Заседание № 293

14.04.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 892401-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части, касающейся участия лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1331 по 1421 из 4968
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса повестки. О проекте федерального закона   
"О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии      
коррупции".                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович Пискарёв.                                          
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему           
вниманию законопроект принят нами в первом чтении 11 марта сего года. При       
подготовке законопроекта ко второму чтению поступило шесть поправок, все они    
включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных профильным комитетом к         
принятию; поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется. Замечаний тоже    
не имеется, поэтому просим поддержать решение профильного комитета, утвердить   
таблицу поправок и проголосовать за данный законопроект во втором чтении.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок №   
1? Нет.                                                                         
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    306 чел.                                          
Не голосовало                 144 чел.32,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1 единогласно.                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О          
внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии         
коррупции", 7-й вопрос нашей повестки.                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Идёт голосование.                                                               
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принят единогласно.                               
                                                                                
Василию Ивановичу Пискарёву, пожалуйста, включите микрофон.                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект   
полностью подготовлен к принятию в третьем чтении. Он прошёл все необходимые    
экспертизы и согласования, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать      
решение профильного комитета и проголосовать за данный законопроект в           
окончательном, третьем чтении. Спасибо.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции", 7-й вопрос.      
Подчёркиваю: о регулировании порядка участия лиц, замещающих государственные    
должности субъектов Российской Федерации, в управлении коммерческими и          
некоммерческими организациями, третье чтение.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                
Прошу секретариат обратить внимание: мы рассмотрели законопроект под пунктом    
7 в третьем чтении, так же как и все предыдущие законопроекты были              
рассмотрены по процедуре третьего чтения.                                       

Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 892401-7 "О внесении изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части, касающейся участия лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в управлении коммерческими и некоммерческими организациями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3357 по 3678 из 7078
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12-1        
Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад Василия Ивановича     
Пискарёва.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему          
вниманию законопроект подготовлен и внесён по итогам анализа поступивших        
обращений от региональных парламентов, вы это знаете, многие из вас тоже были   
адресатами таких обращений, в профильный комитет поступило более 20             
обращений. На основании обращений подготовлен соответствующий законопроект,     
его концепцией предполагается конкретизировать положения антикоррупционного     
законодательства, которые регулируют вопрос участия в управлении                
коммерческими и некоммерческими организациями депутатов законодательных         
(представительных) органов государственной власти субъектов Федерации,          
осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.                          
                                                                                
Откуда вообще возник такой вопрос? В настоящее время частью 3-3 статьи 12-1     
закона № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 года           
определено, что депутаты законодательного (представительного) органа            
государственной власти субъекта Федерации, если федеральными законами не        
предусмотрено иное, не вправе участвовать в управлении коммерческой или         
некоммерческой организацией. Именно это положение вызвало вопросы в             
региональных парламентах, которые сформированы из депутатов, в большинстве      
своём осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе. Вместе с тем       
законом, определяющим правовой статус указанных депутатов, а именно законом №   
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и     
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской              
Федерации", каких-либо ограничений для депутатов, осуществляющих свои           
полномочия, как говорится, без отрыва от производства, не предусмотрено. То     
есть действующее нормативно-правовое регулирование допускает совмещение         
региональными депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной       
основе, деятельности по основному месту работы, приносящему доход, с            
депутатской деятельностью, иное означало бы ограничение конституционного        
права на использование своих способностей по труду, с одной стороны, либо       
избирательных прав, с другой. Аналогичной позиции придерживается также          
Конституционный Суд, имеется соответствующее постановление № 29-П от 18 июля    
2019 года.                                                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, во избежание возможного возникновения неоднозначной          
правоприменительной практики как результата субъективного восприятия, о чём     
свидетельствуют, как я уже говорил, многочисленные обращения региональных       
законодательных (представительных) органов, предлагается внести поправку в      
антикоррупционное законодательство и, таким образом, снять все вопросы по       
совмещению депутатской и основной деятельности, приносящей доход. В качестве    
ответа на такие обращения предлагается конкретная поправка в закон № 273-ФЗ,    
которая больше носит юридико-технический характер, а именно: предлагается       
части 3-3 и 3-4 статьи 12-1 закона № 273-ФЗ (это как раз та статья, которая     
предусматривает ограничение обязанностей и запреты конкретно для депутатов      
региональных парламентов) дополнить словами "осуществляющие свои полномочия     
на постоянной основе", то есть прямо закрепить тем самым запрет на совмещение   
депутатской и иной оплачиваемой деятельности исключительно для депутатов        
законодательных (представительных) органов госвласти субъектов Федерации,       
осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Мы полагаем, что прямое    
закрепление данного подхода в законе № 273-ФЗ представляется допустимым,        
поэтому, уважаемые коллеги, просим поддержать.                                  
                                                                                
Профильный комитет данный законопроект единогласно поддержал. Из субъектов      
Российской Федерации поступило около 70 отзывов, все они содержат позицию в     
поддержку данной законодательной инициативы. Комитет по федеральному            
устройству и вопросам местного самоуправления как соисполнитель также           
поддерживает принятие данного законопроекта. Если будут поправки, профильный    
комитет готов внимательно рассмотреть их при подготовке законопроекта ко        
второму чтению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы               
концептуальных замечаний по законопроекту не имеет.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим - и от авторов, и от комитета - поддержать и          
проголосовать за данный законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику? Есть.                                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Василий Иванович, спасибо большое за данный законопроект. Это на самом деле     
снимает многие вопросы, но я хотел бы сказать, что у нас есть некие             
уточняющие предложения, и я соответствующее письмо в комитет отправил. Нам      
хотелось бы более чётко прописать, что в том числе лица, занимающие             
государственные должности и муниципальные должности, подпадают под действие     
этой нормы, и я соответствующую поправку внесу - прошу комитет внимательно      
посмотреть.                                                                     
                                                                                
Спасибо большое, Василий Иванович.                                              
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Ильдар Ирекович. Я вас, равно как и всех здесь          
присутствующих депутатов, приглашаю в комитет для работы при подготовке         
законопроекта ко второму чтению. Обязательно мы учтём ваши предложения и        
внимательно их рассмотрим.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Василий Иванович, я так и не понял: требуется внесение изменений в    
законодательство или не требуется? Есть некие опасения региональных             
парламентов, которые шлют нам обращения, а в принципе буквальное толкование     
вроде как даёт однозначное понимание того, что не надо вносить изменения. Это   
первый вопрос.                                                                  
                                                                                
И второй: если всё-таки толкование однозначно говорит, что изменения            
необходимы, кто из юридической службы просмотрел данный момент? Мы ведь         
вынуждены несколько месяцев назад принятый закон вновь править!                 
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо большое за вопрос. Коллеги, я начал с того, что          
основой для инициативы послужили многочисленные обращения региональных          
парламентов, эти обращения были направлены как в профильный комитет, так и      
вам, многие здесь присутствующие также обращались, приходили с просьбами, с     
предложениями внести корректировку в этот закон.                                
                                                                                
Буквальное толкование, на мой взгляд, предполагает, как я уже сказал,           
отсутствие основания для внесения корректировок, но с учётом массовых           
обращений депутатов, граждан, что есть некое недопонимание, в некоторых         
субъектах органы надзора стали смотреть на этот закон с точки зрения            
соответствия деятельности депутата этому закону, 273-му. В связи с этим         
решили уйти от возможных, скажем, неоднозначных толкований этих положений,      
поэтому внести прямую норму, прямой запрет - конкретный, чёткий, понятный, -    
чтобы не было оснований для двоякого толкования. Я считаю, что это нормально    
и законы должны быть прописаны таким образом, чтобы не было возможности         
разных толкований.                                                              
                                                                                
Была ли допущена ошибка? Юридико-технических ошибок допущено не было, никаких   
ошибок тоже не было допущено. Мы вносим корректировку для правильного           
понимания и устранения возможности неправильного толкования действия этих       
положений.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу?                         
                                                                                
Включите режим записи на выступление.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Исаев Андрей Константинович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Ну я не сомневаюсь, что      
все присутствующие в этом зале законопроект поддержат, потому что о его         
принятии - об этом сказал Василий Иванович - нас просили наши коллеги в         
региональных парламентах.                                                       
                                                                                
Большинство депутатов региональных парламентов сегодня являются не              
освобождёнными, они не получают заработную плату, и многие из них работают      
руководителями: директорами школ, главными врачами больниц, руководителями      
заводов, руководителями сельскохозяйственных предприятий. Заинтересованы мы в   
том, чтобы они были депутатами? Безусловно да. Это квалифицированные,           
опытные, авторитетные люди, которые разбираются во многих вопросах своего       
региона и которые способны принимать очень квалифицированные законодательные    
решения. Должны мы при этом оставить им возможность получать свой заработок     
по основному месту работы в условиях, когда они работают практически на         
общественных началах? Тоже безусловно да.                                       
                                                                                
Здесь был задан вопрос: была ли допущена ошибка? В каком-то смысле да.          
Почему? Сам по себе закон, если рассматривать его в общем массиве законов, не   
содержал вот этой дискриминационной нормы, но он мог быть так истолкован, и,    
к сожалению, это произошло; в целом ряде регионов прокуроры стали приходить в   
законодательные собрания и говорить: ребята, готовьтесь складывать мандаты; в   
ряде регионов это означало бы вообще перевыборы законодательных собраний.       
Поэтому мы в данном случае, принимая этот закон, устраняем двоякое толкование   
нормы, то, что уже и так написано в другом законе, мы переносим в этот закон,   
чтобы его нормы не могли быть истолкованы таким образом, чтобы это повлияло     
на нормальную работу наших коллег в законодательных органах власти.             
                                                                                
Плохо это или хорошо? Я считаю, что хорошо. Если кто-то считает, что хорошая    
власть - это власть, которая не ошибается, то он ошибается сам, такой власти    
не бывает. Хорошая власть - это власть, которая умеет заметить свою ошибку и    
своевременно её исправить. Государственная Дума не боится исправлять            
сложности, ошибки. Мы понимаем, что законы изначально принимаются всё-таки      
здесь, а потом сама жизнь заставляет нас их корректировать. Это нормальная      
практика работы законодательных органов, надеюсь, что Государственная Дума      
будет так работать и дальше.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, предлагаю и прошу всех поддержать законопроект.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Несколько вопросов           
поступило, поэтому я тоже выступлю от имени комитета-соисполнителя. И 184-й     
закон - это закон, который наш комитет ведёт, а он коррелирует с законом "О     
противодействии коррупции", все эти права, обязанности и запреты синхронны.     
                                                                                
Так вот, тут был вопрос (по-моему, Алексей Владимирович задавал) о том, кто     
просмотрел и действительно ли текст, текущий текст, без изменений, который      
пока остаётся, запрещает депутатам, работающим на непостоянной                  
профессиональной основе, занимать должности в некоммерческих организациях и в   
коммерческих. Вот детальное толкование, системное толкование всех норм... Мы    
с правовиками много смотрели, причём не только в Государственной Думе, но и     
Государственно-правовое управление давало своё заключение, и мы всё-таки        
пришли к выводу, что с точки зрения формального подхода даже действующие        
нормы позволяют депутатам, работающим на непостоянной профессиональной          
основе, занимать должности в некоммерческих и коммерческих организациях, но,    
как всегда, неоднозначность нормы может повлечь за собой проблемы в практике    
применения, особенно у правоприменителей, у которых основной вид деятельности   
- надзирающая деятельность.                                                     
                                                                                
В связи с этим у нас появились опасения, что органы прокуратуры не только       
регионального уровня (у нас существуют и другие уровни в прокурорской           
системе) могут проявить, скажем так, инициативу и неверно истолковать           
специальную норму. Специальная норма установлена в законе "О противодействии    
коррупции", нормы общие - в законе "Об общих принципах организации...". Так     
вот, конечно, надзирающий орган будет смотреть норму специальную, не будет он   
смотреть её в системе с нормами 184-го закона, не будет смотреть, кто из        
депутатов замещает должность, кто не замещает должность, кто работает на        
постоянной основе, кто на непостоянной, он просто будет относиться ко всем      
депутатам одинаково. Это не совсем правильно, поскольку, вы знаете, у нас       
система органов государственной власти субъекта - это полномочие субъекта,      
они сами её определяют, и сами же субъекты определяют, кто из депутатов         
замещает госдолжность, кто не замещает. В каких-то регионах депутат,            
работающий на постоянной основе, замещает должность, в каких-то - нет; в        
каких-то регионах депутат, который работает на непостоянной основе,             
замещающий должность председателя комитета или заместителя председателя         
комитета в заксобрании, также может замещать или не замещать должность, и это   
полностью право субъекта определять, замещает или нет депутат в том или ином    
случае должность. Таким образом, с тем чтобы не создавать проблемы в практике   
применения, мы решили скорректировать норму.                                    
                                                                                
Наш комитет как комитет-соисполнитель тоже посмотрел предлагаемые изменения,    
и, на наш взгляд, до начала декларационной кампании за 2019 год было бы очень   
уместно всё-таки привести нормы в удобоваримый вид, в первую очередь для        
правоприменителя. На наш взгляд, и текущий текст в принципе всех должен был     
бы устроить, но он толкуется неоднозначно.                                      
                                                                                
В связи с этим фракция ЛДПР поддержит законопроект и просит всех коллег тоже    
поддержать, с тем чтобы в грядущей декларационной кампании не возникло          
проблем и чтобы не наказать невиновных депутатов.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я не зря задал такой вопрос. Если бы было     
однозначное толкование, понятное и буквальное, правоприменительная практика     
никуда в сторону нас не завела бы. Раз у прокуроров возникли вопросы - а я      
напомню, они, как правило, квалифицированные юристы, - значит, наш закон        
породил эти сомнения, а это значит, что, по большому счёту, возникла ошибка     
здесь, на уровне Государственной Думы: кто-то недосмотрел, кто-то не увидел,    
что существует противоречие между двумя нормативными актами. И я не разделяю    
мнение Андрея Константиновича, мол, ничего страшного, ну, подумаешь, чуть не    
разогнали часть субъектовых законодательных собраний, мы же вовремя устранили   
- по прошествии нескольких месяцев. Это брак, откровенный брак, за который      
должны быть... я не говорю, что должны быть наказаны, я в принципе              
некровожадный, но выводы должны быть сделаны. Что это такое, когда мы через     
несколько месяцев вносим изменения в закон, чтобы разъяснить региональным       
прокурорам, что не надо выгонять депутатов региональных собраний, которые не    
работают на постоянной основе? Ну всё же понятно!                               
                                                                                
И это к вопросу качества подготовки соответствующих документов, и мы с вами     
вчера в этом убедились. Вот основной закон - Конституция Российской             
Федерации, вчера обсуждали соответствующие изменения: тут смотрим - тут не      
смотрим, тут изымаем - здесь не изымаем. Я говорю про поправки, которые мы      
вчера голосовали: мы проголосовали поправку в одной из таблиц дополнительных,   
не изменив соответственно поправку 15, которую предварительно приняли, и,       
получается, мы фактически приняли во втором чтении две разные редакции пункта   
"е", а сегодня вроде как в третьем чтении уточнили, какая из этих двух          
принятых первоначально поправок вносится и будет действовать в Конституции.     
                                                                                
Подход к документам должен быть особо тщательным, и то, что прощается           
некоторым органам местного самоуправления в силу отсутствия у них опыта,        
специалистов, не должно как-то отражаться на работе Государственной Думы. Я     
думаю, таких ошибок повторять больше не надо. Можно, конечно, потом опять       
похвалиться, что приняли очередной дополнительный федеральный закон,            
исправили свою же собственную ошибку, поставить дополнительную галочку по       
количественным показателям, но это не показатель хорошей работы, это            
показатель низкого качества по большому счёту, и не хотелось бы, чтобы такое    
повторилось.                                                                    
                                                                                
Фракция КПРФ поддерживает данный законопроект и будет голосовать за.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства?                                       
                                                                                
Докладчик - заключительное слово.                                               
                                                                                
Пискарёву включите микрофон.                                                    
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не согласен   
с утверждением о наличии ошибки. Ошибки нет, отсутствие ошибки подтверждается   
заключением известных юристов, экспертов. Здесь мы не ошибку устраняем, мы      
устраняем возможность неоднозначного толкования отдельных норм закона "О        
противодействии коррупции".                                                     
                                                                                
Коллеги, просим поддержать и приглашаем к работе над законопроектом во втором   
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 12-1 Федерального закона "О противодействии коррупции",      
пункт 17.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              412 чел.91,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    412 чел.                                          
Не голосовало                  38 чел.8,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.