Заседание № 272
О проекте федерального закона № 891249-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов". Докладывает Виктор Алексеевич Казаков. Включите микрофон. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Есть одна таблица поправок - это таблица поправок № 1, рекомендованных к принятию. Прошу утвердить данную таблицу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 17 мин. 41 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 04 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Включите микрофон Виктору Алексеевичу Казакову. КАЗАКОВ В. А. Уважаемые коллеги, законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Прошу проголосовать за него в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР не может поддержать данный законопроект в том виде, в котором правительство его внесло, по тем причинам, которые мы указывали при его рассмотрении в первом чтении. Мы хотим обратить внимание на то, что правительство самоустраняется от оценки регулирующего воздействия тех законопроектов, которые являются наиболее важными, жизненно важными с точки зрения воздействия на налоговую систему и на бюджетный процесс. Мы принимаем ту часть, где убирается оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в сельской местности, на уровне районов - здесь вообще вопросов нет, - но сюда также была включена та графа, которая позволяет правительству не делать этого и фактически самоустраняться. Ярким примером вот такой оценки - вернее, неоценки - является установление министерством экономики нового коэффициента-дефлятора, что вызвало широчайшее обсуждение и побудило нас выступить с инициативой о внесении законопроекта по этому дефлятору. В данном случае некорректно правительство себя повело, и я думаю, что надо к этому вопросу вернуться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 20 мин. 06 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 264
О проекте федерального закона № 891249-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов". Доклад представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Николая Радиевича Подгузова. Пожалуйста, Николай Радиевич. ПОДГУЗОВ Н. Р., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Андрей Константинович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов...". Проведение оценки регулирующего воздействия и экспертизы на федеральном и муниципальном уровнях в настоящее время регламентировано федеральным законодательством. Опыт проведения ОРВ в субъектах Российской Федерации выявил необходимость совершенствования данного института в отношении регионов и муниципальных образований, и это вызвано прежде всего широкой трактовкой сферы проведения ОРВ, а также сложностью практического проведения ОРВ на уровне органов местного самоуправления. В связи с этим законопроектом предлагается, во-первых, уточнить предметную область ОРВ на региональном и муниципальном уровнях, что позволит сфокусировать внимание региональных и муниципальных органов власти на проектах актов, которые вводят новые или изменяют существующие обязанности для субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность исключения из предметной области ОРВ на уровне регионов и муниципалитетов некоторых сфер государственной деятельности, которые не подлежат ОРВ на федеральном уровне, поскольку подготовка проектов актов, регулирующих отношения в данных сферах, осуществляется в особом порядке. Так, в отношении проектов актов в области бюджетных отношений, установления налоговых ставок и тарифов проведение ОРВ нецелесообразно, поскольку данные проекты актов относятся к особой сфере государственной деятельности и являются своего рода отражением финансовой политики государства. Во-вторых, законопроектом предлагается закрепить право - подчеркну: не обязанность! - проведения ОРВ во всех муниципальных образованиях, за исключением региональных центров. Анализ опыта внедрения ОРВ на региональном уровне показал, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, за исключением актов, относящихся к городским округам, являющимся административными центрами субъектов, в меньшей степени затрагивают вопросы осуществления предпринимательской деятельности, что не позволяет задействовать потенциал ОРВ и экспертизы в полном объёме. С учётом практики реализации положений закона в сфере ОРВ сделан вывод, что особенности муниципальных актов, низкая обеспеченность организационно-техническими и кадровыми ресурсами, а также невысокая активность представителей бизнеса на муниципальном уровне препятствуют эффективному внедрению процедуры ОРВ во всех муниципальных образованиях без исключения. На законопроект получены заключения Государственно-правового управления президента, Минюста России, Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве. Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Радиевич. Содоклад заместителя председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктора Алексеевича Казакова. Пожалуйста. КАЗАКОВ В. А. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Николай Радиевич очень подробно ознакомил нас с сутью законопроекта. По мнению комитета, предлагаемые законопроектом изменения действительно позволят усовершенствовать правовой механизм проведения оценки регулирующего воздействия проектов в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, иными словами, любое муниципальное образование на территории Российской Федерации в случае необходимости будет вправе провести оценку регулирующего воздействия. В целом комитет предлагает поддержать концепцию данного законопроекта и рекомендует принять его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Алексеевич. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Просьба записаться, я вижу несколько рук. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Николай Радиевич, данный законопроект родился во исполнение указа президента от 7 мая, в котором были понятно и чётко прописаны задачи по облегчению работы наших предпринимателей, по развитию экономики. Дайте, пожалуйста, оценку, в какой мере законопроект отражает положения указа президента. ПОДГУЗОВ Н. Р. Ну, на мой взгляд, данный законопроект отражает то, о чём вы сказали, и соответствует указаниям президента в полном объёме. Мы распространяем необходимость предоставления заключения об оценке регулирующего воздействия непосредственно на новые нормы и нововведения, касающиеся деятельности предпринимателей и инвестиционной деятельности. Мы считаем, что законопроект направлен в том числе на защиту предпринимателей от необоснованных действий власти и регуляторов на региональном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Включите, пожалуйста, микрофон Тарнавскому Александру Георгиевичу. ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николай Радиевич, вам вопрос. Я ознакомился с материалами, и мне кажется, что всё-таки слово "совершенствование", которое вы употребляете, не очень применимо, поскольку вы сейчас фактически предлагаете нам убрать те нормы, которые ещё не вступили в силу. Ранее принятые в законодательстве решения были связаны с тем, что с 1 января 2014 года был введён этот механизм для соответствующих актов регионального масштаба, с 1 января 2015 года - для актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации. Сейчас вы откатываете назад, и возникает вопрос: что, мы что-то не так сделали, мы ошиблись, передавили? Тем более, что сейчас вы предлагаете исключить оценку проектов нормативных правовых актов в сфере, например, бюджетных отношений на уровне муниципальных образований. Может быть, мы слишком назад уходим? Вот поясните, всё-таки это не совершенствование, здесь что-то другое. ПОДГУЗОВ Н. Р. Ну, на мой взгляд, действительно, может быть, термин "совершенствование" не очень здесь уместен, я даже употребил бы термин "тонкая настройка". Действительно, проведя дополнительные консультации с широким кругом регионов - почти шестьдесят регионов нам своё мнение представили, - мы пришли к выводу, что обязательность ОРВ на муниципальном уровне нецелесообразна, и здесь мы сходимся во мнении, что на муниципальном уровне ОРВ необязательна, но, если муниципальное образование хочет провести ОРВ, оно может это сделать. В общем-то, мы также должны понимать, что обязательное проведение процедуры ОРВ - это серьёзные издержки для муниципальных образований, и необходимость вот этих издержек не всегда очевидна. Если будет закреплена более гибкая структура в законе, на наш взгляд, это будет более целесообразно, поэтому отката здесь нет, но есть некая тонкая настройка. Повторю, мы, конечно, между первым и вторым чтениями можем рассмотреть и какие-то более точные настройки, но мне кажется, что такой подход целесообразен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Радиевич. Виктор Владимирович Климов. Включите, пожалуйста, микрофон. КЛИМОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Николай Радиевич, строго говоря, в постановлении Правительства Российской Федерации № 1318 ограничений на проведение оценки регулирующего воздействия нет, но вопрос, в общем-то, не об этом. Смотрите, есть сфера, которая связана с установлением тарифов, скажем, на региональном уровне, и понятно, что есть региональные аналитические комиссии, которые принимают решения, кстати говоря, с учётом балансов и потребителей, и производителей, и поставщиков всяких услуг, но это огромная сфера, которая самым непосредственным образом касается бизнеса, а это и те, кто потребляет электрическую энергию, тепло, это те, для кого устанавливаются тарифы на различные маршруты на транспорте. Вот каким образом, почему мы эту сферу - в плане нормативного порядка, законного порядка - оставляем без общественного обсуждения? ПОДГУЗОВ Н. Р. Спасибо, Виктор Владимирович, за вопрос. Действительно, данным законопроектом предлагается акты по вопросам установления тарифов вывести за рамки ОРВ, но оставить в рамках процедур ОРВ акты, касающиеся порядка применения тарифов. Действительно, это один из наиболее острых вопросов, который вызвал дискуссию при подготовке законопроекта. Вот сейчас мы такую конструкцию предложили, но думаю, что между первым и вторым чтениями мы могли бы ещё раз пообсуждать конкретно периметр ОРВ на региональном уровне и, возможно, ввести в него в том числе законопроекты и нормативные акты, которые затрагивают тарифы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Вопросы исчерпаны. Есть желающие выступить? Вижу, что есть. Прошу записаться на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Я предоставляю слово Виктору Владимировичу Климову. Пожалуйста. КЛИМОВ В. В. Коллеги, на самом деле это очень важный вопрос, и я хотел бы обратить внимание на несколько аспектов. Первое. Давайте ещё раз ответим на вопрос, что такое оценка регулирующего воздействия. Оценка регулирующего воздействия - это не просто: "А давайте спросим бизнес, как ему будет работаться после того, как мы то или иное решение примем", оценка регулирующего воздействия в соответствии с той концепцией, как это сформулировано Министерством экономического развития и как это должно применяться, - это на самом деле некое моделирование последствий принимаемых решений с учётом, ещё раз повторю, баланса интересов, и не только с учётом баланса интересов, но и с учётом устойчивости экономики, сохранения условий для работы бизнеса и всяких прочих факторов. Поэтому аргумент, что в результате обсуждения такого рода вещей, как бюджет, налоги, бизнес всё равно останется недоволен, а мы примем то решение, которое мы вынуждены будем принять в результате поиска баланса, наверное, не очень работают. К тому же в конечном итоге оценка регулирующего воздействия всё равно готовится правительством региональным, министерством экономического развития в регионе, и в общем они учитывают то обсуждение, которое в рамках ОРВ происходит при построении этой модели. Понятно, что регионы, которые вы опрашивали, и местное самоуправление только за, потому что им приходят предписания из прокуратуры, и я, конечно, понимаю позицию комитета, который, естественно, эту позицию тоже в каком-то смысле транслирует, но мне кажется, что то неудобство, которое сегодня образовалось, не является поводом, чтобы мы таким вот образом, разом сокращали сейчас сферу публичного принятия решений, тем более что неоднократно на самых разных мероприятиях президент страны ориентировал и ориентирует нас на то, что у нас сфера общественного обсуждения должна быть максимально расширена при принятии решений и обсуждение должно быть результативным. Вот мне кажется, что, если исходить из этой логики, наверное, мы немножко торопимся с принятием такого решения - ограничить сферу применения механизма ОРВ. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Виктор Владимирович. Слово предоставляется Александру Георгиевичу Тарнавскому. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект, но хочу сказать, что здесь больше подходит термин "тонкая настройка", нежели "совершенствование". Дело в том, что если мы фактически освободим муниципальные образования от этой процедуры, то они легко умоют руки и вообще не будут этим заниматься. Тем самым мы, с одной стороны, ставим под сомнение тот процесс, который был запущен, - повторяю: мы отменяем эти нормы ещё даже до их вступления в силу, - а с другой стороны, разрешая муниципальным образованиям не заниматься этим, не думать о тарифах, о бюджетных правоотношениях, об установлении налогов и сборов, может быть, даём им возможность слишком вольно жить. В связи с этим, полагаю, соответствующий профильный комитет ещё посмотрит этот текст ко второму чтению, я думаю, что тонкая настройка нужна и будет найден необходимый баланс, который позволит законопроект принять. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет сейчас голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Слово предоставляется Сергею Михайловичу Катасонову. КАТАСОНОВ С. М. Я не случайно задал вопрос о том, как докладчик оценивает результаты исполнения указа президента от 7 мая. На мой взгляд, в указе, я вам хочу сказать, очень чётко прописаны задачи: повысить уровень защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, способствовать росту предпринимательской активности, обеспечить предсказуемость, - а вот этим законопроектом мы вообще ничего не достигаем! В законопроекте два момента. Во-первых, вы хотите муниципальное образование, районное например, освободить от оценки регулирующего воздействия - да кто же с этим спорит? Ну какая в муниципальном районе оценка?! Давайте в селе ещё будем оценивать регулирующее воздействие! Это надо было сразу предусмотреть, здесь-то вопросов нет. Во-вторых, вы этим законопроектом вводите отказ от оценки воздействия новых налогов, бюджетных правоотношений - вы же всё это отменяете, а президент про это ничего не говорил! А как вы тогда хотите сегодня узнавать, что влияет на предпринимательскую активность? Посмотрите, вы тут про "заборы" пишете: необходимо оценивать, насколько трудно стало предпринимателю... Да не это волнует предпринимателей! Я не вышел бы сегодня на эту трибуну, если бы вы неделю назад не вышли со своим приказом о едином вменённом налоге и не взбудоражили всю страну в очередной раз, - здрасьте пожалуйста! А где оценка регулирующего воздействия вот этого вашего приказа, где она?! Как вы можете повышать ЕНВД на 18 процентов, не оценив воздействия?! А теперь вы берёте и это нам приносите! (Шум в зале.) Так вы это принесли из-за того, что шум начался, что ли, когда мы вам показали вашу некомпетентность, что вы не то что регулирующего воздействия, вы вообще ничего не понимаете, когда пишете свои приказы? Так вы, вместо того чтобы повиниться и принести нам расчёты, говорите: давайте уберём это из методики - здрасьте пожалуйста! Президент говорит, что нам нужно, прежде чем что-то вносить, оценивать регулирующее воздействие, и здесь как раз бюджет и налоги являются определяющими, а не количество преград перед бизнесом - нам нужны конкретные индикаторы, и это то, о чём мы всё время говорим правительству. Вы ставите себе какие-то небесные цели и пытаетесь их достичь. Будет сложнее, не будет - какой индикатор-то?! А вот когда вы увеличиваете на 18 процентов ЕНВД, а потом это приведёт к сокращению наполовину - вот это да, это регулирующее воздействие! Мы концептуально, мы в принципе не согласны с подходами, и ещё раз передайте министру, что этим законом указ президента не выполняется! Вы соберитесь, у вас Министерство экономического развития только этим и занимается - оценивает, предлагает, а вы хотите вообще закрыть эту дорогу. Мы категорически против! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Уважаемые коллеги, законопроект выносится на "час голосования".
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 56 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.