Заседание № 39
06.07.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 89417-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части ограничения доступа к информации в сети Интернет).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 894 по 904 из 8351
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. По 29-му пункту. В связи с тем что данный законопроект является общим законопроектом всех фракций, прошу установить особый порядок его рассмотрения: от каждой фракции по одному выступлению по пять минут и не более чем по одному вопросу. С депутатами Мизулиной, Железняком и Решульским данный вопрос согласован. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1027 по 1031 из 8351
Ярослав Евгеньевич Нилов предлагает установить особый порядок рассмотрения пункта 29. Этот особый порядок связан с ограничением количества вопросов, выступлений, что сокращает обсуждение вопроса. Так я понял? Нет возражений? Принимается. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5749 по 6129 из 8351
Уважаемые коллеги, у нас с вами на фиксированное время, на 16.00, поставлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Железняка. Пожалуйста. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сам закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" был принят, если помните, год назад, отдельные его нормы вступают в силу в этом году. Мы специально провели юридический анализ и уточнили целый ряд положений закона, что позволит его применять более чётко, позволит в телерадиовещании маркировать программы, которые имеют ограничения для просмотра детьми разного возраста. Изменения более чётко устанавливают процедуру экспертизы тех материалов, которые могут содержать информацию, вредную для здоровья детей, но основные новеллы, которые предлагаются сегодня, касаются интернет-ресурсов, содержащих информацию, которая напрямую может вредить здоровью детей. Это прежде всего материалы, которые касаются детской порнографии, материалы, которые касаются пропаганды наркотиков и способов их изготовления и употребления, и третье - это материалы, которые касаются пропаганды детского и подросткового суицида. Вот по этим материалам в нашей законодательной инициативе предлагается дать после уведомления владельца ресурса сутки на то, чтобы эта информация была заблокирована и снята с ресурса, если же по истечении этих двадцати четырёх часов владелец ресурса не реагирует, то такая страница блокируется уже через провайдера - через того, кто поставляет этот контент с использованием информационных сетей. Мы считаем, что в данном случае здоровье наших с вами детей является определяющим, поэтому мы предлагаем более жёсткий порядок, чем тот, который обычно предусматривается. По другим видам информации это по-прежнему будет решение суда и после его вступления в законную силу - блокирование той или иной информации, а вот по этим трём категориям материалов мы считаем крайне важным дать более оперативную возможность для блокирования, и если владелец ресурса не согласен, тогда уже он должен обратиться в суд и отстаивать свою позицию. Учитывая, что у нас сейчас много законопроектов на рассмотрении и хотелось бы, чтобы у как можно большего количества коллег была возможность выступить, отдельно хочу подчеркнуть то, что этот законопроект был внесён депутатами из всех фракций в Государственной Думе и был поддержан всеми политическими партиями. Да, сейчас раздаются непонятные, невнятные голоса со стороны различных представителей интернет-сообщества о том, что это якобы очередное наступление на интернет-среду, но если мы, ещё раз повторю, говорим о вопросах, связанных с распространением детской порнографии, наркотиков и провокацией детских суицидов, то мы обязаны принимать самые жёсткие меры для того, чтобы предотвратить или уменьшить это зло. Прошу вас поддержать нашу законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Мне легко представлять этот законопроект, тем более что предыдущий докладчик уже основные моменты этого законопроекта изложил. Я только обращу ваше внимание на то, что в этот законопроект в том числе вошли предложения, с которыми к нам обратились представители ассоциации электронных коммуникаций, - о том, чтобы обязательную классификацию сайтов в Интернете заменить на добровольную. Мы на это пошли в данном законопроекте в отношении всех изданий, кроме сетевых. Сетевые издания в Интернете - журналы, газеты, которые там размещаются, - всё равно будут подвергаться обязательной классификации. Очень хороший механизм был предложен в отношении стимулирования владельцев сайтов, хостинг-провайдеров к тому, чтобы они сами удаляли неправомерный контент. Это фактически инициатива специалистов. Мы за это им очень признательны, потому что заработал принцип солидарности власти, общества, родителей и тех, кто распространяет информацию, - солидарности в интересах детей. На данный законопроект в комитет поступили заключения от Комитета по культуре, Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций - конечно, они поддерживают законопроект. Шесть министерств Российской Федерации высказались по законопроекту: большинство - в поддержку и два министерства - экономического развития и Минюст - прислали замечания по данному законопроекту, которые мы учтём ко второму чтению. Комитет предлагает, уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, установить более короткий срок для сбора поправок - до 10 июля, с тем чтобы мы могли этот закон принять уже в весеннюю сессию и тем самым те пробелы, которые выявились в законе "О защите детей от информации...", устранить уже сейчас и дать возможность этому закону полноценно вступить в силу. Комитет единогласно рекомендует Государственной Думе принять этот законопроект в первом чтении. Что касается тех публикаций, которые появились (обращаю ваше внимание на то, что эта информация как раз от интернет-сообщества, от интернет-бизнеса): 85 процентов доходов тех, кто занимается интернет-бизнесом, составляют доходы от детской порнографии, поэтому понятно, что мы очень многим наступаем на горло, я уже не говорю про то... Мы открыто, например, разговаривали с "Google" на информационных форумах, "Google" говорил, что они не распространяют, например, информацию, где купить наркотики, но мы тут же, на форуме им демонстрировали: набираешь "купить на...", - даже ещё до конца не дошёл, первое, что выскакивает, - информация о наркотиках, - где их можно купить, сколько стоят и так далее, поэтому на самом деле законопроект, в том числе через норму о формировании реестра тех, кто распространяет недобросовестную, противоправную информацию, нежелательную для детей и ещё не хочет её сам устранять... вот этот реестр, или чёрные списки, как это назвают, действительно будет очень хорошим, скажем так, механизмом стимулирования того, чтобы не нарушали закон. И, коллеги, с радостью, с радостью докладываю этот законопроект, потому что на этот раз действительно, несмотря на все козни разнообразные и всякие письма, которые везде рассылаются, очень едино ведут себя все фракции, а это доказывает, что у нас есть такие ценности, которыми нам надо очень дорожить, - это наше родительство, материнство, отцовство, и наши дети, и ради них мы объединяемся очень легко. Давайте и впредь так делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции, да. От фракции КПРФ кто? Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. Мы заранее договорились, регламент будет такой: по одному вопросу и по одному выступлению. Плетнёвой включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Ну, говорить о том, что этот закон имеет какие-то изъяны, я не берусь, на самом деле мы все будем голосовать за. Единственное, что хотела бы спросить у разработчиков, скорее всего, наверное, у Сергея Владимировича: пока мы будем искать вот этого пользователя ресурсами, который выложил в Интернет всё, что непотребно... Вы знаете, дети наши сидят в Интернете сейчас каждый день, иногда просто приходится даже отгонять от экранов ребятишек, поэтому нельзя ли предусмотреть более жёсткие меры? Пусть этот интернет-бизнес, который занимается тем, чем неположено, как угодно реагирует, но, может быть, более жёстко, не искать их... А потом представители государства должны убирать всё это, иногда вообще эти пользователи инкогнито туда всё вбрасывают. Может быть, просто нам ещё больше ужесточить законопроект во втором чтении - что за это следует наказание?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, это выступление уже было или вопрос? Вопрос? Хорошо. Пожалуйста, Сергей Владимирович Железняк. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемая Тамара Васильевна, хочу вас успокоить: мы именно поэтому как раз в законопроекте предусмотрели прежде всего ответственность не пользователя, а владельца ресурса, то есть того, кто осуществляет этот бизнес, и если владелец подходит к этому безответственно, то мы подключаем здесь интернет-провайдера, того, кто соединяет его с пользователями. Сроки предусмотрены достаточно серьёзные и жёсткие. Считаю, что в полной мере мы можем говорить о системе, которая будет защищать наших детей достаточно серьёзно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович, фракция ЛДПР. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Сергею Владимировичу. Государственная Дума очень долго шла к принятию данного закона, какие-то структуры и люди лоббировали, чтобы его не включали в повестку дня, наконец-то его включили, надеюсь, мы сегодня примем этот законопроект. Вопрос заключается в следующем. Все мы прекрасно знаем, что есть на телеканалах такие передачи, как "Дом-2" или "Каникулы в Мексике". Будут ли эти программы подпадать под действие данного закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Железняку включите микрофон. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Ян Викторович, я могу вас успокоить: в начале каждой программы будет теперь идти маркировка, какой аудитории данная программа предназначена, то есть будет ограничение для детей. И если содержание программы не будет отвечать маркировке, то тогда будут, соответственно, распространители нести ответственность. Мы к этой системе шли, это система, которая используется в большинстве развитых стран, и я считаю это нашим большим достижением. Сегодня мы говорим ещё и об уточняющих поправках, которые связаны с независимой экспертизой в тех случаях, когда как раз содержание не соответствует маркировке, а мы сделали её гораздо более чёткой и аккуратной по критериям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. У меня вопрос тоже к Сергею Владимировичу как одному из авторов. Понятно, что такой закон, конечно, нужно принимать, но скажите, пожалуйста, вот в том случае, если эти нормы будут нарушаться, какая будет действовать ответственность, какие поправки готовятся в уголовное, административное законодательство? Эти явления в России действительно приобрели просто массовый характер, поэтому нужно не только вносить вот эти нормы в действующее законодательство, но и обязательно решать ещё вопросы серьёзной ответственности, чтобы другим неповадно было. ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемая Светлана Петровна, могу сказать, что в отношении средств массовой информации эта процедура на сегодня уже предусмотрена законодательством о СМИ: два предупреждения, после чего отзывается лицензия на вещание, а, поверьте, это самое основное, что есть у любого медиа-актива, - если нет лицензии, они не могут осуществлять свою предпринимательскую деятельность. Если говорить про интернет-ресурсы, это блокирование интернет-ресурса, на котором не удалён противоправный контент. Мы считаем, что эти меры очень эффективны. Согласен, что нам нужно ещё, возможно, для тех, кто является автором этого противозаконного контента, усиливать и административную, и уголовную ответственность, но не в этом законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Мизулиной включите микрофон. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Мы с вами ведь приняли в декабре 2010 года 436-й закон и затем 252-й, которым внесли в Кодекс об административных правонарушениях статью 6.17 "Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию", а также внесли поправки в ряд других статей, которые касались СМИ. Таким образом, у нас административная ответственность установлена достаточно серьёзная, вплоть до приостановления деятельности соответствующих структур на срок до трёх месяцев и отзыва лицензии. Эти меры уже есть в законе, они вступают в силу с 1 сентября. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы приняли решение, что выступает по одному человеку от фракции по пять минут. От фракции КПРФ... Нет никого от фракции КПРФ. От фракции ЛДПР есть желающие выступить? Нилов Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Я вместо пяти минут - одну минуту. Прежде всего давайте мы все вместе поблагодарим Елену Борисовну Мизулину - именно она являлась таким базисным центром, который саккумулировал, так сказать, всех заинтересованных представителей фракций для выработки данного законопроекта. Понятно, что наводить порядок в этом вопросе надо. У нас так получилось, что одно поколение росло на понимании, что "в СССР секса нет", а сегодня поколение подрастает на понятиях вседоступности, вседозволенности и порнографии. Что лучше, что хуже - это покажет только время, но в любом случае наводить определённый порядок здесь надо. И поэтому мы никоим образом не разделяем начавшихся после обсуждения данного законопроекта всхлипов и визгов людей, которые стали говорить о том, что якобы вводится цензура в Интернете. Никакой цензуры нет, но мы должны оградить наших подрастающих мальчиков и девочек от той информации, которая может отрицательно влиять на их психику. Фракция ЛДПР за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" есть необходимость выступить? Депутат Пономарёв, пожалуйста. ПОНОМАРЁВ И. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Здравствуйте, дорогие коллеги! Вопрос, который мы сегодня обсуждаем... Вообще, у нас сегодня рекордный день по резонансным вопросам: и постановление о депутате Бессонове, и законопроект о НКО, и вот законопроект об Интернете. Последние лет пять российскую Сеть беспокоят слухи о том, что власти всё запретят. И действительно, ещё в бытность комитета по информационной политике сколько раз мы сталкивались с тем, что вносились те или иные законодательные инициативы и региональными собраниями, и отдельными депутатами, которые явно могли бы ограничить свободу слова в Сети и, так сказать, затянуть удавку на свободах, которые существуют в этом сегменте нашего общества. В действительности это одна из немногих областей, где сохраняется свобода, где у людей есть реальная возможность выражать свои взгляды, это настоящий островок свободы в нашей стране. И неудивительно, что сейчас перед зданием Государственной Думы стоят пикеты людей, которые говорят о том, что сегодня Государственная Дума наложит запрет на Интернет. Я, собственно, вышел на эту трибуну для того, чтобы сказать, в чём на самом деле суть этого законопроекта. Я убеждён, что сегодня мы нашли очень хороший компромисс между государственным вмешательством и саморегулированием. Государственное вмешательство подразумевало бы, что будет создано некое специальное ведомство или существующее ведомство будет наделено какими-то особыми полномочиями, для того чтобы вмешиваться в то, что происходит в компьютерной сети. Большинство стран решительно осудило такой подход, существуют международные конвенции, соглашения, заявления, которые не допускают государственное вмешательство в свободу слова в Сети. И я очень рад, что появился этот законопроект. Многие в Сети говорят о том, что вот какие-то злобные депутаты, которые ничего не понимают, не знают, написали этот законопроект, на самом деле его писало интернет-сообщество, его писали люди, работающие в этой среде. И этот закон нацелен на то, чтобы мы наконец обратили внимание на существующие проблемы, связанные с детской порнографией, связанные на самом деле и с клеветой, и с другими противоправными действиями в Сети, но в то же время чтобы мы не увеличивали объём государственного регулирования. Ведь на самом деле почему должно быть какое-то особое законодательство? Почему мы не пытаемся наказывать, например, компанию, которая производит мобильные телефоны, за то, что ими пользуются экстремисты? Ведь такого же не происходит! Точно так же не должно быть никакого особого законодательства, которое говорило бы, что конкретно в Интернете вот этого нельзя делать. В Интернете нельзя делать ровно того же, чего нельзя делать и в обычной жизни: в Интернете нельзя красть, в Интернете нельзя оскорблять друг друга, в Интернете нельзя распространять порнографию. Но каким образом мы будем определять, что является правонарушением, а что нет? Каждый раз, когда мы, например, обращаемся в полицию по поводу того, что очередной материал с детской порнографией размещён на том или ином сервере, что обычно нам отвечает полиция? Нам отвечают: "Ну, вы знаете, этот сервер физически находится на территории Евросоюза, зарегистрирован на гражданина Соединённых Штатов, а компания, которая разместила эту информацию, вообще с каких-нибудь Каймановых островов, и мы не видим никакого повода для вмешательства в эту ситуацию. А в связи с тем что это потребляют российские граждане, мы не знаем, что можно сделать". И вот на самом деле мы поступили так, как поступают все другие страны мира. Ведь есть люди, профессионалы, которые работают в Сети, в данном случае это провайдеры. Мы не собираемся наказывать этих провайдеров за то, что через них эта информация попала в Сеть, но мы говорим: если вы видите, что на вашем сервере размещена та или иная информация, сами примите меры для того, чтобы этой информации не было. Если вы будете принимать эти меры, то тогда мы, как государство, обязуемся не применять никаких мер государственного регулирования, на вас не наезжать, вас не закрывать, вас не штрафовать и так далее. Таким образом, мы вводим принцип саморегулирования в этой отрасли. И мы говорим Интернету: ребята, вы же сами знаете свои проблемы - разберитесь в них, тогда за правонарушения будут отвечать те люди, которые действительно их совершают. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Баталина Ольга Юрьевна. Пожалуйста. БАТАЛИНА О. Ю. Уважаемые коллеги, учитывая то количество законопроектов, направленных на защиту интересов детей, которые уже приняты Государственной Думой шестого созыва, я надеюсь, что к концу созыва, если мы не потеряем темпов, мы станем созывом, который запомнится как защитник интересов детей, и я считаю, что это только придаст нам всем гордости. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей. Всё общество сегодня объединилось для защиты именно этой, самой главной для нас категории граждан Российской Федерации. Не так давно мы ужесточили ответственность торговых точек за реализацию алкоголя несовершеннолетним, мы вычищаем рекламу алкогольных напитков из средств массовой информации, и сегодня мы делаем следующий последовательный шаг - мы искореняем в Интернете информацию, которая наносит очень серьёзный ущерб и здоровью, и развитию не только детей, но и всех тех, кто к этой информации имеет хоть какой-нибудь доступ. Мне абсолютно ясно, что в этом вопросе депутаты будут едины, но мне хотелось бы сегодня обратить внимание и интернет-сообщества на этот законопроект. Поверьте, этот законопроект реалистичен для выполнения, он действительно не предполагает никакой цензуры, потому что цензура - это ограничение законной информации, мы же с вами говорим о той информации, которая уже запрещена к распространению на территории Российской Федерации. И если сегодня остались хоть какие-нибудь сферы, где она ещё существует, мы должны принять меры к тому, чтобы её там не было, - только в этом случае мы, как парламентарии, действительно системно и последовательно выполним свою основную задачу. Главное, что законопроект действительно не карательный, он предполагает добровольное соучастие всех структур гражданского общества, и прежде всего, конечно, интернет-структур, в вычищении из Интернета вот этой грязной, неправильной, разнузданной информации, которая в нём сегодня содержится. Кто выиграет от этого? Выиграет всё российское общество, а самое главное, как ни парадоксально, выиграет сам Интернет, который, вместо того чтобы превращаться в помойку, станет местом для размещения цивилизованной, нормальной информации. Я рассчитываю на поддержку законопроекта со стороны всех структур, в том числе и совета по правам человека, который сегодня пока, как мне кажется, до конца свою позицию не определил. Но я считаю, что если мы будем так же последовательны в рамках реализации национальной стратегии действий, то совсем скоро, буквально через несколько лет, мы увидим действительно серьёзные изменения в повзрослевшем обществе и комфортные условия жизни для российских детей. Я прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Авторы? Выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7165 по 7182 из 8351
Пункт 29 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 37 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.