Заседание № 267
О проекте федерального закона № 888059-6 "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросам прекращения полномочий члена комиссии с правом совещательного голоса и ограничения количества наблюдателей на избирательном участке в день голосования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Так, фиксированное время. Иван Игнатьевич, вы здесь? Да. 34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Законопроект, по сути дела, носит технический характер. Сегодня избирательное законодательство позволяет кандидатам, избирательным объединениям, политическим партиям менять своих представителей с правом совещательного голоса в избирательных комиссиях бесконечное количество раз и направлять на избирательные участки бесконечное, не ограниченное ничем число наблюдателей. Это создаёт определённые неудобства для работы комиссий, перегружает их ненужной работой, а также вызывает некие, так сказать, сомнения в честности политической борьбы на выборах. Мы своим законопроектом предлагаем ограничить число наблюдателей в одной комиссии пятью наблюдателями и менять в одной комиссии своего представителя с правом совещательного голоса тоже не более пяти раз. Вот в этом смысл нашего законопроекта. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич. Владимир Николаевич Плигин. Пока Владимир Николаевич Плигин идет к микрофону, я попрошу Николая Николаевича Гончара вернуться в зал, потому что... Николай Николаевич, вы здесь? А, всё, вижу, вижу... Спасибо. Владимир Николаевич, прошу вас. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я думаю, что это тот случай - Иван Игнатьевич, наверное, с этим согласится, - когда на заседаниях комитетов присутствуют авторы законопроекта и умеют убеждать в необходимости его принятия: как вы знаете, Иван Игнатьевич, заключение было изменено в вашем присутствии. Так что спасибо за сотрудничество! Иван Игнатьевич остановился подробно на тексте законопроекта. Применительно к первой теме. Член комиссии с правом совещательного голоса... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, я прошу остановиться. Уважаемые коллеги, вы в фойе выйдите, пожалуйста, и продолжайте там дискуссию, потому что мешаете докладчику. Владимир Николаевич, вот так лучше. ПЛИГИН В. Н. Наоборот, я хотел их попросить сделать одолжение: я думаю, что, если бы они продолжали дискуссию дальше и мешали, это дало бы мне возможность дальше торговаться с министром сельского хозяйства. (Оживление в зале.) Итак, члены комиссии с правом совещательного голоса могут быть в одной комиссии не более пяти раз подряд. Нужно будет это дополнительно обсудить, потому что у политических партий в рамках избирательного цикла могут возникнуть проблемы с заменой, но тем не менее... может, они и не возникнут... Что касается второго положения, положения, связанного с ограничением количества наблюдателей - не более пяти наблюдателей, - нам кажется, это очень рациональное предложение в условиях выборов в Государственную Думу - четырнадцать политических партий плюс одномандатные округа, - поэтому предложение заслуживает поддержки. С учётом экономии времени, которую мы обещали с Иваном Игнатьевичем, просим законопроект поддержать без обсуждения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Коллеги, у кого имеются вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Обычно Дмитрий Иванович задаёт много вопросов - нельзя его лишить такого права. Покажите список, пожалуйста. Вот как раз Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Иван Игнатьевич, у меня к вам несколько вопросов, собственно. Во-первых, это ваша личная позиция или позиция всей фракции? Во-вторых, это от представителя Коммунистической партии Российской Федерации вообще очень странно слышать, ведь мы неоднократно другое слышали от ваших представителей, в том числе от Ростовской области, где бесконечные нарушения, где выгоняют с милицией, выбрасывают с участков, увозят в полицейские участки и так далее, и так далее, и так далее. Почему пять-то?! Ведь чем большее количество представителей от политических партий наблюдают за процессом голосования, тем выше вероятность, что голосование состоится по закону, а вы предлагаете ограничить пятью - ну это против всякой логики, если говорить о депутате Госдумы от оппозиционной партии! Прокомментируйте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич Никитчук. НИКИТЧУК И. И. Спасибо за вопрос. Что касается отношения фракции к этому законопроекту. Посмотрите, кто авторы этого законопроекта: среди них и руководитель фракции Геннадий Андреевич Зюганов, так что, я думаю, ответ на вопрос ясен, понятен. Что касается количества. Я думаю, это вопрос, который можно обсуждать при подготовке законопроекта ко второму чтению, - вносите свои предложения, приводите свои аргументы, и мы рассмотрим при подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, вы добавите что-либо к ответу на этот вопрос? Нет. Хорошо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, при всём уважении, этот законопроект ни в коем случае нельзя принимать, объясню почему. Когда в отдалённый населённый пункт на избирательный участок некая парламентская партия, которая сейчас находится в этом зале, не сможет направить своего наблюдателя, автоматически это право появится у непарламентских партий, а вы посмотрите на список этих непарламентских партий - неужели вы сами с ними не сталкивались на региональных выборах, например с партией "КОММУНИСТЫ РОССИИ"?! Вот от этих партий и будут наблюдатели, а какие убеждения и чьи интересы они реально преследуют, я, наверное, в этом зале вам говорить не буду. Если три-четыре наблюдателя от одной политической партии, но под разным разливом будут представлять интересы, в случае если другие парламентские партии не смогут туда направить своих наблюдателей, то вот это будет, наверное, неправильно. То есть, если мы не сможем туда направлять своих наблюдателей, это право получат другие представители. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и считает его вполне обоснованным. Согласно предлагаемым изменениям "кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе прекращать полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной комиссии не более чем пять раз". Также законопроектом предлагается ограничить максимальное число наблюдателей от одного участника избирательного процесса, что представляется вполне обоснованным, особенно в современных условиях, когда в единый день голосования проводятся выборы более чем по четырём бюллетеням и присутствие неограниченного числа наблюдателей, регулярно сменяющих друг друга в течение дня голосования, может серьёзно затруднить работу избирательной комиссии и создать таким образом препятствия для реализации избирателями своего активного избирательного права. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", как я уже говорил, поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Да, я вышел на эту трибуну для того, чтобы в истории осталось, какая партия поддерживает реальные реформы избирательного законодательства, какая партия выступает за открытые и честные конкурентные выборы, а какая партия, её представители заявляют, выходя к прессе и во время десятиминутных выступлений, что они слышат положения послания президента о необходимости проведения легитимных выборов, а через несколько часов мы с вами становимся свидетелями рассмотрения "революционного" законопроекта, которым впервые за десятилетия функционирования нашей избирательной системы ограничиваются возможности непарламентских партий, других общественных организаций (это тоже бывает), направлять своих наблюдателей для проведения контроля за ходом голосования в день голосования на избирательном участке. Первая норма - это запрет на направление наблюдателей несколькими субъектами от партии. Например, не секрет, что пятьдесят три кампании будут проходить параллельно с выборами депутатов Государственной Думы 18 сентября 2016 года, как правило, это выборы депутатов законодательных собраний, и везде смешанная система, в подавляющем большинстве случаев. То есть что такое фактически выборы кандидата по списку, выборы кандидата по одномандатному округу? Где-то эти выборы будут совпадать - таких субъектов не так много, где один округ фактически представляет собой и регион, их, повторяю, не так много, можно посчитать, это там, где численность меньше одного миллиона, практически это округ и группа, - где-то параллельно будут проходить выборы в законодательные собрания, и там кандидаты, лидеры этих групп будут и в рамках территориальных групп работать, и в рамках одномандатных или многомандатных округов, в зависимости от системы. И конечно, это совершенно разные кампании: кто-то местный, кто-то на севере области, края или республики работает, кто-то - на юге, и у них совершенно разные подходы в штабах, только общая идеологическая платформа, свои графики, свой способ ведения кампании, свои проблемы где-то в районе, а мы предлагаем ограничить право таких субъектов, если они представляют одну партию, направлять своих наблюдателей. Теоретически силами немногих партий, даже только парламентских, мы можем обеспечить достаточно высокую степень контроля и прозрачности голосования на участке, когда одномандатник-мажоритарщик направляет наблюдателя, партия, выдвинувшая список кандидатов, направляет наблюдателя, когда в ЗС выдвигает одномандатника партия... Вот одна партия, благодаря своему списку, избирательным объединениям, кандидату-мажоритарщику, может минимум четырёх наблюдателей направить, а если где-то будет совмещение ещё с местной кампанией, муниципальной... От фракции выступление, прошу добавить четыре минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ДИДЕНКО А. Н. То есть сразу мы восьмерых, а где-то и ещё больше, превращаем в одного. И зачем нам ограничивать возможности, разве наблюдатели сейчас представляют какую-то проблему? Наоборот, Центральная избирательная комиссия проводит какие-то семинары, вовлекает молодёжь, проводит лекции в университетах, как правило, в юридических вузах, вузах юридического профиля, чтобы повышать привлекательность процесса голосования именно для граждан, для гражданского общества. Некоммерческие организации, которые получают иностранные деньги, тоже направляют своих наблюдателей, хотя и с огромным трудом, - они не могут их найти, но, устанавливая большие гонорары, направляют их на избирательные участки. Если цель - убрать этих наблюдателей, то мы вместе с водой выплёскиваем ребёнка, то есть вот с этими наблюдателями убираем тех, кто действительно хочет изучить нашу избирательную систему, получить какие-то знания о ходе голосования и вообще об институте выборов в Российской Федерации. Я не совсем понимаю логику авторов законопроекта, и всё-таки просил бы представителей фракции КПРФ уточнить позицию фракции перед голосованием, поскольку авторы представляют фракцию Коммунистической партии Российской Федерации, насколько это согласовано с руководством фракции, потому что утром Геннадий Андреевич говорил ровно об обратном: о том, что он услышал послание президента и что один из важнейших его пунктов касался проведения честных, открытых, легитимных выборов. Эта норма законопроекта явно не способствует открытости и легитимизации избирательного процесса, норма репрессивная, откровенно говоря: любые поправки и законы об изменении избирательного законодательства, связанные с ущемлением возможностей и прав всех участников избирательного процесса, являются репрессивными. Я напоминаю, что речь идёт о законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и эти гарантии мы просто так не можем выхолащивать из-за того, что кому-то что-то показалось. Даже у некоторых парламентских партий региональные отделения не в каждом субъекте функционируют (я это совершенно точно и доподлинно знаю), я уж не говорю о том, что и формально созданные в небольших субъектах отделения реально не функционируют - эта проблема тоже существует, и это проблема многих парламентских партий, кроме партии ЛДПР. Я призываю депутатов фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внимательно отнестись к этому законопроекту, поскольку знаю, что они активно сотрудничают в вопросах контроля в день голосования с другими партиями, в том числе непарламентскими. Очень коварно затесался этот вопрос в повестку дня, на самом деле он абсолютно репрессивный, абсолютно реакционный. Такое впечатление, мы не понимаем, о чём мы говорим сейчас, - это будет совершенно другая избирательная кампания. Мы с вами льём воду на мельницу тех нерадивых председателей субъектовых избирательных комиссий и тех участников процесса, вся деятельность которых направлена не на нормальное проведение процесса голосования, а на подрыв процесса голосования, на то, чтобы граждане утратили доверие, на то, чтобы продолжалась деградация доверительного отношения граждан к избирательной системе. Я не совсем понимаю, что мы с вами делаем. Фракция ЛДПР будет категорически против данного законопроекта и выступать, и голосовать, и дальше в средствах массовой информации будет проводить свою линию, донося до граждан мысль о том, какая сила проводит здесь, в зале пленарных заседаний, репрессивные избирательные законопроекты. Ещё раз говорю: я знаю, что данный законопроект был включён в повестку дня до вчерашнего послания президента, но после внешнеполитических вопросов Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин - гарант Конституции, в том числе и её 32-й статьи, апеллировал к Федеральному Собранию, говоря о том, что необходимо провести легитимные и честные выборы. Так давайте все сплотимся, для того чтобы они были действительно конкурентными, легитимными и открытыми! Я ещё раз призываю руководство фракций, депутатов вернуться к тексту законопроекта, внимательно его посмотреть до "часа голосования" и определиться с позицией, а мы, естественно, будем внимательно следить и транслировать эту позицию в регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я просил бы докладчика и содокладчика ещё раз воспользоваться правом на выступление и всё разъяснить, чтобы никто никого не вводил в заблуждение. Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я вот слушаю и понимаю, что мы вступаем в выборную кампанию и красиво что-то говорить с трибуны сегодня становится модным, но говорить надо предметно: не лозунги произносить и обличать там кого-то, а приводить конкретные аргументы, говорить, в чём порочность, так сказать, этого предложения. Ведь мы 13 сентября этого года действительно отмечали, что под видом заключения договора об осуществлении полномочий наблюдателя кандидаты фактически совершали подкуп большого числа избирателей, которые предъявляли в избирательную комиссию документ о направлении их в качестве наблюдателей, но при этом просто голосовали и покидали избирательный участок. Общее время присутствия таких наблюдателей в помещениях комиссий составляло не более 5-10 минут, и это помимо того, что создаются неудобства для работы комиссий. Мы ведь не говорим: одна партия - один наблюдатель, мы говорим, что одна партия, один кандидат имеют право направлять в комиссию пять человек - этого что, недостаточно, для того чтобы осуществлять нормальный контроль на избирательном участке?! Ведь всё равно от одной партии или от одного кандидата на участке может присутствовать только один наблюдатель (они могут просто менять друг друга). Поэтому непонятно, о чём вот эта, так сказать, сегодняшняя дискуссия, - о том, что мы там какие-то репрессии устраиваем в отношении ЛДПР? Мы говорим о том, что не надо заниматься подкупом, во-первых, а во-вторых, не надо устраивать базар на избирательном участке, нам нужно просто обеспечить нормальную работу избирательной комиссии. Вот в этом весь смысл нашего предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я слушал очень внимательно Алексея Николаевича - действительно очень убедительная речь, и мы традиционно обсуждаем это предметно в комитете. И когда Алексей Николаевич закончил, я на всякий случай решил вновь вернуться к тексту. Почему? Потому что я понял, что, наверное, речь идёт о совершенно другом явлении, которое Геннадий Андреевич Зюганов поддержал, или, может быть, я ошибаюсь, когда говорю, что помню этот текст. Уважаемые коллеги, очень простой текст: один зарегистрированный кандидат (первое), избирательное объединение (второе), общественное объединение (третье), инициативная группа по проведению референдума (четвёртое) вправе назначить в каждую комиссию не более чем пять наблюдателей, которые имеют право поочерёдно осуществлять наблюдение в помещении комиссии, в помещении для голосования. Коллеги, когда вы всё это сложите вместе, умножите на число участников, представьте себе помещение, класс в школе, где работают ещё очень много людей - это члены комиссии, журналисты, охрана... Так вот сложите всё это, и вы поймёте, что иного какого-то требования быть не может! Почему? Потому что это просто физически невозможно - назначать бесконечное количество людей. Минимальное число, которое будет присутствовать, - четырнадцать (плюс одномандатные округа) умножайте на пять, так что никакого нарушения институтов демократии в этой ситуации не будет! И, пользуясь, Сергей Евгеньевич, данной вами возможностью, хочу сказать, что точно так же я очень глубоко уважаю Дмитрия Ивановича Савельева. Единственно, мне кажется, что, задавая вопрос, он привёл сегодня неудачный пример с Ростовской областью, начав перечислять нарушения. Даже самые жёсткие наши противники, которые были в Ростовской области, ни разу не называли те нарушения, которые приводил сегодня Дмитрий Иванович. Ростовская область, Дмитрий Иванович, гостеприимная, а Лебердон - фантастическое место с фантастическими ресторанами, лично приглашаю вас, в марте давайте поедем туда, вы убедитесь, что мы гостеприимны и нарушений у нас нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич, спасибо, Владимир Николаевич, за такие убедительные аргументы и разъяснения, теперь, я рассчитываю, уж всем всё станет ясно. Выносим законопроект на "час голосования".
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 29 и 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статью 33 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 19 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 293 чел. Не голосовало 157 чел.34,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.