замечания в ходе совещания у Юрия Петровича Трутнева,        
профильного вице-премьера, курирующего развитие Арктики. И могу отметить уже    
сейчас, что мы выслушали губернаторов арктических регионов, заинтересованные    
министерства, а также узнали позиции депутатов - моих коллег и в целом пришли   
к соглашению о том, что предлагаемые бизнесом и депутатами поправки будут       
тщательно проанализированы и учтены. Важно, чтобы льготы и преференции в        
Арктике были у всех, кто придёт туда действительно серьёзно работать, строить   
будущее регионов, вносить свой вклад в экономику нашей страны.                  
                                                                                
Буквально пару примеров, думаю, могу привести. Это и существенные льготы по     
НДПИ в объёме инвестиций в инфраструктуру для новых производств. Здесь же       
существенное снижение страховых выплат для недобычной деятельности (механизм    
компенсации в бюджете согласован с Минфином России). Для малых и средних        
предпринимателей порог инвестиций для получения льгот будет снижен. Сегодня     
обсуждаются две цифры: предлагается снизить этот порог с 10 миллионов до 3      
миллионов или до 1 миллиона рублей. Я считаю, что 1 миллион - это хорошая       
сумма, и стоит это отметить ко второму чтению, регионы очень заинтересованы в   
этом.                                                                           
                                                                                
Мы, повторяю, взяли на себя обязательства проработать все предложения в         
рамках рабочей группы на площадке комитета по экономической политике. В эту     
работу включены девять комитетов парламента, правительство, общественные и      
бизнес-организации, поэтому я уверен, что итоговый документ будет учитывать     
мнения и позиции всех потенциальных резидентов Арктической зоны и мы сможем     
сказать: мы приняли закон, который сделал Арктику территорией, куда выгодно     
инвестировать, где комфортно жить и работать. Спасибо за совместную работу,     
коллеги! Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович.                                 
                                                                                
По 18-му вопросу с содокладом выступает Алексей Борисович Веллер.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, Иван Иванович! Добрый день, уважаемые коллеги! Законопроект, по    
которому я сейчас буду выступать с содокладом, разработан в целях реализации    
в случае принятия положений закона "О государственной поддержке                 
предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", о    
котором сейчас говорил Александр Крутиков и, собственно говоря, докладывал      
Денис Кравченко.                                                                
                                                                                
По сути дела, это закон-спутник, он является инструментом имплементации         
положений, которые будут приняты в законе о поддержке предпринимательства и     
которые будут определять особенности правового регулирования в Арктической      
зоне Российской Федерации. Законопроектом вносятся изменения в 15 федеральных   
законов, определяющих особенности государственного ветеринарного надзора,       
государственного карантинного фитосанитарного контроля, реализации отдельных    
полномочий органов госвласти, предоставления земельных участков,                
осуществления градостроительной деятельности, государственного контроля и       
муниципального контроля и так далее.                                            
                                                                                
Мы уже слышали, какое количество комитетов Государственной Думы работает на     
сегодняшний день над основным законопроектом, то есть законопроектом о          
поддержке предпринимательства, и в заключении практически каждого комитета      
содержатся очень серьёзные замечания и предложения по основному, базовому       
законопроекту. Уже сейчас, собственно говоря, в своём докладе заместитель       
министра обозначил, что достаточно большой объём поправок, предварительно       
согласованных регионами, депутатами и правительством, будет вноситься ко        
второму чтению, эти поправки касаются коренных малочисленных народов Севера,    
вопросов имущественного характера, изъятия земель, привлечения иностранной      
рабочей силы, участия регионов в этих процессах, снижения инвестиционного       
порога для малого и среднего бизнеса, то есть изменений и поправок будет        
очень много. При этом очевидно, что два законопроекта должны                    
корреспондировать друг с другом, а работа над ними должна быть                  
синхронизирована.                                                               
                                                                                
Ещё раз хочу проинформировать (Денис Борисович уже об этом сказал), что при     
комитете по экономической политике создана постоянно действующая рабочая        
группа, задача которой аккумулировать все предложения и замечания как           
коллег-депутатов, так и регионов, а также в диалоге с Минвостокразвития         
подготовить оба законопроекта ко второму чтению. Приглашаем всех                
заинтересованных лиц к совместной работе.                                       
                                                                                
Сегодня предлагается концептуально законопроект поддержать и продолжить         
работу над ним параллельно с работой над базовым законопроектом, а именно       
законопроектом о поддержке предпринимательства в Арктической зоне Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Борисович.                               
                                                                                
С содокладом по 19-му вопросу выступает Глеб Яковлевич Хор. С места.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представитель правительства,        
по-моему, чётко и понятно объяснил всю суть законопроектов, в том числе и       
законопроекта под пунктом 19. Единственно, хотелось бы добавить, что            
пониженная ставка по налогу на прибыль будет применяться для                    
налогоплательщика в том случае, если не менее 90 процентов его доходов будет    
получено именно в Арктической зоне. На мой взгляд, это очень важно.             
                                                                                
Учитывая, что законопроект полностью направлен на развитие                      
предпринимательства в Арктической зоне, на развитие Северного морского пути,    
Комитет по бюджету и налогам полностью его поддерживает и предлагает принять    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич.                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Коллеги, чётко формулируйте, кому задаёте вопрос. У нас один докладчик и три    
содокладчика.                                                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Веллер Алексей Борисович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б. Александр Викторович, я здесь. Ну, собственно говоря, в            
продолжение нашей с вами вчерашней дискуссии, да и вы сейчас в своём докладе    
вновь упомянули, что правительство планирует применить механизм                 
субсидирования для снижения страховых взносов для малого и среднего             
предпринимательства. Мы с вами вчера как раз дискутировали на предмет того,     
что, с моей точки зрения, целесообразно эту норму закрепить непосредственно в   
законе, а уже разработку самого механизма оставить правительству. Мне           
хотелось бы вас сегодня спросить: какое мнение на текущий момент у вас именно   
по этому вопросу?                                                               
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Алексей Борисович, мы готовы ко второму чтению соответствующую   
поправку вместе с вами сформулировать, и, если поддержит Минфин, мы готовы её   
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, в число основных показателей эффективности      
реализации государственной политики в Арктике согласно указу Президента         
Российской Федерации входит такой показатель, как рост средней заработной       
платы. Но сегодня средняя заработная плата в Арктике, конечно, очень            
маленькая. И камнем преткновения становится так называемый районный             
коэффициент. Вот в Республике Саха (Якутия) 13 арктических районов, и в         
каждом районе свой районный коэффициент; более того, в одном муниципальном      
образовании тоже несколько районных коэффициентов, и когда человек работает -   
один районный коэффициент начисляется, когда уходит на пенсию - другой,         
естественно меньше. Вопрос у меня такой: когда правительство решит данную       
проблему, чтобы у нас в арктических районах был один коэффициент - 2,0? Когда   
вы это решите?                                                                  
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Федот Семёнович, этот вопрос довольно чувствительный для         
людей, любое изменение системы районных коэффициентов и надбавок очень          
чувствительно. Мы в рамках данного законопроекта на этапе обсуждения в          
правительстве предлагали всё-таки предусмотреть ряд возможностей с точки        
зрения доработки этой системы, но профсоюзы в рамках обсуждения это             
предложение не поддержали. Поэтому то, о чём вы сейчас говорите, предметом      
этого законопроекта уже не станет - видимо, нужно отдельную инициативу          
вносить.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. У меня вопрос по 17-му пункту.                                 
                                                                                
В пояснительной записке говорится о положительном опыте работы АО "Корпорация   
развития Дальнего Востока" по управлению территориями на Дальнем Востоке и      
свободным портом Владивосток. Можете ли вы хотя бы вкратце раскрыть этот        
тезис? Справится ли акционерное общество с новыми задачами, ведь одно дело -    
относительно локальная территория, другое дело - весомая часть территории       
государства? И хотелось бы от вас услышать, какие показатели эффективности      
работы корпорации всё-таки будут установлены на новом направлении?              
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Андрей Геннадьевич, сегодня на Дальнем Востоке корпорация        
осуществляет сопровождение более чем 2200 инвестиционных проектов, это её       
главная задача. Главный, ключевой показатель её эффективности - чтобы проект    
состоялся, был реализован, было запущено новое предприятие. Ровно такой же      
ключевой показатель будет установлен для неё и при работе в Арктической зоне.   
Собственно, задачи у корпорации две: помогать каждому инвестору решать любой    
его вопрос, какой бы ни возник в процессе реализации инвестпроекта, а также     
корпорация осуществляет сегодня строительство более 200 объектов                
инфраструктуры, которые также необходимы для запуска новых заводов на Дальнем   
Востоке. Повторю, в Арктике такой же ключевой показатель - чтобы пришедший      
инвестор построил предприятие и создал новые рабочие места в Арктической        
зоне.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кравченко Денис Борисович.                                                      
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемый Александр Викторович, у меня такой двойной короткий   
вопрос. Скажите, пожалуйста, в итоге в правительстве удалось согласовать на     
сегодняшний день снижение порога инвестиций с 10 миллионов до 1 миллиона        
рублей? Какова позиция министерства? А также какие меры планируется принять,    
чтобы арктические проекты были поддержаны дешёвыми заёмными средствами? В       
частности, речь идёт о государственном субсидировании ставок государственных    
банков и так далее.                                                             
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Денис Борисович, окончательного решения о снижении порога с 10   
миллионов до 3 миллионов или 1 миллиона рублей пока не принято, это             
поддерживается рядом коллег в правительстве, но пока консолидированной точки    
зрения здесь не выработано, мы это сделаем в ближайшие две недели.              
                                                                                
Что касается дешёвого заёмного финансирования, мы предусматриваем для           
резидентов два инструмента. У нас распространена в Арктике деятельность Фонда   
развития Дальнего Востока, который в этом году может потратить на проекты в     
Арктике до 15 миллиардов рублей, максимальная ставка при выдаче этих средств    
- 5 процентов годовых, максимальный срок - можно привлечь эти средства на       
срок до 20 лет, и фондом уже начали поддерживаться первые проекты. Кроме        
того, мы планируем с 2021 года также предусмотреть для резидентов механизм      
субсидирования процентных ставок по кредитам, которые будут привлекаться для    
реализации проектов малого и среднего бизнеса.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пушкарёв Владимир Александрович.                                                
                                                                                
ПУШКАРЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, вы сказали, что ко второму чтению будет         
учтено наше замечание по поводу участия региона в комиссии по рассмотрению      
заявок. Хотелось бы отметить, что участие региона не должно носить              
уведомительный характер - регион должен иметь такие полномочия, как право       
вето, также это касается и градостроительных полномочий, выдачи разрешений, и   
хочется сказать, что арктические регионы на сегодняшний день уже готовы         
оперативно, в самые короткие сроки проводить согласования и выдавать подобные   
разрешения. Это первое.                                                         
                                                                                
И второй вопрос. В настоящее время ко второму чтению готовится проект           
федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений и развитии           
инвестиционной деятельности в Российской Федерации". И он, и сегодняшний        
законопроект регулируют инвестиционную деятельность по... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 15 секунд добавьте.                                       
                                                                                
Завершайте.                                                                     
                                                                                
ПУШКАРЁВ В. А. Механизмы у них единые. Как, на ваш взгляд, они будут            
синхронизироваться друг с другом?                                               
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Спасибо за вопросы, Владимир Александрович.                      
                                                                                
По поводу права вето. Мы это действительно с регионами обсуждаем, наша          
позиция заключается в том, что мы не можем допустить субъективного принятия     
решения со стороны какого бы то ни было чиновника по поводу того, какой         
бизнес в Арктике может вестись, а какой не может. Именно поэтому мы             
предусматриваем в законопроекте заявительный принцип, когда никто не            
принимает субъективных решений: если человек захотел открыть любой, неважно     
какой бизнес, он должен получить поддержку со стороны государства в тяжёлых     
условиях Арктики.                                                               
                                                                                
Что касается законопроекта о защите и поощрении капвложений. Два                
законопроекта - рассматриваемый сейчас и о СЗПК - никак друг другу не           
противоречат, они, наоборот, друг друга дополняют. Мы с Минфином очень          
детально отработали эту позицию и договорились, что, если в рамках второго      
чтения законопроект о защите и поощрении капвложений как-то существенно         
видоизменится, тогда мы будем, конечно, при доработке законопроекта учитывать   
новые положения.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня также вопросы к представителю Правительства России.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, говоря о поддержке предпринимательства в        
рамках данных проектов федеральных законов, хотелось бы из первых рук           
получить информацию: если после включения в реестр резидентов Арктической       
зоны предприятие не выполняет взятые на себя обязательства, не занимается       
инвестированием, каков в таком случае механизм реагирования со стороны          
государства, есть ли механизм исключения такого предприятия из данного          
реестра?                                                                        
                                                                                
И поскольку в рамках предлагаемых новелл мы ведём речь об особенностях          
установления ветеринарного надзора, об иных видах государственного надзора и    
контроля, а также об особенностях таможенного регулирования в Арктической       
зоне, хотелось бы узнать: проходили ли данные проекты федеральных законов       
оценку регулирующего воздействия и если да, то каковы основные выводы?          
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Спасибо за вопросы, Анатолий Борисович.                          
                                                                                
По первому вопросу. В случае если инвестор не выполняет своих обязательств,     
тут два варианта. Предусматривается, что могут быть некие отклонения по         
срокам, по выполнению обязательств, тогда оцениваются причины, и если они       
объективные, если это форс-мажор, то по решению управляющей компании может      
быть принято решение о продлении, но если это злостное нарушение                
обязательств, то на этот случай предусмотрено расторжение соглашения, и тогда   
компания теряет статус резидента, а вместе с этим возможность получать меры     
государственной поддержки. Вместе с тем компания, потерявшая статус             
резидента, сможет продолжать вести бизнес - никаких санкций в её отношении не   
будет применяться, - но уже без мер государственной поддержки.                  
                                                                                
Что касается норм в законопроекте в части таможни и так далее. Да,              
законопроект прошёл в установленном порядке процедуру оценки регулирующего      
воздействия, в этой части замечаний не поступало: я думаю, это связано с тем,   
что эта часть норм взята нами из Федерального закона "О свободном порте         
Владивосток". За четыре года работы эти меры показали достаточно высокую        
эффективность: мы видим, что таможенные процедуры сокращаются по времени        
процентов на тридцать-сорок, - это позитивная практика, мы её будем             
распространять и в Арктике.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо                                                   
                                                                                
Емельянов Михаил Васильевич.                                                    
                                                                                
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Викторович, резидент Арктической зоны       
обязан будет работать исключительно в рамках этой зоны либо он сможет вести     
деятельность и в других субъектах? И если верно второе, то не создаём ли мы     
ещё один канал так называемой оптимизации налогообложения?                      
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Михаил Васильевич, он обязан осуществлять деятельность на        
территории Арктической зоны, по крайней мере он обязан будет                    
зарегистрироваться на территории Арктической зоны, то есть платить все налоги   
на территории соответствующего муниципального образования, субъекта             
Российской Федерации. При этом, конечно, никто ему не запрещает вести           
деятельность и за пределами Арктической зоны, но на такую деятельность не       
будут распространяться меры господдержки и в таком случае инвестор, резидент    
будет обязан вести раздельный бухгалтерский учёт.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лященко Алексей Вадимович.                                                      
                                                                                
ЛЯЩЕНКО А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, как известно, отсутствие или обветшание         
инфраструктуры в Арктической зоне является сдерживающим фактором для            
реализации инвестиционных проектов, а также негативно влияет на качество        
жизни на Севере. Скажите, возможно ли предусмотреть в законопроекте нормы,      
которые позволят регионам самостоятельно привлекать целевые инвестиции в        
инфраструктурные проекты, предусмотреть стимулирующие нормы, к примеру          
субсидирование ставок по данным федеральным ценным бумагам, а также             
поддержать работающие в рамках ГЧП, концессий организации, которые будут        
выступать эмитентами именно в области реализации инфраструктурных проектов,     
то есть предусмотреть нормы, которые позволят упростить эмиссию и               
субсидировать ставки по данным облигациям, направленным именно на привлечение   
инвестиций и развитие инфраструктуры в Арктической зоне?                        
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Алексей Вадимович, собственно, ради того, чтобы стимулировать    
приток инвестиций в инфраструктуру в Арктике, мы упрощаем процедуру             
заключения концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном        
партнёрстве. Кроме того, напомню, два года назад вы поддержали, был принят      
закон, который позволяет предоставлять инвесторам субсидии на строительство     
инфраструктуры, необходимой для их инвестпроектов. Правительство завершает      
сейчас работу над своим постановлением, которое будет предусматривать такой     
механизм для Арктической зоны. Если вы считаете, что можно усилить в этой       
части законопроект, мы готовы во втором чтении вместе с вами поработать.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Данчикова Галина Иннокентьевна.                                                 
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Викторович, буквально на днях, 5 марта, президентом был     
подписан указ № 164 "Об основах государственной политики Российской Федерации   
в Арктике на период до 2035 года", согласно которому в круг основных            
национальных интересов Российской Федерации в Арктике входят охрана             
окружающей среды в Арктике, защита исконной среды обитания и традиционного      
образа жизни коренных малочисленных народов, проживающих на территории          
Арктической зоны Российской Федерации. Насколько данные положения основ         
госполитики будут учтены в законопроекте? Это первый вопрос.                    
                                                                                
Второй вопрос связан с предоставлением преференций в части налога на прибыль,   
так как эта норма связанная, реализуется при условии принятия субъектом         
закона о снижении ставки. Не думаете ли вы, что эта норма не будет работать?    
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Галина Иннокентьевна, по первой части вопроса, по                
природоохранному законодательству. Хочу обратить внимание, что пакет            
законопроектов никак не затрагивает изменения природоохранного                  
законодательства, вплоть до того, что... В чём разница, например, между         
законом о ТОР и вот этим законопроектом? Здесь не упрощается даже процедура,    
связанная с экологической экспертизой. На резидентов Арктической зоны в         
полной мере, в полном объёме будет распространяться действующее                 
законодательство Российской Федерации в сфере охраны природной среды, и они     
будут обязаны проходить экологическую экспертизу своих проектов, а затем        
выполнять все обязательства, взятые на себя в рамках охраны окружающей среды.   
Мы не видим необходимости дополнять законопроект нормой о том, что резиденты    
обязаны и так делать в соответствии с предписаниями других федеральных          
законов.                                                                        
                                                                                
Что касается налога на прибыль, льготы по налогу на прибыль. Мы обсуждали       
этот вопрос со всеми губернаторами, с руководителями всех субъектов,            
территории которых входят в Арктику. Каждый готовит свою составляющую системы   
преференций, своё видение относительно снижения налога на прибыль, каждый       
субъект будет делать это сам. Мы уже обсуждали с коллегами из Якутии, что это   
целесообразно делать только в отношении субъектов, не связанных с добычной      
деятельностью. Таким образом, соответствующее право будет у каждого региона,    
и мы считаем, что норма будет работать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Коллеги, я только, если нет возражений, уточню: содокладчики могут объединить   
свои выступления с содокладом, но, конечно, если есть желание выступить         
отдельно - пожалуйста.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, пять записавшихся. Ну, теперь очевидно, что мы, закончив               
рассмотрение этих трёх законопроектов, рассмотрим ещё два законопроекта по      
сокращённой процедуре, один проект протокольного поручения и на этом            
заседание завершим. Понятна наша программа? Вторая часть займёт у нас           
буквально три минуты.                                                           
                                                                                
Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.                                       
                                                                                
Николай Михайлович, вы от фракции?                                              
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Да, я от фракции.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, а вы не хотите с места выступить?     
Давайте с места, Николай Михайлович.                                            
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. С места? Ну, назад я уже не пойду, неудобно...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваше право.                                   
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Я руки сзади, за спиной буду держать, если хотите. По системе   
"Детка" Порфирия Иванова я много лет обливаюсь холодной водой, поэтому не       
должно взять (стучу по дереву).                                                 
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемый президиум, уважаемые представители           
правительства, Александр Викторович и Павел Михайлович (Волков, я вижу, здесь   
находится), уважаемые коллеги-депутаты! Судя по моей 30-летней практике,        
впервые в разработке законопроекта участвовало, было задействовано девять       
комитетов. Это на самом деле впервые и, как никогда, говорит о важности         
принятия представленного законопроекта.                                         
                                                                                
Любое намерение малой и большой власти оказать содействие, помочь в развитии    
Арктики необходимо поддерживать. 5 марта мы проводили расширенное заседание     
комитета, и представители Минвостокразвития активно участвуют, я знаю, во       
всех заседаниях комитета, заявляют о своих намерениях. Чтобы много времени не   
отнимать, скажу: не поленитесь и там, где мы утром брали повестку дня,          
возьмите вот этот журнал, внимательно прочтите, и тогда вы поймёте, о чём       
идёт речь, тут практически всё написано.                                        
                                                                                
По большому счёту... Мне кажется, здесь речь уже вели о молодёжи, спрашивали,   
как и что. На заре советской власти Ленин говорил, что надо учиться             
торговать, а здесь стоит вопрос об организации предпринимательской              
деятельности. Я помню - Фирюлин Иван Иванович здесь, он наверняка помнит, -     
что на Съездах народных депутатов РСФСР (Николаев тогда был депутатом от        
Якутии) всегда стоял проблемный вопрос - о северном завозе. Это всегда был      
самый больной вопрос: денег не хватало, русло было не там, корабли не те, всё   
не так да не эдак, то дёшево, то дорого... Если мы на самом деле всё это        
организуем, то я думаю, что те, кто будет там жить, будет там работать,         
обязательно скажут нам спасибо.                                                 
                                                                                
Единственно, мне хотелось бы предложить всем, кто будет участвовать в           
разработке поправок между первым и вторым чтениями, всё-таки обратить           
внимание на льготы: относительно северов необходимо, наверное, пересмотреть     
многие льготы. Мы же хотим, чтобы молодёжь поехала туда жить, работать,         
организовывать производство, но если там не будет хотя бы... Взять тот же       
выход на пенсию: практически охвачен Дальневосточный федеральный округ, а       
если говорить о Сибири и Арктике, ну, порядка 74 тысяч в год... Это небольшие   
деньги, но если мы хотим, чтобы и те, кто сегодня там живёт, и те, кто          
приедет туда работать... Представители среднего и старшего поколения,           
находящиеся в зале, помнят, что для организации в отдалённых районах регионов   
торговли была потребкооперация. Наверняка помните, что была гуж-надбавка на     
каждый километр, если везли товар в далёкий уголочек, 15 копеек за километр -   
такая была гуж-надбавка.                                                        
                                                                                
Здесь даются хорошие преференции. Если на самом деле мы в законе... Кравченко   
молодец, он тоже ходит практически на все заседания... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Рабочая группа энергично работает. Давайте не поленимся и       
активно поучаствуем в доработке этих законопроектов, и, я думаю, тогда у        
Арктики будет хорошее, доброе, активное будущее. Дорогие, уважаемые коллеги,    
не отнимая много времени, я прошу вас всех активно проголосовать - активно!     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович.                              
                                                                                
Ну, я вот заметил, что Николай Михайлович на всякий случай бумагу положил на    
трибуну.                                                                        
                                                                                
Поздняков Владимир Георгиевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г., фракция КПРФ.                                                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи, коллеги! Действительно, на         
многих заседаниях, предшествующих нашему собранию, обсуждались проблемы         
Арктики, высказывалось много различных поправок к разрабатываемым проектам,     
что-то учитывалось - сегодня об этом говорили. Однако в предлагаемых            
законопроектах не ясны функции государственной комиссии, уполномоченного        
федерального органа, управляющей компании, резидента и, главное, обязанности    
и ответственность органов, не ясны критерии отбора инвестиционных проектов,     
отсутствует ответственность инвесторов за решение социальных вопросов жизни     
страны, продавливаются интересы крупного нефтегазодобывающего бизнеса, а роль   
руководства субъектов и муниципалитетов принижена. Не учитываются в полной      
мере интересы коренного населения, людей, которые живут и работают на этой      
территории, малого и среднего бизнеса, компаний, добывающих твёрдые полезные    
ископаемые. Под угрозой всё, что наработано в Арктике за предыдущие годы.       
Конечно, людей продолжает беспокоить возможность принудительного изъятия,       
отчуждения земельных участков с имуществом, недвижимостью. Регионы лишены       
возможности регулировать локальный рынок труда, квотирование и привлечение      
иностранной рабочей силы.                                                       
                                                                                
Товарищи, я предлагаю сегодня рассмотрение этих законопроектов отложить и       
вернуться к обсуждению проблем Арктики, провести в зале заседаний               
Государственной Думы парламентские слушания, пригласив представителей           
правительства, заинтересованных лиц, специалистов, учёных, губернаторов,        
депутатов законодательных органов власти всех уровней, представителей всех      
видов бизнеса, всех народов, населяющих просторы Арктики, использовать          
исторический опыт сотен лет работы в условиях Крайнего Севера и все             
предложения, которые раньше были высказаны на различных обсуждениях.            
Разработать и подготовить к первому чтению самостоятельный основной, базовый    
закон об Арктической зоне, сказать, что это такое, что такое арктическая        
целина, - закон как кодекс, чтобы ничего не нарушать и действовать в            
интересах народа, государства и развития нашей страны. Необходимо установить    
приоритетное мнение и право субъекта, региона, муниципалитетов, которые         
должны влиять и регулировать ситуацию в интересах народонаселения,              
предусмотреть комплекс льгот для северян, для приезжающих работать, для         
молодёжи, для пенсионеров. Много чего просят люди, и такие предложения          
поступают ко мне, как к депутату, представляющему часть Дальневосточного        
округа... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ПОЗДНЯКОВ В. Г. И то, что сегодня разработано, безусловно, найдёт своё          
отражение в той системе законов, которые будут в дальнейшем прорабатываться и   
приниматься.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я не вижу Алексея Борисовича Веллера...                                         
                                                                                
Алексей Борисович, пожалуйста. От фракции? Пожалуйста.                          
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно,         
рассматриваемый сегодня законопроект "О государственной поддержке               
предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" без   
преувеличения можно назвать долгожданным. О необходимости приоритетного         
развития Арктики за последнее время сказано очень много. Сегодня уже            
упоминалось, что буквально неделю назад Президент Российской Федерации          
Владимир Владимирович Путин подписал указ "Об Основах государственной           
политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года".                
                                                                                
Вопросы арктического развития касаются огромных территорий, на которых в        
весьма суровых климатических условиях живут и трудятся более 2 миллионов        
человек. И когда законопроект поступил в Государственную Думу и мы              
действительно с большим энтузиазмом начали его изучать - как уже отмечал        
Николай Михайлович, беспрецедентно большое количество комитетов работает над    
этим законопроектом, - при внимательном знакомстве выяснилось, что текст        
законопроекта в первом чтении, конечно, не охватывает очень большого            
количества вопросов, ну, собственно говоря, о чём сегодня и идёт дискуссия.     
Восемь комитетов сегодня работают и представили свои заключения по данному      
законопроекту, и в заключении практически каждого комитета мы видим очень       
серьёзные замечания, очень серьёзные предложения, которые необходимо учесть     
при доработке данного законопроекта ко второму чтению. Ну, если очень кратко,   
то мы говорим об интересах коренных малочисленных народов Севера, мы говорим    
об имущественных отношениях, о вопросах изъятия земель, о вопросах              
привлечения иностранной рабочей силы, градостроительных вопросах, об участии    
регионов в принятии решения о включении или невключении в число резидентов      
заявившихся предприятий, о льготах для малого и среднего предпринимательства    
и ещё о многом другом. Сегодня многие эти вопросы, собственно говоря, уже       
звучали, тем не менее я, являясь членом комитета по экономической политике и    
представителем Мурманской области - одного из крупнейших арктических регионов   
страны, - в которой, собственно говоря, и прожил всю жизнь, позволю себе        
сказать несколько слов именно вот в плане этих аспектов.                        
                                                                                
Когда мы говорим о сбалансированном и комплексном развитии арктических          
территорий, то надо понимать, что, предоставляя льготы для крупных              
инвестиционных проектов, нельзя забывать о малом и среднем                      
предпринимательстве, потому что именно малое и среднее предпринимательство      
создаёт комфортную среду для людей, живущих на Севере, обеспечивает рабочие     
места, закрывает вопросы социальной инфраструктуры и многое-многое другое. Мы   
все понимаем, что бизнес на Севере несёт серьёзные дополнительные издержки, в   
первую очередь в связи с выполнением, собственно говоря, этим бизнесом          
государственных гарантий перед своими работниками и сотрудниками, и, по         
большому счёту, по справедливости я предложил бы снизить эти издержки путём     
предоставления определённых льгот и преференций для всех субъектов малого и     
среднего бизнеса, работающих сегодня в Арктической зоне. Однако позиция         
правительства заключается в том, что в рамках данного законопроекта мы          
говорим только о поддержке новых инвестиционных проектов. Хорошо, с этой        
позицией можно согласиться, пусть это будет так, но я всё-таки надеюсь, что     
это будет только первый шаг с точки зрения стимулирования развития              
бизнес-процессов в Арктической зоне Российской Федерации. Так вот,              
практически все участники развернувшейся дискуссии, и я в том числе,            
предлагают снизить инвестиционный порог для вступления в резиденты              
Арктической зоны с предусматриваемых сегодня 10 миллионов до 3 миллионов или    
1 миллиона рублей. Действительно, это отрадно, что правительство выражает       
согласие с этим предложением, мы, собственно говоря, слышали сегодня это из     
уст заместителя министра, но, с моей точки зрения, не менее важно решить        
вопрос и о льготе для малого и среднего предпринимательства в части уплаты      
страховых взносов, снизив их с 30 процентов до 7,6 процента. В принципе         
соглашаясь с этим предложением, правительство предлагает использовать           
механизм субсидирования, закреплённый постановлением правительства. Можно и     
так, тем не менее сама данная льгота для малого и среднего                      
предпринимательства, считаю, должна быть чётко закреплена в законе, чтобы не    
было двояких толкований, кривотолков и различного применения этой нормы.        
                                                                                
Возвращаясь к крупным инвестпроектам, скажу несколько слов на примере           
Мурманской области. На территории Мурманской области нет нефтегазовой добычи,   
зато Мурманская область богата полезными ископаемыми: на её территории          
расположено более 60 крупных месторождений, многие из которых ещё не освоены.   
Поэтому и мы предлагаем, и звучит предложение распространить действие закона    
не только на новые крупные нефтегазовые проекты, но и на инвестпроекты в        
горнорудной отрасли.                                                            
                                                                                
Ну и ещё один очень важный момент хочу отметить - он связан с учётом мнения     
регионов в ходе практической реализации данного закона. Ну, собственно          
говоря, в этом солидарны абсолютно все регионы, от которых уже поступили        
предложения, и также этот вопрос в принципе поддерживается Правительством       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Завершая своё выступление, ещё раз хочу сказать, что за три прошедших недели    
действительно очень хороший диалог выстроился - и "круглые столы" прошли, и     
заседания всех комитетов, и два заседания постоянной рабочей группы, которой    
руководит Денис Борисович Кравченко, и между регионами, правительством,         
депутатским корпусом действительно идёт очень конкретный обмен мнениями по      
каждому предложению, которое поступает в эту рабочую группу. Приглашаем всех    
принять участие в её работе, для того чтобы при подготовке ко второму чтению    
мы действительно смогли сделать, несмотря на условия, в которых мы сейчас       
находимся, на определённые ограничения, качественный, работающий закон.         
                                                                                
А сегодня от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагаю всем коллегам поддержать   
все три законопроекта.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Борисович.                               
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. От фракции.                                
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной       
Думы! Я не раз выступал в этом зале и говорил о том, что в Российской           
Федерации нет чётко сформулированной северной государственной политики, и это   
очень плохо. Но ситуация кардинальным образом изменилась 5 марта - буквально    
несколько дней назад президент Путин издал указ "Об Основах государственной     
политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года". И самое        
интересное, что он определил основные показатели эффективности реализации       
государственной политики в Арктике: самым первым там стоит показатель           
ожидаемой продолжительности жизни при рождении, вторым показателем является     
коэффициент миграционного прироста, то есть прибывает или убывает население,    
третий показатель - это уровень безработицы, четвёртый - количество рабочих     
мест на новых предприятиях, пятый показатель - средняя заработная плата, ну и   
так далее. О чём это говорит? Это говорит о том, что развитие Арктики, то       
есть проводимая государственная политика, будет иметь человеческое измерение,   
мы будем измерять не рублями инвестиций, которые вложены на территории          
Арктики, не прибылью, которую получат олигархи, и не количеством нефти и        
газа, которое там добыто, а именно продолжительностью жизни, средней            
заработной платой и другими показателями, о которых я сказал.                   
                                                                                
Вот пакет законопроектов, который сегодня представлен на наше рассмотрение,     
решает эти проблемы, в полной мере решает эти проблемы? Хочу сказать - нет.     
Хотя, конечно, на некоторые показатели это будет влиять. Вот почему ожидаемая   
продолжительность жизни в Арктике сегодня одна из самых низких, ниже, чем в     
целом по стране? Потому что там медицина никакая, потому что там                
здравоохранение хромает и всё, что было сделано в советское время,              
уничтожено. Значит, там надо провести огромный объём работ. Это первое.         
                                                                                
Второе. Люди уезжают или прибывают? Люди уезжают, и самое плохое, что они       
хотят уехать из Арктики. Уровень безработицы огромный, а о количестве рабочих   
мест на новых предприятиях сегодня даже не приходится говорить. Средняя         
заработная плата раньше была в 2,5 раза больше, чем на материке, а сегодня      
она, наоборот, в 2,5 раза меньше, чем на материке, районные коэффициенты и      
надбавки северные стали просто расчётными показателями.                         
                                                                                
Законопроекты, которые предлагаются, в полной мере не решают тех проблем,       
которые сегодня накопились в Арктике, но хорошо, что в государственной          
политике именно эти показатели отмечены как те, над которыми нам надо           
работать. Законодательную базу по социально-экономическому развитию, по         
комплексному развитию арктических районов надо совершенствовать, и не надо      
уповать только на Минвостокразвития - у них какой-то экономический              
детерминизм, только экономическим показателям они уделяют внимание, а вот       
социальному положению людей, которые живут в Арктике, на северах, на Дальнем    
Востоке, они абсолютно не уделяют внимания. Пора, я думаю, уделять внимание     
этому вопросу, и уже следующими законопроектами должны быть законопроекты,      
которые направлены именно на человека, на качество жизни людей, живущих в       
Арктике.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.                                 
                                                                                
Гоголева Татьяна Степановна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ГОГОЛЕВА Т. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, я остановлюсь на трёх моментах. Прежде      
всего отмечу очень низкую проработанность пакета документов по развитию         
предпринимательства в Арктической зоне в части учёта интересов коренных         
народов - напоминаю, что у нас в государстве 17 арктических народов.            
Крупномасштабные проекты, которые будут связаны с добычей углеводорода,         
непременно приведут к конфликтным ситуациям. В ходе неоднократных               
предварительных консультаций мы договорились о том, что это будет внесено ко    
второму чтению. Если бы такой законопроект готовили депутаты, то я думаю, что   
правительство ни в коем случае не подписало бы, - этот факт специально          
подчёркиваю.                                                                    
                                                                                
Второе. Новая концепция, подписанная Владимиром Владимировичем Путиным в        
начале марта, ставит очень амбициозные задачи в части опережающего              
общероссийские темпы роста качества жизни и доходов населения Арктической       
зоны Российской Федерации, в том числе лиц, относящихся к коренным              
малочисленным народам.                                                          
                                                                                
И третье. Мне представляется очень спорным и туманным посыл о мерах поддержки   
хозяйственной деятельности коренных народов через какую-то отдельную,           
дополнительную программу. Если следовать концепции подписанного президентом     
указа "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктической   
зоне на период до 2035 года", то там речь идёт о введении стандарта социально   
ответственного бизнеса. А этот стандарт предусматривает в том числе, что если   
хозяйственная деятельность ограничивает традиционную деятельность либо ведёт    
к ущербу для неё, то должна предусматриваться компенсация со стороны            
хозяйствующего субъекта. Я думаю, что этот стандарт должен быть изложен в       
полном объёме.                                                                  
                                                                                
Пять прибрежных государств, расположенных в Арктике, уже ведут достаточно       
длительное сотрудничество, и наша страна готовится к председательству в         
Арктическом совете.                                                             
                                                                                
Основные принципы, которые приняты при развитии Арктики, - это сохранение       
хрупкой арктической среды и сохранение древней, традиционной основы жизни       
коренных народов. Поэтому я призываю, чтобы мы при дальнейшей проработке во     
втором... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, дайте возможность завершить фразу.        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОГОЛЕВА Т. С. Призываю к тому, чтобы мы следовали этим целям.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Степановна.                              
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
Последнее выступление.                                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, тема, которую мы сегодня рассматриваем, все три проекта      
законов очень важны для нашей страны, в первую очередь для тех, кто проживает   
в Арктике. Наверное, не было бы такой критики от выступающих, если бы           
правительство наконец внесло в Думу законопроект об Арктической зоне, где       
были бы прописаны все темы, связанные с Арктикой, но, уважаемые коллеги,        
слава богу, что внесены эти три законопроекта, расписаны правила игры во        
всём, что касается предпринимательской деятельности. И мы надеемся, что ко      
второму чтению всё-таки будет понижена ставка для резидентов, которые могут     
участвовать в этих программах, с 10 миллионов рублей до 3 миллионов или 1       
миллиона рублей. Очень отрадно, что в этих зонах, например, предусматривается   
нулевая ставка по НДС в отношении услуг по перевозке морским транспортом        
товаров по территории Российской Федерации до пункта перегрузки и услуг по      
ледокольной проводке морских судов (сегодня этого нет), это даст особый         
толчок развитию Арктики.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу вас всех проголосовать за все три законопроекта:     
они направлены на развитие Арктической зоны. А вопросы, которые поднимались,    
я думаю, у нас в Думе будут рассматриваться дальше.                             
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Александр Викторович, вы можете выступить с заключительным словом.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРУТИКОВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, только один комментарий. Здесь          
некоторые коллеги упомянули основы госполитики в Арктике, которые президент     
действительно утвердил буквально несколько дней назад, где во главу угла        
поставлена цель повысить качество жизни людей в Арктической зоне. Так вот,      
коллеги, законопроекты, которые сегодня рассматриваются, безусловно, про это    
- про повышение качества жизни. Посмотрите, откуда люди приезжают в Арктику;    
у нас приток населения на Ямал, в Норильск и на Чукотку - почему? Потому что    
там создаются новые рабочие места. Этот законопроект - про создание новых       
рабочих мест, про то, чтобы у людей было желание, было место работы и           
возможность получать достойные доходы. Вот главная идея, главная цель этого     
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Безусловно, все прозвучавшие замечания мы готовы учесть, давайте вместе         
готовить тексты к рассмотрению во втором чтении.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович.                            
                                                                                
Денис Борисович Кравченко, содокладчик.                                         
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КРАВЧЕНКО Д. Б. Уважаемые коллеги, поддержу предыдущего выступавшего: меры,     
которые мы планируем с принятием этого пакета законов подключить к развитию     
арктической территории, действительно беспрецедентные, исторические, и, я       
считаю, это очень важно, это наша общая задача.                                 
                                                                                
Я хочу поблагодарить, пользуясь случаем, всех коллег, которые присоединились    
к нашей работе в рабочей группе, их уже десять человек, ещё восемь человек      
только что подошли ко мне и выразили готовность в ней работать. Я также         
приглашаю Татьяну Степановну, потому что мы там в ручном режиме очень           
внимательно работаем, на связи с нами территории, присутствует бизнес, это      
очень важно.                                                                    
                                                                                
Нам сейчас предстоит основная работа перед вторым чтением, поэтому спасибо за   
поддержку и приглашаю к конструктивному сотрудничеству дальше.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович.                                 
                                                                                
Алексей Борисович Веллер, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б. Коллеги, ну, действительно, благодарю всех за участие в работе,    
за обсуждение.                                                                  
                                                                                
Конечно, нам всегда хочется сделать больше, но, наверное, на то и направлен     
диалог между депутатами и правительством, чтобы вычленить возможности,          
которыми мы располагаем, чтобы мы были уверены в эффективности принимаемых      
решений. И надеюсь, что эти законопроекты о развитии Арктической зоны           
действительно будут не последними, а, скажем так, первыми локомотивами          
развития, первыми ласточками - назовём как угодно. Давайте все вместе доведём   
их до ума, и, будем надеяться, за этим последует новая работа по защите         
жителей арктических территорий, по развитию Арктики.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Борисович.                               
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию. Будьте внимательны.     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О государственной           
поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской        
Федерации", 17-й вопрос.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              376 чел.83,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    378 чел.                                          
Не голосовало                  72 чел.16,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием         
Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской            
деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", 18-й вопрос.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    384 чел.                                          
Не голосовало                  66 чел.14,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.                                                    
                                                                                
И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в    
Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона   
"О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической     
зоне Российской Федерации", 19-й вопрос.                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.