Заседание № 167
13.05.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 88824-6 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в части, касающейся порядка организации и проведения публичных мероприятий; внесён депутатами Государственной Думы Д. Г. Гудковым, О. Л. Михеевым, а также Г. В. Гудковым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4132 по 4337 из 5658
Переходим к рассмотрению 10-го пункта порядка работы, проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". С докладом выступает Дмитрий Геннадьевич Гудков. ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Добрый день, коллеги! Хочу предложить вашему вниманию законопроект, которым вносятся коррективы в закон о митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях, изменения, которые создают нормальные условия для проведения митингов, акций, публичных мероприятий. Законопроект был внесён ещё в 2012 году, летом, но тем не менее актуальности своей он не утратил. Как вы помните, у нас здесь были жаркие дискуссии по поводу новой редакции закона о митингах, "итальянская забастовка", и теперь у нас установлены достаточно жёсткие требования и к участникам акций, и к их организаторам. Я сейчас не буду вдаваться в подробности и давать какие-то оценки, говорить о недостатках этого закона. Я считаю, что мы должны не только говорить об обязанностях организаторов и участников, мы должны ещё создать условия для того, чтобы этот закон мог нормально исполняться, тем более что в последнее время у нас проходит очень много акций, на которые выходят десятки тысяч граждан, и, соответственно, у организаторов возникает масса трудностей при их проведении, связанных с соблюдением норм этого закона. Собственно говоря, для экономии времени я перечислю основные идеи, которые мы предлагаем. Как вы знаете, сейчас у нас для того, чтобы провести публичное мероприятие, митинг, нужно подать заявку не ранее чем за пятнадцать дней и не позднее чем за десять дней, но, к сожалению, как показывает практика, в последнее время организаторы первые двенадцать дней чаще всего занимаются переговорами с администрациями, с чиновниками, обсуждают место, время, форматы, лозунги, и на самом деле на организацию самого митинга остаётся несколько дней. Естественно, очень сложно успеть оповестить граждан, отпечатать листовки, обеспечить безопасность, медицинское сопровождение и так далее, и, к сожалению, бывают случаи, когда вместо того, чтобы идти на санкционированный митинг, люди выходят на несанкционированный митинг, и у нас потом возникают различные споры, дискуссии, проблемы и так далее. Вот чтобы этого избежать, мы предлагаем увеличить, расширить вот это окно для подачи заявки. Давайте сделаем так, чтобы можно было подавать заявку на проведение митинга хотя бы за тридцать дней. Это, мне кажется, абсолютно нормальное предложение, реализация которого позволит гражданам вступить в переговоры с администрациями, определить место, время, лозунги и так далее, тщательно подготовиться, опубликовать анонсы о проведении митингов, отпечатать листовки, оповестить граждан, ну и, соответственно, организовать безопасность, соблюсти все нормы и требования закона. Это первое. Второе. Мы предлагаем разрешить организаторам пикетов подавать заявки на проведение пикетов за один день - не за три дня, что соответствует установленному минимальному сроку, а за один день, - потому что всё-таки пикет - это форма оперативного реагирования на различные события. Ну, вот произошло что-то на Украине, произошло что-то в нашей стране - необходимо подать заявку за три дня, а если это ещё выпадает на выходные дни, то все сроки затягиваются и актуальность проведения пикета пропадает, поэтому мы предлагаем всё-таки снизить нижнюю планку до одного дня. Далее. Мы предлагаем в законопроекте чётко прописать основания для отказа, например, со стороны администрации, если они отказывают в проведении митинга или пикетирования или предлагают для проведения акции другое время и место. Мы считаем, что должны быть чёткие основания, чёткие критерии, по которым администрация, чиновники могут отказать в разрешении на проведение акции или предложить другое время. Ну, например, мы предлагаем следующее: если администрация предлагает другие время и место, соответственно, необходима заявка иных организаторов тоже на проведение митинга в этом же месте, в это же время, но с совершенно другими целями, и это может быть основанием для того, чтобы чиновники предложили другое место, другое время. Ну и последнее. Мы предлагаем сократить до одного дня срок принятия решения чиновниками об изменении, например, места и времени проведения митинга или об отказе. Мне кажется, всё это позволит создать нормальные условия для проведения митингов, тем более что, я думаю и надеюсь, здесь, в этом зале, нет людей, которые заинтересованы в повторении майданов или несанкционированных акций и так далее. Для того чтобы всё это проходило в рамках закона, нужно в первую очередь создать возможности, чтобы этот закон исполнялся. Вот, собственно говоря, вкратце суть моих предложений. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я изложу и позицию комитета, и позицию фракции, поскольку выступаю и от фракции. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон... № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесённый группой депутатов, и считает, что одним из его недостатков является отсутствие обоснований целесообразности предлагаемых изменений, которые учитывали бы прежде всего сложившуюся правоприменительную практику, об этом идёт речь. Не было ещё прецедентов, которые докладчик перечислял сейчас, причём не обо всём он сказал, потому что здесь много всяких моментов, связанных с изменениями, но раз автор на них не останавливался, я тоже не буду на них останавливаться. Правоприменительная практика показывает, что нет нужды пересматривать сегодня данный закон. В частности, сокращение срока информирования организаторов публичных мероприятий до одного дня - по большому счёту такая практика просто не учитывает возможности органов исполнительной власти в части организационного обеспечения проводимых мероприятий, и прежде всего это касается вопросов, связанных с безопасностью проведения таких мероприятий. Вопросы о целесообразности изменения сроков информирования, сроков уведомления, сроков рассмотрения предложений рассматривались нами, законодателями, неоднократно. С учётом мнения органов исполнительной власти можно сказать, что сроки, которые уже установлены в законе, являются разумными и отвечают требованиям сложившейся практики, позволяют, как отметил автор, провести эти самые переговоры, скоординировать действия, то есть это абсолютно нормальная общепринятая практика, применяемая не только у нас в стране. С учётом изложенного Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций предлагает, рекомендует данный законопроект о внесении изменений в закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", внесённый группой депутатов, отклонить. Ну и несколько слов скажу как выступающий от фракции. Мы, конечно же, понимаем мотивацию, почему этот законопроект актуализировали именно сейчас, хотя, как сказал автор, действительно его внесли гораздо раньше, в 2012 году. События на Украине, очевидно, некоторым не дают покоя, им хочется получить те же "лавры", которые получили представители майдана. И надо внимательно к этой позиции относиться, это очень опасная тема: как вы помните, события в Киеве, на майдане начались как раз с того, что был принят закон о митингах и шествиях, а потом те люди, которые захватили власть вооружённым путём, с лёгкостью отменили этот закон, затем они выпустили всех организаторов этих беспорядков - всех, я подчёркиваю! Это был не только политический акт, потому что выпустили и тех людей, которые должны были нести ответственность по уголовным статьям, потому что не только организаторы были задержаны, задержанными оказались и те, кто кидал бутылки с зажигательной смесью в полицейских, в милицию, кто забрасывал их камнями (тогда ещё не было людей, получивших огнестрельные ранения), но тем не менее их отпустили. А после этого мы знаем, что началось, - сначала децентрализация власти, потом поддержка различного рода крайних радикальных течений, финансирование их и в результате захват власти вооружённым путём. Вот такой законодательной чехардой сопровождался весь процесс незаконного захвата власти на Украине. Коллеги, понятно ваше желание посотрудничать с различными структурами, тем более что все процессы на Украине поддерживали представители западных стран, но мы должны быть реалистами, мы должны понимать, что закон о митингах, который мы принимали, работает и сегодня нет никакой необходимости вносить в него какие-либо изменения. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против внесённого законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к Михаилу Юрьевичу Маркелову. Я не понимаю, почему вы в этом законопроекте увидели украинский след. И какие аналогии? Вот на станкозаводе в Рязани (я приводил сегодня пример) с августа прошлого года не платят зарплату - что, это Украина виновата? У нас закрыли несколько десятков фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник в области - что, это тоже украинский след? Вот Чайка выступал в этом зале две недели назад: 320 тысяч нарушений в сфере ЖКХ за один прошлый год - что, это тоже Украина виновата? Не кажется ли вам, что, отвергая подобные законопроекты, вы сами сжимаете пружину, а потом недовольство людей просто вырвется наружу вне зависимости от законов и мы действительно получим то, что сегодня происходит на Украине, но не потому, что этот законопроект имеет какой-то иностранный след, а потому, что мы не решаем социальные проблемы, для решения которых нас избрали сюда, в Государственную Думу?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Владимир Николаевич, понимаю вашу озабоченность, понимаю ваши переживания, не только вы переживаете сегодня за судьбу народа, поверьте. Мы никоим образом не сжимаем пружину, о которой вы говорите. Речь идёт об отсутствии мотивации, об отсутствии правоприменительной практики. Мы говорим о том, что сокращать сроки неразумно, потому что есть просто элементарные вещи, связанные с согласованием проведения таких мероприятий. Никто же не запрещает проводить эти митинги, никто не запрещает выражать гражданам свой законный протест, в данном случае речь идёт о том, что нет повода для того, чтобы сейчас принимать такие изменения в этот закон. Закон-то есть, он работает - в чём тогда причина, чтобы сейчас выступать с тем, что необходимо срочно что-то менять? Зачем менять, когда всё и так работает?! Мы считаем, что в нынешней ситуации, в ситуации, когда каждый гражданин в нашей стране по Конституции имеет право высказывать свою точку зрения и пользоваться этим правом на законных основаниях, нет никакого повода для того, чтобы менять сегодня сроки подачи обращений, уведомлений, порядок проведения таких мероприятий. Все эти нормы у нас присутствуют и работают вполне нормально и законно. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Давайте прервёмся, проголосуем, а потом вернёмся к обсуждению данного законопроекта.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4464 по 4567 из 5658
Продолжаем обсуждение 10-го вопроса. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Депутат, выступавший от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", затронул здесь вопрос Украины - так вот, если касаться вопроса Украины, для народа Украины уже президента нет - они научились смещать президента, губернаторов нет - они научились смещать губернаторов, и разрешения на проведение митингов тоже нет, потому что в стране фактически безвластие. Я призываю партию власти внимательно посмотреть на этот законопроект, кондовая позиция "не пускать и не разрешать" может привести к непоправимым последствиям, надо что-то всё-таки разрешить и где-то всё-таки пойти на уступки, чтобы сохранить легитимность власти, чтобы сохранить власть как таковую, чтобы общество восприняло это разрешение как разрешение власти. Я прошу понять моё выступление. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, безусловно, проблемы, затронутые в этом законопроекте, сегодня существуют, их нужно решать. Может быть, не так радикально, как поставили этот вопрос авторы законопроекта, - ну, например, без разрешения президента проводить акции в Кремле, мы считаем, перебором, - но в целом проблемы, обозначенные в этом законопроекте, существуют, и не сейчас, так в следующий раз их нужно обязательно решать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Дмитрий Геннадьевич, пожалуйста. Микрофон Дмитрию Геннадьевичу Гудкову включите, пожалуйста. ГУДКОВ Д. Г. Я собирался долго и содержательно выступать, но, честно говоря, уровень дискуссии меня удивляет: предлагаю расширить "окно", возможности для подачи уведомлений - меня подозревают в забрасывании "коктейлями Молотова", говорю об уменьшении срока подачи уведомления о проведении пикета - говорят, что я во сне вижу лавры представителей майдана. Это что за уровень дискуссии такой? Я, конечно, понимаю, Михаил Юрьевич, что, как говорится, "если у вас паранойя, это не значит, что вас не преследуют" (есть такое выражение), но вы послушайте, что вы сказали: якобы я внёс этот законопроект именно сейчас, потому что лавры представителей майдана не дают мне покоя. Вообще-то это сделал Совет Думы - кого вы подозреваете? Я не являюсь членом Совета Думы. И мне кажется, что принятие этого закона именно в интересах даже не столько организаторов митингов и пикетов, сколько в интересах власти, потому что если вы загоняете протест в угол, то он как раз получается несанкционированным. Я предлагаю дать людям возможность, дать гражданам право выходить на нормальные, законные, санкционированные митинги, я вообще не вижу здесь чего-то такого радикального! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич, будете выступать? Пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Я ещё раз хочу обратить ваше внимание на то, что в законе о митингах прописаны все возможности, эти возможности есть. И не надо, честно говоря, передёргивать, потому что, когда я проводил параллели, вы знаете, почему я это делал. Мы видим, как вы работаете, и видим, какие заявления делаются от имени России в том числе. Это первое. Второе. Закон о митингах сегодня полностью соответствует требованиям людей, и люди пользуются своими возможностями, митинги, пикетирования проводят, и сроки всех устраивают. Подчёркиваю, именно такие сроки сегодня необходимы для того, чтобы обеспечить прежде всего безопасность тех, кто выходит на эти митинги. Вот в чём дело! Поэтому давайте всё-таки объективно подходить к этому вопросу и придерживаться тех правил, которые уже есть, уже прописаны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 00 сек.) Проголосовало за 140 чел.31,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 141 чел. Не голосовало 309 чел.68,7 % Результат: не принято Законопроект отклонён.