Заседание № 283

04.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 895543-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в целях стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации; принят в первом чтении 20 февраля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6568 по 6647 из 6838
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую    
Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение.                        
                                                                                
Дмитрий Васильевич Юрков, пожалуйста.                                           
                                                                                
ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Напомню, что законопроект был       
принят в первом чтении 20 февраля текущего года, он касается стимулирования     
поиска месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне, а       
также развития перевозки грузов по Северному морскому пути. К законопроекту     
поступило 16 поправок, из них 15 поправок поддержаны комитетом и включены в     
таблицу поправок № 1, одна поправка предлагается к отклонению, она включена в   
таблицу поправок № 2.                                                           
                                                                                
Комитет просит поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставится на голосование таблица.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 24 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставится на голосование таблица.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. И просьба включить в порядок работы на 5 марта для рассмотрения в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   
                                                                                

Заседание № 281

20.02.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 895543-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части стимулирования поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2197 по 2855 из 5001
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый       
кодекс Российской Федерации в части стимулирования поиска и оценки              
месторождений углеводородного сырья, разведки и добычи углеводородного сырья    
на отдельных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Докладывает    
официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель           
министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.                                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Добрый день, Иван Иванович, добрый день, уважаемые коллеги! Правительством      
Российской Федерации подготовлен проект федерального закона,                    
предусматривающий стимулирование налогоплательщиков к осуществлению добычи и    
переработки углеводородного сырья в Арктической зоне Российской Федерации.      
Цель данного законопроекта - создание ресурсной базы, обеспечивающей            
увеличение грузовых перевозок по Северному морскому пути, в объёме не менее     
50 миллионов тонн к 2030 году с потенциалом роста до 100 миллионов тонн к       
2050 году. Эта цель поставлена Президентом Российской Федерации. Что            
предусматривается данным проектом федерального закона?                          
                                                                                
Первое. Уточнение сроков применения НДПИ при добыче углеводородного сырья на    
новых морских месторождениях углеводородного сырья, расположенных в северной    
части Охотского моря, южной части Баренцева моря, Печорском и Белом морях,      
дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на которых приходится     
на период после 1 января 2020 года. То есть по аналогии с уже действующими      
льготами для месторождений, расположенных в северной части Баренцева моря и в   
северных морях, предполагается установление ставки НДПИ в размере 5 процентов   
от выручки на 15 лет.                                                           
                                                                                
Второе. Установление ставки НДПИ в размере ноль рублей при добыче газа          
горючего природного (газового конденсата совместно с газом горючим              
природным), добываемого и используемого исключительно для производства СПГ      
или для производства товаров, являющихся продукцией газохимии, на новых         
производственных мощностях. Нулевая ставка будет иметь ограничения - это        
достижение накопленного объёма добычи в 250 миллиардов кубометров до            
истечения 12 лет с даты реализации первой партии СПГ либо первой партии         
продукции нефтехимии. Данная льгота будет применяться только в отношении газа   
горючего природного (газового конденсата), который будет являться сырьём для    
новых производственных мощностей. К новым производственным мощностям будут      
относиться те заводы, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января       
2022 года.                                                                      
                                                                                
Третье. Распространение налога на дополнительный доход от добычи                
углеводородного сырья на участки недр, расположенные полностью или частично в   
границах Таймырского полуострова. Здесь, по оценкам Минприроды, Минэнерго,      
предполагается открытие новой нефтегазовой провинции, соответственно, нами      
предлагаются меры, направленные на стимулирование разведки, поиска и добычи     
углеводородного сырья в новой нефтегазовой провинции, которая может быть        
открыта первый раз со времён создания Российской Федерации.                     
                                                                                
И последнее. Предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на       
участках недр Ванкорского нефтяного кластера. Данный вычет по НДПИ будет        
предоставляться только тогда, когда цена нефти выше базовой цены нефти,         
исходя из которой определяются доходы федерального бюджета, соответственно,     
вычет по НДПИ будет равен расходам компаний на создание новой инфраструктуры    
- инженерной, дорожной, энергетической, - необходимой для развития новой        
нефтегазовой провинции.                                                         
                                                                                
Это всё. Прошу поддержать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом от Комитета по бюджету и налогам выступает Дмитрий Васильевич      
Юрков.                                                                          
                                                                                
ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На основании поручения президента   
о стимулировании осуществления геологоразведочных работ и строительства         
объектов инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации, а также во     
исполнение концепции развития арктических территорий, которая заложена в        
Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до    
2020 года и дальнейшую перспективу, правительством разработан и представлен     
данный законопроект. Целью его является стимулирование поиска новых             
месторождений и добычи углеводородного сырья в Арктической зоне, а также        
развитие перевозок по Северному морскому пути.                                  
                                                                                
Законопроектом предлагается уточнить параметры разработки месторождений         
углеводородного сырья, которые расположены в первую очередь на Таймырском       
полуострове, где может сформироваться новая нефтегазовая провинция, и на        
российском шельфе арктических морей. В частности, предлагается уточнить сроки   
применения стоимости углеводородного сырья в качестве налоговой базы по НДПИ    
именно на новых морских месторождениях, где пока ещё не ведётся добыча. В       
рамках этих изменений такие месторождения будут применять ставку НДПИ в         
размере 5 процентов в течение 15 лет.                                           
                                                                                
Для производства сжиженного природного газа или для производства товаров,       
являющихся продукцией нефтехимии, предлагается установить нулевую ставку НДПИ   
при добыче природного газа и газового конденсата, но применение этой ставки     
ограничено двумя условиями: первое - до достижения накопленного объёма добычи   
газа значения в 250 миллиардов кубометров; второе условие - когда нулевая       
ставка действует в течение 12 лет с даты начала реализации продукции. Комитет   
отмечает, что предлагаемая льгота будет применяться только в отношении новых    
производственных мощностей, чтобы стимулировать новые инвестиции на участках    
недр, расположенных севернее Северного полярного круга, а это регионы:          
Архангельская область, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ,        
Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.       
                                                                                
Законопроектом также предлагается распространить режим налога на                
дополнительный доход на те участки недр, которые расположены на Таймырском      
полуострове.                                                                    
                                                                                
В отношении Ванкорского кластера для развития новой нефтегазовой провинции      
предлагается предоставлять налоговый вычет по налогу на добычу полезных         
ископаемых в случае, если инвестиции будут направлены на создание               
инфраструктуры, а именно: строительство дорог, линий электропередачи,           
железнодорожных веток, аэродромов и прочей инфраструктуры. При этом             
установлено обязательное требование: для получения налогового вычета            
необходимо, во-первых, ввести в эксплуатацию объекты инфраструктуры в срок до   
1 января 2030 года и, во-вторых, подтвердить стоимость этих объектов исходя     
из заявленных расходов на их строительство. В противном случае будет            
восстановлена вся сумма недополученного налога и начислены пени за весь         
период.                                                                         
                                                                                
Отдельно стоит отметить вопрос о выпадающих доходах бюджета от применения       
такого вычета. Доходы федерального бюджета формируются исходя из базовой цены   
на нефть - поскольку этот вычет будет применяться только при превышении         
базовой цены на нефть и только в той части НДПИ, которая приходится на          
превышение базовой цены на нефть, выпадающих доходов федерального бюджета не    
будет. Бюджет полностью защищён, потому что, если цена нефти будет ниже         
базовой или же равна базовой, вычет соответственно будет равен нулю.            
                                                                                
Рассматриваемым сегодня законопроектом мы стимулируем компании к                
осуществлению инвестиций в поиск и разработку новых месторождений               
углеводородов, в строительство инфраструктуры в Арктической зоне Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет по бюджету благодарит за работу над законопроектом наших коллег из      
Комитета по энергетике, Комитета по природным ресурсам, собственности и         
земельным отношениям, комитета по региональной политике, Счётную палату,        
комитеты Совета Федерации. Все представили положительные заключения и           
поддержали принятие законопроекта в первом чтении.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос вот какой. Дело в том, что мы долгое время предоставляли          
разного рода льготы, и эти льготы не всегда, так скажем, были эффективны с      
точки зрения инвестиций. Если мы посмотрим по цифрам, то увидим, что льготы     
предоставлены и увеличиваются в 2 раза, а рост инвестиций составляет примерно   
30 процентов. Так вот, хотелось бы всё-таки с этих позиций посмотреть,          
действительно ли получим достаточно серьёзный результат, эффект от принятия     
вот этого законопроекта?                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Валерьевич.                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. В данном случае мы           
предлагаем в плане вычета учитывать только расходы на инфраструктуру. Все       
расходы, связанные с бурением, с разработкой месторождений, составляющие        
основную часть расходов, будут приходиться на нефтяные компании,                
соответственно, здесь бюджет никак, ни в какой форме участвовать не будет.      
Объём инвестиций даже в первые годы разработки этого месторождения, вернее,     
этой новой нефтегазовой провинции составит более 2 триллионов рублей, притом    
совокупный налоговый вычет, который, по нашим оценкам, может быть               
предоставлен, составит за 10 лет не более 600 миллиардов рублей, то есть        
здесь на каждый рубль, вложенный государством, будет как минимум 3-4 рубля      
вложено компанией. Так что здесь это условие выполняется, на наш взгляд.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Алексей Валерьевич, мы поддерживаем вот такое постоянное внимание, постоянное   
льготирование, может быть, иногда даже с перебором, но с учётом спроса на       
рынке, с учётом различных санкций, вот этих действий наших "партнёров"          
многочисленных, которые всячески стараются ограничить продажу нефти, газа из    
России, думаю, все риски вы просчитали. И очень хорошо, что, как вы говорите,   
каждый рубль, вложенный в разведку, в добычу, возвращается, всё вы хорошо       
считаете.                                                                       
                                                                                
Скажите, почему в газификацию не вкладывается столько же денег, есть ли         
наконец в планах правительства стопроцентная газификация России? Разве это не   
даст ту же отдачу, а тем более ещё и социальный эффект?                         
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Газификация, к сожалению, не является предметом данного           
законопроекта. Есть планы правительства по газификации, и с учётом тех денег,   
которые предусмотрены федеральным бюджетом, газификация осуществляется.         
Пересматривать эти планы намерений нет.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к докладчику.                                                     
                                                                                
Правительство предлагает с помощью налоговых льгот стимулировать освоение       
арктических месторождений, но, как я понимаю, указанными льготами смогут        
воспользоваться те организации, которые, как сказано в рекламе, являются        
национальным достоянием, хотя не всегда платят налоги, и, самое главное,        
топ-менеджеры которых зарабатывают десятки миллионов рублей в месяц, а по       
итогам года получают миллиардные бонусы (ну, может, это связано с тем, что      
они умеют лоббировать свои интересы).                                           
                                                                                
Вопрос: если мы не предоставим эти льготы, ну, там, "Газпрому", "Роснефти"      
или ещё кому-то, кто будет участвовать в этом, то освоение арктического         
шельфа прекратится совсем, у них не будет интереса заниматься этим проектом?    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Активную разработку шельфовых месторождений, безусловно, они      
вести не будут. Если не создать интересные с точки зрения рентабельности, с     
точки зрения инвестиционной привлекательности условия, то компании вкладывать   
деньги в убыточные проекты не будут, поэтому мы создаём такие налоговые         
условия, которые позволяют привлечь инвестиции в разработку месторождений на    
шельфе.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алексей Валерьевич, в продолжение вопроса. Вы вроде как защищаете бюджет,       
бюджет ничего не потеряет, но, я так понимаю, осваивать эти месторождения       
будут государственные компании, и, если они неэффективно освоят средства или    
где-то провалятся, бюджет пусть и косвенно, но потеряет те же самые деньги.     
Эти расчёты основаны на расчётах компаний либо был какой-то независимый аудит   
их производственных программ? Я так понимаю, что на их основе эти предложения   
и готовились.                                                                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Изначально расчёты проводились компаниями и подтверждались        
Минэнерго и Минвостокразвития в своей части. Но я хотел бы обратить внимание    
на то, что, если мы говорим о развитии новой нефтегазовой провинции, сначала    
там надо найти запасы (пока там есть только ресурсы), чтобы найти запасы,       
надо пробурить поисковые скважины, только после того, как запасы                
подтвердятся, уже необходимо будет вкладывать деньги в инфраструктуру.          
Государство будет поддерживать только на этапе инвестиций в инфраструктуру,     
поэтому для начала компаниям необходимо будет вложить десятки миллиардов        
рублей в поисковое бурение, с тем чтобы подтвердить, что там есть запасы.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Алексей Валерьевич, обратимся к экономике данного вопроса. Смотрите, есть два   
числа, которые вы назвали и которые есть в ФЭО: первое - это 2 триллиона, это   
положительный эффект, который описан в обосновании (нет расчёта, но число       
прозвучало, сейчас вы это подтвердили), второе - это порядка 600 миллиардов,    
это выпадающие доходы (тоже вы сейчас назвали). Мне хотелось бы понять вот      
что: выпадающие - это я чётко понимаю - в бюджет не поступят, это минус для     
бюджета, а вот 2 триллиона - это разве в бюджет? Это всё-таки инвестиции,       
которые придут, это не доходы бюджета. Правильно ли я понимаю, что явно в       
бюджете будет минус, но это даст возможность на 2 триллиона завезти туда        
оборудование и разведать? Всё-таки в результате сальдо для бюджета какое        
будет?                                                                          
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Сергей Михайлович, спасибо за вопрос. Когда считается             
дополнительный бюджетный эффект, считается та дополнительная добыча, которую    
мы получим в результате развития инфраструктуры для новой нефтегазовой          
провинции. Если там будут открыты месторождения, на них начнётся добыча, с      
этих месторождений начнёт уплачиваться НДПИ, который будет как бы служить       
источником компенсации - в виде вычета по НДПИ - тех расходов, которые мы       
вначале понесём на софинансирование расходов на инфраструктуру.                 
                                                                                
Также я хотел бы обратить внимание на то, что всё-таки выпадающих доходов       
бюджета как таковых не будет, потому что вычет будет предоставляться только     
при превышении цены нефти выше базовой - а доходы бюджета формируются при       
цене нефти, равной базовой либо ниже, - и только в размере сумм НДПИ в части,   
превышающей базовую цену нефти. Поэтому выпадающих доходов федерального         
бюджета не будет.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Алексей Валерьевич, как все мы знаем, Министерство по развитию Дальнего         
Востока и Арктики подготовило стратегию развития Арктики до 2035 года, проект   
направлен в регионы для согласования, итоговый документ будет представлен в     
марте на заседании Совбеза Российской Федерации, стратегию презентуют           
непосредственно публике лишь в июне на питерском форуме. В связи с чем хочу у   
вас спросить о следующем: как вы считаете, что должно предшествовать -          
принятие стратегии или пакета так называемых арктических законопроектов, один   
из которых мы сегодня рассматриваем?                                            
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Я считаю, что арктические законопроекты точно должны стать        
частью стратегии развития Арктики. К сожалению, я не видел стратегию развития   
Арктики, но уверен, что они там есть.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евланов Владимир Лазаревич.                                                     
                                                                                
ЕВЛАНОВ В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, ну, много говорится о значительном                
экономическом эффекте - хотелось бы уточнить, на какой период он рассчитан и    
как скоро его можно ожидать?                                                    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Если ресурсы, которые сейчас есть на Таймыре, подтвердятся, то    
добыча начнётся где-то в 2023 году и выход на пик добычи можно ожидать к        
2027-2029 годам. Так было по расчётам Минэнерго.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, я курирую Ненецкий автономный округ и знаю, что   
сегодня данный законопроект будет рассмотрен. Местные депутаты и жители         
выражают возмущение тем, что уменьшится объём средств, поступающих в            
региональный бюджет, снизится контроль региональных властей, кроме того,        
ущемляются права коренных малочисленных народов Севера, - прошу вас это         
прокомментировать.                                                              
                                                                                
Кроме того, обращаю внимание на то, что и существующая ситуация порождает       
много недовольства в связи с тем, что Ненецкий округ используется как           
перевалочная база: крупные компании туда приходят, выкачивают углеводороды,     
при этом местные жители - в поисках работы - не могут трудоустроиться в связи   
с тем, что компании предпочитают привозить людей из других субъектов и          
трудоустраивать их у себя на предприятиях. Прошу обратить на это внимание,      
прошу прокомментировать те опасения и те негативные высказывания, о которых я   
только что сказал.                                                              
                                                                                
САЗАНОВ А. В. В части трудоустройства коренных жителей - мы, безусловно,        
обратим на это внимание компаний.                                               
                                                                                
В части новых проектов, на стимулирование которых направлен данный              
законопроект. Новые проекты всегда создают новую базу по налогу на прибыль,     
новая база по налогу на прибыль, новые рабочие места - всё это, безусловно,     
будет увеличивать доходы субъектов Российской Федерации, где будут              
реализовываться новые проекты. Так что данный законопроект направлен как раз    
на то, чтобы создавать новую налоговую базу и новые налоговые поступления.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Веллер Алексей Борисович.                                                       
                                                                                
ВЕЛЛЕР А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Добрый день, вопрос Алексею Валерьевичу.                                        
                                                                                
Алексей Валерьевич, с тем, что необходимо стимулировать разведку, добычу на     
Крайнем Севере, абсолютно согласен, но, может быть, я чего-то не понимаю -      
тогда поясните мне, пожалуйста, вот что. Законопроектом предлагается            
дополнить статью 284 Налогового кодекса, где речь идёт несколько о другом, а    
именно: "для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству    
сжиженного природного газа и (или) по переработке углеводородного сырья в       
товары, являющиеся продукцией нефтехимии, на новых производственных             
мощностях, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться        
пониженная налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты         
субъектов". Казалось бы, понятно, но далее следует, что "новыми                 
производственными мощностями признаются мощности по производству сжиженного     
природного газа и (или) по переработке... впервые введённые в эксплуатацию      
после 1 января 2017 года". То есть льгота откатывается на три года назад -      
вот, честно говоря, я не очень понимаю. Объясните, пожалуйста, что это за       
льгота, зачем, когда три года назад... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, да?                                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Абсолютно.                                                        
                                                                                
Во-первых, такие льготы могут предоставляться только по решению субъектов, мы   
говорим о пониженной ставке по налогу на прибыль - право на введение которой    
предоставляется субъектам. Во-вторых, почему проект признаётся новым, если      
происходит откат к 1 января 2017 года. Дело в том, что уже сейчас для ряда      
новых, связанных в первую очередь с производством СПГ проектов применяется      
пониженная ставка по налогу на прибыль, поэтому, чтобы субъект мог после 1      
января 2023 года переподтвердить им право на применение пониженной ставки,      
предусматривается вот этот так называемый откат. Но опять-таки это право        
субъекта, и субъект может не воспользоваться своим правом, и тогда пониженная   
ставка предоставляться не будет, тем более ретроспективно.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Чтобы понять, что есть желающие, хотя бы одну руку нужно видеть.                
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна, пожалуйста.                                             
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот этот налоговый      
режим, который мы предлагаем в данном законопроекте для компаний,               
занимающихся добычей полезных ископаемых в Арктике, - это, по сути дела,        
оптимизация всех, ну, многих, так скажем, налоговых льгот, послаблений,         
которые на сегодняшний день имеют нефтегазовые компании. Ну, мы посмотрели      
уже по тем позициям, которые, собственно говоря, отражены в этом                
законопроекте. Это льгота по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для    
месторождений, расположенных севернее Северного полярного круга. Понятно, что   
там суровые природные условия, нужно осваивать новые территории и добывать      
нефть, не снижая количества её добычи, но мы с вами должны понимать, что для    
добывающих компаний в Архангельской области, Коми, Ямало-Ненецком автономном    
округе, Красноярском крае, Якутии, на Чукотке предусматриваются льготы по       
этому налогу, федеральному налогу НДПИ, и при добыче сопутствующего газа.       
                                                                                
Хотела бы отметить, что этим законопроектом даётся не первая льгота             
нефтегазовым компаниям. Я даже могу напомнить вам, что года два назад           
президент говорил о введении моратория на льготы для нефтегазовых компаний,     
потому как мощное лобби выбивает для этих компаний огромное количество льгот,   
поэтому, естественно, бюджет Российской Федерации много недополучает.           
Безусловно, если мы посмотрим данные (я просто некоторые цифры вам назову),     
то, по оценкам того же Минфина, льготы за прошлый год, то есть, по-моему, за    
2018 год, вот эти послабления для нефтяников обошлись федеральному бюджету      
почти в 3 триллиона рублей: большая часть ушла на льготы по НДС и по налогу     
на добычу полезных ископаемых. Налоговые льготы нефтегазовым компаниям, если    
мы сравним эти данные с данными 2011 года, выросли более чем в 4 раза, а        
расширение этой государственной поддержки, собственно говоря, отрицательно      
влияет на доходы бюджета и не даёт отдачи, о которой я говорила, когда          
задавала вопрос, отдачи в виде роста инвестиций. Это тоже мнение Минфина.       
                                                                                
Вот давайте посмотрим конкретно по цифрам.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции.                  
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Да, я от фракции.                                                   
                                                                                
За пять лет доля добычи нефти, льготируемой добычи нефти, удвоилась:            
посмотрите, было 26 процентов, сейчас - 50 процентов, а суммарный объём         
добычи нефти не менялся - это порядка 490 миллионов тонн в год. И получается,   
что, хотя льготы удвоились, инвестиции с 2014 по 2018 год выросли лишь на 33    
процента, это примерно 350 миллиардов рублей. Это тоже по данным Минфина.       
Хотела бы отметить - вот ваши же слова прямо могу привести, вы говорили об      
этом, - что к 2033 году, примерно через десять лет, льготируемая добыча может   
возрасти до 90 процентов. Что мы можем в результате получить? Мы можем          
получить выпадающие доходы в размере примерно 2,3 триллиона рублей.             
                                                                                
Вот эти льготы, ещё раз повторю, не настолько значимы для привлечения           
инвестиций. Мы, безусловно, этот законопроект поддержим в первом чтении, но я   
думаю, что нам на перспективу всё-таки нужно проанализировать эффективность     
каждой налоговой льготы, которую мы предоставляем нефтегазовым компаниям,       
потому что, как я уже сказала, у них мощное лобби, особенно у такой серьёзной   
компании, как "Роснефть". Так вот, если мы не будем анализировать это, мы,      
естественно, не сможем получить тот эффект, на который рассчитываем, в том      
числе и от принятия этого закона. Я могу вам сказать, например, по              
"Роснефти", что их доходы, прибыль за предыдущий год (хоть и говорили, что      
этот год был тяжёлым для "Роснефти") составила 708 миллиардов рублей, из этих   
708 миллиардов рублей "Роснефть" 191 миллиард рублей планирует отдать в виде    
дивидендов. Хочу вам ещё раз напомнить, что у нас на строительство школ         
запланировано выделить 25 миллиардов рублей. Посмотрите, это несоизмеримые      
цифры!                                                                          
                                                                                
Естественно, мы этот законопроект поддержим, но мы обращаемся к Правительству   
Российской Федерации, к Минфину с просьбой, чтобы всё-таки был проведён         
тщательный анализ эффективности каждой налоговой льготы, которая даётся         
нефтегазовым компаниям.                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна.                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович. Выступление от фракции ЛДПР.                       
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. В целом то, что мы сегодня услышали от представителя            
правительства, вполне логично. Мы понимаем, что так или иначе нужно             
заниматься разведкой, поэтому очень интересно и вкусно, если на рубль наших     
вложений придёт плюс 5, плюс 6 рублей и так далее частных инвестиций, то есть   
посыл как бы нам понятен.                                                       
                                                                                
Вместе с тем - об этом мы постоянно здесь говорим, - чтобы принимать такие      
точечные решения, всегда нужно видеть в целом ту картину, которую мы имеем на   
сегодняшний момент. Прежде всего, конечно, нужно стратегически понимать,        
какой объём добычи мы хотим видеть в ближайшей перспективе, то есть что у нас   
будет с ценой на нефть, какие объёмы будут востребованы на рынке, сколько мы    
будем продавать, сколько перерабатывать, насколько нужно. Ограничивая сегодня   
по требованию ОПЕК, скажем так, выход нефти на рынок, мы вместе с тем           
пытаемся нарастить какие-то сложноизвлекаемые, нерентабельные запасы и так      
далее. В настоящий момент - я думаю, специалисты знают - у нас примерно 67      
процентов всех месторождений являются рентабельными, но этот учёт в настоящее   
время не завершён, мы пытаемся такой реестр составить. Вот насколько            
оправданно сегодня, когда мы не имеем окончательной картины, не видим           
перспективы, принимать вот это решение, привлекать туда?.. Зачем, для чего?     
Это нужно понимать в полном объёме, нужно видеть полную перспективу.            
                                                                                
Теперь в отношении расчётов. Всё-таки сумму в 2 триллиона рублей, которые       
указаны в качестве эффекта, можно было бы понять, если бы были какие-то         
расчёты. Что такое эффект? Одно дело - поступления в федеральный бюджет, в      
субъектовые и местные бюджеты, это один эффект, но, если мы говорим, что        
привлечём на эту сумму, на 2 триллиона, инвестиции, которые просто будут,       
скажем так, закопаны (буровые, дороги, инфраструктура и так далее), - это       
совсем другое дело. Да, это нужно, это хорошо, мы это приветствуем, мы не       
против, но мы должны понимать, о чём идёт речь. Если это всё-таки инвестиции,   
то это не те средства (вот 2 триллиона), которые должны поступить               
дополнительно в бюджет. А вот, ну, пусть не 600 миллиардов, пусть 100           
миллиардов рублей, которые указаны, - это конкретные недопоступления.           
                                                                                
Алексей Валерьевич, я согласен с тем, что есть цена отсечения, там, сорок       
один с чем-то, это идёт в бюджет. А всё, что выше, разве не в бюджет идёт?      
ФНБ - это что, не бюджет для нас? Вот вы говорите, что потерь не будет, - ну    
как не будет? Потери будут! То, что будет сверх этой суммы, мы должны           
отправить в Фонд национального благосостояния, но так как он у нас              
переполнен, средства пойдут уже точно на расходную часть федерального           
бюджета. Так что потери де-факто будут, и вот это я пытаюсь сказать. То есть,   
чтобы принимать такие решения, мы хотели бы видеть, насколько вообще            
закончена инвентаризация: 67 процентов мы посчитали, дальше - какие             
рентабельны, какие нет?                                                         
                                                                                
Следующее. Мы давали обещание Думе, и это было, наверное, ещё лет шесть         
назад, я помню, что проанализируем: мы даём 10 триллионов льгот - должны        
получить какой-то ответ, что в результате имеем. Эффект может быть разный:      
это и социальное развитие региона, это и поддержка ИТ-технологий, что угодно.   
Давайте проведём такой анализ! Мы этого не сделали, мы уже шесть лет про это    
говорим. В прошлом году мы договорились уже до того, что приняли закон, чтобы   
считать это уже не льготой, а налоговыми расходами в субъекте, чтобы как-то     
их описывать. И этот процесс бесконечен.                                        
                                                                                
Что касается этого законопроекта, мы всё-таки ещё раз возвращаемся к одному     
вопросу, и, может быть, в этот момент нас слышит правительство не только в      
вашем лице: давайте нам в Думе полную картину, куда мы движемся, какие объёмы   
нам нужны, сколько у нас рентабельных, сколько нерентабельных и, самое          
главное, каким будет эффект. И говорите честно: "Минус 100 миллиардов в         
бюджете, плюс 2 триллиона в инвестициях", - это мы понимаем, а когда это всё    
вот так, что, мол, всё-таки какой-то плюс, - это вызывает определённое          
недоверие, сомнение и, скажем так, нежелание активно голосовать за эти идеи.    
                                                                                
Я считаю, что ко второму чтению время есть, - если сумеете убедить нас в том,   
что эффект будет не инвестиционно-виртуальным... Просто у нас есть опыт, и      
вот я коллегу Веллера поддерживаю: субъекты отдадут все льготы, ну, отдадут,    
пусть не все 17 процентов, а сколько у них там положено, 5-6 процентов          
вылетит из субъектового бюджета. Сила у этих компаний велика.                   
                                                                                
Я могу вам сказать про Оренбургскую область. Мы ничего не могли сделать, чего   
там только мы, депутаты заксобрания, не придумывали - бесполезно: компания      
"ТНК-ВР" забирала у нас одна все льготы. Сначала поставили барьер - что         
льготы не могут быть больше 5 процентов собираемых налогов. Что вы думаете?     
Отменили закон. Я губернатору говорю: "Подождите, нам за то, что мы приняли     
такой закон, федеральный центр денег дал, за то, что мы всё-таки что-то тут     
делаем!" - не важно. Создали инвестсовет - там шесть министров, шесть           
депутатов, - приняли положение об инвестсовете, единогласное решение, то есть   
не большинством голосов, а единогласно; два депутата голосуют против -          
распускают инвестсовет. Я хочу сказать, что ничего с ними сделать нельзя!       
Потери, Веллер прав, для субъектов будут, тем более задним числом.              
                                                                                
Вот этот комплекс вопросов нужно решать системно, убеждать депутатов, в том     
числе депутатов субъектов, давать картину, которая покажет понятную             
перспективу хотя бы на эти десять лет. А пока мы видим только интерес этих      
компаний.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна. Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".             
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект, который сегодня рассматривается, очень         
важный. Я как раз с этой территории: раньше был Таймырский автономный округ,    
теперь район, он входит в мой округ (25 городов и районов), Эвенкия, и это      
как раз Арктика. Вот нет Чилингарова... пришёл, Чилингаров здесь. Вы помните,   
как он получил вторую звезду, за что? Да за Арктику нашу! Это наша              
территория, она за нами закреплена, и посмотрите, как мы используем то, что     
люди сделали до нас.                                                            
                                                                                
Вот в Таймырском автономном округе, или районе, посмотрите, сколько             
исследовано, - от 1 до 2 процентов геологическое изучение недр. То же самое     
скажут по всем остальным арктическим территориям. Почему? Используется всё      
то, что было разведано в советское время. А почему это происходит? Потому что   
затратно: из десяти скважин ни одна может не подтвердиться. Вот "ЛУКОЙЛ" там    
был, изучал: не подтвердились какие-то запасы - всё! Он затратил деньги, а      
это же бизнес, он вложил свои деньги. Непростительно, что мы не используем      
свой ледокольный флот, не используем то, что нам досталось, Господом Богом      
дано, - Северный морской путь.                                                  
                                                                                
И, Вера Анатольевна, по поводу "Роснефти". Вы знаете, что сейчас проект СПГ -   
всё, что "Роснефть" намечала, она сделала, построили железную дорогу, вы        
знаете, ввели в Ямало-Ненецком автономном округе. Мы тоже хотим, чтобы на       
Таймыре была железная дорога. Наши предки были не дураки, и, наверное, Сталин   
был не дурак, и я надеюсь, что мы эту дорогу доделаем, доделаем! Я на           
праймериз выступала и говорила: моя голубая мечта - построить железную дорогу   
туда, до Дудинки, до Игарки, и дальше, потому что у нас такие большие           
возможности, а мы их недоиспользуем. И с приходом этих предприятий              
Красноярский край стал донором, мы стали донором в этом году, потому что у      
нас идёт освоение. Поэтому все остальные территории пока как бы в               
перспективе, а основное - это Таймырский полуостров. Мы должны это              
использовать!                                                                   
                                                                                
Почему нужно голосовать за этот законопроект? Логистика транспортная,           
инфраструктура - это всё будет сделано. Вот у меня есть Эвенкия и Таймыр -      
так на Таймыре "Норникель", оптико-волоконный кабель провели, и проблем нет с   
Интернетом. По посёлкам на Таймыре есть проблемы, потому что дальше никто       
ничего не делает, а люди хотят жить, в том числе коренное малочисленное         
население, я Нилову об этом говорю. А проблемы есть: мы должны обеспечить       
дорогами, мы должны порты построить. Сегодня в Магадан на "Ан-2" (30 лет        
этому "Ан-2"!) или на вертолёте с одним мотором - и летишь, как на войну.       
Поэтому они придут сюда, они вложат инвестиции в инфраструктуру: они своих      
вкладывают 2 триллиона, мы - 600 миллиардов, поэтому как бы теряем, поэтому     
НДПИ, это небольшая сумма.                                                      
                                                                                
Мы в прошлом созыве с Ларисой Кужугетовной занимались по Тыве и Красноярскому   
краю, чтобы было совместное предприятие, эти регионы сейчас в проект            
"Енисейская Сибирь" входят. Ничего мы с ней не смогли сделать, потому что не    
приходит инвестор, не хочет вкладывать в инфраструктуру! Ему говорят: "Берите   
кредиты". А вы знаете, какие кредиты, чтобы построить подстанцию, чтобы         
провести электроэнергию?! Тыва уже сейчас была бы самодостаточной республикой   
- почему мы сейчас и работаем над инвестиционным проектом "Енисейская Сибирь"   
по развитию трёх регионов: Хакасии, Тывы и Красноярского края.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, если этот инвестор будет вкладывать средства, потом будет    
глубокая переработка сжиженного газа и продукции нефтехимии, и всё это пойдёт   
по Северному морскому пути, мы будем использовать свой атомный флот. Поэтому    
очень важно, чтобы этот проект состоялся, - если он состоится у нас, он         
состоится и в других территориях, которые здесь прописаны. Поэтому я призываю   
вас проголосовать за данный законопроект, а дальше давайте вместе с вами        
отслеживать, мы на верном пути или не на верном пути.                           
                                                                                
Ну и пожелание, оно, конечно, не в части этого законопроекта. Президент         
подписал Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на      
период до 2020 года и дальнейшую перспективу ещё 18 сентября 2008 года,         
значит, это основные направления развития в Арктике. Мы до сих пор не видим     
этого закона, а мы, вот те, кто там проживает, в том числе и коренные           
малочисленные народы, хотели бы видеть этот закон здесь, чтобы и малый, и       
средний бизнес мы поддерживали так, как поддерживаем большой бизнес. Ну, это    
уже к этому вопросу как бы не имеет отношения, но я напоминаю, что мы хотим,    
чтобы эти законопроекты были нам представлены, основной законопроект.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу вас: проголосуйте, пожалуйста, за принятие в         
первом чтении данного законопроекта. Ко второму чтению, если будут              
предложения, будем их отслеживать. Пожалуйста, большая просьба к вам.           
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.                                
                                                                                
Алексей Валерьевич, вы можете выступить с заключительным словом.                
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Без заключительного слова. Спасибо.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Васильевич, будете выступать? Тоже нет.                                 
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект, обозначенный под пунктом 12 в нашем         
порядке работы.                                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              340 чел.75,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    341 чел.                                          
Не голосовало                 109 чел.24,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении. Спасибо.