Заседание № 288
О проекте федерального закона № 893354-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части исключения из числа застрахованных лиц пенсионеров, осуществляющих обязанности опекунов или попечителей по договору возмездной опеки).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Названный законопроект, которым возвращается индексация пенсий тем пенсионерам, которые являются опекунами и попечителями, подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 54 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 286
О проекте федерального закона № 893354-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части исключения из числа застрахованных лиц пенсионеров, осуществляющих обязанности опекунов или попечителей по договору возмездной опеки).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. С места. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Поправок к законопроекту не поступило. Прошу поддержать его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 38 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 279
О проекте федерального закона № 893354-7 "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в части исключения из числа застрахованных лиц пенсионеров, осуществляющих обязанности опекунов или попечителей по договору возмездной опеки).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (об исключении из числа застрахованных лиц пенсионеров, осуществляющих обязанности опекунов или попечителей по договору возмездной опеки). Доклад одного из авторов, идеолога принятия этого закона Андрея Константиновича Исаева. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который внесён Вячеславом Викторовичем Володиным, лидером нашей фракции Сергеем Ивановичем Неверовым и мною, представляется нам социально справедливым, актуальным и достаточно очевидным и обоснованным. Он касается поддержки тех людей, которые выполняют очень важную, общественно значимую и морально-нравственную функцию, выступая в роли опекунов и приёмных родителей для детей, и при этом являются пенсионерами, - именно их касается данный законопроект. Вы знаете, что с 2016 года приостановлена индексация пенсий работающих пенсионеров. Она индексируется после того, как они прекратят трудовую деятельность. К работающим пенсионерам согласно законодательству отнесены все граждане пенсионного возраста, которые получают на регулярной основе то или иное вознаграждение. На регулярной основе вознаграждение получают и приёмные родители и опекуны. Речь идёт не о тех деньгах, которые идут на содержание детей или на социальную поддержку семей, а именно о тех деньгах, которые называются условно опекунской зарплатой или зарплатой приёмных родителей. Эта выплата в регионах различна. Самая высокая она в Москве - 16 700 рублей, но в целом она остаётся достаточно небольшой, в ряде регионов не превышает 4 тысяч рублей. Между тем с 2018 года, с момента принятия нами решений, направленных на совершенствование пенсионной системы, пенсии неработающих пенсионеров индексируются темпами, опережающими инфляцию, в среднем по 1 тысяче рублей ежегодно. Такая же индексация запланирована и на следующий год. Это означает, что размер недополученной данной категорией граждан пенсии становится сопоставим с размером того вознаграждения, которое они получают от государства. В высшей степени нелогично: с одной стороны, государство поощряет этих людей за очень ответственное поведение, очень важное, положительное решение, за то, что они избрали этот путь и стали опекунами и приёмными родителями, с другой стороны, мы уменьшаем им практически на такую же сумму размер пенсии. Этот вопрос Сергей Иванович Неверов в конце 2018 года поставил на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Владимир Владимирович дал прямое поручение правительству найти решение данного вопроса. Надо сказать, что работа была достаточно долгой, тем не менее решение найдено. Оно предложено в том законопроекте, который мы сейчас рассматриваем: предлагается исключить указанную категорию граждан из числа застрахованных лиц, они не будут считаться застрахованными в Пенсионном фонде; данная выплата перестаёт считаться зарплатой или доходом, учитываемым при пенсионном страховании. Хотелось бы отдельно подчеркнуть, что речь идёт только о пенсионерах, о тех, чьи пенсионные права уже сформированы, кто начал получать пенсию. Для приёмных родителей, которые не достигли пенсионного возраста, всё сохраняется в прежнем виде. За них будут уплачиваться взносы в Пенсионный фонд, их пенсионные права будут формироваться. Мы считаем это решение чрезвычайно актуальным, важным и серьёзным. Оно коснётся более 29 500 человек, это будет хорошим знаком для этих людей, это будет важным и для детей, которых они взяли под свою опеку или в качестве приёмных, и это будет хорошим сигналом для общества. Реализация закона потребует определённых средств: в 2020 году - 720 миллионов рублей, в 2021 году - 1 миллиарда 800 миллионов и в 2022 году - более 2 миллиардов рублей. Тем не менее мы провели переговоры с правительством - оно изыщет эти средства. И правительство дало положительное заключение на наш законопроект. Коллеги, прошу вас его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Андрея Константиновича. Большая работа проделана Андреем Константиновичем Исаевым и Сергеем Ивановичем Неверовым. Действительно, этот вопрос у нас относится к поручениям президента. Президент поручил правительству решить эту проблему, но так получилось, что правительство длительное время не могло это реализовать и внести законопроект. Насколько я знаю, Сергей Иванович заручился поддержкой президента и дальше уже выступил с этой инициативой вместе с Андреем Константиновичем Исаевым. Коллеги, здесь всё предельно понятно. Есть предложение заслушать содоклад председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Евгеньевича Нилова, ну и конечно, поддержать данную законодательную инициативу. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Андрей Константинович достаточно подробно изложил суть предлагаемых изменений. Действительно, отдельная категория получателей страховых пенсий при получении средств за свою возмездную работу выводится из числа застрахованных лиц, тем самым убирается препятствие для индексации пенсий, которая будет происходить ещё несколько лет 1 января и 1 апреля каждого года в зависимости от возможностей Пенсионного фонда (это у нас прописано в законе № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Одновременно необходимо обратить внимание на то, что теперь у этих лиц не будет перерассчитываться пенсия 1 августа в связи с тем, что они не будут зарабатывать дополнительные страховые баллы, так как их выводят из списка застрахованных лиц, но, повторяю, индексация пенсий теперь у них будет проходить на регулярной основе. Комитет рассмотрел данную инициативу и предлагает концептуально её поддержать. Но мы считаем, что ко второму чтению необходимо сделать некоторые уточнения: необходимо уточнить процедуру переходного периода; представляется необходимым отдельно вносить изменения в Налоговый кодекс, так как страховые взносы в Пенсионный фонд по этой категории граждан при получении соответствующих средств направляться уже не будут (но только в Пенсионный фонд); необходимо решить вопрос с подкатегорией граждан, которые являются получателями ФСД и РСД. В целом это законопроект социально ориентированный, социально значимый. Комитет просит его поддержать, а ко второму чтению замечания, которые мы обозначили в своём заключении, постараемся совместно с авторами и другими заинтересованными сторонами учесть и доработать законопроект. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы, коллеги? Есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Андрей Константинович, несколько формальных вопросов. Первый: источник? Он должен быть предложен, как я понимаю, до принятия законопроекта. Там небольшие средства, но всё-таки они требуются. Второй: какая сумма не будет уплачиваться в Пенсионный фонд, ввиду того что по этим гражданам не будет платежей? И третий: не думали ли вы об остальных категориях, которые тоже выходят с подобными просьбами, предложениями? Это, например, пенсионеры, которые являются председателями жилищно-строительных кооперативов, ГСК, старшими по дому, и у них приблизительно такая же ситуация, то есть они вроде как имеют какой-то доход и по этой причине не индексируется их пенсия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Спасибо, уважаемый Алексей Владимирович. Я начну, пожалуй, с вашего последнего вопроса. Я хочу напомнить о том времени, когда мы принимали решение приостановить индексацию пенсий работающих пенсионеров. Это решение принималось в 2016 году, когда нами были практически в полном объёме потрачены средства суверенных фондов на социальную политику и на пенсионное страхование, когда мы не смогли провести полноценную индексацию пенсий неработающих пенсионеров. Тогда мы стояли перед выбором: должны ли мы обеспечить полноценную индексацию пенсий неработающих пенсионеров, потому что у них нет других источников дохода, не индексируя в этом случае пенсии тех, кто работает и имеет дополнительные источники дохода? Сейчас макроэкономическая ситуация изменилась, бюджет у нас стабильный, профицитный, Фонд национального благосостояния достаточно наполнен, поэтому мы, безусловно, должны идти по пути повышения пенсионного обеспечения. Будем вместе с вами это обсуждать, но вы понимаете, что полное восстановление индексации пенсий всех работающих пенсионеров - это около полутриллиона рублей, достаточно существенные средства - нужно обсуждать с правительством, и это не быстро обсуждаемый вопрос. Наверное, целесообразнее в данном случае принять решение поддержать эту категорию, но давайте вместе вести переговоры о повышении пенсий всех пенсионеров, в том числе работающих пенсионеров, исходя из новых возможностей бюджета. Что касается источников и недополученных взносов, этот вопрос обсуждался. С точки зрения правительства, и оно это отразило в своём заключении, средств Пенсионного фонда с учётом дотаций из федерального бюджета достаточно для выполнения задач, возложенных данным законом. Объём средств, недополученных Пенсионным фондом, будет не очень велик, поскольку, как я уже сказал в своём выступлении, сам размер вознаграждения невелик и отчисления с него, соответственно, тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Шеремету. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Андрей Константинович, хотелось бы понимать процедуру: как будет происходить регулирование всех этих взаимоотношений? Вот сейчас мы эту категорию граждан исключим из числа зарегистрированных в Пенсионном фонде, а ситуация у них может поменяться, и они, помимо осуществления своих обязанностей в качестве опекунов или попечителей, захотят выйти на работу. Не получится ли так, что процедура восстановления их в качестве застрахованных будет довольно тягомотной, сложной? И прописана ли она в вашем законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Антон Юрьевич, я думаю, что таких сложностей не возникнет. Речь идёт о том, что данная выплата перестаёт считаться заработной платой и доходом, с которого перечисляются взносы в Пенсионный фонд, именно данная выплата. Многие из этих людей являются одновременно работающими пенсионерами, они получают заработную плату, и с этой заработной платы взносы как перечислялись, так и будут перечисляться. В данном случае прекращается выплата взносов в Пенсионный фонд только с этого конкретного вознаграждения, выплачиваемого из бюджета субъекта Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеремет Михаил Сергеевич. Подготовиться Коломейцеву Николаю Васильевичу. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Константинович, очень хороший законопроект, который встаёт на сторону людей, а не Пенсионного фонда. Вопрос следующий: возьмём ситуацию, когда у человека, инвалида первой или второй группы, оформлено ООО, где он единственный учредитель и директор, и у него нет возможности его ликвидировать, то есть организация, по сути, недействующая, доходов и отчислений нет, а ему всё равно не индексируют пенсию, так как он является работающим гражданином, - проводили ли вы ревизию законодательства в этой сфере и не планируется ли ко второму чтению расширить перечень граждан, пенсии которых будут индексироваться? ИСАЕВ А. К. Уважаемый Михаил Сергеевич, это, конечно, выходит за рамки данного законопроекта, тем не менее я с вами согласен. Ещё раз подчеркну, что у нас изменилась экономическая ситуация по сравнению с 2016 годом, когда мы принимали решение о приостановке индексации пенсий работающих пенсионеров. Нам предстоит принять поправку к Конституции, предложенную президентом, которую все единогласно поддержали в зале, поправку, в которой говорится о регулярности индексации пенсий в Российской Федерации, и это обязывает нас вернуться ко всему массиву законодательства, связанного с индексацией пенсий, и ещё раз его проанализировать. Поэтому важно, чтобы примеры, подобные тому, который вы привели, мы, как депутаты, обобщили и в дальнейшем при переговорах с правительством предложили конкретные решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня к правительству вопрос. Вот будет рассматриваться под пунктом 34 наш законопроект, касающийся 2 тысяч человек и 60 миллионов рублей, но почему-то как бы правительство не поддерживает, хотя это касается восстановления конституционных прав граждан, которые в лихолетье, между переворотами, выполняли важнейшую функцию, чтобы не разрасталась гражданская война, а здесь в принципе даётся ссылка на межбюджетный трансферт - и правительство поддерживает. Мы не против поправки, но подход у правительства какой-то странный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? Александр Юрьевич, вы готовы ответить на вопрос? Но, Николай Васильевич, а вы себе не собирались его адресовать, когда сказали про лихолетье? А кто нам лихолетье-то устроил? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, ну вы молодцы! Сегодня ваш коллега Новиков сказал о судье, который отрёкся от Советского Союза... Вы сейчас говорите: "Ну не я же!" Вы же представляете партию, вы один из руководителей КПРФ, которая является правопреемницей КПСС, вы об этом говорили, - а лихолетье кто устроил? Кто устроил лихолетье? У нас нет того, к кому вы обращаетесь, получается. Коломейцеву включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. К сожалению, тому человеку, кто устроил лихолетье, вы на юбилей вручили высшую награду сегодняшней Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы загадками говорите. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, вы громко тогда скажите, кто это. Включите микрофон. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто "вы"? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Президент Российской Федерации вручил высшую награду нынешней Российской Федерации - орден Святого апостола Андрея Первозванного Горбачёву Михаилу Сергеевичу в связи с 80-летием. Это не я. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Послушайте, вы возьмите сначала... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как? Подождите, вы отвечаете в той части, которая вам приятна, а вы ответьте Исаеву. Это же Генеральный секретарь ЦК КПСС. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какая партия его выдвинула на эту должность? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, коллеги! Поэтому не надо про лихолетье, надо так и сказать, что были ошибки, и серьёзные ошибки. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А кто должен ответить тогда за Горбачёва, что, Александр Юрьевич - посмотрите на него! - или Нилов, а он при чём? Ну об этом речь! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а кому тогда вы задали этот вопрос? Александр Юрьевич, вы можете этот вопрос прокомментировать - по поводу Михаила Сергеевича и годов лихолетья? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, правительство поддержало данную инициативу. Исаев уже хочет ответить, вы его убедили. Пожалуйста, Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, я не думал, что обсуждение нашего вполне конкретного законопроекта уйдёт так далеко, в исторические дебри, к оценкам исторических деятелей, но я хотел бы сказать следующее. Уважаемый Николай Васильевич, не отчаивайтесь! Мы вели переговоры с правительством по этому законопроекту в течение года и добились положительного заключения. Я призываю вас так же кропотливо работать с правительством, потому что, когда законопроект просто внесён, но не обговорены условия его реализации, пути не найдены, он, конечно, стоит на отклонение, а вот если поработать чуть подольше, то можно добиться того, что законопроект будет поддержан. Не отчаивайтесь, Николай Васильевич! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А вот здесь поподробнее. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Коллеги, вопросы закончили задавать. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи. Покажите список. Всего семь. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". БОЕВА Н. Д. Спасибо. Я очень коротко. Я хочу сказать огромное спасибо за этот законопроект, потому что его на местах ждали все. Но можно ли будет поправки внести? Вот те люди, которые сегодня, условно, работают в общественных организациях - это общество инвалидов, общество слепых и многие, многие другие, - получая там 1,5-2 тысячи рублей, лишаются всех вот этих надбавок. Можно ли внести потом связанные с этим поправки? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, у автора и содокладчика будет возможность выступить по данному вопросу с заключительным словом. Просьба к Андрею Константиновичу Исаеву и Нилову Ярославу Евгеньевичу: если вы сможете, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы в своём заключительном слове. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Гартунгу Валерию Карловичу. МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР ставила этот вопрос ещё в прошлом году, в июле группа наших депутатов внесла соответствующий законопроект, правда, изменения предлагались в другой закон, в 385-й, в тот самый одиозный закон, который отменяет индексацию пенсий работающих пенсионеров. Именно поэтому профильный комитет не счёл наш законопроект альтернативным, но тем не менее там речь идёт о том же - о том, что нам необходимо рассмотреть вопрос об опекунах и попечителях, которые по факту получают не столько трудовое вознаграждение, сколько меру социальной поддержки. Именно поэтому мы настаивали на том, чтобы их исключили из сферы действия 385-го закона. Та правовая конструкция, которая сейчас предлагается авторами, конечно, заслуживает внимания, и то, что этот законопроект идёт на принятие, мы считаем очень важным. И мы благодарны и Сергею Ивановичу Неверову за то, что он поднял вопрос, и президенту за то, что дал такое поручение, и Вячеславу Викторовичу за то, что он лично возглавил группу инициаторов законопроекта. Но в то же время мы считаем, что правовая конструкция, которая предлагалась фракцией ЛДПР для решения данной проблемы, более конкретна и предметна. Мы предлагаем и настаиваем, чтобы в 385-й закон была внесена прямая норма о том, что опекуны и попечители исключаются, выводятся из-под действия этого закона. Это будет гарантировать упрощённый порядок для всех граждан, по которому они будут избавлены от необходимости регистрироваться в Пенсионном фонде, исключаться из числа застрахованных и так далее. К сожалению, сейчас очень много нареканий на местах по работе пенсионных отделений. Очень много граждан обращается, мы пишем депутатские запросы, проблема решается, но, к сожалению, до системного решения этих проблем ещё далеко. Поэтому, как нам представляется, всё-таки нужно более чётко прописывать правовые механизмы, которые действительно востребованы нашими гражданами, особенно в том регионе, где я работаю, - в Новгородской области, там действительно граждане неоднократно обращались ко мне с этой проблемой. ЛДПР поддержит этот законопроект, но будем настаивать на внесении прямой нормы в 385-й закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Подготовиться Вострецову. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Константинович! Вышел на эту трибуну только для того, чтобы сказать вам: Андрей Константинович, надеюсь, ваши слова будут продолжены вашими делами и всё-таки вы доведёте до конца то, о чём сейчас сказали, - что мы будем производить индексацию пенсий всех пенсионеров: и работающих, и неработающих, и не для одной какой-то конкретной части, как сейчас это делается, а для всех нужно сделать. Естественно, мы этот закон поддержим, безусловно, потому что 29 600 человек по этому закону будут получать пенсию в полном объёме. Но что делать остальным, тем 8-9 миллионам человек, которые сегодня работают и которые сегодня недополучают пенсию только из-за того, что не стоят с протянутой рукой и не просят помощи у государства, а пытаются свои проблемы решить самостоятельно - и при этом ещё и помогают государству: платят налоги, платят взносы в Пенсионный фонд? Почему мы этих-то людей обделяем? Ну давайте доведём это до конца! Уже дошло до того, что мы сейчас в Конституцию поправки вносим, чтобы решить проблему индексации пенсий и работающих, и неработающих пенсионеров. Коллеги, конечно же, мы вас на этом пути поддержим, но - коль я услышал эти слова - давайте всё-таки до конца дойдём здесь. И не такие уж большие деньги потребуются для того, чтобы устранить эту несправедливость. Мало того, хочу напомнить, что, недоплачивая пенсию работающим пенсионерам, государство ничего не выигрывает, потому что оно толкает людей в тень, тем самым недополучает налоги, которые они уплатили бы, работая легально, и потери эти гораздо больше, чем то, что сэкономило государство, недоплатив пенсию, то есть никакого экономического смысла в этом нет. Поэтому, коллеги, давайте в этом направлении двигаться. Хоть маленький шажок, но всё-таки он в правильном направлении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Вот видите, что значит человек от земли: отметил, что правильный шаг в правильном направлении. Пожалуйста, Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Во-первых, хочу сказать, что очень хорошая практика, когда, если правительство не успевает оперативно выполнять поручения президента, Государственная Дума берёт инициативу в свои руки. Думаю, что и в других вопросах мы тоже будем более активными и оперативными. Коллеги, я хочу напомнить: меры, принятые президентом, правительством, Государственной Думой, значительно улучшили ситуацию с детьми в детских домах, их количество значительно уменьшилось, тем не менее на сегодняшний день ещё порядка 50 тысяч ребятишек находятся в детских домах. Этот законопроект очень важный и нужный - спасибо, Вячеслав Викторович, Сергей Иванович, Андрей Константинович, - ведь здесь действительно ни о какой работе речь не идёт. Вот в Ленинградской области муж застрелил жену из ревности, осталось четверо ребятишек, бабушка волей-неволей стала опекуном - она что, работу искала? Не искала работу, а, получается, вольно или невольно, лишена индексации пенсии. Или ещё пример: оставил - помните? - в аэропорту мужчина двух ребятишек, бабушка из Комсомольска-на-Амуре забрала этих двух ребятишек - спасибо ей и большой поклон! И я надеюсь, что этот законопроект - только начало пути. Сегодня содержание ребёнка в детском доме обходится в сумму от 1 миллиона до 2 миллионов рублей в год, в зависимости от региона, то есть около 100 тысяч в месяц, а мы говорим о выплатах опекунам - Андрей Константинович сегодня назвал эти цифры - в 4 тысячи рублей во многих регионах, то есть даже до прожиточного минимума не доходит. Мы с депутатом Волковым внесли законопроект, чтобы детям, которых принимают из детдома, тоже выплаты делали, - выплаты на ребёнка в регионах тоже не доходят до прожиточного минимума. Получается, что, даже если две эти цифры сложить, во многих регионах на прожиточный минимум не выйдешь. Получается, в детском доме мы переплачиваем в 10 раз, а можем сэкономить - вот если этих ребятишек, 50 тысяч, родственники заберут... А почему не забирают? Да потому, что сегодня бабушка, дедушка или тётя, дядя, у которых трое-четверо своих детей, не могут этих ребятишек взять: у них денег на их содержание нет. Поэтому надо подумать и хотя бы к МРОТ приравнять в совокупности эти выплаты, и тогда это будет очень большой посыл. И мы 5 миллиардов рублей сэкономим, если этих ребятишек заберут в семью, ну, то есть детдома закроем и будем выплачивать. Вам большое спасибо за данный законопроект, но давайте мы ещё поработаем в этом направлении, потому что вопросов очень и очень много остаётся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. Подготовиться Тарасенко. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, спор, конечно, зашёл очень далеко, я имею в виду этап, когда мы задавали вопросы. И всё-таки факты. В 2016 году в этом зале было принято решение о прекращении индексации пенсий работающих пенсионеров. Выиграло ли от этого государство? Независимые аналитики говорят, что огромное число работающих пенсионеров просто ушло в тень, в итоге Пенсионный фонд и бюджет потеряли гораздо больше, чем приобрели за счёт вот этой самой экономии. Теперь о справедливости. Справедливо ли, что люди, которые продолжают работать и которые своим трудом на протяжении многих лет заслужили пенсию, сегодня лишены индексации - в отличие от тех, кто не работает? Вот Андрей Константинович сказал, что у них есть другой источник доходов, - но это ведь не какой-то там доход, который поступает откуда-то независимо от них, это они сами приняли решение идти работать дальше. Они сами дальше трудятся, они дальше подвергают, скажем так, дополнительному насилию свой организм, своё здоровье, а им говорят: нет, уважаемые, индексации вам не будет. Сегодня мы вычленяем одну маленькую группу - 29 тысяч человек. Важный шаг, я согласен, маленький, но важный шаг. Но что делать с остальными 8-9 миллионами человек, которые остаются? Есть очень близкие по сути категории, про которые уже в этом зале сегодня тоже говорили: руководители общественных организаций, тех же организаций инвалидов, - действительно, там есть какая-то формальная выплата, полторы тысячи, но это доход, значит, всё, индексации не будет; старшие по дому - огромная группа, люди пенсионного возраста, им собирают по рублю с квадратного метра, начисляют тысячу рублей в месяц, значит, всё, считаются работающими, никакой индексации нет; работники, точнее, бухгалтеры, председатели гаражно-строительных кооперативов, многочисленных садовых обществ - то же самое, абсолютно минимальная зарплата за счёт членских взносов, 2-3 тысячи, они тоже вычёркиваются из этой группы. Можно, конечно, двигаться постепенно, можно понемножечку передвигаться, но 380 миллиардов рублей - это та сумма, которая необходима сегодня для индексации пенсий всех работающих пенсионеров, - в бюджете уже есть. И двойные стандарты, о которых говорил Николай Васильевич, тоже присутствуют: почему один законопроект, который вносит оппозиционная фракция, не находит поддержки у правительства, а другой законопроект, который вносит фракция правящей партии, поддерживают? И хотелось бы обратиться к Андрею Константиновичу, чтобы он поделился опытом взаимодействия с правительством: как это выглядит? Это первое. И второе. Вот чтобы у нас не сложилось впечатления, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (хорошие единороссы) в течение года убеждала руководителя партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Медведева в правительстве (видимо, плохого единоросса) в необходимости принятия данного законопроекта и не убедила, а вот пришёл новый - и его убедили и поэтому сейчас мы принимаем соответствующий законопроект, подход должен быть одинаков ко всем фракциям, ко всем законопроектам, которые мы вносим. Есть условие, есть необходимость заключения правительства, значит, оно должно быть абсолютно одинаковыми критериями обусловлено, не "кого-то любим", не "кто-то имеет особый подход", не "кто-то там с другой стороны зашёл, не через ту дверь", а чётко, понятно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Дальше. Что касается изменений, которые предлагается внести в Конституцию как некое достижение. Напомню, там речь идёт о регулярной индексации пенсий и иных социальных пособий в соответствии с федеральным законом. Там ничего не написано про то, сколько раз будет проходить эта индексация, раз в год или два раза в год, на какой, скажем так, размер будет происходить эта индексация, поэтому соответствующие предложения фракция КПРФ внесла в рамках поправок к Конституции. Речь идёт о ежегодной минимальной индексации: раз в год и не меньше чем на уровень роста потребительских цен - и социальных пособий, и всех пенсий, чтобы не было никакого двойного толкования. И то воодушевление, та радость, которые возникли в этом зале, я напомню, когда госпожа Хабриева представляла законопроект и сказала, что внесение в Конституцию подобного рода формулировки автоматически за собой влечёт индексацию пенсий работающих пенсионеров... Я пошёл специально в то время в ту ложу и задал прямой вопрос, она сказала: "Нет, вы нас неправильно поняли - в соответствии с действующим законодательством". А действующим законодательством индексация пенсий работающих пенсионеров не предусмотрена, соответственно, от внесения этой поправки в Конституцию, от прямого закрепления в основном законе нашей страны ничего не изменится, всё опять будет в соответствии с федеральным законом. Мы поддержим данный законопроект, но считаем, ещё раз, что это самый первый шаг и необходимо в максимально короткие сроки, учитывая, что средства сегодня у страны есть и эти средства дополнительно поступают в Фонд национального благосостояния, провести индексацию пенсий и закрепить обязательную индексацию пенсий всех работающих пенсионеров. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Вы правильно сказали, что необходимо системно поступать и исходить из того, что, если есть инициатива, её правильно рассмотреть. Но для чистоты отношений: у нас с вами ситуация, связанная с рассмотрением данного законопроекта и с этой законодательной инициативой, иная. Здесь речь идёт не о том, что одну инициативу правительство не поддержало, а другую поддержало, речь идёт о том, что президент давал поручение правительству, а правительство заволокитило выполнение поручения президента. Всё то, что мы с вами рассматриваем, - это президент поручил! Наша задача, задача правительства и парламента, который осуществляет в том числе контроль за реализацией и поручений, и законов, была в том, чтобы правильно вмешаться и сделать так, чтобы поручение президента было выполнено. Кстати, Андрей Константинович Исаев в части этой инициативы мне рассказывал, что не нашёл поддержки и у некоторых своих коллег по фракции, которые выступали на заседании комитета против этой инициативы, понимаете? Это всё было. Так же как правительство, когда президент предложил обеспечить бесплатным горячим питанием детей, не согласилось с этим и до последнего возражало, потому что там огромные затраты и риски, будут средства или нет, но президент пошёл на это решение. В данном случае Андрей Константинович, Сергей Иванович вели эти переговоры, а так как поручение было со стороны президента, Неверов Сергей Иванович обсудил этот вопрос с президентом - президент поддержал. И вот этот диалог сегодня завершился тем, что мы с вами рассматриваем в первом чтении законодательную инициативу, которую правительство поддерживает. В этом и заключается смысл нашей работы, работы законодателей! Конечно, можем бумагу отправить и сказать: а меня не поддерживают, но у меня идея была хорошая. Работать надо, коллеги! Вспомните, утром мы с вами рассматривали законопроект о бесплатном горячем питании, а в зале не все были. А где они были, чем занимались? Для чего нас люди направили работать в парламент? (Шум в зале.) Вот эти вопросы рассматривать! А чем мы занимаемся, куда ходим? Зарплату-то получаем здесь, и никто от неё не отказался. Коллеги, об этом речь идёт! А что касается политических решений, послушайте, всегда можно найти какую-то отговорку, всегда можно найти, и это было. Вот говорят, что раньше было лучше, воздух был чище, вода слаще, а выборы были самыми открытыми и честными, - послушайте, о чём мы говорим? У нас первые альтернативные выборы были назначены в 1990 году, и они дали возможность многим людям реализоваться, а до этого? Такой возможности не было, более того, кто голову только поднимал, сразу оказывался понятно где, поэтому не нужно об этом говорить. Дорогу осилит идущий! А сейчас слово предоставляется человеку, который верил в это, поддержал на заседании комитета данную законодательную инициативу, именно его голос был решающим (да, Андрей Константинович?) - Тарасенко Михаилу Васильевичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Может быть, после сегодняшнего разговора прогульщиков будет меньше. Мы же с вами не пошли на биометрическую регистрацию? Не пошли. Вот Куринный всё время здесь, всё время вопросы задаёт самые неудобные, он здесь; Иванов здесь, всегда здесь; Коломейцев, который всё время спорит, тоже здесь. А некоторых нет. Геннадий Андреевич работает круглосуточно вместе с Жириновским, Неверовым, Мироновым - а остальные где? Речь о руководителях фракций не идёт - на их плечах выработка решений. Мельников здесь, Жуков практически всё время здесь. Вы знаете, что сегодня произошло? Выступал Новиков, а его слова приписали Жукову - и вот он, видите, хотя никогда телефоном не пользовался во время работы, сейчас только и делает, что опровергает, что не он это говорил. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жукову контроль и изучение вопроса были поручены, а ему приписали слова Новикова. Вот так же кто-то со стороны журналистов невнимательно взял и... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас их нет: нет драки - нет журналистов, нет хайпа - нет журналистов. А ведь, вы правильно говорите, мы обсуждаем-то вопрос наиважнейший: принимаем решение по индексации пенсий работающих пенсионеров-опекунов. Пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы подчеркнуть, что у нас на заседании комитета все депутаты единогласно проголосовали за принятие этого законопроекта, депутаты, представляющие все фракции в Государственной Думе. Представленный законопроект направлен на поддержку тех, кто в подавляющем большинстве случаев за более чем скромное вознаграждение взял на себя обязанность опекуна или попечителя, а фактически приёмного родителя. Поскольку эти граждане, имеются в виду не просто опекуны, а опекуны-ветераны, состоят в договорных отношениях с властью, с органами, представляющими власть, с органами опеки, и имеют доход, их страховая пенсия не индексируется, а с учётом темпов увеличения размеров пенсий, которые второй год подряд превышают уровень инфляции и обеспечивают рост пенсий более чем на 6,5 процента, что сопоставимо с их более чем скромными доходами, их ежемесячное вознаграждение по договору фактически уменьшается. Есть заказчик, есть задача - исполнитель реализует её, обеспечивая детям комфортную обстановку, условия для их развития, становления и утверждения в окружающем мире. Законопроектом предлагается доход опекунов, являющихся пенсионерами, вывести из системы пенсионного страхования и таким образом обеспечить регулярную индексацию их страховых пенсий. Такой подход не разрушает концепцию ранее принятых мер в отношении работающих пенсионеров, вместе с тем позволяет материально улучшить их положение. Конечно, что касается пенсий работающих пенсионеров, я здесь полностью согласен и с Андреем Константиновичем Исаевым, и с выступившими от фракций. Действительно, мы должны помнить, что в 2016 году мы стояли перед выбором, что делать, - индексировать пенсии, не индексировать пенсии. А ведь тогда ставился вопрос и по-другому: не платить пенсию работающим пенсионерам, и такие "теоретики" говорили, что пенсия - это страховой случай, когда человек не может исполнять свои обязанности, а если человек работает, значит, страховой случай не наступил, и в мировой практике это есть. Тогда выбрали меньшее зло и пошли по такому пути. Сегодня ситуация изменилась. И когда президент ставит задачу повысить уровень жизни основной массы населения, когда делаются беспрецедентные шаги по поддержке молодых семей, давайте сами себе ответим на вопрос: а если будет индексация пенсий работающих пенсионеров, эти средства что, этим старикам пойдут? Да они пойдут как раз этим молодым семьям, на улучшение их материального благополучия. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время - выступление от фракции. ТАРАСЕНКО М. В. Это серьёзный вопрос, его надо всесторонне прорабатывать, тем более что и на сегодняшний день во властных структурах есть очень много специалистов, которые продолжают считать, что пенсия - это страховой случай и, если человек продолжает работать, он не должен её получать. Я полагаю, это тема предстоящих дискуссий. А данный законопроект - это действительно первый шаг, позитивный шаг, который мы должны поддержать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает необходимым данную законодательную инициативу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Пожалуйста, полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Александр Юрьевич, правительство поддерживает? Ведь поручение-то правительству было. Кстати, хорошо, что Владимир Иванович Кашин пришёл. Коллеги, а вы знаете о решениях, которые принял президент по итогам Госсовета? Президентом принято решение поручить правительству рассмотреть вопрос о доведении финансирования программы "Комплексное развитие сельских территорий" до объёмов, предусмотренных по паспорту программы. Какая это сумма, как вы думаете? 80 миллиардов рублей. У нас сегодня эта программа финансируется в объёме 37 миллиардов. Нам надо подключаться к этому вопросу и участвовать в реализации поручения президента, потому что это напрямую касается наших граждан. Начинаешь задавать вопросы - а в этой программе, посмотрите, решается проблема жилья. Мы говорим про ипотеку, а ипотека в рамках этой программы со ставкой 3 процента. Коллеги, об этом речь идёт. Здесь всегда есть место самореализации независимо от принадлежности к политическим фракциям. Пожалуйста, Александр Юрьевич. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Правительство Российской Федерации в заключении от 5 февраля 2020 года поддержало данный проект закона, указав, в частности, следующее: с учётом того обстоятельства, что упомянутые лица - речь идёт о получателях страховых пенсий - выполняют важнейшую государственную и морально-нравственную функцию, предлагаемое изменение представляется обоснованным и в случае реализации позволит ежегодно индексировать размер их страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии. В данном случае есть положительное заключение, в котором однозначно поддерживается законопроект. А что касается, ну, на мой взгляд, не всегда обоснованных рассуждений по поводу наших двойных стандартов - мы всегда поддерживаем именно те инициативы, которые юридически проработаны и обоснованны. А Николай Васильевич в очередной раз, на мой взгляд, нарушил Регламент Государственной Думы - обратился к полномочному представителю правительства в рамках рассмотрения законопроекта в первом чтении, Регламент этого не допускает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич. На будущее, когда у вас есть не просто положительное заключение, а аргументированное положительное заключение, было бы правильно его оглашать, зачитывать в зале. Правительство здесь приняло совершенно правильное решение. И принимаю замечание в свой адрес по поводу того, что не остановил Николая Васильевича Коломейцева, когда он, нарушив Регламент, обратился к вам. Николай Васильевич, видите, как вы подводите председательствующего. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как не подвели? Вы Регламент нарушили, а за это мне сделали замечание. Коллеги, обсуждение состоялось. Заключительное слово. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. Подготовиться Ярославу Евгеньевичу. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу поблагодарить представителей всех фракций за поддержку нашей законодательной инициативы, это действительно очень важно, и ответить на прозвучавшие пожелания и вопросы к авторам. В частности, предлагалось ко второму чтению внести туда некоторые другие категории граждан. Я, коллеги, призываю вас этого не делать, и вот почему. Данный вопрос, как я уже сказал, полтора года согласовывался нами с правительством, это просчитанное и вполне рациональное решение. Внесение туда других категорий изменит предмет законопроекта. Мы должны будем начать новый этап консультаций, и тогда мы для данной категории, очень важной, о которой в этом зале было сказано сегодня столько хороших и тёплых слов, задержим принятие этого ожидаемого ими решения. Давайте решим в данном случае вопрос для этих людей, для уважаемых опекунов и приёмных родителей, которые являются пенсионерами. В связи с этим хотел бы ответить и на высказывания Антона Юрьевича Морозова. Он справедливо отметил, что ЛДПР также занималась этим вопросом, внесла соответствующий законопроект, и мы это высоко ценим, это очень важно и значимо. Но чем законопроект ЛДПР отличается от нашего? Законопроект ЛДПР, если говорить по-простому, предлагает сказать, что эти люди продолжают получать зарплату, эти выплаты продолжают считаться зарплатой, но мы восстанавливаем этой категории в отличие от других работающих пенсионеров индексацию пенсий. Наш законопроект предлагает не считать данные выплаты заработной платой, поэтому индексация пенсий этой категории восстанавливается. Мне кажется, что подход, который предложила ЛДПР, более опасен в данном случае, и вот почему. Как только мы сделаем исключение для одних, получающих зарплату, естественно, возникнут вопросы и у других категорий. И до тех пор, пока мы не имеем окончательного ответа, как мы решим вопрос с работающими пенсионерами, сеять подобного рода надежды, ожидания, споры было бы неправильно. Нам, безусловно, и об этом говорили многие коллеги, в том числе мой коллега по фракции Михаил Васильевич Тарасенко. Надо возвращаться к этому вопросу и спокойно его обсуждать, но цена этого вопроса, хочу напомнить вам, коллеги, полтриллиона рублей. Идти на подобного рода решение надо, осознавая и понимая, что это решение, с нашей точки зрения, является первоочередным, что другие вопросы, связанные с социальным обеспечением пенсионеров, мы будем решать в другом темпе, другими средствами. Коллеги, ещё раз повторю, к теме индексации пенсий работающих пенсионеров, как и к теме повышения пенсий опережающими темпами, безусловно, надо возвращаться, учитывая изменившуюся социально-экономическую ситуацию. В данном же случае мы призываем вас проголосовать за конкретный законопроект, решение проблемы конкретной категории граждан - они ждут этого решения. Я связался по телефону с избирателем, который был у меня на приёме. Он приёмный родитель, и он оказался в такой ситуации. Я сказал ему, что решение принимается, и он заранее просил поблагодарить всех вас, если вы проголосуете за это решение. Могу сказать, что такие граждане с нетерпением ждут, когда этот закон вступит в силу. Спасибо всем ещё раз за поддержку и за внимание! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемый Андрей Константинович. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов - заключительное слово. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Выступая как председатель комитета, хотел бы обратить внимание на то, что у нас заседание комитета проходит каждый раз в среду примерно в такой же эмоциональной обстановке, потому что обсуждаются самые острые вопросы, страсти кипят, и, слава богу, в ходе дискуссии, в которой участвуют и представители правительства, и представители профсоюзов, объединений работодателей, пусть не всегда в таком темпе, как хотелось бы, но ситуацию удаётся изменять в сторону улучшения. В данном случае депутаты действительно единогласно поддержали предложение. Мы неоднократно на заседании комитета рассматривали законопроекты и поправки, подготовленные ко второму чтению, с предложениями для отдельных категорий получателей страховых пенсий вернуть индексацию в том случае, если они работают, либо полностью её вернуть, но такие предложения не находили поддержки с учётом прежде всего позиции правительства, в первую очередь, наверное, финансово-экономического блока. В данном законопроекте предлагается совершенно иной механизм: из числа застрахованных лиц выводят отдельную категорию получателей страховых пенсий. Это нетривиальный ход, и, может быть, это направление в последующем действительно позволит отдельные категории дополнительно учесть в этой конструкции и у нас получится решить вопрос об индексации пенсий и для других категорий, о чём здесь говорили. Будет ли это в ходе подготовки ко второму чтению этого законопроекта или нет, покажет время. Мы в комитете работаем в соответствии с Регламентом, Регламент определяет срок подачи поправок ко второму чтению. Самое главное, чтобы эти поправки не нарушали концепцию. Мы должны понимать, что концепция здесь в определении круга лиц. Расширять в целом круг лиц, может быть, и можно, но за таким расширением всегда стоят деньги, поэтому этот законотворческий вопрос необходимо ещё и дополнительно просчитывать, понимая, что пустые обязательства брать нельзя, у решений должно быть финансовое обеспечение, чтобы они не были пустыми. Повторяю, сейчас я выступаю как председатель комитета. У нас во фракции ЛДПР другая позиция, мы вносим свой проект закона: мы за возврат индексации пенсий всех пенсионеров. Хотел бы ещё подчеркнуть, с учётом того что встал вопрос о работе над поправками к Конституции: действительно, социальным поправкам уделяется особое внимание, создана рабочая подгруппа по социальным вопросам. Вопросы периодичности индексации и определения категорий для индексации обсуждаются, решения предлагаются совершенно разные. На прошлой неделе состоялась встреча с президентом, и президент поддержал предложения, связанные с индексацией не реже одного раза в год. Эти предложения высказывали и депутаты, и другие субъекты права законодательной инициативы, и граждане, которые сейчас активно вовлечены в процесс подготовки поправок к Конституции. Что касается работающих пенсионеров. Что здесь отмечали? Проблему ухода в тень - да, действительно, такая проблема есть. Люди перед индексацией, являясь пенсионерами, увольняются, а потом трудоустраиваются - да, такие факты есть. Потери бюджетной системы, когда человек находится в чёрной зоне, - такая проблема есть. При перерасчёте работающим пенсионерам начисляют максимум 3 балла - это тоже, я считаю, несправедливость, и депутаты разных фракций такой вопрос ставят. Я не могу не напомнить, что депутат Кармазина бьётся уже несколько лет, пытаясь эту норму убрать, потому что работающему пенсионеру пенсию полноценно не пересчитывают, но и не индексируют во время работы, что воспринимается неоднозначно. Работа над законопроектом продолжится. Замечания, о которых я сказал, должны будут найти отражение либо в отдельных законопроектах, либо в поправках к данному законопроекту во втором чтении. Приглашаем всех к сотрудничеству, в том числе и для решения вопросов, которые здесь были отмечены депутатами разных фракций. Напоминаю ещё раз: однозначная позиция комитета - поддержать законопроект в первом чтении. Все депутаты, которые присутствовали на заседании комитета, голосовали за. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Вот только что показали встречу Сергея Ивановича Неверова с президентом. Сергей Иванович президенту рассказал, что данную инициативу, подготовленную в рамках поручения президента, мы планируем рассмотреть на заседании Государственной Думы, и президент это поддержал, отметив, что это правильное, справедливое решение, уважаемые коллеги. (Аплодисменты.) Поэтому нам работать надо! Есть поручение президента, тем более в такой части, - что оно будет лежать? Здесь без разницы, где оно находится на исполнении - в правительстве или у нас. Нам надо объединять усилия, вместе с правительством работать, с регионами работать. Есть возможности для самореализации, возможности огромные! Да и люди направили нас сюда для такой работы. Условия все созданы. Выносится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", 14-й вопрос, законопроект рассматривается в первом чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Просьба каждому голосовать за себя, не бегать по рядам. По уважительной причине могут отсутствовать руководители фракций и члены Совета, кто-то из отсутствующих в командировке, кто-то, соответственно, указал другую причину. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 12 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято За - 405 депутатов, против - нет, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении принят единогласно, коллеги, поздравляю. По ведению - Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. Подготовиться Кашину. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, в соответствии с частью шестой статьи 118 Регламента вот в таком случае обязательно заключение правительства рассматривается на заседании Государственной Думы - это касается предыдущего законопроекта. Так что правильно мы спросили представителя правительства: он должен был выступить и своё заключение представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Владимирович, это так, только что норму Регламента показал Николай Васильевич Коломейцев, он руководствовался именно её положениями. Александр Юрьевич, перестраивайте работу. Видите, могут вам вопросы задавать, причём в соответствии с нормой Регламента. Готовьтесь к заседанию, изучайте вопросы повестки и от имени правительства отстаивайте, убеждайте или поддерживайте. А вы как хотите, отсидеться и ещё прикрыться нормой Регламента, что вопросы вам никто не должен задавать? У правительства единственная возможность прямой коммуникации с обществом, с избирателями - это депутаты, общение с ними, диалог. А вы тот человек, которому правительство доверило эту коммуникацию. Терпения вам. Понятно, депутаты все непростые, разные, но они такие же разные и непростые, как наши граждане, об этом речь идёт. А вы сразу Николая Васильевича обидели: он замкнулся и молчит уже последние десять минут. Представьте себе, что с ним произойдёт, если он целый день молчать будет. Кашин Владимир Иванович. КАШИН В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые товарищи! К тому, что сказал Вячеслав Викторович по программе комплексного развития сельских территорий, я хочу добавить, ещё одной радостью поделиться: президент также под пунктом 1 сделал поручение о создании государственной программы по рациональному использованию, по вовлечению в оборот брошенных сельхозземель и сохранению их плодородия. Это также выдающееся событие. И у нас получается три государственные программы - по существу, это новый каркас продовольственной безопасности страны. Мы должны всё сделать для того, чтобы реализовать эти поручения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.