Заседание № 284
15.03.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 888584-6 "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части, касающейся запрета на совмещение территориальными сетевыми организациями видов деятельности по передаче и купле-продаже электрической энергии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4962 по 5254 из 6957
62-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Доклад представителя Думы Ставропольского края Дмитрия Николаевича Судавцова. Пожалуйста. СУДАВЦОВ Д. Н., представитель Думы Ставропольского края. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона, который Дума Ставропольского края выносит на ваше рассмотрение, касается одной из самых насущных проблем электроэнергетики в стране в настоящее время - запрета на совмещение осуществления естественно-монопольной и конкурентной деятельности в области электроэнергетики. Законопроект предлагает отменить этот запрет, который повлёк за собой ряд негативных последствий для отрасли и, самое главное, для конечного потребителя, в частности рост тарифов на электроэнергию. Отмена запрета на совмещение естественно-монопольной и конкурентной деятельности в области электроэнергетики не скажется негативным образом на ходе реформ электроэнергетики в Российской Федерации в целом, поскольку не повлечёт за собой обязанности объединения сбыта и сетей: там, где гарантирующий поставщик добросовестно исполняет свои функции, он продолжит их исполнять; там, где гарантирующий поставщик обанкротился и требуется проведение конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика, нужно дать право сетевой компании участвовать в конкурсе на присвоение этого статуса - если сетевая компания выиграет, значит, она предложила потребителям лучшие условия. В случае лишения организации статуса субъекта оптового рынка и исключения из реестра субъектов оптового рынка статус гарантирующего поставщика присваивается сетевым организациям в отношении зоны деятельности предприятий, лишённых статуса гарантирующего поставщика. Статус гарантирующего поставщика присваивается сетевым организациям до даты вступления в силу решения о присвоении этого статуса победителю конкурса, то есть практически в определённое время на территории Российской Федерации эти функции совмещаются. Пример двух не разделённых по видам деятельности предприятий Ставропольского края показывает, что система автоматизированного коммерческого учёта электроэнергии и работа с потребителями на предприятиях соответствует требованиям оптового и розничного рынка электроэнергии: эффективность работы с проблемными абонентами неуклонно повышается, платежи на оптовом рынке выполняются согласно графику, за время действия запрета на совмещение видов деятельности предприятиями ни разу не был нарушен Федеральный закон № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части запрета навязывания потребителям дискриминационных условий оказания услуг. Выступая с законодательной инициативой, Дума Ставропольского края ставила цель дать возможность сетевым организациям участвовать в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика в отношении определённых зон деятельности и предоставить им возможность, имея статус гарантирующего поставщика, доказать свою эффективность, жизнеспособность и конкурентоспособность при совмещении этих двух видов деятельности, тем самым реализовать право на свободу экономической деятельности, предусмотренное статьёй 8 Конституции Российской Федерации. В дальнейшем можно установить определённый процент таких предприятий в общем рынке энергетики. Депутаты Думы Ставропольского края считают, что совмещение видов деятельности не повлияет на развитие конкуренции на розничном рынке Российской Федерации. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Дмитрий Николаевич. С содокладом выступает Сергей Яковлевич Есяков. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Суть данного проекта закона заключена в попытке совмещения двух видов деятельности: монопольного - в виде сетевого бизнеса и конкурентного - в виде сбытовой деятельности. В пояснительной записке к законопроекту в качестве основного аргумента в пользу передачи сетевым компаниям функций сбыта приведена растущая задолженность гарантирующих поставщиков перед сетевыми компаниями. Действительно, в последнее время такая тенденция была, но, если мы позволим совмещать эти две функции, мы получим обратную картину: фактически сетевая компания будет гораздо лучше рассчитываться сама с собой, то есть за свои услуги по передаче электроэнергии, и гораздо хуже будет рассчитываться с гарантирующим поставщиком электроэнергии на оптовом рынке. Это первый момент. Второй момент. Практика совмещения сетевого и сбытового бизнеса фактически в России присутствует, например, на Северном Кавказе, и она показывает, что уровень сбора там не лучше, чем в остальной части России, это во-первых. Во-вторых, в течение нескольких лет такой опыт по необходимости проводился на территории Мурманской области, когда в силу отсутствия желающих стать гарантирующим поставщиком электросетевая компания также выполняла данные функции, и все проблемы, которые существовали, в общем-то, в обычной энергосистеме, были присущи и Мурманской области. Фактически проблему неплатежей мы с вами достаточно долго и подробно рассматривали в конце прошлого года. В частности, в ноябре 2015 года мы с вами приняли закон № 307-ФЗ об укреплении платёжной дисциплины, и задачу мы тогда решали достаточно стандартным путём - путём повышения ответственности за качество, своевременность и полноту оплаты для всех субъектов оптового рынка. И тогда мы говорили, что на сегодняшний день это достаточно правильный вариант решения проблемы, но не прошло, условно, и трёх месяцев, как уже предлагается другой вариант, - думаю, что это не совсем правильно. Комитет рассмотрел данный проект закона и принял решение отклонить его. Кроме того, имеются отрицательное заключение Правительства Российской Федерации и отрицательное заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике. Просьба поддержать решение комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Крутов Андрей Дмитриевич. КРУТОВ А. Д., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Сергей Яковлевич, ну вот когда мы в своё время затевали реформу электроэнергетики по Чубайсу, инициаторы этой реформы нам говорили, что конкуренция, которая возникнет в результате такого дробления на генерацию, сетевиков и сбытовиков, приведёт к каким-то потрясающим результатам, в частности будут снижены тарифы, - а мы видим совершенно противоположную тенденцию: за последние годы они в десятки раз выросли, в том числе и на электроэнергию. Говорили, что это привлечёт в отрасль дополнительные деньги, - а мы видим, что никто, кроме государства, никаких существенных вложений в электросетевое хозяйство не осуществляет. И вот теперь нам регионы говорят, что эта реформа не удалась и им тяжело работать по этим правилам. Почему же мы отвергаем их предложение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я. Андрей Дмитриевич, вопрос вы задали гораздо шире, чем предмет законопроекта, вопрос о реформе, и рассматривать его, наверное, всё-таки не совсем правильно. Но нарушать основной принцип, который действительно должен работать и работает во всей мировой энергетике, - это всё-таки не совсем правильно, поэтому совмещение... У нас очень много проблем и внутри сбытового сектора, и внутри сетевого сектора, но попытка решить эти проблемы простым объединением, в нашем понимании, не даст положительного результата. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Дмитрий Николаевич, понятно, что основная цель вашего законопроекта - это решение проблемы неплатежей. Скажите, пожалуйста, какова задолженность перед сетевыми компаниями в Ставропольском крае на сегодняшний день и, для сравнения, каков бюджет Ставропольского края? СУДАВЦОВ Д. Н. На самом деле не такая высокая задолженность перед сетевыми компаниями в Ставропольском крае, здесь у нас взаимоотношения более-менее выстроены, поскольку работают две наши сетевые компании, которые в том числе являются сбытовыми, являются поставщиками электроэнергии, совмещают функции, но мы боремся с проблемой, в том числе и данным законопроектом. Что касается сказанного по поводу Северного Кавказа - там действительно есть достаточно большие, серьёзные неплатежи. При этом, поскольку компания работает на всей территории Северо-Кавказского федерального округа, она получает платежи, которые идут от населения и предприятий Ставропольского края и несут прибыльную составляющую для этой компании, но из-за того, что в ряде республик достаточно высокие задолженности, из-за перекрёстного субсидирования предприятие не платит в бюджет Ставропольского края налогов. Вот в этом тоже есть определённая проблема. Мы считаем, что на вопросы, связанные с конкуренцией, данный закон не повлияет, потому что здесь у нас возникает ситуация с тарифом - тариф у нас регулируемый, а никакой конкуренции при регулируемых процессах быть не может. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Николаевич, я хотел бы сначала напомнить депутатам, что когда на заседании комитета мы это обсуждали, то позиции не у всех были одинаковыми. Обсуждая подобный, казалось бы, узкий проект закона, вольно или невольно мы возвращаемся к вопросу обоснованности всей реформы электроэнергетики. После довольно энергичного обсуждения в комитете вы, наверное, собирались, так вот скажите, не изменился ли у вас взгляд на то, каким должен быть представленный сегодня законопроект: может он остаться вот таким или вы видите необходимость неких изменений, если сегодня он будет отклонён? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон в правительственной ложе включите. СУДАВЦОВ Д. Н. Наверное, есть смысл ещё поработать над этим законопроектом в том плане, что можно определить процент как раз возможного совмещения на таком рынке. Мы ведь не устанавливаем запрет на разделение и мы не требуем, чтобы эти две функции всегда совмещались, то есть все эффективные сбытовые компании, которые работают добросовестно, пусть работают, сетевые организации тоже пусть работают, но там, где есть возможность, где жизнь доказала, что совмещение эффективно, а население и предприятия не выражают недовольства, работают нормально, - пожалуйста, но, наверное, с учётом возможного антимонопольного регулирования всё-таки надо установить процент в рамках общего количества, мы полагаем, что это может быть 20 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Иванович Гончаров. Пожалуйста, Виктор Иванович. ГОНЧАРОВ В. И., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Сергей Яковлевич, в продолжение обсуждения этого вопроса, я принимал участие и в заседании комитета, позицию высказывал, так сказать. На сегодняшний день мы можем констатировать, что реформа в электроэнергетике завершена и то, что могли развалить, - развалили, вопросов нет. Но сохранились компании, которые на сегодняшний день как бы высказывают мнение о целесообразности предоставить всё-таки сетевым компаниям право на совмещение функций. И вы знаете, мы обсуждали вопрос о том, что сбытовые компании часто банкротятся, деньги уходят, и на год мы даём возможность сетевым компаниям выполнять их функции. Почему же вы считаете, что на сегодняшний день в условиях экономического кризиса мы не можем дать право выбора или убрать запрет? Если закончилась реформа электроэнергетики, а мы это зафиксировали в статье 1 федерального закона № 466-ФЗ - слова "переходный период" убрали... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я. Виктор Иванович, я могу вам сказать, возвращаясь к тому, что говорил депутат Романов: да, мы действительно достаточно долго обсуждали этот вопрос, обсуждали проблему того, что реформа, а ещё больше дальнейшее движение в этом плане, принятие дальнейших решений достаточно сильно исказили и суть, и организацию той системы, которая должна была работать. И мы на заседании комитета говорили (и это поддержали все депутаты): да, где-то, в каких-то моментах сетевые компании должны быть гарантирующим поставщиком, но явно не в том виде, как это предлагается сегодняшним законопроектом. Почему? Причина достаточно проста: потому что при совмещении двух видов деятельности, сбыта и передачи, мы получим ещё большего монстра. Сейчас большинство людей, потребителей не понимают, что творится в этом секторе, а после совмещения функций всё будет до такой степени внутри сосредоточено, что и у нас не будет никакого понимания, ни одной живой цифры. Я могу вам это сказать как человек, который руководил достаточно большими сетевыми компаниями на протяжении десяти лет до того, как пришёл сюда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Яковлевич. Присаживайтесь. Будут ли желающие выступить? Виктор Иванович Гончаров. Ещё есть желающие? Нет. Микрофон депутату Гончарову включите, пожалуйста. Пожалуйста, Виктор Иванович. ГОНЧАРОВ В. И. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект снимает запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка. Официальный отзыв содержит опасение, что отмена запрета на совмещение сетевой и сбытовой деятельности в электроэнергетике приведёт к ущемлению прав потребителей, негативно скажется на доступности энергетической инфраструктуры и будет препятствовать развитию конкурентных отношений, хотя можно констатировать, что эти конкурентные отношения на сегодняшний день так и не появились. Замечу, что это очень слабая аргументация. За десять лет существования запрета конкурентные отношения в отрасли не возникли и не могут возникнуть, нет ни одного примера, когда бы конкуренты реально снизили цену на киловатт-час в борьбе за потребителя, более того, с начала реформы цена электрической энергии выросла почти в 8 раз. Потребители только выиграют от снятия запрета, им не придётся, как приходится сейчас, за договором энергоснабжения обращаться в энергосбытовую компанию, а за договором технического присоединения - в сетевую компанию. Кроме того, коллеги, вы знаете, как трудно найти, к кому обращаться за возмещением вреда в случае проблем с качеством энергоснабжения: энергосбытовые компании собирают огромные средства, а в случае банкротства с них нечего взять. Уважаемые коллеги, на основании обсуждения законопроекта и отзыва на него профессионального энергетического сообщества Ставропольского края - было высказано мнение, что изменения в закон назрели, - прошу поддержать эту поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5740 по 5760 из 6957
Следующий рассмотренный нами вопрос, обозначенный под пунктом 62, - проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений статьи 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 47 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.