Заседание № 270
О проекте федерального закона № 887724-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу о мерах налогового стимулирования инвестиционной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. Микрофон включайте побыстрее. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые правовые экспертизы, замечаний нет. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступления по мотивам будут? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 21 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 269
О проекте федерального закона № 887724-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросу о мерах налогового стимулирования инвестиционной деятельности; принят в первом чтении 23 октября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Цель указанного законопроекта - побудить российские организации и компании к активизации инновационного развития, для этого включается целый ряд дополнительных стимулов, в том числе налоговые преференции. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило двадцать три поправки, шестнадцать из них принято, семь - отклонено. Комитет рекомендует Государственной Думе утвердить таблицы принятых и отклонённых поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Поправка 9 из таблицы поправок, рекомендованных к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1 без поправки 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 05 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста, поправка 9. ИВАНОВ С. В. Уважаемые депутаты, данной поправкой наши замечательные коллеги депутаты Макаров и Чижов избавляют граждан от двойного налогообложения при уплате транспортного налога. Это замечательная инициатива, но вам, Сергей Евгеньевич, как председателю Российского исторического общества, было бы, наверное, небезынтересно узнать тот исторический факт, что ровно два с половиной года назад депутаты возглавляемой вами Думы Иванов и Лебедев внесли такой же законопроект и парламентское большинство успешно его отклонило. Так вот если считать, что, по самым скромным подсчётам, в России за год продаётся примерно 4 миллиона автомобилей, то за два года это будет 8 миллионов, и с учётом минимального транспортного налога нашим гражданам был нанесён ущерб в размере почти 1 миллиарда рублей - вот к чему приводит тупое отрицание инициатив оппозиции! Раиса Максимовна наша уважаемая два с половиной года назад нам доказывала, что мы не можем принять данный закон, поскольку нет данных и вообще это нанесёт катастрофический ущерб нашей стране, - но пока вы нанесли миллиардный ущерб только гражданам. Предлагаю поправку принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, вряд ли событие, о котором вы вспомнили, достойно того, чтобы внести его в учебники истории. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Ну, поскольку предложено принять эту поправку и аргументов, чтобы её отклонить, у меня нет, мы её приняли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование поправку 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 02 сек.) Проголосовало за 286 чел.63,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4 % Результат: принято Поправка 9 принимается. Коллеги, я напоминаю, что имеет смысл выносить на отдельное голосование только те поправки, по которым вы возражаете. Сергей Владимирович, вас и всех я прошу иметь это в виду и больше не тратить время зала. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба вынести на отдельное голосование поправки 1, 2, 3, 4, 6, 7 с одним докладом - шесть минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2 без поправок 1, 2, 3, 4, 6 и 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 22 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Антон Анатольевич Ищенко по поправкам 1, 2, 3, 4, 6, 7. Шесть минут, пожалуйста. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Тоже для исторической справедливости, в продолжение выступления Сергея Владимировича Иванова: буквально несколько недель назад мы рассматривали изменения в бюджет 2015 года и фракция ЛДПР сделала предложение докапитализировать Фонд развития промышленности. Тогда большинство присутствующих в парламенте отклонило эти поправки с аргументацией, что фонд недостаточно эффективно расходует средства. 3 декабря в послании президента прозвучало прямое указание докапитализировать Фонд развития промышленности. Ну это так, на всякий случай, я думаю, что мы к этому вопросу вернёмся и обязательно выполним теперь уже поручение президента, хотя предложение прозвучало в том числе, когда мы излагали позицию фракции ЛДПР при голосовании по вопросу об изменении бюджета 2015 года. Теперь что касается предлагаемых поправок. Закон, который мы сегодня рассматриваем, конечно же, важен и нужен. Изначально речь шла о мерах налогового стимулирования инвестиционной деятельности, но, как водится в последнее время, почему-то в законы, которые носят красивые названия, вносятся изменения, никакого отношения к их первоначальному тексту не имеющие. Скажем, вот в этот закон у нас попали нормы, которые изменяют порядок уплаты транспортного налога, налога на имущество, земельного налога и так далее, ну а что касается инвестиционной деятельности - всё это сделано настолько эпизодично, что никакого эффекта на самом деле для экономики не даст. О чём идёт речь? Мы с вами принимаем поправки, которые будут вроде бы стимулировать развитие тех компаний, которые вышли на биржу в секторе рынка инноваций и инвестиций. Однако на самом деле там сегодня меньше двух десятков компаний, и это крупные компании, у которых уже капитализация больше 50 миллионов рублей, а облигационные займы они собираются выпускать на сумму больше 1 миллиарда рублей, то есть это компании уже состоявшиеся. Ну понятно, в чьих интересах это делается! Конечно, для "Роснано" это, наверное, очень важно - например, продать акции каких-то компаний или облигации, не уплатив налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, но огромному количеству компаний, которые работают на инновационном рынке, эти поправки ничего не принесут. А суть моей поправки сводится к тому, чтобы нормы, аналогичные тем, которые действуют в отношении семнадцати компаний, торгующих на московской бирже, распространить на тысячи малых инновационных предприятий, работающих при вузах и при научных учреждениях. Это как раз те самые точки роста, о которых говорили и президент, и правительство, которые мы ищем, стремясь поменять структуру экономики, но почему-то безуспешно - мы буксуем на месте, выделяя огромные средства, принимая законы, поправки и так далее. Поправки, которые мы предлагаем внести в рассматриваемый законопроект, дают возможность не уплачивать налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, если акционер, предприятие или физическое лицо, владеет долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое зарегистрировано в соответствии с законом "О науке и государственной научно-технической политике" и с законом "Об образовании..." при высшем учебном заведении или при учреждении науки. Эти предприятия как раз и разрабатывают новые программные продукты, формируют новые базы данных, создают новые материалы, имеют экспортный потенциал, например ведут селекционную работу, и так далее. У них сегодня нет источников финансирования их разработок, я вас в этом уверяю, ну, есть небольшие налоговые льготы, но привлечь инвестиции они не могут, и возможность продать долю в предприятии является как раз очень серьёзным стимулом, чтобы инвесторы вложили средства в эти компании. Мы должны привлечь внимание не только государства, но и инвесторов, для того чтобы они видели вектор развития науки, инновационной деятельности и могли без налогов финансировать такие компании, передовые научные разработки, продукты, которые создают сегодня молодые учёные. Для примера могу привести МИСиС, известный институт, институт стали и сплавов, сегодня, он наверное, один из лидеров - вот им было учреждено малое инновационное предприятие, разрабатывающее современные сплавы, которые фактически являются основой для изготовления турбин для авиационных двигателей. Это инновационное предприятие создали студенты, молодые аспиранты, и сегодня оно достаточно успешное, но никаких льгот, никаких преференций ни от государства, ни от учебного учреждения они не получили - платят за аренду, платят за электричество, платят налоги в полном объёме и ходят спрашивают: когда же государство на нас обратит внимание? Давайте подумаем вот о таких ребятах - о передовых молодых учёных, которые сегодня пока ещё готовы работать во благо страны. Предлагаю поправки поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна, пожалуйста. МАКСИМОВА Н. С. Уважаемый Антон Анатольевич, мы в комитете, рассматривая ваши поправки, обратили внимание на то, что сегодня существуют меры поддержки организаций и учреждений, о которых вы ведёте речь, только они осуществляются несколько в другом ключе: через фонд науки, за счёт средств, которые выделяются из антикризисного фонда, - такие меры имеют целевое назначение, они целенаправленные. Кроме того, предложенные поправки приводят к тому, что значительный круг предприятий освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, а это выпадающие доходы, которые при формировании бюджета 2016 года не были учтены ни в консолидированном бюджете России, ни в бюджетах субъектов Российской Федерации. Расчётов, во сколько примерно выльется вот такая дополнительная льготная мера, не представлено и, соответственно, не предложено, какими ресурсами будут замещены эти выпадающие доходы, особенно доходы субъектов Российской Федерации. По этим причинам комитет счёл возможным отклонить эти поправки, которые были внесены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению и уже после принятия Государственной Думой закона о федеральном бюджете на 2016 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование поправку 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 52 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 44 чел. Не голосовало 406 чел.90,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 15 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 57 чел. Не голосовало 393 чел.87,3 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 3. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 38 сек.) Проголосовало за 54 чел.12,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 4. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 01 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 53 чел. Не голосовало 397 чел.88,2 % Результат: не принято Поправка отклонена. Ставлю на голосование поправку 6. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 52 чел.11,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 52 чел. Не голосовало 398 чел.88,4 % Результат: не принято Поправка отклонена. И наконец, ставлю на голосование поправку 7. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 45 сек.) Проголосовало за 50 чел.11,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 50 чел. Не голосовало 400 чел.88,9 % Результат: не принято Поправка отклонена. Выносим законопроект на "час голосования". По ведению выступает Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемый Сергей Евгеньевич, произошла не совсем обычная вещь. Депутат Макаров убедил только сто семьдесят девять депутатов из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", остальные поняли, что этот закон прямое отношение к офшорам имеет, и была принята... То есть поправка была отклонена нашими голосами: мы голосовали за поправку, а получилось, что воспринимается это как голосование за отклонение таблицы. Я прошу наши голоса вычесть, и тогда, естественно, не хватает голосов для её отклонения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Сергеевич, вы предлагаете переголосовать для чистоты? Коллеги, ставлю на голосование предложение вернуться к голосованию по поправке... отменить результаты голосования по таблице поправок № 2, вопрос № 4 повестки дня. Включите режим голосования. Ну давайте переголосуем, конечно, а то Борис Сергеевич же не будет спать несколько ночей. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 20 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается, результаты отменены. Коллеги, напомню, в таблице поправок № 2 имеется одна поправка, которая вынесена на отдельное голосование. Значит, можно поставить на голосование одну поправку, а можно таблицу, содержащую единственную поправку. Борис Сергеевич, как выдающийся математик, - я говорю об этом без иронии, математик с мировым именем - согласится, что это равнозначно. Борис Сергеевич, на ваше усмотрение - за что голосуем, за таблицу или за поправку? Борис Сергеевич хочет за поправку - давайте уважим. Ставлю на голосование поправку 1 из таблицы поправок № 2, предложенных профильным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 37 сек.) Проголосовало за 144 чел.32,0 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 151 чел. Не голосовало 299 чел.66,4 % Результат: не принято Поправка отклонена.
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 11 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 258
О проекте федерального закона № 887724-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" (по вопросу о мерах налогового стимулирования инвестиционной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагаются поправки к двум главам Налогового кодекса - "Налог на доходы физических лиц" и "Налог на прибыль организаций", - направленные на освобождение от налогообложения доходов от определённых видов ценных бумаг. О чём идёт речь? Сегодня освобождаются от налогообложения доходы, которые получены гражданами или организациями в отношении следующих бумаг: во-первых, необращающихся акций организаций; во-вторых, акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, - в том случае, если эти организации относятся к высокотехнологичным отраслям. Если же организации вначале были не относящимися к высокотехнологичным и акции не были обращающимися, а потом стали таковыми, льгота применяется тоже при условии непрерывного владения этими ценными бумагами в течение пяти лет. Правительство предлагает для организаций, относящихся к высокотехнологичному сектору экономики, сократить срок владения акциями, которые соответствующим образом котируются на бирже, обращаются на рынке ценных бумаг, с пяти лет до одного года, а кроме того, распространить эту льготу в отношении облигаций компаний и инвестиционных паёв паевых инвестиционных фондов, опять-таки относящихся к высокотехнологичным секторам экономики. Мы просим поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Антона Анатольевича Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Представитель правительства детально изложил концепцию законопроекта. Комитет рассмотрел законопроект на своём заседании и отмечает, что он абсолютно своевременный и нужный, поскольку направлен на активизацию инвестиционной и инновационной деятельности в стране. Исходя из финансово-экономического обоснования, представленного правительством, появятся небольшие выпадающие доходы как в федеральном бюджете, так и в региональных бюджетах, а именно 38 миллионов рублей в 2016 году по налогу на доходы физических лиц и 35 миллионов рублей по налогу на прибыль, однако комитет всё равно рекомендовал к принятию этот законопроект, учитывая мнения правительства и Счётной палаты, которые поддерживают его принятие. Комитет просит поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к докладчику или к содокладчику - всё равно, кто ответит. Вопрос следующего содержания. Конечно, подтолкование к законопроекту, а именно фраза "налоговое стимулирование инвестиционной активности", а также слова в самом законопроекте "высокотехнологичный сектор экономики" завораживают однозначно, и, как говорится, хочется всему этому помочь. Но всё-таки хотелось бы знать, а как то, что мы отменой налога стимулируем постоянную торговлю этими акциями, поможет развиваться данному сектору? У нас всегда было убеждение, что, если бумаги держатся долго, это стимулирует долгосрочные вложения, если короткий срок держания бумаг, то это стимулирует спекуляции. Так вот как спекуляции на этом рынке помогут стимулировать высокотехнологичный сектор и инновационную деятельность? Прошу в этой части дать более подробные пояснения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон представителю правительства включите. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Речь идёт о стартапах прежде всего. Вложение денег в стартапы - рискованное, поскольку может дать, а может и не дать результаты, и важно инвесторов поощрить к тому, чтобы они вкладывались в стартапы. Освобождение от налогообложения, скажем, физических лиц - это 13 процентов доходов, которые они могут получить в результате того, что этот стартап, так сказать, выстрелит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Сергей Дмитриевич, на прошлом заседании мы дали льготы продавцам очков, сегодня мы даём льготы торговцам на финансовом рынке, несмотря опять же на красивые слова о высоких технологиях и так далее. Ну почему наше правительство даёт налоговые льготы в основном ретейлу, сырьевому сектору, финансовому сектору, финансовым спекулянтам? Может быть, надо дать льготы машиностроителям, станкостроителям? В чьих интересах, вообще, вот все эти налоговые льготы? ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Михаил Васильевич, за вопрос, но если вы слышали мой предыдущий ответ, то поняли идеологию: поддерживаются те, кто вкладывается в стартапы, а стартапы могут быть самой разной направленности, в том числе в сфере машиностроения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горовцов Дмитрий Евгеньевич. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Сергей Дмитриевич, да, действительно, подтолкование к законопроекту и заявленные цели очень привлекательны, но, как говорится, дьявол кроется в деталях. А детали в том числе связаны с тем, что в результате реализации этой инициативы могут возникнуть выпадающие доходы, в том числе для субъектов Российской Федерации, как было сказано в содокладе по этому законопроекту. Скажите, пожалуйста, предусмотрена ли в проекте федерального бюджета компенсация субъектам Российской Федерации на цели возмещения выпадающих доходов, которые уже запланированы? ШАТАЛОВ С. Д. Сегодня этот инструмент не очень востребован, и, по нашим оценкам, доходы, которые могут быть потеряны субъектами Российской Федерации, в год не превысят 70-75 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Повторю, слова в подтолковании красивые, мотивация - поддержка высокотехнологичного сектора экономики - тоже здорово, но, когда читаешь такие слова, ожидаешь получить больше. К сожалению, больше пока не получается, хотя, может быть, на большее и нечего рассчитывать, просто сама повестка более широкая, нежели реальность. После того, что сейчас сказал Сергей Дмитриевич, возникает вопрос: а как стимулируются стартапы, что имеется в виду - что купить или продать этот стартап можно раньше, чем через пять лет? Мы что, тем самым стимулируем, чтобы больше людей пришло, так сказать, заниматься стартапами? Это, может быть, и так, но в комитете были розданы материалы, в которых говорится, что под этот законопроект подпадают эмитенты акций, всего аж двадцать компаний, из них две крупных - ОАК и "QIWI", пять эмитентов облигаций во главе с ОАО "Роснано" (знаем такую) и девять венчурных ПИФов ряда регионов - из Калужской и Воронежской областей и из Краснодарского края. В связи с этим я бы сказал, что всё-таки гора родила мышь. Мы готовы, наверное, льготы давать всем, в том числе и высокотехнологичным компаниям, но хотелось бы от правительства более радикальных предложений, с тем чтобы стимулировать инновационную деятельность, и, наверное, без предоставления налоговых льгот здесь нельзя. Даже если это не шаг, а маленький шажок - пусть он будет первым, ради бога, и надо двигаться дальше, потому что, наверное, путь выбран правильный, но, может быть, вот этот шаг слишком робок и аккуратен. Это первое. Ну и второе, о чём я хотел бы сказать. Хотите вы этого или нет - всё равно, если короткий срок держания бумаг - это всё-таки путь к спекуляциям, а если длинный - к долгосрочным вложениям. В связи с этим напомню, что мы не так давно обсуждали введение уплаты НДФЛ для тех граждан, которые купили квартиру. Тогда говорили, что человек может купить квартиру, три года её просто подержать, а потом продать (хотя в семьях бывают разные ситуации), поэтому надо этот срок увеличить до пяти лет, чтобы человек держал квартиру, был её собственником не менее пяти лет. Несмотря на сопротивление оппозиции такое решение было принято, что однозначно создало проблемы и для людей, не только для инвесторов на рынке жилья, ведь в жизни бывают разные ситуации, семьи появляются, разрастаются, и люди меняют жильё. Увеличение срока, в течение которого квартира должна быть в собственности, с трёх до пяти лет, а в противном случае, если меньше, взимание НДФЛ - это был шаг, создающий препятствие для того, чтобы люди улучшали свои жилищные условия, используя не серые, а белые схемы. Здесь мы видим некий обратный процесс - дать возможность торговать акциями очень узкому кругу эмитентов. Наверное, это нормально, ради бога, но говорить, что это судьбоносный закон, пока рано. В общем, хорошо, наверное, если он будет принят, но это мало что изменит. Мы вот пока не видим, что это существенно изменило бы ситуацию для высокотехнологичных компаний. Если это действительно так, то предлагаю правительству, в случае если закон будет принят, подумать о том, чтобы предложить парламенту рассмотреть более существенные льготы, направленные на развитие инновационного сектора. Видимо, без предоставления льгот двигаться в этом направлении никак не получится! Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я выступаю теперь от фракции ЛДПР, хочу аргументировать позицию фракции. Мы, конечно же, поддержим этот законопроект, но в то же время полностью разделяем ваше мнение, Александр Георгиевич, что в случае принятия закона в том виде, в котором он представлен на рассмотрение Государственной Думы, вполне возможно, последствия введения его в действие будут абсолютно незаметны, потому что и круг компаний, на которые будут распространяться эти льготы, не очень большой - всего лишь двадцать компаний, - и объём сделок по акциям этих компаний тоже чрезвычайно низок. Конечно же, надо расширять перечень компаний, которые могут быть задействованы в этих льготных с точки зрения налогообложения сделках. Хочу сказать для тех, кто, может быть, не совсем детально изучил текст законопроекта: речь идёт не о том, что мы даём льготы эмитентам этих компаний, - мы даём льготы держателям акций этих компаний, поэтому, собственно, и складывается не совсем правильное представление. Это способствует не спекуляции ценными бумагами, а привлечению инвестиций, в том числе и в эти проекты. Сергей Дмитриевич, мне кажется, тоже не совсем правильно преподнёс концепцию законопроекта, когда отвечал на вопросы наших коллег из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Речь идёт не о стартапах, я вас уверяю, потому что стартап на фондовую биржу не попадёт: он должен пройти листинг, а это целый перечень требований, через которые маленьким компаниям не пробраться. Наше предложение, предложение фракции ЛДПР, собственно, в том, чтобы расширить перечень компаний, которые могут рассчитывать на льготы для держателей долей уже даже не ценных бумаг, не акций и облигаций, а долей в малых инновационных предприятиях. У нас есть целый перечень льгот для таких предприятий. Скажем, отменена верхняя планка в 25 процентов для юридических лиц, которые являются учредителями малых инновационных предприятий совместно с вузами в соответствии с законом "Об образовании..." и совместно с научными организациями в соответствии с законом "О науке и государственной научно-технической политике". Мне кажется, это как раз и есть те самые точки роста - вот эти инновационные компании, которые сегодня должны получить поддержку со стороны государства. Мы понимаем, что привлечь финансирование со стороны, через коммерческие банки сегодня невозможно, из-за санкций против России иностранные инвесторы к нам тоже не придут, поэтому мы должны задействовать максимальный потенциал нашего фондового рынка, в том числе дать возможность вот таким молодым командам инженеров и научных работников продавать доли в малых инновационных предприятиях. Таким образом будут привлекаться средства в эти проекты, мы получим дополнительный источник финансирования для высокотехнологичной отрасли. Правильно сегодня было сказано, что предприятия, акционерные общества могут реализовывать проекты не только на финансовом рынке, но и в таких областях, как машиностроение, химическая промышленность (в будущем), новейшие разработки в сфере нанотехнологий, в электронике, и так далее. Огромное количество предприятий смогут получить дополнительные инвестиции, если мы расширим этот перечень компаний за счёт малых инновационных предприятий. Вот мы очень часто видим на всех федеральных каналах рекламу: "Газпром" - национальное достояние. Ну почему только "Газпром"? Сегодня, мне кажется, надо переориентировать подходы, составить национальный реестр предприятий, являющихся национальным достоянием, тех, которые имеют перспективу роста. Пускай это будет сто или тысяча предприятий, но им, именно компаниям из этого списка национального достояния России, государство должно оказывать всяческую поддержку, именно на них нужно делать ставку и всячески им помогать. Я вам хочу сказать, что за четыре года количество средних предприятий в нашей стране сократилось на 3 тысячи, то есть на 15 процентов, каждый год закрываются предприятия: было больше 17 тысяч - стало меньше 15 тысяч. Представьте, вот эти точки роста - наши предприятия, которые должны вытащить за собой экономику, ни на какую поддержку сегодня рассчитывать не могут. Давайте их поддержим - расширим этот перечень предприятий, давайте внесём изменения в законопроект ко второму чтению! Фракция ЛДПР поддерживает этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, законопроектом предлагается освободить от НДФЛ и налога на прибыль организаций доходы, полученные от реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паёв, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии, что они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или в ином вещном праве более одного года. Указанное освобождение будет применяться до 31 декабря 2022 года включительно. Учитывая, что законопроект направлен на стимулирование притока инвестиций в инновационную сферу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект. И хотела бы в связи с этим ответить Александру Георгиевичу по поводу увеличения срока владения недвижимым имуществом с трёх до пяти лет - это статья 217-1 Налогового кодекса, - доходы при реализации которого освобождаются от налогообложения. Мы с вами вынуждены были внести эту норму в силу того, что застройщики, а также их близкие родственники на корню скупали квартиры во вновь строящихся домах и не платили никаких налогов, просто уходили от налогообложения, если владели три года... Напомню, в отношении тех, кто участвует в долевом строительстве, договор долевого строительства в соответствии с 214-м законом регистрируется в регистрационной палате, и с этого момента отсчитаются вот эти пять лет. Ну и потом, квартиру купить - это не лапти купить, люди всегда, наверное, оценивают, на сколько лет, на какое количество членов семьи... Со следующего года эта норма у нас будет действовать, и это именно для тех налогоплательщиков, которые не занимаются перепродажей, а именно для себя решают квартирный вопрос, и в этом случае вполне можно и разделить эту квартиру, и на супруга оформить, потому что он налогоплательщик, и это не будет подлежать налогообложению, потому что в первую очередь исключаются расходы на приобретение этого жилья. Законопроект нужно принимать в первом чтении, а если будут какие-то предложения, я думаю, фракции смогут ко второму чтению сформулировать поправки, затем поучаствовать в рассмотрении во втором чтении и принять в целом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов. ГОРОВЦОВ Д. Е. Уважаемый Сергей Дмитриевич, вы, к сожалению, не ответили на мой вопрос. Я вас спросил: внося эту инициативу и говоря о возникновении выпадающих доходов, в том числе в ряде субъектов Российской Федерации, предусмотрели ли вы компенсации в соответствии со статьёй 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации на эти цели для субъектов Российской Федерации? Вы ни слова не сказали, сделано это или не сделано, вы лишь сказали, что сумма этих выпадающих доходов незначительна и, дескать, компенсировать мы ничего не будем. Мы уже напринимали кучу инициатив, с вашей подачи в том числе, которые привели к возникновению серьёзных выпадающих доходов, которые, к сожалению (я могу привести конкретные примеры), до сих пор не компенсированы целому ряду субъектов Российской Федерации, и мы вновь эту катушку раскручиваем, и вы не отвечаете не вопрос! Я просил бы всё-таки в вашем заключительном слове дать ответ на такой вопрос: вы предусмотрели компенсацию в бюджете или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Дмитриевич, ваше заключительное слово, пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, я благодарю за такое пристальное и серьёзное обсуждение этого вопроса. Отвечая на вопрос, я повторю: суммы, о которых идёт речь, настолько незначительные (порядка 70-75 миллионов рублей на всю Россию в течение года, а в среднем по региону это меньше 1 миллиона рублей в год), что нет необходимости их компенсировать, эти суммы в бюджете не заложены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 31 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел.45,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.