Заседание № 292

15.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 892703-6 "О внесении изменений в статьи 170 и 174 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части предоставления собственникам помещений в многоквартирных домах права размещать средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счёте).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5069 по 5339 из 7012
30-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 170 и     
174 Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад депутата Государственной    
Думы Владимира Владимировича Сысоева.                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, добрый день! Действительно, законопроект        
крайне важный, тем более с учётом вчерашнего выступления президента и его       
комментариев по всем вопросам, которые связаны с КоАП, со взносами, с           
ремонтом, с так называемым взносом на капремонт. В июне 2015 года в Жилищный    
кодекс были внесены изменения, устанавливающие право регионального оператора    
размещать временно свободные средства фонда капитального ремонта,               
формируемого на счетах регионального оператора, в российских кредитных          
организациях, однако подобная возможность для тех, кто накапливает средства     
на специальных счетах, законом не предусмотрена. Такие очевидно неравные        
условия для двух предложенных схем формирования фонда капитального ремонта      
вызывают большой резонанс среди собственников жилых помещений. Условия          
формирования фондов капремонта по различным схемам должны быть равными. В       
действующем Жилищном кодексе наблюдается перекос: если для регионального        
оператора механизм сохранения взносов на капитальный ремонт от инфляции, от     
дефолта и в прочих кризисных ситуациях введён, то для сохранения накопленных    
гражданами средств на специальных счетах такой механизм сегодня отсутствует.    
                                                                                
В то же время для специальных счетов, где средства могут лежать годами,         
Жилищным кодексом установлены более жёсткие ограничения в отношении             
распоряжения средствами фонда капитального ремонта, исключающие любую           
возможность какого-либо размещения данных средств, - это неизбежно приведёт к   
обесцениванию денежных средств в связи с инфляцией. Особенно актуален этот      
вопрос для тех собственников, которые формируют накопления на специальных       
счетах и в ближайшие пять-десять лет проводить капитальный ремонт не            
собираются.                                                                     
                                                                                
В отзыве Правительства России указано, что предоставление возможности           
размещения средств фонда капитального ремонта со специальных счетов может       
негативно сказаться на их сохранности, в связи с тем что на размещённые         
средства не распространяются нормы частей 6 и 7 статьи 175 Жилищного кодекса,   
но ведь аналогичные нормы, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 179, для        
регионального оператора также не будут распространяться на размещённые им       
средства - это полный абсурд!                                                   
                                                                                
Возникает вопрос: почему такой неравный подход к двум системам формирования     
фонда капремонта? Может, потому что региональный оператор более надёжен?        
Давайте вспомним недавнюю историю про директора ханты-мансийского фонда         
капремонта господина Макарова, который стал миллионером, очень грамотно         
разместив средства фонда капитального ремонта, находившиеся на счетах           
регионального оператора, и выплатив себе миллионы премии.                       
                                                                                
Хочу ещё раз подчеркнуть, что средства, находящиеся на специальных счетах, в    
большей степени нуждаются в защите от инфляции, чем средства, находящиеся на    
счетах регионального оператора. Если есть механизм размещения средств для       
регионального оператора, то в обязательном порядке должен быть введён и         
механизм для специальных счетов. Именно в целях защиты средств граждан от       
инфляции, в целях создания равных условий и возможностей для различных          
способов формирования фондов капитального ремонта Тюменской областной Думой     
разработан и внесён законопроект № 892703-6, который я сегодня представляю, я   
также являюсь его автором.                                                      
                                                                                
Поскольку решение о размещении средств должно приниматься на общем собрании     
собственников помещений в многоквартирном доме, то в целях обеспечения          
получения объективных и достоверных результатов общего собрания предлагается    
установить ограничение по форме его проведения - в законопроекте предлагается   
принимать решение о размещении средств фонда капремонта, сформированных на      
спецсчёте, только по решению общего собрания собственников помещений в форме    
заочного голосования с использованием информационной системы. Конечно, такой    
подход ограничивает возможность использования иных форм проведения общих        
собраний для принятия решения о размещении средств, однако за многие годы, я    
думаю, вам, как депутатам, поступало большое количество обращений, жалоб        
граждан именно на управляющие компании. Сегодня только через суд можно          
признать решение общего собрания недействительным, это длительный,              
многолетний процесс, и не всегда выигрышный. Именно применение информационной   
системы - а такая норма сегодня есть в кодексе - позволит получить              
достоверные и объективные результаты. Управляющая компания или иной владелец    
специального счёта не сможет принять решение о размещении средств фонда         
капремонта в своих интересах. В то же время если собственники будут             
заинтересованы в размещении средств фонда капремонта, то они всегда смогут      
принять решение о проведении на общем собрании заочного голосования с           
использованием информационной системы, что позволит обеспечить дополнительную   
защиту средств фонда капремонта. Законопроект предоставляет собственникам       
помещений в многоквартирных домах возможность при минимальных рисках            
размещать средства фонда капремонта в целях их сохранения от обесценивания.     
                                                                                
На заседании комитета с аргументами и обоснованием выступить не получилось -    
оно было проведено заочно, поэтому несколько слов о заключении комитета по      
жилищной политике. Я хотел бы подчеркнуть, что данный законопроект был внесён   
в Государственную Думу 2 октября 2015 года, а аналогичный законопроект, на      
который есть ссылка в заключении комитета, - только 16 октября 2015 года.       
Кроме того, комитет в своём заключении отмечает, что проблема обеспечения       
сохранности средств собственников помещений в многоквартирных домах             
достаточно остро стоит сегодня перед всеми собственниками помещений, которые    
самостоятельно осуществляют долгосрочные накопления на проведение               
капитального ремонта, и необходимость её законодательного урегулирования        
сегодня сомнений не вызывает.                                                   
                                                                                
Предлагаемый вашему вниманию законопроект предусматривает возможность           
размещения средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации и       
субъектов Российской Федерации. Абсолютно удивительным и абсурдным кажется      
мне вывод комитета, отражённый в его заключении, о том, что размещение          
средств фонда капитального ремонта в государственные ценные бумаги России и     
субъектов Российской Федерации является рискованным видом инвестиционной        
деятельности. Коллеги, правда удивительно! Это что, неуважение к родному        
государству или недоверие к его ценным бумагам? Очень надеюсь, что это          
опечатка, случайность в заключении. А как же тогда открывать счета с учётом     
того, что у нас практически каждую неделю отзывают лицензии у банков? Я         
полагаю, что государственные ценные бумаги России и субъектов Российской        
Федерации могут быть надлежащим видом вложения средств, которые накапливаются   
на специальных счетах тех, кто уплачивает взносы.                               
                                                                                
Предлагаемый законопроект крайне важен для миллионов россиян, они ждут его.     
Прошу депутатов поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении,   
а все замечания, о которых говорит комитет, можно учесть ко второму чтению.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Павла Рюриковича Качкаева.                                             
                                                                                
Пожалуйста, Павел Рюрикович.                                                    
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет не смог заслушать    
уважаемого автора этого законопроекта, потому что его не было - он был в        
регионе, а заседание комитета проводилось в неделю работы в комитетах,          
поэтому, мне кажется, претензии к нашему комитету необоснованны, мы очень       
внимательно рассматриваем все законопроекты, которые касаются                   
жилищно-коммунального хозяйства.                                                
                                                                                
Теперь по существу вопроса и по существу предыдущего выступления. Комитет не    
отрицает того, что задача сохранения средств на спецсчетах и защиты их от       
инфляции является самой важной, комитет это не оспаривает. Данным вопросом мы   
занимаемся уже не один месяц: как уже было сказано, проблема в отношении        
региональных операторов была решена путём разрешения размещать остатки          
временно не используемых средств региональных операторов на депозитных счетах   
- и то же самое сегодня рассматривается по спецсчетам.                          
                                                                                
Однако к данному законопроекту, который был представлен на рассмотрение         
комитета, есть ряд существенных замечаний.                                      
                                                                                
Первое замечание касается исключения второго предложения части 1 статьи 174     
Жилищного кодекса, в котором есть ссылка на то, что средства фонда              
капитального ремонта, которые собираются исходя из минимального размера         
взноса, могут использоваться в соответствии с частью 1 статьи 166 Жилищного     
кодекса только на шесть видов работ. Исключая это предложение, мы отменяем      
этот перечень и тем самым позволяем собственникам использовать эти средства     
на любые другие работы, которые могут проводиться в многоквартирном доме, в     
результате чего может произойти нецелевое использование средств.                
                                                                                
Второе. Хоть и говорили, что достоинство этого законопроекта заключается в      
том, что он разрешает принимать решения только заочным голосованием с           
применением информационной системы, но тем не менее комитет считает, что это    
ущемляет права собственников, ведь в статье 47 указана не только заочная        
форма голосования, но и очно-заочная, причём очно-заочную форму вводили по      
предложению профессионального сообщества и собственников.                       
                                                                                
И третье - по ценным бумагам. Речь ведь идёт не только о государственных        
ценных бумагах Российской Федерации, но и о государственных ценных бумагах      
субъектов Российской Федерации. Вот эта неопределённость может вызвать          
дополнительные риски: ценные бумаги субъектов могут быть не столь доходны и     
не смогут защитить данный взнос, данные суммы на спецсчёте от инфляции.         
                                                                                
По названным причинам комитет считает, что данный законопроект в той            
редакции, в которой он есть на сегодняшний день, не может быть принят.          
                                                                                
Ну и просто к сведению: законопроект № 904736-6 уже принят в первом чтении,     
практически готов ко второму чтению, и я думаю, что в ближайшее время будет     
рассмотрен. Правда, он касается не только спецсчетов, но и других вопросов,     
которые связаны с жилищным законодательством.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кашин Борис Сергеевич.                                                          
                                                                                
КАШИН Б. С. Павел Рюрикович, понимает ли вообще комитет, что вопрос,            
поставленный в этом законопроекте, говорит о полной неспособности               
государства, в частности Государственной Думы, решить проблему, которая         
выеденного яйца не стоит?! Сейчас эти средства лежат в Сбербанке и Сбербанк     
платит 0,25 процента годовых, притом что можно положить эти средства на         
депозит в Центральный банк и получить 10 процентов годовых, то есть это в       
принципе финансовый беспредел! Я, честно говоря, не понимаю до конца, это       
всюду так - платят 0,25 процента - или есть какие-то более радостные случаи?    
Как вообще сейчас, по-вашему, происходит это инвестирование?                    
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Борис Сергеевич, тут мне Галина Петровна                
подсказывает, что сейчас уже есть более радостные случаи в отношении            
процентной ставки. Тем не менее хочу всем напомнить, что 27 января, когда на    
форуме в Москве и Московской области рассматривались вопросы                    
жилищно-коммунального хозяйства, было чёткое указание премьера о внесении       
законопроекта именно по спецсчетам с установлением рыночной ставки по тем       
депозитам, которые относятся к фонду капитального ремонта. Уже сегодня во       
многих регионах - у нас эта информация есть - ставка Сбербанка не находится     
на уровне 0,1 процента, а доходит до 3-4 процентов. Вот именно по этой          
причине мы и начали заниматься данным законопроектом.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к докладчику.                                    
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, ваш законопроект, с одной стороны, вроде бы    
правильный и понятный, с другой стороны, может по-разному читаться, например    
ваше предложение размещать средства на банковских счетах. Вспомните дискуссию   
в пятницу по поводу предложения коллеги Потапова о компенсации сгоревших        
накоплений. Напомню, было заключение правительства, в котором было сказано,     
что вообще это проблемы вкладчиков, которые положили деньги в кредитные         
организации, что есть риски, и то, что деньги сгорели или потерялись, - это     
проблема того, кто эти деньги положил. Ну это буквально в пятницу прозвучало    
в этом зале. Может быть, в связи с этим не ставить нам вопрос о том, что        
деньги, лежащие на спецсчетах, должны размещаться на банковских вкладах, если   
наше правительство говорит, что оно будет ни при чём, если банки, куда были     
положены эти деньги, развалятся или в принципе деньги сгорят? Лучше просто      
отдавайте в государственные бумаги - да и всё!                                  
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Александр Георгиевич, спасибо за вопрос.                           
                                                                                
Во-первых, хочу сказать, что данным законопроектом предлагается несколько       
вариантов размещения средств, которые находятся на спецсчетах: размещение на    
депозитах банков (это правильно вы сказали), соответственно, размещение в       
российские государственные ценные бумаги и фактически в ценные бумаги           
субъектов Российской Федерации, которые тоже являются государственными          
бумагами.                                                                       
                                                                                
Во-вторых, что касается размещения средств именно на депозитах. Нужно           
понимать, что все эти средства уже находятся в наших банковских учреждениях,    
но сегодня фактически на них не распространяются какие-то особые гарантии,      
как они распространяются на вкладчиков, на граждан России в рамках              
утверждённой суммы 1 миллион 400 рублей, поэтому средства находятся либо на     
расчётных счетах и обесцениваются, либо на депозитах, размещены под больший     
процент. Но мы с вами прекрасно понимаем, что при отзыве лицензии у банка ни    
средства, размещённые просто на счетах, ни средства, размещённые на             
депозитах, никто не вернёт, потому что такой механизм сейчас в государстве      
отсутствует.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич.                                 
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Уважаемый Павел Рюрикович, вот читаю заключение вашего комитета, где            
написано, что вложение в государственные ценные бумаги Российской Федерации     
является рискованным инвестиционным видом деятельности. Подскажите мне,         
пожалуйста, может быть, мы чего-то не знаем: есть ли в Российской Федерации     
активы, которые являются нерискованными, то есть чтобы риск был меньше, чем     
при вложении в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и   
государственные ценные бумаги Российской Федерации? Если вы подскажете, то,     
может быть, и Министерство финансов переймёт ваш опыт.                          
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Ну, я же в своём выступлении чётко сказал, что речь на            
заседании комитета в первую очередь шла о вложении в государственные ценные     
бумаги субъектов Российской Федерации. Вы все знаете прекрасно, что субъекты    
Российской Федерации очень сильно у нас закредитованы, и пятьдесят пять         
субъектов Российской Федерации практически закредитованы выше той нормы,        
которую позволяет вообще бюджет.                                                
                                                                                
Ну и вообще, размещение депозита в тех банках, в которых это было разрешено,    
- с уставным капиталом не менее 20 миллиардов рублей, - по мнению комитета,     
конечно, менее рискованно, чем вложение в государственные ценные бумаги         
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить, коллеги?                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5793 по 6059 из 7012
Коллеги, возвращаемся к рассмотрению 30-го вопроса. Выступает Кашин Борис       
Сергеевич.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАШИН Б. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Перед нами       
очень яркий пример того, какую денежно-кредитную политику проводит Российское   
государство, точнее, правительство, которое по Конституции должно обеспечить    
проведение единой денежно-кредитной политики. И вот как оно это делает:         
создаёт, с одной стороны, фонды по накоплению средств на капитальный ремонт,    
принимаются соответствующие законы, а с другой стороны, орган, подконтрольный   
государству, вернее, не орган, а акционерное общество "Сбербанк", которое       
контролируется Центральным банком, грабит эти фонды - иначе назвать то, что     
происходит, никак нельзя! Я ответственно заявляю, что в Карелии, в разных       
районах, они платят 0,25 процента годовых. Это при том, что коммерческие        
банки имеют возможность просто положить деньги в Центральный банк на депозит    
и получить что-то около ключевой ставки, то есть порядка 10 процентов. Вот      
как это назвать?!                                                               
                                                                                
С моей точки зрения, самый простой рецепт, способ решения этой проблемы - а     
её давно надо было решить, и это вообще наш общий позор, что такие работники    
управляют Сберегательным банком, - надо обязать Сберегательный банк             
обеспечить соответствующую доходность, которая есть, используя                  
государственные ценные бумаги. Тогда не будет никаких рисков по                 
неквалифицированному инвестированию, ничего этого не будет! Но спокойно         
смотреть на то, что сейчас происходит... Я просто недавно с этой проблемой      
столкнулся и даже не сразу поверил, что такое может быть.                       
                                                                                
Надо обязательно принимать в первом чтении этот законопроект, править его ко    
второму чтению и заканчивать со всем этим позором!                              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Полностью поддерживаю Бориса Сергеевича - с этим позором надо      
заканчивать! Это касается вообще всей системы капитального ремонта.             
                                                                                
Если же говорить про конкретный законопроект, уважаемые коллеги, то мне         
кажется, что мы видим очередной яркий пример неравного отношения к              
представителям различных фракций и вообще к разным депутатам. Есть два          
практически одинаковых законопроекта, которые были внесены на рассмотрение и    
комитета, и Государственной Думы, оба предполагают размещение временно          
свободных средств, которые находятся на специальных счетах собственников        
квартир в многоквартирных домах, на депозитах в банках. Один законопроект,      
который был внесён позже, был рассмотрен достаточно оперативно и уже принят в   
первом чтении, а второй законопроект, который мы рассматриваем сегодня,         
несмотря на то что он был внесён раньше и, как мне кажется, содержит более      
качественный текст, получил отрицательное заключение комитета, абсолютно        
нелогичное заключение, с абсолютно нелогичными доводами, с абсолютно            
нелогичными выводами. И я полностью поддерживаю Бориса Сергеевича - наверное,   
комитет просто не разобрался, а может, и не захотел разобраться в               
предложениях коллеги Сысоева, потому что если говорить о рискованности          
вложений в государственные ценные бумаги, то сегодня менее рискованных          
вложений на территории страны просто нет.                                       
                                                                                
Если вы говорите о коммерческих банках, даже когда сумма их активов не менее    
20 миллиардов... Я вам напомню, что недавно был заменён руководитель одного     
из крупнейших государственных банков, Внешэкономбанка (многие его сейчас        
называют "внешэкономпомойка"), у которого дырка в активах достигла              
астрономической суммы, как говорят, до 1 триллиона рублей. Ну разве вот в       
этот банк можно было вкладывать деньги?! При этом мы понимаем, что согласно     
критериям, которые вроде бы тем законопроектом предусмотрены, конечно,          
собственники могут положить средства на депозиты в этот банк и получить свои,   
скажем, 7-8 процентов годовых, но при этом их вклады абсолютно не будут         
защищены от инфляции и от риска вообще потерять эти деньги - в конечном счёте   
всё равно все претензии будут предъявлены государству.                          
                                                                                
То, что предлагается в этом законопроекте, - абсолютно правильная норма, и мы   
в очередной раз должны обратить внимание на уровень финансовой грамотности, а   
точнее на уровень финансовой безграмотности. Когда мы сравниваем                
отечественный российский фондовый рынок с фондовым рынком иностранных           
государств, мы говорим, что он у нас не развит, что он в зачаточном             
состоянии: если взять суммы всех активов нашего фондового рынка, то они не      
превысят сумму активов одной иностранной крупной компании - ну представьте,     
насколько мы отстали! А всё из-за чего? Из-за того, что мы боимся, или не       
понимаем, или просто не хотим дать возможность вдохнуть жизнь в этот фондовый   
рынок, чтобы наши предприятия, в том числе промышленные, получили               
дополнительное инвестирование, чтобы собственники жилья были застрахованы от    
инфляции. Вот президент недавно назвал цифры инфляции и сказал, что, конечно    
же, мы должны население страховать от инфляционных процессов, - 12,9 процента   
уровень инфляции в 2015 году. А ставки по депозитам в банках сегодня            
составляют максимум 10-12 процентов годовых, притом в тех банках, которые       
проводят достаточно рискованные операции. То есть даже в этом случае мы не      
защищаем от инфляции владельцев квартир, которые платят взносы на капитальный   
ремонт, а потом вы ещё возьмёте налог на прибыль с этих сумм и средств станет   
ещё меньше. Таким образом, мы просто обесцениваем те суммы, которые             
собственники каждый месяц, вынимая из своих семейных бюджетов, складывают на    
специальные счета для будущего капитального ремонта. Мне кажется, это           
абсолютно неправильный подход! Необходимо использовать как меру тактического    
воздействия и возможность класть эти средства на депозиты, и возможность        
приобретать государственные ценные бумаги России и субъектов Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Вообще, надо посмотреть более широко на эту проблему. Фракция ЛДПР уже внесла   
законопроект, который предусматривает добровольность уплаты взносов на          
капитальный ремонт, - вот это как раз позволит решить все проблемные вопросы,   
которые сегодня население ставит перед государством. Если не хотят              
собственники накапливать на капитальный ремонт, если у них новый дом и они не   
считают, что в ближайшие пять лет им понадобятся эти взносы, - давайте дадим    
им возможность добровольно принять решение: копить или не копить. Почему        
сегодня собственники индивидуальных жилых домов не обязаны каждый месяц         
оплачивать взносы на капитальный ремонт? Мы им даём такую возможность: когда    
приходит необходимость капитально ремонтировать дом, они достают деньги из      
своего кармана и ремонтируют крышу, окна и так далее. А почему в                
многоквартирных домах мы всех заставляем - всех под одну гребёнку! - платить    
по 15 рублей, по 13 рублей, по 6 рублей, но обязательно каждый месяц? Не        
хотят пока ещё собственники собирать деньги на капитальный ремонт - давайте     
дадим им такую возможность, пускай по решению собственников жилья в             
многоквартирных домах они сами изберут и форму накопления, и момент, с          
которого нужно накапливать. А если государство будет оказывать действенную      
поддержку, то они, конечно, этой поддержкой воспользуются и самостоятельно      
отремонтируют свои дома капитально, и тогда уже не будет необходимости          
государству думать, как застраховать средства тех, кто накапливает эти взносы   
на специальных счетах или, так сказать, в общем котле. Давайте внимательно      
посмотрим на предложение, которое уже обсуждено с жителями, с собственниками    
многоквартирных домов, и, как мне кажется, как раз позволяет решить все         
спорные вопросы.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимиру Владимировичу Сысоеву включите микрофон - заключительное слово.       
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Спасибо, Иван Иванович.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, хотел бы ещё раз напомнить, что данная законодательная       
инициатива является не только законодательной инициативой депутата: её внес     
не только я, её внес и региональный парламент - Тюменская областная Дума.       
Данная проблема, которую мы поднимаем, сегодня крайне важна для всех            
восьмидесяти пяти регионов Российской Федерации.                                
                                                                                
Ещё раз подчеркну, речь идёт о том, чтобы средства, которые граждане платят     
как взносы на капремонт и которые находятся на спецсчетах, могли размещаться    
на депозитах под процент, чтобы их можно было вкладывать в российские           
государственные ценные бумаги и в государственные ценные бумаги субъектов       
Российской Федерации, тем самым фактически были бы решены вопросы, связанные    
с их обесцениванием.                                                            
                                                                                
Мы с вами прекрасно понимаем, что должны быть созданы полностью равнозначные    
условия для тех средств, что находятся на спецсчетах, и тех, что находятся на   
счетах фонда регионального оператора. Ведь каждый день, пока мы с вами          
рассматриваем данный законопроект либо обсуждаем предыдущий, который ко         
второму чтению готовится, где в том числе есть и мои поправки, деньги граждан   
обесцениваются, а мы никак не можем сдвинуться с места и принять решение по     
этому вопросу!                                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович, я с вами полностью согласен - большинство регионов России      
сегодня настолько закредитовано, что многие из них банкроты. Но я хотел бы      
попросить, чтобы фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" это чётко донесла и до министра        
финансов, и до председателя правительства.                                      
                                                                                
Понятно, что региональный оператор вправе использовать денежные средства,       
полученные от собственников одних домов, на ремонт других домов, поэтому        
полученные региональными операторами средства фонда капитального ремонта        
находятся в обороте и меньше подвержены обесцениванию, а средства,              
находящиеся на спецсчетах, каждый день активно обесцениваются. Уровень сбора    
взносов на капремонт в стране, вы знаете, от 7 процентов до 90 процентов -      
этот механизм реально на данный момент не работает.                             
                                                                                
И конечно, повторю, я удивляюсь официальному отзыву Правительства Российской    
Федерации, в котором указано, что предоставление возможности размещать          
средства фонда капитального ремонта, находящиеся на специальных счетах, может   
негативно сказаться на их сохранности, то есть правительство не доверяет        
себе, собственному Центральному банку и российским банкам, за которыми надзор   
осуществляет Центральный банк Российской Федерации! Получается, что сегодня     
миллиарды рублей, которые есть у граждан, ничем не защищены и государство по    
ним никаких гарантий не несёт.                                                  
                                                                                
И очень важный момент, который также отмечен в данном законопроекте. Речь       
идёт о голосовании именно с использованием информационной системы - только      
использование системы может дать дополнительную защиту средств фонда            
капремонта, потому что большинство собраний, которые проводятся сегодня в       
стране, являются нелегитимными, многие из них проводятся без реального опроса   
граждан. Конечно, так дальше продолжаться не может, речь идёт о деньгах, о      
деньгах граждан нашей страны, и мы должны создать механизмы, при помощи         
которых средства граждан будут защищены государством.                           
                                                                                
Ещё раз повторю, меня удивляет, что столь важный законопроект был рассмотрен    
комитетом в заочном формате и даже меня, автора, на заседание комитета не       
пригласили, но я прекрасно понимаю, почему так было сделано: чтобы не           
выносить эту тему на публику и не обсуждать активно, потому что на              
рассмотрении находится второй законопроект, который, я подчёркиваю, был         
внесён намного позже.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу также сказать, что нами, фракцией ЛДПР, на сайте        
"Российская общественная инициатива" зарегистрирован законопроект - каждый из   
вас, уважаемые депутаты, может зайти на этот сайт и поставить галочку в         
поддержку замораживания сбора взносов на пять лет, чтобы мы всё-таки            
разобрались, чтобы уровень сборов был на достаточном уровне, чтобы граждане     
всё-таки хотели платить, а не избегали этого. Только принудительными мерами     
взыскания, через суды и через приставов эту проблему не решить - нужно          
вернуть доверие граждан, чтобы они уплачивали взносы. А качество ремонтов,      
которые проводятся по всей стране, уже вообще ни в какие ворота... Средства     
массовой информации постоянно транслируют: ремонты сделаны - а граждане         
недовольны, потому что фасады не сделаны, потолки обрушаются. Вот через         
неделю начнётся региональная неделя, каждый из вас может посетить дома, где     
был сделан капремонт, и вы увидите, что происходит.                             
                                                                                
Наша общая задача - вернуть доверие граждан и сохранить их деньги от            
обесценивания, поэтому я прошу вас, в том числе фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ",        
всё-таки поддержать законопроект: его ждут десятки миллионов россиян.           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев.                                                        
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Хочу ответить на некоторые из поставленных вопросов и в первую    
очередь напомнить: уважаемые коллеги, заявляя что-нибудь с трибуны или с        
места, ну хотя бы изучайте законы, которые уже приняты и действуют. Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Ещё раз, Владимир Владимирович, я официально заявляю от имени           
председателя комитета, от комитета, от аппарата: вы были оповещены вовремя,     
заседания комитетов мы проводим в комитетскую неделю, вас, по заявлению         
вашего помощника, не было, вы были в регионе, поэтому эту претензию наш         
комитет не принимает, официальный ответ вам дадим.                              
                                                                                
Теперь по существу.                                                             
                                                                                
Сначала я хочу ответить Антону Анатольевичу: такая норма была принята 176-м     
федеральным законом, по пятилетней отсрочке уплаты взносов на капитальный       
ремонт для вновь введённых в эксплуатацию домов, эта норма действует. Я         
прекрасно понимаю, что предстоит выборная кампания, что мы должны пиариться,    
что мы должны говорить вот с этой трибуны вещи, которые, может быть, ласкают    
чей-то слух, тем не менее эта норма уже принята. Это первое.                    
                                                                                
Второе. В законопроекте говорится не только о размещении средств в ценных       
бумагах субъектов Российской Федерации, там есть ещё два принципиальных         
момента, с которыми комитет не может согласиться. Во-первых, это                
использование только одной формы проведения общих собраний, заочной, причём с   
применением системы ГИС ЖКХ, а данная система должна заработать только с 1      
января 2017 года. Во-вторых, это принципиально, предлагается отменить часть 1   
статьи 166, в которой чётко указаны виды капитального ремонта, а это позволит   
недобросовестным руководителям или держателям специальных счетов тратить        
деньги по своему усмотрению, а не только на капитальный ремонт.                 
                                                                                
Комитет настаивает на том, что в такой редакции закон не может быть принят.     
Если бы речь шла только о размещении средств на счетах или о вложении их в      
ценные бумаги, может быть, комитет по-другому подошёл бы к этому вопросу.       
                                                                                
Я, кстати, выражаю и мнение фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": этот законопроект не       
поддерживается.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              137 чел.30,4 %                                    
Проголосовало против           43 чел.9,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    180 чел.                                          
Не голосовало                 270 чел.60,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.