Заседание № 265
01.12.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 894973-6 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся порядка расчёта размера штрафа за нарушение валютного законодательства Российской Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2386 по 2587 из 7155
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Сергей Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов России. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается короткий законопроект, вносящий изменения в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях и касающийся правонарушений, которые связаны с возвратом валютной выручки в Россию. Сегодня эта норма предусматривает, что за нарушение порядка возврата валютной выручки должны применяться штрафные санкции в размере от трёх четвёртых до одного размера от суммы невозвращённых средств, при этом данная норма - достаточно жёсткая норма - действует вне зависимости от того, в течение какого срока не была возвращена выручка, в частности, просрочка на один-два дня приводит к тому, что вот такие, по существу драконовские, меры применяются. Правительство разработало "дорожную карту" по поддержке экспорта и предлагает дифференцировать административную ответственность в зависимости от того, произошла ли просто просрочка и соответственно средства поступили в Россию, но с некоторой задержкой - в этом случае предлагается установить ответственность в размере одной сто пятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки, или сумма не возвращена в Россию - в этом случае сохраняется старая норма, от трёх четвёртых до одного размера суммы невозвращённых средств. Правительство просит поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Конституционный Суд, когда рассматривал вопросы о соответствии Конституции тех или иных норм Кодекса об административных правонарушениях, в своих постановлениях всегда указывал, что санкция должна соответствовать ряду определённых критериев, и в первую очередь это критерий соразмерности дифференциации санкций, адекватности применяемых мер степени общественного вреда в результате совершённого правонарушения. В связи с этим мы считаем, что те изменения, которые предлагаются в Кодекс об административных правонарушениях и направлены на установление и дифференциацию санкций за нарушение валютного законодательства в части порядка возврата валютной выручки, соответствуют тем требованиям, которые предъявляются к санкциям, к административным санкциям в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда. Мы предлагаем данный законопроект поддержать, принять его в первом чтении, конечно при условии доработки с учётом высказанных замечаний, в первую очередь юридико-технического характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы один из самых опытных заместителей министра и, наверное, знаете, что, только по официальным данным Центробанка, за пятнадцать лет из страны ушло 760 миллиардов долларов. Скажите, пожалуйста, достаточно ли той меры, которую вы предлагаете? Может, всё-таки вернуться к валютному регулированию, может, это будет эффективнее? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопросы, Николай Васильевич. У нас есть валютное регулирование и валютный контроль. Наше валютное регулирование предполагает обязательность возврата, репатриации в Россию валютной выручки по всем внешнеторговым сделкам - эти правила сохраняются. Другое дело, что принципы соразмерности и справедливости наказания у нас, очевидно, нарушаются, когда мы, например, за один день просрочки берём в полном размере сумму, не поступившую в Россию, да? А вот в том случае, если сумма действительно не возвращается, наказание должно быть очень жёстким, и оно сохраняется. В законопроекте говорится лишь о том, что, если произошло незначительное нарушение, применять в полном объёме наказание, изымать всю валютную выручку, наверное, неразумно. Об этом говорит и Конституционный Суд, именно поэтому предложен такой законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Сергей Дмитриевич, никто не против того, что вы предлагаете. Я думаю, это действительно нарушение, причём большое, и то, что действуют штрафные санкции, - это всё правильно. Однако сегодня это больше касается, наверное, всё-таки тех бизнесменов, которые там работают и выручка которых отслеживается. А вот те, кто вывозит деньги за рубеж, - это не только бизнесмены, это самые разные люди, и эти деньги зачастую тоже заработаны нечестным путём - вот в отношении их какие-то меры будут приниматься или нет и как это будет отслеживаться? Это уже не выручка, а просто деньги, которые туда увезли и там ими пользуются, или они вообще лежат, так сказать, на чёрный день. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Уважаемая Тамара Васильевна, вы абсолютно правильно разделяете эти вещи. Есть контракты, по которым должна быть возвращена выручка, и законопроект касается именно этого. Если же идут какие-то махинации, незаконный вывоз, то в этом случае применяются правила не только административного наказания, но и уголовного преследования за отмывание средств, полученных незаконным путём. У нас в этой части есть отдельный закон, который работает, причём работает достаточно эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Дмитриевич, вот в пояснительной записке указано, что сумма штрафных санкций по данной статье, например, за 2014 год составила 361 миллиард рублей, а взыскано всего лишь 0,04 процента. И, насколько я понимаю, это то, о чём говорила Голикова, Счётная палата, то есть имеется огромный потенциал поступления денег в бюджет, но мы по факту не можем эти деньги получить и ничего с этим сделать не можем. У меня в связи с этим вопрос. Ваше предложение - это выполнение поручения уже трёхлетней давности, почему вы за три года ничего раньше не внесли? Это во-первых. Во-вторых, то, что вы внесли, изменит ситуацию или нет в контексте того, о чём говорила Голикова при обсуждении проекта бюджета на следующий год? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Александр Георгиевич. Законопроект, который мы обсуждаем сегодня, конечно же, повлияет на ситуацию, поскольку не будут применяться драконовские санкции. Те суммы штрафов, о которых мы говорим, 200-300 миллиардов в год, как правило, даже взыскать невозможно, потому что это чрезмерное наказание, нужно совершенствовать правила. Это связано с ещё одной проблемой, которую Государственная Дума, я надеюсь, будет решать уже на этой неделе, речь идёт ещё об одном законопроекте - это законопроект о сроках, в течение которых можно будет привлекать к ответственности: сегодня эти сроки очень короткие, и во многих случаях не успевают даже составить протоколы и, соответственно, привлечь к ответственности. Это ещё одна из причин, по которой доля взысканных штрафов значительно отстаёт от суммы начисленных. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Сергей Дмитриевич, ну, во-первых, мы понимаем, что закон направлен на борьбу с оттоком капитала, и, вне всякого сомнения, мы будем его поддерживать, но хотел бы спросить вот о чём. Зачастую структуры, которые выводят капитал из страны, обладают могучими, мощнейшими юридическими службами, которые придумывают иезуитски сложные и хитрые схемы вывода капитала. Допустим, вот такая ситуация: товар отправлен, выручка вовремя не получена, не поступила, и российская структура-отправитель представляет решение арбитражного суда, по которому она как бы отсудила этот долг, но взыскать не может, в силу того что контрагент обанкротился, то есть вот такая хитро завёрнутая в юридическую оболочку схема, - вот как тогда будете действовать? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Дмитрий Иванович. Конечно же, правительство, в первую очередь Росфиннадзор, Росфинмониторинг и Центральный банк отслеживают те схемы, которые применяются для незаконного вывода капитала из страны. И тот пример, который вы привели, - это, разумеется, не единственный способ нарушения валютного законодательства. Правительство, в частности, выходит с предложениями о том, как усовершенствовать действующие правила. Например, сегодня нет обязанности по репатриации валютной выручки в случае предоставления кредитов, и вот мы предполагаем, что по некоторым таким позициям тоже должны быть внесены уточнения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Дмитриевич, федеральный закон - это всё-таки серьёзный подход: скажите, о какой сумме невозврата валютных средств, допустим, за девять месяцев может идти речь, сколько уже в этом году своевременно не было перечислено? Насколько это серьёзно, что требуется закон? И второй момент. Я понимаю, что деньги там не в сундуке лежат, они у кого-то там крутятся, на них зарабатывают, да? Вот насколько адекватна мера, которую вы предлагаете, возможным доходам, которые там получают, задерживая возврат капитала? Адекватна ли сумма штрафа, или кто-то там может получить намного больше - и бог с ним, ну заплатит половину в виде штрафа, а половину всё-таки положит в карман?! ШАТАЛОВ С. Д. Владимир Николаевич, ну, у меня нет статистики по девяти месяцам этого года, и этот вопрос, наверное, было бы разумно адресовать Центральному банку, который отслеживает движение этих средств - возврат, невозврат валютной выручки в страну. Законопроект в принципе нацелен немножко на другое, речь идёт о том, что в некоторых случаях мы применяем несоразмерное наказание, и это неправильно, об этом нам говорит, как уже упоминалось, и Конституционный Суд: наказание должно быть соразмерным, справедливым. И вот здесь производится дифференциация: за серьёзные нарушения валютного законодательства мы предусматриваем очень жёсткие санкции, а вот за такие... ну, которые связаны, как правило, с техническими проблемами, когда средства не поступают в Россию в течение трёх, пяти, десяти дней, мы берём, по существу, пени пропорционально сроку, в течение которого не поступили средства, - одна стопятидесятая ставки рефинансирования. Это будет компенсировать, естественно, потери государства и существенно повлияет на правоприменительную практику, потому что будет меньше претензий, будет меньше дел в судах и, кроме того, это будет просто более честно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5654 по 5670 из 7155
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 42 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.