Заседание № 103
О проекте федерального закона № 88831-6 "О внесении изменений в статьи 5, 14 и 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся права члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы на получение информации и посещение органов и организаций; внесён депутатами Государственной Думы Д. Г. Гудковым, О. Л. Михеевым, а также Г. В. Гудковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 14 и 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Геннадьевич Гудков. Пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Добрый день, коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, который вносит ряд поправок в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и даёт депутатам дополнительные контрольные полномочия. Дело в том, что по Конституции 93-го года у нас власть парламента, как вы знаете, сильно ограничена: парламент, к сожалению, не участвует в формировании правительства, у нас нет парламентского контроля. И к сожалению, выхолощен был закон "О парламентском расследовании...". Дума в последнее время всё больше напоминает такой духовой оркестр: есть и дирижёр, есть и музыканты, и ноты даже нам раздали, но, к сожалению, музыки нет и играть не получается, потому что инструменты нам не дали, - так вот как раз законопроект, который мы предлагаем, даёт такие дополнительные инструменты. Наверное, стоит перечислить основные проблемы, в связи с которыми к нам обращаются избиратели: это ЖКХ, коррупция и фальсификация результатов выборов - по крайней мере, это основные темы обращений за последние полтора года. Так вот мы предлагаем усовершенствовать один из инструментов, который даёт нам возможность посещать органы государственной власти, запрашивать различную информацию. Жизнь меняется, условия меняются, так получилось, что у нас многие предприятия поменяли форму собственности, и если раньше те организации, естественные монополии, которые формировали тарифы на тепло, свет, транспортные тарифы, были государственными или унитарными предприятиями и у депутатов была возможность запрашивать у них информацию, проверять, как формируются тарифы, то сегодня у нас нет такой возможности, сегодня у нас нет возможности посещать "Газпром", например, и другие организации, которые, по сути, формируют эти тарифы. И когда к нам обращаются наши избиратели и просят нас оказать содействие в получении информации, почему, на каких основаниях тарифы повышаются, то нам нечего ответить: в эти организации нас не пускают, нам присылают банальные отписки, и мы не можем эффективно защищать права наших избирателей. Приведу ещё один пример, когда мы пытались получить информацию о коррупционной цепочке - если помните, был случай, когда приобретались с откатами дорогие автомобили в государственные ведомства. От государственных организаций мы не получали информацию, мы тогда сделали запросы в такие компании, как "БМВ", "Мерседес", "Ауди" и так далее и попросили предоставить сведения, какое количество автомобилей было продано нашим государственным учреждениям, по какой стоимости и кто закупил, но, к сожалению, они нам тоже ответили отписками, утверждая, что мы, депутаты, не имеем права вмешиваться в их частную деятельность. Соответственно, вот этот инструмент серьёзно устарел, поэтому мы предлагаем в данном законопроекте - это первая часть - дать возможность депутатам посещать организации вне зависимости от форм собственности, чтобы мы могли эффективно бороться с ростом тарифов и получать различную информацию, с этим связанную. И вторая часть (я думаю, это должны поддержать по крайней мере депутаты из оппозиционных фракций): мы предлагаем дать возможность депутатам посещать избирательные комиссии любых уровней. Как вы помните, и в Астрахани, и в Москве, и в Питере, во многих регионах в день голосования перед депутатами просто закрывались двери на избирательных участках, а в некоторых случаях депутатов просто вышвыривали! К сожалению, я сталкивался с подобной ситуацией в Астрахани: мне председатели участковых комиссий говорили о том, что они руководствуются законом "Об основных гарантиях избирательных прав...", и там действительно определён перечень лиц, которым разрешён допуск на избирательные участки, и депутатов в нём нет, несмотря на то что закон о статусе нам такие полномочия предоставляет, поэтому мы предлагаем всё-таки расширить права депутатов - мы предлагаем дать возможность депутатам действительно контролировать ход голосования, контролировать все процессы на избирательных участках. Также мы предлагаем дать нам возможность посещать частичные организации, тем более что мы в этом законопроекте прописываем, что информация, которая составляет государственную тайну или коммерческую тайну, предоставляется в порядке, установленном определёнными законами, то есть никаких тайн нам не нужно, нам нужны просто инструменты для того, чтобы мы могли действительно эффективно помогать избирателям. Ну и хочу предвосхитить критику. У нас была дискуссия в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству, и оппоненты говорили: ну как же мы будем давать возможность депутатам посещать частные организации? Так вот, уважаемые коллеги, сегодня у нас есть два закона, которые дают возможность, к сожалению, нам вмешиваться в частную жизнь, то есть, получается, мы почему-то можем решать, кому с кем спать, в какого бога верить и так далее, но не имеем возможности посещать эти частные организации, для того чтобы действительно выяснять, как формируются тарифы, почему у нас такие цены на услуги ЖКХ, на транспортные услуги. Мне кажется, что эта критика несправедливая, потому что у нас очень многие предприятия, которые выполняют серьёзные социальные функции, раньше были государственными и мы могли их контролировать, а сегодня они существуют в формате акционерных обществ. Я призываю поддержать данный законопроект и всё-таки вернуть нашему духовому оркестру инструменты, которые позволят нам эффективно решать проблемы избирателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По сути дела обсуждение предлагаемых изменений в законодательство у нас состоялось чуть раньше, когда мы обсуждали два альтернативных законопроекта о парламентском контроле. Законопроект, внесённый группой наших коллег из разных фракций и отклонённый тогда, содержал те нормы, которые уважаемый Дмитрий Геннадьевич сейчас нам представил, а именно расширение прав депутатов по запрашиванию информации, по посещению тех или иных организаций вне зависимости от формы собственности, и тогда же была дана достаточно чёткая и подробная аргументация того, что права любого государственного мужа, выборного лица, коим является депутат Государственной Думы либо член Совета Федерации, небезграничны, и вне всякого сомнения, там, где существует угроза нарушения принципа разделения властей либо принципа соотношения публично-правового и частноправового, где есть угроза нарушения права на охраняемую законом тайну, в том числе коммерческую тайну, конечно же, права выборных лиц, депутатов, должны быть ограничены. Что в настоящий момент законодательством предусмотрено? Статьёй 5 закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." предусмотрено, что удостоверения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы являются документами, дающими право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и так далее, - куда больше? И кроме того, есть право на депутатский запрос, есть право на получение той или иной информации либо через протокольное поручение, либо в индивидуальном порядке, да и коллективные обращения точно так же рассматриваются. По мнению нашего комитета, возможность дополнительного вторжения в деятельность частных организаций, то есть организаций частной формы собственности, может привести к конфликтам, к неоправданному вмешательству в их деятельность, к различного рода злоупотреблениям. И, предоставляя права одним, мы можем существенно нарушить права других наших сограждан, чего, конечно же, я уверен, ни один из многоуважаемых коллег, избранных и присутствующих в этом зале, не желает. На основании этого наш комитет, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы у депутатов? Есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, одна из ключевых идей государственного управления, которая продекларирована в нашей Конституции, - это идея разделения властей. Вот, к сожалению, в последнее время мы добавляем полномочий президенту, правительству, мы укрепляем наши правоохранительные органы, которым тоже даём дополнительные полномочия, но при этом парламент мы всё время в таких возможностях, правах ограничиваем. Как вы считаете, в этой ситуации возможно ли дальнейшее сохранение баланса властей? Хотя, наверное, слово "сохранение" не совсем подходит - баланса никакого нет, по моему мнению. Тем не менее вы не считаете, что парламент становится властью второго сорта вот в этих условиях? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, я так не считаю ни в коем случае и уверен, что коллеги со мной согласны. Нет власти первого и второго сорта - такого быть не может в правовом государстве, коим является Российская Федерация. Что касается, как вы выразились, расширения полномочий других ветвей власти и сужения полномочий законодательной власти, я здесь с вами тоже не соглашусь. Не так давно мы рассматривали закон о парламентском контроле, и напомню вам, что там у парламента Российской Федерации существенно расширены полномочия, допустим, в части бюджетного процесса, в том числе контроля за ним. Вы это прекрасно знаете, это обсуждалось, это являлось темой достаточно серьёзных переговоров, и тем не менее мы настояли на том, чтобы полномочия парламента были расширены. Процесс совершенствования законодательства шёл, он идёт, но баланс... не то что его нет - он есть и он будет сохраняться. Что касается полномочий различных ветвей власти, то надо учитывать, что Российская Федерация в соответствии с Конституцией всё-таки не парламентская, а президентская республика, и об этом не надо забывать, это нормальная практика, распространённая в самых различных цивилизованных, демократических государствах. Соответствующим образом распределены и полномочия, в частности, допустим, по формированию правительства - это нормальное явление. Ну, в общем, это из курса конституционного права для первокурсников любого юридического вуза. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Дмитрию Геннадьевичу: при подготовке законопроекта вы учитывали международный опыт? Вы так часто ссылаетесь на международный опыт и на практику в этом вопросе. И не надо утрировать, Дмитрий Геннадьевич, и говорить о том, что закон о защите религиозных чувств, который мы приняли, другие законы носят спорный характер, - они поддержаны большинством населения нашей страны, это надо учитывать. А вот насчёт вашего законопроекта я не уверен - не думаю, что такого рода законопроект о расширении полномочий вызовет одобрение у наших граждан: сегодня вы хотите вмешиваться в дела частных компаний, а завтра вы захотите беспрепятственно прийти в чью-нибудь квартиру с удостоверением депутата Госдумы... Что касается международной практики, то в Германии, откуда я недавно вернулся, депутат Бундестага просто так не может прийти в частную компанию, ему надо записаться на приём, надо получить... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г. Спасибо. Как раз именно на международный опыт и надо ссылаться. Я очень надеюсь, что, когда мы будем обсуждать политические реформы, вы тоже будете вспоминать о международном опыте. Если говорить об институте парламентского контроля и парламентского расследования, то надо сказать, что нам ещё очень далеко, например, до той же Германии, я думаю, что более подробно, наверное, в заключительном слове об этом скажу. Как раз мы этот опыт и учитываем, и там депутаты имеют гораздо большие возможности и полномочия, чем депутаты Государственной Думы. Ну, детально я об этом чуть позже скажу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Дмитриевич Куликов. КУЛИКОВ А. Д., фракция КПРФ. Спасибо. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Хорошо, а как быть тогда с выполнением одной из важнейших задач депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации - требовать от должностных лиц безусловного соблюдения и защиты конституционных прав граждан? В законе о статусе депутата Государственной Думы есть соответствующая норма - как её реализовывать в этом случае, особенно когда мы знаем, что где-то происходят массовые нарушения конституционных прав граждан, например права на труд и так далее? Как одно с другим связать? Не считаете ли вы, что определённая логика есть у Гудкова в этом законопроекте? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, в любом случае это не отменяет компетенцию других государственных органов, а именно: надзор осуществляет прокуратура, следствие ведёт Следственный комитет и другие структуры, которые наделены этим правом, правосудие осуществляет суд, и никто иной. Даже если депутат Государственной Думы либо депутат иного законодательного (представительного) органа сталкивается с нарушением законодательства, то в законе о нашем статусе или о статусе депутатов других уровней чётко прописаны полномочия, которыми обладает депутат, ни судить, ни преследовать, ни возбуждать уголовное дело депутат не может по определению, потому что это функция совершенно других органов. Но обратить внимание на нарушение закона - это наше право и наша обязанность, и, без сомнения, другие органы государственной власти обязаны отреагировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Валерий Михайлович Зубов. ЗУБОВ В. М., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я, как первокурсник юридического факультета, своё выступление не очень длинным хочу сделать. Я не услышал в выступлении автора законопроекта, Дмитрия Гудкова, что там есть какие-то намёки на то, чтобы расширить полномочия депутатов в части вмешательства в личную жизнь. Из выступления и ответов Дмитрия Фёдоровича я так и не понял, имеет ли право депутат - до сих пор я думал, что не имеет, - после того как расширились, по его словам, полномочия парламента в части бюджетных вопросов, знать, каковы издержки, например, государственной компании "Газпром", которая сегодня является главным инициатором повышения цен в стране, в результате чего не удаётся сбить инфляцию. Вот какие полномочия у нас есть? Мы можем посмотреть, как складывается себестоимость, куда идут деньги этой компании, где мы имеем контрольный пакет, какие непрофильные активы она содержит? И почему мы в очередной раз с 1 июля должны по инициативе этой государственной компании повышать в конечном счёте тарифы на услуги ЖКХ для населения? Вот этого я не понял, и поэтому мне кажется, что хотя бы такие вещи, по которым мы можем судить... Мы, члены парламента, спокойно отказываемся от тех прав, полномочий, которые фактически присутствуют в Конституции, на практике мы сами от них отказываемся - это вообще уникальная ситуация! Например, право на парламентское расследование, право на запрос. Вы говорите, что у нас есть право на запрос, а кто отвечает на наши запросы? Мы сами приняли решение о том, что министр, которому направлен запрос, уже не обязан отвечать, он решает, кто должен ответить, и нам приходят отписки от заместителей начальников отделов, а иногда просто не приходят ответы, и никто за это не отвечает! Вы упомянули про разделение властей - ну, вот у меня на последний запрос в Следственный комитет третий месяц ответа нет! То, что предлагает автор законопроекта Дмитрий Гудков, - это просто вопрос защиты существа Конституции, двадцатилетие которой мы празднуем в этом году. Депутат, избранный населением и действительно наделённый полномочиями, должен иметь возможность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет необходимости добавить время, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть. Добавьте четыре минуты. Пожалуйста, Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Спасибо большое. Нет, четыре минуты мне не нужны, мне тридцати секунд хватит. Этот законопроект о том, чтобы действительно наполнить содержанием, реальным, практическим, те формальные полномочия, которые закреплены, подразумеваются в Конституции, поэтому я предлагаю принять данный закон. Будет очень странно, если мы будем голосовать против своих же прав, своей возможности реализовать свою ответственность перед населением. Было бы не странно, если бы такую позицию занимало правительство, - это было бы понятно, но будет странно, если такую позицию займёт парламент. Предлагаю проголосовать за закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит законопроект, предусматривающий расширение полномочий депутатов Госдумы и членов Совета Федерации при осуществлении ими контрольных функций, однако по этому законопроекту у нас есть некоторые замечания, которые необходимо учесть во втором чтении. Обращаю ваше внимание на то, что круг полномочий, которыми сегодня наделён депутат и которые предполагает законопроект, намного уже объёма полномочий многих контролирующих и надзирающих органов. Возьмём, к примеру, полномочия помощника районного прокурора, который занимается так называемым общим надзором: он вправе - цитирую - по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также коммерческих и некоммерческих организаций, он вправе иметь свободный доступ к документам и материалам всех этих организаций. Я обращаю внимание на то, что этими полномочиями нередко наделены совсем ещё юные люди, юноши и девушки, которые недавно окончили вуз и не имеют профессионального и жизненного опыта, тем не менее каких-либо злоупотреблений этими правами либо нарушений при применении этих прав практика, к счастью, не знает. Примерно такие же полномочия относительно посещения организаций и учреждений должны быть и у депутатов Госдумы. Решение этого вопроса является обязательным условием создания в стране эффективного депутатского контроля за соблюдением Конституции и законов Российской Федерации. Разговоры о том, что наделение депутатов Думы широкими контрольными полномочиями нарушает принцип разделения властей, совершенно несостоятельны. Парламентский контроль либо должен быть, либо он есть, либо его нет, что-то одно, а если он есть, тогда нужны полномочия. Совершенно очевидно, что эти позиции следовало бы изложить в отдельной статье закона о статусе депутата, которую специально следовало бы посвятить полномочиям депутатов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Не выступают. Докладчик? Дмитрий Геннадьевич, будете выступать? Микрофон, пожалуйста, включите. ГУДКОВ Д. Г. Во-первых, хочу поблагодарить всех, кто поддержал наш законопроект, знаю, что даже многие депутаты из "ЕДИНОЙ РОССИИ" морально его поддерживают, потому что сами сталкиваются с банальными отписками, с проблемами во взаимодействии с правительством, с правоохранительными органами. Мне задавали здесь вопросы по поводу вмешательства в частную жизнь. Ну, у нас сегодня два таких законопроекта принимается - касающиеся защиты религиозных чувств и запрета пропаганды нетрадиционных семейных ценностей, - которые, мне кажется, нельзя даже сравнивать с моим, но это ведь именно вмешательство в частную жизнь (это ведь можно по-разному оценивать), а моим законопроектом предлагается всего лишь запрашивать необходимую информацию в частных компаниях, потому что на них возложена социальная функция. Теперь перейдём к международной практике. Во-первых, в Европе, в большинстве европейских стран, парламент формирует правительство и имеет право отзыва не только премьера, но и отдельно министров, заместителей министров и так далее. Во-вторых, в Европе действует институт парламентского расследования, а у нас, уважаемые коллеги, я до сих пор не могу ни группу создать по расследованию фактов коррупции при строительстве олимпийских объектов, ни даже запросить информацию в Счётной палате об этих проверках. Что касается парламентского контроля, я здесь хотел бы Михаилу Юрьевичу Маркелову ответить. То, что предлагаем мы, включает лишь часть положений из того законопроекта о парламентском контроле, который предлагали и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и ряд депутатов фракции КПРФ, так вот, мы учитывали как раз международный опыт, но в законе "ЕДИНОЙ РОССИИ" "О парламентском контроле" этот опыт не отражён. В частности, мы предлагали норму, согласно которой комиссии парламентского контроля, как и на Западе, наделяются неограниченными полномочиями при парламентских расследованиях, полномочиями даже следствия и надзора, а в вашем законе этого нет. Мы предлагали формировать комиссии парламентского контроля таким же образом, как в той же Германии, которую Михаил Юрьевич упомянул здесь: там не на пропорциональной основе они формируются, а на равноправной, оппозиция получает даже на один голос больше в таких комиссиях, чтобы обеспечить возможность действительно независимого парламентского расследования. Мы предлагали не только федеральный парламент наделить такими полномочиями, но и все региональные парламенты - в вашем законе этого нет. Мы предлагали, чтобы эти комиссии работали на постоянной основе, а вы только по конкретному случаю будете их создавать. Ну и наконец, чтобы инициировать работу комиссии парламентского контроля, надо, как вы предлагаете, чтобы две палаты принимали решение, а мы предлагаем, чтобы одна палата принимала решение. Всё это выхолощено, всё это не осуществляется, всё это не работает в нашей стране, и мы предложили хотя бы добавить небольшие дополнительные полномочия депутатам - вам это тоже пригодилось бы! Я всё-таки предлагаю вам подумать и поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, вы будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
32-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5, 14 и 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 34 мин. 34 сек.) Проголосовало за 203 чел.45,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 203 чел. Не голосовало 247 чел.54,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.